УДК 623
Вестник СибГАУ Т. 16, № 1. С. 253-260
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Д. К. Латышенок
Красноярский государственный аграрный университет Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 90 E-mail: Dukenukem2000@mail.ru
В статье говорится о том, что такое оборонно-промышленный комплекс России, в чем заключаются его функции, рассматривается его современное состояние, чем оно характеризуется. Предметом анализа является оборонно-промышленный комплекс России. Цель проведённого анализа - показать, в каком состоянии находится оборона России. Статья была написана с использованием материалов из других работ, журналов и официальных слов депутатов Государственной думы. Результат данной работы заключается в том, чтобы показать, в каком состоянии находится оборонно-промышленный комплекс России и что повлияло на его сегодняшнее состояние. После развала Советского Союза оборонно-промышленный комплекс находился в сильном упадке. После прихода к власти президент Владимир Владимирович Путин начал активную программу модернизации всей оборонной промышленности Российской Федерации.
Начиная с распада СССР, отсутствие госзаказов и низкая загруженность предприятий «вогнали» всю оборонную промышленность в кризис, в котором она находится до сих пор. Посещение оборонных предприятий в разных регионах РФ показывает, что ключевые проблемы у предприятий оборонно-промышленного комплекса общие. Программа развития до 2020 года, построенная на импортозамещении и вливании крупных сумм, призвана восстановить всю мощь предприятий оборонно-промышленного комплекса. Принимаемые в последнее время государством меры привели к увеличению доли выпуска военной продукции в общих объемах производства отрасли. Как отметил глава государства, особый акцент должен быть сделан на развитие технологической базы, обеспечивающей производство космических средств мирового уровня.
Рост инвестиций в отрасль в 2011 году составил 116 % по отношению к уровню предшествующего года. Средства направляются на приобретение нового оборудования, модернизацию испытательной инфраструктуры, создание новых производственных мощностей. Темпы роста производства в ОПК превышают темпы в других отраслях промышленности.
Ключевые слова: оборона, производство, современное состояние, развитие, промышленный комплекс.
Vestnik SibGAU Vol. 16, No. 1, P. 253-260
CURRENT STATE OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA
D. K. Latyshenok
Krasnoyarsk State Agrarian University 90, Mira Аv., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: Dukenukem2000@mail.ru
This article talks about what the military-industrial complex of Russia is, its functions, discusses its current status, how it is characterized. The subject of the article is the military-industrial complex of Russia. The purpose of writing this article is to show the condition of the Russian defense. The article was written using material from other papers, magazines and official word of deputies of the State Duma. The result of this work is to show the condition of the military-industrial complex of Russia and that influenced its current state. After the collapse of the Soviet Union military-industrial complex is in a big decline. After coming to government, President Vladimir Putin began an active program of modernization of the entire defense industry of the Russian Federation.
Since the collapse of the USSR, no contracts and low utilization enterprises drove the entire defense industry crisis in which the industry is still. The research of defense enterprises in different regions of the Russian Federation shows that the key problems in enterprises of the military-industrial complex are general. In Russia there is a serious technological gap of the Russian defense industry from leading industrial Nations. Moral and physical aging of technologies, equipment and products to stop so far failed. The Development Programme to 2020 built on import substitution and infusion of large sums is intended to restore the power of military-industrial complex. The recently taken measures by the state have resulted in the increase of the share of military production in the total production of the industry. Particular emphasis should be placed on the development of technological base, ensuring the production of space means the world level, said the head of state.
The growth of investment in the industry in 2011 was 116 percent compared to the level of the previous year. Funds are used to purchase new equipment, modernization of the test infrastructure, creation of new production facilities. Production growth in the defense industry exceeds the rate in other industries.
Keywords: defense, production, current status, development, industrial complex.
Введение. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. Он включает органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники.
К утвержденным на государственном уровне приоритетным направлениям развития науки и технологий в Российской Федерации отнесены космические системы, а в число критических технологий РФ вошли технологии создания новых поколений ракетно-космической техники.
Определение оборонно-промышленного комплекса. В ОПК сосредоточена большая часть передовых технологий военного и гражданского назначения, сконцентрированы высококвалифицированные кадры отечественной научно-промышленной сферы.
Основное звено ОПК РФ - военная промышленность: авиаракетная и атомная, военное судостроение, производство военной радиоэлектроники, бронетанковой техники, боеприпасов, артиллерийско-стрелко-вого вооружения и т. д.
В гражданском секторе опережающими темпами развивается судостроение, производство авиационной техники, вычислительной техники и средств связи, технологического оборудования для топливно-энергетического комплекса, изделий медицинской техники.
Процесс создания продукции военного назначения в современных условиях определяется, с одной стороны, потребностями военной организации государства для решения поставленных перед ней задач, с другой - возможностями ОПК по удовлетворению этих потребностей.
ОПК насчитывает более полутора тысяч производственных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, расположенных на территории 72 субъектов РФ, из них около 40 % -в Центральном федеральном округе.
Производственные и научные мощности ОПК позволяют производить весь спектр вооружений. От уровня развития ОПК зависит техническое перевооружение практически всех основных секторов экономики - транспорта, телекоммуникаций, ТЭК, здравоохранения и др. Немаловажен и социальный аспект: в 32 субъектах страны расположены 129 градообразующих организаций «оборонки». В таких регионах экономическая роль предприятий ОПК имеет определяющее значение [1-6].
Крупные компании ОПК России:
- ГК «Ростехнологии»;
- НПО «Сатурн»;
- «Моторостроитель»;
- ОАО «Концерн ПВО "Алмаз-Антей"»;
- ОАО «Мотовилихинские моторы»;
- ОАО «НПК "Уралвагонзавод"»;
- ОАО «Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"» [7].
Оборонно-промышленный комплекс в СССР и по настоящее время. По современным оценкам, в СССР на двух тысячах предприятий оборонного назначения было занято свыше 5 млн человек, среди них научных сотрудников было около одного миллиона.
Спустя четверть века общая численность сотрудников организаций ОПК составляет лишь 2 млн человек, в том числе около 1,3 млн человек - в оборонных отраслях промышленности. На современном этапе в структуру ОПК входит большинство высокотехнологичных наукоёмких отраслей промышленности. Они являются основой научно-технического потенциала России и определяют ключевые направления научно-технического прогресса.
В целом на фоне положительных мировых тенденций в освоении космоса, РКП России в 1990 гг. находилась в кризисном состоянии. За 10 лет (1990-2000 гг.) финансирование космонавтики существенно сократилось по многим направлениям в 15-20 раз. К 2000 г. космическая группировка сократилась в 2-2,5 раза, при этом 84 % космических аппаратов (КА), работающих на орбитах, выработали свой ресурс. Основными негативными тенденциями в этот период явились: резкое снижение объёмов производства в рамках государственного оборонного заказа, резкое снижение объёмов инвестиций (во время раздела иму-щеества космическая отрасль ввиду низкой рентабельности оказалась на втором плане), падение темпов обновления основных фондов практически до нуля, а также интенсивный отток из отрасли квалифицированного персонала. Это повлекло за собой подорожание разработок в области космических НИОКР, снижение качества и надёжности производимой техники и оборудования и утрату уникальных технологий. Единственным исключением стала программа коммерческих запусков, при реализации которой активно использовались снятые с вооружения и переоборудованные советские и российские межконтинентальные баллистические ракеты (такие, как сокращенные по договору СНВ-1 системы «Днепр», «Зенит» и «Рокот»). Благодаря этой программе удавалось получать хоть какие-то доходы, позволившие в 1990-х гг. спасти российскую космическую отрасль от полного краха [8].
Современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется нестабильностью и напряженностью по многим направлениям международных государственных отношений. Применяемые для разрешения возникающих политических разногласий
методы все чаще стали носить «силовой» характер. Значение военной силы не только не уменьшилось, но и приобрело статус своеобразного аргумента отстаивания интересов в межгосударственных спорах и проблемах. Поэтому в сложившихся условиях одним из приоритетов российского государства является создание современной армии, оснащение которой должны составлять системы и комплексы вооружения и военной техники, обеспечивающие адекватное реагирование на весь спектр угроз военной безопасности [9].
Президентская программа развития. Современная история государственных программ вооружений (ГПВ) насчитывает 4 программы. ГПВ 1996-2005 гг., свернутая в 1999 г., ГВП 2001-2010 г., ориентированная на НИОКР, трансформированная благодаря высоким ценам на нефть в ГВП 2007-2015 гг., показавшую себя наиболее результативной. Отдельно стоит отметить новую ГПВ 2011-2020 гг. с беспрецедентными для современной России объемами финансирования в 23 трлн руб. [10].
В настоящее время в ракетно-космической промышленности разработаны и осуществляются 8 федеральных целевых программ:
- «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
- «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы»;
- «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 года»;
- Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы;
- «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы»;
- «Космическая деятельность России на 20132020 годы»;
- «Развитие российских космодромов на 20062015 годы»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
Существенный недостаток вновь принятой ГПВ-2020 - это отказ от постулировавшей в ГПВ-2010 ориентации на НИОКР. Безусловно, из-за разрушения уникальной опытно-экспериментальной базы ОПК, постепенного выбывания ученых, связанных с этой отраслью, и слабой системности отдача от НИОКР крайне низка. Как сказал Дмитрий Медведев, деньги тратятся на модернизацию устаревшего, а НИОКР тянутся подчас не годы, а десятилетия.
На данный момент российский ОПК испытывает ряд трудностей, связанных прежде всего с экономическими и организационными пробелами. Механизмы субконтракции, активно и успешно применявшиеся в советском ОПК, частично нарушены, так что создание длинных технологических цепочек, необходимых для производства сложной техники, затруднено. Недостающие комплектующие заводам-изготовителям приходится зачастую производить самостоятельно, что негативно отражается на стоимости конечного изделия. Дополнительно ОПК испытывает трудности и с внедрением инноваций. Расходы на НИОКР в России составляют 1 % от ВВП (0,6 % - ОПК, 0,4 % -
гражданская тематика), в развитых странах, государствах БРИКС эти затраты колеблются в пределах 2-3 % от ВВП. Очевидно, что именно с этим связана покупка необходимых оборонных технологий: вертолето-носцев «Мистраль», немецкой брони Rheinmetall, итальянских бронемашин Lynx.
Принятие новой Государственной программы вооружений (ГПВ-2020), обеспеченной существенными для современной России объемами финансирования в размере 23 трлн руб., должно кардинальным образом поменять ситуацию в секторе ОПК. Следует отметить, что почти 3 млрд руб. планируется направить на модернизацию предприятий ОПК.
Задачи по модернизации предприятий ОПК лежат не только в плоскости переоборудования этих предприятий и обновления кадрового ресурса, хотя решение подобных проблем для ряда предприятий является приоритетным. Весьма существенными задачами являются: последующая диверсификация предприятий ОПК, восстановление системы субконтрактинга путем выявления слабых звеньев в длинной цепочке производства продукции ОПК и их восстановления, повышение прозрачности предприятий ОПК в части справедливого распределения прибыли между контрагентами и, как следствие, привлечение частных инвестиций в сектор. Эти задачи лежат в смежных отраслях промышленности, между военной и гражданской областями этих отраслей. Эффективность развития ОПК во многом зависит от умелого применения современных экономических и управленческих методов [11].
Современное состояние. В наши дни, когда рыночные отношения в России набирают силу, необходимо использовать преимущества рыночного хозяйства для формирования новых экономических условий рынка оборонной промышленности и прорывного развития ОПК. Последние годы были трудными для оборонного комплекса. И дело не только в сокращении военных заказов государства. Процесс структурных реформ в ОПК шел медленно и противоречиво. Сохранялась иллюзия, что морально и технически устаревшая продукция будет востребована государством, а предприятия ОПК могут и дальше функционировать вне учета такой категории, как экономическая эффективность. Структура ОПК все ещё архаична и не отвечает современным военно-политическим задачам государства. Нельзя забывать, что сегодня Россия сталкивается с новыми угрозами, которые предъявляют к надежности национальной обороны принципиально иные, более высокие требования, чем раньше. Очевидно, что в новых условиях государство должно четко сформулировать и свои интересы, и свои приоритеты в сфере ОПК.
При этом необходимо заметить, что предприятия ОПК выступают одним из игроков на рынке оборонной промышленности, другим важным игроком является государство, что делает этот рынок специфичным и важным. Государство выступает в роли и покупателя, и регулирующего органа, который определяет правила игры и параметры развития российского ОПК. Оно заинтересовано в разработке и производстве новейших вооружений и военной техники,
поддержании наукоемких высокотехнологичных производств в ОПК. Это предъявляет особые требования к формированию государственной политики. Несмотря на достаточную разработанность конкретных проблем рынка оборонной промышленности и ОПК, приходится признать, что анализ закономерностей формирования рынка оборонной промышленности и особенностей функционирования предприятий ОПК комплексно не проводился [12].
Состояние, в котором сегодня находится ОПК, оценивается как кризисное. Это характеризуется следующими основными факторами:
- критическим состоянием научно-технической, элементной, материаловедческой и испытательной базы;
- нарушением процесса воспроизводства основных фондов, в том числе их активной части - процесс старения основных промышленно-производственных фондов опережает процессы обновления и прироста;
- ухудшением качества научных и производственных кадров, неполной занятостью персонала и низким (при высоких квалификационных требованиях) уровнем заработной платы, которая почти на треть ниже, чем в среднем по промышленности;
- слабой государственной поддержкой предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ.
Текущий анализ состояния предприятий ОПК и реализации ряда федеральных целевых программ позволяет сделать 3 основных заключения:
1. ОПК развивается в основном на базе собственных ресурсов, что не соответствует ни потребностям обороны, ни задаче становления высокотехнологичного бизнеса.
2. Предприятия используют в основном научно-технический и производственный задел прошлых десятилетий; их способность разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию (в том числе указанную в Государственной программе вооружения) деградирует.
3. Существующая налоговая система является, мягко говоря, недружественной по отношению к высокотехнологичному комплексу.
Среди основных причин, непосредственно влияющих на снижение качества военной продукции, советник президента РФ выделил следующие:
- спад уровня научно-технических разработок и отсутствие положительной динамики их восполнения;
- снижение возможностей контроля за качеством военной продукции;
- отсутствие в стране производства ряда электро-, радио- и оптических изделий, использование импортных комплектующих;
- сокращение объемов испытаний изготавливаемой продукции;
- нарушение технологической дисциплины, снижение уровня квалификации отдельных категорий исполнителей вследствие утечки квалифицированных кадров и разрушения системы профессионального технического образования.
Совокупность перечисленных факторов ставит вопросы снижения качества военной продукции в ряд
важнейших и подлежащих незамедлительному решению [13].
Посещение оборонных предприятий в разных регионах РФ показывает, что ключевые проблемы у предприятий оборонно-промышленного комплекса общие. В России наблюдается серьезное технологическое отставание российской оборонной промышленности от ведущих индустриальных держав. Моральное и физическое старение технологий, оборудования, выпускаемой продукции остановить до сих пор не удалось. На предприятиях ОПК используется оборудование, выпущенное в 70-х гг. прошлого века, износ которого иногда достигает 80 %, слабая элементная база, неспособность станкостроительной промышленности в полном объёме обеспечить предприятия «оборонки» даже металлорежущим инструментом.
Целый набор претензий вызывает практика осуществления государственного оборонного заказа. Сложные отношения между Минобороны и предприятиями ОПК не способствуют тому, чтобы отпущенные им значительные финансовые ресурсы, которые были бы нелишними, например, в социальной сфере, использовались строго по назначению и максимально эффективно.
Эксперты недовольны уровнем прозрачности оборонных расходов. Ситуация усугубляется и тем, что в России пока нет контрактного права, а есть ведомственные нужды. Это затрудняет контроль за эффективностью государственных расходов. В этой связи целесообразно ввести персональную ответственность за результаты реализации программ вооружения, выполнение пунктов гособоронзаказа. Среди других факторов, препятствующих модернизации ВПК - нехватка профессиональных кадров. Сегодня средний возраст работающих на предприятиях ОПК - 50 лет. Однако нельзя серьёзно говорить о притоке молодых кадров, пока средняя зарплата в оборонной отрасли будет составлять в пределах 20 тыс. руб. Также присутствует падение уровня политехнического образования в России. В управленческих структурах в сфере ОПК всё меньше специалистов с техническим образованием, всё больше менеджеров - специалистов по финансовым потокам, маркетингу и прочих специальностей.
Учитывая, что развитие военно-промышленного комплекса обусловлено научно-техническим прогрессом, ситуацию усугубляет отсутствие интереса среди молодежи к освоению технических профессий. По данным Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, прошлой осенью недобор студентов по специальностям, нужным предприятиям ОПК, ракетно-космической отрасли, составил в среднем по России около 40 %. «По сути, идёт кадровое обескровливание важнейшего сектора экономики», - подчеркнула спикер. В качестве решения этой проблемы она предложила разработать специальный федеральный закон о целевой контрактной подготовке кадров для ОПК. Кроме того, В. Матвиенко рекомендовала развернуть пропаганду инженерных профессий в школах, на телевидении, в прессе.
Созданию современного высокотехнологичного оборонно-промышленного комплекса препятствуют
и некоторые недоработки на законодательном уровне. Так, в правовом поле до сих пор отсутствуют понятия «военно-промышленный комплекс» и «оборонно-промышленный комплекс».
Для придания импульса процессу модернизации ВПК нужно начать с азов - закрепить и раскрыть эти понятия в российском законодательстве.
Для решения всех этих непростых вопросов и успешной модернизации ВПК РФ требуется объединение усилий государства, бизнеса и общества. Совет Федерации готов задействовать весь потенциал профильных комитетов, а также Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации.
Структурная реформа ОПК, которая направлена на концентрацию ресурсов, сейчас на стадии завершения. К началу текущего года в ОПК действуют 55 интегрированных структур, вобравших в себя основной военно-промышленный потенциал страны. В соответствии с федеральной целевой программой к 2020 г. должен быть сформирован новый конкурентоспособный облик военно-промышленного комплекса, который будет включать около 40 крупных компаний, способных к саморазвитию и эффективной работе.
Принимаемые в последнее время государством меры привели к увеличению доли выпуска военной продукции в общих объемах производства отрасли.
Рост инвестиций в отрасль в 2011 г. составил 116 % по отношению к уровню предшествующего года. Средства направляются на приобретение нового оборудования, модернизацию испытательной инфраструктуры, создание новых производственных мощностей. Темпы роста производства в ОПК превышают темпы в других отраслях промышленности.
Благодаря предпринимаемым усилиям в целом по ОПК наметилась тенденция к снижению оттока занятых. В течение трех лет на нужды отрасли будет направлено 354 млрд руб. капитальных вложений -почти в три раза больше, чем за период с 2008 по 2011 гг. Складывающаяся к настоящему времени ситуация позволяет сделать острожный вывод об улучшении положения в отрасли.
Касаясь проблем, с которыми сталкивается ОПК, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин остановился на вопросах реализации гос-оборонзаказа и положений рассчитанной до 2020 г. Государственной программы вооружений. Он констатировал возросшее количество рекламаций на выпускаемую ОПК продукцию, неисполнение контрактных обязательств. Он выразил беспокойство по поводу состояния инструментально-станочной базы производства и ценообразования. Все вопросы, по его словам, решаются, но состояние дел пока не удовлетворяет. Стратегическую задачу, которая стоит перед отечественным ОПК, вице-премьер сформулировал таким образом: добиться за счет гособоронзаказа стабильного производства на несколько лет вперед. Это, по его словам, позволит использовать «длинные деньги» на развитие производства, совершенствование всего комплекса. «Речь идет о новой индустриализации страны, - заявил Д. Рогозин. - Нам нужна умная
"оборонка", которая станет локомотивом модернизации России».
Технологическая модернизация ОПК позволит не только обеспечить армию и флот современным вооружением и техникой, но и использовать потенциал оборонного комплекса для технологического подъема гражданского сектора национальной экономики.
Развитие ВПК должно вписываться в общую промышленную политику государства. Важно удержать установленные цели паритетного - пятьдесят на пятьдесят - соотношения долей гражданской и военной продукции в общем объеме производства комплекса. Это позволит отраслям «оборонки» более устойчиво функционировать в условиях рынка и обеспечит загрузку тех организаций, которые не обладают достаточными объемами гособоронзаказа.
Государством планируются меры по модернизации ОПК, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Все предпринимаемые страной усилия должны позволить комплексу к 2020 г. функционировать как рентабельному бизнесу.
Сегодня ядерно-оружейный комплекс страны полностью готов к выполнению задач по обеспечению обороноспособности России и способен вносить свой вклад в инновационное развитие страны. Отставание в оборонном секторе Росатома сохранялось вплоть до 2005-2006 гг. Ряд производств был утерян после распада Советского Союза, на грани закрытия находились некоторые заводы и научные учреждения, наблюдалось технологическое отставание в некоторых областях. В этот период Россия отставала по вычислительным мощностям от США в 20 раз, что было особенно чувствительно в условиях действующего запрета на ядерные испытания. По сути, это означало утрату возможностей по совершенствованию и развитию вооружений в соответствии с требованиями времени. В прошедший с того времени период ситуацию не только удалось переломить, но и добиться большего.
С принятием в 2006 г. программы развития ядерно-промышленного комплекса страны количество оборонных заказов для отрасли увеличилось более чем в 5 раз, а финансирование - в 4 с половиной раза. Это позволило восстановить инфраструктуру центрального полигона на Новой Земле, создать мощнейшую электронно-вычислительную базу, запустить рентгенографические комплексы, по своим характеристикам не уступающие, а подчас и превосходящие зарубежные аналоги. Сохранены все критические ядерные технологии и созданы производства, замещающие потерянные после распада СССР. На 121 % увеличился объём работ по заказам гражданских отраслей [14].
В последние годы в области обеспечения национальной безопасности и обороны страны подготовлены и приняты на государственном уровне важнейшие основополагающие документы, которые открывают перспективы качественно нового этапа инновационного развития оборонно-промышленного комплекса:
- Военная доктрина;
- Стратегия национальной безопасности;
- Основы военно-технической политики;
- Основы государственной политики в области развития ОПК;
- Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы [15].
В марте 2010 г. Президентом России утверждены Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, определившие основные стратегические ориентиры, приоритеты и задачи развития ОПК. По поручению Правительства России выполняется трехлетний план мероприятий по их реализации, предусматривающий в том числе формирование необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения безопасного функционирования и развития ОПК.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации определены задачи в области обороны и безопасности страны. Одной из важнейших задач является переход к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации. Новому облику Вооруженных Сил должен соответствовать и новый конкурентоспособный облик ОПК.
В целях повышения конкурентоспособности организаций ОПК производится концентрация технологических, производственных, финансовых и кадровых ресурсов организаций. К началу 2011 г. практически завершено организационное реформирование ОПК. Созданы 53 интегрированные структуры, выпускающие около 60 % продукции ОПК.
Всего таких компаний, выпускающих как военную, так и профильную гражданскую продукцию, с учетом холдингов, создаваемых в составе Госкорпорации «Ростехнологии», будет около 70. В 2015 г. в них будет сосредоточен практически весь основной объём продукции ОПК.
В ряде отраслей уже осуществлен переход ко второй стадии интеграции - созданию мощных системообразующих интегрированных структур, объединяющих существенную часть потенциала организаций целых отраслей (подотраслей), таких как «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ряд других.
С целью повышения эффективности имеющихся активов и снижения издержек проводятся мероприятия по реструктуризации и оптимизации производственных мощностей и других основных фондов в интегрированных структурах, входящих в состав ОПК.
Организована работа по подготовке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.
Реализация корпоративных программ интегрированных структур в тесной увязке с долгосрочными государственными программами должна позволить ОПК в условиях глобализации преодолеть технологическое отставание от ведущих зарубежных стран для создания нового поколения конкурентоспособной высокотехнологичной техники [16].
К концу 2015 года прогнозируется:
1. Создание в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования
и долговременных условий для устойчивого развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.
2. Формирование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и закрепления кадрового потенциала, необходимого оборонно-промышленному комплексу для реализации задач по обеспечению национальной безопасности России, устойчивому промышленному росту и конкурентоспособности отечественной промышленности, повышению инвестиционной привлекательности, инновационной активности и конкурентоспособности организаций оборонно-промышленного комплекса, реализации федеральных целевых программ и стратегий развития оборонных отраслей промышленности.
3. Обеспечение соответствия качества научных работников, специалистов и рабочих кадров современным технологическим требованиям и мировым стандартам.
4. Создание эффективной системы закрепления, воспроизводства, продвижения и обновления кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.
5. Развитие внутрифирменного обучения на новой учебно-технологической и методической основах, создание и модернизация материально-технической базы переподготовки, повышения квалификации специалистов и рабочих кадров на производстве, в том числе в средних и крупных организациях оборонно-промышленного комплекса.
6. Повышение значимости подготовки, переподготовки и повышения квалификации при периодической аттестации инженерно-технического персонала и руководителей от начального до высшего звена управления и формировании кадрового резерва руководителей различного уровня управления.
7. Снижение среднего возраста работников организаций оборонно-промышленного комплекса и профессорско-преподавательского состава, занятого в системе профессионального образования, за счет роста числа специалистов молодого и среднего возрастов.
8. Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава, занятого в системе подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса.
9. Повышение профессионально-квалификационной структуры кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса и профессорско-преподавательского состава в системе профессионального образования.
10. Повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.
11. Повышение доли внебюджетного софинанси-рования при подготовке (переподготовке) и повышении квалификации кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса [17].
Заключение. Таким образом, современное состояние оборонно-промышленного комплекса России обусловливается отсутствием развития и спонсирования после развала СССР. На данный момент действует Российская государственная программа развития
вооружений на 2011-2020 гг., базирующаяся на прогнозе угроз национальной безопасности на 30-летний период и военно-технических данных на ближайшие 10 лет.
Библиографические ссылки
1. Казаков П. И. Оборонно-промышленный комплекс России в современных экономических условиях // Науч.-практ. конф. ученых и студентов с дис танционным участием [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/10444 (дата обращения: 11.12.2014).
2. Королев В. Оборонно -промышленный комплекс России: вопросы регулирования // Проблемы теории и практики управления : Междунар. журнал. 1999. № 4.
3. Путь РФ: Новости промышленности [Электронный ресурс]. URL: http://путь.рф/industry/24 (дата обращения: 04.12.2014).
4. Кадры для ОПК России [Электронный ресурс]. URL: http://kadry-opk.ru/opk (дата обращения: 04.12.2014).
5. Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Оборонно-промышленный_комплекс_России (дата обращения: 04.12.2014).
6. Обозник: информационно-тематический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.oboznik.ru/ ?p=17891 (дата обращения: 07.12.2014).
7. Российские компании, которые получат господдержку. Полный список // Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://ria.ru/crisis/20081225/158098785.html (дата обращения: 18.12.2014).
8. Ерыгина Л. В., Сердюк Р. С. Состояние российской ракетно-космической промышленности и тенденции её развития // Вестник СибГАУ. 2014. № 1 (53). С. 207-212.
9. Поповкин В. Перспективное вооружение и военная техника - основа нового облика Вооруженных сил России // Военный парад. 2009. № 3 (93).
10. Зазимко В. Н. Для роста производства прописали кластеры [Электронный ресурс] // Газета «Независимое военное обозрение». 2012. URL: http://nvo. ng.ru/armament/2012-04-13/1_clastery.html (дата обращения: 11.12.2014).
11. Фирулев О. В., Ерыгин Ю. В. Современное состояние и перспективы совершенствования форм и методов участия государства в развитии инновационной деятельности на предприятиях ракетно-космической отрасли // Вестник СибГАУ. 2014. № 2 (54). С. 179.
12. Шипигин Ю. А. Оборонно-промышленный комплекс в современной экономике России : дис. ... к-та экон. наук. М. : МГУ им. Ломоносова, 2004. 1 с.
13. Костин Д. Развитие ОПК России // Военно-промышленный курьер : общероссийская еженедельная газета. 2005. № 9 (76).
14. Портал машиностроения [Электронный ресурс]. URL: http://www.mashportal.ru/machinery_news-22789.aspx (дата обращения: 01.12.2014).
15. Центр анализа мировой торговли оружием [Электронный ресурс]. URL: http://www.armstrade.org/ includes/periodics/news/2012/0125/133511299/detail.shtml (дата обращения: 10.12.2014).
16. В целях технологического развития в ОПК разработаны, утверждены и реализуются более 10 федеральных программ - Минпромторг [Электронный ресурс] // сетевой журнал «Национальная оборона». 2012. URL: http://www.armstrade.org/includes/ periodics/news/2012/0125/133511299/detail.shtml (дата обращения: 20.12.2014).
17. Об утверждении Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года : Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13 апреля 2009 года № 256 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902152563 (дата обращения: 20.12.2014).
References
1. Kazakov P. I. [The military-industrial complex of Russia in the contemporary economic conditions]. Nauchno-prakticheskie konferentsii uchenykh i studentov s distantsionnym uchastiem (In Russ.). URL: http://sibac.info/10444 (accessed 11.12.2014).
2. Korolev V. [The military-industrial complex of Russia: regulatory issues]. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 1999, vol. 4 (In Russ.).
3. Put'.RF: Novosti promyshlennosti [Path.RF: news from industry]. Available at: http://путь.рф/industry/24 (accessed 04.12.2014).
4. Kadry dlya OPK Rossii [keyframes for the defense industry of Russia]. Available at: http://kadry-opk.ru/opk (accessed 04.12.2014).
5. Vikipediya: Svobodnaya entsiklopediya [Wikipedia: Free encyclopedia]. Available at: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Oboronno-promyshlenny_kompleks_Rossii (accessed 04.12.2014).
6. Informatsionno-tematicheskiy portal "Oboznik" [Information-thematic portal "Bosnic"]. Available at: http://www.oboznik.ru/?p=17891 (accessed 07.12.2014).
7. Setevoe izdanie "RIA Novosti" [Russian companies, which will receive state support. The full list]. Rossiyskie kompanii, kotorye poluchat gospodderzhku. Polnyy spisok. 2008. (In Russ.) Available at: http://ria.ru/crisis/20081225/158098785.html (accessed 18.12.2014).
8. Erygina L. V., Serdyuk R. S. [The state of the Russian rocket and space industry and the tendencies of its development]. Vestnik SibGAU. 2014, no. 1 (53), p. 207-212 (In Russ.).
9. Popovkin V. [Promising armament and military equipment is the basis of the armed forces of Russia]. Voennyyparad. 2009, no. 3 (In Russ.).
10. Zazimko V. N. Dlya rosta proizvodstva propisali klastery [To increase the production of ordered clusters]. Available at: http://nvo.ng.ru/armament/2012-04-13/1_ clastery.html (accessed 11.12.2014).
11. Firulev O. V., Erygin Yu. V. [Current state and prospects of improving the forms and methods of state
BecmHUK Cu6rAY. TOM 16, № 1
participation in the development of innovative activities in enterprises of rocket and space industry]. Vestnik SibGAU. 2014, no. 2 (54), p. 179 (In Russ.).
12. Shipigin Yu. A. Oboronno-promyshlennyy kompleks v sovremennoy ekonomike Rossii. Dis. na sois. uchenoy stepeni k-ta ekonom. nauk. [The military-industrial complex in the modern economy of Russia. Diss. on comp. of a sci. degree of cand. of ec. sci.]. Moscow, LMSU Publ., 2004, 1 p.
13. Kostin D. [The development of the defence industry of Russia]. Voenno-promyshlennyy kur'er. 2005, no. 9 (In Russ.).
14. Portal mashinostroeniya [Portal engineering]. Available at: http://www.mashportal.ru/machinery_news-22789.aspx (accessed 01.12.2014).
15. Tsentr analiza mirovoy torgovli oruzhiem [Center for analysis of world arms trade]. Available at: http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2012/0 125/133511299/detail.shtml (accessed 10.12.2014).
16. [For technological development in the PCR developed, approved and implemented more than 10
Federal programs - the Ministry of industry and trade]. Setevoe zhurnal "Natsional'naya oborona" (In Russ.). Available at: http://www.armstrade.org/includes/periodics/ news/2012/0125/133511299/detail.shtml (accessed 20.12. 2014).
17. Prikaz ministerstva promyshlennosti i torgovli Rossiyskoy federatsii "Ob utverzhdenii Strategii sozdaniya v oboronno-promyshlennom komplekse sistemy mnogourovnevogo nepreryvnogo obrazovaniya na period do 2015 goda" ot 13 aprelya 2009 goda № 256 [Order of the Ministry of industry and trade of the Russian Federation "On approval of the Strategy creation in the military-industrial complex multilevel system of continuing education for the period till 2015" of April 13, 2009, № 256. (In Russ.) Available at: http://docs. cntd.ru/document/902152563. (accessed 20.12.2014).
© .HarameHOK K., 2015