Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА / ДОТАЦИИ / СУБСИДИИ / СУБВЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заусаева М.А.

Статья посвящена особенностям регионального бюджета, который является одним из уровней бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов, именно от таких показателей зависит экономическое состояние региона. На данный момент наша страна имеет значительные проблемы в данной области, так как число дефицита в некоторых субъектах растет, что говорит об отсутствии самостоятельности в решении финансовых вопросов, а также об отсутствии формирования собственных источников дохода в регионах. В статье предлагаются меры по преодолению вышеуказанных трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REGIONAL BUDGET

The article is devoted to the peculiarities of the regional budget, which is one of the levels of the budget system of the Russian Federation. The budget is a combination of income and expenses, it is on such indicators that the economic condition of the region depends. At the moment, our country has significant problems in this area, as the number of deficits in some regions is growing, which indicates a lack of independence in solving financial issues, as well as the lack of formation of own sources of income in the regions. The article suggests measures to overcome the above difficulties.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

УДК 336

Заусаева М.А. студент

Научный руководитель: Власова Е.Л., к.п.н.

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный

университет правосудия» Восточно-Сибирский филиал Россия, г. Иркутск

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация: Статья посвящена особенностям регионального бюджета, который является одним из уровней бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов, именно от таких показателей зависит экономическое состояние региона. На данный момент наша страна имеет значительные проблемы в данной области, так как число дефицита в некоторых субъектах растет, что говорит об отсутствии самостоятельности в решении финансовых вопросов, а также об отсутствии формирования собственных источников дохода в регионах. В статье предлагаются меры по преодолению вышеуказанных трудностей.

Ключевые слова: Региональный бюджет, дефицит, доходы, расходы, политика бюджетного федерализма, дотации, субсидии, субвенции.

Zausaeva M.A. student

Supervisor: Vlasova E.L., Ph.D.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Russian State University of Justice" East Siberian Branch

Russia, Irkutsk

FEATURES OF THE REGIONAL BUDGET

Annotation: The article is devoted to the peculiarities of the regional budget, which is one of the levels of the budget system of the Russian Federation. The budget is a combination of income and expenses, it is on such indicators that the economic condition of the region depends. At the moment, our country has significant problems in this area, as the number of deficits in some regions is growing, which indicates a lack of independence in solving financial issues, as well as the lack of formation of own sources of income in the regions. The article suggests measures to overcome the above difficulties.

Keywords: Regional budget; deficit; revenues; expenditures; policy eof fiscal federalism; budget percentage.

Бюджет играет ключевую роль, являясь одним из главных институтов, с помощью которого регионы могут развиваться в экономическом плане.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 6 содержит определение термина «бюджет», то есть, это форма образования и использования денежных средств, которые предназначены для финансового осуществления задач и функций государства и местного самоуправления [2].

Проще можно сказать, что бюджет - это совокупность доходов и расходов.

Необходимо сказать, что вопрос, касающийся региональных бюджетов, является наиболее злободневным и проблемным на сегодняшний момент. В задачи органов государственной власти субъектов нашей страны входит создание условий, позволяющих обеспечить сбалансированный бюджет. Однако, на практике с этим могут возникать трудности [7]. Рассмотрим на примере Иркутской области.

Необходимо сравнить бюджеты 2021 года и 2022 года. В 2021 году: были заявлены следующие параметры:

— Доходы: 166,7 млрд. рублей

— Расходы: 189,6 млрд. рублей

— Дефицит: 23 млрд. рублей (или 13,7% от доходов)

Показатели, представленные выше, показывают нам, что ситуация

создалась достаточно критичная по сравнению с предыдущими годами.

Однако можно отметить, что 2022 год продемонстрировал нам более высокие показатели, так доходная часть бюджета Иркутской области была увеличена на 32 миллиарда рублей, а расходная — около 46 миллиардов. Отметим, что дефицит бюджета снизился на несколько процентов и составил 11,7%.

Что касается последующих годов, то доходы бюджета Иркутской области в 2023 году утверждены в объёме 204,4 миллиарда, в 2024 -м -214,8 миллиарда. Расходы на 2023 год - 210,5 миллиарда, на 2024-й - 215,9 миллиарда. Можно отметить, что дефицит бюджета в 2023-м составит 6,1 миллиарда (3,6% от собственных доходов), в 2024-м — 1,1 миллиарда (0,6%).

Проанализировав данные показатели, приходим к выводу, что предполагается постепенный выход из кризисной ситуации, которая сложилась в 2021 году и заметное снижение числа дефицита.

Итак, на вышеуказанном примере, можно увидеть, что имеются проблемы с формированием регионального бюджета. Такая ситуация

наблюдается не только у Иркутской области, но и у других субъектов нашего государства [6].

Как мы знаем, в Российской Федерации с 2005 года утверждена политика бюджетного федерализма, которая предполагает автономность и самостоятельность субъектов РФ. Такая политика подразумевает под собой ряд принципов:

1. Явное разделение направлений деятельности между уровнями бюджетной системы в области расходования;

2. Собственные источники финансирования бюджетов регионального уровня [1];

3. Инициатива по направлению расходования денежных средств;

На примере Иркутской области мы можем увидеть, что в полной мере политика бюджетного федерализма не исполняется, что говорит о наличии трудностей.

Вообще, правовую основу бюджета Иркутской области составляют следующие нормативно-правовые акты:

1. Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»;

2. Закон Иркутской области от 23 июля 2008 года N 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области» (с изменениями на 2 ноября 2021 года) [3];

3. Указ Губернатора Иркутской области от 25 декабря 2022 «О внесении в Законодательное Собрание Иркутской области проекта закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»;

Стоит закрепить следующий момент: ключевую роль в формировании бюджета, в том числе как федерального, так и регионального, играет бюджетное послание Президента РФ и губернатора. Отметим, что ни то, ни другое послание в 2022 году пока не состоялось.

Ежегодное послание Губернатора Иркутской области Законодательному собранию, будет перенесено на более поздний срок, о чем сообщалось самим главой региона на 54-ой сессии областного парламента.

Поговорим также подробнее о доходах и расходах регионального бюджета. Понятие доходов можно определить следующим образом: это финансовые средства, которые поступают и складываются из налогов и неналогов [5]. Конкретно доходы составляют:

— Региональные налоги и сборы;

— Перечисления на безвозмездной основе денежных средств из других уровней бюджетной системы и иная финансовая помощь;

— Прибыль от использования имущества региона;

— Доходы от федеральных налогов и сборов;

— Неналоги, то есть, штрафы, пени и различные государственные пошлины.

Немаловажную роль в формировании доходной составляющей бюджета имеет финансовая помощь, которая представлена в виде дотаций, субсидий и субвенций. Рассмотрим каждый вид конкретнее.

Бюджетный кодекс РФ содержит в себе нормы, которые регулируют положение дотаций, так, им посвящена статья 131 вышеуказанного нормативного акта. То есть, их можно определить как межбюджетные трансферты, целью которых является уравнивание бюджетной обеспеченности «депрессивных регионов», то есть, субъектов РФ, представляющих сложное экономическое состояние, где все показатели составляют ниже среднего. Такая финансовая помощь выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе.

Как уже подчеркивалось выше, в нашем государстве принята политика бюджетного федерализма, которая предполагает независимость и автономность субъектов РФ, однако, проанализировав отрицательные стороны, можно заметить, что регионы находятся в достаточно сильной зависимости от такой финансовой помощи.

В 2022 году число дотаций, которое было направлено в качестве финансовой помощи Иркутской области, составило 4 124 939,8 тыс. рублей.

Следующим видом, который необходимо рассмотреть, являются субсидии. Они представляют собой также вид межбюджетных трансфертов, выделяющихся на безвозмездной и безвозвратной основе [4]. Также необходимо заметить, что они имеют целевое назначение. Согласно БК РФ их выделение на цели, которые не запланированы законодательством и нормативными актами Правительства РФ, не допускается.

Далее остановимся на субвенциях, их можно определить как финансовую помощь, выделяемую в целях выполнения отдельных государственных полномочий. Например, к этой категории можно отнести содержание спецшкол и других подобных учреждений.

Заметим, что 5% субвенций можно потратит на иные цели, что отличает их от дотаций и субсидий.

Условием предоставления такой помощи, является соблюдение законодательства, в том числе бюджетного, субъектами РФ, в случае, если это условие не выполняется, то Министерство финансов РФ вправе приостановить получение регионами межбюджетных трансфертов.

Говоря конкретно об иркутской области, то можно отметить рост направляемых дотаций, субсидий и субвенций, который составил около 10% от средств собственного бюджета.

В свою очередь расходы - денежные средства, которые направляются из регионального бюджета на финансирование функций и

осуществление задач субъекта РФ. В данной статье отмечалось, что в БК РФ закреплена статья 21, содержащая 14 направлений, в соответствии с которыми расходуются денежные средства. Такая классификация является единой для всех уровней бюджетной системы.

На первом месте законодатель установил общегосударственные вопросы, на втором - национальную оборону, в то время как образование занимает седьмое место, а здравоохранение лишь пятое. Мы считаем, что именно по этой причине наше государство имеет большие трудности в двух указанных выше сферах.

В целях прозрачности и доступности, создана так называемая брошюра, которая показывает, на что расходовались средства регионального бюджета. Изучив показатели, представленные в данном документе, можно прийти к следующим выводам:

Большая часть расходов (около 99,3 %) связана с тем, что на период до 2024 г. утверждены государственные программы Иркутской области и стратегические задачи, например, социальное развитие, развитие инфраструктуры и представление интересов населения.

В качестве примера государственных задач, которые были запланированы на текущий год и последующие годы, можно назвать следующие:

1. «Развитие образования»;

2. «Развитие здравоохранения»;

3. «Социальная поддержка населения»;

4. «Молодежная политика»;

5. «Охрана окружающей среды»;

6. «Развитие юстиции и правовой среды».

Помимо расходов, связанных с выполнением государственных задач, в бюджете Иркутской области предусматриваются денежные средства, направляемые на содержание органов власти.

Кроме того, в системе расходов выделяются так называемые «непрограммные расходы», суть которых состоит в том, что:

— Выделяется помощь на осуществление отдельных областных государственных полномочий (областные субвенции местнм бюджетам);

— Расходы на реализацию функций сенаторов РФ и их помощников в регионе.

Говоря подробнее о проблемах, которые существуют на данный момент в области регионального бюджета, то можно выделить следующие:

Российская Федерация имеет достаточно большую территорию, что создает трудности на практике, так как между субъектами РФ существуют различия в сфере экономического состояния, то есть, они являются разрозненными, поэтому принцип единой бюджетной системе исполняется не в полной мере.

По нашему мнению, другая проблема состоит в том, что весь бюджет сосредотачивается на федеральном уровне, а лишь потом в качестве финансовой помощи предоставляется регионам, то есть, в какой-то степени денежные средства неравномерно распределяются.

На данный момент субъекты мало заинтересованы в том, чтобы повысить налоговую базу. Кроме того, отсутствуют принцип публичности, достоверности и прозрачности.

Мы полагаем, что можно разработать программы субъектов РФ, которые были бы ориентированы на изменения в структуре, поиск и реализации резервов устойчивого развития. Также необходимо по максимуму восстановить и нарастить экономическую активность и источники дохода. На самом деле, в настоящий момент считается достаточно сложным нарастить бюджетный потенциал и доходы. Возможно, стоит разработать меры поддержки, которые будут направлены на повышение самостоятельности и автономности субъектов РФ и устойчивости их экономического состояния.

Таким образом, региональный бюджет имеет свои особенности и недостатки, которые необходимо устранить в целях установления баланса в экономическом плане между всеми субъектами нашей страны.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

3. Закон Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области» от 07.10.2009 (с изменениями на 2 ноября 2021 года) // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=170022405&page= 1&rdk=25#I0

4. Васюнина М.Л. Межбюджетные трансферты решениям Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Дайджест-финансы. 2019. №2 (250). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mezhbyudzhetnye -transferty-subektam-rossiyskoy-federatsii-sovremennye-problemy-i-prioritety-1 (дата обращения: 12.03.2022).

5. Игонина Л.Л., Кулинич В.В. Формирование доходов региональных бюджетов // Вестник Академии знаний. 2022. №2 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-dohodov-regionalnyh-byudzhetov-

kak-faktor-obespecheniya-finansovoy-samostoyatelnosti-territoriy (дата

обращения: 05.12.2022).

6. Федорова А. Ю., Дорожкина Н. И., Турбина Н. М. Особенности формирования регионального бюджета // Социально -экономические явления и процессы. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-formirovaniya-regionalnogo-byudzheta (дата обращения: 05.12.2022).

7. Хамурадов М.А., Хасанов И.А. Региональный бюджет: источники формирования и эффективность исполнения// Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-byudzhet-istochniki-formirovaniya-i-effektivnost-ispolneniya (дата обращения: 05.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.