Научная статья на тему 'Финансирование сферы культуры Российской Федерации и показатели результативности ее развития'

Финансирование сферы культуры Российской Федерации и показатели результативности ее развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6502
1015
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / EFFICIENCY / EFFECTIVENESS / FINANCIAL SUPPORT / CULTURE / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серяева Мария Геннадьевна

Сфера культуры Российской Федерации представлена большим многообразием учреждений, обеспечивающим предоставление услуг культурно-досугового характера. Значимость всех мероприятий и услуг, финансируемых государством в рамках данной сферы, очень высока, поскольку их основная цель обеспечение динамичного социально-экономического развития страны, сохранение единого культурного пространства и территориальной целостности России. Финансовое обеспечение мероприятий и услуг сферы культуры РФ осуществляется из различных источников, основным из которых являются средства бюджетов всех уровней бюджетной системы государства. Эффективность проводимой в стране государственной культурной политики невозможно оценить, основываясь только на показатели объемов и динамики финансирования. В рамках решения данной проблемы важным является использование единой системы взаимосвязанных показателей результативности финансирования сферы культуры. В статье проведен анализ финансирования расходов федерального бюджета РФ на культуру и кинематографию в 2015-2021 гг., в том числе в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», Национального проекта «Культура»; проведен сопоставительный анализ соответствия индикаторов, показателей и ожидаемых результатов реализации государственной программы, подпрограммы «Искусство», а также отчетной информации Росстата и информации о государственном задании учреждения (на примере ФГБУК «Государственный академический Большой театр России»); обоснованы основные проблемы несоответствия показателей результативности разного уровня и сформулированы предложения по разработке единой системы взаимосвязанных показателей результативности в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF THE SPHERE OF CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND INDICATORS OF THE PERFORMANCE OF ITS DEVELOPMENT

The sphere of culture of the Russian Federation is represented by a large variety of institutions that provide cultural and leisure services. The significance of all activities and services funded by the state within this sphere is very high, since their main goal is to ensure the dynamic socio-economic development of the country, preserve the common cultural space and the territorial integrity of Russia. Financial support of events and services in the sphere of culture of the Russian Federation is carried out from various sources, the main of which are the funds of budgets of all levels of the state budget system. The effectiveness of the state cultural policy conducted in the country cannot be assessed based only on indicators of the volume and dynamics of funding. As part of solving this problem, it is important to use a unified system of interrelated indicators of the effectiveness of cultural financing. The article analyzes the financing of expenses of the federal budget of the Russian Federation for culture and cinematography in 2015-2021, including within the framework of the State program of the Russian Federation "Development of culture and tourism" for 2013-2020, the National Project "Culture"; a comparative analysis of the compliance of indicators, indicators and expected results of the state program, the “Art” subprogram, as well as Rosstat reporting information and information about the state task of the institution (on the example of the Federal Academic Bolshoi Theater of Russia) was conducted; substantiated the main problems of non-compliance of performance indicators of different levels and formulated proposals for the development of a unified system of interrelated performance indicators in the field of culture.

Текст научной работы на тему «Финансирование сферы культуры Российской Федерации и показатели результативности ее развития»

экономические науки

Серяева Мария Геннадьевна ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ...

УДК 336.143

DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0075

ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

© 2019

Серяева Мария Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: maria2479@mail.ru)

Аннотация. Сфера культуры Российской Федерации представлена большим многообразием учреждений, обеспечивающим предоставление услуг культурно-досугового характера. Значимость всех мероприятий и услуг, финансируемых государством в рамках данной сферы, очень высока, поскольку их основная цель - обеспечение динамичного социально-экономического развития страны, сохранение единого культурного пространства и территориальной целостности России. Финансовое обеспечение мероприятий и услуг сферы культуры РФ осуществляется из различных источников, основным из которых являются средства бюджетов всех уровней бюджетной системы государства. Эффективность проводимой в стране государственной культурной политики невозможно оценить, основываясь только на показатели объемов и динамики финансирования. В рамках решения данной проблемы важным является использование единой системы взаимосвязанных показателей результативности финансирования сферы культуры. В статье проведен анализ финансирования расходов федерального бюджета РФ на культуру и кинематографию в 2015-2021 гг., в том числе в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», Национального проекта «Культура»; проведен сопоставительный анализ соответствия индикаторов, показателей и ожидаемых результатов реализации государственной программы, подпрограммы «Искусство», а также отчетной информации Росстата и информации о государственном задании учреждения (на примере ФГБУК «Государственный академический Большой театр России»); обоснованы основные проблемы несоответствия показателей результативности разного уровня и сформулированы предложения по разработке единой системы взаимосвязанных показателей результативности в сфере культуры.

Ключевые слова: эффективность, результативность, финансовое обеспечение, сфера культуры, учреждения культуры.

FINANCING OF THE SPHERE OF CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND INDICATORS OF THE PERFORMANCE OF ITS DEVELOPMENT

© 2019

Seryaeva Maria Gennadievna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of finance Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, PobedyAvenue, 13, e-mail: maria2479@mail.ru)

Abstract. The sphere of culture of the Russian Federation is represented by a large variety of institutions that provide cultural and leisure services. The significance of all activities and services funded by the state within this sphere is very high, since their main goal is to ensure the dynamic socio-economic development of the country, preserve the common cultural space and the territorial integrity of Russia. Financial support of events and services in the sphere of culture of the Russian Federation is carried out from various sources, the main of which are the funds of budgets of all levels of the state budget system. The effectiveness of the state cultural policy conducted in the country cannot be assessed based only on indicators of the volume and dynamics of funding. As part of solving this problem, it is important to use a unified system of interrelated indicators of the effectiveness of cultural financing. The article analyzes the financing of expenses of the federal budget of the Russian Federation for culture and cinematography in 2015-2021, including within the framework of the State program of the Russian Federation "Development of culture and tourism" for 2013-2020, the National Project "Culture"; a comparative analysis of the compliance of indicators, indicators and expected results of the state program, the "Art" subprogram, as well as Rosstat reporting information and information about the state task of the institution (on the example of the Federal Academic Bolshoi Theater of Russia) was conducted; substantiated the main problems of non-compliance of performance indicators of different levels and formulated proposals for the development of a unified system of interrelated performance indicators in the field of culture.

Keywords: efficiency, effectiveness, financial support, culture, cultural institutions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На современном этапе в Российской Федерации все больше внимания уделяется вопросам государственной культурной политики, поиску источников ее финансирования, совершенствованию инструментов реализации ее мероприятий. Тем не менее, остается ряд нерешенных вопросов, усложняющих процесс динамичного развития сферы культуры. Учреждения культуры, как и другие учреждения бюджетной сферы государства, финансируются из разных источников, основным из которых является бюджет. Конечный результат проводимой в стране культурной политики и финансирования соответствующих мероприятий представляется общественности в виде различных отчетных показателей, определенных в статистических ежегодниках, прогнозных и стратегических документах о развитии отрасли культуры в целом, официальных отчетах о выполнении государственных программ и государственных (муниципальных) заданий учреждений и т.д. Важная проблема, которая затрагивается в данной статье - это отсутствие единой система-

тизированной классификации взаимосвязанных между собой отчетных показателей, характеризующих результаты финансируемых в стране мероприятий в сфере культуры и результаты оказания услуг учреждениями культуры.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

К числу важных проблем развития учреждений культуры РФ, обсуждаемых в печати, относятся: сохраняющиеся тенденции остаточного финансирования учреждений культуры; снижающийся спрос на услуги учреждений культуры; отсутствие четких критериев оценки эффективности и результативности их деятельности. Так, Зеленская Е.М., в своей статье представляет оценку эффективности деятельности учреждений культуры важной исследовательской задачей, способной оказать положительное влияние на развитие учреждений культуры в сложившихся условиях [1]. Гильмиянова Р.А., Султангалеева А.В., Хоменко Е.М. в своем исследова-

Seryaeva Maria Gennadievna economic

FINANCING OF THE SPHERE ... sceinces

нии также указывают на дефицит материалов по вопросам повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры [2]. Костоглотова Е.Д., Доржиева В.В., Баирова Э.В. также указывает на необходимость решения вопроса обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов в сфере культуры [3,4].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью статьи является обоснование необходимости решения проблемы сопоставимости показателей результативности финансирования сферы культуры Российской Федерации и определение рекомендаций по разработке единой системы взаимосвязанных показателей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Финансирование учреждений культуры России осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также за счет дополнительных источников, предусмотренных действующим законодательством [5].

Расходы федерального бюджета РФ на культуру и кинематографию в 2015-2017 гг. сократились с 89,9 млрд. руб. до 89,7 млрд. руб. (таблица 1). В период 20182021 гг. наблюдается положительная динамка расходов на культуру: прирост объема финансирования культуры и кинематографии в 2021 году против 2018 года составил 25 %. При этом, согласно данным Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», первоначально утвержденные объемы финансирования расходов на культуру и кинематографию в 2019-2020 гг. составляли 94,5 млрд. рублей и 86,5 млрд. рублей соответственно по годам. Как мы видим из таблицы 1, при принятии Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» данные показатели были уточнены в сторону увеличения: в 2019 году прирост показателя расходов бюджета на культуру и кинематографию составил 32,7 млрд. рублей; в 2020 году - 30,2 млрд. рублей. Наибольшую долю в расходах федерального бюджета РФ по разделу «Культура, кинематография» составляют расходы по подразделу «Культура». Доля средств в рамках данного подраздела в 2015 году составила 87,9 %. По планируемым показателям 2021 года доля расходов бюджета по подразделу «Культура» составит уже 90,8. Несмотря на то, что средства федерального бюджета РФ, направляемые на культуру и кинематографию, в анализируемый период 2015-2021 гг., выделяются в условиях нестабильной динамики, на современном этапе отмечается увеличение объема данных вложений, что свидетельствует об усилении внимания к сфере культуры нашего государства.

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета РФ на культуру и кинематографию в 2015-2021 гг., в млрд. руб.

2015 г.[6] 2016 г. [7] 2017 г.[8] 2018 г. [91 2019 г. [101 2020 г. [101 2021 г. [101

Показатель Сумма, в млрд. руб. Уд, вес, в процентах Сумма, в млрд. руб. УД, вес,"» процентах Сумма, в млрд. руб. УД, вес, в процентах Сумма, в млрд. руб. Сумма, в млрд. руб. Сумма, в млрд. руб. Сумма, в млрд. руб.

Культура, кинематография 90 100 87,3 100 89,7 100 97,7 127,2 116,7 122

Культура 79.1 87,9 74.6 85.5 76.4 85.2 87.6 116.7 105.8 110.8

Кин ематография 7 7.8 7.8 8.9 8.7 9.7 6.3 6,1 9,1 9,3

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5

Другие вопросы в области культуры, кинематографии 3,6 4,0 4.6 5,3 4,2 4,7 3,4 4 1,4 1,4

Программно-целевой метод финансирования расходов в сфере культуры нашел свое выражение в форме Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета РФ на реализацию Программы составит 306

766,6 млрд. рублей. Финансирование мероприятий Программы в 2018-2020 гг. представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Объем и структура расходов федерального бюджета РФ на реализацию мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», в разрезе подпрограмм и ФЦП, в млрд. руб. и процентах [11,12]

Подпрограммы и ФЦП 2018 г., Уд. вес, в 2019 г., УД, вес, в 2020 г., Уд. вес, в

сумма процентах сумма процентах сумма процентах

Подпрограмма «Наследие» 24.05 26.93 24.57 33,17 24.59 33.18

Подпрограмма «Искусство» 29.28 32.79 36.48 49.25 36.5 49.24

Подпрограмма «Туризм» 0.24 0.27 0.21 0.28 0.21 0.28

Подпрограмма «Обеспечение

условии реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие 12,7 14,22 12,81 17,29 12,82 17,30

культуры и туризма»

Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)» 19,51 21,85 0 0,00 0 0,00

Федеральная целевая программа

«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011 - 2018 годы)» 3,51 3,93 0 0,00 0 0,00

Итого объем финансирования

Программы 89.29 100 74,07 100 74,12 100

Как видно из таблицы 1, в 2018 году финансирование мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 20132020 годы» предусмотрено по шести направлениям, в том числе, по четырем подпрограммам и двум целевым программам, которые завершаются в текущем году. Динамика общего объема финансирования мероприятий Программы отрицательная (снижение расходов 2020 года по сравнению с 2018 годом составило 17 %). Наибольший объем средств федерального бюджета РФ планируется выделить на подпрограмму «Искусство», в 2018 году данный показатель составил 33 %, в 2019-2020 гг. мы видим увеличение объема бюджетных средств и в абсолютном и в относительном выражении (удельный вес к итогу составил 49 %).

Также в настоящее время разработан и начал свое воплощение Национальный проект «Культура», мероприятия которого запланированы на период 2019-2024 гг. Культура в России возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России [13]. В рамках Национального проекта сформировано три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Общий объем финансирования Национального проекта составит 107,2 млрд. рублей, в том числе, по федеральным проектам: «Культурная среда» - 82,6 млрд. рублей; «Творческие люди» - 22,6 млрд. рублей; «Цифровая культура» - 2 млрд. рублей. В рамках каждого федерального проекта сформирован перечень основных задач, а также мероприятий, способствующих их достижению.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» предусмотрено выделение нескольких категорий показателей результативности:

1) целевые индикаторы и показатели Программы (общее количество - 22);

2) перечень ожидаемых результатов реализации Программы (15);

3) целевые индикаторы и показатели подпрограммы (по подпрограмме «Искусство» - 8);

4) ожидаемые результаты реализации подпрограммы (по подпрограмме «Искусство» - 21).

Проведенный анализ всех указанных выше категорий позволяет сделать вывод об отсутствии единой взаимосвязанной системы показателей в рамках Программы и подпрограмм. Так, целевые индикаторы и показатели Программы включают в себя перечень из 22 наименований, из которых только 4 соотносятся с перечнем ожи-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)

экономические науки

Серяева Мария Геннадьевна ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ...

даемых результатов реализации Программы (таблица 2).

Таблица 2 - Анализ соответствия индикаторов, показателей и ожидаемых результатов реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы»

Л Целевые индикаторы и показатели Программы Ожидаемые результаты реализации Программы

1 количество посещении организации культурыпо отношению к уровню 2010 года; увеличение количества посещении организации культуры до 136 процентов по отношению к уровню 2010 года;

2 дола объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения: увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения до 37 процентов;

3 численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году: увеличение численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, до 191,78 процента по отношению к 2012 году:

доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений: увеличение доли зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 83 процентов в общем количестве зданий данных учреждений

Следующие 18 целевых индикаторов и показателей Программы Соответствия не выявлено

Таблица 3 - Анализ соответствия индикаторов, показателей и ожидаемых результатов реализации Подпрограммы «Искусство» Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» [11,12,14]

Из восьми целевых индикаторов и показателей подпрограммы «Искусство» (как наиболее значимой по объему финансирования), только один аналогичный показатель указан в перечне целевых индикаторов и показателей Программы. В рамках первой категории показателей он сформулирован как «количество проведенных за рубежом выставок музеев, гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по отношению к 2010 году», в рамках третьей категории -это «количество проведенных за пределами своей территории в России гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по отношению к 2010 году». При анализе соответствия целевых индикаторов и показателей подпрограммы «Искусство» и ожидаемых результатов реализации подпрограммы, пять показателей нашли свое отражение в двух сопоставленных категориях, три показателя были первоначально заявлены в подпрограмме, но в ожидаемых результатах не отражены. Сопоставление показателей результативности, представленных в рамках Государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» и подпрограммы «Искусство» с отчетной информацией Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), наглядно демонстрирует проблему отсутствия взаимосвязанной системы показателей в сфере культуры. Так, из восьми показателей, характеризующих индикаторы, показатели и ожидаемые результаты реализации подпрограммы «Искусство» Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», ни один показатель не может быть признан соответствующим, приведены лишь близкие по смыслу данные, которые содержит Росстат (таблица 3).

Стратегия государственной культурной политики РФ, утвержденная на период до 2030 года, включает в себя перечень из 20 целевых показателей реализации ее мероприятий [15].

При сопоставлении показателей Стратегии и Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», выявлено соответствие только по 5 пунктам, соответственно, большая часть показателей (15) Стратегии государственной культурной политики РФ на период до 2030 года, не нашли отражения в Программе.

Паспорт национального проекта «Культура» содержит раздел «Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта», в рамках которого отражено только 2 показателя: увеличение на 15 % числа посещений организаций культуры; увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз.

Из названных двух показателей Нацпроекта только первый содержится в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», где он рассчитывается как количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года._

Кй п/ Целевые индикаторы н показатели подпрограммы Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Отчетная информация Росстата, соответствующая или близкая по смыслук 1 и 2

1 2 3

доля театральных мероприятий для детей б общем количестве выездных мероприятий н гастролей театров в России; увеличение доли театральных мероприятий для детей до 75 процентов общего количества выездных мероприятий и гастролей театров в России; Соответствующий показатель отсутствует. Близкий по смыслу: число детских театров, общая численность зрителей театров

2 численность посетителей представлений, проведенных цирками н цирковыми 2013 году; увеличение количества представлений, проведенных цирками и цирковыми 150 процентов по отношению к 2012 году и численности посетителей данных пр е дставл етптй до 160 процентов по отношению к 2013 году; Соответствующий показатель отсутствует. Близкий по смыслу: число цирков, численность зрителей цирков

i количество представлении, проведенных цирками и цирковыми коллективами в России, по отношению к 2012 году; Соответствующий показатель отсутствует.

4 ооеспеченность зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа в на 1 тыс. человек; Показатель отсутствует Соответствующий показатель отсутствует.

5 средняя численность участников клуоных формирований в расчете на 1 тыс. человек; Показатель отсутствует Соответствующий показатель отсутствует. Близкий по смыслу: число организаций культурно-досугового типа, в том числе, в городах и поселках городского типа и в сельской местности

6 количество проведенных за пределами своей территории в России гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов н театров по отношению к 2010 году; увеличение количества проведенных за пределами своей территории в России гастролей концертных организаций. и театровиа 28,5 процента по отношению к 2010 году: Соответствующий показатель отсутствует.

7 среднее количество посещений киносеансов в расчете на 1 человека; увеличение среднего количества посещений киносеансов до 1.4 единицы в расчете на 1 человека С о ответ ствующнн показатель отсутствует.

К доля переведенных оригиналов магнитных фонограмм кинофильмов на цифровые носители в общем объеме фонда магнитных фонограмм государственного фнльмофонда Российской Федерации Показатель отсутствует Со ответствующни показатель отсутствует.

Указом Президента РФ от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрен перечень соответствующих показателей, в числе которых только один имеет отношение к оценке результативности деятельности учреждений культуры, это «Оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания» [16]. Аналогичный показатель отражен в государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», а также в Стратегии государственной культурной политики РФ на период до 2030 года. В названных документах данный показатель сформулирован как « уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры».

Показатели качества государственной (муниципальной) услуги, представленные в настоящее время в государственных (муниципальных) заданиях учреждений культуры, также включают в себя отдельный перечень критериев, характеризующих результаты деятельности каждого учреждения. Так, например, Государственное задание Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России» на 2019-2021 гг. содержит такие показатели, как: интенсивность обновления текущего репертуара; доля постановок спектаклей для детей в репертуаре; заполняемость зала; средняя стоимость услуги, оказываемой физическому лицу по договору [17].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Использование несистематизированного перечня показателей результативности реализации государственных программ приводит к усложнению работы с отчетной информацией, отсутствию взаимосвязи между показателями финансирования и конечного результата, что затрудняет проведение оценки эффективности и ре-

Seryaeva Maria Gennadievna FINANCING OF THE SPHERE .

economic sceinces

зультативности в сфере культуры. При разработке единой системы показателей результативности финансирования мероприятий и оказания услуг в сфере культуры, следует учитывать следующие рекомендации:

1) взаимосвязь между показателями результативности должна быть обеспечена на всех уровнях управления, включая государственные и муниципальные учреждения культуры;

2) классификация показателей результативности должна включать в себя такие категории, как:

- финансовые показатели (общий объем финансирования, в том числе, по источникам, по мероприятиям, по учреждениям);

- показатели результата финансируемых мероприятий в сфере культуры (на федеральном, региональном и местном уровнях);

- показатели результата оказания государственных и муниципальных услуг учреждениями культуры.

Разработка единой системы взаимосвязанных показателей результативности финансирования в сфере культуры позволит обеспечить единые требования к предоставляемой разными органами власти и управления отчетной информации, будет способствовать повышению прозрачности механизма финансового обеспечения предоставления услуг в данной сфере за счет повышения эффективности обработки информации заинтересованными лицами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зеленская Е.М. Эффективность в сфере культуры: кластерный анализ социально-экономических показателей деятельности российских театров //Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2018. - Т. 17. - № 1. - С. 8-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гильмиянова Р.А., Султангалеева А.В., Хоменко Е.М. Учреждения культуры Республики Башкортостан: исследование эффективности деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 2 (63). С. 22-29.

3. Костоглодова Е.Д. Перспективы развития программно-целевых методов бюджетного планирования в сфере культуры // Финансовые исследования. №2. С. 26-31.

4. Доржиева В.В., Баирова Э.В. Методические подходы к оценке эффективности и результативности деятельности учреждений культуры Республики Бурятия //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 41 (174). С. 42-47.

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) //Консультант-плюс [web-сайт]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Отчет об исполнении федерального бюджета РФ за 2015 год // Федеральное казначейство [web-сайт]. - Режим доступа: http:// www.ro.skazna.ru

7. Отчет об исполнении федерального бюджета РФ за 2016 год // Федеральное казначейство [web-сайт]. - Режим доступа: http:// www.roskazna.ru

8. Отчет об исполнении федерального бюджета РФ за 2017 год // Федеральное казначейство [web-сайт]. - Режим доступа: http:// www.roskazna.ru

9. Закон о федеральном бюджете на 2018 и плановый период

2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: Федеральное казначейство [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov

10. Закон о федеральном бюджете на 2019 и плановый период

2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Федеральное казначейство [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317 // Консультант-плюс [web-сайт]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru

12. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» за счет средств федерального бюджета //Портал госпрограмм РФ [web-сайт]. - Режим доступа: https://programs.gov. ru/Portal/programs/resources?gpId=11&viewType=2

13. Паспорт Национального проекта «Культура» / Сетевое издание «Майский Указ» [web-сайт]. - Режим доступа: http://майский-указ.рф

14. Россия в цифрах - 2018 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_11/Main.htm

15. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р //Консультант-плюс [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html

16. Об оценке эффективности деятельности органов исполни-

тельной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.11.2017 № 548 // Консультант-плюс [web-сайт]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

17. Государственное задание Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России» на 2019-2021 гг. // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [web-сайт]. — Режим доступа: https://bus.gov.ru/pub/ agency/143038/tasks/8554055

Статья поступила в редакцию 11.03.2019 Статья принята к публикации 27.06.2019

308

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.