Balashev Nikolay Borisovich, candidate of technique science, head teacher, balashe vnb@ mail.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch),
Latu Aleksandra Anatolyevna, economist, [email protected], Russia, Tula, JSC "DEP №89»
УДК 338.2
ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А. Л. Сабинина, А. А.Кузнецова
Рассмотрены основные источники финансирования организаций физической культуры и спорта: финансирование за счет выделения бюджетных ассигнований соответствующего уровня и финансирование за счет предпринимательской деятельности источников. Проводится анализ деятельности и особенности планирования и финансирования учреждений физической культуры и спорта.
Ключевые слова: учреждения физической культуры и спорта, источники финансирования.
Постановка проблемы. Актуальность работы состоит в том, что одним из главных условий эффективной деятельности государственной экономики является экономное и целесообразное использование средств национального бюджета, которые направляются на обеспечение отраслей непроизводственной сферы. Бюджетные организации занимают большую долю среди учреждений, которые функционируют в нашем государстве. К таким учреждениям относятся физкультурно-спортивные организации.
Формулирование целей статьи. Целью данной работы является проведение анализа источников финансирования бюджетов учреждений на примере бюджетного учреждения физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивная организация — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок [2].
Физическая культура и спорт оказывают положительное влияние на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, снижение социальной напряженности в обществе, профилактике заболеваний и преступности. Экономический эффект от реализации указанной деятельности в значительной степени превышает ее прямые затраты.
На основе данных отчета 1-ФК за 2016, 2017 годы, сформированных Министерством спорта, представлена таблица (табл.1). В Российский Федерации 305 288 объектов спортсооружений. В Центральном федеральном округе спортивных сооружений 80 847, что составляет от общего числа 26,48 процентов. Всего в Центральном федеральном округе количество сооружений увеличилось на 3122 ед. Всего по Российской Федерации увеличилось на 14341 ед.
Численность занимающихся в РФ составляет 50 109 214 человек, наибольшее количество занимающихся в Центральном федеральном округе приходится на г. Москва. Наибольший прирост количества занимающихся произошел в Московской области на 366 980 человек. Всего по Центральному Федеральному округу численность занимающихся увеличилась на 1 110 711 человек, по Российской Федерации - на 3 450 005 человек [5].
Таблица 1
Показатели финансирования на 1 жителя
Субъект РФ Спортивные сооружения Численность занимающихся
2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г.
Белгородская область 5 785 5791 608286 629274
Брянская область 2663 2694 240706 311698
Владимирская область 3 218 3394 470743 502393
Воронежская область 6 078 6078 858068 913842
Ивановская область 2 026 2140 255137 295693
Калужская область 2 156 2200 325549 343480
Костромская область 1 288 1425 221947 234721
Курская область 2 123 2184 403012 429212
Липецкая область 3 033 3441 393618 408230
Московская область 10 061 10504 2344647 2712070
Орловская область 1 890 1870 144275 172561
Рязанская область 2 797 2915 383482 419246
Смоленская область 2 458 2593 268156 282597
Тамбовская область 3 911 4187 367384 396491
Тверская область 3 611 3637 389482 402064
Тульская область 2 298 2506 459767 491704
Ярославская область 2 334 2444 371204 417400
г. Москва 19 995 20844 3948417 4201915
Центральный федеральный округ 77 725 80 847 12 453 880 13 564 591
Российская Федерация 290 947 305 288 46 659 209 50 109 214
Физическая культура и спорт как отрасль социальной сферы не участвует непосредственно в создании совокупного общественного продукта и национального дохода. Несмотря на это располагает своими собственными источниками финансирования.
Для решения задач и достижение целей требуются дополнительные усилия по оптимизации подходов к финансированию физкультурно-спортивной сферы, использования всех имеющихся механизмов повышения эффективности организации и способов физкультурно-спортивной деятельности, плодотворного взаимодействия общественных и государственных структур [7].
Бюджетное финансирование физической культуры и спорта
Бюджетное финансирование в нынешних условиях осуществляется в двух основных формах:
• финансирование по нормативу. Включает фонд заработной платы, средства на содержание зданий, сооружений, капитальный ремонт;
• сверхнормативное финансирование по программно-целевому принципу, т.е. финансовая поддержка конкретных социально-культурных заказов. Заказ предполагает гибкую и надежную форму договорных отношений между государственными и муниципальными органами управления.
По данным представленным в документе «Бюджет для граждан», который создан на основании проекта закона Московской области «О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый 2019 и 2020 годов» сформирована таблица (табл. 2).
Таблица 2
Сведения о расходах бюджета по разделам классификации
расходов на 2018 год
Наименование Бюджет (млн рублей) Доля средств в бюджете
1 2 3
Общегосударственные вопросы 45 409,2 8,92
Национальная оборона 190,6 0,04
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 9 511,1 1,87
Национальная экономика 57 863,6 11,37
ЖКХ 22 593,4 4,44
Охрана окружающей среды 3 349,2 0,66
Образование 147 058,2 28,89
Культура 7 170,3 1,41
Здравоохранение 65 003,9 12,77
Социальная политика 119 705,7 23,52
Физическая культура и спорт 8 575,4 1,68
СМИ 3 427,5 0,67
Окончание табл. 2
1 2 3
Обслуживание государственного и муниципального долга 11 283,5 2,22
Межбюджетные трансферты 7 888,3 1,55
Всего 509029,9 100
Таким образом, высокая доля финансирования выделяется на образование — 28,89 %, на социальную политику — 23,52 %, на здравоохранение — 12,77 %. На физическую культуру и спорт выделяют всего 1,68 процента от общей суммы расходов, что составляет 8575,4 млн руб.
Динамику выделения финансирования физической культуры и спорта можно проследить на рисунке. С каждым годом финансирование физической культуры и спорта сокращается.
• Физическая культура и спорт
2016 2017 2018 2019 2020
Динамика финансирования отрасли физической культуры и спорта
В табл. 3 представлены данные о финансировании подразделов отрасли физической культуры и спорта.
Таблица 3
Финансирование подразделов отрасли «Физическая культура и спорт»
Наименование 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
Физическая культура 1 852 3 983 3 255 2 408 421
Массовый спорт 412 236 306 187 187
Спорт высших достижений 2 475 5 575 4 875 4 651 4 686
Другие вопросы в области физической культуры и спорта 141 148 140 139 139
За последние несколько лет наблюдается сокращение финансирования физической культуры и массового спорта, что приводит к ухудшению развития спорта в этой области. За счет этого финансирование спорта высших достижений остается на одном уровне.
В условиях недостаточного финансирования и обесценивания требуется искать способы рационального использования бюджетных средств. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе сметы доходов и расходов и плана финансово-хозяйственной деятельности.
В бюджетной организации смета доходов и расходов является основным плановым документом, который предоставляет право бюджетной организации на получение доходов и осуществление расходов, для осуществления функций и достижения целей. В смете отражаются бюджетные и внебюджетные источники финансирования [6].
Структурно смета доходов и расходов составляется по кодам экономической классификации расходов бюджета. К расходам относятся:
• оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
• оплата работ, услуг, в том числе коммунальных, транспортных, арендная плата за пользование имуществом, прочие работы, услуги;
• прочие расходы (налоги, пошлины и сборы);
• поступление нефинансовых активов (увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов) [4].
Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта
В условиях рыночной экономики бюджетные учреждения физической культуры и спорта, для восполнения недостатка бюджетных средств, вынуждены искать иные источники поступления денежных средств такие, как внебюджетные источники финансирования. Ведение предпринимательской деятельности должно быть предусмотрено нормативными актами и учредительными документами.
К внебюджетным источникам финансирования относят:
• доходы от оказания платных услуг физическим и юридическим
лицам;
• поступления из внебюджетных фондов содействия развития физической культуры и спорта;
• спонсорство и меценатство;
• доходы и поступления от использования имущества (сдача в аренду помещений, торговля, оказание посреднических услуг и т.д.);
• налоговые и иные льготы;
• другие доходы, незапрещенные действующим законодательством.
С целью привлечения дополнительных средств в отрасль, укрепления материально-технической базы физкультурно-спортивных организаций, законодательством на основе статьи 145, 149 НКРФ ч. 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.02.2018) устанавливаются определенные налоговые и иные льготы [1].
К учреждениям физической культуры и спорта применяются следующие налоговые льготы:
1. Учреждения освобождаются от уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) не превышает в совокупности два миллиона рублей.
2. Все спортивные организации освобождены от уплаты земельного
налога.
3. Не облагаются налогом средства, которые поступают в учреждение в виде членских взносов, целевых отчислений, пожертвований. Эти средства не приравнивают к прибыли.
4. Сумма налогооблагаемой прибыли уменьшается на сумму расходов, связанных с содержанием спортивных организаций.
5. Не подлежат уплате налога на добавленную стоимость реализация входных билетов на спортивно-зрелищные мероприятия, оказание арендных услуг, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми, редакционная, издательская и полиграфическая деятельность, связанная с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукцией.
6. Бюджетные организации, оздоровительно-спортивные лагеря и другие учреждения, занимающиеся организацией отдыха и оздоровлением детей до 18 лет, освобождаются от уплаты налога на имущество основных средств и нематериальных активов.
Выводы. В экономической плоскости перед сферой физической культуры и спорта остро стоят вопросы эффективного использования ресурсов, рентабельности спортивных сооружений, повышения конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций, большей реализации количества абонементов для занятий в физкультурно-оздоровительных группах, кружках, клубах по спортивным интересам, увеличения продажи билетов на спортивные мероприятия различного уровня (от региональных соревнований до международных встреч).
Список литературы
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.02.2018) ч. 2.
2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 05.12.2017) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
3. Бюджет для граждан. Режим доступа: https://budget.mosreg.ru/ download/Byudiet Шуа ета1ёап(2УВ(Ю-ргоекИ8-20.р(11'
4. Бюджетное финансирование ФКиС Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/3608/850/lecture/29295?page=3.
5. Показатели финансирования ФКиС Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/.
6. Смета доходов и расходов Режим доступа: https://textbook.news/byudietnoe-pravo 859/smeta-dohodov-rashodov-naznachenie-poryadok-68969.html.
7. Стратегия развития ФКиС Режим доступа: http://isfic.info /profsport/alfiz33.htm.
Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, зав. кафедрой «Финансы и менеджмент», [email protected], Россия, Тула Тульский государственный университет,
Кузнецова Анастасия Андреевна, магистрант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
FINANCING OF BUDGETARY INSTITUTIONS PHYSICAL CULTURE AND SPORT
A.L. Sabinina, A.A. Kuznetsova
The main sources of financing of the organizations of physical culture and sport are considered: financing due to selection of budgetary appropriations of appropriate level and financing due to enterprise activity of sources. The analysis of activity and feature of scheduling and financing of institutions of physical culture and sport is carried out.
Key words: institutions of physical culture and sport, financing sources.
Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic sciences, department chair "Finance and management",[email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Kuznetsova Anastasia Andreevna, undergraduate, Kuznetsova@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 336.671.1
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКЕ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ
Д. С. Пронин, Е. А. Никитина
Рассматриваются основные теории дивидендной политики и их практические аспекты применительно к публичным российским компаниям.
Ключевые слова: теория иррелевантности, теория предпочтительности дивидендов, теория арбитражного ценообразования, теория налоговой дифференциации, сигнальная теория дивидендов, дивидендная политика, публичные компании.
Экономической сущностью дивидендов является плата акционерам за использование акционерного капитала, т.е. дивиденды являются мерой стоимости собственного капитала [1, с. 291].