2. Закон Ставропольского края «О региональных индустриальных, ту-ристско-рекреационных и технологических парках» от 29 декабря 2009 г. № 98-кз.
3. К информации о ходе реализации государственных программ Ставропольского края за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/upload/iile/otchet_2014_na_sayt_ %281 %29.77.
4. Медяник Н.В. Отношения природопользования в аспекте экономических интересов и стимулирования в рекреационных системах: монография / Н.В. Медяник; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2009. - 206 с.
5. Медяник Н.В. Природопользование в системе экономических интересов // Экономический журнал. - 2011. - Т. 4, № 24. - С. 93-102.
6. Штапова И.С. Методологические подходы к оценке структуры отраслевого рынка // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2009. - Т. 9, № 3. - С. 59-67.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ ГОРОДА-КУРОРТА ЕССЕНТУКИ
© Харсиева Т.А.1
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск
В статье обоснованы перспективы развития рекреационной сферы города-курорта Ессентуки, связанные с оптимизацией использования ландшафтно-рекреационного потенциала курортного парка, кластерным форматом, концессионным механизмом развития санаторно-курортной сферы.
Ключевые слова: рекреационная сфера, город-курорт Ессентуки, ча-стно-государственное-партнерство.
Российская Федерация обладает уникальным и разнообразным турист-ско-рекреационным потенциалом, который позволяет развивать все виды рекреации в большинстве регионов страны.
В особом ряду подобных специализированных территорий стоят Кавказские Минеральные Воды и в частности город-курорт Ессентуки.
Экономические интересы курорта Ессентуки традиционно связаны с лечением болезней желудочно-кишечного тракта, печени и болезней, свя-
1 Студент 2 курса направления подготовки 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление.
занных с нарушением обмена веществ [1, с. 96]. Курорт Ессентуки является бальнеологическим и питьевым курортом со специализацией медицинского профиля по лечению и профилактике гастроэнтерологических и эндокринно-обменных заболеваний (сахарного диабета, ожирения, подагры и других).
Общая площадь курорта Ессентуки составляет 4973 гектара и включает в себя зоны различного функционального назначения, в том числе особой санитарной охраны. Курорт Ессентуки, являясь освоенной и функционирующей в лечебно-профилактических целях особо охраняемой территорией, располагает природными лечебными ресурсами, необходимыми для их использования устройствами и сооружениями, санаторно-курортными организациями, учреждениями отдыха и культуры, парками и лесопарками, организациями общественного питания, торговли, бытового обслуживания и иными объектами инфраструктуры.
Мировую славу курорту принесли знаменитые минеральные источники «Ессентуки - 4» и «Ессентуки - 17». Ессентукские источники являются международными эталонами целебных соляно-щелочных вод. Ессентукское месторождение минеральных вод находится в центральной части региона КМВ, границы совпадают с территорией Ессентуки и ближайших окрестностей. Месторождение дифференцировано на три участка: Центральный, участок скважины 1-КМВ-бис и Ново-Благодарненский. Утвержденные запасы по промышленным категориям по Ессентукскому месторождению составляют 937,7 м3/сутки.
Не смотря на ограниченные властные полномочия и ресурсные возможности, тем не менее муниципальные органы власти города-курорта выступают активными субъектами стимулирования развития рекреационной сферы Ессентуков.
Направленность подобных управленческих решений реализуется прежде всего в формате Стратегии развития города-курорта, позиционирующей последний в качестве территории здоровья, а также одноименной муниципальной программы, целевые ориентиры которой представлены в таблице 1.
Между тем, рекреационный потенциал города-курорта, хотя и ограниченный, ныне не до конца востребован - тестируются факторы как способствующие, так и лимитирующие развитие рекреационной сферы. К последним, в частности, относятся: снижение качества обслуживания рекреантов и удручающее состояние сопутствующей инфраструктуры, Имущественная неопределенность объектов профильной сферы и ее нивелирование в хозяйственной структуре субрегиона, экологическая проблематика и раздробленность в управлении курортами, слабые территориальный маркетинг и инновационно-инвестиционная активность бизнеса, несоответствие особой статусности федерального курорта и мер государственной поддержки.
Таблица 1
Индикаторы оценки эффективности реализации мероприятий реализуется муниципальной целевой программы «Развитие курорта и туризма в городе-курорте Ессентуки на 2011-2016 годы» [2]
Показатели Значения индикато зов по годам
2010 (факт) 2011 | 20121 2013 2014 | 2015 | 2016
Прогнозные параметры
Количество туристических маршрутов в городе, ед. 1 1 1 1 2 2 2
Количество койко-мест средств размещения (в эксплуатации), ед. - в санаторно-курортном комплексе; - в гостиничном комплексе. 7254 127 7254 127 7254 127 8000 127 8200 140 8200 140 8500 150
Количество отдыхающих, тыс. чел.: - в санаторно-курортном комплексе; - в гостиничном комплексе. 107,5 25,4 110,0 25,4 112,0 25,4 120,0 26,2 120,0 26,2 120,0 26,2 125,0 27,0
Число прибывающих туристов и экскурсантов, тыс. чел. 132,9 135,4 137,4 146,2 146,2 146,2 152,0
Количество работающих в туристско-рекреационной сфере города Ессентуки, чел. 4850 4860 5050 5250 5250 5300 5500
Поступление налогов и сборов от санаторно-курортных и туристско-экскурсионных учреждений города в местный бюджет (млн. руб.) 72,4 75,5 76,0 76,5 77,0 77,5 78,0
С учетом обозначенных противоречий, а также с целью оптимизации использования ландшафтно-рекреационного потенциала в организации санаторно-курортного дела и туризма в городе-курорте и его окрестностях рекомендовано использовать, разработанную в Пятигорском ГНИИ Курортологии, критериальную оценку главных слагающих ландшафтно-рекреационного потенциала (рельеф, почвы, растительность, водные объекты) по степени благоприятности для рекреантов. Подобная оценка позволяет определить степень пригодности данной территории для санаторно-курортного лечения и возможность длительного использования климато-ландшафтного потенциала.
Отраслевые приоритеты развития города-курорта Ессентуки, по-прежнему, должны быть связаны с рекреационной сферой, где основу составляет санаторно-оздоровительный комплекс, в значительной степени качественно модифицированный и продуктово-диверсифицированный в сочетании с максимально возможным спектром туристских направлений.
Практическое воплощение подобных отраслевых ориентиров, как и в целом, наращивание туристско-рекреационной составляющей в экономике города предполагает целенаправленную политику, реализуемую в формате инновационно ориентированных технологий.
В этой связи могут быть рассмотрены возможности кластерного механизма в развитии рекреационной сферы города-курорта. Наше исследование позволило сделать вывод о наличии признаков целеноправленного рекреационного кластера, локализованного в рекреационной дестинации Ессен-тукского курорта, дальнейшее развитие которого будет происходить в фор-
мате федерального кластера рекреационно-туристского типа «Кавказские Минеральные Воды». Также в качестве перспективного инструмента стимулирования рекреационной сферы Ессентуков в контексте согласования интересов власти, бизнеса и населения следует рассматривать институт социального партнерства. А с учетом стратегических перспектив развития рекреационной сферы правомерно в качестве новой модели хозяйствования в городе-курорте избрать механизм частно-государственного партнерства.
Имея в виду, не раз тестируемую в ряде исследований [3, 4, 5] множественность эколого-ресурсных проблем, в особом ряду должны стоять инициативы, связанные с обеспечением экологической безопасности федерального курорта.
Наконец, в рыночных условиях социализация и коммерциализация рекреационного комплекса, при сохранении приоритета общей собственности на его объекты, предполагает развитие новых организационных форм.
Оценка текущей ситуации в курортно-рекреационном комплексе КМВ
4
Анализ состояния имущества
4
Анализ результатов исследования
4
Объявление победителя
4
Существующий объект Программа мероприятий по разработке и подписанию концессионного соглашения Несуществу-ющий объект
4 4
Лизинг-контракт Контракт на обслуживание
Е > 0,6
Экспертиза
Заключение концессионного соглашения
Строительство-управление-передача (ВОТ); Строительство-передача-
управление (ВТО); Строительство-владение-
управление (ВОО); Строительство-владение-угщавление-пдзедача (ВООТ).
Рис. 1. Схема концессионного механизма развития курортно-рекреационного комплекса города Ессентуки
В рассматриваемой связи наибольшие проблемы создает хозяйственная практика Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), как крупно-
го собственника санаторно-курортного имущества, не способного привести на уровень современных требований большинство лечебно-профилактических учреждений. Исходя из этого, с целью оптимизации управления рекреационными объектами целесообразно в отношении профсоюзных здравниц (и не только), а также курортной инфраструктуры курорта рассмотреть возможность заключения между ФНПР и заинтересованными сторонами (частными структурами, трудовыми коллективами здравниц) концессионных соглашений (см. рис. 1).
Дальнейшее владение санаторно-курортным или туристско-рекреацион-ным объектом может осуществляться на временной и возмездной основе, за счет инвестора (концессионера) и на его риск, но всегда с учетом интересов курортного региона.
Целесообразно проекты, реализуемые в городе-курорте Ессентуки по схеме ЧГП, представлять на международной выставке инвестиций в недвижимость М1Р1М. Презентация федерального курорта на выставках подобного уровня, с одной стороны, предоставила бы потенциальным инвесторам текущую информацию о городе-курорте и условиях ведения инвестиционной деятельности, а с другой - явилась бы частью работы по продвижению инвестиционной привлекательности курортной территории, ее позитивного имиджа. Например, концепция стенда «Ессентуки - территория сотрудничества государства и бизнеса» позволила бы продемонстрировать миру открытость региона по отношению к потенциальным инвесторам и новым проектам, готовность к сотрудничеству и вовлеченность в мировое экономическое и инвестиционное пространство.
Полагаем, что представленные выше рекомендации послужат развитию рекреационного комплекса города Ессентуки, обеспечивая рациональное использование уникального ресурсного потенциала и достойное место курорту в хозяйственном комплексе страны.
Список литературы:
1. Медяник Н.В. Природопользование в системе экономических интересов // Экономический журнал. - 2011. - Т. 4, № 24. - С. 93-102.
2. Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие курорта и туризма в городе-курорте Ессентуки на 2012-2016 годы: постановление Администрации города Ессентуки от 26.07.2011 г. № 1159 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adm-essentuki.ru.
3. Медяник Н.В. Отношения природопользования в аспекте экономических интересов и стимулирования в рекреационных системах: монография / Н.В. Медяник; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2009. - 206 с.
4. Медяник Н.В. Экологическая безопасность в системе экономических интересов субъектов рекреационной сферы: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ростов н/Д, 2003. - 182 с.
5. Медяник Н.В. Стимулирование рационального природопользования в аспекте реализации стратегических интересов рекреационного субрегиона (на материалах Кавказских Минеральных Вод) // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2009. - Т. 40, № 4. - С. 106-115.
ОТРАСЛЕВЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ФОРМАТ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ СКФО В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
© Хаустов А.А.1
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск
В статье обоснован кластерный формат развития агропромышленного комплекса, строительной отрасли, химической промышленности, индустрии туризма, а также горных районов с целью интеграции регионов СКФО в мирохозяйственные связи.
Ключевые слова: кластеры, мирохозяйственные связи, приграничное сотрудничество, регионы СКФО.
Для регионов СКФО о геостратегическом факторе следует говорить как о базисном условии прорыва в социально-экономическом развитии [1].
Исходя из существующих предпосылок и тенденций хозяйственного развития, имеющегося производственного потенциала в качестве приоритетных следует рекомендовать следующие направления стратегического развития промышленного комплекса СКФО ориентированного на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Причем, имея в виду тесное межрегиональное сотрудничество, общность ресурсной базы целесообразно развитие промышленности СКФО осуществлять в формате кластерных инициатив.
В качестве базовой отрасли Северо-Кавказского макрорегиона, ориентированной на ВЭД, следует рассматривать сельское хозяйство. Стратегические планы его развития целесообразно нацелить на отбор и стимулирование тех видов деятельности, которые максимально реализуют агроклиматические преимущества СКФО, предусматривают внедрение индустриальных технологий, а также интегрируются с предприятиями пищевой промышленности. Очевидно, что приоритетной формой внешней торговли макрорегиона правомерно считать экспорт сельскохозяйственной продукции высокой степени обработки, а также органического земледелия.
1 Студент 2 курса направления подготовки 38.03.04 кафедры ГМУ.