Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023-2025 ГОДЫ'

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023-2025 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЗРАЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балынин И.В., Терехова Т.Б.

В научной статье авторами раскрываются вопросы, связанные с разработкой и реализацией бюджетной политики в Новосибирской области в 2023-2025 годы. Результаты проведённого анализа свидетельствуют о разработки на ближайшие годы социально направленной бюджетной политики Новосибирской области, что должно позитивно отразиться на всестороннем развитии рассматриваемого региона, в т.ч. в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации. Анализ доходов областного бюджета Новосибирской области показал отсутствие детальной информации в законе о бюджете данного региона. При этом представленные совокупные данные свидетельствуют о незначительном снижении доходов в 2024 году и их росте на 4,4 млрд рублей в 2025 году. Дефицит областного бюджета Новосибирской области запланирован на 2023-2025 гг. в объёмах 45,31 млрд рублей, 8,84 млрд рублей, 6,46 млрд рублей соответственно. На основании проведенного анализа числовых данных сформирован набор практических рекомендаций по решению выявленных проблем с учётом необходимости решения актуальных социально-экономических задач, в том числе достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определённых Указом Президента России от 21 июля 2020 года. Практическое использование научных результатов, изложенных в статье, позволит обеспечить разработку и реализацию ответственной бюджетной политики в Новосибирской области с учётом современных вызовов и тенденций, в том числе принимая во внимание достижения научно-технического прогресса и развитие финансовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET POLICY OF THE NOVOSIBIRSK REGION FOR 2023-2025

In a scientific article, the authors reveal issues related to the development and implementation of budget policy in the Novosibirsk region in 2023-2025. The results of the analysis carried out testify to the development of a socially oriented budget policy for the Novosibirsk Region in the coming years, which should have a positive impact on the comprehensive development of the region under consideration, incl. in the context of achieving the national development goals of the Russian Federation. An analysis of the revenues of the regional budget of the Novosibirsk region showed the lack of detailed information in the law on the budget of this region. At the same time, the presented aggregate data indicate a slight decrease in revenues in 2024 and their growth by 4.4 billion rubles in 2025. The deficit of the regional budget of the Novosibirsk Region are determined for 2023-2025 in the amount of 45.31 billion rubles, 8.84 billion rubles, 6.46 billion rubles, respectively. Based on the analysis of numerical data, a set of practical recommendations was formed to solve the identified problems, considering the need to solve urgent socio-economic problems, including achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030, determined by the Decree of the President of Russia dated July 21, 2020. The practical use of the scientific results presented in the article will ensure the development and implementation of a responsible budget policy in the Novosibirsk Region, considering modern challenges and trends, including taking into account the achievements of scientific and technological progress and the development of financial technologies.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023-2025 ГОДЫ»

Бюджетная политика Новосибирской области на 2023-2025 годы

Балынин Игорь Викторович

к.э.н., доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, IVBalynin@fa.ru

Терехова Татьяна Борисовна

старший преподаватель, Департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, tterehova@fa.ru

В научной статье авторами раскрываются вопросы, связанные с разработкой и реализацией бюджетной политики в Новосибирской области в 2023-2025 годы. Результаты проведённого анализа свидетельствуют о разработки на ближайшие годы социально направленной бюджетной политики Новосибирской области, что должно позитивно отразиться на всестороннем развитии рассматриваемого региона, в т.ч. в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации. Анализ доходов областного бюджета Новосибирской области показал отсутствие детальной информации в законе о бюджете данного региона. При этом представленные совокупные данные свидетельствуют о незначительном снижении доходов в 2024 году и их росте на 4,4 млрд рублей в 2025 году. Дефицит областного бюджета Новосибирской области запланирован на 2023-2025 гг. в объёмах 45,31 млрд рублей, 8,84 млрд рублей, 6,46 млрд рублей соответственно. На основании проведенного анализа числовых данных сформирован набор практических рекомендаций по решению выявленных проблем с учётом необходимости решения актуальных социально-экономических задач, в том числе достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определённых Указом Президента России от 21 июля 2020 года. Практическое использование научных результатов, изложенных в статье, позволит обеспечить разработку и реализацию ответственной бюджетной политики в Новосибирской области с учётом современных вызовов и тенденций, в том числе принимая во внимание достижения научно-технического прогресса и развитие финансовых технологий. Ключевые слова: доходы бюджета, расходы бюджета, региональные бюджеты, бюджетная политика, бюджетный процесс, прозрачность

Актуальность исследования вопросов, связанных с управлением региональными финансами, не вызывает сомнения и во многом обусловлена рядом причин. Во-первых, Россия является Федеративным государством, состоящим из 89 субъектов Российской Федерации, расположенных в разных природно-климатических условиях и географических локациях, что оказывает серьезное влияние на социально-экономическое развитие регионов как прямо, так и косвенно (и Новосибирская область не является исключением). Во-вторых, данный регион относится к числу наиболее крупных (по площади, по населению и по объему валового регионального продукта входит в первую двадцатку), развитие которого влияет и на социально-экономический рост Российской Федерации. В-третьих, в Российской Федерации реализуются концептуальные документы по обеспечению пространственного развития Российской Федерации, что актуализирует необходимость мониторинга достижения определенных в ней особенностей и ориентиров. В-четвёртых, достижение национальных целей развития Российской Федерации возможно исключительно при активном вовлечении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Про концепцию пространственного развития Важнейшим документом модернизации подходов к управлению региональным развитием в Российской Федерации является Стратегия пространственного развития на период до 2025 года, в которой определено достаточно значимое количество вопросов в контексте рассматриваемой проблематики. В частности, закреплено понятие агропромышленного центра, сводимого к необходимости осуществления сельского хозяйства в высокотехнологичном ключе, что будет одновременно способствовать не только его развитию, но и решению других задач:

1) обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определённых в Указе Президента России на период до 2030 года;

2) цифровизации социально-экономических процессов (как напрямую, так и опосредовано);

3) росту научно-технического прогресса и использованию его результатов в стимулировании социально-экономического развития Российской Федерации;

4) стимулированию развития обрабатывающих производств (что крайне важно в условиях проводимых мероприятий по обеспечению качественного импортозамещения в Российской Федерации);

5) появлению новых рабочих мест (что по мультипликативной спирали будет оказывать позитивное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации и её регионов) и др.

Факторами, влияющие на доходы и расходы областного бюджета Новосибирской области, являются следующие:

1) объём выплат по оплате труда, осуществлённых организациями и индивидуальными предпринимателями, расположенными территориально в Новосибирской области (соответственно, увеличение данного показателя будет способствовать росту объёмов мобилизуемого налога на доходы физических лиц, зачисляемого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в региональные и местные бюджеты);

X X

о

го А с.

X

го т

о

О

м «

со сч

0 сч

ю

01

0 Ш Ш

1

<

ш

0

1 I

2) объём чистой прибыли, полученной организациями, расположенными на территории Новосибирской области (соответственно, увеличение данного показателя будет способствовать росту объёмов мобилизуемого налога на прибыль организаций, зачисляемого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации в региональные бюджеты и федеральный бюджет);

3) численность официально занятого населения, осуществляющего трудовую деятельность на территории Новосибирской области (изменение данного показателя косвенно может влиять на изменение показателей, указанных в предыдущих пунктах; более того, рост числа трудоустроенных граждан может способствовать снижению числа получателей мер социальной поддержки, что позитивно отразится на объёмах расходов регионального бюджета на их предоставление) и др.

Ознакомление с текстом основных направлений бюджетной политики Новосибирской области на 2023-2025 гг. позволяет сделать несколько выводов:

1) на официальном сайте они представлены, но в специально отведённом разделе они отсутствуют, что наглядно видно по скриншоту, приведённому на рисунке 1 (что говорит о наличии проблем со структуризацией отдельной бюджетной информации в соответствующие директории официальной сайта рис. 1);

2) рассматриваемый документ состоит из трёх разделов, связанных с раскрытием общих положений, итогов реализации и направлений налоговой политики, итогов реализации и направлений бюджетной политики;

3) основные направления долговой политики представлены в отдельном документе, несмотря на тот факт, что содержательно имеют высокий уровень сопряжённости в проводимой бюджетной политикой;

4) основные направления бюджетной политики, обозначенные в тексте рассматриваемого документа, наглядно приведены на рисунке 2, сводятся к её концентрации на вопросах социального развития Новосибирской области, в т.ч. в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года;

5) в составе задач на ближайшие три нашёл своё отражение вопрос обеспечения роста эффективности расходов бюджета (что крайне важно в текущих социально-экономических условиях);

6) в блоке, посвящённом налоговой политике, отмечается: (а) актуализация налоговой нагрузки при использовании патентной системы налогообложения; (б) дальнейшее стимулирование развития малого и среднего предпринимательства посредством сохранения нулевой ставки по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих свою деятельность в отдельных секторах экономики, имеющих высокую значимость для Новосибирской области; (в) важность применения мероприятий и инструментов, обеспечивающих сокращение теневой экономики в Новосибирской области, что должно обеспечить увеличение налогооблагаемой базы по налогам, доходы от взимания которых формируют областной бюджет Новосибирской области и др.

Осуществим структурный и динамический анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита областного бюджета Новосибирской области на 2023-2025 гг. на основе данных, официально размещённых на сайте Министерства, ответственного за реализацию бюджетной политики на территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации. Использование официальных данных в рамках данного научного исследования позволяет сделать вывод о максимально высоком уровне достоверности полученных результатов, сопряжённых с оценкой действительности.

Бюджетная и налоговая политика

О 06.10.2021 14:48 и

Бюджетная и налоговая политика

Бюджет Новосибирской области

Реестр расходных обязательств Новосибирской области

Бюджетная роспись

Бюджетная и налоговая политика

Рисунок 1. Скриншот страницы Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области. Источник: официальные данные [30].

рост реальных доходов п социальная поддержка населения

защита семьи и сохранение здоровья граждан

поддержка отраслей экономики, в том числе системообразующих

сохранение занятости и рабочих мест

обеспечение финансовой и ценовой стабильности

развитие информационных технологий

Рисунок 2. Основные направления бюджетной политики Новосибирской области.

Источник: официальные данные [30].

На рисунке 3 представлены результаты структурно-динамического анализа расходов областного бюджета Новосибирской области в разрезе разделов классификации расходов (являющейся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации единой для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

1 1

1 .. || III 1 |||___ III ||| ||

05 Об 07

■ 5053 5054 5055

Рисунок 3. Результаты структурно-динамического анализа расходов областного бюджета Новосибирской области на 2023-2025 гг. в соответствии с областным законом.

Источник: составлено и рассчитано авторами на основании официальных данных [30].

Анализ расходов областного бюджета Новосибирской области позволяет сделать ряд ключевых выводов. Прежде всего, разделами классификации расходов, по которым запланированы наибольшие объёмы бюджетных ассигнований являются «Социальная политика» (в рамках данного раздела классификации свыше 73 млрд рублей ежегодно) и «Образование» (в рамках данного раздела классификации запланировано на ближайшие 3 года свыше 64 млрд рублей ежегодно). Это позволяет определить ключевые ориентиры бюджетной

политики Новосибирской области в части расходов регионального бюджета.

Проведение динамического анализа данных о расходах областного бюджета Новосибирской области на ближайшие 3 года позволило сформировать ряд объективных представлений об изменении трендов бюджетной политики в части расходов регионального бюджета в 2023-2025 гг. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что на 2024-2025 гг. в составе расходов регионального бюджета запланирован нераспределённый объём расходов в объёме 5,89 (что составляет 2,20% от объёма бюджетный ассигнований на 2024 год) и 16,56 (что составляет 6,15% от объёма бюджетных ассигнований на 2025 год) млрд рублей соответственно. Это позволяет сделать предположение о том, что данные объёмы средств могут быть распределены при осуществлении трехлетнего бюджетного планирования в рамках циклов 2024-2026 гг. и 2025-2027 гг. В свою очередь, данное распределение может изменить объём расходов по любому из разделов классификации расходов.

Было выявлено, что объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение общегосударственных вопросов в 2023-2025 гг. должен снизиться на 31,44% (что в денежном выражении составляет 3,53 млрд рублей). Прежде всего, такие результаты анализа обусловлены тем, что на 2023 год в резервном фонде Правительства Российской Федерации зарезервирован большой объём денежных средств (3,93 млрд рублей; в то время как по 2024-2025 гг. данная величина запланирована в объёмах 153,51 млн рублей и 214,84 млн рублей.

В свою очередь, объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение национальной обороны в 2023-2025 гг. должен увеличиться на 8,50 % (что в денежном выражении составляет 0,01 млрд рублей).

Также проведённый анализ показал, что объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности в 2023-2025 гг. должен снизиться на 16,77% (что в денежном выражении составляет 0,36 млрд рублей). Прежде всего, это обусловлено планируемым сокращением объёмов финансового обеспечения 10 подраздела расходов на 260 млн рублей, что, в свою очередь, обусловлено прекращением финансового обеспечения развития сети пожарных депо в Новосибирской области (с 2025 года).

Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение национальной экономики в 2023-2025 гг. должен снизиться на 17,77% (что в денежном выражении составляет 9,62 млрд рублей). Так, проведённый анализ показал, что более чем на 3 млрд рублей сократиться финансовое обеспечение дорожного хозяйства: с 29,45 млрд рублей до 26,32 млрд рублей. Важно отметить, что более чем на 4 млрд рублей запланировано сокращение расходов на финансовое обеспечение восстановления и развития автодорог местного значения (с 5,69 млрд рублей в 2023 году до 1,27 млрд рублей в 2025 году).

Также необходимо отметить, что в процессе проведённого авторами анализа расходов на финансовое обеспечение других вопросов в области национальных экономик, было выявлено сокращение объёмов на 5,4 млрд рублей (с 7,26 млрд рублей в 2023 году до 1,82 млрд рублей в 2025 году). В целом, это позитивная тенденция, т.к. это позволяет конкретизировать сосредоточение средств по другим разделам классификации расходов. В целом, необходимо обеспечить достижение нулевого объёма финансового обеспечения «других расходов». Однако, конечно, здесь необходима и работа Федерального собрания Российской Федерации по уточнению статьи 21

Бюджетного кодекса Российской Федерации, и Минфина России по совершенствованию классификации расходов, и финансового органа Новосибирской области по этим же вопросам в рамках тех полномочий, которые возложены на данный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учётом норм бюджетного законодательства.

Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что в 2024-2025 гг. не запланированы расходы областного бюджета Новосибирской области, связанные с функционированием Инвестиционного фонда Новосибирской области. При этом, в 2023 году объём данных расходов превышал 3,9 млрд рублей.

Несмотря на увеличение доли расходов, приходящейся на финансовое обеспечение транспорта с 10,10% до 11,97%, в абсолютном значении запланировано снижение с 5,47 млрд рублей до 5,33 млрд рублей. Во многом данное сокращение будет обусловлено снижением объёмов расходов на приобретение транспортных средств для их выхода на муниципальных маршрутах практически на 400 млн рублей (при этом, по большинству статей расходов в рамках финансового обеспечения транспорта планируется незначительный номинальный рост, который позволил сократить общую сумму снижения до менее чем 150 млн рублей).

Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение жилищно-коммунального хозяйства в 2023-2025 гг. должен снизиться на 70,99% (что в денежном выражении составляет 15,83 млрд рублей). Так, было выявлено, что объём расходов на финансовое обеспечение жилищного хозяйства сократится в 2025 году на 69,22% (что в денежном выражении составляет 3,69 млрд рублей: с 5,33 млрд рублей до 1,64 млрд рублей). В свою очередь, объём расходов на финансовое обеспечение коммунального хозяйства за период 2023-2025 гг. сократится на 8,72 млрд рублей (71,98%), что во многом связано с сокращением расходов на финансовое обеспечение реализации подпрограммы «Чистая вода» с 5,06 млрд рублей (в 2023 году) до 0,72 млрд рублей (в 2025 году). Также выявлена разнонаправленная динамика расходов областного бюджета Новосибирской области на стимулирование развития жилищного строительства в регионе: в 2023 году - 3,70 млрд рублей, в 2024 году рост расходов до 5,67 млрд рублей, а в 2025 году - сокращение до 83 млн рублей.

Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение охраны окружающей среды в 2023-2025 гг. должен снизиться на 64,80% (что в денежном выражении составляет 0,24 млрд рублей). Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение образования в 2023-2025 гг. должен снизиться на 4,07% (что в денежном выражении составляет 2,73 млрд рублей). Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение культуры и кинематографии в 2023-2025 гг. должен снизиться на 11,84% (что в денежном выражении составляет 0,69 млрд рублей). Объём расходов областного бюджета области, направляемый на финансовое обеспечение здравоохранения в 2023-2025 гг. должен увеличиться на 9,18% (что в денежном выражении составляет 2,68 млрд рублей).

Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение социальной политики в 2023-2025 гг. должен снизиться на 3,49% (что в денежном выражении составляет 2,73 млрд рублей). В частности, в рамках более глубокого анализа было выявлено сокращение объёмов расходов на финансовое обеспечение семьи и детства на 4,5 млрд рублей в течение 2023-2025 гг. В частности, объём планируемых расходов на финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей,

X X

о

го А с.

X

го т

о

О

м

Сл>

< СО

0

1 I

оставшихся без попечения родителей с 2,2 млрд рублей в 2023 году до 1,3 млрд рублей в 2024 году, а также изменение данной величины в 2025 году до 1.35 млрд рублей. В процессе исследования также выявлено сокращение объёмов финансового обеспечения реализации регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» с 3,25 млрд рублей до 1,41 млрд рублей.

Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение физической культуры и спорта в 2023-2025 гг. должен снизиться на 35,56% (что в денежном выражении составляет 2,46

млрд рублей). Проведенный авторами детальный анализ показал, что, в-первую очередь, это обусловлено снижением объемов расходов, направляемых на финансовое обеспечение реализации регионального проекта «Спорт - норма жизни». Так, было выявлено, что в 2023 году на данные цели запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1,53 млрд рублей (из которых - 1,48 млрд рублей должно быть направлено на проведение мероприятий по строительству и реконструкции спортивной инфраструктуры). При этом, в 2024 году они резко сокращаются до 23,12 млн рублей, а в 2025 году остаётся величина 2024 года. По мнению авторов, в условиях активной работы по решению демографических проблем, а также проблем в сфере здравоохранения, необходимо максимизировать работу, связанную с активизацией здорового образа жизни граждан. Важно отметить, что построенная инфраструктура требует постоянного обслуживания, что также невозможно без осуществления расходов бюджета. Крайне важно максимально вовлекать в данные проекты субъекты предпринимательства (в том числе малого и среднего), в т. ч. посредством использования инструментов государственно-частного партнёрства, имеющего многовекторное позитивное социально-экономическое влияние не только регионального, но и всероссийского значения.

Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение средства массовой информации в 2023-

2025 гг. должен увеличиться на 5,56% (что в денежном выражении составляет 0,03 млрд рублей).

Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение обслуживания государственного долга Новосибирской области в 20232025 гг. должен увеличиться на 25,50% (что в денежном выражении составляет 0,99 млрд рублей).

Объём расходов областного бюджета Новосибирской области, направляемый на финансовое обеспечение предоставления межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в 2023-2025 гг. должен снизиться на 76,85% (что в денежном выражении составляет 18,02 млрд рублей). Это обусловлено тем, что на 2023 год запланированы расходы областного бюджета на финансовое обеспечение сбалансированности местных бюджетов в объёме 16,55 млрд рублей (что составляет 86,51% от совокупного объёма расходов по данному разделу классификации расходов), при этом в 2024-2025 гг. указаны нулевые значения по данным статьям.

Также авторы ставили перед собой задачу проведения структурного и динамического анализа доходов областного бюджета Новосибирской области, однако, к сожалению, данная информация в соответствующем законе отображена исключительно в части:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) общей величины: 259,97 млрд рублей в 2023 году, 258,47 млрд рублей в 2024 году (что ниже величины 2023 года на 1,5 млрд рублей), 262,88 млрд рублей в 2025 году (что выше

величины 2023 года на 2,91 млрд рублей и величины 2024 года на 4,41 млрд рублей);

б) суммы безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: 46,77 млрд рублей в 2023 году, 36,87 млрд рублей в 2024-2025 гг.

Как показал проведённый анализ, исполнение областного бюджета Новосибирской области планируется с дефицитом в течение ближайшей трёхлетки ежегодно: его объём составит в 2023 году 45,31 млрд рублей, в 2024 году - 8,84 млрд рублей, в 2025 году - 6,46 млрд рублей.

Проведённый анализ источников финансирования дефицита областного бюджета Новосибирской области показал следующее:

1) запланировано использование исключительно внутренних источников финансирования дефицита областного бюджета Новосибирской области;

2) запланировано привлечение средств за счёт размещения государственных ценных бумаг Новосибирской области в объёмах 9,5 млрд рублей (2023 год), 10 млрд рублей (2024 год), 10 млрд рублей (2025 год);

3) запланированы выплаты средств на погашение ценных бумаг Новосибирской области запланированы в объёмах 3,5 млрд рублей (2023 год), 6 млрд рублей (2024 год), 3.1 млрд рублей (2025 год);

4) запланировано привлечение кредитов от кредитных организаций в объёмах 47,78 млрд рублей в 2023 году, 40,58 млрд рублей в 2024 году, 45,04 млрд рублей в 2025 году;

5) запланировано погашение кредитов от кредитных организаций в объёмах 32,55 млрд рублей в 2023 году, 37,88 млрд рублей в 2024 году, 40,95 млрд рублей в 2025 году;

6) запланировано привлечение кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объёмах 23,70 млрд рублей в 2023 году, 24,81 млрд рублей в 2024 году, 21,91 млрд рублей в 2025 году;

7) запланировано погашение кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объёмах 22,85 млрд рублей в 2023 году, 22,96 млрд рублей в 2024 году, 27,64 млрд рублей в 2025 году.

Всё вышеперечисленное позволяет заключить о том, что для осуществления финансирования дефицита областного бюджета Новосибирской области запланировано, в-первую очередь, использование кредитов кредитных организаций (причём, учитывая высокие объёмы привлечения и погашения средств, вероятнее всего, новые кредиты используются для погашения предыдущих).

По мнению авторов, управление расходами областного бюджета Новосибирской области должно строиться на ряде принципов, наглядно представленных на рисунке 4.

Рисунок 4. Авторские рекомендации по использованию принципов в процессе управления расходами областного бюджета Новосибирской области.

Источник: предложено авторами.

Важно отметить, что данные принципы должны обязательно применяться не в отдельности друг от друга, а в комплексе, оказывая синергетическое влияние на происходящие трансформационные процессы модернизации управления региональными финансами в условиях новых вызовов и необходимости обеспечения экономического роста на инклюзивной основе с достижением целей устойчивого развития и национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Важно, что их достижение на региональном уровне должно обязательно учитывать не только актуальные вызовы и тренды, но и накопленный исторический опыт программно-целевого управления региональными финансами.

Также по мнению авторов необходимо проводить серьёзную работу по совершенствованию подходов к оценке качества бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования в субъектах Российской Федерации, что позволит обеспечить их стратегическое развитие, учитывающее содержание национальных целей, определённых Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года. По мнению авторов, данная методика должна включать, как минимум, показатели, указанные на рисунке 5.

Рисунок 5. Предложения по оценке качества финансового планирования и финансового прогнозирования при осуществлении разработки и реализации бюджетной политики в субъектах Российской Федерации.

Источник: предложено авторами.

Учитывая отсутствие данных о плановых объёмах доходов областного бюджета Новосибирской области в детальной структуризации, представляется целесообразным порекомендовать финансовому органу данного субъекта Российской Федерации обратить внимание на оценку потенциальной возможности по решению данной проблемы. Представляется, что это позволит повысить уровень финансовой дисциплины, а также обеспечить рост качества бюджетного планирования и рост надёжности показателей, заложенных в прогноз социально-экономического развития Новосибирской области, и в долгосрочный бюджетный прогноз Новосибирской области.

Авторы считают, что особое внимание следует уделить вопросу обеспечения прозрачности управления общественными финансами в Новосибирской области. В данном случае оно должно строиться на необходимости обеспечения качественной трансформации осуществляемых процедур, принимая во

внимание все достоинства и недостатки цифровизации социально-экономических процессов. В частности, в последние годы активно развиваются инструменты интерактивной коммуникации. В связи с этим авторами были сформирован следующий набор рекомендаций:

1) запуск специализированного телеграмм-канала, позволяющего получать информацию по широкому спектру вопросов: о бюджетной терминологии; возможностях участия граждан в бюджетном процессе на территории Новосибирской области; конкретных мерах и инструментах бюджетной политики, проводимой в Новосибирской области и др.;

2) создание чат-бота, позволяющего гражданам, проживающим на территории Новосибирской области оперативно получать актуальные данные о бюджете Новосибирской области, ключевом понятийном аппарате, публичных слушаниях и

др.;

3) разработка и реализация мероприятий, направленных на знакомство жителей Новосибирской области с доходами, расходами, источниками финансирования дефицита регионального бюджета в повседневной жизни (реклама в средствах массовой информации, государственных и муниципальных учреждениях и др.);

4) проведение конкурсов научных работ, конференций среди обучающихся различных учебный заведений Новосибирской области по вопросам разработки и реализации бюджетной политики в регионе;

5) организация онлайн-встреч с гражданами, проживающими на территории Новосибирской области, в целях обсуждениях актуальных вопросов разработки и реализации бюджетной политики в регионе и др.

В заключение следует отметить, повышенную важность к изучению вопросов, связанных с социально-экономическим развитием российских регионов ввиду высокого уровня проникновения перечней задач по решению проблем пространственного развития в различные нормативные правовые акты Российской Федерации. Не вызывает сомнения утверждение о том, что среди факторов, воздействующих на разработку и реализацию бюджетной политики в регионе, влияет большое количество объективных и субъективных факторов, учёт которых возможен лишь частично. Поэтому крайне важно использовать инструменты разработки и реализации ответственной бюджетной политики, направленной на стимулирование социально-экономического развития региона.

Литература

1. Буздалина, О.Б. Современные инструменты государственного финансового регулирования и развития региональной экономики / О.Б. Буздалина // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. - 2022. - № 2. - С. 152-157.

2. Демидова, С.Е. О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций /С.Е. Демидова // Финансы. 2022. № 12. С. 28-36.

3. Демидова, С.Е. Финансовая система в условиях цифровой трансформации экономики /С.Е. Демидова // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1 (29). С. 4753.

4. Долина, О.Н. Государственное регулирование открытости и прозрачности управления общественными финансами в России /О.Н. Долина // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 186-189.

5. Дорофеев, М.Л. Государственное финансовое регулирование социально-экономического неравенства в условиях кризиса / М.Л. Дорофеев // Управление. - 2022. - Т. 10. - № 1. - С. 5-15.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

О

м «

fO

сч о cs

in

о ш m

X

<

m О X X

6. Иванов, А.И. Региональные особенности обоснования условий преодоления бедности пенсионеров в Российской Федерации /А.И. Иванов // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 11. С. 1779-1796.

7. Караев, А.К. Факторы повышения эффективности бюджетных инвестиций: практические рекомендации /А.К. Караев,

B.В. Понкратов // Финансовая жизнь. 2021. № 3. С. 69-72.

8. Кашбразиев, Р.В. Открытость экономики как условие развития международной кооперации /Р.В. Кашбразиев // Вестник Финансового университета. 2015. № 4 (88). С. 122-131.

9. Куцури, Г.Н. Особенности современного состояния субфедерального государственного долга / Г.Н. Куцури // Самоуправление. - 2022. - № 4. - С. 462-466.

10. Макашина О.В. Алгоритм организации финансов государственного сектора /О.В. Макашина, Н.С. Красникова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2020. № 4 (46). С. 25-34.

11. Маркина Е.В. Методология оценки влияния экономической неопределенности на формирование доходов региональных бюджетов /Е.В. Маркина, О.А. Полякова, А.С. Ложечко // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 3. С. 924-937.

12. Понкратов, В.В. Повышение качества бюджетного планирования в России /В.В. Понкратов // Финансовая жизнь. -2017. - № 4.-С.91-94.

13. Сангинова, Л.Д. Субнациональные государственные и муниципальные зеленые облигации, перспективы развития в России / Л.Д. Сангинова // Самоуправление. - 2022. - № 2. -

C. 724-729.

14. Сергиенко, Н.С. «Бюджет для граждан»: опыт регионов и муниципальных образований /Н.С. Сергиенко // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2017. № 1. С. 49-51.

15. Сергиенко, Н.С. Российский опыт обеспечения транспарентности публичных финансов /Н.С. Сергиенко // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 3-4. С. 257-264.

16. Сирбиладзе, К.К. Методы цифровизации органов государственного управления в период пандемии коронавируса COVID-19: мировой опыт /К.К. Сирбиладзе // Аудиторские ведомости. 2021. № 1. С. 96-98.

17. Сирбиладзе, К.К. Digital-маркетинг: сущность, виды и значение /К.К. Сирбиладзе // Самоуправление. 2021. № 1 (123). С. 450-453.

18. Солянникова, С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки /С.П. Солянникова // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33). С. 91-96.

19. Солянникова, С.П. Современные трансформации концепций и институциональных основ управления финансами государственного сектора /С.П. Солянникова // Финансы. 2022. № 9. С. 17-22.

20. Тараканова, И.В. Трансформация методологических подходов к оценке роли бюджетных инвестиций в обеспечении экономического роста / И.В. Тараканова // Аудиторские ведомости. - 2022. - № 1. - С. 62-69.

21. Тимофеева, О.И. Публичные слушания по проекту бюджета на региональном уровне: от формального мероприятия к эффективному механизму / О.И. Тимофеева // Финансы. - 2021. - № 9. - С. 20-28.

22. Тиникашвили, Т.Ш. Финансовые риски государственного сектора / Т.Ш. Тиникашвили // Аудиторские ведомости. -2023. - № 1. - С. 118-128.

23. Тюрина, Ю.Г. Современные макроэкономические вызовы и шоки, влияющие на развитие финансов государственного сектора / Ю.Г. Тюрина // Финансовая жизнь. - 2020. - № 2. - С. 58-61.

24. Фрумина, С.В. Бюджетные расходы: выборочная оценка эффективности /С.В. Фрумина // Сибирская финансовая школа. - 2021. - № 4 (144). - С. 141 -147.

25. Ханова, Л.М. Влияние бюджетного финансирования на качество образовательных услуг вузов при внедрении инновационных продуктов /Л.М. Ханова // Самоуправление. 2022. № 3 (131). С. 784-787.

26. Харитоненко, Л.Б. Налог на прибыль организаций как один из источников государственных доходов /Л.Б. Харито-ненко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 3 (29). С. 148-153.

27. Шмиголь, Н.С. Современные концептуальные подходы к управлению финансами государственного сектора /Н.С. Шмиголь // Финансовая жизнь. 2021. № 2. С. 52-55.

28. Аналитический портал Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 14.05.2023).

29. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - URL: https://budget.gov.ru/Главная-страница (дата обращения: 20.11.2022).

30. Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области. - [Электронный ресурс]. - URL: https://mfnso.nso.ru/ (дата обращения: 26.05.2023).

Budget policy of the Novosibirsk region for 2023-2025 Balynin I.V., Terekhova T.B.

Financial University under the Government of the Russian Federation

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

In a scientific article, the authors reveal issues related to the development and implementation of budget policy in the Novosibirsk region in 2023-2025. The results of the analysis carried out testify to the development of a socially oriented budget policy for the Novosibirsk Region in the coming years, which should have a positive impact on the comprehensive development of the region under consideration, incl. in the context of achieving the national development goals of the Russian Federation. An analysis of the revenues of the regional budget of the Novosibirsk region showed the lack of detailed information in the law on the budget of this region. At the same time, the presented aggregate data indicate a slight decrease in revenues in 2024 and their growth by 4.4 billion rubles in 2025. The deficit of the regional budget of the Novosibirsk Region are determined for 2023-2025 in the amount of 45.31 billion rubles, 8.84 billion rubles, 6.46 billion rubles, respectively. Based on the analysis of numerical data, a set of practical recommendations was formed to solve the identified problems, considering the need to solve urgent socio-economic problems, including achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030, determined by the Decree of the President of Russia dated July 21, 2020. The practical use of the scientific results presented in the article will ensure the development and implementation of a responsible budget policy in the Novosibirsk Region, considering modern challenges and trends, including taking into account the achievements of scientific and technological progress and the development of financial technologies. Keywords: budget revenues, budget expenditures, regional budgets, budget policy,

budget process, transparency References

1. Buzdalina, O.B. Modern instruments of state financial regulation and development

of the regional economy / O.B. Buzdalina // Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. - 2022. - No. 2. - pp. 152157.

2. Demidova, S.E. On financial measures of state support for backbone organizations

/S.E. Demidova // Finance. 2022. No. 12. pp. 28-36.

3. Demidova, S.E. Financial system in the context of digital transformation of the

economy /S.E. Demidova // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2020. No. 1 (29). pp. 47-53.

4. Valley, O.N. State regulation of openness and transparency of public finance

management in Russia / O.N. Valley // Audit and financial analysis. 2015. No. 5. pp. 186-189.

5. Dorofeev, M.L. State financial regulation of socio-economic inequality in a crisis /

M.L. Dorofeev // Management. - 2022. - T. 10. - No. 1. - pp. 5-15.

6. Ivanov, A.I. Regional features of substantiating the conditions for overcoming

poverty of pensioners in the Russian Federation / A.I. Ivanov // Labor Economics. 2022. V. 9. No. 11. pp. 1779-1796.

7. Karaev, A.K. Factors for increasing the efficiency of budget investments: practical

recommendations /A.K. Karaev, V.V. Ponkratov // Financial life. 2021. No. 3. pp. 69-72.

8. Kashbraziev, R.V. Openness of the economy as a condition for the development of

international cooperation /R.V. Kashbraziev // Bulletin of the Financial University. 2015. No. 4 (88). pp. 122-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kutsuri, G.N. Features of the current state of subfederal public debt / G.N. Kutsuri

// Self-government. - 2022. - No. 4. - pp. 462-466.

10. Makashina O.V. Algorithm for organizing public sector finance / O.V. Makashina,

N.S. Krasnikova // News of higher educational institutions. Series: Economics, finance and production management. 2020. No. 4 (46). pp. 25-34.

11. Markina E.V. Methodology for assessing the impact of economic uncertainty on

the formation of incomes of regional budgets / E.V. Markina, O.A. Polyakova, A.S. Lozhechko // Economics of the region. 2019. V. 15. No. 3. pp. 924-937.

12. Ponkratov, V.V. Improving the quality of budget planning in Russia /V.V. Ponkratov

// Financial life. - 2017. - No. 4.-pp.91-94.

13. Sanginova, L.D. Subnational state and municipal green bonds, development prospects in Russia / L.D. Sanginova // Self-government. - 2022. - No. 2. - pp. 724-729.

14. Sergienko, N.S. "Budget for citizens": the experience of regions and municipalities

/N.S. Sergienko // Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2017. No. 1. pp. 49-51.

15. Sergienko, N.S. Russian experience in ensuring the transparency of public finances /N.S. Sergienko // Audit and financial analysis. 2017. No. 3-4. pp. 257264.

16. Sirbiladze, K.K. Methods of digitalization of government bodies during the COVID-

19 coronavirus pandemic: world experience / K.K. Sirbiladze // Auditor sheets.

2021. No. 1. pp. 96-98.

17. Sirbiladze, K.K. Digital marketing: essence, types and meaning /K.K. Sirbiladze //

Self-government. 2021. No. 1 (123). pp. 450-453.

18. Solyannikova, S.P. Responsible budget policy in conditions of high level of uncertainty: development rules and evaluation criteria /S.P. Solyannikova // Innovative development of the economy. 2016. No. 3-2 (33). pp. 91-96.

19. Solyannikova, S.P. Modern transformations of concepts and institutional foundations of public sector financial management /S.P. Solyannikova // Finance.

2022. No. 9. pp. 17-22.

20. Tarakanova I.V. Transformation of methodological approaches to assessing the

role of budget investments in ensuring economic growth / I.V. Tarakanova // Auditor sheets. - 2022. - No. 1. - pp. 62-69.

21. Timofeeva, O.I. Public hearings on the draft budget at the regional level: from a

formal event to an effective mechanism / O.I. Timofeeva // Finance. - 2021. - No. 9. - pp. 20-28.

22. Tinikashvili, T.Sh. Financial risks of the public sector / T.Sh. Tinikashvili // Auditor

sheets. - 2023. - No. 1. - pp. 118-128.

23. Tyurina Yu.G. Modern macroeconomic challenges and shocks affecting the development of public sector finance / Yu.G. Tyurina // Financial life. - 2020. -No. 2. - pp. 58-61.

24. Frumina S.V. Budget expenditures: selective assessment of efficiency /S.V. Frumina // Siberian Financial School. - 2021. - No. 4 (144). - pp. 141-147.

25. Khanova, L.M. I nfluence of budget financing on the quality of educational services

of universities in the implementation of innovative products /L.M. Khanova // Self-government. 2022. No. 3 (131). pp. 784-787.

26. Kharitonenko, L.B. Corporate income tax as one of the sources of state revenues

/L.B. Kharitonenko // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2018. No. 3 (29). pp. 148-153.

27. Shmigol, N.S. Modern conceptual approaches to public sector financial management /N.S. Shmigol // Financial life. 2021. No. 2. pp. 52-55.

28. Analytical portal of the Federal Tax Service. - [Electronic resource]. - URL:

https://analytic.nalog.gov.ru/ (date of access: 05/14/2023).

29. Unified portal of the budget system of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - URL: https://budget.gov.ru/Main-page (date of access: 11/20/2022)

30. Ministry of Finance and Tax Policy of the Novosibirsk Region. - [Electronic resource]. - URL: https://mfnso.nso.ru/ (date of access: 05/26/2023)

X X O 00 A c.

X

00 m

o

2 O

ho M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.