Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

АНАЛИЗ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джафарова З.К.

Статья посвящена вопросам местных налогов в процессе формирования и развития местных бюджетов, поступлений доходов в местный бюджет Республики Дагестан. Проводятся анализ и оценка формирования бюджета муниципалитетов РД. Раскрыты добавочные источники пополнения местных бюджетов, такие как: приватизация имущества, сдача муниципального имущества в аренду, дотации и др. Определены цели расходования средств местных бюджетов. В качестве примера приводится представленная на сайте Минфина РФ структура доходной части консолидированных местных бюджетов по муниципальным районам, городским округам, муниципальным округам, городским поселениям, сельским поселениям РФ. Проведен анализ доходной и расходной статей местных бюджетов, изучены межбюджетные отношения в системе муниципальных образований, определены пути эффективности и совершенствования местных бюджетов Республики Дагестан и подведены определенные итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF LOCAL BUDGET REVENUES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article is devoted to the study of the role of local taxes in the formation and development of local budgets, income receipts to the local budget of the Republic of Dagestan. The analysis and evaluation of the formation of the budget of the municipalities of the Republic of Dagestan is carried out. The article reveals additional sources of replenishment of local budgets, such as: privatization of property, leasing municipal property, subsidies, etc. The purposes of spending local budget funds are determined. The structure of the revenue part of the consolidated local budgets for municipal districts, urban districts, urban and rural settlements, presented on the website of the Ministry of Finance of the Russian Federation is given as an example. The analysis of revenue and expenditure items of local budgets was carried out, inter-budgetary relations in the system of municipalities were studied, ways of efficiency and improvement of local budgets of the Republic of Dagestan were determined and certain results were summed up.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

УДК 336.25

DOI: 10.21779/2500-193 0-2022-3 7-3 -3 8-48 З.К. Джафарова

Анализ доходов местных бюджетов Республики Дагестан

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; dazamat67@mail.ru

Статья посвящена вопросам местных налогов в процессе формирования и развития местных бюджетов, поступлений доходов в местный бюджет Республики Дагестан. Проводятся анализ и оценка формирования бюджета муниципалитетов РД. Раскрыты добавочные источники пополнения местных бюджетов, такие как: приватизация имущества, сдача муниципального имущества в аренду, дотации и др. Определены цели расходования средств местных бюджетов. В качестве примера приводится представленная на сайте Минфина РФ структура доходной части консолидированных местных бюджетов по муниципальным районам, городским округам, муниципальным округам, городским поселениям, сельским поселениям РФ.

Проведен анализ доходной и расходной статей местных бюджетов, изучены межбюджетные отношения в системе муниципальных образований, определены пути эффективности и совершенствования местных бюджетов Республики Дагестан и подведены определенные итоги.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальные бюджеты, местное самоуправление, доходы, расходы.

Налоговая система и процессы налогообложения всегда были источниками экономических споров и обсуждений. Развитие экономики в периоды преодоления экономических кризисов особенно обострило вопросы роли налогов в формировании бюджетов.

В период развития и совершенствования налоговой системы РФ сократилось количество налогов, в том числе и местных. Как следствие, обострились проблемы формирования местных бюджетов. Местный бюджет обеспечивает реализацию задач и функций местного самоуправления.

За счет бюджетов муниципальных образований финансируются почти 100 % расходов на среднее образование, 85 % - на здравоохранение, 70 % - на содержание детских садов, 80 % - на коммунальные услуги, 60 % - на содержание жилья. Следовательно, недостаток средств в местном бюджете не позволяет полноценно функционировать системе социальной защиты, реализация мероприятий которой ложится на местные бюджеты.

Несмотря на это, доля местного налогообложения в налоговой системе России явно занижена относительно уровня самостоятельности органов местного самоуправления и значения социальных задач, которые они решают. Таким образом, наиболее перспективным и значимым направлением совершенствования налоговой системы должно стать увеличение доли местных налогов в бюджетной обеспеченности субъектов.

С целью проведения анализа поступлений местных налогов в бюджет РД определим состав налоговых поступлений в местные бюджеты. При формировании местных бюджетов РД руководствуются следующими нормативами распределения (зачисления) налоговых и неналоговых доходов (табл. 1).

Таблица 1. Нормативы распределения доходов в местные бюджеты РД4

Доходы Вид налоп Норматив отчислений

Налоговые налог на. доходы физических лиц;....... 35%

единый налог, взимаемый в сзязи с

применением упрощенной систезш: 100%

налогообложения:...................................

единый сельскохозяйственный налогу. 100%

^ земельный налог;............................ 100%

V налог на имущество физических лиц... 100%

Неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;...................................... ^ доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности;....................................... доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; ^ часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, установленных решениями органов местного самоуправления: и т.д. 100% 100%

* Составлена автором на основе данных БК РФ статья 61.1. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/8c4446341751252f81bd6293ccbff8d5038 80806/ (дата обращения: 20.04.2022)

Также местные бюджеты пополняются собственными доходами муниципальных образований от приватизации имущества, сдачи муниципального имущества в аренду, местных займов и лотерей, дотаций, субвенций, трансфертных платежей и др.

Органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ и БК РФ, самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Однако около 70 % доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты, дотации и субвенции, что позволяет государству определять свои направления расходов.

В соответствии с функциями местных исполнительных органов средства местных бюджетов расходуются на финансирование:

•S дошкольного, среднего общего, а также среднего профессионального и дополнительного образования;

•S специальных образовательных программ;

•S программ в области здравоохранения;

•S программы занятости, жилищной программы;

•S мероприятий по охране окружающей среды, проводимых местными исполнительными органами;

•S благоустройства населенных пунктов, эксплуатации и строительства дорог и улиц населенных пунктов;

•S официальных трансфертов, передаваемых в вышестоящий бюджет из нижестоящих бюджетов, и в нижестоящие бюджеты - из вышестоящего бюджета; и др.

Рассмотрим для примера представленную на сайте Минфина РФ структуру доходной части консолидированных местных бюджетов по муниципальным районам, городским округам, муниципальным округам, городским поселениям, сельским поселениям РФ, в виде табл. 2.

Таблица 2. Структура доходов местных бюджетов по РФ за 2019-2020 гг. [7]

(млрд руб.)

1012020т 1.01.2021г изменения

Доходы, всего 4722,8 5049,9 327,1

Собственные доходы 3176,7 3402 225,3

Налоговые и неналоговые доходы 1607,7 1647,3 39,6

Налоговые доходы 1340,7 1404,5 63,8

в %к собственным доходам 42,2% 41,3%

в тем числе:

НДФЛ 8503 907,2 56,9

Налог иа. совокупный доход, из них: 185,9 179,5 -6,4

налог на имущество физических лиц 47,6 52,7 5,1

земельный налог 164.3 161.5 -3.3

единый сельскохозяйственный налог 15,6 15,2 -0,4

ЕНВД для отдельных видов деятельности 64,9 51,8 - 13,1

патентная система налогообложения 7.8 7,8 0

Другие налоги, из них: 92,1 103,6 11,5

от налога на прибыль организаций 11.5 16.2 4.7

от акцизов на нефтепродукты 41,8 39,7 - 2,1

Неналоговые доходы 267,0 242,7 -24,3

в %к собственным доходам 8,4% 7,1%

Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровнен (без субвенций) и другие безвозмездные 1569,0 1754,7 185,7

поступления

в %к собственным доходам 49,4% 51,6%

в том числе^: дотации 437,6 544,7 107,1

6% к межбюджешным трансфертам 27,9% 31,0%

субсидии 852,9 909,1 56,2

§ %к межбюджетным трансфертам 54,4% 51,8%

Иные мел;бюда;етные трансферты 278,2 299,1 20,9

Другие безвозмездные поступления оз 1,8 1=5

Субвенции 1546,1 1647,9 101,8

в %к доходам 32,7% 32,6%

* Составлено автором на основе данных об исполнении местных бюджетов в РФ на 01.01.2021. - Режим доступа:

https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/02/main/Dannye_ob_ispolnenii_mestnykh_budzhet ру ЯР - 01.01.2021.pdf (дата обращения: 25.05.2022)

Из табл. 2 видно, что на 01.01.2021 г. в целом по РФ снизились отчисления в местные бюджеты по совокупному доходу на 6,4 млрд руб. (97 %). Снижение поступлений показали все налоги, кроме налога на имущество физлиц, доходы от которого увеличились на 5,1 млрд руб. (111 %). Также снизились неналоговые поступления на 24,3 млрд руб. (91 %).

Судя по данным таблицы, поступления за 2020 г. значительно ниже доходов за такой же период предыдущего года. Это можно связать с кризисом в связи с пандемией, в течение которого производство многих предприятий было приостановлено, что привело к недополучению налоговых поступлений.

Проведем сравнение поступлений в местный бюджет по РД за этот же период (табл. 3).

Таблица 3. Структура доходов местных бюджетов по РД за 2019-2020 гг. _(млн руб.)_

Поступление доходов за годы: Темпы роста 2021/2020

2019г 2020г 2021г + ; - %

Доходы, всего 9 656:9 10 553,8 11 766,6 1 212,8 111,5

Налоговые и неналоговые 9 656,9 10 553,8 И 766,6 1 212,8 111,5

доходы

Налоговые доходы, в том 9 637,8 10 548,0 11 765,8 1 217,8 111,5

числе:

НДФЛ 6 150,1 7 222,5 8 364,3 1 141,8 115,8

Налог на имущество физлиц 267,2 286,7 279,9 -6.8 97,6

Земельный налог 1 227,5 1 119,9 1 129,6 9,7 100,9

Государственная пошлина 126,7 134,5 139,5 5 103,7

Прочие налоги и сборы 3 22 0 -22 0

Неналоговые доходы 19,1 5,8 0,8 -5 13,8

(штрафы, санкции.

возмещение ущерба)

УСН 1 424,5 1 471,7 1 732,0 260,3 117,7

ЕНВД 364,9 242,3 13,5 -228,8 5,6

ЕСХН 58,6 59,9 61,9 2 103,3

применение патента 17,5 9,7 44,5 34,8 458,8

Составлено автором по отчетам 1-НМ по РД за 2019-2021 гг. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn05/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10676250/

Как видно по табл. 3, по РД положение намного лучше, чем в целом по РФ. Снижение в 2020 г. показал только земельный налог - 107,6 млн руб. на 2020 г., и в 2021 г. начался рост - +9,7 млн руб. относительно 2020 г., что составило 100,9 % показателей 2020 г. Это объясняется тем, что с 2020 г. земельные участки общего назначения, находящиеся в собственности или постоянном пользовании садоводческого либо огороднического некоммерческого товарищества, облагаются земельным налогом по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости. Так же и земли, предназначенные для общего пользования владельцами садовых и огородных участков, которые раньше облагались по ставке 1,5 %. Снижение, по данным 2021 г., произошло только по налогу на имущество физлиц - на 6,8 млн руб., составив 97,6 % показателей 2020 г. Это можно объяснить двумя факторами: снижение деловой активности в сфере имущественного оборота после года пандемии, низкая контрольная работа налоговых органов. В пользу последнего довода говорит и снижение доходов по неналоговым отчислениям (штрафам, возмещениям ущерба и т. д.) на 5 млн руб., составив всего 13,8 % от поступлений предыдущего года, что может быть показателем плохой работы налоговых органов в части контрольной деятельности.

Резкое снижение произошло по ЕНВД, поступления по которому составили всего 5,6 %. Это связано с отменой данного спецрежима и переводом его пользователей на другие виды налогообложения, в частности на применение патентной системы, которая показала на 2021 г. поступлений 458,8 %.

С целью определения роли налогов в поступлениях в местный бюджет проведем анализ удельной доли тех же доходов, представив их в виде табл. 4.

Таблица 4. Динамика поступлений доходов в местный бюджет РД за 2020-2021 гг.

(млн руб.)

2020г Уд. вес, % 2021г Уд.вес, %

Доходы, всего 10 553,8 100 И 766,6 100

Налоговые доходы, в том числе: 10 548,0 99,9 11 765,8 99,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НДФЛ 7 222,5 68,4 8 364,3 71,1

Налог на имущество физлиц 286,7 2,7 279,9 2,4

Земельный налог 1 119,9 10,6 1 129,6 9,6

Государственная пошлина 134,5 1,3 139,5 1,2

Прочие налоги и сборы 22 0,2 0 0

Неналоговые доходы (штрафы, санкции, возмещение ущерба) 5,8 0,05 0,8 0,01

УСН 1 471,7 13,9 1 732.0 14,7

ЕНВД 242,3 2,3 13,5 0,1

ЕСХН 59,9 0,6 61,9 0,5

применение патента 9,7 0,1 44,5 0,4

Составлено автором по отчетам 1-НМ по РД за 2019-2021 гг. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn05/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10676250/

По данной таблице заметно, какую роль играют местные налоги в доходах местных бюджетов по РД. Основные доходы местные бюджеты получают от отчислений по федеральному налогу НДФЛ - 68,4 % за 2020 г. и 71,1 % за 2021 г. Следующими по значимости после НДФЛ идут отчисления от УСН с позициями 13,9 % за 2020 г., и 14,7 % за 2021 г.

На третьем месте по доходам оказался местный налог - земельный, с долей в доходах 10,6 % на 2020 г., и 9,6 % на 2021 г. Налог на имущество физлиц занимает позиции 2,7 % за 2020 г. и 2,4 % за 2021 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на положительную тенденцию к росту доходов по местным налогам, основную часть доходов местных бюджетов составляют отчисления от НДФЛ. Как и указывалось выше в п. 1.2, роль местных налогов в бюджете муниципальных образований слишком мала и не в состоянии покрывать собственные расходы. Чтобы местный бюджет имел реальную самостоятельность, его доходы должны покрывать собственные расходы хотя бы на три четвертых, на 75 % от общих доходов - налоговых и неналоговых, безвозмездных поступлений (ст. 47 БК РФ) [5]. Мы уже выяснили, что доходы местных налогов полностью попадают в местный бюджет. Однако даже без учета трансфертных платежей около 70 % доходов местного бюджета обеспечивает налог с доходов физических лиц.

Распределение доходов и расходов каждого уровня бюджетов определяется органами госвласти и закрепляется нормативными актами. Разграничение расходов определяется задачами органов власти на каждом уровне бюджета.

Проведем более подробный структурированный анализ местных бюджетов РД по такому показателю, как количество бюджетов. Для удобства сравнения возьмем данные по 4 наиболее крупным бюджетам - муниципальным образованиям, городским округам, муниципальным районам и сельским поселениям. Приведем таблицу доходов и расходов структурированно по местным бюджетам за период 2020-2021 гг. (табл. 5) и определим удельный вес местных налогов и их роль в местных доходах.

Таблица 5. Доходы местных бюджетов РД по муниципальным образованиям*

за 2020-2021 гг. (млн руб.)

Структура местных Зюджстоб на Структура местных Зюджетов на

1.01.2021 L.0I Л 022

МО ГО МР СП МО ГО МР СП

доходы 15 419,4 9 393,5 35 621,6 3 653,2 19 310,9 11 572,2 39 326,7 3 330,7

ВСЕГО

Уд. бвс,% 100 100 100 100 100 100 100 100

Налоговые и 3 6923 3 114,5 4 617,2 571,7 4 641,6 3 400,9 5 133,1 500,5

неналоговые

доходы

Уд. бвс,% 23J 31,5 13,0 15,6 23,4 29,4 иа 13,1

НДФЛ 2 454,9 1 443,2 3 207,9 94,7 3 127,9 1 530,3 3 532,7 105,2

15,9 14,6 9,9 2J 13,7 9,0 2,7

акцизы 54,7 23,7 605,5 - 693 32,9 711,7 -

Налоги на 475,1 709,1 547,1 15,4 513,5 695,3 537,6 14,6

СОВОКуПНЫИ

доход,

из шк^.

Уд. е вс,% ЗЛ 72 1J 9,4 2,6 6,0 9,4

УСН 401,3 569,5 470,5 - 437,1 665,9 543,9 -

ЕНВД 64,5 1333 37,5 - 6,6 6,4 0,2 -

ЕСХН 6,5 13 36,7 15,4 113 1,1 34,3 14,6

патент 2,4 4,9 2,4 - 13,5 22,4 S,7 -

Налог на 72,1 104,3 -03 30,9 116,9 113,4 -03 14,1

имущество

физлвд

Уд. бвс,% 0,5 1,1 - 2а 0,6 1,0 - 0,4

Земельный 317,6 5213 1,1 214,1 323,1 555,6 0,3 174,9

налог

Уд. бвс,% 24 5,3 0,01 5,9 1,6 4,8 - 4,6

госпошлина 31,5 54,6 43,5 - 363 43,6 55,2 -

Доходы от 127,4 43,9 27,2 55,6 157,9 61,2 413 91,5

использован

ия

Платежи при U 2,2 2,0 - 1,4 1,4 1,4 -

пользовании

природными

ресурсами

Доходы от 106,2 104,7 111,7 1,0 135,6 133,9 150,3 03

оказания

платных

услуги

компенсации

затрат

государства

* МР - муниципальные округа; ГО - городские округа; МО - муниципальные районы; СП - сельские поселения

Составлено автором на основе данных Министерства финансов РД / Отчеты об исполнении бюджета. - Режим доступа: http://minfinrd.ru/otchetnost (дата обращения: 26.05.2022)

С 01.01.2021 контроль за исполнением расходной части бюджета проводится согласно усовершенствованному порядку мониторинга местных бюджетов [8], который осуществляется по определенным показателям: количество бюджетов субъекта, установленные местные налоги и расходы, трансферты и др. Последние годы были очень нелегкими в экономическом смысле для России. Кризис, пандемия COVID-19 - все это привело к сокращению доходов федеральных и региональных бюджетов, местами коснулось и местных бюджетов.

По данным ФНС РФ, ВВП России в 2020 г. сократился на 3,1 %. Наибольший ущерб в связи с введением мер по борьбе с распространением коронавирусной инфек-

ции понесла сфера платных услуг населению: по итогам 2020 г. их объем сократился на 17,3 % [3]. Бюджета РД это сокращение не коснулось.

Как мы видим по данным табл. 5, структурный анализ поступлений доходов в местные бюджеты РД наглядно показывает, в каком муниципальном образовании какие виды доходов превалируют, а какие не развиты.

Как видно по табл. 5, общие суммы доходов всех местных бюджетов возросли в 2021 г. относительно предыдущего года. Однако по бюджету сельских поселений снизились неналоговые поступления, что можно связать с уменьшением штрафов. По городским округам и сельским поселениям снизились суммы совокупного дохода. Это объясняется тем, что в городах отсутствует ЕСХН и заметно упали остаточные доходы от ЕНВД в связи с его отменой. В то же время в сельских поселениях полностью отсутствуют доходы от патентной системы обложения.

Что касается самих местных налогов, то удельный вес налога на имущество физических лиц оказался в 2021 г. почти неизменным по отношению к 2020 г. по всем видам бюджетов, кроме сельских поселений, где он снизился на 1,8 %, что составило в абсолютном выражении 66,8 млн руб.

По земельному налогу снижение произошло по бюджетам муниципальных районов на 0,3 млн руб., по бюджету сельских поселений - на 39,2 млн руб. (1,3 %).

Также в структуре местных бюджетов присутствуют дополнительные доходы от использования государственного и муниципального имущества и доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Оба этих вида доходов местных бюджетов показывают стабильную положительную тенденцию по всем видам местных бюджетов.

Проведем анализ налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования для удобства в процентном соотношении (табл. 6), по данным, представленным на официальном сайте Министерства финансов РД (данные за 2021 г. в разрезе МО на сайте пока не представлены).

Таблица 6. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по РД

за 2018-2020 гг. (в %)

МО 2018 2019 Изменения в 2019 относительн о 2018 2020 Изменения

в 2020 относительно 2018 в 2020 относительно 2019

Акушинский 22 29 +7 23 +1 -6

Ахтынский 61 56 -5 52 -9 -4

Дербентский 59 42 -7 49 -10 +7

Докузпаринский 30 22 -8 14 -16 -8

Карабудахкент-ский 63 33 -30 34 -29 +1

Города

Махачкала 62 74 +12 59 -3 -15

Дербент 76 44 -32 39 -37 -5

Каспийск 63 79 +16 57 -6 -22

Ю.Сухокумск 20 22 +2 19 -1 -3

Составлено автором на основании данных отчета Минфина РД за 2018-2020 гг.

Как мы видим из табл. 6, доходы бюджетов многих муниципальных округов и городов РД снизились в процентном соотношении. Причем основное снижение произошло в МО в 2019 г., а в городах - в 2020 г. Таким образом, районные муниципальные округа, основной доход которых приходится на сельское хозяйство, раньше почувствовали на себе влияние кризиса, и в 2020 г. многие уже вышли из него. Чего нельзя сказать про города, процентная доля доходной части бюджетов которых так снизилась. Если в 2019 г. доходы бюджетов анализируемых городов (кроме Дербента) были в явном плюсе, то в 2020 г. доходы всех городских бюджетов снизились. Однако снижение произошло в процентном соотношении общих доходов, что не может быть абсолютным показателем их снижения.

2020 год - год локдаунов и повсеместной пандемии - тяжелее отразился на городском населении, чем на сельских поселениях, заблокировав многие производства и виды деятельности. Конец 2020 г. вывел местные бюджеты к положительным итогам доходов, а итоги 2021 г. вернули экономику РД к доковидному уровню и даже превысили его.

Подводя итоги анализа местных бюджетов РД, можно сделать определенные выводы. В целом по РФ объем розничной торговли снизился на 4,1 %, грузооборот транспорта - на 4,9 %. В РД это не столь очевидно отразилось на местных налогах. Однако отразилось в полной мере на поступлениях по спецрежимам. Как уже указывалось выше, поступления доходов по ЕНВД и по применению патентной формы НО заметно снизились. Снижение ЕНВД связано с его отменой и перенесением части плательщиков на патентную систему и на общий режим налогообложения. По УСН и ЕСХН поступления остались почти неизменными, увеличившись незначительно. Все это стало следствием кризиса 2020 г. в связи с пандемией и карантином.

Таким образом, по итогам 2020 г. доходы местного бюджета повысились незначительно и составили 109,3 % (896,9 млн руб.). По итогам 2021 г. доходы местного бюджета составили 11 766,6 млн руб., что выше уровня предыдущего года на 1 212,8 млн руб. и в процентном соотношении составило 111,5 %.

В Правительстве Дагестана 20 апреля 2022 г. в рамках заседания Правительства РД был рассмотрен отчет об исполнении республиканского бюджета за 2021 г. Министр финансов РД Юнус Саадуев сообщил, что республиканский бюджет за 2021 г. исполнен на 100,5 % по отношению к предыдущему году - это 172,8 млрд руб. доходов и 131,1 млрд руб. межбюджетных трансфертов. Бюджетные назначения не исполнены в 9 муниципальных образованиях, районах: Курахский (93,3 %), Буйнакский (93,8 %), Ногайский (98,1 %), Докузпаринский (99,6 %); городах: Буйнакск (90,6 %), Махачкала (91,3 %), Избербаш (92 %), Кизляр (93,4 %) и Кизилюрт (94,5 %) [8].

В целом, следует отметить, что в предыдущем году серьезное влияние на реализацию бюджета оказали пандемия COVГО-19 и соответствующие ограничительные мероприятия, введенные в целях предупреждения и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции. В 2021 г. все эти последствия были исправлены и местный бюджет был исполнен на 111,5 % (по отношению к 2020 г.).

Однако, говоря о роли в доходах бюджетов местных налогов, можно заметить, что их доходность не дает местным бюджетам возможности покрывать свои собственные расходы. Большая часть доходов в местные бюджеты поступает за счет межбюджетных трансфертов.

В свете проведенного выше анализа можно сделать следующие выводы. Необходимо провести реформы составления и исполнения местных бюджетов, обратив особое внимание на проблему аккумуляции финансирования социально-экономических

направлений муниципальных образований. В качестве решений создавшихся проблем также необходимо создать условия, при которых создается возможность привлекать дополнительные, самостоятельно заработанные ресурсы, используя внутренний потенциал.

Местные бюджеты формируются на сегодняшний день по следующим принципам:

• минимальное количество собственных местных налогов;

• основная часть доходов формируется за счет регулирующих налогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межбюджетные трансферты в местных бюджетах выполняются в виде:

• дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

• субсидий и субвенций;

• др. трансфертов [4].

Проанализируем некоторые пункты распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам РД согласно ст. 9 закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.»:

1. Оплата услуг по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки... осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам на исполнение передаваемых им полномочий РД.

2. Доходы межбюджетных трансфертов, полученных в финансовом году и не использованных по назначению (это те же субсидии, субвенции и др., если только они не были получены из резервного фонда президента РФ), должны быть возвращены в бюджет республики в течение первых 15 рабочих дней января года, следующего за финансовым.

Если главный администратор бюджетных средств решит, что местный бюджет нуждается в этих средствах и это решение будет согласовано с Министерством финансов РД, то денежные средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета.

Межбюджетные отношения и вопросы бюджетного федерализма всегда имели массу проблем в практическом применении, что вызывало бурное обсуждение среди ученых-экономистов. О стабильности и экономической устойчивости любой бюджетной или налоговой системы говорит ее неизменность в течение длительного периода, и хотя бюджетная система РФ функционирует с 1993 г., мы не можем говорить пока о ее стабильности и зрелости. Низкий уровень эффективности функционирования, периодические сбои и кризисы в процессе финансирования различных направлений бюджетных расходов - все это наглядно демонстрирует несовершенство системы. С целью возможности применения успешного опыта рассмотрим в следующем пункте нашей статьи пример формирования доходов местных бюджетов за счет местных налогов в зарубежных странах.

Однако многочисленные исследования и изучение налоговых систем в различных странах показали, что не существует идеально выверенной модели бюджетного федерализма. Более того, нельзя взять любую удачную зарубежную модель и так же, без изменений, применить ее в другой стране. В каждой модели даже самой благополучной страны существуют свои подводные камни, проблемы и минусы, вынуждающие искать более совершенные способы разрешения межбюджетных вопросов. В каждой стране свои проблемы, свой характер и особенности строения бюджетной системы.

Они зависят во многом от политического, географического, социального и других аспектов развития государства. Немаловажную роль играют здесь национальные особенности, традиции и уровень экономического развития, что сказывается и на финансировании различных уровней бюджета.

В результате рассмотрения вопроса о роли местных налогов в процессе формирования и развития местных бюджетов Республики Дагестан были освещены вопросы теоретического и практического направлений. Изучены основные характерные черты формирования местных бюджетов и функционирования самих местных налогов, определены особенности формирования и исполнения бюджетов, проведен анализ доходной и расходной статей местных бюджетов, изучены межбюджетные отношения в системе муниципальных образований, на основе зарубежного опыта определены пути эффективности и совершенствования местных бюджетов Республики Дагестан, подведены итоги. В результате было определено, что экономическая сущность местных бюджетов вытекает из сущностной характеристики финансов и в общих чертах аналогична принципам и условиям формирования федерального бюджета.

Местные налоги являются средством пополнения местных бюджетов собственными налоговыми доходами. Однако объемы местного обложения не удовлетворяют статьям расходной части бюджета. Доходы таких бюджетов дополняются отчислениями по нормативам других налогов - НДФЛ, спецрежимов и др., а также суммами межбюджетных трансфертов. Все это дает возможность местным органам власти не активизировать деятельность по усилению эффективности местного налогообложения, а пассивно расходовать выделяемые им денежные ресурсы.

В статье были проведены анализ налоговых поступлений местных налогов в бюджет РД, а также детальный анализ по основным муниципальным образованиям РД.

Литература

1. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 2020. Вып. 22. - Режим доступа: https://www.rea.ru/Documents/ 2020 2.pdf

2. Арланова О.И., Арланова О.И., Зотиков Н.З., Львова М.В. Местные бюджеты: проблемы формирования // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 5. - С. 1-15. -Режим доступа: https://esj.today/15ECVN519.html (дата обращения: 28.08.2022).

3. Афанасьева Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 3. - С. 1-9. - Режим работы: https://esj.today/62ECVN318.html (дата обращения: 28.08.2022).

4. Бюджет для граждан к закону Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». -Режим доступа: http://minfinrd.ru/byudzhet-dlya-grazhdan (дата обращения: 13.09.2022).

5. БК РФ Статья 137. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/97cfbea5e0c0151c6691e6f55912 674f262c5e3d/

6. Минфин РД (официальный сайт). Бюджет: статистика. - Режим доступа: http://minflnrd.ru/svedeniya_ob_ispolzovanii_vydelyaemykh_byudzhetnykh_sredstv

7. Основные параметры бюджета на 2021 год рассмотрели на заседании Правительства Дагестана. 30 окт. 2020. - Режим доступа:

https://riadagestan.ru/news/the government of the/osnovnye parametry byudzheta na 2022 _god_rassmotreli_na_zasedanii_pravitelstva_dagestana/

8. Письмо Минфина России от 12.03.2021 № 06-04-20/01/17377 «Порядок проведения мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях». - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1452547/

9. Мартынова А.О., Князев К.Г., Кузьмина Е.В. Влияние пандемии на налоговую систему Российской Федерации // Молодой ученый. 2020. № 48(338). - С. 518-520.

Поступила в редакцию 16 июля 2022 г.

UDC 336.25

DOI: 10.21779/2500-193 0-2022-3 7-3 -3 8-48

The Analysis of Local Budget Revenues of the Republic of Dagestan

Z.K. Jafarova

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; dazamat6 7@mail. ru

The article is devoted to the study of the role of local taxes in the formation and development of local budgets, income receipts to the local budget of the Republic of Dagestan. The analysis and evaluation of the formation of the budget of the municipalities of the Republic of Dagestan is carried out.

The article reveals additional sources of replenishment of local budgets, such as: privatization of property, leasing municipal property, subsidies, etc. The purposes of spending local budget funds are determined. The structure of the revenue part of the consolidated local budgets for municipal districts, urban districts, urban and rural settlements, presented on the website of the Ministry of Finance of the Russian Federation is given as an example.

The analysis of revenue and expenditure items of local budgets was carried out, inter-budgetary relations in the system of municipalities were studied, ways of efficiency and improvement of local budgets of the Republic of Dagestan were determined and certain results were summed up.

Keywords: municipal formation, municipal budgets, local self-government, income, expenses.

Received 16 July 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.