12.6. ПРОБЛЕМЫ НИЗКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА КМВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Сергеев Станислав Игоревич, канд.полит.н., доцент Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет» филиал в г. Пятигорске
Киреева Юлия Николаевна, канд.ист.н., доцент кафедры Мировой экономики и таможенного дела
Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет» филиал в г. Пятигорске
Аннотация: В статье обстоятельно проведен анализ развития туристской привлекательности российских регионов. Сформулирован вывод о том, что необходимо в кратчайшие сроки, сформировать эффективную региональную политику в сфере развития туризма и позиционирования курортных местностей, обладающих туристской привлекательностью не только на российском рынке санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг, но и на мировом.
Ключевые слова: Глобализация, регион,
конкурентоспособность, рекреационно-туристские услуги
THE PROBLEM OF LOW COMPETITIVENESS OF THE REGION KMV ON THE WORLD MARKET OF TOURIST SERVICES AND POSSIBLE DIRECTIONS OF ITS IMPROVEMENT
Sergeev Stanislav Igorevich, the candidate of political since associate Professor
Place of employment: branch RUSHYDRO VPO «North-
Caucasian Federal University in Pyatigorsk
Kireeva Yulia Nikolaevna, the candidate of historical since,
associate Professor the Department of World economy and
customs
Place of employment: branch RUSHYDRO VPO «North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk
Annotation: The article thoroughly analyzed the development of tourist attractiveness of Russian regions. The conclusion is that it is necessary in the shortest possible time, to form an effective regional policy in the sphere of tourism development and positioning of the resort areas with tourist attraction not only in the Russian market of health resorts and tourist-recreational services, but also in the world
Keywords: Globalization, the region, competitiveness,
recreation and tourist services
В современных условиях глобализации, в России, как и в мире в целом, регион становится важным фактором политических и экономических процессов, где национальные, наднациональные и глобальные силы встречают местные требования. Российским регионам приходится решать проблемы модернизации экономики, развития новых и уже существующих,
конкурентоспособных отраслей с оглядкой на выработанные формальные и неформальные правила глобальной экономики [1].
Ставропольский край - субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). В соответствии со Стратегией социальноэкономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, туристский сектор является одной из самых перспективных отраслей с точки зрения потенциального вклада в социальноэкономическое развитие субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в состав СКФО [3].
На сегодняшний день туризм и рекреация формируют заметную часть валового регионального продукта Ставропольского края. Совокупный объем доходов от рекреантов в крае в 2009 году составил - 14,7 млрд.рублей, в 2010 году - 16,3 млрд. рублей. Объемы оказанных туристских услуг в 2011 году достигли 18 млрд. рублей.
Ставропольский край в 2011 году посетило порядка 960 тысяч человек, из них доля иностранных туристов - 11% (107,5 тысяч человек). Поток отдыхающих увеличился на 9% в сравнении с показателями 2010 года, и на 12,6% в сравнении с 2009 годом [4].
В условиях глобальной конкуренции, представляется необходимым в максимальной степени реализовать конкурентные преимущества регионов Ставропольского края, реализация которых, однако, осложнена наличием некоторых проблем.
К числу основных проблем низкой конкурентоспособности Ставропольского края и его территориальных субъектов на мировом рынке туристских услуг в том числе и санаторно-курортных и туристско-рекреационных, можно отнести следующее:
- неэффективное использование имеющегося туристского потенциала;
- диспропорция в развитии санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края, выражающаяся в наличии в основном только лечебнооздоровительного туризма;
- отсутствие эффективной маркетинговой политики в отношении туристского продукта Ставропольского края в целом;
- малоэффективная региональная национальная политика;
- неудовлетворительная система учета и мониторинга состояния развития туристской отрасли Ставропольского края;
- слабая организация работы по развитию санаторнокурортного и туристского комплексов Ставропольского края со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований.
На сегодняшний день существуют значительные проблемы туристской привлекательности регионов Ставропольского края, как для отечественных, так и для зарубежных туристов.
Так, например, существуют серьезные проблемы туристской привлекательности региона Кавказские Минеральные Воды, входящего в состав Ставропольского края, как курортной местности, которая, прежде всего, определяются качеством минеральной воды, воздуха, лечебной грязи, эстетикой природных ландшафтов и эти проблемы вызывают особую озабоченность в оценке привлекательности региона для туристов, а также отечественных и иностранных инвесторов.
Бизнес в законе
4’2013
Регион КМВ - особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - входит в состав Ставропольского края. На территории региона КМВ площадью 5,8 тыс. кв. км проживает около 1 млн. чел. постоянного населения. Кроме того единовременно в регионе находится не менее 40 тыс. чел. приезжих, которые отдыхают и лечатся.
Регион расположен в границах созданного по указу президента РФ Северокавказского федерального округа, и в него входят территории трех субъектов Российской Федерации: Ставропольского края, Кабардино-
Балкарской и Карачаево-Черкесской республик.
Границы региона обусловлены задачей охраны запасов минеральных вод, которые используются на курортах. В границах региона выделены 4 курорта федерального значения: Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и
Пятигорск; их федеральный статус подтвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 14 [5].
Общая площадь территории: 5,83 тыс.кв.км.
Численность населения 846,1 тыс. чел. (по состоянию на 01.01.2002) Доля численности населения по краю -31,8%, по округу 3,9%, по стране 0,58%, плотность населения - 141 чел/кв.км.
В регион входят (по Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 462) полностью или частично 11 муниципальных образований Ставропольского края, имеющих органы местного самоуправления (городские округа: Георгиевск,
Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов и муниципальные районы: Минераловодский, Георгиевский, Предгорный, и небольшая часть Андроповского), а также 4 малонаселенных района Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик. Администрация региона КМВ расположена в г. Ессентуки [6].
Ядром региона является Кавказско-Минераловодская агломерация, объединяющая Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Лермонтов, Минеральные Воды и опирающаяся на высокую транспортную связность основных городов региона. Эта объективно единая система расселения, по сути, представляет собой мегаполис, численность населения которого, вместе с тяготеющим сельским населением, в перспективе может превысить 1 млн. чел. Кавказско-Минераловодскую агломерацию можно рассматривать в одном ряду с одиннадцатью городами-миллионниками России. Самым крупным городом региона является Пятигорск (около 205 тыс. чел.) - второй после Ставрополя по численности населения город, имевший в определённый исторический период статус краевой столицы.
В последние годы национально-культурные объединения субрегиона Ставропольского края активно пополняются переселенцами, социальные
характеристики которых резко изменились. Ранее сюда стремились приехать пенсионеры (в том числе и военные отставники с семьями). В последние же 10-15 лет отмечается значительный приток трудоспособного и активного населения, нуждающегося в рабочих местах, в социальном обеспечении (услуги системы здравоохранения, образования, детских, иных учреждений). Переселенцы желают осесть в городах и заняться малым предпринимательством,
индивидуальной трудовой деятельностью, что входит в некоторые противоречия согласно курортной специфике региона КМВ.
Еще в 1980 году ученые предупреждали: для нормального функционирования и сохранения уникальных бальнеологических свойств курортов Кавмингруппы число постоянно проживающих на КМВ не должно превышать 400 тысяч человек [7].
Сейчас в регионе проживает более миллиона людей. Такое перенаселение КМВ влечет за собой рост отходов жизнедеятельности, производства, автомобильного транспорта, что не может положительно сказаться на экологии курорта. Кроме экологических, экономических и прочих последствий такой перенаселенности развивается и межэтническая напряженность, поскольку рост численности той или иной этнической группы влечет за собой настороженность других этносов, проживающих на территории региона, и как результат возрастает напряженность, и соответственно, возможность конфликта резко возрастает. Отмечается нежелание многих этнических иммигрантов изучать государственный язык и адаптироваться к культурным и этическим нормам новой территории своего проживания.
Также следует отметить, что в настоящее время много споров идет по отношению строительства и покупки недвижимости на территории КМВ. Не для кого не секрет и то, что достаточно распространенной практикой является покупка переселенцами жилых домов, квартир, земельных участков с целью дальнейшего проживания на территории курортов. Существующие законы не ограничивают право владения, пользования и распоряжения этими объектами собственности. Однако такие сделки не считаются достаточным основанием для признания законности нахождения покупателя на территории края[2].
Таким образом, в условиях ухудшающейся экологии при постоянно увеличивающейся численности населения за счет мигрантов и эмигрантов, бездумной лишенной архитектурного смысла и экономической логики застройки курортных зон и окрестностей городов-курортов, вряд ли можно говорить о производстве конкурентоспособных, качественных курортнорекреационных услуг в регионе.
Не забывая о том, что процессы глобализации охватывают, в том числе региональный уровень экономических отношений, а сами регионы становятся активными субъектами не только глобализирующейся экономики, но и инвестиционный политики, именно в регионах могут быть созданы наиболее благоприятные экономические, организационные и кадровые условия для эффективного инвестирования. В том числе в санитарно-курортный и туристский комплекс. А одним из важных условий успешного инвестиционного климата для инвесторов является стабильная социальнополитическая ситуация в регионе, куда он собирается вкладывать деньги.
Основными задачами по развитию туристского сектора и повышению его глобальной конкурентоспособности, на КМВ являются следующие:
- создание современной туристской инфраструктуры;
- улучшение имиджа и организация активного продвижения туристского потенциала;
- реализация грамотной и эффективной региональной национальной политики в области гармонизации и стабилизации межэтнических отношений;
- повышение транспортной доступности перспективных туристских центров;
- обеспечение высокого уровня безопасности для туристов;
- развитие кадрового потенциала;
- обеспечение эффективной охраны и восстановления туристских и культурных ресурсов;
- разработка специальной узкоспециализированной программы по улучшению имиджа и организация активного продвижения туристского потенциала края и региона на мировом рынке туристских услуг;
- развитие научных школ ВУЗов региона специализирующихся на индустрии сервиса, туризма и гостеприимства, имиджевом развитии региона и позиционировании туристских мест региона не только на российском но и мировом рынке туристских, в т.ч. санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг;
- повышение эффективности системы подготовки и
повышения квалификации профессорско-
преподавательских кадров для образовательных учреждений индустрии сервиса, туризма и гостеприимства;
- поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и др.
В обсуждаемом аспекте задача федеральных, региональных и местных органов власти должна состоять в разработке эффективного целостного механизма развития туристского кластера КМВ. В том числе в аспекте повышения его глобальной
привлекательности, позволяющего, реализуя очевидные конкурентные преимущества, развивать регион как курорт мирового уровня, выгодно позиционируя его не только в национальном, но и международном разделении труда.
Исходя из вышеизложенного, необходимо в кратчайшие сроки, формирование эффективной
региональной политики в сфере развития туризма и позиционирования курортных местностей, обладающих туристской привлекательностью не только на российском рынке санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг, но и на мировом: В этой связи, нам
представляется также, крайне важным и актуальным
разработать помимо краевой целевой программы
«Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае», еще и узкоспециализированный и одновременно
комплексный документ «Стратегия позиционирования Ставропольского края на глобальном рынке туристских услуг», который будет сочетать политические,
экономические, маркетинговые, правовые и социальнокультурные аспекты развития.
В заключении стоит отметить, что проблемы российских курортов в настоящее время настолько серьезны, что требуют мобилизации существенных ресурсов государственной власти, ответственной
экспертной проработки, последовательных политических, экономических и других необходимых действий со стороны государства и консолидации общественных усилий по развитию туристской привлекательности российских регионов.
Список литературы:
1. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). Учебник.-М.: Норма, 2006.
Черепанов В.А. Вопросы контроля миграции // режим доступа: http://www.dumask.rU/municipal/2/2003/3096/
2. Официальный сайт Правительства РФ. Распоряжение от 6 сентября 2010 г. №1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» // режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/12423/
3. Официальный сайт Министерства курортов и туризма Ставропольского края. Информация об итогах анализа реализации Стратегии развития рекреационно-туристского комплекса
Ставропольского края на период до 2020 года (за 2009-2011 годы) // режим доступа: http://mkt.stavregion.ru/proekty-i-programmy/
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» № 14 от 17 января 2006 г. // режим доступа http://www.adm-kmv.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7&Itemid=12
5. Положение «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе
Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его администрации». N 462 от 6 июля 1992 г. N 462 // режим доступа http://www.adm-kmv.ru/index.php?option
=com_content&task= view& id=20& Itemid=12
6. Газета «Вечерний Ставрополь», 28.12.2007г.
Reference list:
1. Kochetov E.G. geo-Economics (Development of the world's economic space). Textbook.-M: Norma, 2006.
2. Cherepanov V.A. Questions of migration control, / / access mode: http://www.dumask.ru/municipal/2/2003/3096/
3. Official website of the Government of the Russian Federation. Resolution of September 6, 2010 №1485-R «About the approval of the Strategy of socioeconomic development of the North-Caucasian Federal district up to the year 2025 // access mode: http://правительство.рф/gov/results/12423/
4. Official website of the Ministry of resorts and tourism of the Stavropol
region. Information about the results of the analysis of realization of Strategy of development of recreational-tourist complex of the Stavropol territory for the period till 2020 (for 2009-2011) // access mode:
http://mkt.stavregion.ru/proekty-i-programmy/
5. Resolution of the Government of the Russian Federation «On recognition of resorts Essentuki, Zheleznovodsk, Kislovodsk and Pyatigorsk, located in the Stavropol territory, the resorts of Federal importance and on approval of provisions about these resorts» № 14 of 17 January 2006 // access mode http://www.adm-
kmv.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7&Itemid=1
6. Regulation «On specially protected eco-resort region of the Russian Federation the Caucasian Mineral Waters, Stavropol Krai and his administration.» N 462 dated July 6, 1992, N 462 // access mode http://www.adm-kmv.ru/index.php?option =com_content&task= view& id=20& Itemid=12
7. The newspaper «Evening Stavropol», 28.12.2007г.
ОТЗЫВ
В настоящее время проблемы российских курортов настолько серьезны, что требуют мобилизации всех ресурсов государственной власти, ответственной экспертной проработки, последовательных политических, экономических и других необходимых действий со стороны государства и консолидации общественных усилий по развитию туристской привлекательности российских регионов, особенно в связи с обострением конкуренции а мировом рынке туристских услуг.
В статье обстоятельно проведен анализ развития туристской привлекательности российских регионов, предложены основные задачи по развитию туристского сектора и повышению его глобальной конкурентоспособности, на Кавказских Минеральных Водах.
Авторы делают вывод о том, что необходимо в кратчайшие сроки сформировать эффективную региональную политику в сфере развития туризма и позиционирования курортных местностей, обладающих туристской привлекательностью не только на российском рынке санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг, но и на мировом.. В этой связи, авторы предлагают крайне важным и актуальным разработать помимо краевой целевой программы «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае», еще и узкоспециализированный и одновременно комплексный документ «Стратегия позиционирования Ставропольского края на глобальном рынке туристских услуг», который будет сочетать политические, экономические, маркетинговые, правовые и социально-культурные аспекты развития.
Сформулирован вывод о том, что необходимо в кратчайшие сроки, сформировать эффективную региональную политику в сфере развития туризма и позиционирования курортных местностей, обладающих туристской привлекательностью не только на российском рынке санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг, но и на мировом.
В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Доцент кафедры «Экономика и управление социально-экономическими системами»
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»,
кандидат экономических наук Л.Я.Казакова