Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЗРАЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балынин И.В., Терехова Т.Б.

В статье авторами рассмотрены особенности управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях. Полученные результаты представляют интерес для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Важно отметить, что сформулированные авторами рекомендации по совершенствованию управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации представляют собой оригинальные решения в области государственного финансового менеджмента с учётом современных вызовов, тенденций и закономерностей. Изучение регионального опыта управления бюджетом субъекта Российской Федерации построено на основании опыта города Москвы, в том числе в части раскрытия бюджетных данных. Особый акцент авторы данной научной статьи делают на использование достижений научно-технического прогресса (в т.ч. в контексте активной цифровизации социально-экономических процессов и используемых инструментов финансового управления), в том числе в контексте стимулирования достижения национальных целей, определённых Указом Президента России от 21 июля 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUDGET MANAGEMENT OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

In the article the authors consider the features of budget management of the budgetary system of the Russian Federation in modern conditions. The results obtained are of interest to public authorities of the Russian Federation, public authorities of the constituent entities of the Russian Federation, and local governments. It is important to note that the recommendations formulated by the authors for improving the budget management of the budgetary system of the Russian Federation are original solutions in the field of public financial management, taking into account modern challenges, trends and patterns. The study of the regional experience of managing the budget of a constituent entity of the Russian Federation is based on the experience of the city of Moscow, including in terms of disclosure of budget data. The authors of this scientific article place special emphasis on the use of the achievements of scientific and technological progress (including in the context of the active digitalization of socio-economic processes and the financial management tools used), including in the context of stimulating the achievement of national goals defined by the Decree of the President of Russia dated July 21, 2020.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Особенности управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях

со см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

Балынин Игорь Викторович

к.э.н., доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, IVBalynin@fa.ru

Терехова Татьяна Борисовна

старший преподаватель, Департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, tterehova@fa.ru

В статье авторами рассмотрены особенности управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях. Полученные результаты представляют интерес для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Важно отметить, что сформулированные авторами рекомендации по совершенствованию управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации представляют собой оригинальные решения в области государственного финансового менеджмента с учётом современных вызовов, тенденций и закономерностей. Изучение регионального опыта управления бюджетом субъекта Российской Федерации построено на основании опыта города Москвы, в том числе в части раскрытия бюджетных данных. Особый акцент авторы данной научной статьи делают на использование достижений научно-технического прогресса (в т.ч. в контексте активной цифровизации социально-экономических процессов и используемых инструментов финансового управления), в том числе в контексте стимулирования достижения национальных целей, определённых Указом Президента России от 21 июля 2020 года.

Ключевые слова: доходы бюджета, расходы бюджета, федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, бюджетная политика, бюджетный процесс, прозрачность

Актуальность исследования вопросов, связанных с многочисленными аспектами управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, имеет крайне высокий уровень ввиду повышенной важности для обеспечения социально-экономического развития соответствующего публично-правового образования. В связи с этим крайне важно обеспечивать должное качество управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации как на федеральном, так на региональном и местном уровне. Отдельно необходимо подчеркнуть тот факт, что социально-экономическое значение имеет не только управление федеральным бюджетом, но и бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Также нельзя не отметить повышенный интерес к вопросам, связанным с управлением региональными бюджетами и бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. При оценке управления муниципальными финансами необходимо обязательно учитывать наличие соответствующих вариаций в зависимости от типа муниципального образования (полный их перечень является закрытым, определён федеральным законодательством).

Анализ научных публикаций по вопросам управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации показал высокий уровень внимания научных исследователей к ним.

В частности, в научных публикациях, рассмотренными авторами при подготовке методологической базы данного исследования, были проанализированы вопросы, связанные с программно-целевым управление государственными расходами [1,11,12, 16, 18], в том числе в контексте реализации национальных проектов. Это имеет огромную важность в контексте обеспечения высокого качества управления государственными финансами [2,13,21, 22,26], что является достаточно актуальным направлением исследования в текущих социально-экономических условиях. В свою очередь, Демидова С.Е. обратила внимание на необходимость разработки и реализации мер государственной поддержки системообразующих организаций [3], что особенно важно в условиях экономической нестабильности и имеет огромное значение для стимулирования устойчивого развития Российской Федерации, в т.ч. в контексте решения задач по реализации мероприятий в рамках импортозамещения. Важно отметить, что решение данных вопросов на качественно высоком уровне будет способствовать позитивному прогрессу в вопросе стимулирования экономического роста Российской Федерации на инновационной основе [14, 20].

Достаточно большое внимание исследователи обращают внимание использованию цифровых инструментов при управлении общественными финансами [4,18], что является ответом на существующие и предстоящие вызовы в условиях активного и стремительного научно-технического прогресса, захватившего в настоящее время абсолютно все направления социально-экономической, политической, правовой и иной деятельности. Соответственно, от того, насколько оперативно и качественно будут использоваться современные технологии в российском производстве, зависит конкурентоспособность выпускаемой продукции, а, соответственно должно быть учтено при разработке и реализации ответственной бюджетной политики [8,21]. Современные достижения научно-технического прогресса спровоцировали страны во всём мире к обеспечению прозрачности бюджетного процесса, имеющей как позитивные (активизация вовлечённости населения в вопросы управления общественными финансами, повышение уровня

финансовой грамотности, ускорение проведения различных финансовых операций посредством специализированных платформ, быстрота доступа к любым данным), так и негативные тенденции (которые, например, связаны с получением недружественными странами бюджетных данных, позволяющих прямо или косвенно отследить осуществляемые финансовые потоки). Конечно, данные тенденции послужили стимулов к проведению научных исследований по вопросам открытости и прозрачности управления общественными финансами на различных стадиях бюджетного процесса [5,7] степень которых выступает одним из факторов устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, что особенно важно в контексте достижения национальных целей, определённых Указом Президента России от 21.07.2020 года.

Объективной является наблюдаемая тенденция в направлениях исследований отечественных учёных к изучению проблем пространственного развития Российской Федерации, что определяется наличием в Российской Федерации 89 регионов, социально-экономическое развитие каждого из которых требует особого индивидуального подхода. Поэтому в статьях делается упор на оценку эффективности регионального управления [23]. Следовательно, рост числа научных публикаций по данному вектору исследовательской мысли является обоснованным и крайне важным для обеспечения решения ряда социально-экономических задач (в том числе в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года).

Учитывая многовекторный характер взаимного влияния широкого перечня факторов социально-экономического развития Российской Федерации на разработку и реализацию бюджетной политики, крайне важно максимально глубокого погружаться в отдельные направления доходов и расходов (как с точки зрения бюджетной классификации, так и с позиции соответствующих тематических блоков). В частности, в последние годы авторы рассматривали вопросы важности налога на прибыль для федерального и региональных бюджетов [25], повышения эффективности бюджетных инвестиций [6], роста операционной эффективности [17], использования бюджетного финансирования для повышения качества образовательных услуг [24], совершенствованию инструментов вовлечения граждан в бюджетный процесс [9] (что особенно актуально для обеспечения высокого качества управления муниципальными финансами), стимулирования рационального недропользования в Российской Федерации [10], развитие бюджетного кредитования [19].

Однако несмотря на повышенный интерес научного сообщества к вопросам, сопряжённым с процессом управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, требуется проведение дополнительных научных исследований, позволяющих подойти к решению проблем комплексно, прозрачно и с ориентацией на максимизацию достигаемого результата с учётом современных вызовов и постоянно модифицирующихся условий реализации ответственной бюджетной политики на федеральном, региональном и местном уровнях управления общественными финансами.

Прежде всего, считаем целесообразным остановиться на управлении федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В этом контексте следует отметить, что были проведены отдельные изменения в бюджетном и налоговом законодательстве, которые необходимо учитывать при разработке и реализации ответственной бюджетной политики на всех уровнях управления общественными финансами. Более того, с 01 января 2023 года произошло объединение двух государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования Российской Федерации), сопровождающегося формированием Социального

фонда России. Важно отметить, что в управлении средствами обязательного социального страхования произошла и другая важная новация: формирование единого тарифа страховых взносов по 3 из 4 обязательных видов обязательного социального страхования, существующих в российской практике управления государственными финансами.

Современные социально-экономические условия определяются также и осуществляемыми неправомерными действиями в отношении Российской Федерации со стороны США и их сателлитов по всему миру, проявляющимися в принятых в нарушение всех международных норм права экономических санкциях. Этот факт актуализирует важность решения задач по импортозамещению, технологическому суверенитету Российской Федерации, диверсификации экономической активности российских организаций. Решение данных задач обеспечит не только экономический рост, но и социальное развитие (в т.ч. за счёт появления новых рабочих мест).

Отдельно необходимо подчеркнуть важную мировую тенденцию: цифровизацию социально-экономических процессов, происходящих у всех экономических субъектов (домохозяй-ствами, коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления). Как известно, многие процедуры, осуществляемые экономическими субъектами, сопровождаются применением цифровых технологий, позволяющих не только добиться операционного упрощения, но также организационного, тактического и стратегического. Представляется, что учёт данных тенденций позволит добиться высокого уровня технологического прорыва, опираясь на лучшие практики управления финансами в государственном и корпоративном секторах.

Авторами были проведён анализ доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании данных Федерального казначейства. Так, в частности, по итогам проведённой структурной оценки доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляется возможным сделать несколько выводов. Во-первых, следует сказать, что, по предварительным данным, доходы федерального бюджета в 2022 году составили 27,82 трлн рублей, доходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - 16,43 трлн рублей, доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 19,68 трлн рублей, доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 2,75 трлн рублей.

На рисунке 1 представлена динамика доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2018-2022 гг.

Рисунок 1. Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2018-2022 гг., в трлн рублей. Примечание. ФБ - федеральный бюджет, БГВБФРФ - бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, БТФОМС - бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, БКБСРФ - свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Источник: составлено и рассчитано авторами на основании данных Федерального казначейства [29].

X X О го А С.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

Как мы видим из рисунка 1, доходы федерального бюджета в рассматриваемом периоде выросли на 43,03%, доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - на 56,48%, доходы по своду консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - на 58,84%, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (совокупные данные) - на 32,85%.

На рисунке 2 представлены доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2018-2022 гг.

Как мы видим из рисунка 3, расходы федерального бюджета в рассматриваемом периоде выросли на 86,24%, доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - на 42,91%, доходы по своду консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - на 65,24%, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (совокупные данные) - на 32,04%.

На рисунке 4 представлены расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2018-2022 гг.

со см о см

О Ш

т

X

<

т о х

X

40 36.92

35 30 25 20 15 10 5 О

19.63 5.32

■ ФБ ■БГВБФРФ ■ БКБСРФ БТФОМС

Рисунок 3. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2018-2022 гг., в трлн рублей. Примечание. ФБ - федеральный бюджет, БГВБФРФ - бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, БТФОМС - бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, БКБСРФ - свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Источник: составлено и рассчитано авторами на основании данных Федерального казначейства [29].

Рисунок 2. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2018-2022 гг., в трлн рублей. Источник: составлено и рассчитано авторами на основании данных Федерального казначейства [29].

В свою очередь, по итогам проведённой структурной оценки расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляется возможным сделать несколько выводов. Во-первых, следует сказать, что, по предварительным данным, доходы федерального бюджета в 2022 году составили 31,12 трлн рублей, доходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - 15,32 трлн рублей, доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 19,63 трлн рублей, доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования -2,72 трлн рублей. Отдельно необходимо констатировать отсутствие детализации в разрезе разделов классификации расходов данных в отчётности Федерального казначейства [29].

На рисунке 3 представлена динамика расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2018-2022 гг.

Рисунок 4. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2018-2022 гг., в трлн рублей. Источник: составлено и рассчитано авторами на основании данных Федерального казначейства [29].

С учётом всего вышеизложенного представляется возможным заключить, во-первых, необходимость проведения тщательной и продуманной научно обоснованной работы в отношении поиска потенциальных путей увеличения доходов федерального бюджета, а, во-вторых, проведения мониторинга эффективности бюджетных расходов, что дополнительно актуализируется в контексте реализации Концепции по повышению эффективности бюджетных расходов, реализуемой в России до 2024 года. Более того, от всех субъектов экономической деятельности будет требоваться возможность оперативной перестройки своих тактических планов с учётом изменяющейся социально-экономической конъюнктуры, от адаптивности которых к изменениям и будет зависеть стратегическая реализация намеченных целей на всех уровнях управления общественными финансами, в коммерческих и некоммерческих организациях, в домохозяйствах.

Говоря об управлении федеральным бюджетом, следует прежде всего отметить, необходимость осуществления набора процедур по отношению к доходам федерального бюджета, расходам федерального бюджета, источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Проведенный анализ изменения объёмов финансового обеспечения расходов федерального бюджета (в разрезе разделов классификации расходов) был осуществлён в 3 сравнениях в зависимости от периода времени:

1) первый вариант сравнения предполагает изучения темпов роста расходов федерального бюджета по различным разделам классификации расходов за период 2019-2025 гг. и соответствующих им изменений в денежном выражении;

2) второй вариант сравнения связан с оценкой темпов роста расходов федерального бюджета по различным разделам классификации расходов за период 2023-2025 гг. и соответствующих им изменений в денежном выражении;

3) второй вариант сравнения основывается на расчёте темпов роста расходов федерального бюджета по различным разделам классификации расходов за период 2022-2025 гг. и соответствующих им изменений в денежном выражении.

Так, расчёты, проведенные авторами по первому варианту показали, что темпы роста расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение общегосударственных вопросов составляют 134,54%, что в денежном выражении составляет 471,00 млрд рублей. В свою очередь, финансовое обеспечение национальной обороны будет увеличено на 40,40%, что в денежном выражении составляет 1211,00 млрд рублей. Также необходимо отметить и увеличение расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности в 2,09 раза, что в денежном выражении составляет 2261,00 млрд рублей. Позитивная динамика темпов роста фиксируется и в финансовом обеспечении расходов на национальную экономику: 127,03%, что в денежном выражении составляет 764,20 млрд рублей. Следует отметить и рост расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение жилищно-коммунального хозяйства на 13,39%, что в денежном выражении составляет 37,80 млрд рублей. Проведённый анализ динамики расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий в области охраны окружающей среды продемонстрировал результаты, показывающие рост их объёма на 32,59%, что в денежном выражении составляет 64,40 млрд рублей. При этом, особо следует подчеркнуть рост расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение образования, т.к. данный показатель демонстрирует 149,33%, а абсолютное значение прироста составит 407,70 млрд рублей, что имеет огромное значение для стимулирования социально-экономического развития Российской Федерации прямо и косвенно. Более того, необходимо подчеркнуть, что Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, что дополнительно обосновывает повышенный интерес к текущим вопросам со стороны органов государственной власти Российской Федерации. Как показал проведённый динамический анализ, в 2023-2025 гг. запланирован рост объёмов расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение культуры и кинематографии на 39,79%, что в денежном выражении составляет 48,70 млрд рублей.

В процессе проведённого исследования также было обнаружено запланированное удвоение (в 2,12 раза) расходов на финансовое обеспечение мероприятий в области здравоохранения, что составляет в денежном выражении свыше 797 млрд рублей. В свою очередь финансовое обеспечение социальной политики должно увеличиться в 1,46 раза, что в денежном выражении составляет 2270,00 млрд рублей. Вместе с тем, финансовое обеспечение физической культуры и спорта сократится на 33,91%, что в денежном выражении составляет 27,60 млрд рублей. Говоря о финансовом обеспечении средств массовой информации, то его объёмы должны вырасти на 5,41%, что в денежном выражении составляет 5,60 млрд рублей. Финансовое обеспечение расходов на предоставление межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации увеличится на 10,80% (важно отметить, что речь идёт исключительно о тех межбюджетных трансфертах, которые отражаются в рамках 14 раздела классификации расходов), что в денежном выражении составляет 108,30 млрд рублей.

Наконец, в связи с активной долговой политикой, направленной на поиск источников финансирования дефицита федерального бюджета, в рассматриваемом периоде в 2,57 раза увеличатся расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации, , что в денежном выражении составляет 1147,50 млрд рублей.

Достаточно интересным представляется изучение регионального опыта управления государственными финансами. Как известно, в настоящее время в Российской Федерации 89

регионов, каждый из которых имеет свой бюджет, формирующийся на основании норм бюджетного законодательства (важно отметить, что не только Бюджетного кодекса Российской Федерации, но и федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период).

Рассмотрим практику управления региональным бюджетом на примере города Москвы. Так, в частности, в регионе функционирует специально созданный информационно-познавательный портал «Открытый бюджет города Москвы», который позволяет гражданам и всем иным заинтересованным лицам ознакомиться с данными о бюджете города Москва в доступной и наглядной форме (так, в частности, возможности данного портала приведены на рисунке 5).

Проведённый анализ данных, содержащихся на портале «Открытый бюджет города Москвы» позволил заключить следующее:

1)в ближайшие 3 года бюджет города Москвы будет исполняться с дефицитом (в 2023 году - 436,3 млрд рублей; в 2024 году - 218,8 млрд рублей, в 2025 году - 17,5 млрд рублей);

2)доходы бюджета города Москвы будут ежегодно увеличиваться: в 2023 году - 3,75 трлн рублей, в 2024 году - 4,05 трлн рублей (по сравнению с данными 2023 года ожидается рост на 8%), в 2025 году - 4,38 трлн рублей (по сравнению с данными 2024 году ожидается рост на 8.15%);

3)расходы бюджета города Москвы будут ежегодно увеличиваться: в 2023 году - 4,18 трлн рублей, в 2024 году - 4,27 трлн рублей (по сравнению с данными 2023 года ожидается рост на 2,15%), в 2025 году - 4,39 трлн рублей (по сравнению с данными 2024 года ожидается рост на 2,81%).

Рисунок 5. Инструментарий портала «Открытый бюджет города Москвы»

Источник: Портал «Открытый бюджета города Москвы» [30].

Отдельно следует подчеркнуть наличие интересного функционала, позволяющего отследить исполнение бюджета города Москвы на определённую дату. Так, например, по состоянию на 26 мая 2023 года бюджета города Москвы исполнен по доходам на 37,7% (фактический объём доходов - 1,43 трлн рублей при годовом плане в 3,78 трлн рублей), по расходам на 33,4% (фактический объём расходов - 1,43 трлн рублей при годовом плане в 4,30 трлн рублей).

Говоря о местных бюджетах следует отметить, что основными источниками их доходов являются межбюджетные трансферты, поступающие из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, налог на доходы физических лиц, а также местные налоги. Одним из дискуссионных вопросов, поднимаемых в экспертном и научном сообществах, является достаточность (недостаточность) источников доходов местных бюджетов. По мнению авторов, ключевым вектором развития источников доходов местных бюджетов должны стать участие органов местного самоуправления в пресечении

О

ГО >

го т

о

2 О

N3

СО

fO CS

о

CS

in

О Ш

m x

<

m о x

X

теневой занятости населения, влияющей на объёмы зачисляемого в местные бюджеты налога на доходы физических лиц (а, соответственно, сокращение масштабов данной проблемы неминуемо обеспечит и увеличение доходов местных бюджетов как тактически, так и стратегически), активизация ответственной работы по увеличению объёма неналоговых доходов, поступающих в местные бюджеты (в т.ч. за счёт ответственного управления муниципальным имуществом).

Результаты проведённого научного исследования показывают наличие разнонаправленной динамики по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это обусловливает необходимость использования риск-ориентированного подхода, позволяющего подходить к процессу управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации вариативно и точечно путем воздействия на конкретные причины возникновения той или иной проблемы. При этом, крайне важно использовать максимально разнообразный инструментарий планирования и прогнозирования в целях всесторонней оценки влияния различных факторов на параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Более того, гибкое управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации также предусматривает возможность принятия решения оперативного перераспределения денежных средств на различные направления расходов, как в рамках одного раздела классификации, так и в разрезе нескольких разделов классификации. По мнению авторов, в случае необходимости необходимо увеличить параметры налогообложения по отдельным налогам, затрагивающим интересы численности населения, не превышающей 10%. Это позволит обеспечить формирование дополнительных стимулов социально-экономического развития Российской Федерации с учётом национальных целей, определённых Указом Президента России от 21 июля 2020 года.

Современные тенденции управления финансами экономических субъектов позволяют сделать выводы о наличии высокого уровня влияния на него научно-технического прогресса, сопровождающегося как повышением качества технологической базы, так и операционного ускорения при осуществлении тех или иных процедур. Это серьёзно увеличивает возможности роста открытости управления общественными финансами, как с точки зрения организации финансового планирования и финансового прогнозирования, так и в части организации оперативного финансового управления, и в контексте развития государственного финансового контроля. Особое внимание, по мнению автора, необходимо уделить вопросу доведения информации об управлении бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетной терминологии до заинтересованных граждан всеми доступными способами. В частности, необходимо обеспечить расширение представляемых бюджетных данных на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, в том числе значительно дополнив его содержание информацией о доходах, расходах и источниках финансирования дефицитов региональных и местных бюджетов. Как известно, секретных статей в данных бюджетах не предусмотрено, поэтому необходимо максимизировать усилия по обеспечению полного и детального раскрытия данной информации. Особенно важно, что это будет способствовать росту возможностей учёных по проведению научных обоснований траекторий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Конечно, развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации - одна из самых важных задач в управлении общественными финансами, так как это позволяет не только организовывать взаимодействие между участниками и неучастниками бюджетного процесса, но и повышать уровень доверия граждан.

В заключение необходимо отметить, что управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время должно учитывать потенциальные вариации различных социально-экономических сценариев, в том числе посредством организации риск-менеджмента. Предварительная разработка набора мер инструментов по организации воздействия на потенциальные проблемные зоны позволит обеспечить быстрое реагирование при срабатывании соответствующих рисковых сценариев. Важнейшая тенденция современности - рост уровня вовлечённости граждан в бюджетный процесс в различных формах (в т.ч. в рамках инициативного бюджетирования).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Альтерман, А.А. Программно-целевое управление расходами федерального бюджета на образование: проблемы и пути их решения /А.А. Альтерман // Самоуправление. 2021. № 5 (127). С. 100-104.

2. Буздалина, О.Б. Отдельные аспекты совершенствования инструментов управления государственными финансами /О.Б. Буздалина // Аудиторские ведомости. - 2019. - № 4. - С. 36-41.

3. Демидова, С.Е. О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций /С.Е. Демидова // Финансы. 2022. № 12. С. 28-36.

4. Демидова, С.Е. Финансовая система в условиях цифровой трансформации экономики /С.Е. Демидова // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1 (29). С. 47-53.

5. Долина, О.Н. Государственное регулирование открытости и прозрачности управления общественными финансами в России /О.Н. Долина // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 186-189.

6. Караев, А.К. Факторы повышения эффективности бюджетных инвестиций: практические рекомендации /А.К. Караев, В.В. Понкратов // Финансовая жизнь. 2021. № 3. С. 69-72.

7. Кашбразиев, Р. В. Открытость экономики как условие развития международной кооперации /Р.В. Кашбразиев // Вестник Финансового университета. 2015. № 4 (88). С. 122-131.

8. Косов, М.Е. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути их решения /М.Е. Косов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73) . - С. 847-855.

9. Куликов, Д. А. Совершенствование механизмов участия граждан в бюджетном процессе / Д. А. Куликов // Самоуправление. - 2023. - № 1(134). - С. 570-574.

10. Ложечко, А. С. Государственное финансовое стимулирование рационального и эффективного недропользования в России: попутный нефтяной газ /А.С. Ложечко // Финансовая жизнь. 2018. №4 С. 53-58.

11. Ложников, А. А. Особенности программно-целевого управления в СССР и предложения по их использованию в современной российской практике / А. А. Ложников // Аудиторские ведомости. - 2021. - № 1. - С. 58-60.

12. Ложников, А. А. Совершенствование практики использования программноцелевого метода в России в контексте обеспечения достижения качественных результатов /А. А. Ложников // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 5(118). - С. 1008-1011.

13. Макашина, О.В. Алгоритм организации финансов государственного сектора /О.В. Макашина, Н.С. Красникова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2020. № 4 (46). С. 25-34

14. Мусиенко, С. О. Исследование отраслевой структуры малого бизнеса в экономике России / С. О. Мусиенко // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. - 2013. - № 3(24). - С. 139-146.

15. Понкратов, В.В. Повышение качества бюджетного планирования в России /В.В. Понкратов // Финансовая жизнь. -2017. - № 4.-С.91-94.

16. Ромайкин, П. Д. О необходимости создания государственной программы Российской Федерации по преодолению бедности населения / П. Д. Ромайкин // Самоуправление. -2023. - № 1(134). - С. 781-784.

17. Ромайкин, П. Д. Операционная эффективность использования бюджетных средств в Российской Федерации в контексте управления ликвидностью: аналитические показатели и возможности цифровой экономики / П. Д. Ромайкин // Самоуправление. - 2021. - № 4(126). - С. 597-600.

18. Сергиенко, Н. С. Анализ мониторинга системы отчетов по федеральным проектам в системе «Электронный бюджет» / Н. С. Сергиенко // Финансовая жизнь. - 2020. - № 3. - С. 25-27

19. Сергиенко, Н. С. Бюджетное кредитование как инструмент покрытия кассовых разрывов / Н. С. Сергиенко // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - № 6. - С. 134-140.

20. Сибиряев, А.С. Государственная инновационная политика в условиях модернизации /А.С. Сибиряев // Вестник университета. - 2013. - № 20. - С. 192-196

21. Солянникова, С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки /С.П. Солянникова // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). - С. 91-96.

22. Солянникова, С.П. Современные трансформации концепций и институциональных основ управления финансами государственного сектора /С.П. Солянникова // Финансы. -2022. - № 9. - С. 17-22

23. Федорова, Е. А. Оценка эффективности регионального управления / Е. А. Федорова, Л. И. Черникова, С. О. Мусиенко // Экономика региона. - 2019. - Т. 15, № 2. - С. 350-362.

24. Ханова, Л.М. Влияние бюджетного финансирования на качество образовательных услуг вузов при внедрении инновационных продуктов /Л.М. Ханова // Самоуправление. - 2022. -№ 3 (131). - С. 784-787.

25. Харитоненко, Л.Б. Налог на прибыль организаций как один из источников государственных доходов /Л.Б. Харито-ненко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 3 (29). - С. 148-153

26. Шмиголь, Н.С. Современные концептуальные подходы к управлению финансами государственного сектора /Н.С. Шмиголь // Финансовая жизнь. - 2021. - № 2. - С. 52-55.

27. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://budget.gov.ru/Главная-страница (дата обращения: 20.11.2022)

28. Законопроект «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 01.02.2023)

29. Федеральное казначейство. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/191/ (дата обращения: 29.05.2023)

30. Портал Правительства Москвы «Открытый бюджет Москвы». - Режим доступа: https://budget.mos.ru/ (дата обращения: 15.05.2023).

Features of budget management of the budget system of the Russian

Federation in modern conditions Balynin I.V., Terekhova T.B.

Financial University under the Government of the Russian Federation

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

In the article the authors consider the features of budget management of the budgetary system of the Russian Federation in modern conditions. The results obtained are of interest to public authorities of the Russian Federation, public authorities of the constituent entities of the Russian Federation, and local governments. It is important to note that the recommendations formulated by the authors for improving the budget management of the budgetary system of the Russian Federation are original solutions in the field of public financial management,

taking into account modern challenges, trends and patterns. The study of the regional experience of managing the budget of a constituent entity of the Russian Federation is based on the experience of the city of Moscow, including in terms of disclosure of budget data. The authors of this scientific article place special emphasis on the use of the achievements of scientific and technological progress (including in the context of the active digitalization of socio-economic processes and the financial management tools used), including in the context of stimulating the achievement of national goals defined by the Decree of the President of Russia dated July 21, 2020. Keywords: budget revenues, budget expenditures, federal budget, regional budget,

municipal budget, budget policy, budget process, transparency References

1. Alterman, A.A. Program-targeted management of federal budget spending on

education: problems and ways to solve them / A.A. Alterman // Self-management. 2021. No. 5 (127). pp. 100-104.

2. Buzdalina, O.B. Separate aspects of improving public finance management tools

/O.B. Buzdalina // Auditor sheets. - 2019. - No. 4. - pp. 36-41.

3. Demidova, S.E. On financial measures of state support for backbone organizations

/S.E. Demidova // Finance. 2022. No. 12. pp. 28-36.

4. Demidova, S.E. Financial system in the context of digital transformation of the

economy /S.E. Demidova // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2020. No. 1 (29). pp. 47-53.

5. Valley, O.N. State regulation of openness and transparency of public finance

management in Russia / O.N. Valley // Audit and financial analysis. 2015. No. 5. pp. 186-189.

6. Karaev, A.K. Factors for increasing the efficiency of budget investments: practical

recommendations /A. K. Karaev, V.V. Ponkratov // Financial life. 2021. No. 3. pp. 69-72.

7. Kashbraziev, R.V. Openness of the economy as a condition for the development of

international cooperation /R.V. Kashbraziev // Bulletin of the Financial University. 2015. No. 4 (88). pp. 122-131.

8. Kosov, M.E. Budget policy of the Russian Federation: problems and ways to solve

them /M.E. Kosov // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 8 (73) . - pp. 847-855.

9. Kulikov, D. A. Improving the mechanisms of citizens' participation in the budget

process / D. A. Kulikov // Self-management. - 2023. - No. 1 (134). - pp. 570-574.

10. Lozhechko, A.S. State financial incentives for rational and efficient subsoil use in Russia:

associated oil gas / A.S. Lozhechko // Financial life. 2018. No. 4. pp. 53-58.

11. Lozhnikov, A. A. Features of program-targeted management in the USSR and

proposals for their use in modern Russian practice / A. A. Lozhnikov // Auditorskie Vedomosti. - 2021. - No. 1. - pp. 58-60.

12. Lozhnikov, A. A. Improving the practice of using the program-targeted method in

Russia in the context of ensuring the achievement of qualitative results /A. A. Lozhnikov // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 5 (118). - pp. 10081011.

13. Makashina O.V. Algorithm for organizing public sector finance / O.V. Makashina,

N.S. Krasnikova // News of higher educational institutions. Series: Economics, finance and production management. 2020. No. 4 (46). pp. 25-34

14. Musienko, S. O. Research of the sectoral structure of small business in the Russian economy / S. O. Musienko // Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Economy. - 2013. - No. 3 (24). - pp. 139-146.

15. Ponkratov, V.V. Improving the quality of budget planning in Russia /V.V. Ponkratov

// Financial life. - 2017. - No. 4.-pp.91-94.

16. Romaikin, P. D. On the need to create a state program of the Russian Federation

to overcome the poverty of the population / P. D. Romaikin // Self-management.

- 2023. - No. 1 (134). - pp. 781-784.

17. Romaikin, P. D. Operational efficiency of the use of budgetary funds in the Russian

Federation in the context of liquidity management: analytical indicators and opportunities for the digital economy / P. D. Romaikin // Self-management. -2021. - No. 4 (126). - pp. 597-600.

18. Sergienko, N. S. Analysis of the monitoring of the reporting system for federal

projects in the system "Electronic budget" / N. S. Sergienko // Financial life. -2020. - No. 3. - pp. 25-27

19. Sergienko, N. S. Budget lending as a tool to cover cash gaps / N. S. Sergienko //

Audit and financial analysis. - 2019. - No. 6. - pp. 134-140.

20. Sibiryaev A.S. State innovation policy in the context of modernization /A.S. Sibiryaev // Bulletin of the University. - 2013. - No. 20. - pp. 192-196

21. Solyannikova, S.P. Responsible budget policy in conditions of high level of uncertainty: development rules and evaluation criteria /S.P. Solyannikova // Innovative development of the economy. - 2016. - No. 3-2 (33). - pp. 91-96.

22. Solyannikova, S.P. Modern transformations of concepts and institutional foundations of public sector financial management /S.P. Solyannikova // Finance.

- 2022. - No. 9. - Pp. 17-22

23. Fedorova, E. A. Evaluation of the effectiveness of regional management / E. A.

Fedorova, L. I. Chernikova, S. O. Musienko // Economics of the region. - 2019. -V. 15, No. 2. - pp. 350-362.

24. Khanova, L.M. Influence of budget financing on the quality of educational services

of universities in the implementation of innovative products /L.M. Khanova // Self-government. - 2022. - No. 3 (131). - pp. 784-787.

25. Kharitonenko, L.B. Corporate income tax as one of the sources of state revenues

/L.B. Kharitonenko // Innovative economy: prospects for development and improvement. - 2018. - No. 3 (29). - pp. 148-153

26. Shmigol, N.S. Modern conceptual approaches to public sector financial management /N.S. Shmigol // Financial life. - 2021. - No. 2. - pp. 52-55.

27. Unified portal of the budget system of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - Access mode: https://budget.gov.ru/Main-page (date of access: 11/20/2022)

28. Draft law "On the federal budget for 2023 and for the planning period of 2024 and

2025". - [Electronic resource]. - Access mode: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (date of access: 01.02.2023)

29. Federal Treasury. - [Electronic resource]. - Access mode: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/191/ (date of access: 05/12/2023)

30. Portal of the Government of Moscow "Open Budget of Moscow". - Access mode:

https://budget.mos.ru/ (date of access: 05/15/2023).

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.