Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБОРОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС'

СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБОРОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отрасль оборонной промышленности / военно-промышленный комплекс СССР / оборонно-промышленный комплекс России / the branch of the defense industry / the military-industrial complex of the USSR / the militaryindustrial complex of Russia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.А. Рязанов

Статья посвящена обобщению советского опыта интеграции оборонных отраслей промышленности в военно-промышленный комплекс. Объектом исследования является процесс формирования военно-промышленного комплекса СССР. Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических отношений, объективно возникающих в процессе формирования военно-промышленного комплекса СССР. Исследование проводилось диалектическим, системным, сравнительно-аналитическим методами, методами индукции, дедукции, научной абстракции, нормативного, позитивного анализа и синтеза. Основными результатами исследования выступают: авторские определения категорий «отрасль оборонной промышленности», «военно-промышленный комплекс СССР», перечни отраслей оборонной промышленности Российской империи, военно-промышленного комплекса СССР и оборонно-промышленного комплекса России, а также основные направления деятельности органов государственной власти СССР по интеграции оборонных отраслей промышленности в военно-промышленный комплекс. Научная новизна основных результатов исследования состоит в том, что, в отличие от существующих подходов, в качестве системообразующего элемента отрасли оборонной промышленности рассматривается отраслевой орган управления. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения, обобщения и выводы позволяют более глубоко, системно и комплексно моделировать процесс развития оборонно-промышленного комплекса России и оборонных отраслей российской промышленности. Практическое значение работы состоит в том, что изложенные в нем выводы могут быть учтены и использованы при формировании и интеграции в состав оборонно-промышленного комплекса России отрасли, специализирующейся на разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов военного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET EXPERIENCE OF INTEGRATING DEFENSE INDUSTRIES INTO THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

The article is devoted to the generalization of the Soviet experience of integrating defense industries into the military-industrial complex. The object of the study is the process of formation of the military-industrial complex of the USSR. The subject of the study is a set of organizational and economic relations that objectively arise in the process of formation of the military-industrial complex of the USSR. The research was carried out by dialectical, systemic, comparative-analytical methods, methods of induction, deduction, scientific abstraction, normative, positive analysis and synthesis. The main results of the study are: the author’s definitions of the categories «defense industry», «military-industrial complex of the USSR», lists of branches of the defense industry of the Russian Empire, the military-industrial complex of the USSR and the military-industrial complex of Russia, as well as the main activities of the state authorities of the USSR on the integration of defense industries into the military-industrial complex. The scientific novelty of the main results of the study is that, in contrast to existing approaches, an industry management body is considered as a system-forming element of the defense industry. The theoretical significance of the conducted research lies in the fact that the provisions, generalizations and conclusions formulated in it make it possible to more deeply, systematically and comprehensively model the process of development of the Russian military-industrial complex and defense industries of the Russian industry. The practical significance of the work lies in the fact that the conclusions set out in it can be taken into account and used in the formation and integration into the Russian military-industrial complex of an industry specializing in the development and production of unmanned aerial vehicles for military purposes.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБОРОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

УДК 338.012, 338.245

АА. Рязанов,

доктор экономических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБОРОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

AA. Ryazanov,

Doctor in Economic Sciences, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

alekryazanov@yandex.ru

SOVIET EXPERIENCE OF INTEGRATING DEFENSE INDUSTRIES INTO THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация. Статья посвящена обобщению советского опыта интеграции оборонных отраслей промышленности в военно-промышленный комплекс. Объектом исследования является процесс формирования военно-промышленного комплекса СССР. Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических отношений, объективно возникающих в процессе формирования военно-промышленного комплекса СССР. Исследование проводилось диалектическим, системным, сравнительно-аналитическим методами, методами индукции, дедукции, научной абстракции, нормативного, позитивного анализа и синтеза. Основными результатами исследования выступают: авторские определения категорий «отрасль оборонной промышленности», «военно-промышленный комплекс СССР», перечни отраслей оборонной промышленности Российской империи, военно-промышленного комплекса СССР и оборонно-промышленного комплекса России, а также основные направления деятельности органов государственной власти СССР по интеграции оборонных отраслей промышленности в военно-промышленный комплекс. Научная новизна основных результатов исследования состоит в том, что, в отличие от существующих подходов, в качестве системообразующего элемента отрасли оборонной промышленности рассматривается отраслевой орган управления. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения, обобщения и выводы позволяют более глубоко, системно и комплексно моделировать процесс развития оборонно-промышленного комплекса России и оборонных отраслей российской промышленности. Практическое значение работы состоит в том, что изложенные в нем выводы могут быть учтены и использованы при формировании и интеграции в состав оборонно-промышленного комплекса России отрасли, специализирующейся на разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов военного назначения.

Ключевые слова: отрасль оборонной промышленности, военно-промышленный комплекс СССР, оборонно-промышленный комплекс России.

Abstract. The article is devoted to the generalization of the Soviet experience of integrating defense industries into the military-industrial complex. The object of the study is the process of formation of the military-industrial complex of the USSR. The subject of the study is a set of organizational and economic relations that objectively arise in the process of formation of the military-industrial complex of the USSR. The research was carried out by dialectical, systemic, comparative-analytical methods, methods of induction, deduction, scientific abstraction, normative, positive analysis and synthesis. The main results of the study are: the author's definitions of the categories «defense industry», «military-industrial complex of the USSR», lists of branches of the defense industry of the Russian Empire, the military-industrial complex of the USSR and the military-industrial complex of Russia, as well as the main activities of the state authorities of the USSR on the integration of defense industries into the military-industrial complex. The scientific novelty of the main results of the study is that, in contrast to existing approaches, an industry management body is considered as a system-forming element of the defense industry. The theoretical significance of the conducted research lies in the fact that the provisions, generalizations and conclusions formulated in it make

it possible to more deeply, systematically and comprehensively model the process of development of the Russian military-industrial complex and defense industries of the Russian industry. The practical significance of the work lies in the fact that the conclusions set out in it can be taken into account and used in the formation and integration into the Russian military-industrial complex of an industry specializing in the development and production of unmanned aerial vehicles for military purposes.

Key words: the branch of the defense industry, the military-industrial complex of the USSR, the military-industrial complex of Russia.

Введение

Специальная военная операция по денацификации и демилитаризации Украины выявила существенное отставание Вооруженных Сил Российской Федерации от армий наших высокотехнологичных потенциальных противников в оснащении беспилотными летательными аппаратами. Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие в составе отечественной оборонной промышленности профильной отрасли. В этой связи, актуальной задачей представляется её форсированное формирование и интеграция в состав оборонно-промышленного комплекса России. Эффективному решению данной задачи может способствовать использование советского опыта интеграции оборонных отраслей промышленности в военно-промышленный комплекс, обобщению которого и посвящена данная статья.

Подчеркнем, что в данном исследовании под отраслью оборонной промышленности будет пониматься совокупность отраслевых органов управления, а также подведомственных им научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и производственных предприятий, разрабатывающих, изготавливающих, обслуживающих и модернизирующих однородную продукцию военного назначения. При этом, по нашему мнению, именно отраслевой орган управления является основным системообразующим элементом отрасли военной промышленности. Поэтому, отправной точкой истории развития отрасли военной промышленности следует считать дату формирования отраслевого органа управления.

1. Состояние военной промышленности России в 1917 г.

С этой точки зрения, в 1917 г. в России было сформировано только три отрасли военной промышленности.

Отрасль, специализировавшаяся

на производстве холодного, стрелкового оружия и боеприпасов к нему, сформировалась в XVI в. и прошла путь от объединения оружейников-одиночек и кустарных мастерских до группы крупных государственных предприятий (табл. 1). Первым отраслевым органом управления был Бронный приказ, который впервые упоминается в письменном источнике, датируемом исследователями 1573 г. Специфика системы управления отраслью состояла в её децентрализованном характере (большинство заводов была подведомственна Военному министерству, а Злато-устовская оружейная фабрика — Горному департаменту Министерства торговли и промышленности, являющемуся правопреемником учрежденного в 1700 г. для эффективного управления промышленностью Урала Рудного приказа). При этом, развитие отрасли не подчинялось какой-либо перспективной государственной программе, а ориентировалось на выполнение краткосрочных военных заказов.

В XIX в. отрасль полностью перешла к фабрично-заводской организации военного производства. Все предприятия отрасли были оснащены современным оборудованием. До начала первой мировой войны отрасль практически полностью удовлетворяла текущие потребности русской армии, за исключением поставок пистолетов и ручных пулеметов [1]. Однако, с началом войны предприятия отрасли не смогли удовлетворить резко возросшие потребности фронта, что спровоцировало кризис в снабжении войск оружием и бо-

еприпасами. В этой связи, в ходе импровизированной мобилизации российской экономики органами государственной власти были предприняты меры по повышению

производительности отрасли, что позволило ей достигнуть к 1917 г. 2-8-кратного роста объемов производства стрелкового оружия и боеприпасов к нему (табл. 2).

Таблица 1

Государственные предприятия России,

выпускавшие холодное, стрелковое оружие и боеприпасов к нему в 1917 г. [4]

Предприятие Основная продукция Подведомственность

Императорский Тульский оружейный завод Пулеметы Максима, винтовки Мосина, штыки, револьверы Нагана Военное министерство

Сестрорецкий оружейный завод Винтовки Мосина, штыки, казачьи и кавалерийские пики

Ижевский оружейный завод Винтовки Мосина, штыки

Ижевский сталелитейный завод Винтовочные, пулеметные стволы, щитки пулеметов, ствольные коробки

Златоустовская оружейная фабрика Холодное оружие Горный департамент Министерства торговли и промышленности

Санкт-Петербургский патронный завод 7,62-мм патроны Военное министерство

Луганский патронный завод 7,62-мм патроны

Таблица 2

Объемы производства вооружения и боеприпасов в России в 1914-1916 гг. [4]

Вид вооружения и боеприпасов Объем производства

1914 г. 1916 г. Рст в 1914-1916 гг.

Револьверы Нагана, тыс. шт. 76 180,7 в 2,4 раза

Винтовки Мосина, тыс. шт. 302,1 1269,7 в 4,2 раза

Пулеметы Максима, шт. 1300 11100 в 8,5 раз

7,62-мм винтовочные патроны, млн шт. 673 1483,8 в 2,2 раза

Бездымный порох, тыс. пудов 437,6 1154,1 в 2,6 раза

Ручные гранаты, тыс. шт. 312 9981,3 в 32 раза

3-дюймовые (76,2-мм) пушки, шт. 285 4208 в 14,8 раза

Артиллерийские снаряды, тыс. шт. 656 23227,4 в 35,4 раза

В то же время, производство востребованных войсками пистолетов и ручных пулеметов организовано не было, а большое количество винтовок и винтовочных патронов импортировалось. Отметим также, что меры по совершенствованию отраслевой системы управления, предпринятые органами государственной власти в ходе войны, были неэффективными.

Отрасль, специализировавшаяся на производстве артиллерийского вооружения,

также была создана в XVI в., с учреждением в 1577 г. Пушкарного приказа. Сначала она объединяла специализированные мануфактуры («пушечные избы» и «зелей-ные дворы»), а затем крупные казенные заводы, одна часть которых была подведомственна Военному министерству, а другая — Горному департаменту Министерства торговли и промышленности (таблица 3). Серьезной проблемой отраслевой системы управления также было отсутствие

стратегии развития отрасли и ориентация планирования данного развития на выполнение краткосрочных государственных военных заказов [1].

До начала первой мировой войны предприятия отрасли практически полностью удовлетворяли текущие потребности русской армии, за исключением поставок тяжелых и зенитных артиллерийских орудий, минометов, ручных гранат. Кроме того, отрасль зависела от импорта некоторых видов сырья.

С началом войны, отрасль не справилась с увеличившимися объемами военных заказов, что вынудило органы государственной власти предпринять меры по расширению её состава и повышению производительности. В результате, к 1917 г. в отрасли был достигнут феноменальный (в 14-35 раз) рост объемов производства артиллерийского вооружения (табл. 2). Между тем, предпринятые в ходе мобилизации страны меры, направленные на совершенствование отраслевой системы управления, положительного эффекта не дали.

Таблица3

Государственные заводы России, выпускавшие артиллерийское вооружение в 1917 г. [4]

Завод Основная продукция Подведомственность

Санкт-Петербургский орудийный Артиллерийские орудия Военное министерство

Пермский пушечный Артиллерийские орудия, снаряды Горный департамент Министерства торговли и промышленности

Златоустовский чугуноплавильный и железоделательный Артиллерийские снаряды

Камско-Воткинский железоделательный и сталеплавильный Артиллерийские снаряды для морских орудий

Олонецкий Артиллерийские снаряды

Баранчинский чугуноплавильный Артиллерийские снаряды

Верхнетуринский Артиллерийские снаряды

Кушвинский чугуноплавильный Артиллерийские снаряды

Каменский чугуноплавильный и литейный казенный Артиллерийские снаряды

Саткинский чугуноплавильный и железоделательный Артиллерийские снаряды

Санкт-Петербургский трубочный Дистанционные, ударные трубки, взрыватели, капсюльные втулки для артиллерийских снарядов Военное министерство

Самарский трубочный Дистанционные трубки, капсюльные втулки для артиллерийских снарядов

Охтенский пороховой Порох

Казанский пороховой Порох

Шостенский пороховой Порох, дистанционные трубки артиллерийских снарядов

Отечественная судостроительная промышленность сформировалась в конце XVII в., после концентрации в 1696 г. функций управления кораблестроением в Адмиралтейском дворе Владимирского судного приказа, и объединила все верфи и мануфактуры, предназначенные для строительства и оснащения боевых кораблей. С 1802 г. её предприятия (табл. 4) были подведомственны Морскому министерству [6].

Основу отрасли составляли высокотехнологичные государственные судостроительные верфи с развитым разделением труда, специализировавшиеся

на постройке корпусов кораблей, монтаже судовых механизмов и работающие в тесной производственной кооперации с предприятиями-поставщиками различных комплектующих. При этом, в отличие от других оборонных отраслей российской промышленности, в кораблестроении значительную роль играли и частные предприятия.

Предприятия отрасли строили боевые корабли всех классов и полностью удовлетворяли текущие потребности Военно-морского флота. Вместе с тем, отрасль зависела от импорта некоторых видов сырья, материалов и комплектующих изделий.

Таблица 4

Государственные кораблестроительные предприятия России в 1917 г. [4]

Предприятие Основная продукция

Адмиралтейский судостроительный завод Линейные корабли, крейсера, орудийные башни и установки, корабельные котлы и турбины

Балтийский судостроительный и механический завод Линейные корабли, крейсера, подводные лодки, судовые машины, механизмы и оборудование

Ижорский завод Миноносцы, тральщики, корабельная броня, судовые машины и механизмы, торпедные аппараты, двигатели внутреннего сгорания, водолазные аппараты

Обуховский сталелитейный завод Корабельная броня, артиллерийские орудия, снаряды, оптические приборы, торпедные аппараты, торпеды, орудийные башни

Кронштадтская мастерская Береговые и корабельные радиостанции

Пароходный завод (г. Кронштадт) Ремонт кораблей и судов Балтийского флота

Лазаревское адмиралтейство Ремонт кораблей и судов Черноморского флота

Следует учесть, что к 1917 г. в России были созданы первые предприятия других оборонных отраслей промышленности:

— промышленности средств связи (Электромеханический завод, 1896 г.);

— военно-химической промышленности (Охтенский завод взрывчатых веществ, 1902 г.);

— авиационной промышленности («Первое российское товарищество воздухоплавания», 1910 г. [2]).

Однако, предпосылки для формирования на их основе новых отраслей оборонной промышленности в стране отсутствовали.

2. Формирование военно-промышленного комплекса СССР

Безусловно, пика своего развития отечественная оборонная промышленность достигла в советский период истории нашей страны.

Необходимость и высокие темпы данного развития были обусловлены как перманентным военно-экономическим противоборством СССР с враждебными государствами, имевшими принципиальные противоречия с Советским Союзом и стремящимися разрешить их военным путем, так и концентрацией в военно-экономической сфере основных усилий военно-политического руководства страны и колоссальных экономических ресурсов.

Основными направлениями данного развития были:

— организационное обособление оборонных отраслей промышленности от гражданского сектора народного хозяйства, формирование и совершенствование централизованной системы управления военной промышленностью, интеграция традиционных и формирующихся оборонных отраслей промышленности в военно-промышленный комплекс страны;

— форсированная технологическая модернизация оборонных и базовых отраслей промышленности, технологическое обособление от гражданского сектора народного хозяйства;

— организация системы кадрового и ресурсного обеспечения военно-промышленного комплекса;

— рост масштабов и диверсификация военного производства.

Организационное обособление советской военной промышленность от гражданского сектора народного хозяйства и формирование централизованной системы управления военным производством началось 16 августа 1918 г., когда, впервые в отечественной истории, был учрежден единый орган управления всеми военными предприятиями страны — Чрезвычайная комиссия по производству предметов военного снаряжения при Высшем совете народного хозяйства.

Важным этапом совершенствования централизованной системы управления военной промышленностью стало формирование в 1936 г. Народного комиссариата оборонной промышленности СССР, которому были подведомственны 34 научно-исследовательских института (НИИ), 17 конструкторских бюро (КБ) и 219 производственных предприятий.

В дальнейшем, в целях оптимизации системы управления советской военной промышленностью, на базе Народного комиссариата оборонной промышленности СССР были сформированы военно-промышленные объединения, включавшие отраслевые органы управления государственного уровня, органы кадрового и материально-технического обеспечения, профильные

научные и проектные организации, опытные и серийные заводы. Они представляли собой целостные производственно-технологические комплексы по изготовлению соответствующих видов военной продукции. Так, в 1939 г. был созданы Народный комиссариат авиационной промышленности СССР (подведомственны 9 НИИ и КБ, 86 заводов [2]), Народный комиссариат вооружения СССР (подведомственны 8 НИИ и КБ, 38 заводов), Народный комиссариат боеприпасов СССР (подведомственны 12 НИИ и КБ, 53 завода), Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР (подведомственны 10 НИИ и КБ, 41 завод). Данный процесс продолжился в 1941 г., когда были сформированы Народный комиссариат танковой промышленности СССР (подведомственны 27 предприятий и организаций) и Народный комиссариат минометного вооружения СССР (подведомственны 147 предприятий и организаций).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В годы Великой Отечественной войны функции высшего органа управления оборонной промышленностью СССР были переданы Государственному комитету обороны. Несмотря на значительное увеличение числа подведомственных предприятий, система управления военной промышленностью, построенная по отраслевому принципу, показала свою эффективность и стала одним из ключевых факторов победы советского народа над фашистской Германией. Её успешное функционирование позволило согласованно реализовать все преимущества советской военной промышленности и в неимоверно трудных условиях решить важнейшие государственные задачи мобилизации народного хозяйства, эвакуации части оборонных предприятий в восточные районы страны, освоения массового серийного производства перспективных образцов вооружения, военной техники и боеприпасов, достижения превосходства над гитлеровской Германией по количеству и качеству выпускаемой продукции [3].

В послевоенные годы, в условиях напряженного военно-экономического противоборства с США, военно-политическое руководство СССР продолжало уделять развитию оборонной промышленности

пристальное внимание. Это нашло свое отражение, в том числе, в формировании государственного (межведомственного) уровня системы управления оборонной промышленности СССР, основу которого составили:

— Совет обороны СССР;

— Комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (Военно-промышленная комиссия при Совете министров СССР);

— Отдел военно-промышленного комплекса Государственного планового комитета Совета министров СССР;

— Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС.

В свою очередь, ведомственный уровень данной системы управления составили:

— Министерство оборонной промышленности СССР, отвечающее за создание и развитие вооружения, военной техники и боеприпасов для Сухопутных войск;

— Министерство общего машиностроения СССР, которому были подчинены предприятия ракетно-космической промышленности;

— Министерство среднего машиностроения СССР, которому был подведомственен ядерный оружейный комплекс;

— Министерство авиационной промышленности СССР;

— Министерство судостроительной промышленности СССР;

— Министерство радиопромышленности СССР;

— Министерство электронной промышленности СССР;

— Министерство промышленности средств связи СССР;

— Министерство обороны СССР, которое было не только основным потребителем продукции других ведомств, но и управляло многими научно-исследовательскими и испытательными организациями, а также ремонтными предприятиями [3].

К концу 1970-х гг. в ведении данных министерств находилось около 450 НИИ, 250 КБ, 1770 производственных предприятий. В 1988 г. им было передано еще

240 предприятий легкой и пищевой промышленности.

Оборонная промышленность была безусловным приоритетом как форсированной технологической модернизации в 1930-х гг., так и государственной экономической политики, реализуемой в СССР позже. Поэтому, на оборонных предприятиях и в организациях смежных отраслей были сконцентрированы самые передовые технологии и наиболее квалифицированные кадры. Между тем, особые информационные условия функционирования, связанные с необходимостью защиты государственной тайны, препятствовали трансферту высоких технологий в гражданский сектор народного хозяйства и способствовали технологическому обособлению военного производства.

К 1960-х гг. советская военная промышленность окончательно сформировалась как единый военно-промышленный комплекс, системообразующими основами которого стали:

— гигантские масштабы военного производства;

— организационная обособленность от гражданского сектора народного хозяйства;

— централизованная многоуровневая система управления;

— замкнутое технологическое пространство.

Военно-промышленный комплекс СССР представлял собой совокупность разрабатывающих и реализующих единую государственную военно-экономическую политику межведомственных и ведомственных органов управления, а также подведомственных им научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных, инфраструктурных организаций и производственных предприятий, располагающих технологиями, производственными мощностями и квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки, серийного производства, технического обслуживания, ремонта и модернизации продукции военного и двойного назначения.

Целевой функцией военно-промышленного комплекса было своевременное удовлетворение в полном объеме потребностей

Вооруженных Сил СССР в современном вооружении, военной и специальной технике, боеприпасах, а также другом военном имуществе для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны. Кроме того, военно-промышленный комплекс СССР выполнял ряд важнейших вспомогательных функций:

— поддерживал паритет с возможностями военно-промышленного комплекса США, военной промышленности стран НАТО и КНР в научно-технической и военно-экономической сферах;

— содействовал научно-техническому прогрессу, поддерживал и наращивал научно-технический потенциал СССР;

— стимулировал развитие образовательной сферы страны;

— обеспечивал загрузку производственных мощностей и технологическое развитие смежных отраслей промышленности;

— производил значительные объемы непрофильной продукции (все советские морские, речные, воздушные суда, космические аппараты, высокотехнологичные оптические и электронные приборы гражданского назначения, телевизоры, промышленные взрывчатые вещества, 70% гражданских средств связи, бытовых холодильников, стиральных машин, 60% сложной медицинской техники, 50% грузового железнодорожного подвижного состава, 30% оборудования для топливно-энергетического комплекса и др.), чем способствовал техническому перевооружению предприятий гражданского сектора народного хозяйства и удовлетворению потребностей населения страны;

— удовлетворял потребности вооруженных сил стран Организации Варшавского Договора, дружественных СССР и нейтральных стран, а также революционных движений в современном вооружении, военной и специальной технике, боеприпасах, другом военном имуществе, чем способствовал усилению влияния СССР

на ситуацию в различных регионах мира, получению валютной выручки для государственных нужд.

Следует отметить, что в состав военно-промышленного комплекса СССР были успешно интегрированы не только существовавшие, но и сформированные отрасли оборонной промышленности:

— ядерный оружейный комплекс (1953 г.);

— радиопромышленность (1954 г.);

— ракетно-космическая промышленность (1955 г.);

— электронная промышленность (1961 г.).

Анализ советского опыта интеграции формируемых оборонных отраслей промышленности в военно-промышленный комплекс показывает, что данная задача решалась комплексно и на уровне высшего военно-политического руководства страны. При этом, основными направлениями деятельности органов государственной власти СССР по интеграции формируемых оборонных отраслей промышленности в военно-промышленный комплекс страны были:

— научное обоснование необходимости сформирования отрасли;

— формирование имеющих широкие полномочия органов управления государственного (межведомственного) уровня (Совет по радиолокации при Государственном комитете обороны во главе с членом Государственного комитета обороны Г.М. Маленковым, 1943 г., Специальный комитет при Государственном комитете обороны во главе с членом Государственного комитета обороны Л.П. Берия, 1945 г., Специальный комитет по реактивной технике при Совете министров СССР во главе заместителем председателя Совета министров СССР Г.М. Маленковым, 1946 г., Комитет по радиолокации при Совете министров СССР во главе с председателем Государственного планового комитета Совета министров СССР М.З. Сабуровым, 1947 г. и др.) в целях концентрации усилий и ресурсов государства, а не только министерства обороны;

— планирование создания и совершенствования соответствующего вида вооружения, формирования и развития специализированной отрасли оборонной промышленности (План развития радиолокации, 1946 г., План научно-исследовательских работ по ракетам дальнего действия, 1953 г. и др.);

— создание системообразующих отраслевых научно-исследовательских организаций (Всесоюзный научно-исследовательский институт радиолокации, 1943 г., Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения СССР, 1946 г. и др.);

— мотивация и стимулирование ведущих специалистов (например, для ведущих научных и инженерно-технических работников Всесоюзного научно-исследовательского института радиолокации были установлены 30 персональных окладов в размере 5 тыс. руб. и 70 персональных окладов в размере 3 тыс. руб. при средней заработной плате научных работников в стране 488 руб. [5]);

— - перепрофилирование требуемого количества учебных заведений на подготовку кадров, необходимых для формирования новой отрасли оборонной промышленности (например, создание факультета радиолокации Московского энергетического института и 15 ремесленных училищ для нужд формируемой радиопромышленности [5]);

— формирование отраслевого органа управления;

— передача в состав отрасли и перепрофилирование предприятий и организаций других оборонных отраслей, создание новых предприятий формируемой отрасли.

3. Современный период функционирования оборонно-

промышленного комплекса России

Как известно, в 1990-е гг. либерализация экономических отношений, децентрализация отраслевой системы управления,

резкое сокращение объемов государственного оборонного заказа, масштабная конверсия, приватизация и переориентация отечественных оборонных предприятий на удовлетворение потребностей иностранных заказчиков, разрыв традиционных кооперационных связей привели к фактическому распаду военно-промышленного комплекса СССР и переходу его предприятий к модели обособленного функционирования. В то же время, значительный кадровый и производственно-технологический потенциал, советский научно-технический задел, а также активные усилия, предпринимаемые с начала 2000-х гг. военно-политическим руководством страны, позволили отечественной оборонной отрасли не только сохраниться, но и стать одним из флагманов российской экономики [7].

Цели, принципы, приоритетные направления и задачи развития отрасли определены Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации. Основными целями государственной политики в данной сфере являются: динамичное развитие научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, а также наращивание и реализация его конкурентных преимуществ.

В настоящее время Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса включает 1283 предприятия, обеспечивающих занятость более 2 млн чел. В ходе структурных преобразований в оборонной промышленности созданы 52 крупных вертикально интегрированных холдинга, взявших на себя функцию отраслевых центров компетенций. Входящие в их состав предприятия выпускают 84% продукции оборонно-промышленного комплекса.

Обращает на себя внимание децентрализованный характер системы управления оборонно-промышленным комплексом. Его предприятия подведомственны нескольким органам государственной власти (рис. 1).

Рис. 1. Ведомственная подчиненность предприятий оборонно-промышленного комплекса России

В контексте отраслевой структуры в состав оборонно-промышленного комплекса в настоящее время входят:

— ракетно-космическая промышленность (подведомственна Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»);

— ядерный оружейный комплекс (подведомственен Государственной корпорации по атомной энергии «Роса-том»);

— авиационная промышленность (подведомственна Департаменту авиационной промышленности и авиационной техники Министерства промышленности и торговли РФ);

— судостроительная промышленность (подведомственна Департаменту судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ);

— радиоэлектронная промышленность (подведомственна Департаменту радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ);

— промышленность обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии (подведомственна Департаменту оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ).

Отраслевая структура оборонно-промышленного комплекса России представлена на рис. 2.

В настоящее время ни одна из оборонных отраслей отечественной промышленности не специализируется на разработке беспилотных летательных аппаратов военного назначения. Между тем, материально-техническая база, необходимая для формирования профильной отрасли оборонной промышленности в нашей стране имеется. Так, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, в нашей стране функционирует 75 предприятий-производителей беспилотных авиационных систем, 31 из которых имеет соответствующую лицензию. Ежегодно они выпускают порядка 80 беспилотных авиационных систем массой свыше 30 кг и 9 тыс. беспилотных летательных аппаратов массой менее 30 кг. При этом, доля локализации комплектующих составляет 40%.

В условиях проведения специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, которая выявила отставание Вооруженных Сил Российской Федерации от армий наших высокотехнологичных потенциальных противников в оснащении беспилотными летательными аппаратами, задача форсированного формирования ответственной за их разработку и производство отрасли промышленности представляется весьма актуальной.

В этой связи, с учетом советского опыта интеграции новых оборонных отраслей в военно-промышленный комплекс, предлагается:

1) Военно-промышленной комиссии Российской Федерации: — инициировать и организовать создание межведомственной рабочей группы в составе представителей Министерства обороны РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства финансов РФ и других ведомств по обоснованию целесообразности формирования отрасли промышленности, специализирующейся на разработке, производстве, послепродажном обслуживании и утилизации беспилотных авиационных систем различного назначения;

Рис. 2. Отраслевая структура оборонно-промышленного комплекса России, %

— инициировать разработку межведомственной программы создания отечественных беспилотных авиационных систем различного назначения;

2) Министерству промышленности

и торговли Российской Федерации:

— инициировать и организовать формирование на базе Департамента авиационной промышленности органа управления отраслью промышленности, специализирующейся на разработке, производстве, послепродажном обслуживании и утилизации беспилотных авиационных систем различного назначения;

— инициировать и организовать разработку стратегии формирования и развития отрасли промышленности, специализирующейся на разработке, производстве, послепродажном обслуживании и утилизации беспилотных авиационных систем различного назначения;

— инициировать и организовать создание системообразующей отраслевой научно-исследовательской организации;

— инициировать и организовать перепрофилирование необходимо-

го для удовлетворения текущих потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации в беспилотных летательных аппаратах военного назначения количества производственных предприятий;

— инициировать и организовать формирование вокруг данных предприятий профильных научно-производственных кластеров с участием заинтересованных высокотехнологичных частных предприятий;

3) Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

— инициировать и организовать формирование необходимого для удовлетворения кадровых потребностей формируемой отрасли количества подразделений образовательных организаций высшего образования;

4) Министерству просвещения Российской Федерации:

— инициировать и организовать формирование необходимого для удовлетворения кадровых потребностей формируемой отрасли количества подразделений профессиональных образовательных организаций.

Заключение

Нашим предкам приходилось защищать свои жилища с оружием в руках еще на заре цивилизации, поэтому отечественная военная промышленность имеет многовековую историю. Безусловно, пика своего развития отечественная оборонная промышленность достигла в советский период истории нашей страны, когда на её основе был сформирован военно-промышленный комплекс. Проведенное в данной работе уточнение сущности и структуры отрасли оборонной промышленности и военно-промышленного комплекса СССР позволит более глубоко, детально и комплексно исследовать данные феномены.

Отнесение военно-промышленного комплекса к приоритетам государственной экономической политики СССР, концентрация в данной сфере основных усилий военно-политического руководства страны и колоссальных экономических ресурсов позволили успешно интегрировать в единый организационно-экономический механизм не только существовавшие, но формируемые оборонные отрасли промышленности.

Анализ опыта данной интеграции позволяет выделить следующие её основные направления: обоснование необходимости сформирования отрасли, формирование органов управления государственного (межведомственного) и ведомственного уровня, планирование создания и совершенствования соответствующего вида вооружения, а также формирования и развития отрасли, создание системообразующих отраслевых научно-исследовательских организаций, мотивация и стимулирование ведущих специалистов, перепрофилирование требуемого количества учебных заведений, формирование отраслевого органа управления, передача в состав отрасли и перепрофилирование предприятий и организаций других оборонных отраслей, а также создание новых предприятий.

С учетом советского опыта интеграции новых оборонных отраслей в военно-промышленный комплекс, автором были разработаны практические рекомендации органам исполнительной власти по форсиро-

ванному формированию отрасли оборонной промышленности, специализирующейся на разработке, производстве, послепродажном обслуживании и утилизации беспилотных авиационных систем. Реализация данных рекомендаций будет способствовать скорейшему удовлетворению возросших потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации в беспилотных летательных аппаратах различного назначения и сокращению потерь их личного состава в ходе специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины.

Список литературы

1. Военная промышленность России в начале ХХ в. (1900-1917). Сборник документов / под ред. Р.Ш. Ганелина. — М.: Новый хронограф, 2004. — 832 с.

2. История отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение, 1910-2010 гг. / под общ. ред. Д.А. Соболева. — М.: Русское авиационное общество, 2011. — 432 с.

3. Коршунов Е.С., Архипова А.В. История развития отечественного оборонно-промышленного комплекса // Социально-экономические и технические проблемы оборонно-промышленного комплекса России: история, реальность, инновации. Сборник по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2020. — С. 18-22.

4. Михайлов В.С. Очерки по истории военной промышленности // [Электронный ресурс] www.opentextnn.ru. [сайт]. — URL: http:// opentextnn.ru/history/ istochnikovedenie-history/xx/mihajlov-v-s-ocherki-po-istorii-voennoj-promyshlennosti-s-predisloviem-v-v-polikarpova (дата обращения 03.11.2022).

5. Радиоэлектронная промышленность России / под общ. ред. В.Н. Минаева. — М.: ООО «Издательский дом «Военный парад», 2010. — 652 с.

6. Российская судостроительная промышленность / под ред. В.М. Пашина. — М.: Военный парад, 2008. — 568 с.

7. Сорокин А.С., Астахов Е.М., Борисов Р.В. Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура и перспективы развития // Молодой ученый. — 2021. — № 27. — С. 137-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.