ЭКОНОМИКА
УДК 332.14
К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ РЕГИОНА
М. А. Алексеева
ON PROMISING USE OF THE RESOURCE POTENTIAL OF TOURISM AND RECREATION
INDUSTRY IN THE REGION
M. A. Alekseeva
В статье предпринята попытка критического взгляда на вовлечение ресурсного потенциала в развитие ту-ристско-рекреационной индустрии региона. Акцент сделан на проблеме сохранения возможности использования природных и основных экономических ресурсов для туризма и рекреации в долгосрочной перспективе. Анализ проведен на примере региона Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края Российской Федерации, с целью раскрыть этот опыт для территорий, которые только начинают развитие туризма и рекреации.
Представлен разработанный автором механизм коллективного пользования природно-рекреационными ресурсами и алгоритм его реализации. Раскрыты отдельные шаги данного алгоритма на примере курортно-рекреационного, туристского региона Кавказские Минеральные Воды. Предложены социально-экономические меры формирования потенциала современной рабочей силы для туристской индустрии, и подняты вопросы обеспечения туризма и рекреации необходимой инфраструктурой. Обозначены задачи создания правовой базы экономических отношений для эффективного использования ресурсов. Все результаты исследования носят практический характер. Они позволят практикам бизнеса и соответствующим органам власти в туристских и курортных регионах страны применять правильный подход к перспективному планированию в отрасли.
The paper makes an attempt to review the implication of the resource potential in the development of the tourism industry of the region. The paper focuses on the problem of the preservation of the opportunity to use natural and principal economic resources for tourism and recreation in the long run. The review is based on the example of the Caucasian Mineral Waters region of Stavropol Territory of Russia and is aimed at revealing this experience to the territories that only initiate the development of tourism industry.
The paper presents the mechanism of joint use of natural resources and ways of its implementation, worked out by the author. The paper shows some stages of this mechanism on the example of the tourist region of the Caucasian Mineral Waters. The author suggests some social and economic activities to develop the potential of modern workforce for tourism industry and brings up the problem of the required facilities. It indicates the tasks for the creation of legal foundation for economic relations for the effective use of the resources. All results of the study can be applied. The will enable stakeholders (businesspeople and authorities) in tourist regions and resorts to apply the proper approach to forward management in the industry.
Ключевые слова: туризм; туристская индустрия; туристский регион; рекреация; туристско-рекреационные ресурсы; потенциал; механизм использования ресурсов.
Keywords: tourist industry, tourist region, recreation, tourist resources, mechanism of joint use of resources, potential, forward planning.
Очевидно, если в каком-либо аспекте возникает альтернатива использования территории как в основном промышленного экономического субъекта или как специализированной туристско-рекреационной дести-нации, приоритет должен выявляться на основе анализа не только экономической эффективности решения, но и с учетом социально-экологических последствий перспективных результатов таких действий. Вопрос, безусловно, сложный. Механизм его разрешения многоступенчатый, вовлекающий власть, общественность, специалистов. А одним из весомых аргументов становится существенная разница в нагрузке на окружающую среду, возникающей при промышленном или туристском использовании территории, региона. В этой связи актуализируется перспективное стратегическое планирование использования экономических ресурсов региона, включая природные.
В любом случае, развитие индустрии туризма -одной из наиболее доходных отраслей современного производства - можно считать эффективным решением для формирования структуры экономики региона.
Ключевой задачей развития туристских, курортных территорий является стабилизация их социально-экономического положения в долгосрочной перспективе. Там где имеются богатые природно-рекреационных ресурсы, существенное регулирующее значение приобретает их оценка. Здесь важно понимать, что в экономической жизни региона (страны в целом) может быть такое положение, когда показатели развития материального производства или обеспечения социальных благ могут находиться в состоянии стагнации, но при этом наращивается ресурсно-экологический потенциал, который является воспроизводственной основой будущего социально-экономического строя. Более
того, такое положение является гарантом устойчивого общественного развития не только ныне живущих людей, но и будущих поколений [2].
Особое место среди природно-рекреационных ресурсов занимают перемещаемые ресурсы рекреационного потенциала. К их числу относятся минеральные воды, лечебные грязи, целебные травы и т. д. Они могут использоваться непосредственно в местах своего происхождения, в совокупности с климатическими и другими местными факторами, а могут быть перемещены на определенные расстояния в специальной упаковке. Так, минеральные воды региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ) Ставропольского края можно встретить в продаже в бутилированном виде во многих уголках страны и за ее пределами.
Также в регионе КМВ активно используется лечебная грязь озера Тамбукан для профилактики и лечения многих заболеваний, а еще, например, для изготовления косметических средств. По некоторым оценкам запасы тамбуканской грязи составляют около 900000 м3, ее целебные свойства превосходят грязи знаменитого Мертвого моря в Израиле, она используется в медицине с 1886 г. Свойства этого природного богатства допускают вывоз для использования в лечебно-оздоровительных целях в другие регионы в различной упаковке и количествах, в том числе, в больших емкостях, кузовах машин-самосвалов. Объемы таких поставок фактически не регулируются, как результат - наблюдается деградация лечебно-рекреационных свойств рапы озера Тамбукан, о которой в последнее время говорят ученые-курортологи.
Уникальные рекреационные ресурсы являются основой существования всей курортной отрасли Кавказских Минеральных Вод, которая принимает ежегодно до 1 миллиона отдыхающих. В планах регионального развития даже обозначена цифра в 2,2 миллиона гостей в год, которых могут принять на отдых, лечение и оздоровление здравницы и весь туристский комплекс Ставропольского края.
В результате накопленной "славы" и опыта в курортной индустрии и туризме, Кавказские Минеральные Воды вносят существенный вклад в формирование ВВП Ставропольского края, поскольку это одна из трех основных отраслей региона (наряду с сельским хозяйством и химической промышленностью).
Таким образом, можно утверждать, что утрата ресурсной базы для курортов и туризма, или ее деградация неизбежно приведут к потере значительной части доходов рассмотренного региона, которые не скоро удастся восполнить за счет развития других отраслей, не говоря о социальных последствиях такого положения.
В этой связи очевидна исключительная актуальность задачи долгосрочного планирования не только экономических показателей региона, но и мер по сохранению его ресурсной воспроизводственной базы.
Одним из таких факторных ресурсов является рабочая сила, создающая и предоставляющая туристско-рекреационные услуги и товары в регионе КМВ. Это руководители, специалисты, линейный обслуживающий персонал турфирм, гостиниц, санаториев, пансионатов, предприятий питания, экскурсионного и досугового обслуживания и многих других экономических субъектов отрасли. За последние несколько
лет коэффициент загрузки санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод составляет примерно 95 - 112 %. Свободных мест в средствах размещения, здравницах практически нет в пик летнего сезона. Вместе с тем, доходы у жителей региона низкие. Социальная инфраструктура, которой пользуется коренное население городов-курортов оставляет желать лучшего. И несмотря на все это, люди обеспечивают отдых огромному количеству россиян, не имея часто возможности полноценного отдыха и восстановления собственного здоровья. Человеческий капитал - главное богатство любой общественной системы. Его качество обусловливает конкурентоспособность рабочей силы и развитие экономики в целом. В системе экономических отношений необходимо выработать механизм поддержки работающих граждан, которые имеют невысокие доходы, причем не только в рамках прожиточного минимума, но и больше - обеспечивая им отдых и доступ к рекреационным благам. Таким способом можно не только повысить уровень и качество жизни работников, но и создать предпосылки качественного обслуживания туристов. Очевидно, что если администратор службы приема и размещения или официант, горничная, ваннщица, швейцар никогда сами не пользовались услугами санатория, курортного отеля, они не смогут искренне, доброжелательно, качественно обслуживать гостя. Этот вывод имеет прямое отношение к формированию высокого уровня сервиса, качества туристского продукта, чем страдает российская туриндуст-рия. Фактически, меры социально-экономической поддержки населения региона, формирующего фактор "рабочая сила" для туристского производства следует рассматривать как способ сохранения и совершенствования ресурсного потенциала для туристско-рекреа-ционной отрасли.
Обращаясь к другому фактору туристского производства в регионе Кавказских Минеральных Вод -курортно-туристской инфраструктуре - следует отметить, что она существенно отстает по качеству от аналогичных ресурсов главных европейских конкурентов - Карловых Вар и Баден-Бадена.
Материально-техническая база курортов КМВ устарела. Инфраструктурные объекты городов-курортов Кавказских Минеральных Вод (Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска и Минеральных Вод), определяющие индустрию туризма региона нередко расположены с нарушением норм природоохраны в этом особо охраняемом курортном регионе. Нередки грубые нарушения границ природоохранных зон близкого залегания минеральных вод, которые происходят из-за использования этих земель под строительство, хозяйственные нужды. Это происходит из-за ослабления контроля за использованием природных лечебных ресурсов и приводит к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебной грязи.
Следует отметить также, что в настоящее время вследствие износа требуют капитального ремонта и реконструкции 29 питьевых бюветов и галерей, пять общекурортных грязелечебниц. На сегодняшний день емкость санаторно-курортного и туристского комплекса не полностью удовлетворяет растущий спрос
на санаторно-курортные и туристские услуги. Вместе с тем, природно-ресурсный потенциал в виде неиспользуемых запасов минеральной воды для бальнеологических целей (около 4 тыс. куб. м в сутки), позволяет увеличить потенциальную емкость курортов КМВ более чем в 2 раза.
Для достижения этой масштабной для экономики региона цели можно использовать современные механизмы, к числу которых относятся: создание особой экономической зоны, зоны благоприятного инвестиционного климата, организация системы коллективного пользования природно-рекреационными ресурсами (о которой речь пойдет далее) и другие. Немаловажно в условиях глобализации рынка поддержание общекурортной и туристской инфраструктуры на уровне международных стандартов.
В данном аспекте очевидно, что управление при-родно-рекреационным потенциалом региона Кавказских Минеральных Вод должно ориентироваться на стратегические цели долгосрочного ресурсопользова-ния, которые определяют устойчивые экономические и экологические показатели.
Практической реализацией оптимального, взвешенного подхода к проблеме может стать механизм эффективного сбережения рекреационных ресурсов региона. Можно предложить внедрение данного механизма путем реализации следующего алгоритма [1]: оценка природно-рекреационного потенциала региона, включающая кадастровый учет, и анализ предельных возможностей его использования; регистрация первоначальных заявок хозяйствующих субъектов на приобретение определенного количества природно-рекреационных ресурсов (в том числе, перемещаемых на другие территории) с перспективным планированием объемов продаж на определенный период; создание региональной системы реализации прав на использование туристско-рекреационного потенциала; создание структурного подразделения в исполнительных органах власти (либо предание соответствующих функций уже существующим Министерствам, Комитетам) по формированию банка данных об эффективности использования рекреационных ресурсов хозяйствующими субъектами, включая показатели налоговых выплат предприятия и экологических штрафов; квотирование объемов продаж ресурсов в соответствии с выявленными эколого-экономическими показателями предприятий туристско-рекреационной сферы и предельными нормами добычи и использования природного потенциала; предоставление пользователям региональных ресурсов права продажи их части, не задействованной в собственном производстве и получение, таким образом, дополнительного дохода; обеспечение централизованного учета потребностей новых хозяйствующих субъектов региона в природных туристско-рекреационных ресурсах; совершенствование правовой базы стимулирования эффективного сбережения туристско-рекреационного потенциала региона.
Стратегической целью запуска такого механизма должно стать решение триединой задачи - удовлетворение спроса на рекреационный продукт, предоставление предприятиям курортной и туристской сфер необходимых природных ресурсов, обеспечение соот-
ветствующего уровня социальных и экологических показателей регионального развития, обеспечиваемого, в том числе, за счет поступлений в государственные фонды средств от предприятий отрасли, а также мультипликационного эффекта от расширения деятельности в сфере туризма и рекреации.
Одним из ключевых подходов к достижению обозначенной цели является правовое регулирование как туристской индустрии, курортной сферы, рекреации, так и всей системы социальных, природных и хозяйственных связей. За основу такой правовой базы следует принять единый подход к формированию экономики территорий по принципу наиболее эффективной обеспеченности ресурсами. Основными для удовлетворения курортно-рекреационных потребностей человека и развития туристской отрасли можно считать природные факторы, минерально-сырьевой потенциал.
Следует отметить, что из мировой практики известны две схемы использования минерально-сырьевых ресурсов. Первый предполагает наиболее широкую разработку и добычу такого сырья. Второй настроен на сбережение и глубокую его переработку, вторичное использование. При этом очевидно, что необходимо искать возможности сочетания этих двух подходов при грамотной координации деятельности [4].
Разберем отдельные шаги предложенного алгоритма на примере курортно-рекреационного, туристского региона Кавказские Минеральные Воды. Оценка природно-рекреационного потенциала, включающая кадастровый учет и анализ предельных возможностей его использования здесь приводит к анализу потенциальных запасов, объемов добычи и реализации, включая перемещение минеральных вод, лечебной грязи и т. д.
Кавказские Минеральные Воды - это единый артезианский бассейн минеральных вод, область формирования которых находится на территории трех субъектов Российской Федерации: Ставропольского края -58 %, Карачаево-Черкесской Республики - 33 % и Кабардино-Балкарской Республики - 9 %. Более 100 источников минеральной воды 13 различных типов и целебная грязь Тамбуканского озера создают уникальную бальнеологическую базу региона КМВ. Суммарные эксплуатационные запасы минеральных вод, подготовленных к освоению, составляют 16,4 тыс. куб. м/сутки. Эксплуатационные запасы лечебной грязи, как было отмечено, составляют около 900 тыс. куб. м. [3].
Считается, что эксплуатация этих ресурсов может быть увеличена, добывать и вывозить минеральные воды и лечебную грязь можно в еще большем количестве, чем в настоящее время. Однако, компетентных перспективных расчетов об объемах такого увеличения с планом наращивания (или уменьшения) добычи, нет. Поэтому данный подход вполне может привести к исчезновению или принципиальному изменению свойств рекреационных ресурсов региона, подорвать принцип устойчивости развития курортной и туристской отрасли Кавказских Минеральных Вод.
Следующие два блока рассматриваемого алгоритма определяют: регистрацию первоначальных заявок хозяйствующих субъектов на приобретение при-родно-рекреационных ресурсов; создание региональной системы реализации прав на их использование.
Эта работа также сложна, но касается уже организации региональной системы распределения ограниченной ресурсной базы, которая, к тому же, является от-раслеобразующей в одном из ведущих кластеров экономики Ставропольского края - туристкой и курорт-но-рекреационной сфере региона Кавказских Минеральных Вод.
Организация обозначенной системы коллективного пользования ресурсной базой предполагает создание соответствующей управленческой структуры в органах исполнительной власти, что в свою очередь, также непростой и затратный шаг. Однако, учитывая значимость и долгосрочную перспективу задач, необходимо либо создать нужный орган управления, либо придать эти функции какому-либо уже существующему.
Далее выделены такие шаги алгоритма как квотирование и организация всей системы реализации прав пользования природными рекреационными ресурсами. Созданный орган управления и должен заняться этой работой, которая потребует не только комплексного и взвешенного подхода, но и времени для наработки опыта и исправления возможных (неизбежных в новом деле) ошибок. Реализация этого шага потребует затрат на программное обеспечение учета и перераспределения ресурсов в рамках определенных квот.
Очевидно, что для реализации предлагаемого механизма организации коллективного пользования природными рекреационными ресурсами региона необходимо долгосрочное перспективное планирование, включающее как можно более подробные решения и схемы тактических действий на краткосрочный и среднесрочный периоды. Представляется, что при общем понимании данной задачи для региона Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края, все же планы развития туризма и курортной отрасли здесь недостаточно обоснованы для обеспечения устойчивости развития этих отраслей в долгосрочном периоде, учитывая потребность жителей территории надолго обеспечить своих детей и внуков природно-рекреационными благами.
К сожалению, пока размыто понятие рынка рекреационных ресурсов, есть индустрия гостеприимст-
ва, туризм и т. п. Они используют рекреационные природные блага как исходное "сырье", но оценивают их неадекватно, то есть без учета экономических закономерностей, необходимости оплаты их стоимости в форме рентных платежей.
Так, зачастую в себестоимости турпродукта гораздо большую долю составляют транспортные, экскурсионные, сервисные услуги, чем платежи рентного характера. В Конституции РФ в статье 9 определено, что исключительное право собственности на природные ресурсы остается за государством. Следовательно, оно должно взять на себя ответственность по обеспечению не только социально-экономических условий жизни граждан, но и сохранению богатейшей природной ресурсной базы для различных сфер деятельности, включая туризм и курортную рекреацию, обеспечивая долгосрочную устойчивость их развития.
Предложенные шаги очевидно должны быть дополнены планированием и реализацией, на основе правильно сформированной правовой базы, таких программ, как: модернизации инфраструктуры курортной и туристской сферы; национального и международного маркетинга уникальных российских туристских дестинаций; финансового обеспечения рассмотренных мер. Без «человеческого» ресурса невозможна анимация природно-инфраструктурного потенциала туриндустрии.
Значение проведенного исследования, включающего описание механизма коллективного использования природного потенциала для туристской индустрии региона, состоит в том, что рассмотрение различных аспектов проблемы ресурсного обеспечения отрасли осуществлялось на примере региона Кавказские Минеральные Воды Ставропольского края, где стали проявляться негативные последствия непродуманных шагов в данном направлении. В регионах только начинающих или планирующих развитие туризма и рекреации на своей территории можно избежать многих ошибок уже на этапе планирования использования их ресурсного потенциала.
Литература
1. Алексеева М. А. Стратегия повышения эффективности использования рекреационного потенциала региона (на примере региона Кавказских Минеральных Вод): дис. ... канд. экон. наук. Кисловодск, 2002. 119 с.
2. Измайлова Т. В., Мещерякова Л. А. Основные проблемы и перспективы развития санаторно-курортных и туристских услуг в Ставропольском крае // Пространство экономики. 2013. № 4-3. Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.01.2015).
3. Курорты Кавказских Минеральных вод, целебные воды, грязи, курортная медицина // Информационно-аналитический портал Российского союза туриндустрии. М., 2003. Режим доступа: http ://sankurtur.ru/russia/-zone/423 (дата обращения: 19.03.2015).
4. Путинцева Н. Н. О стратегии повышения эффективности использования рекреационного потенциала региона // Интерэкспогео-Сибирь. 2006. № 2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.01.2015).
Информация об авторе:
Алексеева Маргарита Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного сервиса Пятигорского государственного лингвистического университета, г. Пятигорск, Российская Федерация, ritalek! @yandex. ru.
Margarita A. Alekseeva - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of Tourism and Hotel Service, Pyatigorsk State Linguistic University.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.