При разработке любой информационной системы, в том числе и системы поддержки регионального управления земельными ресурсами, необходимо решить две тесно взаимосвязанные подзадачи: определить структуру и состав информации, необходимой для решения задач по принятию решений по объекту управления, и определить структуру, состав и принципы работы необходимых программно-аппаратных средств. Решение первой задачи обычно реализуется в виде модели предметной области, а второй - в виде модели исполнительной среды. Использование моделирования на ранних этапах разработки информационных систем позволяет проанализировать достоинства и недостатки используемых методов и решений.
литература
1. Земельный кадастр: Теория, методика, практика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Варламова. М.: ГУЗ, 2000.
2. Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
3. Никитов В.А.., ОрловЕ.И., Старовойтов А.В., Савин Г.И. Информационное обеспечение
2004.
П
государственного управления. М.: Славянский диалог, 2000. ь
4. Управление земельными ресурсами: Учеб.-практич. пособие / Под ред. Л.И. Кошкина. М., щ
X *
а
z ш
о ь
СЕЛЕВАНОВА Е.В.
N
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ □
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД КАК ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
ш
ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА О
_ о
I—
ф
I—
Кавказские Минеральные Воды представляют собой единое административное, террито- о риально-экономическое и эколого-рекреационное образование, в рамках которого существу- ф ющие и приращиваемые производственные мощности должны быть рассчитаны на обслужи- Ц вание городов-курортов и населения, проживающего в регионе. о Регион КМВ - крупнейший и уникальный курортный регион Российской Федерации, ко- о торый может обеспечивать существенное улучшение здоровья не менее 1 млн. чел. в год. х Это обстоятельство, крайне важное для национальных интересов России в условиях демографического спада и ухудшения здоровья населения, предопределяет основное направление а развития региона КМВ и необходимость его государственной поддержки. < В регионе развиты сельскохозяйственное и промышленное производство, транспорт, ло- о гистика и торговля, обеспечивающие занятость и доходы значительной части населения. На ^ регион КМВ приходится более 35% розничного товарооборота, более 25% промышленного ¡5 производства, более 20% инвестиций в основной капитал, более 10% сельскохозяйственного о производства Ставропольского края [2]. о Специализацию региона КМВ определяют 3 крупных агрегированных отраслевых комп- о лекса, каждый из которых занимает существенную долю в общем объеме занятости и хозяйс- ^ твенной деятельности и является основой формирования соответствующего кластера: 1
- санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс; о
- комплекс торговля - транспорт - логистика; ™
- агропродовольственный комплекс. § В настоящее время в регионе КМВ осуществляют свою деятельность 118 санаторно-оздо- ф
ровительных учреждений, 68 туристских фирм, имеющих лицензию на туристскую оператор- 1
скую и туристскую агентскую деятельность, а также 26 туристских комплексов, гостиниц и о
мотелей, имеющих собственную материальную базу на 2712 мест [2]. о
Наиболее крупными курортными центрами являются города: Кисловодск и Ессентуки, здесь сосредоточено более 63,3 % санаторно-курортных учреждений и 60,7% мест, менее всего в этой сфере представлен город Минеральные Воды. Самым неспециализированным по этому показателю является Пятигорск. [2].
Число отдыхающих во всех городах КМВ за последние годы постепенно увеличивается. Более 50 санаториев КМВ за год принимают на отдых и лечение около 40 тыс. человек, из которых почти 20 тыс. человек - жители Ставропольского края [2].
Положительные тенденции роста численности лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях могут сохраниться, если будут решены следующие проблемы региона КМВ.
Важной проблемой, как мы полагаем, является экологическая ситуация городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды. Еще в советский период в результате загрязнения грунтовых вод продуктами жизнедеятельности на отдельных участках месторождений имели место факты загрязнения минеральных вод, формирующихся вблизи поверхности. Некото-^ рые из источников по санитарно-гигиеническим соображениям были закрыты.. В настоящее ь время продолжается нерегулируемое развитие промышленности, автотранспорта, стройин-(□ дустрии, предприятий сельского хозяйства, часто не связанное с обслуживанием курортного хозяйства региона, что ухудшает санитарное состояние особой экономической зоны, нару-^ шает в ряде случаев уникальные природные ландшафты, создавая угрозу для дальнейшего загрязнения воздушного и водного бассейнов, ценнейших запасов лечебных минеральных ^ вод и грязей.
]> Весьма серьезна проблема сбора и утилизации отходов, негативно сказывающаяся на ку-рортно-рекреационном потенциале региона. Ежегодно на территории региона КМВ образуется около 500 тыс. тонн отходов производства и потребления, из которых только около 130 тыс. тонн подвергается термической переработке, Оставшаяся часть отходов вывозится для □ захоронения на единственный специализированный полигон, а также размещается на при-^ способленных и стихийных свалках. Для решения проблемы необходимо разработать схемы О сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов в регионе на современном мусо-0 роперерабатывающем комплексе.
ш В сфере экономической деятельности региона КМВ наблюдается увеличение доли тене-
0 вой экономики, что сдерживает рост налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. ф Крупными корпорациями проводится стратегия трансфертного ценообразования по «выво-§ ду» прибыли за пределы региона и минимизации налоговых платежей, уплачиваемых в реги-> ональный и муниципальные бюджеты. Весьма низка активность стратегических инвесторов
5 вследствие недостаточной информированности об инвестиционных возможностях региона,
1 ограничения доступа к кредитным ресурсам и другим инструментам долгосрочного финансы сирования.
££ Исследования, проведенные в социальной сфере, показали относительно низкий уро-^ вень и качество жизни населения. Демографическая ситуация в регионе характеризуется о процессом депопуляции населения Общая численность жителей региона поддерживается на
2 относительно постоянном уровне за счет миграции. За последние 15 лет в регион КМВ пе-2 ребрались около 200 тыс. чел. Регион КМВ, как и Ставропольский край в целом, относится ^ к разряду низкодоходных территорий. Система социальной защиты населения региона не о выполняет своих функций из-за плохого финансирования, недостатка квалифицированных о кадров, отсутствия в ряде населенных пунктов стационарных учреждений социального об-^ служивания.
| Недостаточное развитие региона КМВ обусловлено и проблемами территориального раз-о вития, поскольку отсутствует схема территориального планирования региона КМВ, которая
6 необходима для обеспечения целостного развития особо охраняемого эколого-курортного 5 региона Российской Федерации, рационального использования земельных ресурсов, транс-о портного и инженерного обеспечения, благоустройства, определения основных направлений градостроительной политики.
о Недостаточное развитие транспортной и инженерной инфраструктуры привело к тому, о что более чем на 30% своей протяженности параметры федеральных дорог не соответству-00 ют достигнутому уровню интенсивности движения. Аналогичная ситуация с региональными
и муниципальными автодорогами. Срок амортизации основных объектов инженерной инфраструктуры уже давно превышает установленные нормативы. Физический износ сетей и оборудования ограничивает возможности полноценного обеспечения потребителей и территориального развития, способствует росту себестоимости производимых услуг и тарифов. Необходима замена и реконструкция коммуникаций, строительство новых водоводов, требуется строительство новых подстанций, а также дальнейшая газификация жилищного фонда, промышленных и коммунально-бытовых объектов.
Имеются проблемы и в системе государственного управления регионом, поскольку значительная часть полномочий администрации КМВ законодательно не подкреплена механизмами исполнения.
Для решения этих проблем по поручению президента РФ была разработана стратегия социально - экономического развития эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод до 2020 года. В ее разработке принимали участие представители всех уровней власти, ведущие специалисты и научные центры региона.
В стратегии отражена идеология дальнейшего развития региона КМВ, которую можно ^ сформулировать в трех тезисах [3]: ь
1. Регион будет развиваться с опорой на уникальные преимущества в лечебно - курорт- щ ной сфере. Предусматривается увеличение лечебно-курортного комплекса к 2020 году
в 2 раза, за счёт строительства новых санаторно - курортных комплексов: детских, се- ^ мейных, специализированных элитных, привлекая для этого частный капитал, осваи- И вая за счёт государственных средств новые курортные площадки и недоиспользуемые ^ месторождения минеральных вод. Для этого важна охрана ресурсов, их грамотное ^ использование, сохранение уникального опыта лечебных технологий, расширение и о модернизация общей курортной инфраструктуры.
2. Кроме санаторно-курортного комплекса конкурентно способного на мировом рынке, на территории КМВ будут развиваться 2 кластера межрегионального значения - это □ кластер транспорт, логистика, торговля, кластер наука, культура, образование, а также ^ агропродовольственный кластер, имеющий региональное значение. О
3. В регионе уже существует и будет поддерживаться благоприятный хозяйственный 0 климат, что обеспечит развитие малого бизнеса и приток частных инвестиций во все Ей отрасли. §
Экономический эффект от вклада санаторно-курортного комплекса КМВ в оздоровление ^ нации, рост ВВП России и увеличение бюджетных поступлений от контингента пациентов, § восстановивших свою работоспособность, значительно превысит уровень государственных > инвестиций. п
Параллельно с разработкой стратегии развития на основании решения Министерства экономического развития РФ, принятого в декабре 2006 года на территории КМВ создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, которая призвана стать локомо- о тивом экономического развития как региона КМВ, так и всего Ставропольского края. Наряду о со Ставропольским краем создаются особые экономические зоны в Республике Алтай, Республике Марий Эл, Владимирской области, Воронежской области, Нижегородской области, £5 Псковской области. £5
Принятию решения о создании ОЭЗ туристско-рекреационного типа послужили следую- ^ щие фундаментальные условия их организации и успешного функционирования. §
1. Благоприятное транспортно-географическое положение региона КМВ относительно о внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций. Как показывает о-практика, неэффективно создавать экономические зоны в глубинных регионах круп- | ных стран, отдаленных от транспортных узлов национального и международного мас- о штаба; ®
2. Наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры. Сюда относятся объекты водо- и энергоснабжения, дороги, современные средства связи, развитая о транспортная сеть и сфера сервиса, современные учреждения образования, здравоохранения, культуры, досуга и т. д. Причем, как правило, обеспечить создание такой ^ инфраструктуры для будущих инвесторов должен сам регион - организатор особой § экономической зоны. (Т)
0
1 I
ш
3. Наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы в регионе КМВ;
4. Высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком.
Целью проекта ОЭЗ туристско-рекреационного типа на КМВ является создание современного бальнеологического курорта, улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма.
При создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на КМВ проектом предусмотрено увеличение к 2009 году количества рабочих мест в смежных отраслях до 40 тыс. человек, дохода от туризма до 5,0 млрд. руб.; туристического потока с 606 тыс. чел. до 1500 тыс. чел в 2010 году и до 2800 тыс. чел. к 2020 году [1].
В течение трех лет на создание инфраструктуры зоны будет выделено из бюджета Ставропольского края 240 млн.руб, бюджетов семи муниципальных образований более 277 млн. ^ руб, внебюджетные источники составят 1139 млн.руб. Федеральный бюджет также на фи-ь нансирование инфраструктуры особой экономической зоны предусматривает более 738 млн. (□ руб. Все условия финансирования отражены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Ставропольского края и семью администрациями муници-^ пальных образований края [1].
До 2016 года объем внебюджетных инвестиций составит 49,0 млрд.руб., потребность в ^ бюджетных средствах до 2016 года составляет 3,06 млрд.руб., в том числе: федеральный бюд-;> жет 2,54 млрд.руб., бюджет субъекта 0,24 млрд.руб., местный бюджет 0,28 млрд. руб. [1].
Для координации деятельности хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны представители Правительства Ставропольского края включены в состав наблюдательного со-□ вета особой экономической зоны.
^ Также для управления особой экономической зоны за счет средств федерального бюдже-О та, бюджета Ставропольского края и бюджетов муниципальных образований на территории 0 региона Кавказских Минеральных Вод в октябре 2007 года создано территориальное Управ-си ление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) и уч-
0 реждена управляющая компания. а ф
§ и Ставропольского края проекта возможна только при соблюдении комплекса обязательных > условий, а именно: более чёткое законодательное формулирование налоговых льгот для ин-
5 весторов особых экономических зон, в частности, предоставление «налоговых каникул», не-
1 допущение коррупции и лоббирования в органах государственного регулирования особых т экономических зон; повышение уровня финансирования проекта из бюджетов различных ££ уровней, в частности, в рамках программы «возвратного финансирования», конструктивное ^ взаимодействие муниципальных, региональных и центральных органов власти при условии
о взаимной заинтересованности и разграничении ответственности, а также активный мони-
0
1_
0
1_
о о
о реализации проекта особой экономической зоны на территории региона Кавказских Минеей ральных Вод как для самих инвесторов, так и для экономики региона в целом. о.
| литература
о 1. Соглашение «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны
6 туристско-рекреационного типа» № 71 от 03.02.2007.
а Следует отметить, что эффективная реализация этого глобального для экономики ЮФО
торинг и привлечение иностранных частных инвесторов, готовых вложить деньги в особую экономическую зону КМВ.
От того, насколько эффективно будут решены эти задачи, во многом зависит успешность
§ 2. Ставропольский край и его регионы: Стат. сб. Ставрополь: Территориальный орган феде-о ральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2006.
3. Стратегия социально-экономического развития эколого-курортного региона РФ - Кавказ-о ских Минеральных Вод до 2020 года.
о 4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономичес-00 ких зонах в Российской Федерации» № 76-ФЗ от 03.06.2006.