Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ ОБЪЯВЛЕНИИ ОБЩЕЙ (ЧАСТИЧНОЙ) МОБИЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ ОБЪЯВЛЕНИИ ОБЩЕЙ (ЧАСТИЧНОЙ) МОБИЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
440
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / МОБИЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСТВО / УНИВЕРСАЛ / КОМИССАРИАТ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЛУЖБА / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халманов Сергей Николаевич

В статье рассмотрены правовые основы и аспекты участия органов внутренних дел в рамках особых условий при объявлении на территории Российской Федерации общей (частичной) мобилизации. Обозначены проблемные стороны, связанные с несением службы при объявлении общей (частичной) мобилизации в Российской Федерации, а также предполагаются пути их решения. Затронуты вопросы подготовки сотрудников, которые должны быть совершенствованы для обеспечения мобилизационной подготовки в рамках объявления общей (частичной) мобилизации в России. Авторские суждения и выводы могут иметь практический интерес в деятельности не только структурных подразделений ОВД в области мобилизационной подготовки и мобилизации, но и других правоохранительных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS AND FEATURES OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS ODIES IN SPECIAL CONDITIONS WHEN DECLARING GENERAL (PARTIAL) MOBILIZATION ON THE TERRITORY OF RUSSIA

The article considers the legal basis and aspects of the participation of internal affairs bodies under special conditions when declaring general (partial) mobilization on the territory of the Russian Federation. The problematic aspects associated with the service during the announcement of general (partial) mobilization in the Russian Federation are identified, and ways to solve them are also suggested. The issues of staff training, which should be improved to ensure mobilization training within the framework of the announcement of general (partial) mobilization in Russia, are touched upon. The author’s judgments and conclusions may be of practical interest in the activities of not only the structural divisions of the Department of Internal Affairs in the field of mobilization training and mobilization, but also other law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ ОБЪЯВЛЕНИИ ОБЩЕЙ (ЧАСТИЧНОЙ) МОБИЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»



Проблемные аспекты и особенности деятельности

органов внутренних дел в особых условиях при объявлении общей (частичной) мобилизации

на территории России

ХАЛМАНОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Problematic Aspects and Features of the Activities of Internal Affairs Odies in Special Conditions When Declaring General (Partial) Mobilization on the Territory of Russia

KHALMANOV SERGEY NIKOLAEVICH,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 251.74

Аннотация. В статье рассмотрены правовые основы и аспекты участия органов внутренних дел в рамках особых условий при объявлении на территории Российской Федерации общей (частичной) мобилизации. Обозначены проблемные стороны, связанные с несением службы при объявлении общей (частичной) мобилизации в Российской Федерации, а также предполагаются пути их решения. Затронуты вопросы подготовки сотрудников, которые должны быть совершенствованы для обеспечения мобилизационной подготовки в рамках объявления общей (частичной) мобилизации в России.

Авторские суждения и выводы могут иметь практический интерес в деятельности не только структурных подразделений ОВД в области мобилизационной подготовки и мобилизации, но и других правоохранительных органах.

Ключевые слова и словосочетания: особые условия; военное положение; мобилизация; гражданство; универсал; комиссариат; чрезвычайная ситуация; органы внутренних дел; служба; безопасность; угроза; ситуационный центр.

Annotation. The article considers the legal basis and aspects of the participation of internal affairs bodies under special conditions when declaring general (partial) mobilization on the territory of the Russian Federation. The problematic aspects associated with the service during the announcement of general (partial) mobilization in the Russian Federation are identified, and ways to solve them are also suggested. The issues of staff training, which should be improved to ensure mobilization training within the framework of the announcement of general (partial) mobilization in Russia, are touched upon.

The author's judgments and conclusions may be of practical interest in the activities of not only the structural divisions of the Department of Internal Affairs in the field of mobilization training and mobilization, but also other law enforcement agencies.

Keywords and phrases: special conditions; martial law; mobilization; citizenship; universal; commissariat; emergency; internal affairs bodies; service; security; threat; situation center.

Рассматриваемый вопрос фактически имеет свои специфические процессы становления и развития. Так, в системе деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) впервые толковались вопросы о действиях в особых условиях в Академии управления МВД России (Академии МВД СССР), сформулированные еще в 1988 г. профессором А. Ф. Майдыковым1.

Сегодня данное направление приобретает особое значение в свете происходящих событий в связи с проведением специальной военной операции и объявлением на территории Российской Федерации частичной мобилизации.

В условиях осложнения геополитической обстановки и проведения спецоперации на территориях ДНР и ЛНР 21 сентября 2022 г. Президент России В. В. Путин объявил о частичной мобилизации в стране2. В подписанном Указе «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» было предписано мобилизовать граждан Российской Федерации, ранее проходивших службу в рядах ВС РФ, имеющих соответствующий практический опыт и определенные военно-учетные специальности на военную службу. Указанные мероприятия осложняются наличием как миграционных и демографических проблем (отток и уклонение граждан), так и территориальной безопасности РФ и безопасности отдельных объектов (в том числе образовательных) [1, с. 58—69].

Организация деятельности ОВД в особых условиях приобретает первостепенное значение, поэтому на территориальные органы МВД России возложены дополнительные обязанности при объявлении на территории Российской Федерации общей (частичной) мобилизации.

Само понятие «особые условия» в настоящий момент законодательно не определено, однако данный термин применительно к деятельности ОВД все чаще используется в профессиональном лексиконе.

В научной литературе существует мнение, в частности А. Ф. Майдыкова, что под особыми условиями в деятельности ОВД необходимо понимать обстановку, создаваемую явлениями природного, техногенного, биологического и социального характера, которая представляет опасность для жизни и здоровья граж-

1 В соответствие с приказом МВД СССР № 161-1988 г. «О перестройке деятельности Академии МВД СССР» кафедра военно-мобилизационной подготовки и гражданской обороны в органах внутренних дел преобразуется в кафедру управления органами внутренних дел в особых условиях.

2 Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 21 сентября 2022 № 647. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

дан, сохранности культурных, материальных ценностей и требующая от ОВД для ее стабилизации (нормализации) определенного ресурсного обеспечения, а также проведения специализированных правовых и организационных мер. В указанных обстоятельствах необходимо в незамедлительном (спешном) порядке перестраивать организацию работы подчиненного личного состава за счет привлечения (перераспределения) дополнительных сил и средств, использовать специальную тактику (стратегию) действий, создавать новые органы управления [6].

Представляет интерес и суждение М. А. Громова, который термин «особые условия в деятельности ОВД» расширил, дополнив такими понятиями, как чрезвычайная обстановка (ЧО) в условиях криминального, социально-политического характера; обеспечение правового режима контртеррористической операции (КТО); чрезвычайное положение (ЧП); особый правовой режим военного положения (ВП); введение гражданской и территориальной обороны; обеспечение мобилизационной готовности в военное время [4, с. 5-7].

По законодательству Российской Федерации3 в мирное время в каждом субъекте Российской Федерации создается призывная комиссия по мобилизации, которая осуществляет призыв граждан, приписанных к воинским частям, в состав которой входит в том числе сотрудник ОВД по субъекту РФ.

В период, когда Президентом России объявлена частичная мобилизация, как показывает практика, в качестве члена указанной комиссии ОВД включают руководителя по направлению мобилизационной подготовки и мобилизации, который напрямую докладывает полученную информацию руководителю ОВД. Призывная комиссия совместно с военным комиссариатом выполняет комплекс мероприятий, предусмотренный действующим законодательством России, в частности, осуществляет оповещение и контроль явки граждан по призыву, а также розыск не оповещенных или уклонившихся от явки граждан4.

3 О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 декабря 2о06 г. № 852. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Важный вопрос в работе комиссии — обеспечение численности призываемых из запаса граждан, определенную отдельными мобилизационными заданиями каждому региону, которая зависит от численности призывных людских ресурсов в субъектах РФ.

При объявлении общей (частичной) мобилизации на территории страны ОВД проводят следующие мероприятия:

— усиливают безопасность отдельных объектов [7], а также обеспечивают усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности на улицах и общественных местах в соответствии с планами использования сил и средств ОВД1 по организации мероприятий по поддержанию правопорядка и законности в этих условиях;

— участвуют в розыске граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу по мобилизации;

— предоставляют призывным комиссиям районов и городов информацию о наличии неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего либо преступлений, предусмотренных ст. 205—205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276-280, 282.1- 282.3, 360, 361 УК РФ2;

— проводят комплекс мероприятий по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в ОВД, определяют потребности в специалистах при проведении мобилизации и переходе на штаты военного времени, обеспечивают предоставление отчетности;

— определяют необходимые объемы финансирования при проведении комплекса мероприятий по переводу ОВД на работу в условиях военного времени;

— определяют порядок взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам работы автотранспорта, коммуникаций, связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей;

— силами ГИБДД совместно с ВАИ принимают меры для организации и регулирования движения автотранспорта, предназначенного для поставки в войска и перевозки призванных по мобилизации граждан.

1 Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах: приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879.

2 О внесении изменений в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Элек-

тронный ресурс]: Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 421-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Необходимо обратить внимание и на совместный действующий приказ МО, МВД и ФМС России от 10 сентября 2007 г. № 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» (далее — Инструкция). Отмеченный приказ требует глубокой переработки в связи с тем, что ФМС подчинена МВД России3, да и сам совместный приказ противоречит действующему законодательству, а значит, подлежит исполнению в части, не противоречащей Федеральному закону «О полиции».

Так, пп. «а» п. 5 утвержденной совместным приказом Инструкции гласит, что ОВД «при получении обращения в письменном виде от военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат». Указанный пункт вызывает сомнение в части размытой формулировки «...обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку...». Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» ответственность за вручение повесток лежит как на сотрудниках военных комиссариатов, так и на руководителях (работниках ответственных за во енно-учетную работу) предприятий (учреждений, организаций) по месту работы или учебы призывника. Если никто из вышеперечисленных лиц не смог вручить повестку, то обязанность переходит сотрудникам ОВД (при условии письменного обращения сотрудников военкомата). На практике же каким образом военному комиссару не удалось вручить повестку призывнику документально не подтверждается, и в иных случаях военные комиссариаты перекладывают свои функции по вручению повесток призывникам на сотрудников ОВД, что приводит к диффузии ответственности.

Также законодательно не определена мера наказания за отказ от мобилизации, в том числе отсутствует уголовная ответственность. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда

3 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» возбуждать дела по ст. 328 УК РФ можно только в отношении мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на срочную службу. Именно срочную. Статья за уклонение от мобилизации не предусмотрена в действующем УК РФ.

В целом Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не предусматривает ответственности уклониста, а в п. 1 ст. 21 указанного закона предусмотрено, что «при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас». В ст. 20 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» говорится: «уголовная и иная юридическая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации». Вышеприведенная норма считается бланкетной и отсылает к прочим нормативным-правовым актам, в частности к УК РФ. Вместе с тем наблюдается недостаточная проработка уголовной ответственности за преступления, совершаемые в военное время.

Определенный интерес представляет диссертация доктора юридических наук В. И. Боева «Механизм уголовно-правового регулирования режима военного положения» [2], в которой он раскрыл идею нормативно-правовой модели уголовного права военного времени (далее - ВВ), связанную с обеспечением военной безопасности Российской Федерации в период действия военного положения. Автор в своем исследовании предлагает «разработать и принять дополнительный специальный уголовный закон военного времени, нормы которого вводились бы в действие только в период введенного военного положения». Нормы данного нормативного правового акта необходимо будет внедрить и упорядочить в УК РФ, либо же закон может применяться самостоятельно.

Объявление частичной мобилизации в Российской Федерации вскрыло ряд негативных моментов в отношении граждан РФ, имеющих двойное гражданство или вид на жительство, которые в большинстве уехали за пределы России по различным мотивам, несмотря на то, что п. 2

ст. 21 Федерального закона № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» предписано: «гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов власти, имеющих запас». Люди с двойным гражданством федеральным законом рассматриваются как граждане РФ и на них распространяются все права и обязанности, в том числе по защите отечества (ст. 59 Конституции Российской Федерации), а также соблюдение1 законов (ст. 15 Конституции Российской Федерации). По этой причине необходимо поднимать на новый уровень вопросы, связанные с двойным гражданством [3].

Особая роль в период объявленной частичной мобилизации возложена на создание и функционирование в системе МВД России ситуационного центра (далее — СЦ), который является внештатным подразделением ОВД, действует на постоянной основе и предназначен для информационно-аналитического, телекоммуникационного обеспечения по решению задач управления силами и средствами подразделений МВД России, ТО МВД России, а также по оперативному взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти.

Если рассматривать вопрос о режиме работы СЦ2 МВД России и привлекаемых сил, то с учетом введенной частичной мобилизации в России режим работы остается повседневный, при котором задейству-ются: дежурная смена центра оперативного реагирования, отдел информационно-аналитического и картографического обеспечения СЦ МВД России. Однако предусмотрен и режим работы при непосредственной подготовке к переводу и при переводе на несение службы в условиях ВВ, который вводится не только при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации или при переводе на несение службы в условиях ВВ, но и при объявлении общей (частичной) мобилизации в Российской Федерации, при котором задейству-ется временный орган управления: дежурная смена ЦОР, отдел информационно-аналитического и картографического обеспечения СЦ МВД России, группа контроля (за непосредственной подготовкой к переводу и переводом ОВД на несение службы в условиях ВВ).

1 Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова «соблюдать» — это строго придерживаться чего-нибудь, оберегать что-нибудь.

2 О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 28 июля 2013 г. № 648. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Таким образом, созданная система управления в МВД России позволяет оперативно и эффективно управлять силами и средствами не только для ликвидации последствий ЧС природного, биологического, социального или техногенного характера, но и при решении задач особого правового режима военного положения, в особых условиях при объявлении на территории страны общей (частичной) мобилизации путем сбора оперативной информации для принятия своевременных управленческих решений руководством МВД России, а также осуществления координации и взаимосвязи между ситуационными центрами различных федеральных органов исполнительной власти (НЦУ обороны Российской Федерации и НЦУ в кризисных ситуациях МЧС России)[5].

После интеграции ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России1 необходимо на законодательном уровне закрепить деятельность ОВД вышеуказанных территорий, пересмотреть их структуру и организацию службы. Особое внимание необходимо уделить переподготовке сотрудников ОВД, при этом основной упор сделать на обучение сотрудников полиции методам борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также несение службы в условиях создания штабов территориальной обороны.

Также впервые в современной России Президентом Российской Федерации подписан Указ2 о введении на вновь присоединенных территориях военного положения, ОВД которых действуют в особых условиях и в соответ-

1 О признании Луганской Народной Республики: Указ Президента Рос. Федерации от 21 февраля 2022 г. № 72 // СЗ РФ. 2022. № 9 (ч. I). Ст. 1298; О признании Донецкой Народной Республики: Указ Президента Рос. Федерации от 21 февраля 2022 г. № 71 // СЗ РФ. 2022. № 9 (ч. I). Ст. 1297; О признании Запорожской области: Указ Президента Рос. Федерации от 29 сентября 2022 г. № 685 // СЗ РФ. 2022. № 40. Ст. 6785; О признании Херсонской области: Указ Президента Рос. Федерации от 29 сентября 2022 г. № 686 // СЗ РФ. 2022. № 40. Ст. 6786.

2 О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 19 октября 2022 г. № 756. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ствии с законодательством РФ должны обеспечить ряд мероприятий: выполнение введенных мер ограничения; стабилизацию оперативной обстановки; усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; выполнение ряда оперативно-служебных задач путем наращивания сил и средств ОВД. Для решения задач по управлению силами и средствами подразделений ОВД на вновь присоединенных территориях необходимо в ускоренном порядке решить вопрос по интеграции имеющихся систем телекоммуникационного, информационно-аналитического и программного обеспечения в созданный СЦ МВД России.

Подводя итоги целесообразно сделать вывод, что в особых условиях при объявлении общей (частичной) мобилизации на территории России, а также введения в ряде регионов военного положения (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей), ОВД выполняют большую часть основных задач, стоящих перед государством и обществом, что требует привлечения дополнительных сил и средств. Указанные события и условия ставят под угрозу безопасность личности, общества и государства. Они влияют на привычный темп жизнедеятельности граждан (отдельных объектов), функционирование органов власти, критических объектов инфраструктуры, компаний и предприятий, в том числе и объектов ОВД, что требует отдельного подхода к вопросам не только обеспечения безопасности, но и дальнейшей, глубокой и качественной проработки в научно-образовательной деятельности.

В этой связи вопросы профессиональной подготовки (переподготовки, курсов повышения квалификации) в системе МВД России нуждаются в частичном пересмотре именно через введение дополнительных предметов (спецкурсов), например «Деятельность ОВД (полиции) в период проведения КТО», «Особенности пресечения экстремизма в условиях миграционных процессов», «Картография и топография» и иные спецкурсы.

Список литературы:

1. Бережкова Н. Ф., Васильев Ф. П., Ухи-

на Т. Г. В условиях прямого присутствия терактов, социальных проблем и различных угроз вопросы безопасности детей (образовательных учреждений) — обязанность государства // Research work — 2021: Сборник материалов Международного конкурса курсовых, научно-исследовательских и вы-

пускных квалификационных работ. Кемерово, 2021.

2. Боев В. И. Механизм уголовно-правового регулирования режима военного положения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2008.

3. Васильев Ф. П. Особенность и необходимость развития уголовно-правовых норм

в отношении граждан, имеющих двойное гражданство (ныне слабые уголовно-правовые механизмы в отношении коррупционных факторов) // Economics. Law. State. 2020. № 1 (9).

4. Громов М. А. Особые условия как универсальное понятие для деятельности органов и подразделений МВД России: их виды, характеризующие признаки, классификация // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4 (28).

5. Княжев В. Б. Ситуационное управление в деятельности органов внутренних дел: курс лекций. Москва, 2020.

6. Майдыков А. Ф. Предмет, задачи и система курса «Управления органом внутренних дел в экстремальных условиях». Москва, 1989.

7. Олейник А. С. Методы и модели принятия решений по охране и обороне важных государственных объектов. Москва, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.