Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ В РОССИИ В 2023-2025 ГГ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ В РОССИИ В 2023-2025 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1579
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЗРАЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балынин И.В., Терехова Т.Б.

В научной статье авторами раскрываются вопросы, связанные с управлением федеральным бюджетом в 2023-2025 годы. Во вступительной части статьи определены факторы, оказывающие влияние на управление федеральным бюджетом, в том числе с учётом современных социально-экономических условий. Анализ показал, что в ближайшие 3 года объём расходов и доходов федерального бюджета будет увеличиваться: так, объём расходов федерального бюджета вырастит с 29,06 до 29,24 трлн рублей при росте доходов с 26,13 до 27,98 трлн рублей. На основании проведенного анализа числовых данных определены принципы совершенствования управления федеральным бюджетом с учётом необходимости решения актуальных социально-экономических задач, в том числе достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определённых Указом Президента России от 21 июля 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балынин И.В., Терехова Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE FEDERAL BUDGET IN RUSSIA IN 2023-2025

In a scientific article, the authors reveal issues related to the management of the federal budget in 2023-2025. In the introductory part of the article, the factors influencing the management of the federal budget are identified, including taking into account modern socio-economic conditions. The analysis showed that in the next 3 years the volume of expenditures and revenues of the federal budget will increase: for example, the volume of expenditures of the federal budget will increase from 29.06 to 29.24 trillion rubles with an increase in revenues from 26.13 to 27.98 trillion rubles. Based on the analysis of numerical data, the principles for improving the management of the federal budget are determined, taking into account the need to solve urgent socio-economic problems, including achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030, determined by the Decree of the President of Russia of July 21, 2020.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ В РОССИИ В 2023-2025 ГГ»

Совершенствование управления федеральным бюджетом в России в 2023-2025 гг.

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

Балынин Игорь Викторович

канд. экон. наук, доцент Департамента общественных финансов, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», IVBalynin@fa.ru

Терехова Татьяна Борисовна

старший преподаватель Департамента общественных финансов, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», tterehova@fa.ru

В научной статье авторами раскрываются вопросы, связанные с управлением федеральным бюджетом в 2023-2025 годы. Во вступительной части статьи определены факторы, оказывающие влияние на управление федеральным бюджетом, в том числе с учётом современных социально-экономических условий. Анализ показал, что в ближайшие 3 года объём расходов и доходов федерального бюджета будет увеличиваться: так, объём расходов федерального бюджета вырастит с 29,06 до 29,24 трлн рублей при росте доходов с 26,13 до 27,98 трлн рублей. На основании проведенного анализа числовых данных определены принципы совершенствования управления федеральным бюджетом с учётом необходимости решения актуальных социально-экономических задач, в том числе достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определённых Указом Президента России от 21 июля 2020 года. Ключевые слова: доходы бюджета, расходы бюджета, федеральный бюджет, бюджетная политика, бюджетный процесс, прозрачность

Актуальность исследования вопросов, связанных с управлением федеральным бюджетом не вызывает сомнений, так как от этого зависит социально-экономическое развитие Российской Федерации, в том числе достижение национальных целей развития Российской Федерации, определённых Указом Президента России от 21 июля 2020 года на период до 2030 года. Более того, глубокий анализ многочисленных параметров, характеризующих федеральный бюджет на 2023-2025 гг., позволит определить ключевые приоритеты бюджетной политики на ближайшие 3 года, что крайне важно как с нескольких позиций:

- определение ключевых приоритетов бюджетной политики Российской Федерации в различных направлениях;

- идентификация проблем разработки и реализации бюджетной политики Российской Федерации, формирования доходов и расходов федерального бюджета, определения источников финансирования дефицита федерального бюджета, управления долговыми обязательствами и др.;

- обоснование предложений по обеспечению увеличения доходов федерального бюджета, что особенно важно в контексте формирования финансовых ресурсов для достижения национальных целей развития Российской Федерации к 2030 году;

- разработка рекомендаций по повышению эффективности расходов федерального бюджета с учётом обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, что особенно важно в контексте реализации Концепции по повышению эффективности бюджетных расходов до 2024 года.

Анализ научных публикаций показал, что в последние годы достаточно много исследователей уделяются своё внимание вопросам модернизации управления общественными финансами с учётом широкого перечня условий и факторов. В частности, активно рассматриваются вопросы совершенствования программно-целевого управления расходами федерального бюджета в социальной сфере [1], стимулировании инновационного развития Российской Федерации посредством реализации широкого комплекса мероприятий [2,10,16], модернизации подходов к разработке и реализации ответственной бюджетной политики в Российской Федерации [9,11,12,13,17,18,23], управления общественными финансами с учётом цифровиза-ции социально-экономических процессов [3], повышения прозрачности бюджетного процесса [4,8,14,15], модернизации управления доходами федерального бюджета [6], обеспечения роста эффективности расходов федерального бюджета [7,19,20]. Также авторы уделяют внимание необходимости учёта региональных особенностей социально-экономического развития публично-правовых образований [5]. При этом, комплексных исследований, посвященных совершенствованию управления федеральным бюджетом на 2023-2025 гг. не было выявлено. Ввиду повышенной актуальности исследования данных вопросов представляется, что полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также в Федеральном собрании Российской Федерации при совершенствовании бюджетного законодательства.

Актуализация значимости исследования данных вопросов обеспечивается и повышенной ограниченностью финансовых ресурсов и наращиванием государственного долга Российской Федерации в ближайшие 3 года, что должно быть учтено при разработке комплекса практических рекомендаций по совершенствованию параметров, мер и инструментов бюджетной политики, реализуемой в Российской Федерации, как на федеральном, так на региональном и местных уровнях.

Говоря о факторах, влияющих на различные параметры федерального бюджета, следует отметить ключевые, имеющие наибольшее проявление в ближайшие годы в прямом и косвенном преломлении. Так, в частности, следует обратить внимание прежде всего на курс рубля и его соотношение с иностранными валютами, что будет оказывать влияние как на доходы, так и на расходы федерального бюджета (причём, по мере достижения максимального уровня технологического суверенитета данное влияние будет сокращаться и, тем самым, позитивно влиять на ответственную бюджетную политику, разрабатываемую в соответствии с лучшими практиками управления общественными финансами, сформированными в странах ОЭСР). Не вызывает сомнения и тот факт, что на доходы федерального бюджета будут иметь серьёзное влияние параметры нефтегазового рынка, в том числе объемы и цены продаж нефтегазовых продуктов (нефть, газ, продукты нефтепереработки и др.). В данном случае необходимо отметить целесообразность активизации усилий по наращиванию нефтеперерабатывающих производств, т.к. данная продукция будет иметь более высокую добавленную стоимость, и, тем самым, обеспечивать формирование доходов федерального бюджета в большем объёме, чем она осуществляет в настоящее время. Это во многом обеспечивается за счёт уплаты налогов и таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет.

Говоря о направлениях влияния курса рубля на расходы федерального бюджета, необходимо отметить ключевой вектор его траектории, связанный с приобретением импортного оборудования и иной продукции, применяемой в государственном секторе. В случае достижения максимального уровня технологического суверенитета потребности в приобретении импортной продукции также будут утрачиваться, тем самым обеспечивая повышенным спросом отечественного производителя, что будет способствовать наращиванию им производства и, тем самым, появлению возможностей для сокращения цены. Основываясь на данных фактах, авторы делают предположение о возможностях позитивного влияния на расходы федерального бюджета не только за счёт самого по себе снижения курса иностранной валюты к рублю, а именно благодаря приобретению отечественной продукции, не зависящей от импортных цен и курсов валют. Мультипликативно развитие отечественного производства широкой номенклатуры товаров в различных видах экономической деятельности обеспечит рост доходов федерального бюджета за счёт большего объёма поступающих налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, акцизов и иных обязательных платежей. Более того, косвенное влияние на расходы федерального бюджета может быть обеспечено за счёт сокращения (обеспечения пониженных темпов роста) финансового обеспечения предоставления межбюджетных трансфертов нецелевого характера, предоставляемых региональным бюджетам, что может быть вызвано наращивания доходов региональных бюджетов по причине роста экономической активности в субъектах Российской Федерации, где получат наибольшее развитие организации, обладающие важностью для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации по приоритетным направлениям научно-технологического развития нашего государства.

Следующий важнейший фактор, оказывающий влияние на параметры федерального бюджета - уровень инфляции в Российской Федерации и за рубежом (причём, влияние иностранных темпов роста цен будет иметь пониженные уровни в случае обеспечения максимального технологического суверенитета Российской Федерации, что в настоящее время объявлено одной из ключевых тенденций). Авторам представляется, что в настоящее время сформированы предпосылки для разгона инфляционной спирали, вызванной, прежде всего, непродуманными действиями недружественных стран (прежде всего, США), прямым и косвенным нарушением выстроенных ранее логических цепочек движения товаров, работ, услуг между странами. Более того, по мере наращивания технологического суверенитета и снижения зависимости от импортных комплектующих будет возможность его разгона на более высоком уровне на отечественной инновационной основе.

Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что серьёзное влияние на доходы федерального бюджета будет оказывать уровень потребительского спроса как в физическом объёме, так и в денежной оценке. Это во многом обусловлено тем фактом, что в федеральный бюджет зачисляется поступающий налог на добавленную стоимость по нормативу 100%. Соответственно, рост потребительской активности будет способствовать увеличению суммарного объёма реализованной продукции и, тем самым, обеспечивая рост доходов федерального бюджета от соответствующего косвенного налога. Причём, наиболее позитивная динамика в потреблении со стороны населения может обеспечивать прирост доходов федерального бюджета от такого источника доходов как налог на добавленную стоимость в объёме, достаточном для мобилизации в федеральный бюджет требуемого объёма доходов. Конечно, для решения данной задачи необходима очень плодотворная работа по увеличению предпринимательской активности (причём, если мы говорим про федеральный бюджет, то, прежде всего, со стороны крупного бизнеса, представители которого являются основными налогоплательщиками). Постоянное расширение числа рабочих мест будет способствовать увеличению доходов не только региональных и местных бюджетов, но и федерального бюджета благодаря росту спроса на производимую в Российской Федерации продукцию, тем самым, способствуя росту объёма мобилизуемых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Не вызывает сомнения тот факт, что одним из факторов, оказывающих значимое влияние на доходы федерального бюджета являются состав и параметры предоставления налоговых и иных льгот. В связи с этим требуется проявление крайне внимательного подхода к определению их перечня и оснований предоставления, подкреплённых объективными вычислениями и обоснованиями конкретных получаемых выгод от их наличия. Важно отметить, что оценка эффекта должна строиться не только в контексте прямых вариаций проявления, но и косвенных.

Как известно, в настоящее время в Российской Федерации приняты национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, что определено в Указе Президента России от 21 июля 2020 года, поэтому все осуществляемые расходы, по мнению авторов, должны быть максимально увязаны с ними. Соответственно, следование данным национальны целям развития Российской Федерации будет выступать фактором роста объёма, состава и структуры расходов федерального бюджета, в т.ч. осуществляемых в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.

Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, потенциальные сложности с обеспечением высоких темпов роста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

а также принимая во внимание содержание ряда концептуальных документов представляется возможным заключить о сосредоточенности бюджетной политики на повышении эффективности от каждого вложенного бюджетного рубля. Поэтому крайне важно проводить постоянный предварительный и последующий мониторинг эффективности расходов федерального бюджета (в разрезе каждой статьи расходов), что будет иметь огромное практическое значение не только в контексте формального отслеживания неэффективных расходов с целью отказа от них, но и формирования набора лучших практик управления расходами федерального бюджета (аналогичная практика должна применяться, по мнению авторов, и по отношению к налоговым расходам).

Прежде всего, следует определить состав доходов федерального бюджета. Она закреплена Бюджетным кодексом Российской Федерации и Приказом Министерства финансов Российской Федерации, а также наглядно приведена на рис. 1 (в части первой группы: налоговых и неналоговых доходов) и рис.2 (в части второй группы: безвозмездных поступлений).

палого на прибыль. доходы

страховые взносы на оояаалельЕзсе сощзалъное страхование

юшп ал тоегры (ргосты, успрЕ), рЕалн^тао£а1ЕГ&ррш11ринРо:з£НСЕ1:нФгаЕ!ра11ЕН

налога I кжары, ![:::: 1:на территорию : ■:■::}:::::■::] фгдерзллш

налоги на сог.о>диныи доход

налога на ннугце сге о

езлогн. с бары н роуп^шлппягЕкгзапппБзовавне цэдннвшзк рс сурглин

ГШ С ГХ ?НН ПИЖТПН!

;—^;; -:.:э — : ь: п:. .]п[:Еа-жс[ вапогш! щри к I

доходы от внешне-жономичесьон деятельности

□ ошсьс от нсао.7ьзоЕ£НЕН шплпытъэ вяхсдащег(мя Б гооударсгощвон Е ^тплттпч 1п.тзпгг .-пЕу-гппгапггц

платежи прЕЗ пользовании природными ресурсами

лсгазы от -'"н^-ттттдшшшьиуслутп и:л1нн1ш1ш :аграт госувдрстЕа

докодье от продажи ыалериальньЕХ а не?.:атерЕзаяьнык активов

адмишзстратиьные г л иен.: и и с5оры

штрафы, санкции, возмещение ттперба

прочий неналоговые доходы

ш?лупгннкя (причисления) по урЕГ>7Еро1л>:шо расчетов мелцу окнеттами 6н№£егшм актемъс Россшдш иу.

основное место в структуре доходов занимают такие источники как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, отдельные акцизы, таможенные пошлины (важно отметить, что последние администрируются Федеральной таможенной службой).

Анализ данных, отраженных на рисунке 2 позволяет заключить о наличии широкого разнообразия подгрупп доходов, отражаемых и в составе безвозмездных поступлений бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в т.ч. 3 используются для отражения возвратов в установленных нормативными правовыми актами случаях), однако для федерального бюджета данная подгруппа не является определяющей (в отличие от региональных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов).

Рисунок 2. Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (группа 2: безвозмездные поступления). Источник: построено на основании официальных данных.

На рисунке 3 представлен состав расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов (так называемая «функциональная» классификация; в настоящее время данный терминологический оборот не принято использовать ввиду отсутствия в бюджетном законодательстве соответствующих норм права). Как видно из рисунка 3, в составе расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принято выделять 14 разделов (причём, в федеральном бюджете расходы отражаются по всем разделам классификации расходов).

Рисунок 1. Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (группа 1: налоговые и неналоговые доходы). Источник: построено на основании официальных данных.

Как мы видим из рисунка 1, достаточно большое количество подгрупп предусмотрено в рамках первой группы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объёмы доходов, отражаемые по ним определяются, прежде всего, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и, в отдельных случаях, ежегодно принимаемого на трехлетний период федерального закона о федеральном бюджете. Так, например, для федерального бюджета традиционно

оощегосударственные вопросы

национальная оборона

национальная безопасность и правоохранительная деятельность

национальная экономика

жилищно-коммунальное хозяйство

охрана окружающей среды

образование

культура, кинематография

здравоохранение

социальная политика

физическая культура и спорт

средства массовой, информации

обслуживание государственного (муниципального) долга

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

Рисунок 3. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Источник: построено на основании официальных данных.

В целях определения ключевых предложений по совершенствованию управления федеральным бюджетом на 20232025 годы проведем более глубокий анализ структуры доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета (в случае его наличия). На рисунке 4 наглядно показана динамика доходов и расходов федерального бюджета на 2023-2025 гг.

■ Доходы ФБ. трлн рублей ■ Расходы ФБ. всего, в трлн рублей

Рисунок 4. Доходы и расходы федерального бюджета на 2023-2025 гг.

Источник: построено авторами на основании данных к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Анализ данных о федеральном бюджете на 2023-2025 гг. позволяет сделать ряд выводов, всесторонне характеризующих его параметры на ближайшие три года, что имеет огромную значимость при разработке и реализации ответственной бюджетной политики. В частности, в процессе исследования было выявлено, что в течение исследуемого периода доля налоговых и неналоговых доходов в отношении к ВВП сократится практически на 1 % (с 5,96% до 4,98%), а объём в денежной оценке, согласно результатов авторских расчётов, уменьшится практически на 500 млрд рублей. Это будет вызвано разными факторами, которые были указаны выше. В то же время необходима соответствующая содержательная реакция в целях поиска альтернативных вариантов роста доходов федерального бюджета, что неминуемо связано либо с введением новых обязательных платежей, либо изменением параметров по существующим в настоящее время.

Результаты проведенного авторами анализа изменения объёмов нефтегазовых доходов федерального бюджета на протяжении 2023-2025 гг. показали, что их динамика будет представлять собой позитивно направленный тренд роста: с 17,19 трлн рублей до 19,49 трлн рублей (что в относительном выражении говорит об увеличении на 13,38%. Конечно, динамика по отдельным статьям будет разная ввиду большого количества факторов, влияние которых может быть разнонаправленным в силу объективных и субъективных причин.

Учитывая традиционно значимую долю такого источника доходов как «налог на добавленную стоимость» в доходах федерального бюджета определим изменение его объёмов в ближайшие 3 года. В частности, результаты проведенного авторами соответствующего анализа динамики изменения доходов федерального бюджета в виде налога на добавленную стоимость свидетельствуют об увеличении на 15,89% за трехлетний период 2023-2025 годов (что соответствует абсолютной денежной оценке свыше 1100 млрд рублей) в результате осуществления налогообложения товаров, работ и услуг, произведенных на территории нашего государства, а также об увеличении доходов по данному налогу в связи с перемещением товаров на территорию Российской Федерации из других стран. Не вызывает каких-либо сомнений тот факт, что данная позитивная динамика положительного роста объёма доходов

федерального бюджета в виде налога на добавленную стоимость в ближайшие 3 года, в-первую очередь, будет связана с происходящими в экономике инфляционными процессами, оказывающими влияние на стоимость товаров, работ, услуг, а, в конечном счёте и на объём доходов, поступающих в федеральный бюджет в связи с обложением добавленной стоимости. Таким образом, инфляционные процессы увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, и, тем самым, способствуют росту объёма доходов федерального бюджета по данному основанию.

Учитывая повышенный факт важности налога на добычу полезных ископаемых для формирования федерального бюджета, а также возможные колебания в ближайшие годы в связи с потенциальными сдвигами в логистике поставок нефтегазовых товаров покупателям, следует остановиться на налоге на добычу полезных ископаемых как источнике доходов федерального бюджета более детально. Так, проведённый анализ показал, что объём таких доходов от добычи нефти будет на промежутке 6,95-6,97 трлн рублей в 2023-2025 гг. (что ниже оценочных значений за 2022 год на 17%, что в денежном выражении составляет 1,5 трлн рублей).

Анализ прогнозируемых объёмов вывозных таможенных пошлин также позволил сделать ряд выводов. В частности, ожидается серьёзное сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть на 657 млрд рублей (так, их объём в 2025 году будет меньше объёма 2023 года на 38%). При этом, более чем на 60% сократятся и прочие таможенные вывозные пошлины (с 380 млрд рублей в 2023 году до 150 млрд рублей в 2025 году).

Также необходимо отметить, что более 1 трлн рублей в федеральном бюджете формируется от взимания налога на прибыль организаций. Проведенный авторами анализ показал, что в течении исследуемого периода объём таких доходов увеличится до 1,97 трлн рублей (в то же время по разным основаниям для взимания данного налога ситуация будет разной).

Также авторами данной научной статьи был проведен глубокий анализ расходов федерального бюджета на 2023-2025 гг., включающий как динамическую, так и структурную оценку соответствующих изменений. Прежде всего, следует отметить, что в 2023-2025 гг. ожидается рост расходов федерального бюджета на 188,1 млрд рублей (в оценке к 2019 году такой рост в денежном исчислении превышает 11 трлн рублей). Так, результаты анализа показали о том, что по 4 разделам классификации расходов будет осуществлён рост расходов федерального бюджета, к которым следует отнести следующие: увеличение финансового обеспечения расходов на национальную экономику ожидается на уровне 2,20% (что явно ниже темпов инфляции, которая ежегодно ожидается на уровне не меньше 4%, т.к. именно это значение зафиксировано в качестве «таргета»; есть вероятность, что оно будет превышено ввиду того, что ключевая ставка Банка России не уменьшается на протяжении длительного периода времени и по итогам заседания 28 апреля 2023 года была оставлена на предыдущих значениях, что, конечно же, не способствует росту доступности кредитных средств для субъектов экономической деятельности, что могло бы обеспечить инновационный рывок российских предпринимателей), что в денежном выражении составляет 77,20 млрд рублей (при оценке в отношении к суммарному объёму прироста расходов федерального бюджета это более 41,20%), здравоохранения на 2,78% (при оценке в отношении к 2019 году такой рост более чем в 2 раза; следует также отметить наличие роста и к 2020 году, который был отмечен реализацией широкого перечня мероприятий по противодействию распространения коронавирусной инфекции, что

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

со см о см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ш т

X

А

т О X X

требовало большого объёма расходов на финансовое обеспечение их проведения; также необходимо подчеркнуть тот факт, что ключевой источник финансового обеспечения здравоохранения - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в расходах которого ежегодно ожидается более 3 трлн рублей), обслуживания государственного долга на 23,63% (что 2,57 раза выше значений 2019 года и обусловлено наращиванием объёма государственного долга с целью обеспечения дополнительных финансовых ресурсов, используемых в рамках наращивания объёмов финансового обеспечения социально-экономического прорыва), предоставления межбюджетных трансфертов общего характера на 1,53% (что в денежном выражении составит около 20 млрд рублей; при оценке к 2019 году темп роста составит 110,80%).

Особо следует отметить, что в соответствии с нормами, закреплёнными в Бюджетном кодексе Российской Федерации на 2024 и 2025 гг. в предварительном исчислении при принятии федерального закона о федеральном бюджете на 2023-2025 гг. определены нераспределенные (условно утвержденные) расходы федерального бюджета, составляющие 2,50% (что в денежном выражении составляет 735,8 млрд рублей) и 5,00% (что в денежном выражении составляет 1462,8 млрд рублей) к общей сумме расходов.

Проведенный авторами анализ расходов федерального бюджета в разрезе видов расходов позволяет заключить о том, что наибольшая доля расходов, как и ранее, будет приходиться на финансовое обеспечение расходов на предоставление межбюджетных трансфертов (так на ближайшие 3 года суммарно на эти цели будет направлено более 25 трлн рублей: ежегодно свыше 8 трлн рублей). Учитывая факт наращивания государственного долга, в ближайшие годы будут увеличиваться расходы на его обслуживание (так, в частности, за данный период их объём вырастит более чем на 23%).

При проведении модернизации управления федеральным бюджетом следует опираться на ряд принципов, предложенных авторами данного научного исследования. В частности, по мнению авторов, необходимо использовать не менее 10 ключевых принципов, на которых остановимся подробнее. Так, гибкость управления федеральным бюджетом подразумевает необходимость формирование различных многовариантных сценариев управления доходами, расходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета в зависимости от изменяющейся конъюнктуры и широкого перечня факторов.

Долгосрочность планирования предусматривает важность формирования проектировок на ближайшие годы в контексте стратегических целей государства, что позволяет выстроить в единую цепочку целей и задач тактические, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и стратегические мероприятия и сформировать конкретные источники доходов для осуществления формирования финансовых ресурсов для финансового обеспечения данных целей и задач. По мнению авторов, проведение такого планирования должно осуществляться, как минимум, на 50-100 лет с разбивкой на более короткие периоды с целью возможности фиксации промежуточных результатов (по году, трех годам, пяти годам, десяти годам, двадцати годам или по иным промежуткам, представляющим интерес для проведения соответствующего анализа и мониторинга социально-экономической ситуации) и при необходимости корректировки осуществляемых мероприятий по достижению поставленных целей.

Стимулирующий характер модернизации управления федеральным бюджетом предполагает необходимость обоснованного аргументирования абсолютно всех принимаемых управленческих решений в области бюджетной политики (включая налоговую политику) через призму стимулирования

социально-экономического развития Российской Федерации (например, в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года). Необходимо подчеркнуть приоритетность расходов федерального бюджета и налоговых льгот, которые одновременно решают две задачи: и социальный рывок, и экономическое развитие. Поэтому крайне важно максимально детально обосновывать все принимаемые управленческие решения в области доходов и расходов федерального бюджета.

Следующий важнейший принцип, требующий учёта при проведении модернизации управления расходами федерального бюджета - скоординированность предполагает, что все решения должны быть согласованы между собой, избегая, во-первых, ситуаций с излишним осуществлением расходов федерального бюджета (а также излишних налоговых льгот, приводящих к потере доходов федерального бюджета), а, во-вторых, недостаточным. Это во многом решается посредством проведения систематической социально-экономической оценки всех принимаемых управленческих решений в рамках разработки и реализации ответственной бюджетной политики на инклюзивной основе в соответствии с лучшими практиками управлениями общественными финансами, нашедшими отражение в Российской Федерации и за рубежом.

В свою очередь, безусловность предполагает важность ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств Российской Федерации и новых налоговых льгот в виду необходимости впоследствии их безусловного исполнения, что требует большого объёма финансирования, а также недополученных доходов федерального бюджета (что особенно важно в условиях ограниченности финансовых ресурсов).

Информационная открытость и доступность предполагает необходимость размещения в открытом доступе всей информации о доходах, расходах, источниках финансирования дефицита федерального бюджета (за исключением секретных статей расходов, присутствующих в федеральном бюджете по объективным причинам обеспечения национальной безопасности, что особенно важно в современных геополитических реалиях). При этом, экономически и стратегически целесообразно показывать механизмы доведения каждого рубля до конкретного получателя, что имеет особое значение для стимулирования роста эффективности использования бюджетных средств.

Прозрачность модернизации управления федеральным бюджетом предполагает, с одной стороны, обсуждение всех выдвигаемых инициатив по совершенствованию данного процесса с участием широкого круга экспертов, аналитиков и представителей финансовых органов всех уровней публичной власти, а, с другой стороны, качественное содержательное восприятие размещаемой информации о доходах, расходах, источниках финансирования дефицита федерального бюджета. При этом, следует особое внимание обратить на доступность восприятия данной информации целевыми группами пользователей (что определяет необходимость использования многовариатного подхода к такому размещению в зависимости от половозрастной структуры, уровня образования, профессиональной сферы деятельности и других социально-демографических и пространственных факторов).

Адресность предполагает необходимость продумывания процедуры контроля за обеспечением доведения бюджетных средств до конкретных получателей. Учитывая современные возможности цифровизации социально-экономических процессов, авторам представляется необходимым максимизировать использование соответствующих цифровых процедур контроля.

Оптимальность и социально-экономическая эффективность модернизации управления федеральным бюджетом предполагает необходимость проведения объективной оценки необходимости осуществления тех или иных изменений, причём с оценкой не только экономических последствий, но и социальных. Особенно важно осуществлять оценку не только прямых векторных влияний, но и косвенных эффектов от реализации того или иного управленческого решения.

Законность и ответственность предполагают необходимость установления максимально конкретных мер ответственности как за осуществляемые нарушения при управлении федеральным бюджетом (в том числе в случае недостижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года), так и при демонстрировании лучших результатов по сравнению с намеченными. В первом случае возникает неотвратимость наказания, а во втором - мер поощрения (причём, крайне важно использовать не только меры материального поощрения, но и морального). Использование подобных мер мотивации будет способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств и достижению заданного результата в условиях постоянной модификации соответствующих условий, что особенно важно в контексте ограниченности финансовых ресурсов.

В заключение следует отметить, что при управлении федеральным бюджетом в ближайшие 3 года необходимо исходить из необходимости формирования возможностей по увеличению его доходов и сокращению расходов. При этом, особое внимание следует уделить оценке объёма выпадающих доходов и повышению эффективности расходов.

Литература

1. Альтерман, А.А. Программно-целевое управление расходами федерального бюджета на образование: проблемы и пути их решения /А.А. Альтерман // Самоуправление. 2021. № 5 (127). С. 100-104.

2. Демидова, С.Е. О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций /С.Е. Демидова // Финансы. 2022. № 12. С. 28-36.

3. Демидова, С.Е. Финансовая система в условиях цифровой трансформации экономики /С.Е. Демидова // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1 (29). С. 4753.

4. Долина, О.Н. Государственное регулирование открытости и прозрачности управления общественными финансами в России /О.Н. Долина // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 186-189.

5. Иванов, А.И. Региональные особенности обоснования условий преодоления бедности пенсионеров в Российской Федерации /А.И. Иванов // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 11. С. 1779-1796.

6. Ифраимов, Б.Э. О налоговых доходах федерального бюджета в виде налога на прибыль в условиях макроэкономических колебаний 2014-2018 гг /Б.Э. Ифраимов // Самоуправление. 2020. № 4 (121). С. 272-275.

7. Караев, А.К. Факторы повышения эффективности бюджетных инвестиций: практические рекомендации /А.К. Караев, В.В. Понкратов // Финансовая жизнь. 2021. № 3. С. 69-72.

8. Кашбразиев, Р.В. Открытость экономики как условие развития международной кооперации /Р.В. Кашбразиев // Вестник Финансового университета. 2015. № 4 (88). С. 122-131.

9. Косов, М.Е. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути их решения /М.Е. Косов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73) . - С. 847-855.

10. Ложечко, А. С. Государственное финансовое стимулирование рационального и эффективного недропользования в

России: попутный нефтяной газ /А.С. Ложечко // Финансовая жизнь. 2018. №4 С. 53-58.

11. Макашина О.В. Алгоритм организации финансов государственного сектора /О.В. Макашина, Н.С. Красникова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2020. № 4 (46). С. 25-34

12. Понкратов, В.В. Повышение качества бюджетного планирования в России /В.В. Понкратов // Финансовая жизнь. -2017. - № 4.-С.91-94.

13. Прокофьев, С.Е. Операционная эффективность Федерального казначейства и направления ее повышения /С.Е. Прокофьев // Финансы. - 2019. - № 5. - С. 25-28

14. Сергиенко, Н.С. «Бюджет для граждан»: опыт регионов и муниципальных образований /Н.С. Сергиенко // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2017. № 1. С. 49-51.

15. Сергиенко, Н.С. Российский опыт обеспечения транспарентности публичных финансов /Н.С. Сергиенко // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 3-4. С. 257-264.

16. Сибиряев, А.С. Государственная инновационная политика в условиях модернизации /А.С. Сибиряев // Вестник университета. 2013. № 20. С. 192-196

17. Солянникова, С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки /С.П. Солянникова // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33). С. 91-96.

18. Солянникова, С.П. Современные трансформации концепций и институциональных основ управления финансами государственного сектора /С.П. Солянникова // Финансы. 2022. № 9. С. 17-22

19. Фрумина, С.В. Бюджетные расходы: выборочная оценка эффективности /С.В. Фрумина // Сибирская финансовая школа. - 2021. - № 4 (144). - С. 141 -147.

20. Ханова, Л.М. Влияние бюджетного финансирования на качество образовательных услуг вузов при внедрении инновационных продуктов /Л.М. Ханова // Самоуправление. 2022. № 3 (131). С. 784-787.

21. Харитоненко, Л.Б. Налог на прибыль организаций как один из источников государственных доходов /Л.Б. Харито-ненко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 3 (29). С. 148-153

22. Шмиголь, Н.С. Современные концептуальные подходы к управлению финансами государственного сектора /Н.С. Шмиголь // Финансовая жизнь. 2021. № 2. С. 52-55.

23. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://budget.gov.ru/Главная-страница (дата обращения: 20.11.2022)

24. Законопроект «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 01.02.2023)

25. Аналитический портал Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 10.04.2023)

Improving the management of the federal budget in Russia in 2023-2025 Balynin I.V., Terekhova T.B.

Financial University under the Government of the Russian Federation

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

In a scientific article, the authors reveal issues related to the management of the federal budget in 2023-2025. In the introductory part of the article, the factors influencing the management of the federal budget are identified, including taking into account modern socio-economic conditions. The analysis showed that in the next 3 years the volume of expenditures and revenues of the federal budget will increase: for example, the volume of expenditures of the federal budget will increase from 29.06 to 29.24 trillion rubles with an increase in revenues from 26.13 to 27.98 trillion rubles. Based on the analysis of numerical data, the

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

principles for improving the management of the federal budget are determined, taking into account the need to solve urgent socio-economic problems, including achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030, determined by the Decree of the President of Russia of July 21, 2020.

Keywords: budget revenues, budget expenditures, federal budget, budget policy,

budget process, transparency References

1. Alterman, A.A. Program-targeted management of federal budget spending on

education: problems and ways to solve them / A.A. Alterman // Self-management.

2021. No. 5 (127). pp. 100-104.

2. Demidova, S.E. On financial measures of state support for backbone organizations

/S.E. Demidova // Finance. 2022. No. 12. S. 28-36.

3. Demidova, S.E. Financial system in the context of digital transformation of the

economy /S.E. Demidova // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2020. No. 1 (29). pp. 47-53.

4. Valley, O.N. State regulation of openness and transparency of public finance

management in Russia / O.N. Valley // Audit and financial analysis. 2015. No. 5. S. 186-189.

5. Ivanov, A.I. Regional features of substantiating the conditions for overcoming

poverty of pensioners in the Russian Federation / A.I. Ivanov // Labor Economics.

2022. V. 9. No. 11. S. 1779-1796.

6. Ifraimov, B.E. On tax revenues of the federal budget in the form of income tax in the

context of macroeconomic fluctuations in 2014-2018 / B.E. Ifraimov // Self-government. 2020. No. 4 (121). pp. 272-275.

7. Karaev, A.K. Factors for increasing the efficiency of budget investments: practical

recommendations /A.K. Karaev, V.V. Ponkratov // Financial life. 2021. No. 3. S. 69-72.

8. Kashbraziev, R.V. Openness of the economy as a condition for the development of

international cooperation /R.V. Kashbraziev // Bulletin of the Financial University. 2015. No. 4 (88). pp. 122-131.

9. Kosov, M.E. Budget policy of the Russian Federation: problems and ways to solve

them /M.E. Kosov // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 8 (73) . - S. 847-855.

10. Lozhechko, A.S. State financial incentives for rational and efficient subsoil use in

Russia: associated oil gas / A.S. Lozhechko // Financial life. 2018. No. 4 P. 5358.

11. Makashina O.V. Algorithm for organizing public sector finance / O.V. Makashina,

N.S. Krasnikova // News of higher educational institutions. Series: Economics, finance and production management. 2020. No. 4 (46). pp. 25-34

12. Ponkratov, V.V. Improving the quality of budget planning in Russia /V.V. Ponkratov

// Financial life. - 2017. - No. 4.-S.91-94.

13. Prokofiev, S.E. Operational efficiency of the Federal Treasury and directions for

its improvement /S.E. Prokofiev // Finance. - 2019. - No. 5. - S. 25-28

14. Sergienko, N.S. "Budget for citizens": the experience of regions and municipalities

/N.S. Sergienko // Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2017. No. 1. S. 49-51.

15. Sergienko, N.S. Russian experience in ensuring the transparency of public finances /N.S. Sergienko // Audit and financial analysis. 2017. No. 3-4. pp. 257264.

16. Sibiryaev A.S. State innovation policy in the context of modernization /A.S. Sibiryaev // Bulletin of the University. 2013. No. 20. P. 192-196

17. Solyannikova, S.P. Responsible budget policy in conditions of high level of uncertainty: development rules and evaluation criteria /S.P. Solyannikova // Innovative development of the economy. 2016. No. 3-2 (33). pp. 91-96.

18. Solyannikova, S.P. Modern transformations of concepts and institutional foundations of public sector financial management /S.P. Solyannikova // Finance. 2022. No. 9. P. 17-22

19. Frumina S.V. Budget expenditures: selective assessment of efficiency /S.V. Frumina // Siberian Financial School. - 2021. - No. 4 (144). - S. 141-147.

20. Khanova, L.M. I nfluence of budget financing on the quality of educational services

of universities in the implementation of innovative products /L.M. Khanova // Self-government. 2022. No. 3 (131). pp. 784-787.

21. Kharitonenko, L.B. Corporate income tax as one of the sources of state revenues

/L.B. Kharitonenko // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2018. No. 3 (29). pp. 148-153

22. Shmigol, N.S. Modern conceptual approaches to public sector financial management /N.S. Shmigol // Financial life. 2021. No. 2. S. 52-55.

23. Unified portal of the budget system of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - Access mode: https://budget.gov.ru/Main-page (date of access: 11/20/2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Draft law "On the federal budget for 2023 and for the planning period of 2024 and

2025". - [Electronic resource]. - Access mode: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (date of access: 01.02.2023)

25. Analytical portal of the Federal Tax Service. - [Electronic resource]. - Access

mode: https://analytic.nalog.gov.ru/ (date of access: 04/10/2023)

fO CN O

es

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.