Столыпинский вестник №8/2022
Научная статья Original article УДК 34
ПРОБЛЕМА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МОБИЛИЗАЦИИ
THE PROBLEM OF PUBLIC LAW REGULATION OF MOBILIZATION
Минеева Виктория Николаевна, студент, Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка», г.Самара, ул. Г.С. Аксакова, 21.
Паулов Павел Александрович, кандидат юр.наук, доц. СГЭУ, научный руководитель, Самарский государственный экономический университет, г.Самара, Галактионовская ул., 118
Mineeva Victoria Nikolaevna, student, Samara University of Public Administration "International Market Institute", Samara, st. G.S. Aksakov, 21. Paulov Pavel Alexandrovich, Candidate of Legal Sciences, Assoc. SSEU, scientific adviser, Samara State University of Economics, Samara, Galaktionovskaya st., 118
Аннотация: В статье рассматриваются понятие мобилизация, мобилизационная подготовка, обязанности граждан по призыву, порядок призыва, очереди призывников из запаса, право на отсрочку от призыва по мобилизации, а также ответственность за уклонение от призыва.
4386
Abstract: The article discusses the concept of mobilization, mobilization training, the duties of citizens on conscription, the order of conscription, the queue of conscripts from the reserve, the right to delay conscription on mobilization, as well as responsibility for draft evasion.
Ключевые слова: мобилизация, военное время, мобилизационная подготовка, Вооруженная Сила РФ, гражданин, отсрочка. Keywords: mobilization, wartime, mobilization training, Armed Forces of the Russian Federation, citizen, postponement.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность».
М.В. Ломоносов
В данной статье речь пойдет о мобилизации и мобилизационной подготовке в рамках публично-правового регулирования, которые на фоне неустойчивой внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации имеют большое значение.
В настоящий день для того или иного государства важен статус безопасности необходимых интересов как отдельно личности, так общества и государства в целом от внешних и внутренних военных угроз, сопряженных с применением военной силы или угрозой ее применения, а также возможности оказать сопротивление. Во всей этой системе государство занимает главенствующую роль, действуя через публично-правовое регулирование, которое исходя из функций государственного управления т.е. приоритета сбора и обработки информации, контроля и планирования, реализует позитивно-правовое управление общественными отношениями. И в условиях
4387
затруднения геополитической обстановки государство вынуждено использовать адекватные меры реагирования на внешние угрозы.
Так, 21 сентября Президент РФ Владимир Путин объявил о частичной мобилизации в стране. Подписанным главой государства Указом от 21.09.2022 г. N647 предписано осуществить призыв граждан РФ на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, которые ранее проходили службу в рядах Вооруженных Сил РФ, имеют определенные военно -учетные специальности и соответствующий опыт.
Что следует понимать под мобилизацией и мобилизационной подготовке? Какого их значение? Что они под собой скрывают? На текущий день данные вопросы и порядок других являются неотъемлемо важными. При этом многие ли способны целесообразно ответить на них, понимая серьезность ситуации. Давайте же внесем некое понимание, представление.
Понятие мобилизационной подготовки и мобилизации.
Прежде всего, стоит отметить, что в истории России известно три периода мобилизации, проведение которых имело отношение к крупному военному конфликту: в 1914г. - Первая мировая война, в 1941г. - Великая Отечественная, в 2022г. - СВО на территории Украины. Так, на протяжении исторических эпох объем, предмет и порядок ее проведения носили присущую им специфику.
В частности, обращаясь к Советской военной энциклопедии, под мобилизацией понималось сочетание мероприятий государства по приведению в активное положение, концентрации и усилию имеющихся ресурсов, сил и средств для достижения поставленных целей войны. То есть, отстаивать каждую площадь советской земли, укреплять боевую мощь Вооруженных Сил, максимально увеличивать выпуск военной продукции.
В современном же понимании термин «мобилизация» рассматривается как составная часть организации обороны РФ и регулируется Федеральными законами от 31.05.1996г. Ш1-ФЗ «Об обороне» и от 26.02.1997г. Ш1-ФЗ «О
4388
мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», а также подзаконными нормативно-правовыми актами, изданными в соответствии с указанными Законами.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» мобилизация предстает как комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу, в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, др. войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени [1].
Термин «мобилизационная подготовка» по своему роду схож с пониманием «мобилизации». Поскольку, ставит в интерес подготовку экономики, субъектов РФ и муниципальных образований; органов государственной власти, местного самоуправления и др., к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и угождению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Таким образом, при проведении юридического анализа понимания категорий «мобилизация» и «мобилизационная подготовка» отмечается, что они всегда связаны с государством, государственной властью, и в силу этой обусловленности непременно демонстрируют в более или менее значительной степени воздействие на характер и содержание власти.
Обязанности граждан в области мобилизации, порядок призыва.
Начнем с того, что базовые основы регулирования в области мобилизации располагаются в отдельном вышеупомянутом ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», который и характеризует, какие обязанности образуются у граждан в связи с объявлением мобилизации, кого она касается и т.д.
В силу п.1 ст.10 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» граждане обязаны: во-первых, являться по вызову военных
4389
комиссариатов для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время. То бишь, в противном случае, неявка без уважительных причин (заболевание или увечье гражданина, связанное с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены и др.) расценивается как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.21.5 КоАП РФ. Во-вторых, выполнять требования, которые сформулированы в соответствующих мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов. В-третьих, предоставлять здания, сооружения, транспортные средства и др. имущество, с целью обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].
Полагается, что граждане за неисполнение вышерассмотренных обязанностей, имеющих юридическую силу в области мобилизационной подготовки и мобилизации, с учетом тяжести совершенного ими проступка могут нести административную (с.21.5 КоАП РФ Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету), либо уголовную (ст.328 УК РФ Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы) ответственность.
Призыв на военную службу по мобилизации регулируется ст. 17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ». К примеру, как таковому призыву относятся:
1) Граждане, пребывающие в запасе. А именно: уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; прошедшие альтернативную гражданскую службу, и ряд других категорий.
2) Граждане, не имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Прежде всего, очередность призыва граждан зависит от разряда запаса. Таких разрядов три, в зависимости от звания и предельного возраста (п.1 ст.53
4390
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») [2]. Сведем данные из закона очереди призывников в таблице 1.
Таблица 1. Очереди призывников из запаса
Звание Возраст очереди призыва
Первой Второй Третьей
Солдаты, рядовые, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы до 35 лет от 35 до 45 лет от 45 до 50 лет
Младшие офицеры до 50 лет от 50 до 55 лет от 55 до 60 лет
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 55 лет от 55 до 60 лет от 60 до 65 лет
Полковники, капитаны 1 ранга до 60 лет от 60 до 65 лет
Высшие офицеры до 65 лет от 65 до 70 лет -
Женщины, которые имеют воинские звания офицеров - - до 50 лет
Остальные женщины, которые До 45 лет
4391
находятся в запасе
Право на отсрочку от призыва по мобилизации.
Понимая суть мобилизационной подготовки и мобилизации в целом, не стоит забывать и о возможности предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Данный вопрос регулируется ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ». Так в силу ст.18 данного закона, таким правом обладают:
1) Занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой и т.д. но здесь важно учитывать факт нужды в постоянном уходе, основываясь на заключении медико-социальной экспертизы, а также факт отсутствия соответствующих лиц, то непосредственно обязан содержать их по закону;
2) Имеющие на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет + воспитывающих без матери ребенка до 16 лет;
3) В связи с состоянием здоровья признанные временно не годными к военной службе - на срок до 6 месяцев;
4) Муж, чья жена находится на сроке беременности, составляющем не менее 22 недель и др.
Кроме данного ФЗ, важно учитывать и Указ Президента РФ от 24.09.2022г. N664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации». Так не подлежат студенты, обучающиеся по очной и очной-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных и научных организациях + получающие образование соответствующего уровня впервые [3].
В дополнение, как заявило Минобороны, к частичной мобилизации не будут привлекаться специалисты СМИ, связи и финансов.
4392
Но исходя из вышеуказанного ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», Указа Президента РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» и сообщения Минобороны, не исключено, что список категорий граждан, подлежащих отсрочке может распространяться не на всех граждан, указанных в нем, и факт не призыва данных категорий граждан измениться в обратную сторону, в связи с нехваткой или резко нагнетающей ситуации.
В целом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. На сегодняшний день одной из приоритетных задач военной политики страны остается повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности России. Понимая терминологию «мобилизация» и «мобилизационная подготовка» ставим главной целью - защита суверенитета, безопасности и территориальной целостности страны. Обращаясь к положениям ФЗ «Об обороне», ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», Указу Президента РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» и указанные в них обязанности граждан в области мобилизации, порядок призыва, право на отсрочку, важно чтобы гражданин ставил в приоритет целью не финансовую выгоду, а прежде всего, способность защитить Родину и соориентироваться в непредвиденной ситуации.
Только от нас зависит, в каком государстве МЫ хотим жить: в развивающемся, показывая свою мощь и силу, или же в полностью распадающемся.
Литература:
1. ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26.02.1997 N 31-ФЗ (последняя редакция).
2. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция).
4393
3. Указ Президента РФ от 24.09.2022г. N664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации».
4. Паулов П.А. Факторный анализ современного Российского законодательства (методологический и практический аспекты) // Кандидатская диссертация URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30344413
Literature:
1. Federal Law "On mobilization training and mobilization in the Russian Federation" dated February 26, 1997 N 31-FZ (last edition).
2. Federal Law "On military duty and military service" dated March 28, 1998 N 53-FZ (last edition).
3. Decree of the President of the Russian Federation of September 24, 2022 N664 "On granting a deferment from conscription for military service for mobilization."
4. Paulov P.A. Factor analysis of modern Russian legislation (methodological and practical aspects) // PhD thesis URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30344413
© Минеева В.Н. Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 8/2022.
Для цитирования: Минеева ВН. ПРОБЛЕМА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОБИЛИЗАЦИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 8/2022.
4394