СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ В СУБРЕГИОНЕ КМВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА-КУРОРТА ЕССЕНТУКИ)
© Хапаева А.А.1
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске,
г. Пятигорск
В статье диагностированы ресурсные возможности, проблемы и перспективы развития рекреационной сферы города-курорта Ессентуки. Обоснованы базовые императивы, кластерный формат, механизм государственно-частного партнёрства в развитии санаторно-курортной сферы Ессентукского курорта.
Ключевые слова: рекреация, санаторно-курортная сфера, федеральный курорт, город-курорт Ессентуки, стратегические приоритеты.
Российская Федерация обладает уникальным и разнообразным турист-ско-рекреационным потенциалом, который позволяет развивать все виды рекреации в большинстве регионов страны.
В особом ряду подобных специализированных территорий стоят Кавказские Минеральные Воды и в частности город-курорт Ессентуки, диагностика ресурсных возможностей, проблем и перспектив развития которого свидетельствуют о явных конкурентных преимуществах Ессентуков в рекреационной и санаторно-курортной специализации, обусловленной, прежде всего, наличием всемирно известных лечебных факторов (табл. 1).
Таблица 1
Итоговая матрица SWOT-анализа развития федерального курорта Ессентуки [1, с. 81-85]
Сильные стороны (^ Слабые стороны (W)
1. Наличие санаторно-курортного, туристического потенциала 2. Наличие развитого и диверсифицированного потребительского рынка, высокая концентрация сетевой торговли. 3. Хорошо развита внешняя дорожная сеть, имеется железная дорога, близко расположен аэропорт города Минеральные Воды. 4. Неплохая экологическая ситуация, благоприятный городской рельеф и роза ветров. 5. Хорошо развита городская и социальная инфраструктура. 6. Растущие темпы жилищного строительства. 1. Высокая степень износа основных фондов во всех отраслях городской экономики. 2. Город зависит от всех видов энергоресурсов. 3. Дефицит квалифицированных кадров и их отток в другие города КМВ и края. 4. Относительно низкая гражданская активность населения. 5. В городе относительно низкие доходы населения и значительный удельный вес лиц пенсионного возраста. 6. Слабая финансовая база и высокая дотационность городского бюджета. 7. Наличие депрессивных территорий в результате банкротства и ликвидации предприятий. 8. Отсутствие системы утилизации отходов.
1 Студент кафедры «Государственное и муниципальное управление».
Окончание таблицы 1
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Активное продвижение города во внешней среде. 2. Привлечение инвестиций в санаторно-курортный комплекс и туризм, системы жизнеобеспечения. 3. Внедрение инновационных технологий. 4. Реформирование социальной сферы и ЖКХ. 5. Развитие местного самоуправления, повышение роли населения в решении вопросов местного значения. 6. Повышение эффективности использования муниципальной собственности. 7. Развитие механизмов ГЧП. 1. Опережающий рост экономики и уровня жизни в сопредельных регионах. 2. Повышение тарифов на энергоресурсы. 3. Проникновение на товарные рынки продукции, аналогичной выпускаемой городскими предприятиями, но более дешевой. 4. Техногенные аварии из-за изношенности в сфере ЖКХ. 5. Высокая зависимость государства от цен на нефть и газ. 6. Демографические проблемы: старение населения, высокая смертность, в том числе вследствие ухудшения здоровья, нелегальная миграция. 7. Сокращение налоговой базы внешними собственниками и инвесторами.
Не смотря на ограниченные властные полномочия и ресурсные возможности, тем не менее, муниципальные органы власти города-курорта выступают активными субъектами стимулирования развития рекреационной сферы Ессентуков.
Направленность подобных управленческих решений реализуется прежде всего в формате Стратегии развития города-курорта, позиционирующей последний в качестве территории здоровья, а также одноименной муниципальной программы, целевые ориентиры которой представлены в таблице 2.
Таблица 2
Индикаторы оценки эффективности реализации мероприятий реализуется муниципальной целевой программы «Развитие курорта и туризма в городе-курорте Ессентуки на 2011-2016 годы» [2]
Показатели Значения индикаторов по годам
2010 (факт) 2011 | 201212013|20141201512016
Прогнозные параметры
Количество туристических маршрутов в городе, ед. 1 1 1 1 2 2 2
Количество койко-мест средств размещения, ед.: - в санаторно-курортном комплексе - в гостиничном комплексе 7254 127 7254 127 7254 127 8000 127 8200 140 8200 140 8500 150
Количество отдыхающих, тыс. чел.: - в санаторно-курортном комплексе - в гостиничном комплексе 107,5 25,4 110,0 25,4 112,0 25,4 120,0 26,2 120,0 26,2 120,0 26,2 125,0 27,0
Число прибывающих туристов, тыс. чел. 132,9 135,4 137,4 146,2 146,2 146,2 152,0
Количество работающих в туристско-рекреационной сфере города Ессентуки, чел. 4850 4860 5050 5250 5250 5300 5500
Поступление налогов и сборов от санаторно-курортных и туристских учреждений в местный бюджет (млн. руб.) 72,4 75,5 76,0 76,5 77,0 77,5 78,0
Между тем, рекреационный потенциал города-курорта, хотя и ограниченный, ныне не до конца востребован - тестируются факторы как способствующие, так и лимитирующие развитие рекреационной сферы, представленные в таблице 1.
К последним, в частности, относятся снижение качества обслуживания рекреантов и удручающее состояние сопутствующей инфраструктуры, имущественная неопределенность объектов профильной сферы и ее нивелирование в хозяйственной структуре субрегиона, экологическая проблематика и раздробленность в управлении курортами, слабые территориальный маркетинг и инновационно-инвестиционная активность бизнеса, несоответствие особой статусности федерального курорта и мер государственной поддержки [3, с. 107].
С учетом обозначенных противоречий предпринята попытка обоснования перспектив и механизма развития рекреационной сферы города-курорта Ессентуки.
Так, с целью оптимизации использования ландшафтно-рекреационного потенциала в организации санаторно-курортного дела и туризма в городе-курорте и его окрестностях рекомендовано использовать, разработанную в Пятигорском ГНИИ Курортологии, критериальную оценку главных слагающих ландшафтно-рекреационного потенциала (рельеф, почвы, растительность, водные объекты) по степени благоприятности для рекреантов. Подобная оценка позволяет определить степень пригодности территории для санаторно-курортного лечения и возможность длительного использования климато-ландшафтного потенциала [4, с. 95-103].
Таблица 3
Базовые императивы развития санаторно-курортной сферы города-курорта Ессентуки
Цели Задачи Принципы
- сохранение курорта Ессентуки, как подсистемы системы здравоохранения и элемента системы охраны здоровья населения страны; - сохранение и развитие традиционной лечебно-профилактической роли санаторно-курортных услуг при повышении их качества и доступности населению страны; - обеспечение устойчивого природоохранного развития города-курорта - преимущественное использование курорта Ессентуки как составляющего элемента национальной системы повышения качества здоровья населения; - создание инфраструктуры курорта Ессентуки, учитывающей особенности реализации технологий (лечебных, оздоровительных, досуговых и иных) соответственно парадигме «здоровье -здоровых» и «здоровье - больных и инвалидов», а также интересы местных жителей по удовлетворению их потребностей в разных областях жизнеобеспечения; - повышение экономической заинтересованности участников в решении проблем развития курорта - гарантированность государством и правовое обеспечение развития курорта Ессентуки; - социально-защитительной направленности и целеориентированного патерналистского содержания санаторно-курортной помощи различным категориям населения; - целевого финансирования, прогнозирования и программно-целевого управления развитием курорта Ессентуки на основе создания благоприятного инвестиционного климата, рационального использования консолидированных финансовых ресурсов; - структурно-функционального и материально-технического соответствия курортной деятельности развитию инфраструктуры курорта
Кроме того, предпринято обоснование отраслевых приоритетов развития рекреационной сферы города-курорта, полагая, что базовой основой рекреационной сферы (табл. 3), по-прежнему, должен оставаться санаторно-оздоровительный комплекс, в значительной степени качественно модифицированный и продуктово-диверсифицированный в сочетании с максимально возможным спектром туристских направлений [5].
Практическое воплощение подобных отраслевых ориентиров, как и в целом, наращивание туристско-рекреационной составляющей в экономике города предполагает целенаправленную политику, реализуемую в формате инновационно ориентированных технологий.
В этой связи целесообразен кластерный механизм в развитии рекреационной сферы города-курорта. Исследование позволило сделать вывод о наличии признаков целеноправленного рекреационного кластера, локализованного в рекреационной дестинации Ессентукского курорта, дальнейшее развитие которого будет происходить в формате федерального кластера рек-реационно-туристского типа «Кавказские Минеральные Воды».
Также в качестве перспективного инструмента стимулирования рекреационной сферы Ессентуков в контексте согласования интересов власти, бизнеса и населения следует рассматривать институт социального партнерства.
С учетом стратегических перспектив развития рекреационной сферы правомерно в качестве новой модели хозяйствования в городе-курорте рассматривать механизм частно-государственного партнерства [6].
Наконец, в рыночных условиях социализация и коммерциализация рекреационного комплекса, при сохранении приоритета общей собственности на его объекты, предполагает развитие новых организационных форм
Так, с целью управления рекреационными объектами целесообразно в отношении профсоюзных здравниц (и не только), а также курортной инфраструктуры ессентукского курорта рассмотреть возможность заключения между ФНПР и заинтересованными сторонами (частными структурами, трудовыми коллективами здравниц) концессионных соглашений.
Полагаем, что подобные рекомендации послужат развитию рекреационного комплекса города Ессентуки, обеспечивая рациональное использование уникального ресурсного потенциала и достойное место курорту в хозяйственном комплексе страны.
Список литературы:
1. Медяник Н.В., Михайлюк О.В. Анализ и совершенствование территориального маркетинга бальнеологических курортов // Современная наука и инновации. - 2014. - № 1. - С. 81-92.
2. Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие курорта и туризма в городе-курорте Ессентуки на 2012-2016 гг.: постановление Администрации города Ессентуки от 26.07.2011 г. № 1159.
3. Медяник Н.В. Стимулирование рационального природопользования в аспекте реализации стратегических интересов рекреационного субрегиона (на материалах Кавказских Минеральных Вод) // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2009. - Т. 40, № 4. - С. 106-115.
4. Особая экономическая зона в аспекте стратегической перспективы КМВ / Под общ. ред. Б.Я. Гершковича; ред.-сост. О.В. Михайлюк. Коллективная монография. - Пятигорск: Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Администрация Кавказских Минеральных Вод, 2008. - 75 с.
5. Медяник Н.В., Мельников В.В. Глобальные тренды и стратегические приоритеты развития туристских дестинаций в регионах России (на материалах ставропольского края) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 399.
6. Медяник Н.В., Медяник Б.В. Направления совершенствования государственной экологической политики в регионах Юга России // Инженерный вестник Дона. - 2013. - Т. 27, № 4. - С. 126.