ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНА РОССИИ): УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Довготько Н.А.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики, Ставропольский государственный агарный университет (Россия), 355017, Россия, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, д. 12, ndovgotko@yandex.ru
УДК 602:338 (470.638)
ББК 65.28 (2Рос-4Ста)
Цель. Оценка состояния современного природопользования в современных эколого-экономических системах и территориях. На примере отдельно взятой территории РФ - курортного субрегиона Кавказские Минеральные Воды - рассматриваются вопросы формирования и реализации модели управления развитием территорий с учетом порога экологической безопасности.
Методы. Исследование базируется на теории устойчивого развития, сравнительного анализа элементов экономического механизма природопользования в странах с рыночной экономикой.
Результаты. Раскрываются возможные пути формирования пространственной парадигмы зеленой экономики и предлагаются перспективные методы управления экологически ориентированным развитием рекреационной территории с учетом использования мирового опыта устойчивого развития. На основе научно обоснованных подходов, а также собственных выводов исследована взаимосвязь между целями экономического развития и экологически безопасным состоянием эколого-экономических систем и территорий.
Научная новизна. Обоснована специфика влияния форм и методов зеленой экономики на экологически устойчивое развитие рекреационных территорий. Выявлены перспективные формы и методы управления сферой природопользования в рамках теории устойчивого развития.
Ключевые слова: природопользование, устойчивое развитие, экологическая безопасность, зеленая экономика, рекреационный регион.
FORMATION OF SPATIAL PARADIGM OF GREEN ECONOMY (EXEMPLIFIED BY THE RECREATIONAL REGION OF RUSSIA): MANAGERIAL ASPECT
Dovgotko N.A.
Candidate of Economics, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Theory of Economics and Applied Economics, Stavropol State Agrarian University (Russia), 12, Zootechnicheskyi str., Stavropol, Russia,
355017, ndovgotko@yandex.ru
Purpose. Assessment of the current state of natural resources use in modern ecological-economic systems and territories. On the example of a territory of the Russian Federation - CMW resort sub-region - issues of formation and implementation of the territorial development management model considering the environmental safety threshold. S Methods. The study is based on the theory of sustainable development, a comparative analysis of the elements of
^ the economic mechanism of natural resources use in countries with market economies.
^ Results. Possible ways of forming the spatial paradigm of the green economy are revealed and promising practices
of managing environmentally oriented development of recreational areas considering the world experience of sustainable g development are offered. On the basis of evidence-based approaches as well as the own conclusions the relationship of fi the objectives of economic development and environmentally safe condition of ecological and economic systems and [g territories is researched.
Scientific novelty. The author justifies the specifics of influence of the forms and methods of green economy on the ecologically sustainable development of recreational areas. Potential forms and methods of management in the field
Довготько Н.А.
of nature use in the framework of sustainable development theory are also identified.
Key words: nature use, sustainable development, environmental security, green economy, recreational area.
Формирование и реализация экологически ориентированной «зеленой экономики» в настоящее время жизненно необходимы для перехода современных стран к устойчивому развитию, в рамках которого принципиально важное значение приобретает поиск путей управления рациональным использованием природного капитала и сохранения эколого-экономических систем и территорий. В предыдущих публикациях автором отмечалось, что в последние десятилетия экологический кризис в странах с рыночной экономикой только обострился, происходит дальнейшая экологическая деградация территорий в результате нерационального управления сферой природопользования и отсутствия стимулирующих к экологически безопасным производствам мероприятий со стороны государства [1, с.166]. В этих условиях весьма актуальным представляется формирование и реализация пространственной парадигмы зеленой экономики стран с учетом специфики и функциональной ориентированности их территорий.
В настоящее время в мировой науке и практике все большее внимание уделяется экономической роли природных и экологических услуг, а экологический фактор все чаще учитывается как на микроэкономическом уровне при разработке различных технологий использования природного капитала, так и на макроэкономическом уровне при выборе социально-экономического направления развития страны. Особенно актуально проблема сохранения природного капитала и экологически безопасного развития стоит в современной России, так как природный капитал в экономике этой страны имеет особое значение. Действительно, по оценкам Всемирного банка, в развитых странах на долю природного капитала приходится лишь незначительная часть общественного богатства: соотношение между природным, человеческим и физическим капиталом составляет 2-5%:68-76%: 18-20%, но принципиально иная ситуация в России, где на долю природного капитала приходится более двух третей: 70%:20%:10% [2 , с.21].
По сути, обеспечения экономического роста в России связано с ростом загрязнений и деградации природного капитала. Все это актуализирует изучение экономического регулирования природопользования, основным элементом которого является стимулирование. Указывая на важность исследования проблемы формирования зеленой экономики, напомним, что начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис показал исчерпание потенциала экспортно-сырьевой экономики России: за последние 50 лет около 60% мировых экосистемных услуг подорваны в результате
антропогенного воздействия, и их скоро будет явно недостаточно при сохраняющихся темпах экономического роста и исчерпания природных ресурсов [3]. Известный американский эколог Л. Браун в качестве примера данного утверждения приводит Китай: для достижения стандартов жизни населения США этой стране понадобится нефти и бумаги больше, чем все их мировое производство (и это без учета 3 млрд. людей, живущих в развивающихся странах - Индии, Бразилии) [4, с.84].
Очевидно, что мировая экономика оказывается в затруднительном положении в рамках имеющихся экологических ограничений и современной модели неустойчивого развития. Поэтому важной чертой новой модели мировой экономики должна стать именно экологическая устойчивость и стимулирование интеграции экологического фактора в процесс природопользования. То есть, по сути, речь идет о формировании экономики, которую мы называем «зеленой». Справедливости ради отметим, что многие государства в последние годы активно включились в процесс формирования зеленой экономики. Так, суммой в 10 миллиардов долларов оцениваются расходы федеральных агентств США даже в период кризиса на сохранение и восстановление экосистемных услуг, проводя необходимые сокращения бюджета за счет расходов на оборону и социально-экономические программы [5].
Полагаем, что для поддержки функций природного капитала и формирования, в конечном счете, зеленой экономики, очевидно, необходимы целостные, ненарушенные, здоровые территории и экосистемы. Отметим, что формирование пространственной парадигмы зеленой экономики в региональном контексте является важной методологической задачей не только в связи с необходимостью более глубокого научного осмысления экологической ориентации общественного производства, но также в плоскости решения проблем регионального развития.
Именно регионы РФ становятся ныне главными субъектами различных общественно-политических и социально-экономических преобразований, нуждающиеся в конструктивной региональной политике, создающей экологические ориентиры экономическому росту и устойчивому развитию, адекватные специфике хозяйственного уклада и структурно-функциональным параметрам региональных экосистем. Состояние последних, в условиях жестких природно-ресурсных ограничений, деградации жизнеобеспечивающих и экосистемных функций окружающей природной среды все в большей мере детерминирует региональное развитие.
Довготько Н.А.
На наш взгляд, в этой связи правомерно рассматривать каждый регион страны в качестве региона-экосистемы с уникальным набором экосистемных функций (благ, услуг), позволяющим реализовать конкурентный экологический (природно-ресурсный и эко-системный) потенциал, а также расширить научные представления региональной экономики о содержании и специфике развития экологически ориентированных пространственных социально-экономических систем в хозяйственном комплексе страны в условиях стремительно растущей экологической ориентированности общественного производства.
Рассмотрим возможный вариант формирования и развития зеленой экономики на примере курортного субрегиона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод (далее - КМВ), входящего в состав Ставропольского края.
Несомненно, города-курорты Кавказских Минеральных Вод играют особую и весьма значимую роль в социально-экономической жизни российского общества, успешно решая на протяжении более чем двухсот лет важную государственную задачу повышения качества здоровья россиян, восстановления трудового потенциала страны. Подобная роль городов-курортов в общегосударственной системе санаторно-курортного лечения в очередной раз нашла подтверждение в Постановлении Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» [6, с.30].
В силу наличия уникальных лечебных факторов и ресурсов основное назначение экосистемы территории КМВ состоит в оказании обществу рекреационных услуг и, прежде всего, курортных. Позиционирование КМВ в качестве региона-экосистемы с уникальным набором рекреационных функций (благ, услуг) позволяет субрегиону мобилизовать внутренние источники экономического роста, максимально реализуя эколого-ресурсные «сравнительные преимущества» в оказании курортных услуг и актуализирует необходимость наращивания и эффективного использования экосистемно-го потенциала. Подобный сценарий развития способствует озеленению регионального хозяйства, вписывая КМВ в общемировой и национальный тренды «озеленения».
Если обратиться к мировому опыту, то в последние годы рассмотрение экосистем, в том числе и рекреационных, как капитала получило свою практическую интерпретацию в проектах и разработках Экологического департамента Всемирного Банка. В частности, в работе С. Паджиолы, К. фон Риттера и Дж. Бишопа «Оценивая экономическую ценность сохранения экосистем» [7] предлагается рассматривать экосистемы в
качестве одной из форм капитала. Например, леса - это богатство с точки зрения древесины и недревесных продуктов, а также услуг, которые они предоставляют.
Среди перспективных научных работ в области подходов к оценке развития использования различных экосистем следует также отметить Доклад «Об измерении экономического развития и социального прогресса» [8]. В частности, в нем отмечается, что ВВП не охватывает различные социальные процессы, изменения в окружающей среде, некоторые явления, которые принято называть «устойчивостью» развития. Следовательно, создание на уровне федеральных и региональных органов власти эффективных косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов для развития эколого-адаптированных видов деятельности, предпринимательства будет способствовать адекватной оценке экоресурсов и экосистем.
Так, на КМВ экологические инициативы муниципального уровня реализуются в рамках специализированных муниципальных программ. В частности, в субрегионе повсеместно реализуются энергосберегающие проекты и программы. Например, в городе-курорте Пятигорске реализуется муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города-курорта Пятигорска на 2011 - 2015 годы», в городе-курорте Кисловодске - «Энергосбережение на территории городского округа города-курорта Кисловодска Ставропольского края на 2010-2013 годы», а в городе-курорте Ессентуки -«Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ессентуки на 2012-2017 гг.» [9].
В литературе отмечается, что конструктивными институтами продвижения инноваций в сфере природопользования и включения их в хозяйственный оборот в пространстве южнороссийских регионов следует рассматривать экологические (зеленые) центры инновационной активности, которые целесообразно приурочить к конкретным отраслям и видам хозяйственного природопользования, и в рамках сетевого взаимодействия они могут трансформироваться в экологические, или «зеленые» кластеры [10, с.19]. Подобные формы инновационного развития природо-хозяйственной системы южнороссийских регионов в формате кластерных образований представлены в таблице 1.
Полагаем, что подобная практика выделения особых групп природохозяйственных систем может способствовать интенсификации внедрения инновационных форм управления в сфере природопользования.
Отметим, что важное место в «зеленом» развитии КМВ должно отводиться решению задач в области водоснабжения и водоотведения. В частности, в рамках уже разработанной Стратегии развития субре-
Довготько Н.А.
гиона предполагается строительство инженерной инфраструктуры всеобщего канализования населенных пунктов и очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод и увеличивающих ее производительность с 360 до 550 тыс.м3/сут.
Кроме того, зеленые перспективы развития транспортного комплекса в субрегионе КМВ связываются с осуществлением технического перевооружения транспортных средств для обеспечения выхода на уровень стандартов ЕВРО-4 и ЕВРО-5 по выбросам загрязняющих веществ. Например, в городе-курорте Кисловодске предполагается выделение района с ограничением въезда личного легкового автотранспорта, оснащенного двигателем, не соответствующим стандарту евро-3 и выше к 2033 г., а также развитие электромобилей, включая автобусы. По оценке автора, к 2033 году автомобили жителей Кисловодска с электродвигателем должны составить не менее 35% парка личного автотранспорта.
Отметим, что большинство зеленых инициатив в городах-курортах КМВ предусмотрены в рамках реализации стратегий их развития. Так, в Стратегии развития города-курорта Пятигорска до 2020 года экологические ориентиры города тестируются в формате парка «Экология жизни», включающего направления: «Экология человека» - создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения,
мест его работы и отдыха, иной социальной активности; «Экология природной среды» - сохранение и защита природной среды, поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников; «Экологический бизнес» - создание эффективного экологического сектора экономики; «Экологические инновации» - разработка и внедрение экологически-чистых и ресурсосберегающих технологий и инновационных методов курортного, реабилитационного и иных видов медицинского лечения [12].
Рассматривая планируемые и уже реализуемые мероприятия в рамках создания зеленой экономики рекреационного региона, отметим, что здесь критически важным является достижение эффекта «дека-плинга» (decoupling), являющегося является стратегической основой движения к экологически устойчивой экономике, позволяющий рассогласовать темпы роста благосостояния людей, с одной стороны, и потребления ресурсов и экологического воздействия, с другой [13]. Считаем, что на Кавказских Минеральных Водах обеспечение экологической безопасности и развитие «зеленой» экономики с помощью декаплинга является крайне важным, поскольку рекреационные территории требуют особого режима природопользования.
Итак, в данной статье показано, что происходящие в современном мире в целом и в России, в
Таблица 1- Типология природохозяйственных кластеров на Юге России [11]
Республика Калмыкия Энергетический кластер
Промышленный кластер
Туристско-рекреационный кластер
Агропромышленный кластер
Транспортно-логистический кластер
Республика Северная Осетия - Алания Транспортно-логистический кластер
Кластер по производству строительных материалов и изделий на базе местного сырья
Кластер пищевой и перерабатывающей промышленности
Чеченская республика Кластер в Чири-Юртовской зоне опережающего развития
Кластер в Аргунской зоне опережающего развития
Кластер в области телекоммуникаций
Транспортно-логистический кластер
Краснодарский край Территориально-производственный кластер в г. Армавире
Лесопромышленный кластер
Туристско-рекреационная особая экономическая зона
Волгоградская область Текстильный кластер «Поволжье»
Туристический кластер
Ростовская область Агропромышленный кластер
Кластер сельхозмашиностроения
Кластер производства строительных материалов
Туристический кластер
Астраханская область Агропромышленный кластер
Туристический кластер
Довготько Н.А.
частности, неблагоприятные эколого-экономические процессы могут нарушить баланс развития, если в процессе природопользования и при изменении экономической структуры не будет придаваться должного значения экологическому фактору. Сохранения эколого-экономических систем можно достичь только при условии формирования и реализации «зеленой» экономики, способствующей действительно экологически безопасному развитию как стран в целом, так и территорий с учетом их функциональной ориентированности. Вектор реализации зеленой экономики следует направить на разработку модели эколого-эко-номического развития территорий, сочетающей различные формы и методы государственного и муниципального регулирования сферы природопользования, а также частной инициативы.
Литература:
1. Dovgot'ko N.A., Kusakina O.N., Skiperskaja E.V. Use of Natural Resources as an Object of Economic Incentive. Life Science Journal. 2014. 11(1s): 166-170. [e-resource]. URL: http://www. lifesciencesite.com/lsj/life1101s/ (дата обращения 12.04.2014)
2. Бобылев C.H., Захаров В.М. Модернизация экономики и устойчивое развитие. М.: Экономика, 2011. 295 с.
3. Millennium Ecosystem Assessment. UNEP, 2005 [e-resource]. URL: http://www. millenniumassessment.org/en/BoardStatement.html (дата обращения 10.04.2014)
4. Brown L.R. Eco-Economy. Building an Economy for the Earth. Earth Policy Institute. New-York. London: W.W. Norton&Company, 2001. 333 p.
5. The President's Council of Advisors on Science and Technology Executive Report «Sustaining Environmental Capital: Protecting Society and the Economy». July, 2011 [e-resource]. URL: www. whitehouse.gov (дата обращения 10.04.2014)
6. Стратегия социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды до 2020 года. Часть 1. Ессентуки, 2006.130 с.
7. Pagiola S., Ritter K. von, Bishop J. Assessing the Economic Value of Ecosystem Conservation. World Bank, 2004 [e-resource]. URL: http://128.118.178.162/eps/ othr/papers/0502/0502006.pdf (дата обращения 10.04.2014)
8. Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. J.E. Stiglitz, A. Sen and J-P. Fitoussi [e-resource]. URL: wwwstiglitz-sen-fitoussi.fr (дата обращения
05.04.2014)
9. Об утверждении Муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ессентуки на 2012-2017 годы»: Решение Совета города Ессентуки от 14.03.2012 г. №11 // Официальный портал органов местного самоуправления [электронный ресурс]. URL: http://www.adm-essentuki.ru/gorsovet/doc (дата обращения 08.04.2014)
10. Медяник Н.В. Инновационные ориентиры развития природохозяйственной системы Юга России // Вестник Алтайской академии науки и права. 2014. № 2(34). С. 17-21.
11. Сводная база данных по кластерам в России [электронный ресурс]. URL: http://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/ doc201001081707 (дата обращения 05.04.2014)
12. Об утверждении Стратегии развития города-курорта Пятигорска до 2020 года: Решение думы города Пятигорска № 84-86 Щ от 24.09.2009 года [электронный ресурс]. URL: http://www. pyatlgorsk.org/ city/business/ strateglya-razvitiya-goroda-kurorta- pyatigorska-do-2020_goda/ (дата обращения 10.04.2014)
13. Бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию». 2012. № 60 [электронный ресурс]. URL: www.oprf.ru (дата обращения 01.04.2014)
References:
1. Dovgot'ko N.A., Kusakina O.N., Skiperskaja E.V Use of Natural Resources as an Object of Economic Incentive. Life Science Journal. 2014. 11(1s): 166170. [e-resource]. URL: http://www.lifesciencesite. com/lsj/life1101s/ (access date 12.04.2014)
2. Bobylev S.N., Zakharov V. Me Modernization of Economy and sustainable development. M .: Economics, 2011. 295 p.
3. Millennium Ecosystem Assessment. UNEP, 2005 [e-resource]. URL: http://www. millenniumassessment.org/en/BoardStatement.html (access date 10.04.2014)
4. Brown L.R. Eco-Economy. Building an Economy for the Earth. Earth Policy Institute. New-York. London: W.W. Norton&Company, 2001. 333 p.
5. The President's Council of Advisors on Science and Technology Executive Report «Sustaining Environmental Capital: Protecting Society and the Economy». July, 2011 [e-resource]. URL: www. whitehouse.gov (access date 10.04.2014)
6. The strategy of social and economic development of specially protected eco-resort region of the Russian Federation - Caucasian Mineral Waters up to 2020.
floezombKO H.A.
Part 1. Yessentuki, 2006, 130 p.
7. Pagiola S., Ritter K. von, Bishop J. Assessing the Economic Value of Ecosystem Conservation. World Bank, 2004 [e-resource]. URL: http://128.118.178.162/ eps/othr/papers/0502/0502006.pdf (access date 10.04.2014)
8. Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. J.E. Stiglite, A. Sen and J-P. Fitoussi [e-resource]. URL: www.stiglite-sen-fitoussi.fr (access date 05.04.2014
9. On Approval of the Municipal program «Integrated development of utility infrastructure of the city of Yessentuki for 2012-2017»: Yessentuki City Council Decision of 14.03.2012 №11 // The official portal of local government [e-resource]. URL: http:// www.adm-essentuki.ru/gorsovet/doc (access date 08.04.2014
10. Medyanik N.V. Innovative development guidelines of the nature management system of the South of Russia // Bulletin of the Altai Academy of Science and Law. 2014. № 2 (34). P. 17-21.
11. Consolidated database of clusters in Russia [e-resource]. URL:
12. On Approval of the Development Strategy for the resort city of Pyatigorsk up to 2020: The Decision of the Duma of Pyatigorsk № 84-86 CD of 24.09.2009 [e-resource]. URL: http://www.pyatlgorsk.org/ city/business/ strateglya^^vitiya-goroda-kurorta-pyatigorska-do-2020_goda/ (access date 10.04.2014)
13. Bulletin of the Institute of Sustainable Development of the Public Chamber of the Russian Federation «On the way to sustainable development.» 2012. № 60 [e-resource]. URL: www.oprf.ru (access date 01.04.2014)