Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2185
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмченко А. А., Орловская А. С., Сапожникова В. М.

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа характеристики современного состояния бюджетной системы Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена кризисом пандемии Covid-19, из-за которого федеральный бюджет государства столкнулся с рекордным дефицитом бюджетных средств. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты бюджетной системы. Проанализирована характеристика бюджетной политики Правительства РФ в современном этапе социально-экономического развития государства. Рассмотрена динамика формирования федерального бюджета Российской Федерации. Описаны актуальные проблемы современной бюджетной системы. Предложены возможные пути их решения с целью оптимизации и стабилизации бюджетной политики государства. В заключении работы, автором установлено, что главной задачей органов власти при регулировании общественного сектора национальной экономики выступает оптимизация доходов и расходов консолидированного бюджета и региональных бюджетов субъектов РФ, алгоритм чего направлен на снижение размера дефицита и создания профицита бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The scientific article is devoted to conducting a research analysis of the characteristics of the current state of the budgetary system of the Russian Federation. The relevance of the study is due to the crisis of the Covid-19 pandemic, due to which the federal budget of the state faced a record budget deficit. The article examines the theoretical aspects of the budgetary system. Analyzed the characteristics of the budgetary policy of the Government of the Russian Federation at the present stage of the socio-economic development of the state. The dynamics of the formation of the federal budget of the Russian Federation is considered. The topical problems of the modern budget system are described. Possible ways of solving them are proposed in order to optimize and stabilize the state budgetary policy. In the conclusion of the work, the author found that the main task of the authorities in regulating the public sector of the national economy is to optimize the income and expenses of the consolidated budget and regional budgets of the constituent entities of the Russian Federation, the algorithm of which is aimed at reducing the size of the deficit and creating a surplus of budgetary funds.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

государственного участия. Однако от работы страховщиков по наполнению программ накопительного и инвестиционного страхования жизни также зависит объем рынка страхования жизни. Активное продвижение на страховой рынок продуктов-заменителей (паи, индивидуальные инвестиционные счета, доверительное управление и пр.) способствует придание накопительному и инвестиционному страхованию жизни соответствующих преимуществ.

Источники:

1. Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. - М.: Церих-ПЭЛ, 1996. I-X, 528 с.

2. Манэс А. Основа страхового дела \ пер. с немецкого. Репринтное вос- произведение. - М.: Издательский центр "АНКИЛ", 1992.

3. Сахирова Н.П. Страхование: учеб.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. - 744 с.

4. Сборник типовых правил, условий и договоров страхования. - М.: Анкил, 2018. - 416 с.

5. Тахумова О.В. Анализ факторов внутренней и внешней среды для обоснования управленческих решений по оптимизации структуры капитала Российских компаний. Тахумова О.В., Храмченко А.А., Пушкарская М.А. Kant. 2018. № 1 (26). С. 233-237.

6. Храмченко А.А. Анализ и оценка финансовых рисков сельскохозяйственных организаций Краснодарского края / Храмченко А.А., Болотнова Е.А., Шевченко А.И., Крбашян А.Е. // Вестник Академии знаний. 2019. № 4 (33). С. 268-273.

7. www.ankil.com - издательство «Анкил»: Профессиональная страховая литература.

8. www.ins-forum.ru - информационный портал «Страховой форум».

9. www.raexpert.ru/insurance - электронная версия журнала «Эксперт». References:

1. Efimov S.L. Encyclopedic Dictionary. Economics and insurance. - M .: Tserich-PEL, 1996. I-X, 528 p.

2. Manes A. Basis of insurance business \ per. from German. Reprint reproduction. - M .: Publishing Center "ANKIL", 1992.

3. Sakhirova N.P. Insurance: textbook. - M .: TK Welby, Prospect Publishing House, 2017.- 744 p.

4. Collection of standard rules, conditions and insurance contracts. - M .: Ankil, 2018 .- 416 p.

5. Takhumova O. V. Analysis of the factors of the internal and external environment to substantiate management decisions to optimize the capital structure of Russian companies. Takhumova O.V., Khramchenko A.A., Pushkarskaya M.A. Kant. 2018. No. 1 (26). S. 233-237.

6. Khramchenko A.A. Analysis and assessment of financial risks of agricultural organizations in the Krasnodar Territory / Khramchenko A.A., Bolotnova E.A., Shevchenko A.I., Krbashyan A.E. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 4 (33). S. 268-273.

7. www.ankil.com - Ankil Publishing House: Professional Insurance Literature.

8. www.ins-forum.ru - information portal "Insurance Forum".

9. www.raexpert.ru/insurance - electronic version of the Expert magazine.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-480-485

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;

А.С. Орловская - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

A.S. Orlovskaya - student, FSBEI HE Kuban SAU;

B.М. Сапожникова - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected], V.M. Sapozhnikova - student, FSBEI HE Kuban SAU.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ CURRENT STATE OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа характеристики современного состояния бюджетной системы Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена кризисом пандемии Covid-19, из-за которого федеральный бюджет государства

столкнулся с рекордным дефицитом бюджетных средств. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты бюджетной системы. Проанализирована характеристика бюджетной политики Правительства РФ в современном этапе социально-экономического развития государства. Рассмотрена динамика формирования федерального бюджета Российской Федерации. Описаны актуальные проблемы современной бюджетной системы. Предложены возможные пути их решения с целью оптимизации и стабилизации бюджетной политики государства. В заключении работы, автором установлено, что главной задачей органов власти при регулировании общественного сектора национальной экономики выступает оптимизация доходов и расходов консолидированного бюджета и региональных бюджетов субъектов РФ, алгоритм чего направлен на снижение размера дефицита и создания профицита бюджетных средств.

Abstract. The scientific article is devoted to conducting a research analysis of the characteristics of the current state of the budgetary system of the Russian Federation. The relevance of the study is due to the crisis of the Covid-19 pandemic, due to which the federal budget of the state faced a record budget deficit. The article examines the theoretical aspects of the budgetary system. Analyzed the characteristics of the budgetary policy of the Government of the Russian Federation at the present stage of the socio-economic development of the state. The dynamics of the formation of the federal budget of the Russian Federation is considered. The topical problems of the modern budget system are described. Possible ways of solving them are proposed in order to optimize and stabilize the state budgetary policy. In the conclusion of the work, the author found that the main task of the authorities in regulating the public sector of the national economy is to optimize the income and expenses of the consolidated budget and regional budgets of the constituent entities of the Russian Federation, the algorithm of which is aimed at reducing the size of the deficit and creating a surplus of budgetary funds.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджетное регулирование, бюджетная политика, государственный бюджет, бюджетные инструменты.

Keywords: budget system, budget regulation, budget policy, state budget, budget instruments.

Одним из главных аспектов устойчивого функционирования государства является формирование и управление бюджетной системой. Бюджетная политика имеет повышенный уровень актуальности в периодах, когда национальная экономическая система сталкивается с кризисными макроэкономическими и микроэкономическими процессами. В Российской Федерации существует три уровня бюджетов: федеральный, бюджеты субъектов и муниципальные бюджеты [5].

Современный период развития рыночной модели национальной экономики Российской Федерации характеризуется высокой ролью финансовой системы, регулирование которой обеспечивает хозяйствующие субъекты и другие институты экономических отношений финансовыми ресурсами. Переходной этап 1990-2000-х гг. означал создание не только национальных уровней финансового регулирования рыночной экономики, но и интеграцию с международной финансовой системой, где существуют свои наднациональные (мега регуляторы).

Актуальность научного исследования на тематику «современное состояние бюджетной системы Российской Федерации» обусловлена кризисом пандемии коронавирусной инфекции, из-за чего федеральный бюджет государства столкнулся с рекордным дефицитом бюджетных средств.

По этой причине целью научной работы выступает проведение исследовательского анализа характеристики современного состояния бюджетной системы России.

В 2021 году национальная экономика Российской Федерации переживает трудный период, связанный с последствиями кризиса пандемии коронавирусной инфекции. В еще большей степени начали проявляться проблемы регионального управления, обусловленные увеличением социально-экономического неравенства между регионами и обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований [4].

Обусловлено это, в первую очередь, формированием дефицита бюджетных средств для обеспечения государственной, региональной и муниципальной бюджетной политики. Стоит сперва отметить то, что под бюджетной системой России подразумевается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регу-

лируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [2].

На сегодняшний день, современное состояние бюджетной системы России требует применение инструментов, направленных на совершенствование регулирования данной областью финансовой политики государства. Причиной тому выступают наличие следующих острых проблем, среди которых [3; 7]:

1) рекордный дефицит федерального бюджета в 2020 году - 4,099 трлн рублей (см. рисунок 1);

2) негативное влияние кризиса пандемии на экономическую безопасность национальной экономической системы и макроэкономической конъюнктуры;

3) увеличение бюджетных расходов на социальную политику с целью борьбы против бедности;

4) увеличение уровня безработицы на рынке труда, что в особенности ощущают депрессивные регионы Российской Федерации;

5) высокий уровень коррупционных преступлений и проявлений коррупции в органах государственной, региональной и муниципальной власти;

6) наличие регионального протекционизма и бюджетного федерализма, как фактора неэффективности государственной политики по управлению социально-экономическим развитием регионов.

В итоге, из-за распространения пандемии коронавирусной инфекции устойчивость бюджетов регионов нашей страны нарушена. Также актуальность реформирования финансовой политики современного российского государства в вопросах регулирования бюджетной системы обусловлена тенденцией уменьшения поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет, из-за чего формируется дефицит бюджетных средств для реализации поставленных целей расходной части.

Рисунок 1 - Динамика профицита/дефицита государственного бюджета РФ в период 2015-2020 гг., в млрд руб. [1]

Одним из главных характеристик формирования государственного бюджета является высокий уровень влияния налоговых поступлений от доходов предприятий нефтегазовой промышленности страны. Однако в связи с кризисом на мировом рынке энергетических ресурсов в 2014 году (из-за чего произошел рекордный обвал котировок нефти и природного газа), доля нефтегазовых доходов в бюджетной системе России начала снижаться, что служит положительным фактором в дальнейшем развитии.

На сегодняшний день, главной характеристикой формирования государственного бюджета является негативное воздействие кризиса пандемии, из-за чего происходит неис-

полнение доходной части бюджета. В итоге, структура бюджетных расходов начала резко изменяться, поскольку сфера медицины, социальной политики и национальной экономики потребовали значительно больше финансовых вливаний, чем это планировалось. Как итог, формируется дефицит бюджета, устранение которого - одна из главных задач для Правительства РФ.

Предпосылки бюджетного дефицита могут быть всяческими. Доходы постоянно являются по сути отображением состояния экономики государства, следовательно, малоэффективная экономика непременно порождает трудности в балансировании бюджета. За исключением того, дефицит имеет возможность возникнуть и благодаря просчетам в руководстве национального хозяйства, и в последствии преднамеренного завышения расходов и сокращения налогового бремени.

Нестабильная ситуация в экономической и финансовой деятельности государства отражается на дефиците бюджета. Необходимо разобраться в причинах такого явления, как дефицит бюджета. К ним относятся [6]:

- экономический кризис;

- неспособность государства управлять финансовой ситуацией;

- высокий уровень проявления коррупционных схем и преступлений в государственном управлении;

- рост социальных программ, не обеспеченных доходами государства;

- неэффективная налоговая политика, приводящая к высокой доле теневой экономики;

- бюджетный федерализм.

С целью повышения эффективности государственной финансовой политики в условиях реализации комплексных реформ в рамках регулирования бюджетной системой Российской Федерации, необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям:

1) повышение эффективности исполнения регионального бюджета субъектов РФ по расходам, что возможно при помощи создания механизма поддержки сотрудников территориальных отделений федерального казначейства; формирования проведения межбюджетных трансфертов по принципу «необходимости»; реализации механизма предельного объема финансирования бюджетных расходов;

2) реформа системы оплаты государственных заказов путем создания механизма финансового обеспечения, при котором бюджетные расходы будут осуществляться по факту проведенных работ, а не перед ними;

3) проведение оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, которые реализовываются при участии бюджетных средств государства и регионов в рамках государственного-частного, регионально-частного и муниципально-частного партнерства.

Также, возможно применение следующих мероприятий, направленных на оптимизацию расходной части региональных бюджетов субъектов РФ, которые изображены на рисунке 2.

Еще одним механизмов совершенствования текущего состояния бюджетной системы Российской Федерации является применение не дискреционной бюджетно-налоговой политики. Под не дискреционной бюджетно-налоговой политикой государства принято считать автоматическое без вмешательства государства изменение государственных расходов, налогов, сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний в экономике. При не дискреционной бюджетно-налоговой политике бюджетный дефицит и профицит возникают автоматически без вмешательства правительства в результате действия встроенных стабилизаторов.

Основными преимуществами не дискреционной политики выступают:

1) наличие эффекта мультипликатора, то есть все инструменты отличаются мультипликативным эффектом влияния на объем равновесного выпуска. Каждое принятие решения органами власти приводят к дальнейшему воздействию на объем равновесного выпуска и размер ВВП страны;

2) применение инструментов не дискреционной фискальной политики позволяют автоматическим образом воздействовать на темпы экономического роста. Например, примене-

ние таких мероприятий, как предоставление налоговых льгот на уплату налога на прибыль для инновационно-ориентированных предприятий приведет к снижению их фискальной нагрузки и увеличения объемов инвестиций в основной капитал. В итоге, произойдет положительный эффект на ускорение роста ВВП.

Рисунок 2 - Направления оптимизации расходной части региональных

бюджетов субъектов РФ

Однако возможны следующие проблемы, как:

- низкая эффективность применяемых мероприятий, если в стране отсутствует политическая стабильность или имеет дело высокий уровень инфляции;

- рост дефицит бюджета, поскольку из-за применения инструментов не дискреционной фискальной политики, как налоговые льготы, происходит снижение притока налоговых доходов в государственный бюджет.

Таким образом, текущей характеристикой бюджетной системы Российской Федерации выступает рекордный рост дефицит бюджета, который связан с макроэкономической нестабильностью, обусловленной негативным влиянием кризиса пандемии коронавируса.

Исходя из этого, важной задачей для финансовой политики современного российского государства в условиях реализации комплексных реформ административной, федеративных отношений и местного самоуправления выступает оптимизация доходов и расходов консолидированного бюджета и региональных бюджетов субъектов РФ, алгоритм чего направлен на снижение размера дефицита и создания профицита бюджетных средств.

Источники:

1. Болотнова Е.А. Экономический анализ финансовой устойчивости организации как фактор повышения эффективности принятия управленческих решений. Болотнова Е.А., Храмченко А.А. Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 25 (3). С. 29-33.

2. Каширина М. В. Перспективы развития бюджетной системы РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - №4(21). - С. 101-103.

3. Копеин В.В. Расходы бюджета региона минерально-сырьевого кластера как критерий финансовой безопасности // Сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. 2021. С. 208-210.

4. Кохан А.Н. Исследование формирования и использования доходов и расходов бюджетов регионов // Сборник статей по итогам Всероссийской научно - практической конференции. 2021. С. 43-48.

5. Пильщикова А.А. Теневая экономика России. Пильщикова А.А., Храмченко А.А., Коврякова Е.А. В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического ана-

лиза. Сборник статей Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвященной 40-летию Учетно-финансового факультета Кубанского государственного аграрного университета. Составители Н.К. Васильева, Е.А. Коврякова, Е.В. Сидорчукова. 2018. С. 209-214.

6. Рыльская Е.Е. Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №4-1.

7. Яруллин Р.Р., Засухина Е.Е. Поддержка региональных бюджетов в период COVID-19 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №1-2. С. 174-176. References:

1. Bolotnova E.A. Economic analysis of the financial stability of an organization as a factor in improving the efficiency of managerial decision-making. Bolotnova E.A., Khramchenko A.A. Natural and humanitarian research. 2019. No. 25 (3). S. 29-33.

2. Kashirina MV Prospects for the development of the budgetary system of the Russian Federation // Azimuth of scientific research: economics and management. - 2017. - No. 4 (21). - S. 101-103.

3. Kopein V.V. Budget expenditures of the region of the mineral and raw materials cluster as a criterion of financial security // Collection of scientific articles of the 6th All-Russian National Scientific and Practical Conference. 2021.S. 208-210.

4. Kohan A.N. Study of the formation and use of income and expenditure of regional budgets // Collection of articles on the results of the All-Russian scientific and practical conference. 2021.S. 43-48.

5. Pil'shchikova A.A. The shadow economy of Russia. A.A. Pil'shchikova, A.A. Khramchenko, E.A. Kovryakova In the collection: Problems and prospects for the development of the theory and practice of economic analysis. Collection of articles of the International scientific-practical conference of students, graduate students, teachers, dedicated to the 40th anniversary of the Accounting and Finance Faculty of the Kuban State Agrarian University. Compiled by N.K. Vasilieva, E.A. Kovryakova, E.V. Sidorchukov. 2018.S. 209-214.

6. Rylskaya E.E. The problem of balancing the state budget of the Russian Federation // Economy and business: theory and practice. 2019. No. 4-1.

7. Yarullin R.R., Zasukhina E.E. Supporting regional budgets during COVID-19 // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2021. No. 1-2. S. 174-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.