Н.А. Довготько, канд. экон. наук, доцент, М.В. Пономаренко, канд. экон. наук, доцент, Л.И. Медведева, канд. экон. наук, доцент, Е.В. Скиперская, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономической теории и прикладной экономики, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, Россия, [email protected] [email protected] [email protected] [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ РОССИИ на примере рекреационного региона
В статье представлен концептуальный подход к понятию «зеленая» экономика, показана принципиальная важность учета экологического фактора в экономическом развитии современных стран и территорий. Доказывается тезис о необходимости интеграции экологического фактора в систему экономических отношений в направлении экспликации причин экологической неэффективности природопользования. Отмечается, что кризисные явления последних лет стимулируют мировое научное сообщество начать поиск инновационных моделей экологически безопасного развития. Раскрывается, что среди основных причин негативного воздействия экономики на природную среду является латентность большого числа экологических проблем, которые традиционный рынок не видит. Показывается, что к числу многочисленных нерешенных эколого-экономических проблем следует отнести отсутствие цен на большинство природных благ, недооценку положительных и отрицательных экстерналий и экологического ущерба. На примере курортного региона России — Кавказских Минеральных Вод — ведется поиск путей формирования устойчивого эколого-экономического развития с учетом экологической безопасности и повышения эффективности использования природных ресурсов. Выявляются основные проблемные точки рекреационного природопользования и предлагаются пути формирования «зеленой» экономики в курортных зонах на основе институциональных и экономических реформ, в том числе научного подхода к учету и оценке ассимиляционной ренты, экологического долга и стимулирования рационального природопользования посредством налоговых и кредитных методов.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, загрязнение окружающей среды, природопользователи, устойчивое эколого-экономическое развитие, рекреационный регион, рекреационные ресурсы, ассимиляционная рента, экологический долг, природный потенциал, курортный сбор.
Как показывает опыт современной национальной экономики, направление ее развития зависит от множества разнообразных тенденций и факторов, не сводимых только лишь к рыночной эволюции. Так, для обеспечения эффективного развития экономических систем важнейшее значение имеют вопросы рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности. В настоящее время наблюдается все больше признаков появления новой экономической модели, в рамках которой
принципиальный аспект очевиден: экономический рост может содействовать благополучному развитию только в том случае, если в обществе обеспечено рациональное использование природных ресурсов.
Следует отметить, что в последние годы европейские страны активно проводят политику, направленную на снижение приро-доемкости национальной экономики. Так, ярким примером подобной политики является стратегия «Европа 2020», задающая вектор развития стран Европейского Союза
до 2020 года. Основными ключевыми целями стратегии являются проблема изменения климата и развитие энергетики, в ее рамках предполагается сокращение на 20% выбросов парниковых газов, производство 20% энергии из возобновляемых источников и увеличение эффективности использования энергии на 20% (так называемая стратегия 20/20/20)1. :
Согласно положениям данной стратегии, применение экологически безопасных технологий помогут европейским странам в целом ускорить темпы развития и экономического роста.
Кризисные явления последних лет заставили многие международные организации начать поиск инновационных моделей, обеспечивающих гармоничное развитие природы и человека. Одной из них является предложенная ООН концепция «зеленого роста», или «зеленой» экономики, суть которой заключается в качественном изменении моделей производства и потребления и интеграции «зеленых» принципов ведения хозяйства в систему экономических отношений2.
Очевидность и необходимость разработки и реализации подобной экономической модели — «зеленой» экономики — раскрывается в концептуальных документах ООН, Всемирного банка, Европейского сообщества, Организации экономического сотрудничества и других международных орга-низаций3.
Отметим, что в мировой науке в целом достигнут определенный консенсус относительно понятия «зеленая» экономика. Так, по определению, данному в докладе ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), «зеленая» экономика определяется как «экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедли- :
вость, при этом существенно снижая риски для окружающей среды»4.
На наш взгляд, можно определить, что «зеленая» экономика — это экономика, эф-
Именно «зеленая» экономика была воспринята международным сообществом как адекватный механизм современного экономического роста.
Для качественного изменения характера мирового развития, снижения выбросов парниковых газов и эффективного использования природных ресурсов достаточно инвестировать в «озеленение» экономики 2% мирового ВВП.
фективно и рационально использующая природные ресурсы, обеспечивающая низкие углеродные выбросы и в целом способствующая устойчивому эколого-экономиче-скому развитию страны и ее регионов.
Итак, именно «зеленая» экономика была воспринята международным сообществом как адекватный меха-= низм современного экономического роста. По оценкам, данным в вышеупомянутом докладе ЮНЕП, для качественного изменения характера мирового развития, снижения выбросов парниковых газов и эффективного использования природных ресурсов достаточно инвестировать в «озеленение» экономики 2% мирового ВВП. В этой связи нельзя не согласиться с авторитетной точкой зрения С.Н. Бобылева, А.В. Шевчука, В.С. Вишнякова и И.И. Комарова, отмечающих, что в «зеленой» экономике рост доходов и занятости должен обеспечиваться государственными и частными инвестициями; данные инвестиции должны способствовать как уменьшению выбросов углерода и загрязнений, так и повышению эффективности использования энергии и ресурсов5.
Обращаясь к реалиям развития современных российских территорий, отметим, что в целом проблема их устойчивого эко-лого-экономического развития является весьма значимой для их функциональной ориентированности. Однако экологическая ситуация в России такова, что около 15% ее территории по экологическим показате-- лям находится в кризисном состоянии, почти 60% горожан проживают в местах с высоким уровнем загрязнения воздуха, а более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества питьевой воды. Если обратиться к отдельным экологическим нагрузкам, то одной из наиболее значимых является проблема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что отражено в табл.16.
Таблица 1
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в РФ
Выбросы " -- 2009 2010 2011 2012 2013
Общий объем выбросов, от стационарных и автомобильных источников, всего, тыс. т/год 32 559,8 32 220,4 32 487,5 32 309,2 31 870,9
Объем выбросов 802 всего, тыс. т/год 4 480,6 4 497,9 4 454,7 4 415,4 4 249,2
Объем выбросов СО всего, тыс. т/год 15 603,5 15 341,7 15 816,3 16 092,9 15 757,5
Объем выбросов твердых веществ, всего, тыс. т/год 2 394.1 2 435,0 2 327,3 2 273,1 2 033,4
Объем выбросов NH3 всего, тыс. т/год н/д 69,7 70,4 80,7 81,9
Объем выбросов NO2 всего, тыс. т/год 3 561,5 3 656,9 3 561,9 3 356,5 3 333,3
Объем выбросов от стационарных и автомобильных источников на душу населения, т/чел. 0,228 0,226 0,227 0,225 0,222
Объем выбросов на единицу ВВП, т/млн. руб. 0,84 0,70 0,58 0,52 0,48
Как видно из таблицы 1, в последние годы в России все же отмечается снижение общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, причем снижение происходит за счет сокращения выбросов от стационарных источников, которое достигло в 2013 году 6% от уровня 2012 года. «Но, несмотря на это, ряд целевых показателей, установленных Государственной программой Российской Федерации „Охрана окружающей среды" на 2012—2020 годы, не достигнуты ... Выбросы от автомобильного транспорта составляют 42% от общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а валовой объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников практически не уменьшается» — подчеркнул в одном из выступлений глава Минприро-
ды России С.Е. Донской7. Среди основных причин негативного экологического воздействия экономики можно отметить ла-тентность большого числа экологических проблем, которые традиционный рынок просто не видит. Кроме того, современная экономика не может точно определить выгоды, ущерб и цены для окружающей среды, а к числу многочисленных нерешенных эко-лого-экономических проблем следует отнести отсутствие цен на большинство природных благ, недооценку положительных и отрицательных экстерналий, экологического ущерба, диффузию (распыление) выгод и другие. В этой связи следует обратить внимание на проблему финансирования мероприятий по охране окружающей среды в России. В табл. 2 отражены данные по затратам на охрану окружающей среды в РФ8.
Таблица 2
Затраты на охрану окружающей среды в РФ (в фактически действовавших ценах, млн. руб.)
Затраты на охрану окружающей среды, Всего 2010 2011 2012 2013
Объем затрат на охрану окружающей среды, в том числе: 372 382 412 014 445 817 479 384
на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата 80 071 88 362 89 236 93 251
Объем затрат на охрану окружающей среды, в % к ВВП 0,8 0,8 0,7 0,7
В целом, как видно из таблицы 2, объемы затрат на охрану окружающей среды с 2010 по 2013 год формально выросли с 372 382 до 479 384 млн. руб., однако они составляют всего лишь 0,7—0,8% от ВВП, чего явно недостаточно для достижения экологически устойчивого развития и реализации концепции «зеленой» экономики.
Справедливости ради отметим, что в последние годы в России приняты документы, во многом определяющие ее государственную экологическую политику, такие как Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической безопасности российской экономики», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и другие акты, реализация которых должна обеспечить снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом, а также объем выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов к 2015 году не менее чем на 20%9.
Полагаем, что важным элементом в развитии «зеленой» экономики и обеспечении экологической безопасности страны может стать утверждение и реализация «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»10. В ее проекте обозначено, что к основным целям развития России следует отнести формирование и реализацию экологически ориентированной модели экономики, внедрение ресурсосберегающих экологически безопасных технологий с активным участием государства, бизнес-сообществ, организаций науки и образования, а также общественных объединений.
Отметим, что действующие в настоящее время в России федеральные и региональные стратегии социально-экономического развития не всегда носят системный характер и зачастую не приводят к эффективным изменениям в эколого-экономической ситуации. На наш взгляд, одной из причин подобного положения вещей служит то об-
стоятельство, что при разработке и реализации подобных документов чаще всего не удается согласовать экономические интересы природопользователей, с одной стороны, и общества и государства, с другой. В этой связи обратим внимание на проблему формирования и реализации «зеленой» экономики на рекреационных территориях нашей страны, и в частности — в особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ — Кавказских Минеральных Водах (далее — КМВ), где необходимость учета интересов всех участников природопользования посредством институциональных и экономических реформ носит ярко выраженный характер. Как известно, Кавказские Минеральные Воды по праву являются курортной жемчужиной России, так как по богатству и разнообразию своих кли-матобальнеологических ресурсов регион не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте. Здесь на сравнительно небольшой территории в 546,5 тысяч гектаров сосредоточены уникальные природные лечебные ресурсы, к которым относятся богатейшие месторождения разнообразных по химическому и газовому составу минеральных вод, залежи лечебной грязи Тамбуканского озера, живописный ландшафт, благоприятный климат и своеобразная растительность. Функциональная ориентированность территории подчинена удовлетворению потребностей населения России и зарубежных гостей в оздоровительно-рекреационных услугах. Отметим, что на регион приходится более 35% розничного товарооборота, более 25% промышленного производства, более 20% инвестиций в основной капитал и более 10% сельскохозяйственного производства Ставропольского края, а санаторно-курортный комплекс региона представлен 110 санаториями и 10 пансионатами с общей емкостью более 30 тысяч мест11. Однако в настоящее время в развитии курортов КМВ тесно переплетены проблемы институционального, экономического и экологического характера. Выделим наиболее актуальные из них.
Действующие в настоящее время в России федеральные и региональные стратегии социально-экономического развития не всегда носят системный характер и зачастую не приводят к эффективным изменениям в эколого-экономической ситуации.
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
Так, зоны горно-санитарной охраны региона были утверждены еще 30 лет назад Советом Министров СССР — 9 июля 1985 года, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 года № 462 были закреплены новые границы региона, внешний контур которых совпадает с границей округа горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод12. Подобный подход к управлению регионом должен был защитить природные территории от негативного антропогенного воздействия, так как в первой зоне хозяйственная деятельность вообще запрещена, а во второй и третьей — существуют значительные ограничения на нее.
Как показывает практика рекреационной деятельности, в курортной зоне Кавказских Минеральных Вод в настоящее время используются технологии управления, вовсе не обеспечивающие должного уровня воспроизводства и сохранности рекреационных функций природных комплексов, что закладывает основу для долговременного эколого-экономического кризиса. Например, сведения о зонировании курортов КМВ содержатся в Государственном кадастре недвижимости, их внесли по требованию Ставропольской прокуратуры всего несколько лет назад. Но представленная в нем
информация о природоохранных зонах КМ В местами не совпадает с указанными на картах Совмина в частности. Кроме того, есть расхождения по нескольким участкам первой и второй природоохранных зон Ессентуков и Пятигорска13. В результате на данных территориях активно ведется строительство непрофильных для курорта производств, зданий и сооружений, что нарушает их экологический баланс, создает угрозу исчезновения ценнейших запасов лечебных минеральных вод и грязей.
В этой связи, говоря об институциональной поддержке развития курорта, формировании и реализации в его пространстве «зеленой» экономики, отметим, что подготовлен проект федерального закона «О курортном регионе „Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды"», который был поддержан в первом чтении 52% голосов депутатов Государственной Думы14. Однако принятие данного законопроекта, по нашему мнению, не будет способствовать действительно рекреационному развитию КМ В. Например, согласно данному закону предполагается разрешить застройку первой зоны горно-санитарной охраны курорта. Кроме того, если раньше вторая природоохранная зон предназначалась только для развития курортной
На территории Кавказских Минеральных Вод в настоящее время реализуется не обоснованная научно, непродуманная политика выдачи лицензий на недропользование.
инфраструктуры, то теперь предлагается разрешить здесь любую деятельность, которая «не наносит вреда экологии». В этой связи мы акцентируем внимание на том, что если не соблюдать в зонах горно-санитарной охраны установленного и научно обоснованного режима природопользования и покрыть их точечной застройкой, то нарушится природный баланс и минеральная вода перестанет быть лечебной. Полагаем, что вызывает сомнение и обозначенная в про- =
екте закона необходимость создания на территории курорта лечебно-оздоровительного кластера, а также планируемая передача полномочий по управлению и распоряжению находящимися в краевой и муниципальной собственности земельными участками и иной недвижимости акционерному обществу с участием государства. В этом случае непонятной остается сама иерархическая структура власти внутри региона, не решается вопрос о разделении функций между муниципальными властями, региональной властью и федеральным центром. Например, на территории Кавказских Минеральных Вод в настоящее время реализуется не обоснованная научно, непродуманная политика выдачи лицензий на недропользование, а отдельные скважины, буквально фонтанирующие минеральной водой, загрязняют аграрные земли. Но так как курорты КМВ носят статус федеральных, то местные власти не проводят активную политику рационального использования месторождений минеральных вод, как в силу недостаточности компетенций, так и вследствие экономической незаинтересованности.
Обращаясь к вопросу об экономическом механизме природопользования в рекреационных регионах, полагаем, что предпочтение здесь следует отдать стимулирующему типу хозяйственного механизма, центральное место в котором должны занять налоговые и кредитные методы. Например, Кавказские Минеральные Воды могут стать
Положительным примером поддержки туристической инфраструктуры и памятников за счет курортного сбора служит Италия, где муниципалитеты устанавливают его на свое усмотрение (но сумма не может быть более 5 евро за ночь, а в Каталонии
(Испания) подобный сбор составляет 1-3 евро за ночь.
опробована возможность введения в РФ курортного сбора. Его целесообразность обусловлена прежде всего необходимостью поддержания и улучшения инфраструктуры рекреационных территорий и расширения туристических услуг. В этой связи Министерством по делам Северного Кавказа предлагается установить фиксированный размер ставки курортного сбора — от 50 до 100 рублей за день проживания на территории городов-курортов (что соответствует средней ставке сбора в международной практике). При этом курортный сбор не будет включаться в путевку, он может уплачиваться отдыхающими в объекте размещения, например, при заезде или выезде. Безусловно, будут выделены и льготные категории граждан (дети, пенсионеры, ветераны и др.), которые освобождаются полностью или частично от уплаты сбора. Согласно расчетам Ставропольского края, ежегодно курортный сбор может приносить в бюджет региона до 700 млн. рублей15. Использование средств данного сбора должно быть строго целевое — на развитие городов-курортов КМВ, на улучшение инфраструктуры рекреационных зон, в частности общественных ванн и купален, не ремонтированных еще с советских времен. Однако для того, чтобы этот налоговый инструмент эффективно заработал, необходимо принять федеральные и региональные законы, разработать и утвердить различные нормативные документы, поэтому его введение планируется не ранее 2017 года.
В этой связи напомним, что в России уже были попытки введения туристического сбора. Так, в 2009 году губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко предложила ввести сбор на ремонт и содержание памятников (тариф — 2 евро с туриста), но федеральные власти не поддержали эту идею. Если обратиться к мировому опыту, то положительным примером поддержки туристической инфраструктуры и памятников за счет курортного сбора служит Италия, где
пилотной площадкой, на которой будет муниципалитеты устанавливают его на свое
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
усмотрение (но сумма не может быть более 5 евро за ночь), а в Каталонии (Испания) подобный сбор составляет 1—3 евро за ночь в зависимости от уровня гостиницы16. На наш взгляд, в случае введения курортного сбора на рекреационных территориях РФ весьма важно не создавать при этом дополнительных обременений для бизнеса, следует также экономически обоснованно определить механизм взимания и использования данного налога.
Не оспаривая ценности налоговых методов поддержки курортных территорий, мы солидаризируемся с позицией ряда исследователей, настаивающих на том, что для экономики курортных регионов России необходимо разрабатывать в первую очередь рыночно ориентированные и рентные формы стимулирования рационального природопользования17. В этой связи полагаем, что на рекреационных территориях целесообразно взимать не только ресурсную, но и ассимиляционную ренту, под которой мы понимаем доход, получаемый за счет ассимиляционного потенциала окружающей природной среды. В этом случае природ опользователи-загрязни-тели будут освобождены от необходимости платить налоги на воспроизводство качества природной среды. К сожалению, в настоящее время не существует разработанного научного подхода к учету и оценке ассимиляционной ренты, но в перспективе, по нашему мнению, она должна занять одно из центральных мест в механизме «зеленой» экономики.
Таким образом, модель экологически безопасного развития рекреационных регионов и процесс формирования в них «зеленой» экономики, с одной стороны, должны в максимальной мере удовлетворять рекреационные потребности людей, а с другой — охранять и улучшать окружающую природную среду как источник удовлетворения этих потребностей. Достижению подобных результатов могут способствовать различные направления институциональных и экономических преобразований в сфере природопользования, средства и методы которых подлежат дальнейшей разработке, совершенствованию и эффективной реализации в российских регионах. ^
Литература
1. Арабей Е. Новая европейская стратегия «Евро-па—2020» // Право Европейского союза. [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru/content/307 (дата обращения 14.06. 2015).
2. Доклад Подготовительного комитета Конференции ООН по устойчивому развитию. Первая сессия (17—19 мая 2010 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.unepcom.ru/unep/gei/215-aconf216pc5. html (дата обращения 05.07. 2015).
3. Decoupling natural resource use and environmental impacts from economic growth. UNEP, 2011; Towards a green economy in Europe. EU environmental policy targets and objectives 2010—2050. European Environment Agency Report, No 8. 2013.
4. Навстречу «зеленой экономике»: путь к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад ЮНЕП. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.un.org. ru (дата обращения 14.07. 2015).
5. Зеленая экономика. Новая парадигма развития страны / С.Н. Бобылев, В.С. Вишняков, И.И. Комаров [и др.]; под.общ. ред. А.В.Шевчука. М.: СОПС, 2014. 248 с.
6. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr. gov.ru/regulatory/detail.php?ID=138762 (дата обращения 14.07.2015).
7. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www rpn.orb.ru/files/gosdoklad_2013.rtf (дата обращения 14.07.2015).
8. Официальная статистика. Окружающая среда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 18.07.2015).
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. URL: http:// wwwbase.garant.ru (дата обращения 22.07.2015).
10. Проект Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. М.: Минприроды России, 2014.
11. Кавказские Минеральные Воды в вопросах и ответах / сост. А.В. Трухачев, А.П. Джангиров,
A.В. Михайленко и др.; под общ. ред. А.В. Трухачева,
B.И. Михайленко. Ставрополь, АГРУС Ставропольского гос. аграрного университета, 2013. 153 с.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 462 «Об особо охраняемо эколого-курортном регионе Российской Феде-
рации — Кавказских Минеральных Водах» // Информационный бюллетень. Нормативно-правовые акты. Законы. Указы. Постановления. КМВ: АОО-ЭКРРФ. 2001. № 2. С. 7-17. [Электронный ресурс]. URL: http://www.government.consultant.rrnpage.aspx (дата обращения 02.07.2015).
13. Евдокимова Е. Курортная аномалия // Аргументы и факты. 2015. № 29. С. 3.
14. Разработка проекта закона о КМВ будет закончена к сентябрю 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://govorun26.ru/news/8537 (дата обраще-ния30.07.2015).
15. Курортный сбор в России возможен не ранее 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: http:// www atorus.ru>news/press-centre/new/31819.html (дата обращения 18.08.2015).
16. Геращенко Е. За Кавминводы попросят доплатить. [Электронный ресурс]. URL: http: // www kommersant.ru/doc-y/1988709 (дата обращения 18.08.2015).
17. Медяник Н.В. Рыночно ориентированная трансформация процесса стимулирования рационального природопользования в рекреационных системах // Дискуссия. 2012. № 1. С. 87-91.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF «GREEN» ECONOMY IN RUSSIA BY THE EXAMPLE RECREATIONAL REGION
N. A. Dovgotko, Candidate of economics, Docent, M. V. Ponomarenko, Candidate of economics, Docent, L. I. Medvedev, Candidate of economics, Docent, E. V. Skiperskaya, Candidate of economics, Docent, The department of economic theory and applied economics, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia, [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
This paper presents a conceptual approach to the concept of «green economy», shows the fundamental importance of integrating environmental considerations into economic development of modern countries and territories. We prove the thesis of the need to integrate environmental considerations into the system of economic relations in the direction of the explication the reasons for the ineffectiveness of ecological environmental management. It is noted that the crisis of recent years stimulates the global scientific community to initiate a search for innovative models of environmentally safe development. It revealed that among the main reasons for the negative impact of the economy on the environment is the latency of a large number of environmental problems that the traditional market sees. It revealed that among the main reasons of the negative impact of the economy on the environment is the latency of a large number of environmental problems that the traditional market doesn't see. It is shown that among the many outstanding ecological and economic problems are the lack of prices for the majority of the natural wealth, the underestimation of the positive and negative externalities and environmental damage. For example, the resort region of Russia -Kavkaz Mineral Waters - sought ways to build sustainable ecological and economic development in an environmentally safe and efficient use of natural resources. This article also identifies the main problem areas and recreational nature and suggests ways to form a «green» economy in the resort areas on the basis of institutional and economic reforms, including a scientific approach to the accounting and evaluation of assimilation rent, ecological debt, environmental management incentives through tax and credit practices.
Key words: «green» economy, environmental pollution of natural resources, sustainable ecological and economic development, recreation area, recreational resources, assimilation rent, ecological debt, natural potential, resort fee.
References
1. Arabei E. Novaia evropeiskaia strategiia «Evropa—2020» [The new European strategy "Europe 2020"]. Pravo Evro-peiskogo soiuza — European Union law. Available at: http:// eulaw.ru/content/307 (accessed 14.06. 2015).
2. The report of the Preparatory Committee for the UN Conference on sustainable development. First session (17-19 may 2010) (in Russian). Available at: http:// www.unepcom.ru/unep/gei/215-aconf216pc5.html (accessed 05.07. 2015).
3. Decoupling natural resource use and environmental impacts from economic growth. UNEP, 2011; Towards a green economy in Europe. EU environmental policy targets and objectives 2010—2050.EuropeanEnviron-mentAgencyReport, 2013, no 8.
4. Towards a green economy: the path to sustainable development and poverty eradication. Synthesis report, UNEP (in Russian). Available at: http: // www.un.org. EN (accessed 14.07. 2015).
5. Zelenaia ekonomika. Novaia paradigma razvitiia strany / pod.obshch. red. A.V.Shevchuka [The green economy. A new paradigm of development of the country. Ed. by A.V. Shevchuk]. Moscow, SOPS Publ., 2014. 248 p.
6. State report on the state and protection of environment of the Russian Federation in 2013. (in Russian). Available at: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail. php?ID=138762 (accessed 14.07.2015).
7. State report on the state and protection of environment of the Russian Federation in 2013 (in Russian). Available at: http://www.rpn.orb.ru/files/gosdoklad_2013.rtf (accessed 14.07.2015).
8. The official statistics. Environment (in Russian). Available at: http://www.gks.ru (accessed 18.07.2015).
9. The concept of long term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020. Approved by order of the Government of the Russian Federation from November 17, 2008 № 1662-R (in Russian). Available at: http://wwwbase.garant.ru (accessed 22.07.2015).
10. Proekt Strategii ekologicheskoi bezopasnosti Rossiis-koi Federatsii na period do 2025 goda [The draft Strategy of ecological safety of the Russian Federation for the period till 2025]. Moscow, Minprirody Rossii Publ., 2014.
11. Kavkazskie Mineral'nye Vody v voprosakh i otvetakh / pod obshch. red. A.V. Trukhacheva, V.I. Mikhailenko [Caucasian Mineral Waters in questions and answers. Ed. by A.V. Trukhacheva, V.I. Mikhailenko]. Stavropol, AGRUS Stavropol'skogo gos. agrarnogo universiteta Publ., 2013. 153 p.
12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 6 iiulia 1992 g. № 462 «Ob osobo okhraniaemo ekologo-kurortnom regione Rossiiskoi Federatsii — Kavkazskikh Mineral'nykh Vodakh» [The decree of the Government of the Russian Federation dated July 6, 1992 No. 462 "On specially ohranyaemoj eco-resort region of the Russian Federation — the Caucasian Mineral Waters"]. Infor-matsionnyi biulleten' Normativno-pravovye akty. Zakony. Ukazy. Postanovleniia — Newsletter. Normative-legal acts. Laws. The decrees. Regulations, 2001, no. 2, pp. 7—17. Available at: http://www.government.consultant.ru>page. aspx (accessed 02.07.2015).
13. Evdokimova E. Kurortnaia anomaliia [Resort anomaly]. Argumenty i fakty — Arguments and facts, 2015, no. 29, p. 3.
14. Development of the draft law on CMS will be completed by September 2015 (in Russian). Available at: http://govorun26.ru/news/8537 (accessed 07.2015).
15. The resort fee in Russia is possible not earlier than in 2017 (in Russian). Available at: http://www.atorus.ru"news/press-centre/new/31819.html (accessed 18.08.2015).
16. Gerashchenko E. Za Kavminvody poprosiat doplatit'. [For the Caucasian mineral waters will be asked to pay extra]. Available at: http://www.kommersant.ru/doc-y/1988709 (accessed 18.08.2015).
17. Medianik N.V. Rynochno orientirovannaia trans-formatsiia protsessa stimulirovaniia ratsional'nogo prirodopol'zovaniia v rekreatsionnykh sistemakh [Market-oriented transformation of the process of promoting environmental management in recreation systems]. Dis-kussiia — Discussion, 2012, no. 1, pp. 87—91.