Научная статья на тему 'ЧАСТИЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В РФ: ОТРАСЛЕВОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ'

ЧАСТИЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В РФ: ОТРАСЛЕВОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частичная экономическая мобилизация в Российской Федерации / национальный хозяйственный комплекс / отраслевой хозяйственный комплекс / региональный хозяйственный комплекс / хозяйственный комплекс населенного пункта / partial economic mobilization in the Russian Federation / national economic complex / sectoral economic complex / regional economic complex / economic complex of the settlement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Рязанов

Объектом исследования является частичная экономическая мобилизация в Российской Федерации. Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических отношений, объективно возникающих в процессе частичной экономической мобилизации в Российской Федерации. Цель исследования — на основе анализа эволюции, отраслевых и региональных аспектов частичной экономической мобилизации в Российской Федерации, уточнить её сущность и содержание в современных российских условиях. Исследование проводилось диалектическим, системным, сравнительно-аналитическим методами, методами индукции, дедукции, научной абстракции, нормативного, позитивного анализа и синтеза. Основными результатами исследования выступают: авторские определения категорий «экономическая мобилизация в Российской Федерации» и «частичная экономическая мобилизация в Российской Федерации», а также перечни основных мероприятий, составляющих содержание экономической и частичной экономической мобилизации в Российской Федерации. Научная новизна основных результатов исследования состоит в том, что, в отличие от существующих подходов, акцентирующих внимание на территориальных аспектах структуры экономики Российской Федерации как основного объекта экономической мобилизации, рассмотрены и её отраслевые аспекты. Кроме того, предложенные автором критерии выделения региональных, отраслевых хозяйственных комплексов и хозяйственных комплексов населенных пунктов, являющихся объектами частичной экономической мобилизации в Российской Федерации, разработаны на основании актуальных изменений соответствующей нормативно-правовой базы. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения, обобщения и выводы позволяют более глубоко, системно и комплексно моделировать сущность и содержание частичной экономической мобилизации в Российской Федерации. Практическое значение работы состоит в том, что изложенные в нем выводы могут быть учтены и использованы при осуществлении частичной экономической мобилизации в Российской Федерации в интересах повышения её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTIAL ECONOMIC MOBILIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: SECTORAL AND REGIONAL ASPECTS

The object of the study is partial economic mobilization in the Russian Federation. The subject of the study is a combination of organizational and economic relations that objectively arise in the process of partial economic mobilization in the Russian Federation. The purpose of the study is to clarify its essence and content in modern Russian conditions based on the analysis of the evolution, sectoral and regional aspects of partial economic mobilization in the Russian Federation. The research was carried out by dialectical, systemic, comparative-analytical methods, methods of induction, deduction, scientific abstraction, normative, positive analysis and synthesis. The main results of the study are: the author’s definitions of the categories «economic mobilization in the Russian Federation» and «partial economic mobilization in the Russian Federation», as well as lists of the main activities that make up the content of economic and partial economic mobilization in the Russian Federation. The scientific novelty of the main results of the study is that, in contrast to the existing approaches that focus on the territorial aspects of the structure of the economy of the Russian Federation as the main object of economic mobilization, its sectoral aspects are also considered. In addition, the criteria proposed by the author for the allocation of regional, sectoral economic complexes and economic complexes of settlements that are objects of frequent economic mobilization in the Russian Federation have been developed on the basis of current changes in the relevant regulatory framework. The theoretical significance of the study lies in the fact that the provisions, generalizations and conclusions formulated in it make it possible to model the essence and content of partial economic mobilization in the Russian Federation more deeply, systematically and comprehensively. The practical significance of the work is that the conclusions set out in it can be taken into account and used in the implementation of partial economic mobilization in the Russian Federation in the interests of increasing its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ЧАСТИЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В РФ: ОТРАСЛЕВОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ»

УДК 33

АА. Рязанов,

доктор экономических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ЧАСТИЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В РФ: ОТРАСЛЕВОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

AA. Ryazanov,

Doctor in Economic Sciences, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: alekryazanov@yandex.ru

PARTIAL ECONOMIC MOBILIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: SECTORAL AND REGIONAL ASPECTS

Аннотация. Объектом исследования является частичная экономическая мобилизация в Российской Федерации. Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических отношений, объективно возникающих в процессе частичной экономической мобилизации в Российской Федерации. Цель исследования — на основе анализа эволюции, отраслевых и региональных аспектов частичной экономической мобилизации в Российской Федерации, уточнить её сущность и содержание в современных российских условиях. Исследование проводилось диалектическим, системным, сравнительно-аналитическим методами, методами индукции, дедукции, научной абстракции, нормативного, позитивного анализа и синтеза. Основными результатами исследования выступают: авторские определения категорий «экономическая мобилизация в Российской Федерации» и «частичная экономическая мобилизация в Российской Федерации», а также перечни основных мероприятий, составляющих содержание экономической и частичной экономической мобилизации в Российской Федерации. Научная новизна основных результатов исследования состоит в том, что, в отличие от существующих подходов, акцентирующих внимание на территориальных аспектах структуры экономики Российской Федерации как основного объекта экономической мобилизации, рассмотрены и её отраслевые аспекты. Кроме того, предложенные автором критерии выделения региональных, отраслевых хозяйственных комплексов и хозяйственных комплексов населенных пунктов, являющихся объектами частичной экономической мобилизации в Российской Федерации, разработаны на основании актуальных изменений соответствующей нормативно-правовой базы. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения, обобщения и выводы позволяют более глубоко, системно и комплексно моделировать сущность и содержание частичной экономической мобилизации в Российской Федерации. Практическое значение работы состоит в том, что изложенные в нем выводы могут быть учтены и использованы при осуществлении частичной экономической мобилизации в Российской Федерации в интересах повышения её эффективности.

Ключевые слова: частичная экономическая мобилизация в Российской Федерации, национальный хозяйственный комплекс, отраслевой хозяйственный комплекс, региональный хозяйственный комплекс, хозяйственный комплекс населенного пункта.

Abstract. The object of the study is partial economic mobilization in the Russian Federation. The subject of the study is a combination of organizational and economic relations that objectively arise in the process of partial economic mobilization in the Russian Federation. The purpose of the study is to clarify its essence and content in modern Russian conditions based on the analysis of the evolution, sectoral and regional aspects of partial economic mobilization in the Russian Federation. The research was carried out by dialectical, systemic, comparative-analytical methods, methods of induction, deduction, scientific abstraction, normative, positive analysis and synthesis. The main results of the study are: the author's definitions of the categories «economic mobilization in the Russian Federation» and «partial economic mobilization in the Russian Federation», as well as lists of the main activities that make up the content of economic and partial economic mobilization in the Russian Federation. The scientific novelty of the main results of the study is that, in contrast

to the existing approaches that focus on the territorial aspects of the structure of the economy of the Russian Federation as the main object of economic mobilization, its sectoral aspects are also considered. In addition, the criteria proposed by the author for the allocation of regional, sectoral economic complexes and economic complexes of settlements that are objects of frequent economic mobilization in the Russian Federation have been developed on the basis of current changes in the relevant regulatory framework. The theoretical significance of the study lies in the fact that the provisions, generalizations and conclusions formulated in it make it possible to model the essence and content of partial economic mobilization in the Russian Federation more deeply, systematically and comprehensively. The practical significance of the work is that the conclusions set out in it can be taken into account and used in the implementation of partial economic mobilization in the Russian Federation in the interests of increasing its effectiveness.

Key words: partial economic mobilization in the Russian Federation, national economic complex, sectoral economic complex, regional economic complex, economic complex of the settlement.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт мобилизации, её успех определяется, в первую очередь, экономической составляющей. Не является исключением и процесс удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ВС РФ) при проведении ими специальной военной операции (далее — СВО) на территории Украины.

Уточним, что проведение первых мобилизационных мероприятий в российской экономике было легализовано федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который:

— ввел в федеральный закон «Об обороне» статью 26.1, разрешающую временное расконсервирование мобилизационных мощностей и объектов, разбронирование материальных ценностей государственного резерва, а также установление особенностей правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, включая установление порядка и условий привлечения к работе за пределами продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков в целях обеспечения проведения ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ;

— дополнил часть 1 статьи 95 федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-

ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пунктом 1.4, предусматривающим возможность увеличения, по предложению государственного заказчика, количества поставляемого по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ) товара, а также объема выполняемых работ и оказываемых услуг.

Как известно, 21 сентября 2022 г. Президент РФ своим указом впервые в новейшей истории нашей страны объявил в ней частичную мобилизацию. Подчеркнем, что данный указ предусматривает не только минимизацию количества оснований для увольнения с военной службы военнослужащих и призыв на неё по мобилизации резервистов, но и дополнительные меры по выполнению ГОЗ организациями оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК).

После прозвучавшего 28 октября 2022 г. доклада Министра обороны России генерала армии С.К. Шойгу Президенту РФ о выполнении установленного задания о призыве на военную службу по мобилизации 300 тыс. чел., эпицентр проводимой в настоящее время в нашей стране частичной мобилизации, вероятно, переместится в сферу экономики, где в настоящее время наблюдаются признаки перехода к мобилизационной модели развития (усиление государственного регулирования торговли, рост доли российских производителей в государственных закупках, локализация производства комплектующего оборудования и др.) [3, с. 154].

В то же время, успешному осуществлению частичной экономической мобилизации в РФ может помешать отсутствие в научном и экспертном сообществе общепринятого подхода к её сущности и содержанию.

Автор разделяет точку зрения исследователей, считающих, что, если объектом экономической мобилизации выступает национальный хозяйственный комплекс, то объектом частичной экономической мобилизации является часть элементов данного комплекса, выделенных как по отраслевому (межотраслевые, отраслевые, подотраслевые хозяйственные комплексы), так и по территориальному (региональные хозяйственные комплексы, хозяйственные комплексы населенных пунктов) признаку.

Вышеизложенное определяет практическую и теоретическую значимость темы данного исследования, а также свидетельствует об её актуальности.

Результаты исследования

Экономическая мобилизация является важнейшим подпроцессом общей мобилизации, определение которой содержится в федеральном законе от 26 февраля 1996 г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Между тем, большинство исследователей трактуют экономическую мобилизацию слишком широко. Например, С.А. Филин и А.Ж. Якушев считают её инструментом антикризисного управления, направленным на смену экономической модели развития страны [5, с. 69]. Значительно более продуктивным автору представляется узкий подход к сущности экономической мобилизации, основанный на упомянутом выше законодательном определении и уточнении её объектом и целевой установки. При этом, с учетом отраслевой и территориальной структуры экономики страны, к объектам экономической мобилизации в РФ автор относит:

— национальный хозяйственный комплекс, в состав которого входят и упомянутые в законе органы исполнительной власти, регулирующие функционирование и развитие экономики РФ;

— межотраслевые, отраслевые и по-дотраслевые хозяйственные комплексы, в состав которых входят и упомянутые в законе органы исполнительной власти, регулирующие функционирование и развитие отраслей экономики РФ;

— региональные хозяйственные комплексы, в состав которых входят и упомянутые в законе органы исполнительной власти субъектов РФ, регулирующие функционирование и развитие экономик субъектов РФ;

— хозяйственные комплексы населенных пунктов, в состав которых входят и упомянутые в законе органы местного самоуправления, регулирующие функционирование и развитие экономик муниципальных образований;

— интегрированные хозяйственные структуры;

— предприятия и организации.

В этой связи, предлагается определить экономическую мобилизацию в РФ как комплекс мероприятий по переводу на работу в условиях военного времени национального, межотраслевых, отраслевых, подотраслевых, региональных хозяйственных комплексов, хозяйственных комплексов населенных пунктов, интегрированных хозяйственных структур, предприятий и организаций в целях развертывания массового производства вооружения, военной и специальной техники (далее — ВВСТ), боеприпасов, обмундирования, снаряжения и других материальных средств для всестороннего обеспечения деятельности государства, ВС РФ и нужд населения в ходе войны.

Согласно статьи 2 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», основу данного комплекса составляют следующие мероприятия:

— расконсервирование, занятие соответствующими должностными лицами и персоналом, организация функционирования в условиях военного времени запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления, регулирующих

функционирование экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований;

— нормативное правовое регулирование в области экономической мобилизации в РФ;

— корректировка и реализация мобилизационных планов экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований;

— перевод средств массовой информации (далее — СМИ) на специальный режим работы;

— создание и подготовка специальных формирований, предназначенных для использования в интересах экономики РФ;

— расконсервирование, использование мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также нужд населения в военное время;

— использование для удовлетворения мобилизационных нужд экономики РФ запасов материальных ценностей из состава государственного материального резерва;

— использование для удовлетворения мобилизационных нужд экономики РФ страхового фонда документации на ВВСТ, важнейшую гражданскую продукцию, системы жизнеобеспечения населения;

— бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе ВС РФ или имеющих запас федеральных органов исполнительной власти, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления, регулирующих функционирование экономики РФ, экономики субъектов РФ, экономики муниципальных образований, а также в организациях;

— подготовка и поставка в ВС РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные форми-

рования предназначенной для этого техники;

— организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

— международное сотрудничество в области экономической мобилизации.

Поскольку мобилизация предполагает призыв части экономически активного населения нашей страны на военную службу в ВС РФ, важнейшим направлением экономической мобилизации в РФ следует также считать организацию экстренного переоформления взаимоотношений работодателей и работников в связи с их призывом на военную службу по мобилизации.

Уточним, что на военную службу в ВС РФ по мобилизации могут быть призваны как работодатели (индивидуальные предприниматели и учредители юридических лиц), так и работники организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, регулирующих функционирование экономики РФ, экономики субъектов РФ, экономики муниципальных образований.

В первом случае, правовой основой организации экстренного переоформления взаимоотношений работодателя и работника в связи с призывом предпринимателя на военную службу по мобилизации выступает введенная федеральным законом от 20 октября 2022 г. № 404-ФЗ «О внесении изменения в федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» статья 21.1 последнего нормативно-правового акта. В соответствии с данной статьей, призывная комиссия по мобилизации граждан предоставляет предпринимателям 5 рабочих дней для решения организационных вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе через доверенных лиц.

Во втором случае следует ориентироваться на положения постановления Правительства РФ от 22 сентября 2022 г. № 1677 «О внесении изменений в осо-

бенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах», которым трудовые договоры и служебные контракты, заключенные с гражданами РФ, призванными на военную службу по мобилизации в соответствии с указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647, были приостановлены, а их прекращение на основании статьи 83 Трудового кодекса РФ и статьи 39 федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» было запрещено. Позднее федеральными законами от 7 октября 2022 г. № 376-ФЗ и № 379-Ф3 в данные нормативно-правовые акты были внесены поправки, исключающие призыв работника на военную службу по мобилизации из перечня оснований для прекращения трудового договора и служебного контракта.

Следует отметить, что российское законодательство в настоящее время не содержит и определения частичной мобилизации в РФ, что способствует формированию в научном сообществе различных точек зрения на сущность и содержание данного процесса. Между тем, с учетом того факта, что данный термин является производным от законодательно определенного термина «мобилизация в РФ», а также результатов его семантического анализа, он может быть определен как комплекс мероприятий по переводу некоторых отраслей экономики РФ или (и) экономики некоторых субъектов РФ или (и) экономики некоторых муниципальных образований или (и) переводу некоторых органов государственной власти или (и) некоторых органов местного самоуправления или (и) переводу некоторых организаций на работу в условиях военного времени или (и) переводу части ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

В свою очередь, частичную экономическую мобилизацию в РФ автор считает возможным определить как комплекс мероприятий по переводу на работу в условиях военного времени некоторых межотраслевых, отраслевых, подотраслевых, региональных хозяйственных комплексов, хозяйственных комплексов населенных

пунктов, интегрированных хозяйственных структур, предприятий и организаций в целях увеличения объемов производства ВВСТ, боеприпасов, обмундирования, снаряжения и других материальных средств для всестороннего обеспечения деятельности государства, ВС РФ и нужд населения в ходе ограниченного военного конфликта, СВО или чрезвычайной ситуации.

Подчеркнем, что важнейшим вопросом, решаемым при осуществлении частичной экономической мобилизации в РФ, автору представляется выбор приоритетов данного процесса, в первую очередь, хозяйственных комплексов различного уровня, переводимых на работу в условиях военного времени.

При этом взгляды российских экспертов на отраслевые приоритеты частичной экономической мобилизации в РФ отличаются широким разнообразием. Если заведующая кафедрой бизнес-статистики университета «Синергия» О. Леднева сводит перечень данных отраслевых хозяйственных комплексов лишь к оборонным, то директор по анализу финансовых рынков УК «Альфа-Капитал» В. Брагин добавляет к ним отрасли сырьевого сектора, аналитик компании Tele Trade А. Федоров — отраслевые комплексы, ставшие основной мишенью антироссийских санкций, а руководитель аналитического департамента компании AMarkets А. Деев относит к таким хозяйственным комплексам все, где наблюдается значительное совпадение интересов государства и бизнеса[4].

В свою очередь, при выборе региональных приоритетов частичной экономической мобилизации в нашей стране основным критерием выступает удаленность субъекта РФ от территории, где проводится СВО. Данный критерий был использован, например, в указе Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» (табл. 1).

Наконец, основой для определения приоритетов экономической мобилизации в РФ на уровне интегрированных хозяйственных структур и организаций, по мнению автора, должны стать апробирован-

ные в период кризиса 2008 г. и пандемии Covid-19 списки системообразующих организаций экономики РФ.

Заслуживает также пристального внимания точка зрения на приоритеты экономической мобилизации в РФ ректора РАН-ХиГС В.А. Мау, который во время своего выступления 17 октября 2022 г. на заседании комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам призвал парламентариев «более подробно проработать сценарий ... экономической мобилизации» в части: — учета усиления роли государственных инвестиций, ускорения процесса «институционализирования» малого и среднего бизнеса, транс-

формации рынка труда за счет усиления спроса на специалистов, которых можно направить для выполнения актуальных задач на то или иное предприятие;

— использования потенциала цифро-визации;

— прогнозирования структурных сдвигов в национальном хозяйстве;

— разработки соответствующей отраслевой политики;

— выбора оптимальных механизмов её финансирования (например, государственных целевых займов на реализацию инфраструктурных проектов) [1].

Таблица1

Мероприятия экономической мобилизации, осуществляемые в различных субъектах РФ в соответствии с указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757

Удаленность от территории проведения СВО / субъекты РФ Уровень реагирования / осуществляемые мероприятия

Отсутствует (СВО проводится на территории данных субъектов) / Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области Максимальный / высшие должностные лица (органы исполнительной власти) осуществляют полномочия по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики, в органах исполнительной власти этих субъектов РФ и органах местного самоуправления

Минимальная (субъекты непосредственно граничат с территорией проведения СВО) / Республика Крым, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области, г. Севастополь Средний / высшие должностные лица (органы исполнительной власти): — осуществляют полномочия по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики, в органах исполнительной власти этих субъектов РФ и органах местного самоуправления; — вводят особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики; — вводят контроль за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров, автоматизированных систем, использованием их работы для нужд обороны

Незначительная (субъекты граничат с субъектами РФ, непосредственно граничащими с территорией проведения СВО) / другие субъекты РФ, входящие в состав Центрального и Южного федеральных округов Повышенный / высшие должностные лица (органы исполнительной власти): — вводят особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики; — вводят контроль за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров, автоматизированных систем, использованием их работы для нужд обороны

Значительная (субъекты не граничат с субъектами РФ, непосредственно граничащими с территорией проведения СВО) / остальные субъекты РФ Базовый / высшие должностные лица (органы исполнительной власти) вводят особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики

Существенно иной точки зрения придерживаются В.Ф. Гришков, В.А. Плотников и А.О. Фролов, которые, считают, что специфика современной экономической мобилизации состоит в отсутствии необходимости радикальных структурных изменений в национальном хозяйственном комплексе [2, с. 11].

Учитывая мнение российских экспертов и содержание нормативно-правовых актов, регулирующих мобилизационную подготовку и мобилизацию в РФ, частичная экономическая мобилизация в нашей стране может включать следующие мероприятия:

— расконсервирование, занятие соответствующими должностными лицами и персоналом, организацию функционирования в условиях военного времени запасных пунктов управления органов исполнительной власти, которым подведомственны приоритетные в контексте экономической мобилизации отрасли экономики РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, в которых введен максимальный или средний уровень реагирования, а также подчиненных им запасных пунктов управления органов местного самоуправления;

— нормативное правовое регулирование в области частичной экономической мобилизации в РФ;

— корректировку и реализацию мобилизационных планов приоритетных в контексте экономической мобилизации отраслевых хозяйственных комплексов, региональных хозяйственных комплексов, для которых введен максимальный, средний или повышенный уровень реагирования, а также входящих в их состав хозяйственных комплексов населенных пунктов;

— создание и подготовку специальных формирований, предназначенных для использования в интересах приоритетных в контексте экономической мобилизации отраслевых хозяйственных комплексов;

— временное расконсервирование и использование по решению Прави-

тельства РФ некоторых мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также нужд населения в военное время;

— разбронирование и использование по решению Правительства РФ для удовлетворения мобилизационных нужд экономики РФ части запасов материальных ценностей из состава государственного материального резерва;

— использование для удовлетворения мобилизационных нужд экономики РФ части страхового фонда документации на ВВТ, важнейшую гражданскую продукцию, системы жизнеобеспечения населения;

— бронирование на период частичной мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе ВС РФ или имеющих запас федеральных органов исполнительной власти, и работающих в некоторых органах государственной власти, некоторых органах местного самоуправления, регулирующих функционирование экономики РФ, экономики субъектов РФ, экономики муниципальных образований, а также в некоторых организациях;

— экстренное переоформление взаимоотношений работодателей и работников в связи с их призывом на военную службу по мобилизации;

— подготовку и поставку в ВС РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования предназначенной для этого техники;

— установление по решению Правительства РФ особенностей правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, включая установление порядка и условий привлечения к работе за пределами продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие празднич-

ные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков в целях обеспечения проведения ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ;

— увеличение, по предложению заказчика, количества поставляемого по ГОЗ товара, объема выполняемой по ГОЗ работы или оказываемой услуги;

— сокращение бюрократических процедур реализации ГОЗ;

— введение органами исполнительной власти субъектов РФ, в которых введен повышенный уровень реагирования, контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров, автоматизированных систем, использованием их работы для нужд обороны;

— международное сотрудничество в области частичной экономической мобилизации.

Выводы

Таким образом, развернувшаяся в РФ частичная экономическая мобилизация представляет собой комплекс мероприятий по переводу на работу в условиях военного времени некоторых хозяйственных комплексов различного уровня, интегрированных хозяйственных структур, предприятий и организаций в целях увеличения объемов производства ВВСТ, боеприпасов, обмундирования, снаряжения и других материальных средств для всестороннего обеспечения деятельности государства, ВС РФ и нужд населения в ходе ограниченного военного конфликта, СВО или чрезвычайной ситуации. При этом критерии отнесения региональных, отраслевых хозяйственных комплексов и предприятий к объектам частичной экономической мо-

билизации достаточно полно определены актуальными нормативно-правовыми актами РФ.

Проведенное в данной работе уточнение сущности и содержания частичной экономической мобилизации в РФ, с учетом её отраслевых и региональных аспектов, позволит не только более глубоко, детально и комплексно исследовать этот многогранный социально-экономический процесс, но и придаст новый импульс его осуществлению в интересах обеспечения военно-экономической безопасности нашей страны.

Список литературы

1. Гриневич Д., Бойко А., Козлов А. Ректор РАНХиГС предложил рассмотреть переход к мобилизационной экономике / [Электронный ресурс] // www.vedomosti.ru [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2022/ 10/18/946044-rektor-ranhigs-predlozhil-perehod-k-mobilizatsionnoi-ekonomike (дата обращения 03.11.2022).

2. Гришков В.Ф., Плотников ВА, Фролов А.О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2022. — № 3. — С.7-13.

3. Мартыненко Т.В. Мобилизационная экономика: актуальна ли она для современной России? // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 1. — С.151-154.

4. Степанов Г. Ждет ли Россию «мобилизационная» экономика: эксперты дали ответ / [Электронный ресурс] // www. mk.ru [сайт]. — URL: https://www.mk.ru/ economics/2022/10/18/ zhdet-li-rossiyu-mobilizacionnaya-ekonomika-eksperty-dali-otvet.html (дата обращения 03.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Филин СА, Якушев А.Ж. Формирование условий и стратегического инструментария мобилизации экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2016. — № 9. — С. 61-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.