Seryaeva Maria Gennadievna
«SPHERE OF CULTURE» OF THE RUSSIAN .
economic sceinces
УДК 336.143
DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0078
«СФЕРА КУЛЬТУРЫ» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
© 2019
Серяева Мария Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])
Аннотация. Понятие «сфера культуры» достаточно часто используется в публикациях ученых-экономистов и не только, но, стоит признать, что незначительное количество авторов останавливается на характеристике содержания данного понятия, его состава. Также, понятие «сфера культуры» не введено в законодательстве Российской Федерации. Поскольку «сфера культуры» государства может быть представлена с разных позиций, существенно отличающихся друг от друга, важным является достижение единства терминологии, статистического учета в данном направлении. Проведенный в статье анализ позволил выявить основные проблемы, препятствующие развитию «сферы культуры» нашего государства: отсутствие нормативно-закрепленного понятия, состава «сферы культуры» Российской Федерации; отсутствие единой открытой, достоверной, сопоставимой и доступной информационной базы соответствующего характера на всех уровнях управления. Предлагаемый в статье новый подход к характеристике «сферы культуры» по принципу выполняемых учреждениями культуры функций в процессе общественного воспроизводства позволит представить в более широком смысле элементы сферы культуры, а именно, во взаимодействии со сферой образования в процессе предоставления образовательных услуг, что создаст условия для совершенствования финансового обеспечения учреждений культуры в перспективе.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, сфера культуры, учреждения культуры, услуги учреждений культуры.
«SPHERE OF CULTURE» OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE CONCEPT AND SOURCES OF FUNDING
© 2019
Seryaeva Maria Gennadievna, сandidate of economic sciences, associate professor of the department of finance Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. The concept of "sphere of culture" is quite often used in the publications of scientists-economists and not only, but it is necessary to recognize that a small number of authors dwell on the characteristics of the content of this concept, its composition. Also, the concept of "sphere of culture" is not introduced in the legislation of the Russian Federation. Since the "sphere of culture" of the state can be represented from different positions, significantly different from each other, it is important to achieve the unity of terminology, statistical accounting in this direction. The analysis carried out in the article allowed to identify the main problems hindering the development of the "sphere of culture" of our state: the lack of a normative-fixed concept, the composition of the "sphere of culture" of the Russian Federation; the lack of a single open, reliable, comparable and accessible information base of an appropriate nature at all levels of management. The proposed new approach to the description of the "sphere of culture" on the principle of the functions performed by cultural institutions in the process of social reproduction will allow to present in a broader sense the elements of the sphere of culture, namely, in cooperation with the sphere of education in the process of providing educational services, which will create conditions for improving the financial support of cultural institutions in the future.
Keywords: financial support, sphere of culture, cultural institutions, services of cultural institutions.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Термин «сфера культуры» достаточно часто используется как на страницах печати, так и в устных выступлениях и высказываниях в средствах массовой информации. Следует заметить, что «сфера культуры» изучается не только учеными-экономистами, но и библиотековедами, культурологами, политологами и др. При этом, отсутствие четкого представления о содержании данного понятия приводит к разночтениям и не позволяет оперативно использовать и трактовать определение «сферы культуры», состав ее элементов, источники ее финансирования. Отсутствие четкого представления о составе «сферы культуры» и роли ее учреждений в процессе общественного воспроизводства, не только ограничивает представление о значимости данной сферы в экономике и обществе, но и сужает представление об источниках и инструментах финансирования учреждений данной сферы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В статье проведен анализ действующего законодательства в «сфере культуры», представлены точки зрения авторов по теме исследования, что позволило определить разные взгляды на сущность и состав данного понятия. Так, в проекте доклада Министерства культуры Российской Федерации, дана лишь классификация уч-
реждений сферы культуры, хотя само понятие «сфера культуры» часто используется в официальных документах Министерства [1]. Состав «сферы культуры» Российской Федерации по перечню подведомственных Министерству культуры РФ учреждений, как показал проведенный анализ, существенно отличается от представления данной сферы в докладе Минкультуры [2]. Гришин А.И. в своей научной работе дает экономическое определение сферы культуры, при этом, не определяя состав данной сферы [3]. Гнедовский М. выделяет четыре крупных сектора экономики культуры по типу собственности [4]. Новотный О. и Фишер Я. дают определение «сферы культуры» как в широком, так и в узком смысле, указывая на объемность данного понятия, и представляя его как «совокупность отраслей культуры, образования, науки и т.д.» [5]. Барсук В.Л. группирует виды культурной деятельности по учреждениям культуры, в которых эта деятельность осуществляется [6]. Родионов В.Г. выделяет структурные уровни сферы культуры, позволяя достаточно широко представить данную систему [7].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью статьи является выявление современных проблем теоретического, законодательного, статистического представления о характеристике понятия «сфера культуры», его состава в Российской Федерации, обоснование нового подхода к классификации учреждений «сферы культуры» по принципу выполняемых ими функций в процессе общественного воспроизводства.
экономические науки
Серяева Мария Геннадьевна «СФЕРА КУЛЬТУРЫ» РОССИЙСКОЙ ...
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Если обратиться к содержанию основного закона в сфере культуры, а именно «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1), то в содержании статьи 3 данного законодательного акта «Основные понятия» не закреплено содержание термина «сфера культуры». При этом, в проекте доклада Министерства культуры Российской Федерации «Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год» используется данное понятие и представлена структура учреждений сферы культуры. В таблице 1 отражена структура элементов сферы культуры РФ по видам деятельности [1].
Таблица 1 - Состав «сферы культуры» Российской Федерации, согласно классификации Министерства культуры Российской Федерации, в 2018 году
Вид учр еждения Количество учреждений, Удельный вес, в процентах к итогу
Театры 649 0.69
Концертные организации 350 0*37
Культурно -до суго вы е учреждения 42579 45.09
Организации, оказывающие библиотечные услуги 42803 45,33
Музеи 2742 2,90
Детские школы искусств 4955 5,25
Парки культуры и отдыха 305 0,32
Цирковые организации 9 0,01
Зоопарки 31 0,03
Итого: 94423 100
Как видно из таблицы 1, наибольшую долю в сфере культуры РФ занимают организации, оказывающие библиотечные услуги (45,33 %), и практически такую же долю в ней занимают культурно-досуговые учреждения (45,09 %). При сопоставлении информации о составе сферы культуры Министерства культуры РФ и баз данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата), выявляются некоторые несоответствия, которые наглядно представлены в таблице 2:
Таблица 2 - Анализ соответствия и наличия информации о видах учреждений «сферы культуры» Российской Федерации в статистических базах данных Росстата [1,8,9,10]
Форма пр ед ст авл гния информации по видам учреждений кулыуры» РФ, классификации Министерства культуры РФ Форма представления информации по видам учреждений культуры Б статистических Отчетах Росстата по разделу «Культура, отдых и туризм» Форма представления информации по видам учреждений культуры в Единой межведомственной информационно-статистической системе {далее ЕМИСС) Росстата Форма представления информации по видам у чр е жд ений культур ы на Портале открытых данных Росстата
Театры Театры 1 .Количество театр ов Минкультуры России 2.Количество театров,не относящихся к сфере ведения МинкультурыРоссии Театры
Концертные организации Показатель отсутствует Число концертных органнзацнйн Мннкультуры Ро с сии и др. Концертные организации. Концертные коллективы
Кулмурно- досуговые учреждения Организации культурно-д о сугового типа 1 .Число учреждений культур но -досугового типа Минкультуры России 2.Число учреждений культурно-досугового типа,не относящихся к сфере ведения Минкультуры Россини ДР- У чр е жд е ния кулмурн о -досугового типа
Организации, оказывающие услуга Общед о с ту пны е библиотеки 1 .Число библиотек Минкультуры России 2.Число библиотек, не относящихся к сфере ведения Мннкультуры Россини ДР- Библиотеки региональные. Библиотеки федеральные. Библиотеки. Сводные данные.
1 .Количество музеев на территории го суд ар ственных пр ир о дных заповедников 2 .Количество музеев на территории национальных парков 3 .Количество виртуальных музеев, созданных при поддержке федерального бюджета 4.Числомузеев Минкультуры России 5.Число музеев, не относящнхсяк сфере ведения Минкультуры Россини ДР-
Детские школы искусств Показатель отсутствует Общее число организаций дополнительного образования детей, объединений« научных обществ Детские школы искусств
Парки культуры и отдыха Показатель отсхтс техвт Число парков культуры и отдыха Минкультур ы Ро ссии и др. Парки культуры и отдыха
Цирковые организации Цирю! Число цирков Цирки
Зоопарки Зоопарки Число зоопарков и др. Зоопарки
Таким образом, из таблицы 2 видно, что информация
о состоянии и развитии учреждений «сферы культуры», согласно классификации входящих в данную систему учреждений Министерства культуры РФ, в настоящее время доступна из разных форм отчетности Росстата, в которых наибольше соответствие отмечено только по данным Портала открытых данных. Следует заметить, что разная форма, а также разный временной диапазон представления данных затрудняет сбор, обработку информации, и, как следствие, изучение важнейших аспектов развития «сферы культуры» в России в динамике за ряд лет.
Продолжая изучение вопроса о характеристике элементов «сферы культуры», обратимся к нормам Федерального закона «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ. Статьей 1 данного закона определены такие понятия, как: библиотека, общедоступная библиотека, центральная библиотечная система. Соответственно, понятие «организации, оказывающие библиотечные услуги», которое использовано в докладе «Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год» законом не определено.
Перечень учреждений культурно-досугового типа, как и содержание данного понятия, также не определены законодательными актами РФ. В методологических комментариях Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Ростата) к разделу «Культура, отдых и туризм» вводится понятие «организации культурно-досугового типа». Принимая во внимание разницу между содержанием термина «организация» и «учреждение», следует отметить, что первое определение шире, поскольку включает в себя как коммерческие, так и некоммерческие организации, тогда как понятие «учреждение» может быть применено только к характеристике некоммерческих организаций культуры. Целесообразность применения того или иного термина зависит о того, с какой позиции будет дана характеристика «сферы культуры» государства.
Согласно определению Росстата, к числу организаций культурно-досугового типа относятся: клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и досуга; дома интеллегенции, книги, кино, эстетического воспитания детей, женщин, молодежи, пенсионеров; национальные культурные центры; центры традиционной культуры; дома ремесел и фольклора; автоклубы, агиткультбри-гады, плавучие культбазы; культурно-спортивные и социально-культурные комплексы и др. [8]. На уровне субъекта РФ (в частности, на примере Оренбургской области), в аналогичном документе приводится уже более уточненное определение организаций культурно-досу-гового типа [11]. Подробный перечень видов организаций культурно-досугового типа определен органами статистики Российской Федерации и Оренбургской области до 2018 года только теоретически, информация об их количестве отражается в отчетах общей суммой [8,11].
Если обратить внимание на содержательную часть статистических отчетов, то следует констатировать в некоторых случаях несоответствия данных за один и тот же период. Так, например, число учреждений культур-но-досугового типа (включая обособленные подразделения) в Оренбургской области в 2017 году, согласно Открытым данные Министерства культуры России, составляет 1034 единицы, что меньше показателя, представленного Оренбургстатом за тот же период, на 7 единиц [10,11]. Аналогичная ситуация выявлена по данным о количестве организаций культурно-досугового типа в Российской Федерации за 2017 год из двух официальных отчетов Росстата. Так, общее число учреждений культурно-досугового типа в РФ в 2017 году, по данным Российского статистического ежегодника, составило 42500 единиц, по данным системы ЕМИСС таких учреждений в России в этом же году больше на 46 единиц. Портал открытых данных содержит информацию о ко-
Seryaeva Maria Gennadievna
«SPHERE OF CULTURE» OF THE RUSSIAN .
economic sceinces
личестве учреждений 42015 единиц, что соответствует данным по подведомственным Минкультуры РФ организациям. Таким образом, следует отметить еще одну важную проблему - это разное содержание отчетов о состоянии и развитии учреждений «сферы культуры», которое лишено комментариев со стороны ответственных лиц. При использовании статистической информации для проведения научных исследований необходимо использовать достоверные и сопоставимые данные за ряд лет, что является затруднительным в случае выявления таких несоответствий.
Продолжая рассуждения о составе «сферы культуры», основываясь на проведенном выше анализе, отметим, что в общем виде данная сфера состоит из двух основных составляющих:
1. Учреждения культуры, подведомственные Мин-культуры России.
2. Учреждения культуры, не относящихся к сфере ведения Минкультуры России
Для того, чтобы представить полный перечень подведомственных Минкультуры РФ учреждений, обратимся к информации, представленной на официальном сайте названного Министерства [6].
«Сфера культуры» Российской Федерации, представленная по перечню подведомственных Министерству культуры РФ учреждений, включает в себя большее число учреждений, по сравнению с перечнем, содержащемся в проекте итогового доклада «Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год», представленном в таблице 1. В частности, в состав «сферы культуры РФ», согласно определению Минкультуры РФ, не вошли: образовательные и научные учреждения культуры, киностудии, продюсерские учреждения, самостоятельные музыкальные коллективы, реставрационные учреждения и др.
Для того, чтобы определится окончательно с содержанием понятия «сфера культуры», обратимся к определениям ученых. Следует заметить, что на современном этапе очень мало внимания уделяется изучению данной темы в печати.
Отметим наиболее актуальную из изученных цитат: Гришин А.И. в своей научной работе дает экономическое определение сферы культуры как «системы общественных отношений по поводу производства, распределения и потребления культурных благ» [3]. Гнедовский М. выделяет четыре крупных сектора экономики культуры, составляющие относительно замкнутые области в составе целого и являющиеся, в сущности, институциональными единицами сферы культуры: государственный сектор (государственная собственность, бюрократический тип, преимущественно некоммерческий характер обмена); муниципальный сектор (муниципальная собственность, бюрократический тип, преимущественно некоммерческий характер обмена); неправительственный сектор (частная собственность, самоуправление, некоммерческий характер обмена); Творческие индустрии (частная собственность, самоуправление, коммерческий характер обмена) [4].
Новотный О. и Фишер Я. определяют, что в их работах термин «сфера культуры» используется, как правило, для характеристики всех элементов общества, в рамках которых осуществляется культурное воспроизводство, то есть, в нее включаются разнородные социальные институты, специализирующиеся на данной функции. С данной точки зрения, «сфера культуры» предстает перед нами как очень объемное понятие. В более узком смысле «сфера культуры» представлена авторами как «группа отраслей культуры, образования, науки...; и как отрасль национальной экономики - в отраслевом смысле» [5].
Барсук В.Л. в своем исследовании не дает определения «сферы культуры», хотя оперирует понятием «сфера духовной культуры», в рамках которой им рассматривается культурная деятельность и потребности. Используя
данное ограничение, автор группирует виды культурной деятельности по учреждениям культуры, в которых эта деятельность осуществляется. К учреждениям культуры относятся те учреждения и организации, в рамках которых организуется деятельность создателей и потребителей духовных ценностей. Что касается учреждений, организующих только тиражирование и репродуктиро-вание ценностей культуры, то они относятся к соответствующим отраслям промышленности и не включаются в систему учреждений культуры. То есть, типографии, кинофабрики, заводы теле - и радиоаппаратуры нельзя, по его мнению, относить к учреждениям культуры [6].
Родионов В.Г. отмечает, что «границы сферы культуры трудно представить, так как и сам объект - культура - многоуровневый и сверхсложный - не поддается сколько-нибудь точному структурированию и ограничению». Сфера культуры, по его мнению, представляет собой открытую многоуровневую систему без четких границ, в которой процессы развиваются под воздействием неупорядоченных отношений субъектов культурной деятельности. Также, «сфера культуры» может быть представлена как «сложноорганизованная система с множеством формализованных и неформализованных внутренних и внешних «диффузных» связей». Родионов В.Г. отмечает, что «включение всей сферы культуры в рамки изучения достаточно затруднительно, так как она является сложным объектом и ее представление требует специального исследования, и не отраслевой наукой, а философией и культурологией» [7]. Таким образом, Родионов В.Г. представляет практически все структуры, которые имеют отношение к культуре, абстрактно обозначив границы «сферы культуры».
Обобщая вышесказанное, отметим, что понятие «сфера культуры» может быть характеризовано с разных позиций:
1. По принципу подведомственности.
2. По принципу участия учреждений в процессе производства, оказания, распределения культурных благ и услуг.
3. По принципу выполняемых учреждениями культуры функций в процессе общественного воспроизводства.
Если про первые два пункта классификации уже было сказано ранее в статье, охарактеризуем третий, новый подход к определению понятия «сфера культуры».
«Сфера культуры» Российской Федерации включает в себя учреждения культуры трех основных видов (по группам) в зависимости от их роли в общественном воспроизводстве:
1 группа - учреждения культуры, как субъект процесса предоставления образовательных услуг. К данной группе относятся образовательные учреждения культуры, основной целью деятельности которых является предоставление образовательных услуг в сфере культуры, в результате чего, они выступают в качестве субъекта процесса предоставления образовательных услуг.
2 группа - учреждения культуры, как субъект процесса предоставления культурно-досуговых услуг. К данной группе отнесены учреждения культуры, предоставляющие культурно-досуговые услуги и являющиеся местом проведения досуга для населения. Например, это дома культуры, цирки, парки культуры и отдыха.
3 группа - учреждения культуры, занимающие промежуточное положение между первыми двумя группами, и представляющие собой субъект процесса предоставления культурно-досуговых услуг и участника процесса предоставления образовательных услуг. Такие учреждения культуры, с одной стороны, предоставляют возможность организации культурного досуга, с другой - являются участниками процесса предоставления образовательных услуг. Например, это библиотеки, музеи, театры, зоопарки, архивы. Так, в первом случае, пользователь библиотеки читает литературу исходя из собственных интересов и предпочтений; во втором, чи-
экономические науки
Серяева Мария Геннадьевна «СФЕРА КУЛЬТУРЫ» РОССИЙСКОЙ ...
татель обращается в библиотеку для получения учебной литературы, консультации, справки по перечню рекомендованных для подготовки самостоятельной работы литературы и др. В результате, библиотека предстает перед нами как участник процесса предоставления образовательных услуг. Также можно привести пример относительно театра: данное учреждение представляет собой центр культурного досуга в том случае, если посетитель театра посещает постановку исходя из собственных предпочтений и интересов. Если же в театре будет поставлен спектакль по произведению, изучаемому в образовательном учреждении, и на просмотр будут приглашены учащиеся данного учреждения, то театр уже предстает перед нами как участник процесса предоставления образовательных услуг.
Характеристика «сферы культуры» с точки зрения места учреждений в процессе общественного воспроизводства позволяет, с одной стороны подчеркнуть значимость ее элементов в экономике, с другой - в широком смысле представить границы этой сферы, в частности, во взаимосвязи со сферой образования.
Как было отмечено в начале статьи, Росстат в настоящее время представляет информацию об учреждениях культуры РФ в обобщенном разделе «Культура, отдых и туризм», в результате чего, культура не по праву приравнивается только к сфере досуга. Реализуемая в настоящее время Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 20132020 годы» также объединяет в себе сферу культуры и туризм. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета РФ на реализацию Программы составит 766,6 млрд. рублей, в том числе, наибольшая доля средств направлена на подпрограмму «Искусство» (33 % к общему объему средств в 2018 г., 49 % в 2019-2020 гг.). На втором месте по доле расходов - подпрограмма «Наследие», на реализацию мероприятий которой в 2018 году выделено 27 % средств федерального бюджета, в 2019-2020 гг. - 33 % [12,13].
Положительными тенденциями текущего года являются два основных значимых момента, о которых хотелось бы сказать.
Во-первых, в настоящее время разработан и начал свое воплощение Национальный проект «Культура», мероприятия которого запланированы на период 20192024 гг. В рамках Национального проекта сформировано три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Общий объем финансирования Национального проекта составит 107,2 млрд. рублей, в том числе, по федеральным проектам: «Культурная среда» - 82,6 млрд. рублей; «Творческие люди» - 22,6 млрд. рублей; «Цифровая культура» - 2 млрд. рублей. В рамках каждого федерального проекта сформирован перечень основных задач, а также мероприятий, способствующих их достижению
[14].
Во-вторых, с 1 сентября 2019 года в восьми пилотных регионах России начинается реализация межведомственной программы Минкультуры и Минпросвещения «Культурные нормативы школьников». В феврале 2019 года Министр культуры Владимир Мединский сообщил, что Минкультуры и Минпросвещения планируют включить культурные нормативы для школьников в учебную программу [15].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, проведенный анализ позволил обосновать наиболее важные проблемы научного, законодательного, статистического регулирования «сферы культуры». Несмотря на важные положительные решения, реализуемые в настоящее время в сфере культуры РФ, все еще много вопросов остается нерешенными.
Выделим основные направления, которые необходимо реализовать с целью обеспечения условий для эффективного функционирования и развития «сферы культу-
ры» нашего государства:
Первое направление. Совершенствование законодательства и статистического учета в «сфере культуры» с целью обеспечения единства терминологии и создания единой, открытой, достоверной, сопоставимой и доступной информационной базы на всех уровнях управления.
Второе направление. Рекомендуется использование нового подхода к классификации учреждений и организаций «сферы культуры» в зависимости от их роли в общественном воспроизводстве. Данный подход позволит представить в более широком смысле элементы «сферы культуры», а именно, во взаимодействии со сферой образования в процессе предоставления образовательных услуг, что создаст условия для совершенствования действующего механизма финансового обеспечения учреждений культуры в перспективе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год: Проект итогового доклада // Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации [web-сайт]. — Режим доступа: https://www.mkrf.ru/activities/reports
2. Подведомственные организации министерства культуры РФ // // Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации [web-сайт]. — Режим доступа: https://www.mkrf.ru/about/subordinates
3. Гришин А.И. Роль государства в сфере культуры как отрасли народного хозяйства //Культура. Духовность. Общество. 2016. № 26. С. 155-160.
4. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 4 (24). С. 12-17.
5. Экономика культуры / О. Новотный, Я. Фишер; Перевод со сло-вац. М. С. Липкина, Н. Н. Попова; Общ. ред. и предисл. И. Е. Дискина, В. Г. Зинина. - М.: Прогресс, 1987. — 253 с.
6. Барсук В.Л. Региональная сфера культурно-образовательных услуг: особенности диверсификационных процессов /В.Л. Барсук, А.Ф, Суховей, Л.А. Юрганова. - Препр. - Екатеринбург : УрО РАН: Ин-т экономики. Ч2: Культура. -1999. - 42 с. (Научные доклады /Рос. акад. наук. Ур. отд-ние. Ин-т экономики)
7. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры : Сб. науч. тр. /М-во культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры; [Редкол.: В. Г. Родионов (отв. ред.) и др.].
- М.: НИИК, 1988. - 294 с.
8. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./ Росстат. - М., 2018 — 694 с. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [web-сайт].
— Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078
9. Официальные статистические показатели Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) Росстата // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [web-сайт]. — Режим доступа: https://fedstat.ru/indicators
10. Учреждения культурно-досугового типа. Статистическая информация: Открытые данные Министерства культуры России // Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации [web-сайт]. — Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/ opendata/7705851331-stat_clubs
11. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2018: Стат.сб./Оренбургстат. — Оренбург, 2018. — 530 с. // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [web-сайт]. — Режим доступа: http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orenstat/resourc es/53b20d004835d0b4a0faacf8830b115d/Статистический+ежегодник +Оренбургской+области.pdf
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317 // Консультант-плюс [web-сайт]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru
13. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» за счет средств федерального бюджета // Портал госпрограмм РФ [web-сайт]. — Режим доступа: https://programs.gov. ru/Portal/programs/resources?gpId=11&viewType=2
14. Паспорт Национального проекта «Культура» // Сетевое издание «Майский Указ» [web-сайт]. — Режим доступа: http://майский-указ.рф
15. В программе «Культурные нормативы школьников» учтут патриотическую ценность произведений»: Пресс-служба. Новости Министерства культуры РФ // Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации [web-сайт]. — Режим доступа: https://www.mkrf.ru/press/news/v_programme_kulturnye_normativy_ shkolnikov_uchtut_patrioticheskuyu_tsennost_proizvedeniy
Статья поступила в редакцию 27.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019