Научная статья на тему 'ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ)'

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / CULTURE / PROGRAM-TARGETED APPROACH / STATE PROGRAM / BUDGET FINANCING / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мохнаткина Лейла Булатовна, Серяева Мария Геннадьевна

Цель: разработать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию механизма финансирования социальной сферы. Методология: Исследование проведено на основе анализа теоретических определений и законодательно определенных терминов, применяемых в области культуры. Составлено системное представление о программно-целевом финансировании сферы культуры на основе выделения основных направлений и форм бюджетных расходов. Результаты: в Российской Федерации наблюдается несогласованность терминологии, недостаточная взаимосвязь инструментов программно-целевого финансирования на макро- и микроуровнях, а также низкий уровень государственной поддержки сферы культуры. Научная новизна: авторский подход заключается в оценке программно-целевого финансирования сферы культуры в структуре социальных программных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с установленными приоритетами развития. Авторами предлагается обеспечить взаимосвязь программно-целевых инструментов, применяемых на микро- и макроуровнях, с учетом разграничения полномочий и балансирования интересов всех субъектов культурной политики; разработать единую систему взаимосвязанных показателей результативности финансирования в сфере культуры. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности при выработке управленческих решений в области программно-целевого финансирования сферы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE SPECIFIC AND TARGET FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF A SPHERE OF CULTURE)

Objective: to develop theoretical and practical recommendations for improving the mechanism of financing the social sphere. Methodology: The study was conducted on the basis of an analysis of theoretical definitions and legally defined terms used in the field of culture. A systematic view has been drawn up on program-targeted financing of the cultural sphere based on the identification of the main directions and forms of budget expenditures. Results: inconsistency of terminology is observed in the Russian Federation, the interconnection of program-targeted financing instruments at the macro and micro levels, as well as the low level of state support for the cultural sphere, is insufficient. Scientific novelty: the author's approach is to assess the program-targeted financing of the sphere of culture in the structure of social program expenditures of the budgets of the budget system of the Russian Federation in accordance with the established development priorities. The authors propose to ensure the relationship of program-target tools used at the micro-and macro-levels, taking into account the separation of powers and balancing the interests of all subjects of cultural policy; to develop a unified system of interrelated performance indicators of financing in the field of culture. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and practical activities in the development of managerial decisions in the field of program-targeted financing of the cultural sphere.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ)»

Mokhnatkina Leyla Bulatovna, Seryaeva Maria Gennadievna SOFTWARE SPECIFIC AND TARGET FINANCING ...

economic sceinces

УДК 336.5.02, 336.025

DOI: 10.26140/anie-2019-0804-0063

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ)

© 2019

Мохнаткина Лейла Булатовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Серяева Мария Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])

Аннотация. Цель: разработать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию механизма финансирования социальной сферы. Методология: Исследование проведено на основе анализа теоретических определений и законодательно определенных терминов, применяемых в области культуры. Составлено системное представление о программно-целевом финансировании сферы культуры на основе выделения основных направлений и форм бюджетных расходов. Результаты: в Российской Федерации наблюдается несогласованность терминологии, недостаточная взаимосвязь инструментов программно-целевого финансирования на макро- и микроуровнях, а также низкий уровень государственной поддержки сферы культуры. Научная новизна: авторский подход заключается в оценке программно-целевого финансирования сферы культуры в структуре социальных программных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с установленными приоритетами развития. Авторами предлагается обеспечить взаимосвязь программно-целевых инструментов, применяемых на микро- и макроуровнях, с учетом разграничения полномочий и балансирования интересов всех субъектов культурной политики; разработать единую систему взаимосвязанных показателей результативности финансирования в сфере культуры. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности при выработке управленческих решений в области программно-целевого финансирования сферы культуры.

Ключевые слова: культура, программно-целевой подход, государственная программа, бюджетное финансирование, терминология.

SOFTWARE SPECIFIC AND TARGET FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF A SPHERE OF CULTURE)

© 2019

Mokhnatkina Leyla Bulatovna, candidate of economic Sciences,

associate Professor of Finance Seryaeva Maria Gennadievna, сandidate of economic sciences, associate professor of the department of finance Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: [email protected])

Abstract. Objective: to develop theoretical and practical recommendations for improving the mechanism of financing the social sphere. Methodology: The study was conducted on the basis of an analysis of theoretical definitions and legally defined terms used in the field of culture. A systematic view has been drawn up on program-targeted financing of the cultural sphere based on the identification of the main directions and forms of budget expenditures. Results: inconsistency of terminology is observed in the Russian Federation, the interconnection of program-targeted financing instruments at the macro and micro levels, as well as the low level of state support for the cultural sphere, is insufficient. Scientific novelty: the author's approach is to assess the program-targeted financing of the sphere of culture in the structure of social program expenditures of the budgets of the budget system of the Russian Federation in accordance with the established development priorities. The authors propose to ensure the relationship of program-target tools used at the micro-and macro-levels, taking into account the separation of powers and balancing the interests of all subjects of cultural policy; to develop a unified system of interrelated performance indicators of financing in the field of culture. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and practical activities in the development of managerial decisions in the field of program-targeted financing of the cultural sphere.

Keywords: culture, program-targeted approach, state program, budget financing, terminology.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Программно-целевой подход предполагает расходование бюджетных средств в соответствии с приоритетами развития общества. В бюджетном планировании и финансировании это выражается в стремлении как можно более тесно увязать бюджетные расходы с достигнутыми общественными результатами. Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Главным инструментом программно-целевого финансирования социальной сферы в современных условиях являются государственные программы, направленные на определенные цели, достижение которых измеряется системой показателей и индикаторов.

В числе отраслей социальной сферы спецификой отличается сфера культуры. Экономика данной отрасли требует обоснования масштабов и форм государственной поддержки. В этой связи актуализируются вопро-

сы распространения принципов программно-целевого бюджетирования на сферу культуры [1, 2, 3, 4, 5], о чем свидетельствует также все возрастающий интерес отечественных исследователей к данному направлению.

Следует отметить, что важное значение для исследования и оценки сферы культуры, для выработки и реализации государственной культурной политики имеет корректность и точность применяемой терминологии. Культура как понятие определяется в широком и узком смысле [6, с. 43, 46]. Так, в широкой трактовке понятие культуры рассматривается как система ценностей, традиции и мировоззрение [7, 8]. Более узкое определение культуры обозначает определенную деятельность, которая связана с образованием, с созданием и потреблением культурных благ.

Практико-ориентированные термины, как правило, определяются в международных документах, национальном законодательстве, в официальной статистике, в ведомственных отчетах и пр. Так, в Системе статистики культуры, созданной в 2009 году Институтом статистики и Сектором культуры ЮНЕСКО [7], выделяются семь

экономические науки

Мохнаткина Лейла Булатовна, Серяева Мария Геннадьевна ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ...

основных самостоятельных областей культурной деятельности. В России Закон РФ № 3612-1 [9] обозначил одиннадцать таких областей деятельности (статья 4).

Также функционирование сферы культуры, ее финансовое обеспечение определяются субъектным составом культурной политики, который также определяется в нормативно-правовых актах [8, 9]. Деятельность по реализации культурной политики в Российской Федерации осуществляют органы власти всех уровней на основе установленного законодательством разграничения полномочий. Так, Закон РФ № 3612-1 определил обязанности государства в области культуры (раздел VI), полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры (раздел VII), экономическое регулирование в области культуры (раздел VIII). В целом, по мнению Ивановой Е.Ю. [1, с. 21], федеральный уровень управления ответственен за обеспечение ценностно-смысловых реалий, в границах которых осуществляется общественное бытие; региональный уровень актуализирует в этих границах региональные и этнокультурные ценности, поддерживая субкультуры и обеспечивая вариативность культуры; муниципальный уровень нацелен на развитие социальной активности граждан в границах общепринятых ценностно-смысловых реалий. Разграничение властных полномочий служит основой для определения расходных обязательств публично-правовых образований и бюджетного финансирования сферы культуры.

Помимо органов власти субъектами культурной политики являются производители и потребители культурных благ. Производство культурных благ и услуг и удовлетворение культурных потребностей граждан осуществляют учреждения культуры (организации социально-культурной сферы). В российской статистике [10] к ним отнесены театры, цирки, зоопарки, музеи, организации культурно-досугового типа и общедоступные библиотеки. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) [11] учреждения культуры можно также классифицировать в зависимости от вида услуг, которые они оказывают населению.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В науке и в практике значительно различаются комбинации методов, форм и механизмов финансовой поддержки культуры и искусства. Так, по мнению авторов Сюповой М. С. и Бондаренко Н. А. [12, с.111], государственная поддержка культурной деятельности может осуществляться двумя основными способами: прямое и косвенное бюджетное финансирование. Как отмечают Семенова Н. Н. и Ишуткина К. А. [13, с.25], соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования зависит от организационно-правовой формы учреждений культуры и консолидации финансовых ресурсов государства и частного бизнеса (спонсоров, благотворителей и меценатов). Чернышева Е. А. [14, с.83] выделяет следующие каналы бюджетной государственной поддержки культуры и искусства: прямое финансирование; общие и целевые трансферты субнациональным бюджетам; совместное участие органов власти разного уровня в финансировании; через независимые посреднические структуры; смешанное финансирование с использованием государственно-частного партнерства. Авторы едины во мнении, что специфика и общественная значимость культурной деятельности определяют необходимость государственной поддержки сферы культуры. Государственное участие необходимо для осуществления контроля за целевым использованием финансовых средств, для перераспределения ресурсов в сфере культуры и обеспечения доступности культурных благ и услуг для граждан._

В целом в бюджетном финансировании сферы культуры в Российской Федерации, по нашему мнению, можно выделить следующие основные направления: средства на реализацию целевых программ и национальных проектов; ассигнования учреждениям культуры в форме субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания; межбюджетные трансферты на поддержку реализации отдельных направлений культурной политики в территориях. Первые два направления представляют собой инструменты программно-целевого бюджетирования в сфере культуры.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью статьи является оценка современного механизма программно-целевого финансирования бюджетных расходов (на примере сферы культуры), выявление проблем организации и обоснование рекомендаций по совершенствованию дальнейшего его функционирования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Источниками финансирования сферы культуры являются бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При этом, основную нагрузку несут субъекты Российской Федерации (таблица 1), доля которых в бюджетном финансировании сферы культуры за период 2015-2018 годы выросла с 77 до 82%. Объем средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, расходуемых на культуру, увеличился в абсолютном выражении на 38%, в относительном (по отношению к общей сумме расходов бюджетов) - с 3,4% до 3,7%. При этом финансирование сферы культуры за счет средств федерального бюджета сократилось в рассматриваемом периоде на 3%; доля в бюджетном финансировании культуры снизилась с 23,4% до 17,7%. В структуре программных расходов федерального бюджета по данным Федерального казначейства [15] в 2015-2017 годах удельный вес сферы культуры составляет менее 1% (не более 1,5% от суммы расходов по направлению «Новое качество жизни»), в то время как на расходы на пенсионное обеспечение приходится 45-50%, социальную поддержку граждан - около 19%. Таким образом, сфера культуры исключена из приоритетов государственной поддержки; наблюдается перераспределение ответственности за государственную поддержку сферы культуры на нижестоящие уровни управления. О проблеме недостаточного финансирования отрасли говорится также и в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года [16].

Таблица 1 - Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру*

Нанмено ванне показателя 2014 2015 2016 2017 2018

Федеральный бюджет

р асходы по р аз делу «Культура, кинематография», млрд. рублей 97,83 89.92 87,33 89.69 94.85

в % к общей сумме расходов бюджета 0,7 0.6 0.5 0.5 0.6

доля в общей сумме бюджетных расходов на культуру, в % 23.4 22,5 20.4 17,9 17,7

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

р асходы по р аз делу «Культура, кинематография», млрд. рублей 320.66 310.58 340.40 410.24 441.25

в % к общей сумме расходов бюджетов 3.4 3,3 3,4 3,8 3,7

доля в общей сумме бюджетных расходов на культуру, в % 76.6 77,5 79.6 82.1 82.3

* Составлено авторами на основании данных Федерального казначейства РФ [17].

Общий объем бюджетного финансирования сферы культуры увеличился с 418,5 млрд. рублей в 2015 году до 536,1 млрд. рублей в 2018 году (то есть более чем на 28%). Одновременно с этим в отрасль все больше внедряется программно-целевое бюджетирование. Так, в 2012-2016 годах реализовывалась федеральная целевая программа «Культура России (2012-2016 годы)». Постановка цели на модернизацию отрасли, ее инновационное развитие стало возможным в результате выполнения федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» [18]. Постановлением Правительства РФ № 317 от 15 апреля 2014 года утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [19]. Для повышения качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере куль-

Mokhnatkina Leyla Bulatovna, Seryaeva Maria Gennadievna SOFTWARE SPECIFIC AND TARGET FINANCING ...

economic sceinces

туры, в частности, предполагается развить публичные электронные библиотеки, музейные, театральные и кинематографические Интернет-ресурсы. Для этого требуется привлечение в отрасль внебюджетных источников финансирования за счет мер государственного поощрения меценатства, спонсорства и благотворительности [4, с. 177]. В целом программно-целевое бюджетирование, внедряемое на всех уровнях управления, позволяет развивать сферу культуры как социально-экономический фактор и обеспечить эффективное функционирование общероссийского рынка услуг сферы культуры и искусства. При этом решение задач развития сферы культуры получает правовой статус, аккумулируются необходимые для этого средства, определяются приоритеты и целевые ориентиры развития, разграничивается ответственность исполнительней - органов власти всех уровней, а задача реализации намеченных мероприятий приобретает обязательный характер.

Финансирование мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» предусмотрено по четырем подпрограммам и двум целевым программам, которые завершены в 2018 году. Динамика общего объема финансирования мероприятий Программы отрицательная (снижение расходов 2020 года по сравнению с 2018 годом составило 17 %). Наибольший объем средств федерального бюджета РФ планируется выделить на подпрограмму «Искусство», в 2018 году данный показатель составил 33 %, в 2019-2020 гг. мы видим увеличение объема бюджетных средств и в абсолютном и в относительном выражении (удельный вес к итогу составил 49 %) (таблица 2).

Таблица 2 - Объем и структура расходов федерального бюджета РФ на реализацию мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», в разрезе подпрограмм, в млрд. руб. и процентах [19,20]

Подпрограммы и ФЦП 2018 г., Уд. вес, в 2019 г., Уд. вес, в 2020 г., Уд. вес, в

сумма процентах сумма процентах сумма процентах

Подпрограмма «Наследие» 24,05 26,93 24,57 33,17 24,59 33,18

Подпрограмма «Искусство» 29.28 32.79 36.48 49.25 36.5 49.24

Подпрограмма «Туризм» 0,24 0.27 0.21 0.28 0.21 0.28

Подпрограмма «Обеспечение

условии реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие 12,7 14,22 12,81 17,29 12,82 17,30

культуры и туризма»

Итого объем финансирования

Программы 89.29 100 74,07 100 74.12 100

В настоящее время также начал реализацию Национальный проект «Культура», мероприятия которого запланированы на период 2019-2024 гг. В рамках Национального проекта сформировано три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Общий объем финансирования Национального проекта составит 107,2 млрд. рублей, в том числе, по федеральным проектам: «Культурная среда» - 82,6 млрд. рублей (77 % от общего объема финансирования); «Творческие люди» - 22,6 млрд. рублей (21 %); «Цифровая культура» - 2 млрд. рублей (2 %) (таблица 3).

Таблица 3 - Финансовое обеспечение реализации Национального проекта «Культура» в 2019-2024 гг., в млн.рублей*

Наименование результата и источники финансирования Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей)

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

1. Федеральный проект №1 «Культурная среда», всего: 8748.91 10164.0 13101.9 16711,7 17467.0 16379.3

В том числе по источникам финанснр о вания: - Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ 7958,91 790,0 9719,3 444,7 12631,20 470,7 16120,8 590.9 16810,5 656.5 15754,3 625,0

2. Федеральный проект №2 «Творческие люди», всего: 4350,0 3575,0 3775,0 3475.0 3975.0 3475.0

В том числе по источникам финанснр о вания: - Федеральный бюджет 4350.0 3575.0 3775.0 3475.0 3975.0 3475.0

3. Федеральный проект №3 «Цифровая культура», всего: 380,0 330,0 330,0 330,0 330,0 330,0

В том числе по источникам финанснр о вания: - Федеральный бюджет 380.0 330.0 330.0 330,0 330,0 330,0

Итого по национальному проекту 13478.91 14069.00 17206.90 20516.70 21772.00 20184.3

* Составлено авторами на основании данных Паспорта национального проекта «Культура» [21].

По данным таблицы 3 видно, что основным источником финансирования национального проекта «Культура» является федеральный бюджет, на долю которого приходится 97 % затрат проекта. Участие консолидированных бюджетов субъектов РФ в финансировании нацпроекта предусмотрено в форме софинансирования запланированных мероприятий. Так, например, в рамках федерального проекта «Культурная среда», предусмотрено строительство, капитальный ремонт и реконструкция учреждений культуры, которое будет осуществляться за счет средств федерального бюджета РФ при софинанси-ровании субъектов Российской Федерации, а дальнейшее содержание будет осуществляться за счёт средств муниципальных бюджетов. В рамках этого же проекта планируется выделение не менее 30 грантов на реновацию федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры. Источником финансирования федеральных объектов являются средства федерального бюджета РФ в виде бюджетных инвестиций, региональных и местных - средства федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в форме со-финансирования. Таким образом, следует отметить, что национальный проект «Культура» призван существенно улучшить состояние сферы культуры России за счет реализации важных, крупномасштабных и качественно новых направлений развития. При этом, не стоит забывать, что срок реализации данного проекта ограничен, дальнейшее финансовое, материальное обеспечение и развитие учреждений культуры по-прежнему будет лежать (в основном) в сфере ответственности органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований, а это означает, что не стоит останавливаться в решении основных проблем данного уровня.

Анализ соответствия индикаторов, показателей и ожидаемых результатов реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» позволяет сделать вывод об отсутствии единой взаимосвязанной системы показателей в рамках Программы и подпрограмм. Так, например, целевые индикаторы и показатели Программы включают в себя перечень из 22 наименований, из которых только 4 соотносятся с перечнем ожидаемых результатов реализации Программы.

Если обратиться к Паспорту национального проекта «Культура», то в нем выделен раздел «Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта», содержащий только 2 показателя: увеличение на 15 % числа посещений организаций культуры; увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз. Из названных двух показателей Нацпроекта только первый содержится в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», где он рассчитывается как количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года. Таким образом, необходимо обратить внимание на такую проблему реализации программно-целевого метода финансирования расходов в сфере культуры, как отсутствие единой систематизированной классификации взаимосвязанных между собой отчетных показателей, характеризующих результаты финансируемых в стране мероприятий в сфере культуры и результаты оказания услуг учреждениями культуры.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В заключение необходимо отметить, что в целом государственные и муниципальные программы успешно внедрены в отрасль. Несомненно, применение программно-целевых инструментов для финансирования сферы культуры дает свои положительные результаты. В то же время основной проблемой при внедрении этих инструментов остается недостаточная взаимосвязь между ними, которая, по нашему мнению, должна обеспечиваться по следующим позициям:

- во-первых, необходимо обеспечить тесное и сла-

экономические науки

Мохнаткина Лейла Булатовна, Серяева Мария Геннадьевна ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ...

женное взаимодеиствие всех участников культурного процесса (исполнителей и соисполнителей государственной программы-главных распорядителей, государственных и муниципальных учреждений и потребителей услуг);

- во-вторых, показатели и индикаторы реализации государственных программ должны соотноситься с показателями качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

- в-третьих, необходимо разработать единую систему взаимосвязанных показателей результативности финансирования в сфере культуры, которая позволит обеспечить единые требования к предоставляемой разными органами власти и управления отчетной информации, будет способствовать повышению прозрачности механизма финансового обеспечения предоставления услуг в данной сфере.

Также остаются актуальными вопросы совершенствования самих программно-целевых инструментов на основе разработки новых показателей и критериев качества и доступности услуг учреждений культуры; разработки нормативов оказания отдельных видов услуг. Для развития отрасли нужно применять межбюджетные и партнерские государственно-частные формы субсидирования, спонсорство, налоговое стимулирование, гранты. Бюджетное финансирование сферы культуры должно стать сопоставимым с другими приоритетами социальных программных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Иванова Е.Ю. О реализации государственной политики в сфере культуры на современном этапе развития российского общества // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России. - 2016. - Т. 17. - № 1-2. - С. 18-23.

2 Рязанова А.Ю. Госпрограммы в сфере культуры субъектов УФО: сравнительный анализ //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 1 (49). - С. 79-85.

3 Мокеева Е.Ю., Митин Д.В. Некоторые аспекты финансирования учреждений культуры в контексте реформирования бюджетного сектора // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 7. - С. 173-177.

4 Юкиш В.Ф. Анализ современных тенденций развития отрасли культура в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1-3. - С. 173-179.

5 Елескина О.В. Реформы системы финансирования учреждений культуры в России //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 34-38.

6МузычукВ.Ю. Государственная поддержка культуры: ресурсы, механизмы, институты. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013. — 280 с.

7 Система статистики культуры ЮНЕСКО — 2009 (ССК) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uis.unesco.org/sites/ default/files/documents/unesco-framework-for-cultural-statistics-2009-ru. Pdf

8 Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента от 24.12.2014 № 808 //Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

9 Основы законодательства РФ о культуре: Утверждены 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.12.2017). - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/

10 Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./ Росстат. - М, 2018 — 694 с. - ISBN 978-5-89476-456-6. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078. Дата обращения 14.08.2019 г.

11 Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://classifikator.ru/dic/ okun/050000

12 СюповаМ.С., Бондаренко Н.А. Формы и модели государственного финансирования культурной сферы // Ученые заметки ТОГУ. -2016. - Т. 7.-№ 4. - С. 110-115.

13 Семенова Н.Н., Ишуткина К.А. Развитие системы финансового обеспечения культуры на основе механизма государственно-частного партнерства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 28 (313). - С. 22-30.

14 Чернышева Е.А. Сравнительный анализ подходов и методов финансирования учреждений культуры в европейских странах // Инновации. - 2011. - № 5. - С. 83-87.

15 Исполнение государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://datamarts.roskazna.ru/ razdely/rashody/rashody-gosprogrammy/?paramPeriod=2017. Дата обращения 09.08.2019 г.

16 Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р (ред. от 30.03.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194820/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюд-

жетов государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ konsolidirovannyj-byudzhet/ Дата обращения 13.08.2019 г.

18 О федеральной целевой программе «Культура России (20122018 годы): Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 (ред. от 09.11.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127422/

19 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 (ред. от 11.07.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162185/

20 Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» за счет средств федерального бюджета //Портал госпрограмм РФ [web-сайт]. — Режим доступа: https://programs.gov. ru/Portal/programs/resources?gpId=11&viewType=2

21 Паспорт Национального проекта «Культура» / Сетевое издание «Майский Указ» [web-сайт]. — Режим доступа: http://майскийу-каз.рф

Статья поступила в редакцию 28.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.