Экономические науки
61
УДК 338; 504 (06.71.63)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
Хурмагов И.А., кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Северо-Кавказский институт, г. Пятигорск E-mail: [email protected]
Тема, связанная с повышением эффективности и привлекательности российских курортов, в том числе на территории Кавказских Минеральных Вод, весьма актуальна, поскольку затрагивает интересы россиян по поводу укрепления их здоровья и восстановления трудоспособности. Целью данной статьи является анализ существующего положения в рекреационной сфере Кавказских Минеральных Вод и выработка предложений по повышению востребованности курорта. Автором обоснованы меры, принятые правительством на федеральном и региональном уровнях, способствующие увеличению финансирования отрасли за счет введения курортного сбора; предложены меры по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Ключевые слова: курорт, стратегия, управление, финансирование, бюджет, курортный сбор, эффективность.
REALIZATION OF THE PRIORITY DIRECTIONS OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF TOURIST AND RECREATIONAL SERVICES IN THE TERRITORY OF CAUCASUS MINERALNYE VODY REGION
Hurmagov I.A., eandidate of economic sciences, associate professor,
FSBEI HE "Russian academy of national economy and public service under
the President of the Russian Federation", North Caucasian institute, city of Pyatigorsk
The subject connected with increase in efficiency and appeal of the Russian resorts including in the territory of Caucasus Mineralnye Vody region, is very relevant as it infringes on the interests of Russians concerning strengthening of their health and restoration of working capacity. The purpose of this article is the analysis of the current situation in the recreational sphere of Caucasus Mineralnye Vody region and development of offers on increase in demand of the resort. The author has proved the measures taken by the government at the federal and regional levels, promoting increase in financing of branch due to introduction of resort collecting; measures for rational environmental management and environmental protection are proposed.
Key words: resort, strategy, management, financing, budget, resort collecting, efficiency.
Современное функционирование курорта Кавказские Минеральные Воды (КМВ) происходит в соответствии с программой развития приоритетных секторов экономики страны «Туристско-рек-реационный кластер», целью которой является повышение привлекательности и эффективности работы туристско-рекреационного комплекса на данной территории, обладающей оздоровитель-
ными природными свойствами, и доведение его уровня до мировых стандартов. Перспективным направлением развития региона является превращение территории Кавказских Минеральных Вод в современный высокоэффективный туристско-рекреационный и туристско-спор-тивный центр, обеспечивающий возможности для удовлетворения потребностей российских и
зарубежных граждан в туристско-рекреационных услугах и увеличивающий приток иностранных инвестиций, а также способствующий увеличению количества рабочих мест.
Предполагается, что конечной целью преобразований на рекреационной территории является создание эффективной экономики с развитой туристской и санаторно-курортной инфраструктурой.
В связи с этим, определяющую роль играет стратегическое управление курортным регионом, в рамках которого разработан стратегический план социально-экономического развития курорта КМВ. Одним из инструментов реализации этого плана является долгосрочная программа социально-экономического развития региона. Целью разработки долгосрочных программ развития признано определение ориентиров экономического роста туристско-рекреационных предприятий в рамках комплексных программ и в соответствии с целями стратегического плана. Долгосрочные программы развития являются основой для бюджетного и налогового планирования региональной администрации и руководства предприятий туристско-рекреационной отрасли.
Важным методологическим принципом разработки долгосрочных программ является принцип непрерывности мониторинга ее выполнения и точное определение (количественное или качественное) ожидаемого эффекта (социального, экономического, экологического). Долгосрочная программа развития туристско-рекреационного комплекса состоит из функциональных (относящихся к конкретным сферам осуществления туристско-рекреационной политики) и отраслевых (относящихся к конкретным отраслям туристско-рекреационного комплекса) блоков, которые объединены общей стратегической целью, сформулированной в программе.
Основными принципами разработки долгосрочных программ должны быть системность, комплексность, целенаправленность, адресность, блочный принцип построения и выделение базовых составляющих.
Типовая долгосрочная программа развития туристско-рекреационного эколого-курортного комплекса должна определять:
1) стратегическое направление и цели развития туристско-рекреационного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод.
2) иерархическую систему приоритетов в рамках стратегического направления развития туристско-рекреационного комплекса;
3) основные задачи, которые необходимо решить для достижения стратегических целей долгосрочной программы развития туристско-рекреационного комплекса в соответствии с выбранными приоритетами при существующих условиях хозяйствования;
4) ресурсы (включая кадровые и информационно-аналитические ресурсы) и механизмы (в том числе механизмы государственной поддержки предприятий) реализации долгосрочной программы развития турист-ско-рекреационного комплекса;
5) конкретные планы действий по реализации программы.
Ресурсное обеспечение реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекреационных услуг включает в себя: финансовое обеспечение туристско-рекреационной деятельности; кадровое обеспечение туристско-рекреационной деятельности; информационно-аналитическое, правовое и организационное обеспечение.
Под механизмами реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекре-ационных услуг региона понимается совокупность конкретных форм и методов воздействия (преимущественно государственной поддержки), рассматриваемых как составная часть системы управления туристско-рекреационной отраслью в период структурной перестройки в целях ускорения обеспечения стабилизации и развития туристской инфраструктуры, а также повышения ее конкурентоспособности и эффективности.
В основу формирования механизма предоставления мер поддержки закладываются следующие принципы: направленность мер поддержки на формирование внутреннего и внешнего рынка конкурентоспособных услуг; адресный характер предоставления поддержки; конкурсность,
платность, возвратность средств поддержки; результативность (экономическая эффективность) реализации предоставляемых мер поддержки; договорная основа оказания поддержки, предусматривающая обязательность и ответственность сторон отношений по предоставлению мер поддержки между их получателями и органами администрации региона; обеспечение социальной защищенности предприятий сферы турист-ско-рекреационных услуг.
В зависимости от ориентации, на формирование внутреннего или внешнего рынка туристских услуг для предприятий туристско-рекреацион-ного комплекса выделяются две группы форм и инструментов поддержки, регулирующих отношения по их предоставлению, соответственно, внутри и вне региона.
К формам поддержки, ориентированным на внутренний рынок, относятся разнообразные льготы и преференции:
- налоговые и иные тарифные льготы (например, уменьшение установленных размеров налоговых платежей в части доли регионального бюджета или предоставление налогового кредита (отсрочки или рассрочки налоговых платежей), содействие в предоставлении налоговых льгот в части доли федерального бюджета при выполнении предприятиями федеральных целевых программ и планов развития производства) [2];
- льготное кредитование и финансирование (например, предоставление отсрочки и рассрочки погашения долгов по кредитам, предоставление инвестиций из средств регионального бюджета и внебюджетного фонда финансовой поддержки туристско-рекреационных предприятий, организация выпуска муниципальных инвестиционных займов под реализацию эффективных инвестиционных проектов, использование финансового лизинга на долевой основе;
- предоставление гарантий и иных преференций (например, предоставление разного рода поручительств (гарантий) под инвестиции внутренних и внешних инвесторов, в том числе под залог имущества, первоочередное предоставление предприяти-
ям туристско-рекреационного комплекса официальной экономической и научно-технической информации, необходимой для осуществления туристско-рекреационной деятельности, оказания консультативной и аудиторской помощи по всему комплексу вопросов обеспечения высокой эффективности, конкурентоспособности услуг.
При этом подход к предоставлению подобных льгот и преференций должен быть дифференцирован в зависимости от предметной области мероприятия, объема и значимости выполняемых при этом различными участниками услуг; масштаба обязательств, принимаемых на себя каждым участником; условий соблюдения баланса интересов адресатов поддержки и региона.
К инструментам поддержки предприятий сферы туристско-рекреационных услуг, ориентированных на формирование внутреннего рынка, могут относиться:
- городские целевые и окружные программы развития и реформирования туристско-ре-креационных предприятий, а также аналоговые федеральные программы;
- различного рода соглашения (договора, контракты), направленные на оказание помощи предприятиям туристско-рекреационного комплекса на внутреннем рынке (например, соглашения Правительства города с коммерческими банками по распространению факторинговых методов расчета между потребителями и производителями турист-ско-рекреационных услуг, соглашения по распространению лизинговых операций и заключению лизинговых договоров);
- тарифные и нетарифные регуляторы.
Основной целью ориентированных на формирование внешнего рынка форм и инструментов поддержки предприятий туристско-рекреацион-ного комплекса является защита производителей тур-услуг от внешней интервенции, приводящей к дестабилизации предприятий,невостребованности туристических услуг, а также поддержка продвижения конкурентоспособных туристических услуг на внешний рынок.
К таким формам поддержки, в частности, относятся:
- расширение спектра туристских услуг и создание соответствующей технико-технологической базы для производства;
- частичное бюджетное инвестирование (в том числе на возвратной основе) проектов предприятий, обеспечивающих реализацию тур-услуг на внешних рынках;
- предоставление разного рода льгот и преференций в целях создания дополнительных источников для собственных инвестиционных ресурсов предприятий для обеспечения выпуска конкурентоспособных тур-услуг;
- широкое применение процедур реструктуризации задолженностей, в том числе в порядке и на условиях, предусмотренных российским законодательством;
- внедрение в практику оценки финансового состояния предприятий системы индикаторов, позволяющих заблаговременно определить зону предкризисного состояния и перечень предприятий, попадающих в нее;
- содействие развитию кооперационных связей на межрегиональной и международной основе, включая организацию совместных предприятий с ведущими зарубежными предприятиями, с целью сохранения и создания качественно новых рабочих мест и создания условий, стимулирующих выпуск конкурентоспособных тур-услуг;
- подготовка и переподготовка кадров, включая стажировку на наиболее успешно работающих предприятиях;
- подготовка и издание учебно-методической литературы, освещающей успешный зарубежный опыт деятельности российских и зарубежных предприятий сферы туристско-рекреационных услуг.
Необходимо отметить, что в любой группе форм и инструментов поддержки предприятий туристско-рекреационного комплекса такие меры поддержки, как бюджетное финансирование, налоговое кредитование или гарантии региона инвесторам, должны иметь целевой характер и предоставляться на основе отбора (в качестве критерия принимается социально-экономическая значимость туристско-рекреационных предприятий для региона) [2].
Механизмы реализации долгосрочной программы развития туристско-рекреационного комплекса региона могут быть также классифицированы по направленности воздействия на субъекты туристско-рекреационной деятельности. Так, основные принципы функционирования механизма стимулирования, представляющего собой совокупность форм и методов поддержки предприятий туристско-рекреационного комплекса, ориентированных на пополнение средств регионального бюджета, использование конкурентных преимуществ региона и изменения в потребительских предпочтениях, заключаются в следующем: приоритетность интересов региона; адресный характер мер поддержки; договорная основа предоставления мер поддержки.
Механизм рационализации предполагает совокупность форм и инструментов поддержки субъектов туристско-рекреационной деятельности, ориентированных на рациональное использование ограниченных ресурсов с целью создания условий для стабилизации функционирования предприятий и решения социально-экономических проблем региона. Основными принципами формирования механизма рационализации использования ресурсов являются: конкурсный отбор источников ресурсов по критериям возможного объема привлечения ресурсов, их стоимости, гарантий обеспечения и выполнения обязательств по их предоставлению; конкурсный отбор получателей ресурсов (объектов ресурсов-ложения) по критериям экономической целесообразности вложения в них ресурсов данного вида; конкурсный отбор программ (проектов) использования ресурсов по критерию эффективности приведенных затрат программы, степени обеспечения развития объекта ресурсовложения и повышения его конкурентоспособности. Так, применение механизма рационализации в сфере инвестиционных ресурсов, может привести к формированию перечня приоритетных и первоочередных объектов инвестиций, обеспечить выбор наилучших инвестиционных проектов по сформированному перечню приоритетных и первоочередных объектов и наилучших финансовых предложений, подготовленных инвесторами
для реализации инвестиционных проектов, победивших в конкурсе.
К основным принципам функционирования механизма рационализации относятся:
- единая методология и единый подход к организации и проведению системы
конкурсов, и контролю исполнения обязательств победителей конкурсов;
- конкурсная основа для всех участников, включая органы исполнительной власти;
- равенство и объективность оценок предложений участников конкурсов;
- многоканальность экспертизы отбора победителей конкурсов;
- тождественность требований, предъявляемых к участникам конкурсов;
- гласность организации и проведения конкурсов;
- признание альтернативных вариантов по одному целевому признаку;
- критериальный отбор победителей конкурсов, основанный на интересах региона;
- договорная основа реализации прав и обязанностей участников конкурсов;
- полное возмещение затрат на организацию и проведение системы конкурсов со стороны их участников [2].
Несмотря на сложные экономические условия в стране, субрегион КМВ продолжает выполнять свои социально-экономические обязательства. Приезжающие на курорт гости знают, как богат этот уникальный уголок целебными источниками и своими знаменитыми лечебницами. На территории городов-курортов открыто и обустроено более ста видов минеральных источников, с более чем тридцатью видами воды, что несравнимо ни с Карловыми Варами, ни с Баден-Баденом. Кроме того, следует отметить, что вода не единственный лечебный фактор природного происхождения, существуют и другие ценные ресурсы, используемые в системе оздоровления человека - лечебные грязи, горный воздух, мягкий климат, а также настоящее кавказское гостеприимство, уникальные туристические маршруты - Домбай, Приэльбрусье и др. Все это образует комплекс оздоровительных услуг. Особую озабоченность вызывает многолетнее нерачительное исполь-
зование имеющегося потенциала Кавказских Минеральных Вод.
С переходом к рыночным отношениям, курорты, в т.ч. Кавказских Минеральных Вод, оказались за чертой пристального внимания государства, бюджетных средств выделялось недостаточно. Поэтому многие уникальные старинные здравницы, без ухода и ремонта обрушились, оборудование, отслужив не один нормативный срок, пришло в негодность, специалисты и медицинский персонал заняли рабочие места на городских рынках. Оставшиеся в строю санаторно-курортные учреждения переживали огромные трудности, выживая в трудные годы рыночных реформ. Отсутствие надлежащего ремонта скважин и контроля над забором минеральной воды привело к исчезновению многочисленных ее источников. Озеро Тамбукан - основной бассейн получения целебной грязи также утратило свои первоначальные свойства, со временем превратившись в место отдыха и купания жителей Пятигорска и других населенных пунктов. Много дебатов и судебных разбирательств вызвала неправомерная застройка горы Машук и курортной зоны Пятигорска, других городов-курортов КМВ. Примеры недостроя до сих пор возмущают неравнодушных людей, представляя собой памятники неразумного руководства и архитектуры на территории курортного заповедника, где даже брошенный с горы камень может навредить природному равновесию. Особую тревогу вызывает засорение окружающей среды, незаконная вырубка зеленых насаждений в черте города. Наличие огромного количества транспортных средств, выхлопные газы, свободный въезд в курортную зону, организация торговли в заповедном «Цветнике» города Пятигорска, отрицательно сказываются на чистоте воздуха и территории самого сердца курортной зоны. И все это стало дозволено в последние годы. Хотя до перестройки единственным видом транспорта в курортной зоне был экологически чистый трамвай.
Отдыхающие и туристы предпочитают беспроблемные курорты с доступными и эффективными здравницами, поэтому их отток в период террористических актов и близости Ставропольского края к зоне боевых действий, был оправдан.
В настоящее время, когда зарубежные курорты стали небезопасными, а вывоз валюты не стимулирует развитие отечественной экономики, важно возрождать доморощенные курорты, обустраивать ванны, бюветы, санаторно-курортную инфраструктуру.
Вопрос возрождения курортов с уникальной природной лечебной составляющей все чаще ставится на повестку дня совещаний руководителей краевого и местных уровней. Курорты КМВ также взяты в объектив внимания федерального правительства и лично Президента РФ. Дано немало поручений по развитию региона. В проекты развития субрегиона КМВ, помимо построения бальнеологического кластера, входит сохранение уникальных лечебно-оздоровительных ресурсов. В числе ожидаемых результатов - увеличение доли сферы оздоровления и туризма в валовом региональном продукте с 3 до 5 %, создание и сохранение рабочих мест в санаторно-курортной и туристской индустрии, дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет края. Планировалось, что число отдыхающих и туристов на КМВ увеличится с 0,75 до 1,2 млн чел. в год. Однако возможности региона позволяют принимать до 3 млн отдыхающих в год [3].
С целью получения дополнительных ресурсов для восстановления и сохранения в рабочем состоянии объектов санаторно-курортного наследия, уже давно предлагается введение на КМВ курортного сбора, по опыту зарубежных стран [1]. Однако руководители и специалисты предполагали, что удорожание санаторно-курортных путевок может снизить поток отдыхающих. Взвесив все «за» и «против», Министерство курортов и туризма Ставропольского края все же решилось на введение курортного сбора. Посчитано, что отдыхающим придется доплатить около 3 % от стоимости путевки. А полученные средства будут направлены на ремонт и реконструкцию инфраструктуры городов-курортов.
Как было отмечено выше, курортный сбор давно действует на европейских курортах: в Баден-Бадене и Карловых Варах, а в 90-х гг. действовал и на курортах Краснодарского края. Планируется взимать сбор со всех туристов, в
том числе, с поселившихся в частном секторе. По предварительным подсчетам это наполнит бюджет края на 300 млн руб., которые будут направлены на реконструкцию общественных ванн и купален, парков и памятников, архитектуры. По данным Росстата, на сегодняшний день на Кавминводах 132 санатория принимают на отдых и лечение гостей со всей России и из-за рубежа. Одновременно санатории могут принять чуть больше 33 тыс. чел. Каждый год санатории Кавминвод посещают около 900 тыс. чел. Около двухсот тысяч отдыхающих останавливаются в частном секторе. Санаторно-курортная деятельность приносит в бюджет края 1,2 млрд руб., а это около 14 % доходов бюджета Ставропольского края. Стоимость путевки в санатории Кавказских Минеральных Вод колеблется от 800 до 4100 руб. в сутки. Стандартная путевка подразумевает проживание и лечение в санатории в течение 21 дня. Общая стоимость самой дешевой путевки увеличится на 504 руб., а самой дорогой - на 2500 руб. По нашему мнению, такое увеличение не скажется негативно на туризме и не снизит поток желающих отдохнуть и поправить здоровье на Кавминводах [3].
Таким образом, перспективы у КМВ есть, и при достаточном финансировании развития курорта, как из федерального бюджета, так и из личных бюджетов отдыхающих в виде курортного сбора, можно достичь его мирового уровня. А в план оперативных управленческих действий, по нашему мнению, должны быть включены такие мероприятия, как:
- немедленное прекращение жилой застройки склонов горы Машук и вырубки леса в черте города;
- ремонт скважин минеральной воды и контроль над их работой;
- обеспечение охраны грязевого озера Там-букан от стоков воды с минеральными удобрениями и ядохимикатами от близлежащих сельхозпредприятий;
- строгий контроль над целевым использованием бюджетных средств и курортного сбора;
- поднятие уровня обслуживания отдыхающих в санаториях, благоустройство их территорий;
- запретить въезд транспорта в курортную
зону, особенно в «Цветник», кроме экологически чистого трамвая; - проводить анализ выполнения намеченных стратегических программ развития курортного региона по пункту. Эти и другие мероприятия позволят повысить
конкурентоспособность курорта КМВ, привлечь отдыхающих и инвесторов, обеспечить дополнительные рабочие места для местных жителей и добиться более высокой отдачи от использования уникальных природных ресурсов оздоровительного свойства.
ЛИТЕРАТУРА
1. «В Пятигорске обсудили проект закона о курортном сборе». Пресс служба администрации, сайт в
Пятигорске http://www.maps.yandex.ru/
2. Курорт региона Ставропольского края http://www.kurort26.ru/
3. Официальный сайт города Пятигорска http://www.pyatigorsk.org/