Научная статья на тему 'Военно-промышленный комплекс СССР: исторический опыт развития'

Военно-промышленный комплекс СССР: исторический опыт развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10253
941
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ / ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА / ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕСУРСООБЕСПЕЧЕН-НОСТЬ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быстрова Ирина Владимировна

Рассмотрены основные исторические этапы становления военно-промышленного комплекса России. Особое внимание уделено анализу советского периода развития оборонной промышленности, военно-техническому сотрудничеству СССР с другими странами. Обозначены приоритетные направления современной российской оборонной промышленности и перспективы её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-промышленный комплекс СССР: исторический опыт развития»

I

ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: ИСТОКИ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ

УДК 94(470)

И.В. Быстрова ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СССР: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ

ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ РАН

Рассмотрены основные исторические этапы становления военно-промышленного комплекса России. Особое внимание уделено анализу советского периода развития оборонной промышленности, военно-техническому сотрудничеству СССР с другими странами. Обозначены приоритетные направления современной российской оборонной промышленности и перспективы её развития.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс России, история советской военной промышленности, предприятия оборонного комплекса, военное производство, ресурсообеспечен-ность военного производства.

Оборонно-промышленный комплекс современной России - это межотраслевая совокупность производств, связанных с разработкой и утилизацией вооружений, а также органов управления этими процессами. Этот комплекс унаследовал основной научно-технический потенциал от своего могущественного предшественника - ВПК СССР. Милитаризация общества, которая охватывала фронт и тыл, стала неизменным признаком войн ХХ века, которые приобрели невиданный ранее размах. Если войны XIX века в среднем поглощали от 8 до 14% национального дохода воюющих стран, то в годы первой мировой войны эта цифра возросла почти до 50%, а во второй мировой - превысила 50%. В 1941-1945 гг. доля военной продукции в общем промышленном производстве в США составила 60,6 %, а в СССР - 6568 %. В воюющих странах возникли своего рода «военно-промышленные связи», в которых участвовали государственные чиновники, профессиональные военачальники, руководители оборонной промышленности, ученые и конструкторы военной техники, занятые мобилизацией национального хозяйства на нужды войны.

Вплоть до конца Второй мировой войны динамика развития «воюющих» обществ при переходе от войны к миру характеризовалась сменой периодов тотальной милитаризации в годы войны периодами резкого сокращения военного потенциала после ее окончания. Принципиально иная ситуация сложилась после 1945 года, когда появилась тенденция к росту военных расходов в мирное время, что было связано холодной войной - эпохой военного, экономического, идеологического противостояния двух мировых военно-политических блоков, сопровождавшегося гонкой вооружений на базе достижений научно-технической революции (прежде всего ракетно-ядерных вооружений). В этих условиях в ряде стран участников холодной войны (США, СССР, ряд европейских членов НАТО, Китай) окончательно сформировались военно-промышленные комплексы (ВПК).

Термин «военно-промышленный комплекс» вошел в обиход из прощальной речи американского президента Д. Эйзенхауэра в 1961 году. Под ВПК понималось сложившееся в течение Второй мировой войны и полутора десятилетий холодной войны «сращивание громадного военного истэблишмента (военной верхушки - И.Б.) с обширной индустрией воору-

Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».

жений». К числу основных подходов к сущности отечественного ВПК относятся «экономический», технократический, политологический, комплексный. В зависимости от определения ВПК по-разному определяются период эго формирования и этапы развития [1, с. 8-29].

Созданная к началу ХХ века в Российской империи оборонная промышленность была в значительной степени разрушена в годы революционного кризиса в стране 1917-1921 гг. В 1920-е годы начала воссоздаваться система специализированных («кадровых») военных заводов. ВПК СССР как постоянно действующая система взаимосвязей субъектов экономической и социально-политической структуры советского общества, связанных с обеспечением военной безопасности страны, окончательно сформировался в условиях устойчивого роста военных расходов в период холодной войны.

Можно выделить следующие этапы формирования ВПК СССР.

1. 1930-е годы - создана специализированная оборонная промышленность (к 1939 г. это наркоматы авиационной промышленности, судостроительной промышленности, вооружения и боеприпасов) и центральные органы управления (Комитет обороны при СНК СССР, при нем - Военно-промышленная комиссия). Милитаризация экономики СССР продолжалась после 1931-1932 гг., и приобрела форсированный характер в годы предвоенной третьей пятилетки. К началу 1940-х годов в СССР была создана специализированная оборонная промышленность, разработаны образцы современного вооружения и военной техники, резко увеличилась численность Вооруженных сил и расширилась их организационная структура (создание механизированных корпусов, дальней авиации и т.д.) Однако процесс перевооружения ее на новые образцы техники и организационной перестройки к началу Великой Отечественной войны не был завершен. По плану третьей пятилетки, страна должна была быть готовой к войне в 1942 году, но события развивались по-иному.

2. Период Великой Отечественной войны - пик милитаризации экономики и централизации управления (в лице Государственного Комитета Обороны), когда советская модель мобилизации продемонстрировала свои лучшие достижения. Имело место массовое перемещение промышленности в восточные районы: всего было эвакуировано 1400 предприятий, большинство из которых находились в ведении оборонных наркоматов. Коренным образом изменилась структура промышленного производства. Предметы военного потребления составляли около 65-68% всей произведенной в СССР промышленной продукции в годы войны. Основными производителями ее были наркоматы военной промышленности: авиационной, вооружения, боеприпасов, минометного вооружения, судостроительной и танковой промышленности. Вместе с тем, обеспечением военных заказов занимались и другие базовые отрасли тяжелой промышленности: металлургическая, топливная и энергетическая, а также наркоматы легкой и пищевой промышленности. Таким образом, развитие экономической структуры ВПК в военные годы носило характер тотальной милитаризации.

3. Эпоха холодной войны 1946-1991 гг. занимает ключевое место в истории ВПК СССР. Завершающий этап формирования структуры ВПК относится к 1945-1965 гг. Переход от войны к миру сопровождался частичной конверсией военной промышленности и демобилизацией армии. Однако начавшаяся холодная война диктовала необходимость новой военно-промышленной мобилизации. Стержнем послевоенной милитаризации стало развитие новейших вооружений (ядерного, ракетного, радиоэлектроники).

Послевоенный период развития экономики характеризовался неоднократными реорганизациями системы управления (1946, 1948, 1953, 1957-1963, 1965 гг.), в частности, слиянием и разделением промышленных министерств. Сразу после войны параллельно с министерствами была создана «надминистерская» система чрезвычайных органов при Совете министров, которые ведали новыми военными программами особой важности - атомной (Спецкомитет и Первое Главное Управление), ракетной (Комитет № 2 по реактивной технике), радиолокации (Комитет № 3). После смерти Сталина проведена реорганизация системы управления - ликвидация специальных органов и их трансформация в министерства (так, по

руководству атомной программой в июле 1953 г. было создано Министерство среднего машиностроения). В период реформы Н.С. Хрущева по децентрализации управления народным хозяйством в конце 1950-х годов оборонные предприятия были распределены между областными советами народного хозяйства, общая координация их деятельности оставалась за Госкомитетами по различным видам оборонной техники. После смещения Н.С. Хрущева, в 1965 году система централизованного управления через министерства была восстановлена.

Структура советского ВПК окончательно оформилась в середине 1960-х годов. Она включала Министерство обороны СССР (главный заказчик и потребитель военной продукции), девять военно-промышленных министерств (так называемая «девятка»), где были сконцентрированы основные оборонные производства (министерства авиационной промышленности, оборонной промышленности, общего машиностроения, радиопромышленности, среднего машиностроения, судостроительной промышленности, химической промышленности, электронной, электротехнической промышленности); 10 «смежных» министерств, которые производили военную и гражданскую продукцию. В состав Министерств входили научно-производственные объединения, представлявшие интересы научно-технической ветви ВПК, усилившейся в условиях послевоенной НТР. Мощное научно-техническое «лобби», связанное с созданием вооружений, сформировалось и в Академии наук СССР.

Политическое и экономическое руководство осуществлялось Отделами ЦК КПСС (Отдел оборонной промышленности и отдел Административных органов), проблемы безопасности обеспечивались КГБ и МВД. Совет министров и его специальные комиссии, Госплан, Министерство финансов, АН СССР отвечали за выработку и осуществление практических мероприятий в области развития военной техники. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами - осуществлялись через Госкомитет по внешним экономическим связям. Главным органом координации управления ВПК СССР в период его расцвета - 19601980-е годы - стала Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров. Ее возглавляли поочередно крупнейший руководитель советского ВПК Д.Ф. Устинов, В.М. Рябиков, Л.Н. Смирнов, Ю.Д. Маслюков. О сравнительном влиянии различных групп внутри ВПК СССР можно судить по составу Военно-промышленной комиссии: 50 % аппарата ВПК составляли работники оборонно-промышленных министерств, 10 % - выходцы из Госплана, 6 % - из Министерства обороны, 34 % - из научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и с оборонных предприятий. Наиболее многочисленную группу составляли выходцы из оборонной промышленности и научно-технической элиты, профессиональные военные составляли значительно меньший процент.

К числу главных руководителей ВПК СССР относятся: партийно-политические лидеры (И.В. Сталин, Л.П. Берия, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, А.А. Епишев и др.), военачальники (М.Н. Тухачевский, Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, М.И. Неделин, Р.Я. Малиновский, А.Ф. Ахромеев), руководители оборонной промышленности (Д.Ф. Устинов, Б.Л. Ванников, В.А. Малышев, Е.П. Славский, В.М. Рябиков, М.З. Сабуров, Л.В. Смирнов, Г.М. Первухин), руководители науки и техники (И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, А.Д. Сахаров, М.В. Келдыш, А.П. Александров, С.П. Королев, А.Н. Туполев, А.И. Микоян, М.К. Янгель, В.Н. Челомей), представители органов безопасности (А.П. Завенягин, А.Н. Комаровский, П.А. Судоплатов, И.А. Серов, Ю.В. Андропов) и другие.

Представители военно-промышленных групп прочно вошли в состав высших органов власти СССР; укрепление обороноспособности стало приоритетным направлением политики руководства СССР. После сокращений военного потенциала во второй половине 1950-х годов, в 1960-е годы начался новый рост военных программ, продолжавшийся до достижения паритета стратегических потенциалов СССР и США в начале 1970-х годов. За этим последовал период «широкой разрядки» 1970-х годов, сменившийся новым ростом производства вооружений с начала до середины 1980-х годов.

К концу 1980-х годов предприятия оборонного комплекса производили 20-25 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны, требуя еще большей доли материальных и людских ресурсов. По неофициальным расчетам некоторых экономистов, затраты на «оборону»

Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».

достигали 60 % расходов госбюджета. Безусловным можно признать факт, что в «оборонке» были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры: там производилось до 3/4 всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Предприятия оборонного комплекса производили большую часть гражданской продукции: 90% телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50% пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около трети населения страны проживало в зоне размещения предприятий ОПК [2, с. 80-83]. Таким образом, во второй половине ХХ века ВПК превратился в ключевую, наиболее привилегированную часть экономической и политической системы СССР.

В годы холодной войны советский ВПК стал играть существенную роль в мировой экономике и международных отношениях. Деятельность ВПК СССР на международной арене развивалась по трем основным направлениям: 1) военное соревнование с США и странами НАТО в целом; 2) создание и функционирование ВПК стран «соцлагеря» как единого механизма (общие органы, тесная координация Госпланов и Генштабов армий СССР и стран-участниц Варшавского договора, по линии СЭВ (в Постоянной Комиссии СЭВ по оборонной промышленности); единая система ПВО стран народной демократии и Китая; 3) военно-технические сотрудничество со странами «третьего мира».

ВПК институализировался в международном масштабе в виде системы военно-политических блоков. В рамках обоих основных блоков - НАТО и Варшавского Договора -проводился принцип коллективной безопасности, создания объединенных Вооруженных сил и органов управления, специализации производства вооружений и военной техники по странам-участникам. В организации функционирования этих блоков были общие черты. Около 60 % всех расходов внутри блока НАТО несли США, 80 % расходов по Варшавскому Договору приходились на СССР. Доля вооруженных сил составляла соответственно 42 % (США в НАТО) и 75 % (СССР в ВД). В силу политико-идеологических особенностей советской системы организация Варшавского Договора отличалась полным доминированием СССР над другими странами «социалистического» блока, как в военной организации, так и в планировании, финансировании и распределении продукции оборонной промышленности.

Советский ВПК стал поставщиком вооружений для стран «третьего мира» и «социалистического лагеря». В послевоенный период СССР участвовал в вооруженных конфликтах и войнах в более чем 15 странах (путем отправки военных специалистов и контингентов, а также поставок вооружений и военной техники с целью оказания «интернациональной помощи»). Командирование военных и технических специалистов в страны-объекты военно-технического сотрудничества относилось, «за счет ассигнований по госбюджету СССР на оказание безвозмездной помощи иностранным государствам». Поставки вооружений производились на очень льготных условиях. Обычно «специмущество и запасные части к нему» поставлялись «за 25 % стоимости в кредит из 2 % годовых с погашением кредита в течение 10 лет». К началу 1980-х годов СССР вышел на первое место в мире по объему поставок вооружений, опередив США. Советский ВПК вышел за рамки одного государства, превратившись в важнейшую силу в мировой экономике и международных отношениях. В то же время он становился все более тяжелым бременем для экономики страны и препятствием на пути повышения уровня жизни народа.

С развалом СССР ВПК вместе с российским обществом вступил в полосу глубокого кризиса. С начала 1990-х годов он приобрел характер лоббистской группы, которая пыталась защитить интересы военных и оборонного сектора в промышленности в политическом руководстве новой России. Страна унаследовала 85 % военного потенциала, но всего лишь 60 % валового национального продукта (ВНП) бывшего СССР. Резкое сокращение ассигнований привело к деградации оборонных предприятий, вымыванию квалифицированных кадров в другие сферы деятельности (бизнес, отъезд за границу и т.д.). Кардинально изменились формы собственности: разгосударствление, создание акционерных и смешанных форм собственности на оборонные предприятия, предоставление отдельным крупным фирмам ОПК права выхода на внешний рынок. К началу 1997 г. около 800 предприятий оказались в акционер-

ной, частной, смешанной собственности; государственные органы курировали около 2000 предприятий, из них в полной государственной собственности находилось 400; в 500 предприятиях государство имело контрольный пакет акций, в 500 держало «золотую» акцию [2, с. 31]. С 1997 г. в стране стала осуществляться военная реформа, которая включала не только Вооруженные силы, но и ОПК, и административно-государственный аппарат. Важнейшими направлениями реформы стало сокращение численного состава Вооруженных сил. В 1920-е годы, после военной реформы М.В. Фрунзе, численность Красной Армии составила только 500 000 человек. К концу 1980-х Советские Вооруженные Силы выросли до 4,2 млн. человек. В 1992-1997 гг. численность Вооруженных Сил России была сокращена с 2,8 до 1,7 млн человек. В дальнейшем планировалось сокращение до 1 млн. человек личного состава. К числу основных задач реформирования относились увеличение ресурсообеспеченности российского военного ведомства; развитие системы гражданского контроля над военными (главным шагом в этом направлении стало разделение функций Министерства обороны и Генштаба и назначение министром обороны гражданского лица).

Сокращение военного производства в России в период после 1991 г. было приостановлено в 1998 г., а в 1999 г. оно начало возрастать. В 1999 г. начала реально осуществляться новая военно-промышленная политика, состоявшая из трех основных элементов: увеличение финансирования, консолидация и повышение конкурентоспособности экспорта вооружений и военной техники. В июне 1999 г. была воссоздана правительственная Комиссия по военно-промышленным вопросам [3, с. 347]. С сокращением обычного военного потенциала Россия стала делать ставку на ядерное сдерживание как главное средство обеспечения национальной безопасности в международных отношениях эпохи после окончания холодной войны. В новой доктрине национальной безопасности был отвергнут принцип неприменения первым ядерного оружия. Согласно международным соглашениям, Россия ликвидировала около 50% своего ядерного арсенала. Однако в стране еще остаются многие тысячи ядерных боеголовок, которые являются неизменной гарантией ее безопасности.

Библиографический список

1. Быстрова, И.В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы) [Текст] / Рос. Акад. наук, Ин-т рос. истории. - М.: [ИРИ РАН], 2006. - 704 с.

2. Залещанский, Б. Реструктуризация предприятий ВПК: от консерватизма к адекватности [Текст] // Человек и труд. 1998. № 2. С. 28-32.

3. Ежегодник СИПРИ 2000. Вооружения, разоружение и международная безопасность [Текст] / - М.: Наука. 2001. - 873с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.