Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИИ'

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономическая деятельность / мобилизованные лица / мобилизационная экономика / мобилизация / специальный правовой режим экономической деятельности / предприниматели / economic activity / mobilized persons / mobilization economy / mobilization / special legal regime of economic activity / entrepreneurs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапсугова Мариетта Дамировна

Издание Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» потребовало принятия ряда организационных мер для его реализации, таких, например, как оформление доверенности и передача дел генерального директора и индивидуального предпринимателя, невозможность исполнения обязательств вследствие мобилизации и других. В статье проанализированы статистические данные о мобилизованных лицах с точки зрения макроэкономических последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL REGIME OF ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF MOBILIZATION

The publication of the Decree of the President of the Russian Federation of September 21, 2022 N 647 “On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation” required the adoption of a number of organizational measures for its implementation, such as issuing a power of attorney and transferring the affairs of the general director and an individual entrepreneur, the impossibility of fulfilling obligations due to mobilization and others. The article analyzes the statistical data on mobilized persons from the point of view of macroeconomic consequences.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИИ»

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

Научная статья Original article УДК 332.145

DOI 10.55186/27131424_2023_5_3_15

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИИ

SPECIAL REGIME OF ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF

MOBILIZATION

Шапсугова Мариетта Дамировна, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУН Институт государства и права Российской академии наук (119019 Москва, ул. Знаменка, д.10), +7 (495) 69133-81, ORCID: 0000-0002-3741-0519, shapsugova@gmail.com

Marietta D. Shapsugova, PhD, senior researcher, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences,(Znamenka st., 119019, Moscow Russia) ORCID: 0000-0002-3741-0519, shapsugova@gmail.com

Аннотация. Издание Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» потребовало принятия ряда организационных мер для его реализации, таких, например, как оформление доверенности и передача дел генерального директора и

индивидуального предпринимателя, невозможность исполнения обязательств вследствие мобилизации и других.

В статье проанализированы статистические данные о мобилизованных лицах с точки зрения макроэкономических последствий. Abstract. The publication of the Decree of the President of the Russian Federation of September 21, 2022 N 647 "On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation" required the adoption of a number of organizational measures for its implementation, such as issuing a power of attorney and transferring the affairs of the general director and an individual entrepreneur, the impossibility of fulfilling obligations due to mobilization and others.

The article analyzes the statistical data on mobilized persons from the point of view of macroeconomic consequences.

Ключевые слова: экономическая деятельность, мобилизованные лица, мобилизационная экономика, мобилизация, специальный правовой режим экономической деятельности, предприниматели.

Keywords: economic activity, mobilized persons, mobilization economy, mobilization, special legal regime of economic activity, entrepreneurs.

В соответствии с федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - закон о мобилизации), мобилизация (полная или частичная) представляет собой комплекс мероприятий по переводу экономики страны и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация таким образом - это макроэкономическое явление обладает следующими признаками [1, c. 21]:

1. Наличие угрозы существованию общества как целостной системы и ее осознание руководителями государства,

2. Постановка руководителями государства цели, заключающейся в устранении этой угрозы или противодействии ей,

3. Разработка государственного плана или программы достижения поставленной цели,

4. Организация соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы.

Целью мобилизационной экономики является ее самодостаточность. Именно самодостаточность позволяет обеспечить государственную безопасность и суверенитет. Уместен вопрос о соответствии предпринимаемых мобилизационных мер целям, в том числе целям восстановления. По данным министра обороны С.К. Шойгу в ходе частичной мобилизации было призвано более 300 тыс. чел., из них свыше 27 тысяч предпринимателей [2]. Что понимается под «предпринимателями» неясно. Скорее всего - индивидуальные предприниматели и в эту цифру не включены самозанятые, которые проходят по статусу как плательщики налога на профессиональный доход, а по сути также являются мелкими предпринимателями, а также участники-гендиректора компаний одного лица.

Всего в стране 3,9 млн предпринимателей, из 147 млн.чел. т. е. меньше 3 % от общей численности.

Среди мобилизованных лиц доля предпринимателей составила в 4 раза больше относительно пропорции их численности в общей численности населения.

35 % субъектов МСП — это общества с единственным владельцем-мужчиной в возрасте от 18 до 60 лет. Здесь можно говорить о серьезной диспропорции. Речь идет о сохранении устойчивой социальной структуры общества, в которой фундаментом является средний класс.

По нашему мнению, такая диспропорция опасна. Потому что после спецоперации наступит период восстановления. И как показывает история восстановления экономик после первой и второй мировой войны - это восстановление происходит благодаря стратегии либерализации экономической деятельности. Истощение экономики компенсируется инициативой мелких предпринимателей и кустарей. Примером тому служит опыт СССР:

1. Модель восстановления (1921-1928 гг.) - НЭП, стимулирование экономической активности граждан - темп роста экономики 12, 7% за счет эффекта низкой базы.

2. Модель опережения (1929-1955 гг.) - новая индустриализация, перевод экономики на новый технологический уклад: опережающее создание базовой инфраструктуры (прежде всего. - электрификации), целенаправленное изучение и достоверная оценка имеющихся естественных производительных сил: природных ресурсов и источников энергии. Предприятия, такие как артели, кустарные предприятия и частные приусадебные хозяйства, помогают обеспечить разнообразие на рынке, производя большинство основных продуктов питания и значительную часть товаров массового производства. Правительство предлагает быструю регистрацию, благоприятные административные правила, доступное финансирование, технологический прогресс, налоговые льготы и другие стимулы для поощрения предпринимателей [3, а 10]. Фактическая результативность модели опережения была самой высокой в отечественной истории (в среднем около 14% среднегодового роста [3, а12] - мировой рекорд экономического роста

Одной из причин последующего затухания экономики СССР (19561991) стала ликвидация предпринимательской инициативы (1956-1960 годы) -артелей, кустарей, личных приусадебных хозяйств - ликвидация потребительского разнообразия, начало дефицита продовольствия и товаров

массового спроса, падением темпов роста экономики до 4,9%. Рост экономики обусловлен инерцией спуска с «высокой базы».

После вступления в силу Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" возникли проблемы практического характера, таких как:

1. В связи с приравниванием статуса мобилизованного со статусом военнослужащего, проходящего службу по контракту необходимо снятие запрета военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку часть мобилизованных лиц являются собственниками бизнеса или индивидуальными предпринимателями;

2. Передача дел мобилизованным лицом индивидуальным предпринимателем и генеральным директором;

3. Предоставление времени для оформления доверенностей;

4. Установление особенностей регулирования трудовых отношений с мобилизованным работодателем - индивидуальным предпринимателем;

5. Невозможность исполнения контрактов на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд;

6. Невозможность продления лицензий в связи с мобилизацией сотрудников;

7. Невозможность предоставления обязательной отчетности в связи с мобилизацией руководителя- единственного учредителя и индивидуального предпринимателя;

8. Невозможность уплаты платежей по кредитным договорам в связи с мобилизацией;

9. Штрафные санкции в связи с расторжением договоров аренды государственного и муниципального имущества.

Для решения указанных проблем был разработан перечень поручений Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 08.10.2022 № ММ-П13-16997кс:

1. Установлены сроки для оформления доверенности и передачи дел,

2. Установлены особенности регулирования трудовых отношений в случае призыва на военную службу по мобилизации работодателя - индивидуального предпринимателя, работодателя - единственного учредителя

3. Установление возможности:

- изменения условии" контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, исполнение которых стало невозможно вследствие мобилизации;

- списания неустоек по контрактам, возникшим вследствие ненадлежащего исполнения контракта в связи с мобилизацией,

- отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением обязательств вследствие мобилизации.

Подход к решению этих проблем сформировал, выкристаллизовал специальный правовой режим экономической деятельности

Общий режим деятельности в период мобилизации и мобилизационной подготовки включает согласно Федеральному закону от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» только обязанности и запреты для граждан и организаций. Они перечислены в Разделе III ст. 9-10 указанного закона.

Анализ принятых за последнее время нормативных актов [5, 6] позволяет выделить следующие особенности правового режима осуществления экономической деятельности:

1. Специальный субъект - мобилизованное лицо, юридическое лицо в котором мобилизованное лицо является единственным участником и исполняет функции единоличного исполнительного органа: передача полномочий по управлению в определенный срок - 5 дней.

Нельзя сказать, что передача не была возможна ранее, однако законом ограничен срок передачи полномочий в отношении спецсубъекта. Срок этот недостаточный.

2. Специальный объект - права и обязанности, гарантии, имущество, долги (обязательства) мобилизованного лица, юридического лица, единственным участником и единоличным исполнительным органом которого является мобилизованное лицо

3. Специальный режим ответственности: введение мораториев, продление действий разрешений и лицензий, освобождение от ответственности.

Трансформация правового регулирования экономической деятельности

с участием мобилизованного лица

1. Исключение из-под режима запрета на ведение предпринимательской деятельности для военнослужащих

Освобождение мобилизованных индивидуальных предпринимателей, учредителей (участников) организации, а также осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа из-под действия ограничений и запретов федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части запрета на осуществление предпринимательской деятельности (п.7 ст. 10).

В Российской Федерации на военнослужащих и других лиц, подлежащих призыву на военную службу, распространяются специальные ограничения на деятельность индивидуальных предпринимателей, учредителей (участников) юридических лиц и лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа. Таким лицам запрещено заниматься любой предпринимательской деятельностью.

Однако существует исключение из этого запрета. Освобождение распространяется на мобилизованных лиц, являющихся индивидуальными

предпринимателями, учредителями (участниками) организации, а также осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа, деятельность которых не требует получения специальных разрешений (лицензий) и (или) заключения специальных договоров. Освобождение распространяется также на лиц, призванных на военную службу, являющихся учредителями (участниками) юридических лиц, а также осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа, деятельность которых требует получения специальных разрешений (лицензий) и (или) заключения специальных договоров.

Указанным категориям граждан предоставляется пять рабочих дней для решения организационных вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в т.ч. через доверенных лиц. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности, касающиеся решения указанных вопросов.

2. Гарантии

1. Кредитные каникулы

В случае призыва по мобилизации индивидуального предпринимателя или единственного учредителя, выполняющего функции генерального директора, возникает проблема своевременного исполнения обязательства по кредитным договорам и займам. В связи с чем в обязательствах перед банками и микрофинансовыми организациями разработан механизм предоставления кредитных каникул указанным категориям физических и юридических лиц.

А) кредитные каникулы по Федеральному закону от 07.10.2022 N 377-Ф3 «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанный закон содержит, по нашему мнению, противоречие в части субъекта и целевого использования кредита:

В законе под заемщиком понимаются лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), призванное на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и заключившее с кредитором, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», до дня мобилизации кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой (далее - кредитный договор);

Однако, потребительский кредит не может быть оформлен в предпринимательских целях.

Воспользоваться ими могут как мобилизованные граждане, так и участвующие по контракту. Срок льготного периода равен периоду службы, увеличенному на 30 дней и время лечения в госпитале. В случае гибели индивидуального предпринимателя или признания его инвалидом I группы из-за ранения кредитные обязательства прекращаются.

В течение льготного периода заемщик вправе не вносить платежи по займу или кредиту. Начисленные за это время проценты будут включаться в тело основного долга — списывать и прощать их не будут. Кредитные каникулы будут действовать весь срок военной службы плюс 30 дней. Льготный период можно продлить на время нахождения учредителя общества с ограниченной ответственностью в госпитале или другом стационаре на лечении.

Б) кредитные каникулы по федеральному закону от 20.10.2022 N 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст. 7.3 Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

Заемщик либо лицо, действующее от его имени по доверенности, вправе в любой момент в течение времени действия заключенного с кредитором -кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, которая осуществляет деятельность по предоставлению кредитов (займов), кредитного договора (договора займа), в том числе кредитного договора (договора займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, но не позднее 31 декабря 2023 года обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи (далее в настоящей статье - льготный период), при одновременном соблюдении следующих условий:

1) заемщик относится к субъектам малого и среднего предпринимательства;

2) заемщик является обществом с ограниченной ответственностью, состоящим из одного участника, который призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и который в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц, одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества, в период с 21 сентября 2022 года до дня призыва на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - участник общества);

3) кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, заключен до дня призыва на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации участника общества.

Срок льготного периода рассчитывается как срок мобилизации, увеличенный на 90 дней, и продлевается на период нахождения участника общества в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в

стационарных условиях на излечении от увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в период военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, а в случае признания участника общества безвестно отсутствующим - также на период до отмены решения суда о признании участника общества безвестно отсутствующим либо до объявления участника общества судом умершим.

В течение срока действия льготного периода не допускаются начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору (договору займа), предъявление требования о досрочном исполнении обязательств по кредитному договору (договору займа), обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающие обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту). Сумма процентов, неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору (договору займа), не уплаченная заемщиком до установления льготного периода, фиксируется на дату начала льготного периода и уплачивается после окончания льготного периода с периодичностью (в сроки), которая аналогична установленной или определенной в соответствии с действовавшими до предоставления льготного периода условиями указанного кредитного договора (договора займа).

2. Изменение сроков уплаты налогов, предоставления деклараций, для организаций в которых мобилизованное лицо является единственным участником и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа На период прохождения соответствующим мобилизованным лицом военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации и до 28-го числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации

сроки уплаты налогов (включая авансовые платежи по налогам) (за исключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в качестве налогового агента, налога на прибыль организаций, удержанного у источника выплаты дохода), сборов (за исключением государственной пошлины, сбора за пользование объектами животного мира), страховых взносов (в том числе уплачиваемых в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование), которые приходятся на указанный период;

Самозанятым до последнего числа включительно 4-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения соответствующего мобилизованного лица с военной службы

3. Изменение обязательных требований для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сотрудники которых призваны в рамках частичной мобилизации В связи с необходимостью призыва специалистов на военную службу организации могут не иметь достаточного количества квалифицированного персонала для выполнения лицензионных требований. Указ № 1839 от 15 октября 2022 года гласит, что это не является нарушением, и продление разрешений может осуществляться в упрощенном порядке, но только если невыполнение требования связано с частичной мобилизацией. Компании, имеющие лицензии на определенные виды деятельности, специалисты которых были призваны на военную службу в рамках частичной мобилизации, могут продолжать работать с минимальным количеством сотрудников и не получат никаких штрафов. Специалистам, призванным на военную службу, в упрощенном порядке продлеваются сертификаты и аттестации, например, аттестация по промышленной безопасности. Для обеспечения таких гарантий правительство внесло изменения в постановление № 353 об особенностях лицензирования деятельности (постановление Правительства РФ от 15.10.2022 № 1839).

4. Отсрочка по платежам за аренду федерального имущества для предпринимателей, призванных по мобилизации

Согласно распоряжению № 3046-р от 15 октября 2022 года, предпринимателям, призванным по частичной мобилизации, платежи за аренду федерального имущества будут отсрочены на весь период службы. Это касается предпринимателей, заключивших контракт о прохождении военной службы, и добровольцев, вступающих в армейские подразделения. Отсрочка распространяется на все виды федерального имущества, включая земельные участки. В этот период вместо арендатора коммунальные платежи будет оплачивать арендодатель. Кроме того, мобилизованные предприниматели теперь могут расторгать договоры аренды без штрафных санкций.

5. Особые условия исполнения контрактов по госзакупкам мобилизованными предпринимателями на основании Постановления от 15 октября 2022 года №1838)[6].

Существенные условия контрактов для обеспечения федеральных нужд -сроки, цена, виды и объёмы работ (услуг) могут быть изменены, если поставщиками по ним являются компании, сотрудники которых призваны на службу в рамках частичной мобилизации. Решение также коснётся мобилизованных индивидуальных предпринимателей. Нововведение относится ко всем контрактам, которые будут заключены до конца 2023 года. В заключение отметим, чего нет в Плане первоочередных мер Правительства. Не рассматривается возможность бронирования для ИП и генеральных директоров-единственных учредителей.

6.Приостановление производства по делу в связи с новеллами федерального закона от 29.12.2022 N 603-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Необходимо также рассмотреть важное нововведение о приостановлении производств по делам с участием мобилизованных лиц.

Приостановление производства по делу означает приостановление течения всех неистекших процессуальных сроков по гражданскому делу с вынесением соответствующего определения суда (ст. ст. 215, 216, 217 ГПК РФ) [7].

Таким образом, приостановление производств не означает что дела не принимаются к производству. Срок исковой давности не является процессуальным сроком, а потому его течение не приостанавливается. В связи с изложенным не утрачивает актуальность вопрос о подведомственности и подсудности споров с участием мобилизованных лиц.

Производство приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

Суд:

обязан приостановить производство по делу в случае призыва гражданина, являющегося стороной в деле, на военную службу по мобилизации, если такой гражданин не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (П.2 ч. 1 Статья 143, п. 2 ст. 145 АПК РФ; Абз. 4 ст. 215 ГПК РФ; п. 3 ч. 1 ст. 190 КАС РФ)

в праве приостановить производство по делу в случае призыва гражданина, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа организации, являющейся лицом, участвующим в деле, на военную службу по мобилизации, если рассмотрение дела без участия такого гражданина невозможно и полномочия по управлению указанной организацией не переданы им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 144 АПК РФ; абз. 8 ст. 216 ГПК РФ; п. 9 ч. 1 ст. 191 КАС РФ).

Литература

1. Седов В.В. Мобилизационная экономика: советская модель - Челябинск:

Челяб.гос.ун-т. Челябинск, 2003. - 177 с.

2. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/events/president/news/69703 (дата обращения 02.02.2023)

3. Галушка А.С., Ниязметов А.К., Окулов М.О. Кристалл роста к русскому экономическому чуду. - М., 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральный закон от 20.10.2022 № 404-ФЗ «О внесении изменения в федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

5. Постановление Правительства от 20.10.2022 №2 1874 «О мерах поддержки мобилизованных лиц»

6. Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] http://government.ru/docs/46807/ (дата обращения 02.02.2023)

7. Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с. [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 20.02.2023)

References

1. Sedov V.V. Mobilizacionnaya e'konomika: sovetskaya model' - Chelyabinsk: Chelyab.gos.un-t. Chelyabinsk, 2003. - 177 s.

2. Sajt Prezidenta RF [E'lektronny'j resurs] http://www.kremlin.ru/events/president/news/69703 (data obrashheniya 02.02.2023)

3. Galushka A.S., Niyazmetov A.K., Okulov M.O. Kristall rosta k russkomu e'konomicheskomu chudu. - M., 2021.

4. Federafny'j zakon ot 20.10.2022 № 404-FZ «O vnesenii izmeneniya v federaTny'j zakon «O mobilizacionnoj podgotovke i mobilizacii v Rossijskoj Federacii».

5. Postanovlenie Pravitefstva ot 20.10.2022 № 1874 «O merax podderzhki mobilizovannyx licz»

6. Sajt Praviterstva RF [E'lektronny'j resurs] http://government.ru/docs/46807/ (data obrashheniya 02.02.2023)

7. Grazhdanskij process: uchebnik / V.V. Argunov, E.A. Borisova, N.S. Bocharova i dr.; pod red. M.K. Treushnikova. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Statut, 2014. 960 s. [E'lektronny'j resurs] SPS «KonsuFtant Plyus» (data obrashheniya 20.02.2023)

© Шапсугова М.Д., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2023

Для цитирования: Шапсугова М.Д. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.