ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
УДК 336.143(470.12), ББК 65.261.32-18(2Рос-4Вол) © Печенская М.А.
Бюджетная перспектива региона 2014—2016: исполнение социальных указов Президента или избежание риска дефолта?
Мария Александровна ПЕЧЕНСКАЯ
младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, 56а, [email protected])
Аннотация. Согласно Бюджетному кодексу бюджетный процесс в Российской Федерации включает в себя следующие стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение. Данные стадии осуществляются в строгой последовательности и тесно взаимосвязаны между собой. Утверждённый бюджет действует в течение бюджетного периода, который в Российской Федерации составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджет принимается на среднесрочный период три года. 11 декабря 2013 года депутаты Законодательного Собрания Вологодской области приняли в окончательном чтении бюджет области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Как отметил председатель комитета по бюджету и налогам ЗСО А.В. Канаев, проект областного бюджета сформирован в тяжелых экономических условиях, что связано с негативным влиянием значительного объёма государственного долга, необходимостью реализации майских указов Президента, а также обеспечением сбалансированности местных бюджетов. В статье дан анализ бюджетных перспектив Вологодской области на трёхлетний период. Показано, что областной бюджет на предстоящий бюджетный цикл отличается от бюджетов предыдущих лет, поскольку впервые сформирован в программной структуре расходов на основе 21 государственной программы, утверждённых Правительством области. Положительные и отрицательные черты такого нововведения ещё предстоит узнать в ходе исполнения бюджета. В статье указано, что серьёзнейшим риском для бюджетной системы региона станет прогнозируемое в 2014 году превышение предельного ограничения государственного долга относительно объёма собственных доходов на 2%. Всё это произойдет на фоне напряжённых межбюджетных отношений с федеральным центром, вызванных снижением доходов (по отношению к валовому внутреннему продукту) и наращиванием дефицита федерального бюджета. Выделены основные качественные и количественные черты бюджетного цикла, в который регион вступил с 2014 года.
Предложен комплекс мер по увеличению доходной базы регионального бюджета. Рассчитано, что осуществление предложенных мер позволит привлекать в бюджетную систему Вологодской области 9,5—13,6 млрд. рублей в год, что повысит собственные доходы, которые покроют 44% расходов бюджета региона на социальную сферу.
Ключевые слова: областной бюджет, межбюджетные отношения, региональный долг, указы Президента, дефицит, трансферты, программный бюджет.
Pechenskaya М.А.
Budgetary prospects in the region in 2014—2016: implementation of the President’s social decrees or avoidance of default risks?
Pechenskaya Mariya Aleksandrovna — Junior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Sreet, Vologda, Russia, 160014, [email protected]).
Abstract. According to the Budget Code the budget process in the Russian Federation includes the following stages: drafting of a budget project; consideration and approval of the budget; budget execution; preparation of a report on the budget execution and its approval. The given stages are carried out in a strict sequence and are closely interlinked. The approved budget is in force during the budget period, which in the Russian Federation lasts 12 months from January 1 to December 31. The budget is adopted for the mediumterm period ofthree years. On December 11, 2013 the Vologda Oblast Legislative Assembly members adopted the oblast budget for 2014 and for the planned period of 2015 and 2016 in the final reading. According to the Chairman of the Budget and Taxation Committee of the Vologda Oblast Legislative Assembly A.V. Kanaev, the project of the oblast budget is drafted in difficult economic conditions due to a negative impact of a significant public debt, a need to implement the May Decrees of the President and provision of local budgets balance. The article analyses the Vologda Oblast budget prospects for a three-year period. It is indicated that the regional budget for the upcoming budget cycle differs from the budgets of the previous years, since it is set in the program structure of expenses on the basis of 21 state programs approved by the Oblast Government. Budget execution is to reveal advantages and disadvantages of this innovation. The article states that the most significant risk for the regional budget system is a 2014 expected excess of the threshold limit of the state debt by 2% regarding to their own revenues volume. All the described above is to happen against the background of tensed inter-budgetary relations with the Federal Centre, caused by the decrease in revenue (in relation to gross domestic product) and the federal budget deficit rise. The article singles out key qualitative and quantitative properties of the budget cycle, which the region has entered since 2014. The complex of measures to increase the regional budget revenue base is suggested. It is calculated that the proposed measures implementation is to attract 9.5—13.6 billion rubles a year in the budget system of the Vologda Oblast. Such an increase in the own revenues of the budget is to cover 44% of social overhead costs.
Key words: regional budget, inter-budgetary fiscal relations, regional debt, Presidential Decrees, deficit, transfers, programme budget.
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов экономического и социального регулирования является финансовый механизм в финансовой системе. Её главным звеном выступает государственный бюджет, с помощью которого государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Неоспоримое влияние бюджета на развитие территории определяется тем, что бюджет— это крупнейший фонд денежных средств, от использования которого решающим образом зависят направления развития и обеспечение устойчивости её экономики.
В последние годы наблюдается регионализация экономических процессов, проявляющаяся в передаче федеральных регулятивных функций на территориальный уровень. Это свидетельствует о расширении сферы использования региональных бюджетов и усилении их значимости. Региональные бюджеты представляют собой промежуточный уровень бюджетной системы. Поэтому, с одной стороны, они имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, получают из федерального бюджета финансовую помощь и оказывают её местным бюджетам.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, одним из принципов бюджетной системы выступает самостоятельность бюджета, которая может быть обеспечена только при наличии у территории собственных источников доходов и права
определять направления их использования и расходования. Вот почему проблема формирования бюджета и управления бюджетным процессом на региональном уровне очень актуальна.
На протяжении последних лет формирование консолидированных бюджетов российских регионов происходило в условиях кризиса и преодоления посткризис-ных последствий. В связи с этим обеспечение финансовой устойчивости и стабильности доходной базы бюджета, укрепление и наращивание налогового потенциала, оптимизация расходной части бюджета являлись основными задачами региональных органов власти.
С целью обеспечения устойчивости бюджетной системы Вологодской области в 2014—2016 гг. областной бюджет основывается на консервативном сценарии социально-экономического развития. Однако это сулит торможение экономического роста в условиях стагнирующего промышленного производства, слабого роста денежных доходов населения, а следовательно, и потребительского спроса, а также спада инвестиционной активности (табл. 1).
Такая экономическая база не способна к заметному наращиванию собственных бюджетных доходов, поэтому в предстоящем бюджетном цикле вновь ожидается дефицитное исполнение бюджета, которое по прогнозам должно за три года снизиться в 2,3 раза и составить 3,6% к объёму собственных доходов (табл. 2).
И хотя прогнозные значения совокупных и собственных доходов в текущих ценах превысят докризисный уровень, можно отметить, что с учётом инфляции выйти на траекторию докризисного объёма не удастся (40,8 млрд. рублей в 2016 году против 55,9 млрд. рублей в 2008 году; рис. 1).
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели для составления бюджета Вологодской области на 2014-2016 годы
Основные показатели Фактически 2013 г., оценка Прогноз
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
ВРП* 96,7 87,1 105,7 105,8 102,0 100,0* 102,7 102,0 103,5
Индекс промышленного производства* 95,3 90,5 111,1 104,8 100,5 101,5 102,2 102,8 102,0
Инвестиции в основной капитал* 85,9 71,5 96,9 153,4 120,3 61,3 104,6 69,3 119,8
Оборот розничной торговли* 108,5 89,4 116,3 106,0 119,7 103,5 104,8 105,5 105,0
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к предыдущему году 98,7 90,4 108,6 100,2 111,0 107,6 102,4 102,4 104,4
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % 114,3 107,2 109,2 105,7 106,0 106,0** 104,5- 105,5** 104,0- 105,0** 104,0- 105,0**
* В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году. ** По прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации.
Таблица 2. Основные параметры бюджета Вологодской области
Показатели Фактически 2013 г., оценка Прогноз
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Доходы, всего, млрд. руб. 39,5 31,2 36,1 39,3 42,4 41,2 40,9 41,8 45,1
В % к предыдущему году 125,5 79,0 115,7 108,9 107,9 97,2 99,3 102,2 107,9
В т.ч. налоговые и неналоговые (собственные) доходы, млрд. руб. 34,4 19,0 25,8 28,8 31,5 33,6 33,5 37,4 40,8
В % к предыдущему году 128,9 55,2 135,8 111,6 109,4 106,7 99,7 111,6 109,1
Расходы, всего, млрд. руб. 39,1 37,7 43,1 46,5 45,2 44,7 44,1 43,9 46,6
В % к предыдущему году 121,0 96,4 114,3 107,9 97,2 98,9 98,7 99,5 106,2
Дефицит (-), профицит (+), млрд. руб. +0,4 -6,5 -7,0 -7,2 -2,8 -3,5 -3,2 -2,0 -1,5
В % к собственным доходам 1,2 -34,2 -27,1 -25,0 -8,9 -10,4 -9,6 -5,4 -3,6
Исходя из нового бюджета региона, отметим, что налог на прибыль не сможет вернуть былое лидерство в структуре налоговых доходов (только 16% в 2014 году против 60,5% в 2008 году).
Более того, Правительство области констатирует прогнозные нулевые поступления по данному налогу от предприятий металлургии и агрохимического холдинга. На этом фоне возрастёт значимость налога на доходы физических лиц (38,5% собственных доходов) и имущественных налогов (26% собственных доходов). Вместе с тем прогнозируется замедление темпов роста НДФЛ с 15,4% в 2014 году до 9,9% в 2016 году (против 20—26% в докризисный период; табл. 3). В свете названных причин увеличится отставание Вологодской области по уровню заработной платы от страны в целом: с 5 тыс. рублей в 2013 году до 8,7 тыс. рублей в 2016 году (табл. 4).
Отставать от среднероссийского уровня будет в области и показатель обеспеченно-
Таблица 3. Динамика прибыли и фонда заработной платы в Вологодской области в 2012-2016 гг.
Показатели 2012 г., факт 2013 г., оценка Прогноз
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Прибыль предприятий, млрд. руб. 66,8 17,8 17,3 18,9 19,9
Налог на прибыль, млрд. руб. 10,9 8,9 5,4 5,7 6,1
Темп роста, % -9,2 -18,3 -39,9 7,1 6,2
Фонд заработной платы, млрд. руб. 116,1 126,4 137,8 150,7 164,4
Налог на доходы физических лиц, млрд. руб. 9,7 11,2 12,9 14,5 15,9
Темп роста, % 10,2 15,5 15,4 11,9 9,9
Источник: доклад Т.Б. Голыгиной «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики, о переходе к формированию «программного» областного бюджета и подходах к формированию основных характеристик проекта консолидированного бюджета области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» // Официальный сайт Департамента финансов Вологодской области.
Таблица 4. Динамика номинальной начисленной средней заработной платы
Фактически 2013 г., оценка Прогноз
2008 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Вологодская область 16,1 16,6 18,5 20,7 22,6 24,9 27,1 29,6 32,5
РФ 17,3 18,6 21,0 23,4 26,8 29,9 33,1 36,9 41,2
Разрыв в уровне средней заработной платы между Вологодской областью и РФ
Тыс. руб. -1,2 -2,0 -2,5 -2,7 -4,2 -5,0 -6,0 -7,3 -8,7
% -6,9 -10,8 -11,9 -11,5 -15,7 -16,7 -18,1 -19,8 -21,1
Источники: данные Росстата; прогнозы социально-экономического развития РФ и Вологодской области на 2014 - 2016 гг.
сти на душу населения налоговыми и неналоговыми доходами бюджета — разрыв увеличится с 7,4 до 17 тыс. рублей соответственно (табл. 5).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в предстоящие три года регион останется дотационным и продолжит взаимоотношения с федеральным бюджетом, направленные на получение дотаций с целью выравнивания бюджетной обеспеченности. Однако в новом бюджетном цикле напряжённость этих отношений усилится, что вызвано снижением доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП) и его дефицитностью (обусловленной главным образом недопоступлением нефтегазовых налогов и несбалансированностью пенсионной системы) (табл. 6). В связи с этим предусмотрено сокращение объёма межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты (минус 6% в 2014 году по сравнению с 2013 годом).
Таблица 5. Обеспеченность на душу населения налоговыми и неналоговыми доходами бюджета
Фактически 2013 г., оценка Прогноз
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Вологодская область, тыс. руб. 37,5 22,9 29,9 33,5 36,5 39,7 38,5 42,1 45,8
Российская Федерация, тыс. руб. 34,6 29,9 34,8 40,8 36,2 47,1 52,5 56,9 62,8
Разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между Вологодской областью и РФ
Тыс. руб. +2,9 -7,0 -4,9 -7,3 +0,3 -7,4 -14,0 -14,8 -17,0
% 108,4 76,6 85,9 82,1 100,8 84,2 73,4 74,0 73,0
Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, млн. руб. 0 0 0 737,9 1332,5 1619,4 1542,0 839,6 918,5
Источники: данные Казначейства России; Росстата; проекты федерального бюджета и регионального бюджета Вологодской области на 2014-2016 гг.; доклад В.Н. Артамоновой «О формировании проекта бюджета области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
Таблица 6. Основные параметры федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
Параметры Фактически 2013 г., оценка Прогноз
2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Федеральный бюджет
Доходы, млрд. руб. 11368 12854 12866 13486 14768 15908
В % к ВВП 20,8 20,5 19,1 18,2 18,0 17,4
Расходы, млрд. руб. 10926 12891 13387 13847 15236 16452
В % к ВВП 20,0 20,5 19,8 18,7 18,6 18,0
Дефицит/профицит, млрд. руб. 442 -37 -521 -362 -468 -544
Бюджеты субъектов РФ
Доходы, млрд. руб. 7644 8064 8593 9332 10233 11342
В % к предыдущему году 117,0 105,5 106,6 108,6 110,0 110,8
Межбюджетные трансферты, млрд. руб. 1644 1624 1394 1309 1304 1309
В % к предыдущему году 117,6 98,8 85,8 93,9 99,9 100,4
Расходы, млрд. руб. 7679 8343 8787 9439 10285 11364
Дефицит, млрд. руб. -35 -279 -194 -107 -52 -22
Источник: данные Минфина.
Снижение объёмов федеральной финансовой помощи Вологодской области и её собственных доходов из-за экономического спада ставит под угрозу финансирование реализации предвыборных президентских программ, заложенных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года. Дополнительная расходная нагрузка на областной бюджет в 2014—2016 гг. оценивается в размере 35,9 млрд. рублей при планируемом увеличении собственных доходов на 7,3 млрд. рублей (табл. 7). Судя по указанным оценкам, регион сможет профинансировать за счёт собственных источников 54,9% потребности в средствах, необходимых для реализации президентских указов.
Подобная ситуация складывается и в других российских регионах России, откуда порой звучат предложения об упрощении заявленных планов и задач. На этот счёт Президент РФ Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию от 12.12.2013 года высказался крайне отрицательно: «...Указы обозначили конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах. и стремление народа России к лучшей жизни». Глава государства отметил недопустимое затягивание проводимых преобразований (с мая 2012 года), которые ещё слабо ощущаются самими потребителями бюджетных услуг. Он призвал руководителей регионов
Таблица 7. Информация о бюджетных ассигнованиях на реализацию в Вологодской области в 2014-2016 годах указов Президента, млн. руб.
Указ 2013 г., оценка 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Потреб- ность Предусмо- трено Потреб- ность Предусмо- трено Потреб- ность Предусмо- трено
О долгосрочной государственной экономической политике 4,9 4,1 4,1 4,2 4,2 4,4 4,4
О мероприятиях по реализации государственной социальной политики 2587,6 4910,1 4171,8 6449,3 5473,7 8 760,3 7 347,1
О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения 18,9 17,1 17,1 23,7 23,7 25,3 25,3
О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки 985,8 1423,2 0,0 1 333,2 46,5 1 429,3 44,3
О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг 1030,7 1 923,4 967,2 3 498,1 403,0 1 605,4 100,0
Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления 182,9 747,7 69,3 428,2 27,1 229,4 27,0
О мерах по реализации демографической политики РФ 34,1 83,7 83,7 119,4 119,4 180,2 180,2
О национальной стратегии действий в интересах детей 1,6 517,3 5,4 673,4 7,7 861,9 10,6
О некоторых мерах по реализации демографической политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12,4 177,3 112,1 211,6 177,3 252,7 248,0
Итого 4859,0 9803,9 5430,6 12741,2 6282,8 13348,8 7986,9
Недостаток средств % 55,4 49,3 59,8
млн. руб. -4373,3 -6458,4 -5361,9
Источник: Приложение к пояснительной записке к проекту закона области «Об областном бюджете на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов».
активизировать в предстоящий среднесрочный период качественное исполнение указов вместо наращивания неэффективных расходов и расширения управленческого аппарата.
По-видимому, ряд вопросов социальноэкономического развития, не нашедших
регионального или федерального финансового обеспечения, будет решаться за счёт роста долговой нагрузки, размер которой в области в 2013 г. оценён в 32,2 млрд. руб., что соответствует 106,5% объёма налоговых и неналоговых доходов её бюджета (табл. 8).
Таблица 8. Динамика государственного долга Вологодской области
Показатель Фактически 2013 г., оценка Прогноз
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Объём государственного долга, млрд. руб. 1,8 10,4 18,5 25,8 29,2 32,2 34,2 36,2 37,7
В % к собственным доходам бюджета 5,1 54,5 71,6 89,7 92,6 106,5 102,0 97,0 92,3
Темп прироста, % 3,3 477,8 77,9 39,5 13,2 10,3 8,9 5,8 4,1
Таблица 9. Планируемый возврат кредитов бюджетом Вологодской области, млн. руб.
Показатели Прогноз Прогноз бюджета на 2013-2015 гг. Прогноз бюджета на 2014-2016 гг.
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014-2016 гг. 2014-2015 гг.
Кредиты,всего 8290 2172 8345 18807 9655 10462
- коммерческих банков 5800 0 7465 13265 7566 5800
- федерального бюджета 2490 2172 880 5542 2362 4662
Очевидно то, что в ближайшие годы Правительство Вологодской области не сможет снизить объём долговых заимствований. Более того, в 2014 г. он превысит размер собственных доходов областного бюджета на 2%. Серьёзной нагрузкой на бюджет в предстоящем периоде станет возврат ранее предоставленных кредитов: сумма к возврату в 2 раза превысит сумму привлечённых за три года бюджетных кредитов (табл. 9).
Отсюда следует, что прогнозируемая тенденция создаст дополнительные риски для полного финансирования расходных обязательств, объём которых соответственно увеличится на 1,9 млрд. рублей. Однако в сопоставимых ценах расходы областного бюджета в 2016 году по сравнению с 2008 годом снизятся на 16,9 млрд. рублей, или 26,6% (рис. 2).
Качественной характеристикой предстоящего бюджетного цикла является формирование расходов областного бюджета на 2014—2016 гг. не только в функциональной, но и в программной структуре, основывающейся на утверждённых государственных программах. Если в
2013 г. было принято к реализации 6 государственных программ, то с 2014 г. их
количество увеличится до 21. Расходы на реализацию государственных программ на 2014 г. составят 86,6% совокупных бюджетных расходов области, на 2015 г. — 86,3%, на 2016 г. — 85,2%. В свою очередь, наличие порядка 13—15% непрограммных расходов свидетельствует о неполном обеспечении увязки расходов областного бюджета с целью и задачами государственной политики в сфере повышения эффективности управления государственными финансами.
Наиболее значимыми по объёму выделенных бюджетных ассигнований на ближайшие три года станут государственные программы, имеющие социальную направленность: развитие образования (33—34% в сумме расходов), социальная поддержка граждан (22—23%) и развитие здравоохранения (20%). На сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечение транспортного обслуживания населения будет выделено порядка 11% областных расходов (рис. 3).
В предстоящем бюджетном цикле бюджет Вологодской области сохранит социальную направленность (70% расходов).
Рисунок 2. Расходы бюджета Вологодской области в реальном выражении,
в ценах 2016 г., млрд. руб.
Рисунок 3. Структура расходов бюджета Вологодской области на государственные программы
100% и
90% -80% -70% 60% -50% -40% -30% -20% -10% 0%
□ Остальные (с долей менее 1%)
□ Остальные (с долей 1-2%)
■ Развитие АПК и потребительского рынка
■ Обеспечение населения доступным жильем и формирование комфортной среды проживания
□ Развитие транспортной системы
□ Развитие здравоохранения
□ Социальная поддержка граждан
□ Развитие образования
2013
2014
2015
2016
Наблюдается смена приоритетов в расходах на социальные статьи: самое масштабное финансирование областного бюджета в 2014—2016 гг. будет направляться на статью «Образование» (28—29% расходов), которая опередит статью «Соци-
альная политика» (22—23%). На третьем месте останутся расходы на здравоохранение (17—18%), тогда как финансирование национальной экономики будет снижаться (с 18% в 2012-2013 гг. до 13-14% в 2014—
2016 гг.; табл. 10).
Таблица 10. Структура расходов бюджета Вологодской области в 2011-2016 гг.*
Разделы 2011 г., факт 2012 г., факт 2013 г., оценка 2014 г., прогноз 2015 г., прогноз 2016 г., прогноз
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Расходы, всего 46519 100 45182 100 44756 100 44093 100 43857 100 46617 100
Общегосударственные вопросы 2053 4,4 1836 4,1 2020,3 4,5 2150 4,9 1865 4,3 1930 4,1
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2449 5,3 493 1,1 445 1,0 420 1,0 326 0,7 317 0,7
Национальная экономика 6698 14,4 8239 18,2 8202 18,3 6280 14,2 5720 13,0 5952 12,8
ЖКХ** 1917 4,1 1848 4,1 393 0,9 1138 2,6 605 1,4 256 0,5
Охрана окружающей среды 236 0,5 164 0,4 145 0,3 185 0,4 149 0,3 146 0,3
Социальная сфера 27421 58,9 30013 66,4 27651 61,8 30869 70,0 31209 71,2 32866 70,5
Образование 7043 15,1 8285 18,3 10180 22,7 12382 28,1 12616 28,8 13238 28,4
Культура, кинематография 882 1,9 594 1,3 504 1,1 477 1,1 506 1,2 594 1,3
Здравоохранение 6643 14,3 10265 22,7 6598 14,7 7750 17,6 7726 17,6 8361 17,9
Социальная политика 10870 23,4 10331 22,9 9924 22,2 9966 22,6 10177 23,2 10486 22,5
Физкультура и спорт 1764 3,8 431 1,0 289 0,6 118 0,3 117 0,3 130 0,3
СМИ 219 0,5 107 0,2 156 0,3 176 0,4 68 0,2 56 0,1
Обслуживание долга 789 1,7 1310 2,9 1930 4,3 1919 4,4 1739 4,0 1697 3,6
* В целях сопоставимости данных расходы за 2008-2010 гг. не приводятся, поскольку в этот период межбюджетные трансферты не включались в состав функциональных разделов бюджетной классификации. ** В 2013-2016 гг. в расходы на ЖКХ не включён объём безвозмездных поступлений.
Проводимая в регионе оптимизация бюджетных расходов по-прежнему наиболее сильно отразится на таких разделах, как физкультура и спорт1, жилищно-коммунальное хозяйство2, охрана окружающей среды и национальная экономика.
Учитывая дефицитность бюджета предстоящей трёхлетки, нельзя не отметить следующие характеристики расходной части областного бюджета.
• Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» возрастут в 2014 году на 129,4 млн. рублей, или на 6,4%. Наибольшим приростом отмечено финансирование функционирования высшего должностного лица субъекта РФ (причины
1 В связи с прекращением с 2014 г. поддержки некоммерческих организаций в сфере физической культуры и спорта.
2 В связи с уменьшением с 2014 г. и прекращением с 2016 г. софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
этого не указаны в пояснительной записке, что снижает прозрачность бюджетного планирования).
• Ежегодно четверть расходов на национальную экономику будут составлять расходы на руководство и управление. Например, в 2014 году из 33,3 млн. рублей, предусмотренных на реализацию государственной программы «Энергоэффективность и развитие газификации», 21,6 млн. рублей, или 65%, будет использовано на содержание Департамента топливно-энергетического комплекса области. Аналогично почти 60% ассигнований, выделяемых на поддержку транспорта, планируется использовать на управленческие функции.
• С 2014 года прекращается финансирование учреждений начального профессионального образования, которые в рамках реструктуризации сети планируется присоединить к учреждениям среднего профессионального образования. Но при этом
Рисунок 4. Динамика капитальных вложений бюджета Вологодской области
в 2008-2016 гг.
Млн. руб. Уд. вес в расходах бюджета, %
расходы по подразделу «Среднее профессиональное образование» в 2015—2016 гг. уменьшатся в 1,2 раза.
• Снизится роль регионального бюджета в финансировании культурной деятельности области: намечено сокращение расходов на культуру по сравнению с докризисным уровнем в 1,6 раза, что ставит под угрозу обеспечение в полной мере задач в сфере культуры, поставленных в Указе Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 г. №567.
• В 2014—2016 гг. сохранится высокий уровень расходов (34—37%) областного бюджета, связанных с необходимостью оказания безвозмездной финансовой помощи местным бюджетам3.
• Стремительно сократятся инвестиционные расходы областного бюджета: к
3 Президент России в Послании Федеральному
Собранию 12.12.2013 г. предложил с 2014 года начать и законодательно обеспечить работу по уточнению общих принципов организации местного самоуправления, направленных на развитие сильной, независимой, финансово самостоятельной власти на местах.
2017 году они составят всего 1,1 млрд. рублей, или 2,4% в расходах (рис. 4).
Резюмируя вышесказанное, следует выделить основные качественные и количественные черты бюджетного цикла, в который Вологодская область вступила с
2014 года:
1. Серьёзное снижение налоговых и неналоговых доходов по сравнению с докризисным уровнем в реальном выражении: в 2016 году до 73% от уровня 2008 года.
2. Критическое падение прибыли организаций и, соответственно, поступлений от налога на прибыль в областной бюджет — до 14,9% в объёме собственных доходов в 2016 году против 17,8% в 2009 году.
3. Замедление темпов роста поступлений от ставшего в последнее время ключевым налога на доходы физических лиц — с 15,4% в 2014 году до 9,9% в 2016 году (против 20—26% в докризисный период). Увеличение разрыва между показателем средней заработной платы в Вологодской области и среднероссийским уровнем — с 5 тыс. рублей в 2013 году до 8,7 тыс. рублей в 2016 году.
4. Возникновение угрозы неисполнения указов Президента РФ, касающихся повышения заработной платы работников бюджетной сферы, обусловленное ограниченностью бюджетных ресурсов: 100% — (54,9% собственных источников + 20% федеральных трансфертов) = 25,1% необеспеченных финансовых обязательств.
5. Предельно высокий уровень долговой нагрузки. Государственный долг, который в 2014 году составит 34,2 млрд. рублей, будет превышать объём собственных доходов бюджета на 2%, что свидетельствует о неспособности региона самостоятельно погасить задолженность4.
6. Увеличение стоимости обслуживания государственного долга до 1,9 млрд. рублей.
7. Формирование 85—87% расходов бюджета в программной структуре, свидетельствующее о неполном обеспечении их увязки с задачами государственной политики, направленной на повышение эффективности управления государственными финансами.
8. Усиление напряжённости межбюд-жетных отношений региона с федеральным
4 На заседании фракции ЛДПР (21.10.2013 г.) в ходе обсуждения проекта федерального бюджета на
2014—2016 гг. министр финансов А.Г. Силуанов сообщил о готовящихся поправках в бюджетное законодательство, касающихся вопроса ответственной долговой политики субъектов РФ. Изменения предполагают, что, в случае если объём просроченных долговых и бюджетных обязательств региона превысит 10% от общего объёма налоговых и неналоговых доходов, губернатор должен будет заключить соглашение с Минфином о мерах по восстановлению платежеспособности и утвердить одноимённый план. Если же выполнение плана не снизит объём долга, правительство будет вправе внести Президенту предложение об отстранении губернатора от должности в связи с утратой доверия. В данном случае в субъекте Федерации вводится временная финансовая администрация. Регион теряет возможность совершать заимствования в кредитных организациях, а в условиях дефицита федерального бюджета не сможет рассчитывать на колоссальную поддержку центра в виде бюджетных кредитов, а, значит, главным последствием фактического банкротства станет невыполнение социальных обязательств.
центром, которое будет проявляться в ежегодном снижении финансовой помощи регионам, что связано с заложенными в прогнозе тенденциями снижения доходов федерального бюджета и роста его дефицитности.
Таким образом, трудности исполнения федерального бюджета указывают на то, что главным источником роста доходов региональных бюджетов должны стать собственные финансовые ресурсы. Вместе с тем тенденции макроэкономических показателей не позволяют говорить об их существенном росте. Так, прибыль крупнейшего предприятия Вологодской области — ОАО «Северсталь» — в плановый период будет нулевая, а прибыль ОАО «ФосАгро-Чере-повец» и ЗАО «Агро-Череповец» к 2017 году снизится до 0,2 млрд. рублей. Фонд заработной платы вырастет в 1,3 раза, однако к 2017 году размер среднемесячной заработной платы в ценах 2013 года увеличится лишь в 1,1 раза5.
Решение системной проблемы бюджетной недостаточности Правительство Вологодской области рассматривает в большей степени с точки зрения секвестирования бюджетных расходов, а не повышения доходного потенциала территории. Как нам представляется, при формировании доходной части областного бюджета необходимо руководствоваться статьёй 32 Бюджетного кодекса РФ, учитывая все потенциальные источники доходов. Для этого требуется принять ряд мер, направленных:
• на активизацию работы по сокращению имеющейся дебиторской задолженности в бюджет;
• оптимизацию политики налогового стимулирования;
5 Из выступлений С.А. Кожевникова и В.Н. Артамоновой на публичных слушаниях по прогнозу социально-экономического развития Вологодской области и проекту закона области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
Таблица 11. Расчёт возможного увеличения поступлений в бюджетную систему региона за счёт предлагаемого совершенствования инструментов межбюджетного регулирования*
Мероприятие Фактическое значение Предлагаемый вариант Дополнительные доходы, млн.рублей в год
Снижение недоимки по платежам в бюджет 13,5-18% 0 5400-6300
Ликвидация нефинансируемых федеральных льгот 55-69% исчисленной суммы в бюджет 0 3650-6507
Обеспечение полноты использования целевых трансфертов 2-5% суммы трансфертов 0 212-457
Повышение ставки налога на дивиденды 9% 15% 191-194
Совершенствование управления остатками бюджетных средств 0 % по депозитам 12-55
Обеспечение полного финансирования делегированных полномочий 95-99% 100% 5-69
Итого 9471-13582
* Расчёты проведены нами в рамках периода 2010-2012 гг.
• обеспечение полноты использования целевых трансфертов;
• совершенствование порядка налогообложения доходов физических лиц;
• повышение эффективности управления остатками бюджетных средств;
• обеспечение полного финансирования делегированных полномочий.
По нашим расчётам, осуществление обозначенных мер позволит привлекать в бюджетную систему Вологодской области 9,5—13,6 млрд. рублей в год, что повысит объём собственных доходов, которые покроют 44% расходов бюджета на социальную сферу (табл. 11).
В качестве заключения отметим, что в реальности исполнение бюджета нередко бывает далёким от прогнозных параметров. Отсюда первичной в системе управления бюджетом становится проблема качества бюджетного планирования на региональном уровне. Без его значительного улучшения будет трудно осуществить увязку
исполнения программного бюджета с решением стратегических задач территориального развития. Низкий уровень прогнозов, которые закладываются в основу бюджетных проектировок, приводит к систематическим пересмотрам бюджета на текущий год (бюджет на 2013 год пересматривался 5 раз). При этом составление бюджета на трёхлетний период теряет смысл. Тем более что при исполнении областного бюджета сложилась практика недофинансирования утверждённых расходных обязательств. Это ставит бюджетополучателей в сложное положение и дезорганизует функционирование соответствующих секторов экономики. Представляется, что назрела необходимость как повышения персональной ответственности за качество подготовки проекта бюджета и его исполнение, так и законодательного установления порога допустимых изменений и бюджета в целом, и его структурных разделов, а также целевых программ.
Литература
1. Артамонова, В.Н. Об изменении механизма межбюджетного регулирования в Вологодской области: доклад на совещании с главами муниципальных районов 10.10.2013 г. / В.Н. Артамонова // Официальный сайт Департамента финансов Вологодской области. — Режим доступа: http://www.df35.ru /imagesДile/news/10.10.2013/Prezentazia_Artamonova_10102013.pdf
2. Бурлачков, В.К. Координация бюджетной и денежно-кредитной политики: опыт ведущих стран и его использование в России / В.К. Бурлачков // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2012. - №10(52). - С. 20-26.
3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Официальный сайт Счётной палаты РФ. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/?id=1071
4. Ильин, В.А. Проблемы исполнения территориальных бюджетов в 2011 году / В.А. Ильин, А.И. Поварова // Экономика. Налоги. Право. — 2012. — №5. — С. 87.
5. Материалы официального сайта депутата Государственной Думы РФ О.Г. Дмитриевой. — Режим доступа: http://www.dmitrieva.org/
6. Об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за 2003—2013 гг.: отчётность Казначейства России // Официальный сайт Федерального казначейства. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ геройх/тЬ.Ыт1
7. О бюджетной политике в 2014—2016 годах: бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента РФ. — Режим доступа: http://www.krem1in.ru/
8. Об областном бюджете на 2011—2013 гг., 2012—2014 гг., 2013—2015 гг., 2014—2016 гг.: законы Вологодской области // КонсультантПлюс: справочно-поисковая система.
9. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 02.12.2013 №349-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/up1oad/ 1ibrary/2013/12/main/FZ349-FZ_ot_021213.pdf
10. О формировании проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов: материалы совещания с руководителями финансовых органов муниципальных районов, городских округов и сельских поселений Вологодской области 03.09.2013 г. // Официальный сайт Департамента финансов Вологодской области. — Режим доступа: http://www.df35.ru/index.php?option=com_content&view=artic1e& id=1835:2013-09-03-13-02-38&catid=34:demo-content&Itemid=1з4
11. Печенская, М.А. Актуальные вопросы совершенствования межбюджетных отношений в системе местного самоуправления / М.А. Печенская, Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - №1(19). - С. 136-146.
12. Печенская, М.А. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений региона и федерального центра / М.А. Печенская // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. - №6. - С. 173-182.
13. Печенская, М.А. Состояние бюджетов муниципальных образований и направления эффективного использования их собственных доходных источников [Текст] / М.А. Печенская // Проблемы развития территории. - 2012. - №60. - С. 83-96.
14. Печенская, М.А. Регион и федеральный центр: состояние и оценка результативности бюджетных отношений / М.А. Печенская // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - №5. - С. 397-404.
15. Печенская, М.А. Проблемы бюджетной обеспеченности региона и направления повышения её уровня / М.А. Печенская // Известия высших учебных заведений (Серия «Экономика, финансы и управление производством»). - 2013. - №3(17). - С. 25-33.
16. Поварова, А.И. Трёхлетний бюджет: ждать ли стабильности? / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - №2. - С. 20.
17. Поварова, А.И. Областной бюджет 2012: стабилизация откладывается / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 3. - С. 39.
18. Послание Президента Федеральному Собранию 12.12.2013 г. // Официальный сайт Президента РФ. -Режим доступа: http://www.krem1in.ru/
19. Послание Губернатора Вологодской области Законодательному Собранию области 30.10.2013 г. // Официальный сайт Губернатора Вологодской области. - Режим доступа: http://okuvshinnikov.ru/ interview/byudzhetnoe_pos1anie_gubernatora_oЫasti_na_sessii_zakonodate1nogo_sobraniya_oЫasti_30_ oktyabrya_2013_goda/
20. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - Режим доступа: http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economy1ib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5
21. Раздаточные материалы к публичным слушаниям по прогнозу социально-экономического развития Вологодской области и проекту закона области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
22. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/pub1ications/cata1og/doc_1138625359016
References
1. Artamonova V.N. Ob izmenenii mekhanizma mezhbyudzhetnogo regulirovaniya v Vologodskoy oblasti: doklad na soveshchanii s glavami munitsipal’nykh rayonov 10.10.2013 g. [About the Change in the Mechanism of InterBudget Regulation in the Vologda Oblast: Report at the Meeting with Heads of Municipal Districts, October 10, 2013]. Ofitsial’nyy sayt Departamenta finansov Vologodskoy oblasti [Official Website of the Department of Finance of the Vologda Oblast]. Available at: http://www.df35.ru/images/file/news/10.10.2013/Prezentazia_ Artamonova_10102013.pdf
2. Burlachkov V.K. Koordinatsiya byudzhetnoy i denezhno-kreditnoy politiki: opyt vedushchikh stran i ego ispol’zovanie v Rossii [Coordination of Fiscal and Monetary Policy: the Experience of Leading Countries and Its Use in Russia] VestnikRossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics], 2012, no.10(52), pp. 20-26.
3. Zaklyuchenie Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii na proekt Federal’nogo zakona “O federal’nom byudzhete na 2014 god i na planovyy period 2015 i 2016 godov” [The Opinion of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the Draft Federal Law “On the Federal Budget for the Year 2014 and for the Planned Period of 2015 and 2016”]. Ofitsial’nyy sayt Schetnoy palaty RF [Official Website of the RF Accounts Chamber]. Available at: http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/?id=1071
4. Ilyin V.A., Povarova A.I. Problemy ispolneniya territorial’nykh byudzhetov v 2011 godu [Problems of Execution of Territorial Budgets in 2011]. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Law], 2012, no.5, p. 87.
5. Materialy ofitsial’nogo sayta deputata Gosudarstvennoy Dumy RF O.G. Dmitrievoy [Materials of the Official Website of O.G. Dmitrieva, the Deputy of the Russian Federation State Duma]. Available at: http://www.dmitrieva.org/
6. Ob ispolnenii byudzhetov sub”ektov RF i mestnykh byudzhetov za 2003—2013 gg.: otchetnost’ Kaznacheystva Rossii [On Execution of Budgets of the RF Subjects and Local Budgets for 2003—2013: Statements of the Treasury of Russia]. Ofitsial’nyy sayt Federal’nogo kaznacheystva [Official Website of the Federal Treasury]. Available at: http://www.roskazna.ru/reports/mb.html
7. O byudzhetnoy politike v 2014—2016 godakh: byudzhetnoe Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniyu [On the Budgetary Policy in 2014—2016: Budget Message of the RF President to the Federal Assembly]. Ofitsial’nyy sayt Prezidenta RF [Official Website of the RF President]. Available at: http://www.kremlin.ru/
8. Ob oblastnom byudzhete na 2011-2013 gg., 2012-2014 gg., 2013-2015 gg., 2014-2016 gg.: zakony Vologodskoy oblasti [About the Oblast Budget for 2011-2013, 2012-2014, 2013-2015, 2014-2016: Laws of the Vologda Oblast]. Konsul’tantPlyus: spravochno-poiskovaya sistema [ConsultantPlus: Reference-Search System].
9. O federal’nom byudzhete na 2014 god i na planovyy period 2015 i 2016 godov: Federal’nyy zakon ot 02.12.2013 №349-FZ [On the Federal Budget for 2014 and for the Planned Period of 2015 and 2016: Federal Law of December
02, 2013 No.349-FZ]. Available at: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2013/12/main/FZ349-FZ_ ot_021213.pdf
10. O formirovanii proekta byudzheta na 2014 god i planovyy period 2015-2016 godov: materialy soveshchaniya s rukovoditelyami finansovykh organov munitsipal’nykh rayonov, gorodskikh okrugov i sel’skikh poseleniy Vologodskoy oblasti 03.09.2013 g. [About the Formation of the Budget for 2014 and for the Planned Period of
2015-2016: Proceedings of the Meeting with Heads of Financial Bodies of Municipal Districts, Urban Districts and Rural Settlements in the Vologda Oblast, September 03, 2013]. Ofitsial’nyy sayt Departamenta finansov Vologodskoy oblasti [Official Website of the Department of Finance of the Vologda Oblast]. Available at: http:// www.df35.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1835:2013-09-03-13-02-38&catid=34:demo-content&Itemid=134
11. Pechenskaya M.A., Uskova TV. Aktual’nye voprosy sovershenstvovaniya mezhbyudzhetnykh otnosheniy v sisteme mestnogo samoupravleniya [Topical Issues of the Improvement of Intergovernmental Dealings in the System of Local Government]. Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2012, no.1(19), pp. 136-146.
12. Pechenskaya M.A. Problemy sovershenstvovaniya mezhbyudzhetnykh otno-sheniy regiona i federal’nogo tsentra [Issues of Improving Inter-Budget Relations between the Region and the Federal Centre]. Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2012, no.6, pp. 173-182.
13. Pechenskaya M.A. Sostoyanie byudzhetov munitsipal’nykh obrazovaniy i napravleniya effektivnogo ispol’zovaniya ikh sobstvennykh dokhodnykh istochnikov [State of Municipal Budgets and Directions of the Effective Use of their Own Revenue Sources]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no. 60, pp. 83-96.
14. Pechenskaya M.A. Region i federal’nyy tsentr: sostoyanie i otsenka re-zul’tativnosti byudzhetnykh otnosheniy [A Region and the Federal Centre: State and Efficiency Assessment of Intergovernmental Fiscal Relations]. Audit i finansovyy analiz [Audit and Financial Analysis], 2013, no.5, pp. 397-404.
15. Pechenskaya M.A. Problemy byudzhetnoy obespechennosti regiona i napravleniya povysheniya ee urovnya [Problems of Budgetary Sufficiency of the Region and Ways of Increasing Its Level]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy (Seriya “Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom”) [Proceedings of Higher Schools (Series “Economics, Finance and Production Management”], 2013, no.3(17), pp. 25-33.
16. Povarova A.I. Trekhletniy byudzhet: zhdat’ li stabil’nosti? [The Three-Yîar Budget: Should We Wait for Stability?]. Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2011, no.2, p. 20.
17. Povarova A.I. Oblastnoy byudzhet 2012: stabilizatsiya otkladyvaetsya [Regional Budget of2012 — 2014: Stability Is Delayed]. Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2012, no.3, p. 39.
18. Poslanie Prezidenta Federal’nomu Sobraniyu 12.12.2013 g. [Presidential Address to the Federal Assembly, December 12, 2013]. Ofitsial’nyy sayt Prezidenta RF [Official Website of the RF President]. Available at: http:// www.kremlin.ru/
19. Poslanie Gubernatora Vologodskoy oblasti Zakonodatel’nomu Sobraniyu oblasti 30.10.2013 g. [Address of the Vologda Oblast Governor to the Legislative Assembly of the Oblast, October 30, 2013]. Ofitsial’nyy sayt Gubernatora Vologodskoy oblasti [Official Website of the Vologda Oblast Governor]. Available at: http://okuvshinnikov.ru/ interview/byudzhetnoe_poslanie_gubernatora_oblasti_na_sessii_zakonodatelnogo_sobraniya_oblasti_30_ oktyabrya_2013_goda/
20. Prognoz sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya RF na 2014 god i na planovyy period 2015 i 2016 godov [Forecast of Socio-Economic Development of the Russian Federation for the year 2014 and for the Planned Period of 2015 and 2016]. Ofitsial’nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF [Official Website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5
21. Razdatochnye materialy kpublichnym slushaniyampoprognozu sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Vologodskoy oblasti i proektu zakona oblasti “Ob oblastnom byudzhete na 2014 god i planovyy period 2015 i 2016 godov” [Handouts for the Public Hearings on the Forecast of Socio-Economic Development of the Vologda Oblast and the Draft Oblast Law “On the Oblast Budget for the Year 2014 and for the Planned Period of 2015 and 2016].
22. Regiony Rossii. Osnovnye kharakteristiki sub”ektov RF [Regions of Russia. Main Characteristics of the RF Subjects]. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138625359016