Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Ставропольском крае: задачи и проблемы функционирования и развития
Кольчугина Т.А.
В статье рассматриваются перспективы развития туристско-рекреационного комплекса в Ставропольском крае путем реализации инновационных проектов Особой экономической зоны и обозначены возможные проблемы, связанные с их внедрением.
Ключевые слова: туризм, рекреация, особые экономические зоны, туристские кластеры
The article highlights prospects of touristic and recreational complex development in the Stavropol Territory by means of special economic zone innovative projects realization. Possible problems connected with project implementation are outlined
Key words: tourism, recreation, special economic zones, touristic clusters
На курортах нашей страны ежегодно лечатся и отдыхают более пяти миллионов человек, и можно с уверенностью утверждать, что по использованию туристско-рекреационного потенциала Ставропольский край занимает место в первой пятерке российских регионов. Однако колоссальный лечебный и культурный потенциал Ставрополья используется сейчас не более чем на 50%, и одним из наиболее перспективных направлений развития туристской индустрии в крае является создание на его территории особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа.
Туристско-рекреационные ОЭЗ (ТР ОЭЗ) — не новое явление в мировой экономической практике. В 120 странах сегодня насчитывается более 3000 различных законодательно обособленных зон с годовым оборотом в 600 млрд долл. Однако создание ТР ОЭЗ в России имеет особую актуальность: страна теряет привлекательность для туристов, третье десятилетие потенциально прибыльная индустрия не может избавиться от многочисленных проблем, имеющих корни еще в прошлом экономическом укладе. Вместе с тем законодательные и экономические возможности ОЭЗ дают существенный дополнительный импульс развитию регионов за счет масштабного привлечения инвестиций, обновления производственной базы, передовых методов организации производства, развития транспортных и энергетических коммуникаций и др. При этом федеральный бюджет берет на себя создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа можно рассматривать как инструмент развития территорий, которые богаты притягательными для туристов культурными и природными объектами и могут быть привлекательны для инвесторов. Именно в таких зонах можно достичь концентрации финансовых, природных, интеллектуальных, культурных и других ресурсов для развития туризма и санаторно-курортной сферы, а также для сохранения и рационального использова-
Современные формы организации деятельности в сфере туризма и спорта
45
ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
но к 1930/31 г. Потребность в педагогах была в 9 510 чел. Началось открытие педтехнику-мов — к 1930 г. их число в национальных районах должно было составить 50.
Еще сложнее обстояло дело с «кадрами для подготовки кадров»: в Бурят-Монголию и Якутию было направлено всего по 2 чел., в Ойра-тию — 1. В целом прием представителей меньшинств в вузы РСФСР вырос в 1929 г. на 93%, в 1930 — на 50. Но из-за слабой успеваемости более 9% этих студентов исключались из вузов, а подготовка на рабфаках расширялась крайне медленно. Для подготовки молодежи из числа национальных меньшинств были снижены требования по производственному стажу на 1 год, курса начального обучения на 1 год. В целом общий удельный вес национальной молодежи на рабфаках соответствовал удельному весу национального населения РСФСР.
31 декабря 1934 г. по докладу Отдела национальностей Президиум ВЦИК постановил отменить специальное бронирование мест в учебных заведениях для коренных народов автономных
Литература:
1. Советское строительство. 1926. № 3—4. С. 170— 171; ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 121. Д. 9. Л. 4—5, 43.
2. Ербанов М. Вопросы культурно-национального строительства Бурят-Монгольской АССР // Советское строительство. 1926. № 1. С. 114.
3. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 121. Д. 161. Л. 138; Оп. 120. Д. 102. Л. 2; Оп. 122. Д. 47. Л. 4об-5; оп. 120. Д. 103. Л. 9; И.С. Нацменьшинства Дальне-Восточной области // Власть Советов. 1926. № 37. С. 8,10.
4. ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 3. Д. 188. Л. 7—8, 104, 122—125.
5. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 121. Д. 2. Л. 40—42, 68, 76— 78, 119—123, 132, 146, 165, 198, 256, 344—345.
6. Власть Советов. 1926. № 41. С. 10—11.
7. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 121. Д. 11. Л. 2—4.
8. Культурное строительство в РСФСР. 1917—
1927 гг. Т. 1. Ч. 2. Документы и материалы.
1921 — 1927 гг. М., 1984. С. 278—279, 6; ГА РФ. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 630. Л. 4—5.
9. Туземные советы на Севере // Советское строительство. 1929. № 9. С. 108—117; Ши-пихин В. Создание национально-туземных округов на Дальнем Востоке // Советское строительство. 1929. № 9. С. 94.
республик и областей, а также для нацменьшинств. ЦИКам автономий и центральным ведомствам одновременно было поручено комплектовать учебные заведения по плановой потребности, с улучшением предварительной подготовки выпускников в школах, на рабфаках и подготовительных отделениях [13].
В соответствии с решениями XIV Всероссийского съезда советов было завершено создание национальных сельсоветов. К концу 1933 г. кроме национальных районов с коренным населением в автономных республиках и областях, в РСФСР было образовано 65. Кроме того, насчитывалось около 4 тыс. сельсоветов нацменьшинств. Однако 17 декабря 1937 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение «О ликвидации национальных районов и сельсоветов». Одновременно было принято постановление «О национальных школах», по которому признавалось вредным существование отдельных национальных школ на территории соответствующих республик. Они становились школами обычного типа [14].
10. Линевский А. Роль этнографа в советском строительстве Севера // Советское строительство. 1929. № 8. С. 114; Игнатьев В. Национальный момент в районировании // Там же. № 10. С. 62,
67, 65.
11. Акимов И. Сельские советы национальных меньшинств // Советское строительство. 1929. № 12. С. 94—96, 75; ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 121. Д. 2. Л. 1—5; Аманжолова Д.А. «Горячо живу и чувствую...». Петр Гермогенович Смидович — дворянин и революционер. М., 2006. С. 178.
12. О ликвидации округов // Советское строительство. 1930. № 8. С. 4; Зайцев П. Почему упраздняется окружное звено в системе советского аппарата // Там же. С. 8, 16; Акимов И. Новый закон о сельсоветах // Там же. 1930. № 4. С. 5, 9.
13. Как обслуживаются нацрайоны и нацменьшинства Наркомпросом РСФСР (По материалам обследования) // Власть Советов. 1930. № 38—39. С. 21—22; ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 130. Д. 1. Л. 11, 52об., 54об-58.
14. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 130. Д. 1. Л. 65, 70—72; РГА-СПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 994. Л. 15; Лоткин И.В. Прибалтийские диаспоры в Сибири (1920—
1930 годы). Омск, 2006. С. 260—261.
56
№ 1/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Ставропольском крае
уникальные возможности для комфортабельного отдыха, лечения и оздоровления в СПА, а также занятий разнообразными видами спорта. Фонд размещения комплекса составит 4 500 койко-мест, включая в себя термальный центр, 14 рекреационно-туристских комплексов, клубные отели, аквапарки, гольф-поля, центры верховой езды, центр дельта- и парапланеризма, питьевые галереи и прочее. Реализация проекта осуществляется в Предгорном муниципальном районе Ставропольского края. Общая его стоимость составляет 27 679,44 млн руб., сроки реализации — 2007—2016 гг.
2. Мультипроект «Земляничные поляны» (г. Лермонтов) предусматривает развитие города как делового и рекреационного центра Кавказских Минеральных Вод путем строительства ряда взаимосвязанных объектов: элитного жилого комплекса, делового центра «КМВ-Сити»; международного выставочного, концертного и конгресс-центра на 6 тыс. мест; региональной монорельсовой транспортной системы (аэропорт Минводы — Железноводск — Пятигорск — Лермонтов — Ессентуки — Кисловодск) с депо в г. Лермонтове; горнолыжного комплекса на горе Бештау; центра малой авиации и воздухоплавания; конноспортивного комплекса; гостиничных комплексов от трехзвездочного мотеля до VIP-резиденции президентского уровня. Общая стоимость проекта — 76 443 млн руб., сроки реализации — 2011—2020 гг.
3. Мультиформатный СПА Курорт «Старое озеро» (г. Пятигорск) — предусматривает строительство отеля 4* (11 250 м2), СПА-центра с оздоровительным комплексом (4 000 м2), отдельно стоящих блоков апартаментов (910 м2), комплекс апартаментов (31 000 м2), сервисного ритэйла (1 000 м2), городского пляжа, аквапарка. Общая стоимость проекта составляет 3 712 млн руб., сроки реализации — 2009—2011 гг.
4. Санаторно-курортный комплекс «Парк-Плаза» (г. Пятигорск). Он предусматри-
вает строительство комплекса зданий, включая спальный корпус на 500 номеров, с лечебными помещениями и столовой, плавательный бассейн, спортивный зал с возможностью переоборудования для проведения общественных мероприятий, коттеджи семейного отдыха (26 шт). Общая стоимость проекта — 4 320 млн руб., сроки реализации — 2008—2012 гг.
5. Санаторно-курортный комплекс «Горное море» (г. Железноводск) включает строительство всесезонного, многофункционального бальнеологического санаторнокурортного комплекса для профилактики и лечения широкого спектра заболеваний и омоложения на основе применения передовых российских и зарубежных медицинских и SPA технологий. Общая стоимость проекта составляет 39 707,4 млн рублей, сроки реализации — 2010—2016 гг.
6. Туристско-рекреационный комплекс «Маныч-Гудило» (Апанасенковский муниципальный район) предусматривает строительство гостиничного комплекса VIP-класса из 10 бунгало, русских бань, трапов для рыбной ловли, ресторана на 100 мест, грязелечебницы с комплексом дополнительных услуг, плавучей гостиницы на 150 человек, аквапарка на 200 человек, охотничьих и рыбацких домиков на озере Маныч, а также создание объектов для занятий экстремальными видами спорта, кемпинга на Дудинском водохранилище, музея хлеба, музея культуры и быта южной России. Общая стоимость проекта составляет свыше 500 млн рублей, сроки реализации — 2010—2015 гг.
7. Туристско-рекреационный комплекс в Александровском муниципальном районе предусматривает строительство охотничьей базы «Дворянская охота», санаторно-оздоровительного комплекса «Линия жизни» на базе озера Соленое, конноспортивного комплекса, фермы по разведению экзотических птиц (страусов, павлинов, фазанов), центра психологической
Современные формы организации деятельности в сфере туризма и спорта
47
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СПОРТА
поддержки «Александровский Свято-Троицкий источник», организацию экстрим- инфраструктуры, и напоминает дворцово-парковые ансамбли XIX века. Предусмотрено соз-
клуба и мото-клуба. Общая стоимость проекта составляет свыше 200 млн рублей. Сроки реализации — 2011—2013 гг. дание архитектурной композиции, представляющей собой центральное ядро, включающее в себя 5-звездочный отель, СПА-комплекс
8. Конгрессно-развлекательный комплекс в г. Ставрополь и Шпаковском муниципальном районе. Цель проекта — усиление и зону размещения частных апартаментов (вилл) в виде опоясывающих центральное ядро массивов. Решение генплана участка продик-
роли г. Ставрополя как крупного делово- товано стремлением максимально сохранить
го и культурного центра. Проект включает в себя строительство новых гостиничных комплексов, а также центров развлечений, аквапарков, центров верховой езды, автодрома, парков культуры и отдыха, спорт-и экстрим-клубов, комфортабельных баз отдыха, кемпингов, организаций досуга и культуры, а также расширение автобусного парка, реконструкцию и модернизацию аэропорта «Ставрополь», включая привле- окружающую природную среду, создать ощущение пребывания в природном заповеднике. Основные показатели проекта выглядят следующим образом [1]: Инвестор — компания «М-Индустрия» из Санкт-Петербурга, выигравшая тендер на строительство «насыпного острова» вблизи города Сочи — одного из объектов Олимпиады 2014 года [4]. Резидент — ООО «Петербургстрой». Согласно проекту, строительство са-
чение средств малой авиации, расширение регулярных и чартерных рейсов из аэропорта. Сроки реализации — 2010—2015 гг. Однако пока только один из этих проектов внесен в Реестр резидентов индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков Ставропольского края — туристско- наторно-курортного комплекса завершится к 2022 году. На территории нового курорта будут построены корпуса гостиниц, способных одновременно принимать более 5 тысяч человек, рестораны, кафе, магазины, детский городок, конно-спортивный клуб и уникальный дендропарк, в котором будут размещаться четыре
рекреационная зона у горы Развалка — СПА-курорт «Горное море» («Mountain Sea») [6]. Он уникален по ряду причин: расположен непосредственно в лечебном парке, имеет регулярную композицию, что обеспечивает максимально удобную связь со всеми элементами оригинальных сада, в том числе японский и сирени. Вершину горы Развалка украсит замок с тремя ресторанами и музеем, куда можно будет подняться с помощью фуникулера. Но все же главным украшением комплекса, безусловно, станет искусственное море площадью в 10 гек-
Таблица 1.
Основные показатели СПА-курорта «Горное море»
Наименование показателя ВСЕГО
Общая площадь участка 30 Га
Общая площадь застройки 5,8 Га
Площадь участков под виллами 18,7 Га
Бутик-отель 5*: • главный корпус; • индивидуальные виллы 150 номеров люкс (27 500 кв. м) 135 шт. (67 500 кв. м)
СПА-центр 6 000 кв. м.
Инвестиции $100—120 млн
Количество рабочих мест 500—600
Срок реализации проекта 3 года
48
№ 1/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Ставропольском крае
таров с океанской волной, минерализованной водой и песчаным пляжем, способным вместить одновременно свыше двух тысяч желающих [2]. Предполагаемая площадь пляжа — 17 320 кв. м протяженностью около 920 м [1]. Море будет оборудовано водопадами, стекающими с горы, водными аттракционами, береговыми кафе и ресторанами.
Финансирование вышеупомянутых проектов из федерального бюджета, по предварительным данным, превысит 738 млн руб. Всего запланировано привлечь в регион около 49 млрд руб. инвестиций, из них 46,6 млрд будет направлено на строительство и модернизацию туристских объектов, 2,4 млрд — на создание инфраструктуры. За 20 лет реализация проектов позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней до 139 млрд руб. Кроме того, в результате формирования особой экономической зоны только в регионе Кавказских Минеральных Вод будет создано более 40 тысяч новых рабочих мест [5].
Однако прежде чем представить аргументы, отражающие перспективность проекта ОЭЗ в Ставропольском крае, целесообразно обратить внимание на характерные проблемы, важнейшие из которых, на наш взгляд, связаны с антропогенными нагрузками на территорию и условиями природопользования. Они становятся вдвойне актуальными, когда речь идет об организации ОЭЗ на территории особого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды. В этой связи необходимо особенно осторожно подходить к анализу проектов, как бы заманчиво ни звучали перспективы их внедрения.
Сегодня во всем мире актуальны принципы устойчивого развития регионов. Используя их, туризм может не только преодолеть сложности, но и выступить в роли локомотива, который выведет и другие отрасли на путь сохранения природного баланса территорий. Однако для того чтобы следовать основным принципам этой концепции, следует оценить характер и интенсивность оказываемого воздействия, проводить экологические проверки, учитывать потенциальную нагрузку на среду, оптимизировать ресурсопотребление, вкладывать средства в новые технологии. Важно учесть все факторы, интересы и обязательства заинтересованных сторон — правительственных, промышленных и общественных кругов, причем к последним относятся как сами туристы, так и местное население.
В настоящее время устойчивое развитие туризма во благо природной и культурной среды остается приоритетной задачей, приобретающей особую актуальность в свете бурного развития туризма в Ставрополье, которое ожидается в ближайшие годы. Рост туризма в регионе и возрастающие нагрузки на окружающую среду требуют и глобальной ответственности за сохранение и защиту природы. Принцип «не навреди» в этих условиях становится все более важным.
Рис. 2. Генплан проекта туристско-рекреационной зоны у горы Развалка — СПА-курорт «Горное море» («Mountain Sea»).
Современные формы организации деятельности в сфере туризма и спорта
49
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СПОРТА
К примеру, вышеупомянутый объект у горы Развалка — искусственный водоем площадью 10 гектаров. Огромная водная гладь на территории Железноводска, без сомнения, окажет влияние на многие природные факторы, прежде всего, бальнеологические. Не создаст ли это рукотворное море в местности, окруженной горами, так называемый «парниковый эффект»? Не повредит ли его строительство процессу образования минеральных источников? Ведь регион Кавказские Минеральные Воды Указом Президента объединил часть территорий Ставрополья, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии именно как природную среду формирования и сохранения бальнеологических ресурсов.
Несомненно, опасения экологов и других заинтересованных лиц вовсе не означают, что курортный регион должен отказаться от предлагаемых к внедрению проектов, однако оно должно быть многократно просчитанным, вдумчивым, государственным. Решение этой проблемы нам видится в обеспечении для всех объектов туристско-рекреационной ОЭЗ в регионе Кавказские Минеральные Воды системы экологического мониторинга и экологической сертификации, разработанной с учетом международного опыта. В частности, за основу может быть взята европейская программа «Зеленый Глобус 21», в которой установлена трехуровневая сертификация с независимым аудитом. Программа имеет международный статус и на современном этапе охватывает в том числе и составляющие инфраструктуры массового туризма, а также всевозможные места туристского назначения, включая охраняемые территории. Сейчас в нашей стране только вводится такая практика, и пока нет учреждения, которое могло бы проводить экологическую сертификацию, но Палата Экологических Аудиторов пытается внедрить подобные идеи [3].
Конечно, прежде всего, государство должно обеспечивать необходимую стратегическую основу планирования туризма, выявление ценных и особо уязвимых мест обитания, осуществлять базовые исследования и мониторинг, а также оценивать в целом инфраструктурные потребности и последствия избыточной нагруз-
ки на природные экосистемы. Именно государство способно выступить в качестве регулирующей силы, посредством законов и налогов разрешать, запрещать, определять условия развития. Однако заинтересованными сторонами должны выступать и администрация регионов, и резиденты ОЭЗ, и местное население.
При проектировании ОЭЗ необходимо учитывать еще одну проблему, которая может существенно повлиять на конечные результаты развития территории. Известно, что деятельность ОЭЗ характеризуется высокой степенью монополии, которая подразумевает концентрацию услуг и прибыли в руках небольшого числа корпораций. И здесь должен быть справедливый баланс между местными участниками и инвесторами. Во-первых, необходимо определить критерии, которым должны соответствовать деловые структуры, желающие работать в особой экономической зоне. Используя мировой опыт, необходимо помнить об угрозе засилья иностранных инвесторов, когда резиденты с западным капиталом могут использовать туристско-рекреационную территорию в сугубо коммерческих целях, не уделяя внимания развитию внутреннего, социального, самодеятельного и других видов туризма, действуя не в интересах муниципального образования. Следует также обратить внимание на меры законодательной поддержки регионального малого бизнеса и предоставления ему, по возможности, особых льгот при осуществлении деятельности на территории туристских ОЭЗ.
Не менее существенной является проблема специализации курортного региона, где на одного местного жителя может приходиться до 130 туристов. С одной стороны, это стимулирует производство всех видов продукции, необходимых для потребления гостями региона, обеспечивает загрузку всех служб обслуживания, а с другой — может мешать нормальной жизни граждан и в случае изменения конъюнктуры рынка и сезонности вызвать всплеск безработицы и обострение социальной напряженности.
И, наконец, важнейшая проблема — кадры. Сама жизнь подталкивает к тому, чтобы их под-
50
№ 1/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Ставропольском крае
готовка стала одним из основополагающих направлений стратегии развития отрасли и региона. Нужно формировать кадровый потенциал как на уровне обслуживания, так и на уровне менеджмента. Пока приходится констатировать низкую профессиональную подготовку работающего персонала. Отсюда — неудовлетворительное качество сервиса, отсутствие надлежащей инфраструктуры, языковые барьеры и т. д. Однако нельзя делать ставку на «экспорт» кадров, их необходимо готовить в регионе, из числа постоянно проживающего здесь населения, тем более что есть учебные заведения, которые могут реализовать эти задачи. Местные жители как основной источник рабочей силы должны быть заинтересованы в стабильной и хорошо оплачиваемой работе, привлекаться к участию не только на самых низко квалифицированных уровнях занятости. Это к тому же позволит не нарушить демографический баланс территории.
Туристско-рекреационный потенциал Ставропольского края позволяет говорить о создании туристского кластера региона, который может усилить позиции традиционных мест пребывания туристов и создать новые зоны отдыха, на базе которых возможно развитие не только оздоровительного, но и других направлений туризма. Реализация проектов позволит региону занять достойное место в мировой туристской индустрии, привести к росту инвестиционной привлекательности Ставрополья, повысить уровень сервиса на КМВ, развить лечебно-оздоровительные технологии. Согласно предварительным данным, при реализации программы
Литература:
1. Альбом «Курортно-оздоровительный комплекс «Mountain Sea» // Петербургский инвестиционно-строительный холдинг М-Индустрия. Кохано-вич И. Новое море на карте страны // Курортный край. 2008. 24 сентября. № 39 (458). — С. 1.
2. Палата экологического аудита. Экологическая сертификация туристско-гостиничных предприятий // www.ecoguild.ru (дата обращения:
12.02.2011).
3. Панкова Л. Новый курорт на КМВ // Южно-российские известия. 2008. 9—15 сентября. № 34 (46). — С. 7.
создания кластера к 2016—2020 годам можно будет говорить об увеличении туристского потока минимум в два раза.
Создание туристского комплекса в регионе в перспективе сулит немалые выгоды и жителям самого региона. Инвестиционный проект за 20 лет позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней до 139 млрд рублей. В регионе Кавказских Минеральных Вод будет создано более 40 тысяч новых рабочих мест, что на многие годы решит проблему занятости населения. При этом увеличение рабочих мест произойдет не только на стадии обслуживания комплекса, но и на стадии его строительства. Будет создано 4,5 тыс. мест для размещения и полноценного отдыха туристов. Необходимо отметить социальный эффект, связанный с развитием транспортной инфраструктуры Ставропольского края: работа современных аэропортов, развитие дорожной сети качественно упростят передвижение по региону. Дополнительные финансовые вливания в бюджет региона за счет налогов позволят реконструировать старые и строить новые объекты социального обеспечения, что обеспечит стабильный рост качества жизни населения. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что для создания в крае современного туристского многопрофильного комплекса необходима всесторонняя проработка вопросов, касающихся реализации единого плана развития туристского Ставрополья, координации усилий властей всех уровней между собой, налаживание активного и эффективного взаимодействия с бизнесом, приведение в соответствие нормативно-правовой базы.
4. Рябчиков С. С Европой наперегонки // Российская газета. 2007. 20 марта. № 56 (4319). — С. 12.
5. Соглашение № 7 о ведении деятельности резидента туристско-рекреационного парка на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края от 12 октября 2010 г.
6. Стратегия развития рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края до 2020 года. Раздел 1 // http://www.stavinvest.ru/spaw2/ uploads/files/19 %2008%2009%20strategiya%20 turisma. doc (дата обращения: 12.02.2011).
Современные формы организации деятельности в сфере туризма и спорта
51