Научная статья на тему 'ПРОЕКЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НОРВЕГИИ НА РОССИЮ'

ПРОЕКЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НОРВЕГИИ НА РОССИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРВЕГИЯ / РОССИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ФИНАНСОВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резвякова Ирина Владимировна, Лиленко Анна Тудоровна

В условиях активной цифровизации мировой экономики процедура формирования государственного бюджета становится наиболее актуальной темой для поддержания активного взаимодействия между государственными представителями и гражданами. Конструктивность данного диалога заключается в создании гражданского общества, осознающего процесс правового становления государства, а также специфику государственных процессов, основанную на достижении стратегических государственных финансовых целей. Так как своевременное проведение бюджетной политики в стране может предотвратить экономический дефолт, то проведение и контроль финансовой тактики государства является основной задачей управления. Важно также уделить должное внимание особому влиянию на экономические системы и этапы их развития со стороны вирусной инфекции COVID-19. В ходе активного влияния данного вируса на деятельность экономической сферы особенно важным стал процесс переосмысления предназначения и процедуры использования бюджетных инструментов регулирования. Целью исследования является: изучение бюджетной политики Норвегии и России на федеральном уровне, а также анализ влияния проекции бюджетной политики Норвегии на Россию. На примере проекции бюджетной политики Норвегии на Россию сделан вывод о том, что заимствование зарубежного опыта построения структуры бюджетной политики «Пенсионного фонда Норвегия» оказывает положительное влияние на процесс становления «Фонда Национального благосостояния России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTION OF NORWAY’S BUDGET POLICY ON RUSSIA

In the conditions of active digitalization of the world economy, the procedure for forming the state budget is becoming the most relevant topic for maintaining active interaction between government representatives and citizens. The constructiveness of this dialogue lies in the creation of a civil society that is aware of the process of legal formation of the state, as well as the speci cs of state processes based on the achievement of strategic state nancial goals. Since the timely implementation of scal policy in the country can prevent an economic default, the implementation and control of the nancial tactics of the state is the main task of management. It is also important to pay due attention to the special impact on economic systems and stages of their development from the COVID-19 virus infection. During the active in uence of this virus on the activities of the economic sphere, the process of rethinking the purpose and procedure for using budgetary regulatory instruments has become especially important. The purpose of the study is: to study the budget policy of Norway and Russia at the federal level, as well as to analyze the impact of the projection of the budget policy of Norway on Russia. It is concluded, using the example of the projection of Norway’s budget policy on Russia, that the borrowing of foreign experience in building the structure of the budget policy of the Pension Fund Norway has a positive impact on the process of formation of the National Welfare Fund of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НОРВЕГИИ НА РОССИЮ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 81-89. ISSN 1994-2796 (print).

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(4(462):81-89. ISSN 1994-2796 (print). Научная статья УДК 330.322.54

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10408

ПРОЕКЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НОРВЕГИИ НА РОССИЮ Ирина Владимировна Резвякова10, Анна Тудоровна Лиленко2

12 Орловский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Орёл, Россия

1 rezvirina@yandex.ruH

2 efftaan@gmail.com

Аннотация. В условиях активной цифровизации мировой экономики процедура формирования государственного бюджета становится наиболее актуальной темой для поддержания активного взаимодействия между государственными представителями и гражданами. Конструктивность данного диалога заключается в создании гражданского общества, осознающего процесс правового становления государства, а также специфику государственных процессов, основанную на достижении стратегических государственных финансовых целей. Так как своевременное проведение бюджетной политики в стране может предотвратить экономический дефолт, то проведение и контроль финансовой тактики государства является основной задачей управления. Важно также уделить должное внимание особому влиянию на экономические системы и этапы их развития со стороны вирусной инфекции COVID-19. В ходе активного влияния данного вируса на деятельность экономической сферы особенно важным стал процесс переосмысления предназначения и процедуры использования бюджетных инструментов регулирования. Целью исследования является: изучение бюджетной политики Норвегии и России на федеральном уровне, а также анализ влияния проекции бюджетной политики Норвегии на Россию. На примере проекции бюджетной политики Норвегии на Россию сделан вывод о том, что заимствование зарубежного опыта построения структуры бюджетной политики «Пенсионного фонда Норвегия» оказывает положительное влияние на процесс становления «Фонда Национального благосостояния России».

Ключевые слова: Норвегия, Россия, бюджетная политика, бюджет, бюджетные инструменты, финансовая сфера

Для цитирования: Резвякова И. В., Лиленко А. Т. Проекция бюджетной политики Норвегии на Россию // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 81-89. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10408

Original article

PROJECTION OF NORWAY'S BUDGET POLICY ON RUSSIA Irina V. Rezvyakova1H, Anna T. Lilenko2

1 2 Orel branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Orel, Russia

1 rezvirina@yandex.ruH

2 efftaan@gmail.com

Annotation. In the conditions of active digitalization of the world economy, the procedure for forming the state budget is becoming the most relevant topic for maintaining active interaction between government representatives and citizens. The constructiveness of this dialogue lies in the creation of a civil society that is aware of the process of legal formation of the state, as well as the specifics of state processes based on the achievement of strategic state financial goals. Since the timely implementation of fiscal policy in the country can prevent an economic default, the implementation and control of the financial tactics of the state is the main task of management. It is also important to pay due attention to the special impact on economic systems and stages of their development from the COVID-19 virus infection. During the active influence of this virus on the activities of the economic sphere, the process of rethinking the purpose and procedure for using budgetary regulatory instruments has become especially important. The purpose of the study is: to study the budget policy of Norway and Russia at the federal level, as well

© Резвякова И. В., Лиленко А. Т., 2022

as to analyze the impact of the projection of the budget policy of Norway on Russia. It is concluded, using the example of the projection of Norway's budget policy on Russia, that the borrowing of foreign experience in building the structure of the budget policy of the Pension Fund Norway has a positive impact on the process of formation of the National Welfare Fund of Russia.

Keywords: Norway, Russia, budget policy, budget, budget instruments, financial sphere

For citation: Rezvyakova IV, Lilenko AT. Projection of Norway's budget policy on Russia. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(4(462):81-89. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10408

Введение

Основным финансовым планом любого государства является бюджет, который определяет конкретные экономические цели для власти. Федеральный бюджет, бюджет субъектов и его органов местного самоуправления — финансовые инструменты, позволяющие проводить экономическую и социальную политику в стране на разных уровнях. Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы каждой страны, что подтверждается его влиянием на экономическую, политическую и социальную сферы. Бюджет, как важная часть общегосударственных финансов, существует и действует там, где есть государство и развиты товарно-денежные отношения [1].

Основу финансовой деятельности правительства любого государства составляет «план распределения финансовых средств» — бюджет государства. Согласно мнению В. Д. Камаева, М. З. Ильчикова, Т. А. Борисовской, бюджетная политика — это единый государственный финансовый план, основанный на подотчётном контроле поступлений денежных средств в форме налоговых платежей от граждан и различных объединений, с одной стороны, и распределении совокупных бюджетных ресурсов, исходя из государственных потребностей, с другой [2].

Состояние финансовой среды, уровень развития и качество применяемых здесь инструментов регулирования деятельности субъектов экономики в ходе проведения своевременной бюджетной политики напрямую влияют на процесс развития стабильности государства. Основным направлением деятельности государственных политологов и экономистов, в случае экономической неопределённости и возможности дефолта, выступает детальная разработка бюджетного управления ресурсами [3].

Наиболее актуальное определение бюджетной политики как процесса описывается в книге «Финансовое право» В. А. Мальцева, согласно мнению которого бюджетная политика государства — это процесс, направленный на рациональное распределение денежных источников

и ресурсов, в ходе проведения различных государственных национальных программ. Также необходимо отметить, что проведение бюджетной политики государства имеет прямую зависимость от уровня мирового развития и форс-мажорных обстоятельств мирового масштаба [4].

Согласно мнению Т. М. Ковалёвой, автора книги «Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации», основой финансовой политики любого государства является его бюджетная политика. Также, по его мнению, в процессе государственного финансового регулирования особую роль играют бюджетная политика и бюджетное планирование, поскольку в ходе их разработки определяются основные цели и задачи, отличающиеся особой актуальностью для финансового устройства конкретного государства [5].

Процесс культивирования устройства бюджета страны является индивидуальной разработкой, поскольку необходимо учитывать экономику государства и возможности использования ресурсов. Согласно мнению О. В. Макашиной, автора книги «Технологии управления государственными и муниципальными финансами», «бюджетное устройство — это принцип построения бюджетной системы, взаимоотношения между её отдельными звеньями, описание состава и структуры бюджета, процедуры формирования и использования бюджетных средств» [6]. Также по мнению О. В. Макашиной, бюджет Российской Федерации подразумевает следующие уровни :

• первый уровень:

— федеральный бюджет;

— бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

• второй уровень:

— бюджеты субъектов РФ;

— бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• третий уровень:

— местные бюджеты:

— бюджеты городских и сельских поселений;

— бюджеты муниципальных районов и т. д.

Основным направлением культивирования

процесса проведения бюджетной политики

в стране является не только целевое распределение финансовых ресурсов, но и развитие обязательств, направленных на увеличение как источников финансирования, так и на повышение рентабельности их использования. Развитие экономики в стране, улучшение условий жизни граждан и реализация своевременного выполнения национальных государственных проектов характеризуют верную процедура контроля госбюджета [2].

Осуществление контроля над финансовыми потоками в Российской Федерации происходит с помощью инструмента регулирования экономической деятельности, то есть государственного бюджета. Регулирование этапов стимулирования экономической сферы и поэтапное развитие бюджетного процесса каждой страны регламентируется актуальным законодательством [7].

Функциями культивирования процесса проведения бюджетной политики в стране выступают:

1. Перераспределение национального дохода.

2. Вмешательство в процесс производства.

3. Осуществление внутренней и внешней безопасности.

4. Осуществление государственной социальной политики.

5. Содержание аппарата управления1.

Несмотря на существенные качественные различия в бюджетных системах стран, сущность государственной бюджетной политики остаётся неизменной. Примером качественных различий выступают 2:

1) тип государства;

2) уровень развития производительных сил;

3) характер производственных отношений;

4) экономический потенциал страны;

5) территориальные, природные и другие особенности.

По мнению М. А. Абрамова, автора книги «Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста», актуальность задачи выбора инструментов регулирования бюджета основана на желании со стороны

'Регламент бюджетирования и организация системы бюджетирования. Основы бюджетирования // Финансист финансовые программы. URL: https:// www.1cashflow.ru/polozhenie-o-byudzhetirovanii-reglament-i-metodologiya-vnedreniya (дата обращения: 13.10.2021).

2 Бюджетная система РФ. URL: http://profkval.ru/up-^/Тема%202_%20Учебное%20пособие%20Бюджет-ная%20система%20РФ.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

управленческого аппарата в условиях конечности капитала бюджетных средств обеспечить целевое использование средств государственного бюджета и сохранить потенциал воздействия на социально-экономические процессы.

Также М. А. Абрамов выделяет основные бюджетные инструменты3:

— бюджетные инвестиции;

— программно-целевое планирование и финансовые расходы бюджета;

— государственные задания;

— нормативное финансирование затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам.

Материалы и методы исследования

В качестве исследовательского метода выступил метод классификации. Материалами для проведения исследования послужили открытые данные, интернет-ресурсы.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведение бюджетной политики в государстве оказывает огромное влияние на процесс развития экономической сферы, что говорит об актуальности своевременных исправлений в бюджетной тактике с целью избегания форс-мажорных обстоятельств, приводящих к дефолту. Анализируя бюджетное устройство Норвегии, важно отметить, что это государство Северной Европы, с численностью 5 391 369 чел.4 Согласно данным аналитического центра Take-profit.ru, выбранное государство находится на лидирующих позициях по экономическим показателям прироста ВВП, поскольку средний прирост 2018 г. составил — 5,6 условных единиц по отношению к предыдущему, в 2020 г. — 6,3 усл. ед., в 2021 г. — 7,8 усл. ед.5 По данным на IV квартал 2021 г., экономическое состояние Норвегии можно охарактеризовать как «стремительно экономически развивающееся государство», несмотря на уменьшение ВВП с 404,5 млрд долл. до 366 млрд долл.6

3 Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста. URL: https://book.ru/ book/939115 (дата обращения: 13.10.2021).

4 Население Норвегии // Статистика и показатели региональные и федеральные. URL: https://rosinfostat.ru/ naselenie-norvegii/ (дата обращения: 13.10.2021).

5 Индекс дефлятора ВВП в Норвегии // TAKE-PROFIT. ORG URL: https://take-profit.org/statistics/gdp-deflator/ norway/ (дата обращения: 13.10.2021).

6 Экономический прогноз Норвегии на 2021 год: что будет дальше // Мир финансов. Капитал. Ин-

Лидирующие позиции по экономическим индексам Норвегии обеспечивают территориально выгодное расположение государства, наличие колоссальных запасов углеводородов в шельфе Северного и Норвежского морей. Стремительный рост цен на нефть в 1980-1990-х гг. предоставил возможность правительству Норвегии формировать профицитные запасы дохода от её экспорта, которые в свою очередь помогли создать фонд Норвегии, превратившийся во владельца мировых инвестиций1.

На конец I квартала 2022 г суммарная стоимость фонда Норвегия составляет 11 360 159 089 норвежских крон (148 136 474 584 р.). Основной целью существования данного фонда является обеспечение работоспособности долгосрочного управления активами от доходов экспорта нефти и газа Норвегии с целью улучшения социальных условий жизни граждан. Высокий уровень жизни норвежцев подтверждается отсутствием необходимости значительных социальных расходов государственного потребления, несмотря на сложности ведения экономического развития, вызванные появлением вирусной инфекции COVID-19: в 2020 г. лишь 22 % от выделенной суммы, 2021 г. — 22,3 % доля государственного потребления2. Необходимо уточнить, что государственное потребление включает в себя: 1) охрану здоровья; 2) социальное обеспечение; 3) поддержку социального порядка3.

В Норвегии существует двухуровневая система контроля социально-экономического обеспечения граждан. Первым выступает Счётная палата, занимающаяся культивированием и планированием целевой деятельности второго — Сто-ринга, полномочия которого распространяются на определение сумм с целью удовлетворения необходимых государственных расходов4.

Необходимо также уточнить особенности про-

вестиции. Технологии. URL: https://wfin.kz/novosti/ ekonomika/43192-ekonomicheskij-prognoz-norvegii-na-2021-god-chto-budet-dalshe.html (дата обращения: 13.10.2021).

1 Фонд // NORGES BANK INVESTMENT MANAGEMENT URL: https://www.nbim.no/ (дата обращения: 13.10.2021).

2 Норвегия — ставка социального страхования //TRADING ECONOMICS URL: https:// ru.tradingeconomics.com/norway/social-security-rate (дата обращения: 13.10.2021).

3 Финансовая система Норвегии. URL: https:// studbooks.net/808162/finansy/finansovaya_sistema_ norvegii (дата обращения: 13.10.2021).

4 Сторинг // NORGE.RU. URL: http://www.norge.ru/

stortinget (дата обращения: 13.10.2021).

ведения бюджетной политики Норвегии, которые заключаются не в расходовании финансовых ресурсов, а наоборот, в увеличении с помощью инвестирования в биржевые фондовые активы. По состоянию на конец IV квартала 2021 г. счёт активов фонда достиг рекордного значения — 1,4 трлн долл. США. Доход фонда Норвегия складывается из профицита от экспорта нефти и газа другим странам, налоговых сборов и дивидендной политики инвестируемых компании5.

Несмотря на возникшие из-за появления вирусной инфекции COVID-19 сложности в развитии экономики Норвегии и значительные потери стоимости акций, а именно совокупная стоимость фонда снизилась на 14,6 % от всей суммы, нефтегазовая промышленность обеспечила 25 % ВВП Норвегии в конце 2021 г., а доля доходов от экспорта нефти и газа составляет 45 % всего дохода страны, что помогло сдержать рост убытков инвестирования6. Благодаря верно выбранной территориальной политике государство выгодно и своевременно увеличивает и без того профицитный доход от экспорта ресурсов. Сейчас Норвегия является богатейшей страной мира, где оценка ВВП на душу населения составляет 63 586 долл. США7.

В течение 32 лет существования фонда Всеобщего благоденствия (сейчас Пенсионный фонд Норвегии) государство проинвестировало в фонд свыше 11 360 159 089 NOK, что при конвертации в рубли составляет 148 136 474 584 р. Лишь в 2021 г. инвестиции в фонд Норвегия составила 147 млрд норвежских крон (17,02 млрд долл. США). Значительный уровень денежных активов, вкладываемых в развитие фонда, обусловлен высокими налогами от граждан и профицитным доходом от продаж нефти, которые в свою очередь составляют 55 % всего дохода от основной дея-тельности8.

5 Крупнейший в мире пенсионный фонд заработал $112 млрд за полгода // РБК. URL: https://quote.rbc.ru/ news/article/611ccd499a794709399bb85f (дата обращения: 13.10.2021).

6 Крупнейший в мире резервный фонд потерял рекордно много денег // РАМБЛЕР/ФИНАНСЫ. URL: https:// finance.rambler.ru/economics/43953504-krupneyshiy-v-mire-rezervnyy-fond-poteryal-rekordno-mnogo-deneg/ (дата обращения: 13.10.2021).

7 Нефтяной фонд Норвегии в первом полугодии 2020 года потерял около 18 млрд евро // TACC. URL: https://tass.ru/ekonomika/9225647 (дата обращения: 13.10.2021).

8 Норвегия получила рекордные доходы от нефтегазовой отрасли в 2021 г. за счёт роста цен на газ // Neftegaz.

Необходимо упомянуть и тот факт, что фонд Норвегия занимается грамотным инвестированием в акции на фондовой бирже крупных компании, таких как APPLE — 5,3 %, Shell — 3,5 %, ExxonMobil — 1,7 %, русские активы: «Газпром нефть» — 0,2 %, «Башнефть» — 0,21 % и т. д.1 Также фонд инвестирует в государственные ОФЗ различных стран: 50-60 % в Европу, 20-40 % в США, 10-30 % в Азию и Океанию, дивиденды которых в 2020 г. превысили 3 млрд долл.2

Нельзя не уточнить, что более 38 % внутреннего дохода бюджета занимают государственные сборы с граждан Норвегии. В свою очередь, благодаря высокому уровню жизни и достойной оплате труда жители готовы оплачивать большое количество налогов, достигающих почти 54 % всего из достатка. Физические лица уплачивают суммарно 54 % от своего достатка в пользу налогообложения, а юридические лица дополнительно 28 % с осуществления целевой деятельности объединения3.

В сравнении с бюджетной политикой Норвегии, рассматривая бюджетное развитие Российской Федерации, необходимо обратить внимание на главный свод законов о регламенте бюджетной политики РФ — «Бюджетное послание Президента Российской Федерации»4. Исходя из данного документа можно выделить основные принципы5

RU. URL: https://neftegaz.ru/news/dobycha/720671-norvegiya-poluchila-rekordnye-dokhody-ot-neftegazovoy-otrasli-v-2021-g-za-schet-rosta-tsen-na-gaz/ (дата обращения: 13.10.2021).

1 Суверенный фонд Норвегии продаст акции компаний без целей по сокращению выбросов CO2 // THE BELL. URL: https://thebell.io/suverennyj-fond-norvegii-prodast-aktsii-kompanij-bez-tselej-po-sokrashheniyu-vybrosov-co (дата обращения: 13.10.2021).

2 Куда фонд Норвегии инвестирует сверхдоходы от нефти и газа // ИНВЕСТИЦИИ. ДОХОДЧИВО. URL: https://dokhodchivo.ru/kuda-fond-norvegii-investiruet-sverkhdokhody-ot-nefti-i-gaza дата обращения: 13.10.2021).

3 Бухгалтерия в стране викингов // Бухгалтерия. ру URL: https://www.buhgalteria.ru/article/bukhgalteriya-v-strane-vikingov. (дата обращения: 13.10.2021).

4 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенной-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг. // Министерство финансов Российской Федерации URL: https:// www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ 0NBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

5Составлено автором на основе данных доклада Ми-

нистерства финансов РФ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

(https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/ main/0NBNiTTP_2020-2022.pdf)

создания эффективной бюджетной системы Российской Федерации [10; 11]:

• Единство бюджетной системы РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

• Самостоятельность бюджетов.

• Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

• Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

• Сбалансированность бюджета.

• Результативность и эффективность использования бюджетных средств.

• Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов.

• Прозрачность (открытость).

• Достоверность бюджета.

• Адресность и целевой характер бюджетных средств.

• Подведомственность расходов бюджета.

• Единство кассы.

Основой проведения процедуры бюджетной политики на территории РФ выступает «принцип единства бюджетной системы Российской Федерации», существующий лишь на территории РФ и актуальный в определённом правовом пространстве. Лишь при соблюдении двух вышеописанных условий возможно создать стабильное государственное устройство и обеспечить равные условия для реализации расходных обязательств на государственной территории (рисунок)6.

Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», процедура проведения бюджетной политики РФ основывается на описанном в документе регламенте. По состоянию на середину I квартала 2022 г., российское правительство находится на стадии реализации огромного количества национальных проектов, созданных с целью развития экономики и преодоления возникающих форс-мажорных обстоятельств. Россия является лидирующим экспортёром нефти, что оказывает прямое влияние на рост ВВП страны. По данным сайта «Нефть-газ-ископаемые.рф», 56 % ВВП на конец IV квартала 2021 г. занимал экспорт нефти7. По данным на начало 2022 г., согласно

6 Бюджетная система Российской Федерации URL: https://www.book.ru/book/934067 (дата обращения: 13.10.2021).

7 Запасы нефти и газа в России на 2020 // Нефть-газ-ископаемые. рф. URL: https://www.нефть-газ-

Основной принцип эффективной бюджетной системы Российской Федерации (Составлено авторами на основе книги Г. И. Золотарёва, Н. И. Смородинова «Бюджетная система Российской Федерации» (https://www.book.ru/book/934067))

The basic principle of the effective budget system of the Russian Federation (Source: compiled by the author on the basis of the book G. I. Zolotarev, N. I. Smorodinov "The budget system of the Russian Federation" (https://www.book.ru/book/934067))

международным рейтингам, добыча нефти составила 524 млн т, что превышает декабрь 2020 г. на 108 %1. Также наблюдается положительная динамика ВВП на душу населения в РФ: 2017 г. — 91 843,2 млрд р., 2019 г. — 109 193,2 млрд р., 2021 г. — 130 795,3 млрд р.2

Из-за появления вирусной инфекции COVID-19 в конце 2019 г. возник нефтяной дефицит в размере 7 % ВВП3. С того момента Россия как лидирующий экспортёр нефти разработала основной национальный проект, направленный на стабилизации нефтяной ситуации страны. Основной целью национальных проектов РФ стала его стабилиза-

ископаемые.рф/zapasi-nefti-i-gaza-v-rossii (дата обращения: 13.10.2021); Федеральный бюджет на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. Инфографика // ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АИФ. URL: https://aif.ru/money/economy/ federalnyy_byudzhet_na_2020_god_i_planovyy_ period_2021-2022_gg_infografika (дата обращения: 13.10.2021).

1 О рынке нефти в 2021 году. Добыча и экспорт нефти сырой, включая газовый конденсат природный. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/27_23-02-2022. html (дата обращения: 13.10.2021).

2 ВВП России по годам: 1991-2021// iFinance. URL: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (дата обращения: 13.10.2021).

3 Росстат впервые рассчитал долю нефти и газа в рос-

сийском ВВП Она оказалась гораздо ниже доли нефте-

газовых доходов в бюджете и экспорте России // РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/13/07/2021/60ec40d3

9a7947f74aeb2aae (дата обращения: 13.10.2021).

ция4. Согласно пояснительной записке Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», РФ заинтересована в снижении индекса зависимости ВВП от нефтегазовых доходов в 2021 г. на 6 %. Однако из-за политических сложностей начала 2022 г. данный национальный проект не выполнен; исходя из данных сайта «Russian.rt.com» доля нефтегазового сектора ВВП возросла до 15 %5.

Драйвером роста зависимости ВВП от нефтегазового экспорта послужила политическая обстановка в мировой экономике начала 2022 г., которая привела к наложению огромного количества санкций против целевого экспорта России и её экономического развития. Это вызвало скачок цен на газ — 3200 долл. за 1 м3, нефть — 135 долл. за баррель на американском рынке. Несмотря на значительное повышение цен, для экспорта нефти и газа были прерваны прямые поставки из РФ в другие страны указанных ресурсов, что приводит к уменьшению привлечения активов в бюджет стран6.

4 Куда мы слезем с нефтяной иглы // НОВАЯ ГАЗЕТА. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2021/07/18/kuda-my-slezem-s-neftianoi-igly (дата обращения: 13.10.2021).

5 Сырьевой сброс: доля нефтегазового сектора в ВВП России сократилась до 15 % // RT. URL: https://russian. rt.com/business/article/884848-rossiya-vvp-neft-gaz (дата обращения: 13.10.2021).

6 Нефть — $135, газ — $3200: «Мир оказался на пороге мирового энергокризиса хуже 70-х» // EurAsia Daily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/03/07/

В процессе выполнения национального проекта, направленного на улучшение качества жизни граждан и уменьшение зависимости роста ВВП от экспорта нефти и газа, важным является то, что основными источниками финансирования по регламенту проекта должны были выступить экспортоориентированные отрасли обрабатывающей промышленности: химический комплекс, пищевая промышленность и машиностроение, которые в начале 2022 г. приостанавливают свою деятельность из-за санкций1.

Согласно данным на конец 2021 г., бюджет РФ состоит из двух частей: налоговые и неналоговые доходы (таблица). Министерство финансов РФ указывает суммарное поступление неналоговых и налоговых доходов на конец 2021 г. в размере 25 980 279,4 р., безвозмездно принято — 54 782 тыс. р.2

По данным Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, на конец 2020 г., доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов составили 37 856,7 млрд р., налоговые доходы — 23 633,4 млрд р., а неналоговые и прочие — 6 150,7 млрд р.3

Исходя из политической ситуации в мировой экономике, расходная часть государственного бюджета РФ стремительно увеличивается с каждым днём вопреки неопределённости последствий экономического состояния государства. Очевидным примером выступают расходы на восстановление экономики РФ от последствий выполнения спецоперации и адаптации к санкци-онным мерам со стороны иных государств. Несмотря на это, приоритетом выполнения национального проекта, согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг.», является достижение целей по улучшению условий и уровня жизни граждан, а также увеличение активов бюджета РФ. Согласно планам, озвученным в 2020 г., рассчитано

neft-135 -gaz-3200-mir-okazalsya-na-poroge-mirovogo -energokrizisa-huzhe-70-h (дата обращения: 13.10.2021).

1 Bank of America предсказал нефть по $120 к середине 2022 года // Forebs. URL: https://www.forbes.ru/ finansy/444777-bank-of-america-predskazal-neft-po-120-k-seredine-2022-goda (дата обращения: 13.10.2021).

2 Федеральный бюджет на 2021 год // МИНФИН РОССИИ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ budget/roadmap/2021/ (дата обращения: 13.10.2021).

3 Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России. URL: https://www.rea.ru/ru/SiteAssets/Pages/analiz-tendencij-v-budzhetno-nalogovoj-sfere-rossii/Бюджет_ итог_2020_1 %20(1).pdf (дата обращения: 13.10.2021).

увеличение расходов на выполнение различных нацпроектов. В 2020 г. было выделено и потрачено 2 трлн р., а к концу 2022 г. запланировано потратить 2,7 трлн. р., что сейчас неактуально в сложившейся экономической ситуации4.

Главными целями госпрограмм 2021 г., финансируемыми из бюджета РФ, являются5:

• Новое качество жизни (10 программ).

• Инновационное развитие и модернизация экономики (19 программ).

• Обеспечение национальной безопасности (5 программ).

• Сбалансированное региональное развитие (6 программ).

• Эффективное государство (3 программы).

Важным является и то, что в процессе завершения всех национальных проектов РФ, направленных на развитие экономики страны, главной целью является увеличение закрытой части бюджета РФ. По состоянию на конец 2021 г. она составляет 3,7 трлн р.6 Однако в планах к 2022 г., увеличить её до 4,45 трлн р., что сейчас является невозможным из-за политического влияния на экономическое состояние страны7.

Выводы

Можно сделать вывод о том, что проведение своевременной и актуальной государственной индивидуальной бюджетной политики оказывает огромное влияние на процесс развития экономики государства, поскольку бюджет выступает основой функционирования экономики в целом. Независимо от различных территориальных возможностей страны и политических условий выстраивания экспортных взаимоотношений общеизвестность индивидуализации системы построения бюджета отдельных стран остаётся наиболее актуальной. Также можно предположить, что проекция системы бюджетной стратегии Норве-

4 Бюджет для граждан // МИНФИН РОССИИ. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/ main/2021-2023.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

5 Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги) // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie_2020_ god.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

6 Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства // РАМБЛЕР/ФИНАНСЫ. URL: https://finance.rambler.ru/realty/44959681-byudzhet-rossii-na-2021-god-v-tsifrah-izuchaem-buhgalteriyu-gosudarstva/ (дата обращения: 13.10.2021).

7 Что нужно знать о бюджете на 2021 год. Разбираемся в цифрах // TACC. URL: https://tass.ru/ekonomika/9588585 (дата обращения: 13.10.2021).

Структура бюджета РФ в 2021 г. The structure of the budget of the Russian Federation un 2021

Налоговый доход Неналоговый доход

Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности. Прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Безвозмездные и безвозвратные поступления

Составлено автором на основе данных сайта Skymart. «Части государственного бюджета». URL: https://skysmart. ru/articles/obshestvoznanie/gosbyudzhet-eto

гии окажет положительное влияние на состояние федерального бюджета России.

Стратегия Пенсионного фонда Норвегии основывается не на составлении смет о расходах из государственного бюджета, а направлена на увеличение рентабельности источников финансирования ресурсов, как финансовых, так и нефтегазовой промышленности. Фонд стратегически занимается инвестированием в фондовые активы иностранных крупных организаций и ОФЗ различных стран. Благодаря верному регламентированию процесса проведения финансово-бюджетной политики в Норвегии фонд увеличивает свои доходы каждый год минимум на 4,5 %, а профицит распределяет на отведённую «Пенсионную программу» и развитие альтернативных источников энергии, не иссушая нефтяные запасы, избегая превышений расходов над профицитными статьями. Главным правилом процедуры проведения бюджетной политики в Норвегии, относительно распределения профицита от целевой деятельности, является то, что лишь 4 % от суммы используется на социально-экономические нужды страны каждый год. Пока фонд продолжает возвращать более 4 % годовых, и до тех пор, пока доходы от продажи нефти пополняют бюджет, экономика страны будет находиться на стадии подъёма. Фонд национального благосостояние России выполняет иные государственные задачи: регулирование процесса погашения госдолга и обеспечение процедуры экспорта нефти. Ресурсы ФНБ не могут быть направлены на улучшение уровня жиз-

ни граждан и развитие экономики РФ в сложившейся в начале 2022 г. политической ситуации. По достижении уменьшения госдолга и выхода из санкционного и экономического давления, Фонд национального благосостояния сможет направить свободные ресурсы на реализацию нац-проектов РФ, благодаря продаже нефти и развитию инвестирования в нефтяные компании, подобно действиям Пенсионного фонда Норвегии. Применяя тонкости бюджетной политики Норвегии, Россия успешно увеличит резервы ФНБ и добьётся выполнения главных государственных целей, сохраняя нефтяные запасы.

Подводя итог, необходимо сказать, что проведение своевременной бюджетной политики в любом государстве, согласно всем территориальным и политическим особенностям страны, оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны. Верно выбранная тактика проведения бюджетной политики поможет государству добиться основных целей при рациональном использовании имеющихся ресурсов, а также повысит уровень жизни граждан. В процессе создания бюджетной политики государства особенно важным является заимствование зарубежного опыта бюджетной политики иных государств. В ходе сравнения бюджетных политик Норвегии и России выявлено, что проекция тактики Пенсионного фонда Норвегии окажет положительное влияние на процесс развития Фонда национального благосостояния России.

Список источников

1. Кришталева Т. И. Внутренний контроль расчётов по налогам и его информационное обеспечение в организациях бюджетной сферы : монография. М. : Русайнс, 2020. 242 с.

2. Камаев В. Д. Экономическая теория. Краткий курс : учебник. М. : КноРус, 2014. 383 с.

3. Мацкуляк И. Д. Финансовая экономика : монография. М. : Русайнс, 2021. 382 с.

4. Мальцев В. А. Финансовое право: учебник. М. : КноРус, 2021. 237 с.

5. Ковалёва Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации : учебное пособие. М. : КноРус, 2021. 128 с.

6. Макашина О. В. Технологии управления государственными и муниципальными финансами : учебное пособие. М. : КноРус, 2022. 171 с.

7. Дмитриев Ю. А. Региональная экономика: учебник. М. : КноРус, 2021. 263 с.

References

1. Krishtaleva TI. Internal control of tax settlements and its information support in public sector organizations: monograph. Moscow; 2020. 242 p. (In Russ.).

2. Kamaev VD. Economic theory. Short course: textbook. Moscow; 2014. 383 p. (In Russ.).

3. Matskulyak ID. Financial economics: monograph. Moscow; 2021. 382 p. (In Russ.).

4. Maltsev VA. Financial law: textbook. Moscow; 2021. 237 p. (In Russ.).

5. Kovaleva TM. Budget policy and budget planning in the Russian Federation: textbook. Moscow; 2021. 128 p. (In Russ.).

6. Makashina OV. Technologies of management of state and municipal finances: study guide. Moscow; 2022. 171 p. (In Russ.).

7. Dmitriev YuA. Regional economy: textbook. Moscow; 2021. 263 p. (In Russ.).

Информация об авторах

И. В. Резвякова — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент». А. Т. Лиленко — студентка.

Information about the authors

I. V. Rezvyakova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management.

A. T. Lilenko — a student.

Статья поступила в редакцию 13.12.2021; одобрена после рецензирования 15.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 13.12.2021; approved after reviewing 15.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.