экономические Серяева Мария Геннадьевна
науки БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНА ...
УДК 336.143
DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0076
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2020
SPIN-код: 2663-1600
AuthorlD: 631383
Серяева Мария Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])
Аннотация. Финансовое обеспечение учреждений культуры Российской Федерации за счет средств бюджета анализируется кругом заинтересованных лиц, как правило, лишь по одноименному разделу бюджетной классификации. В результате, общественность имеет неточное представление о тенденциях и проблемах финансирования учреждений культуры, ограничиваясь лишь данными по перечню учреждений, финансируемых по разделу бюджетной классификации «Культура, кинематография». В рамках реализуемых в стране программ и проектов, как правило, отражаются задачи по всему перечню учреждений, являющихся элементами сферы культуры. Проведенный в статье анализ состава учреждений сферы культуры, особенностей их финансирования в рамках используемой в стране бюджетной классификации, позволяет обратить внимание на проблемы анализа бюджетного финансирования данных учреждений, что является условием правильного понимания экономических процессов, происходящих в сфере культуры.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, сфера культуры, учреждения культуры, услуги учреждений культуры.
BUDGETARY FINANCING OF INSTITUTIONS OF A SPHERE OF CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION
© 2020
Seryaeva Maria Gennadievna, candidate of economic sciences, associate professor
of the department of finance Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, PobedyAvenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. The financial support of cultural institutions of the Russian Federation at the expense of budget funds is analyzed by a circle of interested parties, as a rule, only according to the section of the budget classification of the same name. As a result, the public has an inaccurate understanding of the trends and problems of financing cultural institutions, limited only to data on the list of institutions financed under the budget classification section "Culture, Cinematography". As part of the programs and projects implemented in the country, as a rule, tasks are reflected throughout the list of institutions that are elements of the cultural sphere. The analysis of the composition of cultural institutions in the article, the specifics of their financing within the framework of the budget classification used in the country, allows you to pay attention to the problems of analysis of budget financing of these institutions, which is a condition for a correct understanding of economic processes in the field of culture.
Keywords: financial support, cultural sphere, cultural institutions, services of cultural institutions.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Основная проблема, на которую хочется обратить внимание в статье - это узкий взгляд на современное состояние и проблемы бюджетного финансирования сферы культуры РФ, основанный преимущественно на изучении расходов бюджетов по функциональному содержанию. Как следствие, недостаточно внимания уделяется вопросам финансирования образовательных учреждений культуры, поскольку они финансируются по разделу бюджетной классификации «Образование», но занимают важное место в сфере культуры государства, создавая условия кадрового обеспечения учреждений культуры страны. Бесспорно, сфера культуры и образования тесно связаны между собой, но проследить взаимодействие между ведомствами, учреждениями данных сфер при исполнении бюджетов, государственных программ, национальных проектов в настоящее время на практике достаточно сложно.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Значительное количество авторов, занимающихся изучением проблем финансового обеспечения учреждений культуры РФ, строят свои заключения на основе анализа бюджета по одному разделу бюджетной классификации. Так, например, Н.Н. Семенова в своей статье о бюджетном финансировании культуры анализирует расходы бюджета Республики Мордовия только по подразделу «Культура» [1, с. 51]. Гринкевич Л.С., Евменов А.Д., Кулумбегова Ф.Г., Сютова М.С. в своих исследо-
ваниях также опираются на данные о расходах федерального, консолидированного бюджетов РФ по разделу «Культура, кинематография» [2-5]. Яковлева Ю. в своей работе проводит анализ расходов бюджетов по функциональному признаку и делает заключение о том, что «по объемам финансирования культура заметно уступает таким сферам, как образование, здравоохранение и социальная политика [6].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью статьи является обоснование актуальности проблем бюджетного финансирования учреждений сферы культуры, в основе которых лежит применение данных бюджетов преимущественно по функциональному назначению, что не позволяет представить общую ситуацию в сфере финансового обеспечения сферы культуры, а также выявить специфику межведомственного взаимодействия. Также в рамках статьи сформулированы предложения, основанные на изменении действующей бюджетной классификации РФ, меры по определению межведомственного взаимодействия в рамках реализации программ и проектов страны.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Финансирование учреждений культуры РФ за счет средств бюджетов осуществляется в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией. Основной раздел бюджетной классификации, расходы в рамках которого анализируются авторами - 08 «Культура, кинематография». В данном случае возникает вопрос: все ли учреждения сферы культуры финансируются по данному разделу и достаточным ли является использование сведений только этого раздела классифи-
Seryaeva Maria Gennadievna
BUDGETARY FINANCING OF INSTITUTIONS .
economic sceinces
кации для обоснования выводов об объемах и тенденциях бюджетного финансирования сферы культуры?
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, представим состав учреждений сферы культуры исходя из принципа подведомственности (рисунок 1).
№ Расходы бюджета Раздел БК 2020 г. Уд. В% 2021 г. Уд. В% 2022 г. Уд. %
1 054 Министерство культуры Российской Федерации всего: X 135900 100 122010 100 122852 100
1.1 б том числе по разделам: Общегосударственные вопросы 01 806 1 821 1 838 1
12 Образование 07 18555 14 17735 15 18007 15
13 Культура 08 116376 S6 103290 85 103843 85
2 Расходы бюджета по разделу 08 «Культура, кинематография» 08 144185 X 133563 X 124527 X
(19 %; 23 % и 16 %) принадлежит другим ведомствам. Например, Федеральное агентство связи в 2020-22 гг. наряду с Министерством культуры РФ получает финансирование за счет средств федерального бюджета РФ по разделу 08 «Культура, кинематография» на цели развития музейного дела в рамках реализации подпрограммы «Наследие» Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры».
Анализ данных областного бюджета Оренбургской области за аналогичный период 2020-22 гг., позволяет представить место учреждений сферы культуры области, финансируемых по разделу 08 «Культура, кинематография» в общем объеме бюджетных ресурсов, выделяемых на финансовое обеспечение задач, функций и подведомственных учреждений Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области (таблица 2).
Таблица 2 - Состав и структура расходов областного бюджета Оренбургской области по ведомственной классификации на цели деятельности Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области и по разделу 08 «Культура, кинематография» в 2020-22 гг., в тыс. р. [9]
Рисунок 1 - Состав «сферы культуры Российской Федерации» по перечню подведомственных Министерству культуры РФ учреждений [7]
Как видно из рисунка 1, только часть учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры РФ, финансируется по разделу 08 «Культура, кинематография», другая часть учреждений финансируется, например, по разделу 07 «Образование». Для получения более точной информации, обратимся к практическим данным. Так, по данным Закона «О федеральном бюджете на 2020-22 гг.», расходы по ведомственной классификации Министерства культуры РФ предусмотрены по трем разделам бюджетной классификации (таблица 1).
Таблица 1 - Состав и структура расходов федерального бюджета РФ по ведомственной классификации на цели деятельности Министерства культуры РФ и по разделу 08 «Культура, кинематография» в 2020-22 гг., в млн. р. [8]
№ Расходы бюджета Б К 2020 г. Уд. 2021г. Уд- 2022 г. Уд
в% в% %
1 829 Министерство культуры и внешних связей СЮ* 20504683 100 1993060,1 100 1998337,5 100
1.1 В том числе по разделам: Образование - ГП* «Развитие системы образования ОО»; - ГП «Профилактика терроризма и его идеологии на территории ОО» 07 370425,5 370305,5 120 18 310769,2 310269,2 500 16 358065,4 357115,4 950 18
12 Куяынура, кинематография - ГП «Доступная среда»; - ГП «Развитие культуры ОО»; - ГП «Профилактика терроризма и его идеологии на территории ОО» - ГП «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в ОО» 08 1665010 2000 1660480 2080,0 450 S1 1678798 2000 1674648 1700,0 450 84 1636779 1829,3 1633250 1250,0 450 S2
13 Социальная политика 10 3492,9 о.: 3492,9 ОД 3492,9 0Л
1.4 .Межбюджетные трансферты 14 1 1539,8 0,6
2 Расходы бюджета по раздел}' аКультура, кинематография» 08 1723132,4 100 1703651,7 100 1662007,4 100
2.1 В том числе по получателям: Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия ОО 08 23598,3 1,4 24202,3 1,4 24576,8 1,5
22 Министерство региональной и информационной политики ОО 08 17324 1 651,4 0,04 651,4 0,0 4
23 Министерство культуры и внешних связей ОО 08 1665010 96,6 1678798 98,5 1636779 98, 5
2.4 Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта ОО 08 17200 1
ОО
государственная
Из таблицы 1 видно, что значительная доля расходов (85-86 %) ведомственной классификации федерального бюджета РФ по направлениям деятельности Министерства культуры РФ направлена на финансирование расходов в рамках раздела 08 «Культура, кинематография». Следует обратить внимание, что доля расходов Министерства культуры РФ по разделу «Образование» также составляет немалую величину (1415 %). Соответственно, при использовании для анализа данных исключительно 08 раздела бюджетной классификации «Культура, кинематография», не учитывается информация об объемах и динамике бюджетного финансирования учреждений культуры, финансируемых по разделу «Образование», то есть, образовательных учреждений культуры.
Сопоставив данные об общей сумме расходов федерального бюджета РФ, выделяемых по разделу 08 «Культура, кинематография» (пункт 2 в таблице 1), с данными о финансировании указанных расходов Министерством культуры РФ (пункт 1.3), получим, что на долю Министерства приходится 81 %; 77 % и 84 % соответственно 2020-22 годам. Остальная часть расходов
Оренбургская область; ГП -программа
Статьей 4 Основ законодательства Российской Федерации о культуре установлена область применения данного законодательного акта, являющегося основным нормативно-правовым документом в сфере культуры. Следует отметить, что, например, архивное дело, эстетическое воспитание, художественное образование отнесены к сфере применения названного закона [10]. Соответственно, в рамках законодательства используется широкое понятие сферы культуры, которое включает в себя не только учреждения, непосредственно предоставляющие услуги культурного характера, но и участвующие в процессе их создания и доведения до потребителя.
Место образовательных учреждений в сфере культуры не вызывает вопросов, они обеспечивают процесс создания профессиональных кадров для учреждений данной сферы. Согласно отчетным данным Министерства культуры РФ, с 2012 года расширилась сеть подведомственных ему образовательных учреждений. На базе подведомственных вузов в Москве, Нальчике, Краснодаре открыты Музыкальные кадетские корпуса [11, с. 25].
Значение и важная роль образовательных учреждений в сфере культуры также подчеркивается в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. В целях сохранения культурного наследия и создания условий для развития культуры в РФ предполагается развитие системы профессионального образования (в том числе, в сфере академической музыки,
экономические науки
Серяева Мария Геннадьевна БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНА ...
оперного и балетного искусства, драматического театра) [12, с. 33]. В рамках Национального проекта «Культура» поставлены важные задачи развития всех учреждений культуры, включая образовательные. Среди основных запланированных мероприятий отмечены такие как: создание культурно-образовательных и музейных комплексов; обеспечение детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами [13].
Тем не менее, существует неопределенность с обозначением места образовательных учреждений культуры в сфере культуры с нормативно-правовой точки зрения. Как было отмечено выше, официальный сайт Министерства культуры РФ содержит указание на полный перечень всех учреждения, относящихся к сфере культуры исходя из принципа подведомственности. Если обратиться к официальному перечню федеральных государственных музеев и федеральных государственных учреждений культуры и искусства, утвержденному Распоряжением Правительства РФ, то образовательных учреждений культуры в данном перечне нет [14]. Утвержденный перечень должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, содержит указания о должностях во всех типах учреждений сферы культуры, включая образовательные [15]. Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области, к числу учреждений, подведомственных министерству культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области отнесены, в том числе, образовательные учреждения культуры [16]. В аналогичном составе анализ сферы культуры представлен в регионе на официальном сайте Правительства [17].
Следует заметить, что в настоящее время значение образовательных учреждений в сфере культуры постепенно меняется за счет усиления взаимодействия учреждениями культуры и учреждениями образования, что является правильным перспективным решением, способным обеспечить повышение качества образования, большую вовлеченность населения нашей страны в изучение вопросов культурного развития. Как известно, для повышения эффективности бюджетного финансирования за рубежом создаются межведомственные программы
субсидирования культуры [18]. Такую практику целесообразно реализовать и в нашей стране, определяя состав сферы культуры в бюджетах, проектах и программах не только исходя из принципа подведомственности финансирования учреждений культуры, но и с учетом взаимодействия с другими ведомствами при реализации основных целей и задач.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В настоящее время наиболее актуальным и важным представляется определение полной и точной информации о финансировании учреждений сферы культуры в нашей стране. В условиях действующей бюджетной классификации расходов РФ достаточно сложно представить общую информацию об объемах и тенденциях финансирования учреждений сферы культуры, руководствуясь лишь названиями разделов, подразделов. Реформирование бюджетной классификации РФ целесообразно осуществлять исходя из действия принципа подведомственности, а также с учетом взаимосвязей между ведомствами, учреждениями в процессе предоставления услуг.
Так, например, раздел «Сфера культуры» может включать в себя следующие данные о финансировании учреждений культуры:
а) расходы бюджета по перечню подведомственных учреждений;
б) расходы бюджета по функциональному назначению финансируемых расходов;
в) расходы бюджета по видам финансируемых услуг:
- расходы на предоставление культурно-досуговых услуг учреждениями культуры;
- расходы на предоставление образовательных услуг учреждениями культуры;
Отдельно следует выделить расходы бюджета в рамках межведомственного взаимодействия. Так, например, раздел «Культура и образование» может отражать расходы на предоставление образовательных услуг во взаимодействии с учреждениями культуры и т.д.
При реализации в РФ проектов и программ развития культуры важно отражать такие разделы, как: перечень мероприятий, финансируемых Министерством культуры РФ по подведомственным учреждениям; перечень мероприятий, финансируемых Министерством культуры РФ при взаимодействии с Министерством науки и высшего образования РФ и др.
Такой подход к классификации расходов бюджета обеспечит более детальную характеристику финансовых основ деятельности учреждений культуры РФ, что является залогом разработки грамотных и своевременных решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Семенова Н.Н., Ишуткина К.А. Мониторинг эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждений культуры в регионе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 30 (312). С. 49-60.
2 Гринкевич Л.С., Каргопольцева А.Г. Анализ динамики бюджетного финансирования культуры в России // В сборнике: Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. 2018. С. 100-103.
3 Евменов А.Д., Данилов П.В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 8-16.
4 Кулумбегова Ф.Г. Модернизация системы финансирования сферы культуры в России // В сборнике: Молодые ученые в решении актуальных проблем науки Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 420-422.
5 СюповаМ.С., БондаренкоН.А. Формы и модели государственного финансирования культурной сферы // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-1. С. 110-115.
6 Яковлева Ю. Финансирование российской культуры в регионах: оценка состояния и тенденции развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 2. С. 107-112.
7 Подведомственные организации Министерства культуры РФ // // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [web-сайт]. — Режим доступа: https://www.mkrf.ru/about/subordinates
8 О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон от 02.12.2019 №380-ФЗ // Консультант-плюс [web-сайт]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/d13114d875e577d65886 592f2d598fa5a41cfe1b/
9 Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Закон Оренбургской области от 20.12.2019 № 2010/527-VI-ОЗ // Официальный сайт министерства финансов Оренбургской области [web-сайт]. — Режим доступа: http://minfin. orb.ru/закон-об-областном-бюджете/
10 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1 // Консультант-плюс [web-сайт]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18 70/7e8c8476f3badacbceaa91578f36ae318028f86c/
11 Культура в России 2012-2019 гг.: годовой отчет Министерства культуры РФ // Официальный сайт Министерства культуры РФ [web-сайт]. — Режим доступа: https://www.mkrf.ru/upload/iblock/37a/ 37afb75287077b40ee57a017a17d6bf9.pdf
12 Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р //Консультант-плюс [web-сайт]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.htmlW
13 Паспорт национального проекта «Культура» от 24 декабря 2018 г. № 16// Официальный сайт Правительства РФ [web-сайт]. — Режим доступа: http://static.government.ru/
14 Об утверждении перечней федеральных государственных музеев и федеральных государственных учреждений культуры и искусства, указанных в пункте 17 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 05.01.2005 №4-р // Консультант-плюс [web-сайт]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119307/
15 Приказ Министерства культуры РФ от 5 мая 2014 г. №763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности»
Seryaeva Maria Gennadievna
BUDGETARY FINANCING OF INSTITUTIONS .
economic sceinces
// Гарант [web-сайт]. — Режим доступа: http://ivo.garant.ruM/ document/70685746/paragraph/2687:1
16 Постановление Правительства Оренбургской области от 15 сентября 2009 г. №490-п «Об утверждении перечня учреждений, подведомственных министерству культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, являющихся получателями бюджетных средств»//Гарант [web-сайт]. — Режим доступа: https://base.garant. ru/27609593/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
17 Культура // Портал Правительства Оренбургской области [web-сайт]. — Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/Info/ SocialServices/Culture/Culture/
18 Чотонов М.М. Мировой опыт финансирования сферы культуры // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 3. С. 97-102.
Статья поступила в редакцию 25.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020