Научная статья на тему 'Бюджет современной семьи: можно ли им управлять?'

Бюджет современной семьи: можно ли им управлять? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4396
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резник Семен Давидович, Егорова Н. Ю.

В статье рассматривается бюджет семьи как основной показатель ее экономической деятельности. Описываются основные составляющие доходной и расходной части бюджета. На основе проведенного социально-экономического анализа авторы выявили зависимость между уровнем доходов семьи и эффективностью управления домашним хозяйством, а также предложили пути повышения эффективности управления финансовыми ресурсами домашнего хозяйства за счет правильного перераспределения материальных средств по различным статьям затрат. Особый акцент делается на опыт повышения экономической грамотности в области управления бюджетом и в целом домашним хозяйством среди молодежи путем введения специализированных курсов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budget of Modern Family: whether it is Possible for them to Operate?

Budget of Modern Family: whether it is Possible for them to Operate? This article considers the family budget as a basic index of its economics activity. The basic elements of incomes and expenses parts of family budget are also described in this article. On the basis of socio-economic analysis the authors elicited dependence between the level of income and the household's management efficiency, and also offered some ways for rise of financial recourses management efficiency. The rise of efficiency attains through the correct redistribution of financial recourses among the expenses items. The authors accentuate on experience of economic competence rise in the sphere of budget management and household management in the whole among the young people by the introduction of special courses of studies in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Бюджет современной семьи: можно ли им управлять?»

Литература

Бард B.C., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий И.Н., Щепе-това С.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики. М.: Экзамен, 2003.

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

Климанов B.B. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Лабренц Б.В. О концепции территориального развития Российской Федерации // Актуальные социально-экономические проблемы регионов России. М.: ЦЭМИ РАН, 2005.

Проект федерального закона № 68749-3 «О федеральных целевых программах регионального развития».

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт. 2006. № 44 (538). 27 ноября (www.expert.ru).

Татевосян Г.М. Принципы обоснования и реализации региональных программ среднего уровня (межрегиональных программ) // Механизм обоснования межрегиональных программ и смежные вопросы. М.: ЦЭМИ РАН, 2007.

Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002.

Рукопись поступила в редакцию 25.12.2007 г.

БЮДЖЕТ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ: МОЖНО ЛИ ИМ УПРАВЛЯТЬ?

С.Д. Резник, Н.Ю. Егорова

В статье рассматривается бюджет семьи как основной показатель ее экономической деятельности. Описываются основные составляющие доходной и расходной части бюджета. На основе проведенного социально-экономического анализа авторы выявили зависимость между уровнем доходов семьи и эффективностью управления домашним хозяйством, а также предложили пути повышения эффективности управления финансовыми ресурсами домашнего хозяйства за счет правильного перераспределения материальных средств по различным статьям затрат. Особый акцент делается на опыт повышения экономической грамотности в области управления бюджетом и в целом домашним хозяйством среди молодежи путем введения специализированных курсов в высших учебных заведениях.

Экономическая наука выделяет три основных субъекта рынка: государство, фирмы и домашние хозяйства. В рамках экономической теории изучается их поведение на рынке и взаимодействие друг с другом. В рамках управленческих наук изучаются основные принципы управления предприятием и государством, но совсем мало уделяется внимания управлению домашним хозяйством. И это нелогично, ведь домашние хозяйства выступают основными потребителями производимого на рынке продукта и одновременно важнейшим элементом социально-экономической системы, занимающимся воспроизводством трудовых ресурсов.

В четвертом номере журнала «Экономическая наука современной России» за 2006 г. в статье «Российская семья: потенциал и механизмы самоорганизации» на основе структурно-

функционального, институционального и самоорганизационного подходов мы рассмотрели семью как социально-экономическую систему, самоорганизация в которой в идеале должна приводить ее к состоянию самоуправляемого субъекта. В данной статье мы предполагаем более подробно рассмотреть основной показатель экономической деятельности семьи - ее бюджет.

Исследование домашних хозяйств можно разделить на четыре основных направления: макроэкономический подход, экономическая социология, институциональный подход и управленческий подход.

Представители макроэкономического подхода рассматривали домашние хозяйства как элемент рынка, наделяя их экономическими функциями: потребители благ, производители человеческих ресурсов. Здесь важная роль принадлежит таким ученым, как Дж.К. Гэлбрейт, Дж.М. Кейнс, Г. Беккер, а из отечественных ученых: В.М. Жеребин, Н.М. Римашевская, А.Н. Романов и др.

Экономическая социология больше внимания уделяет устойчивым социальным связям, которые оказывают первоочередное влияние на экономическое поведение семьи. Любой экономический результат достигается только через социальные взаимоотношения. Основными представителями данного подхода являются Й. Бен-Порат, П. Самуэльсон, С.Ю. Барсукова, Т.В. Богомолова, Г.В. Коробковский, В.В. Рада-ев, В.Д. Симоненко, В.С. Тапилина и др.

Институциональный подход акцентирует внимание на нормах, правилах и стереотипах мышления, управляющих поведением людей в реальном мире. Институционалисты рассматривают внутреннюю структуру домашнего хозяйства, показывают влияние различных факторов на исполнение членами домашнего хозяйства своих функций. Важная роль в исследовании домашних хозяйств с точки зрения институционального подхода принадлежит Дж. Ходжонсу и А.Н. Олейнику.

Основная идея управленческого подхода заключается в том, что семьей и домашним хозяйством, как и любой организацией, необходимо управлять. Представителями данного

подхода являются В.А. Бобров, Б.А. Жнякин, В. А. Кашин. Авторы данной статьи придерживаются именно такого подхода.

Следует заметить, что чем сильнее и богаче индивидуальные хозяйства, тем выше благосостояние страны.

Важным показателем уровня жизни членов домашнего хозяйства является бюджет.

Бюджет означает роспись денежных доходов и расходов на определенный срок. Применительно к домашнему хозяйству главный смысл управления бюджетом заключается в непревышении расходов над доходами за определенный промежуток времени при условии удовлетворения необходимых потребностей (Жнякин, 1988, с. 11). Для оценки уровня жизни семьи в мировой практике принято использовать следующие разновидности бюджетов (Потребительские бюджеты..., 2000, с. 56):

• бюджет прожиточного минимума (БПМ) предполагает возможность покупки ограниченного набора продуктов, товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Состав этого бюджета рассчитывается на основе физиологической потребности человека в пище и энергии;

• минимальный потребительский бюджет (МПБ) ориентирован на полное удовлетворение разумных потребностей человека и содержит ту же продовольственную корзину, что и БПМ, но набор непродовольственных товаров и услуг значительно шире;

• рациональныгй потребительский бюджет (РПБ) - это так называемый идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в их определенном наборе;

• бюджет вы1сокого достатка (БВД) обеспечивает высокий уровень потребления, достаточный для расширенного воспроизводства и полного удовлетворения разумных потребностей (Степанова, Мудракова, 2000, с. 43).

Экономическое положение семьи характеризуется финансовой стороной бюджета, качественную же его сторону, или достигнутый

уровень умения супругов вести свой бюджет, характеризует понятие «культура бюджета домашнего хозяйства». От нее в большей мере зависят вся совокупность семейных отношений и благополучие брачных отношений.

Семейный бюджет, как и все другие бюджеты, имеет доходную и расходную части. В доходной части учитываются все виды денежных поступлений в домашнее хозяйство, а в расходной - предполагаемые траты на питание, покупку непродовольственных товаров, оплату услуг и прочие потребности семьи.

Обратимся к основным составляющим семейного бюджета: доходам и расходам.

Доходы - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Уровень доходов населения является важнейшим индикатором благосостояния общества, определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения образования, поддержания здоровья. На величину доходов населения оказывают существенное влияние размер заработной платы, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и т.п.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального доходов (Абакумова, Подовалова, 1999, с. 42).

Номиналъныгй доход - это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемым доход - это доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей (Абакумова, Подовало-ва, 1999, с. 43). На макроуровне распологаемый доход (РД) можно расчитать по формуле:

РД = ВНП - А - НПКО + ТП - Н,

где ВНП - валовый национальный продукт; А - амортизация; НПКО - нераспределенная прибыль коммерческих организаций; ТП -трансфертные платежи; Н - налоги.

Реалъный доход представляет собой количество материальных и духовных благ и услуг, которые реально потребляются населением за счет полученных доходов. Реальный доход - это один из показателей уровня жизни населения.

По данным Госкомстата, реальные располагаемые денежные доходы населения с августа 2006 по август 2007 г. увеличились на 12,5%. За этот же период средняя начисленная заработная плата увеличилась на 24,2% и составила 13 410 р.

Основными источниками доходов населения являются: заработная плата на основной работе и работе по совместительству, социальные выплаты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности (без образования юридического лица), пенсии, стипендии, страховые поступления, доходы от сбережений и прочие виды доходов.

Как показывают ежегодные данные Госкомстата, основную часть доходов домашних хозяйств составляет заработная плата. Доля социальных выплат в структуре расходов возросла в целом на 0,4%, доля доходов от собственности за последние три года снизилась на 0,9%. Это может быть результатом расширения рынка недвижимости, увеличением объемов ипотечного кредитовании и, как следствие, снижения спроса на съемное жилье.

В структуре расходов увеличилась доля расходов на продукты и оплату услуг. Подобный уровень (73,8%) расходов на данную категорию наблюдался в 1992 г., когда страна находилась в экономическом кризисе. Данную динамику нельзя назвать положительной, так как она свидетельствует о снижении уровня жизни населения (учитывая также сокращение финансовых активов). Тем не менее есть небольшая динамика роста денег на руках у населения, что является положительным моментом, поскольку данные средства могут быть инвестированы либо вложены в развитие членов домашнего хозяйства.

Структура доходов заметно различается в семьях разного достатка. Заработная плата -наиболее существенный вид доходов для до-

Таблица 1

Структура доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения, %*

Наименование статьи Годы

2004 2005 2006

Денежные доходы, всего 100 100 100

В том числе: доходы от предпринимательской де ятельности 11,7 11,6 11,2

оплата труда 65,0 63,4 66,4

социальные выплаты 12,8 12,8 13,2

доходы от собственности 8,3 10,3 7,2

другие доходы 2,2 1,9 2,0

Денежные расходы и сбережения, всего 100 100 100

В том числе: покупка товаров и оплата услуг 69,9 70,4 70,1

обязательные платежи и различные взносы 9,1 9,2 11,3

приобретение недвижимости 2,3 2,4 2,3

прирост финансовых активов 18,7 18,0 16,3

из него прирост, уменьшение ( -) денег на руках у н аселения 13,8 1,5 1,8

* Данные Госкомстата.

мохозяйств среднего и выше среднего уровня, в них она составляет соответственно 77 и 75% общего дохода. Наиболее весомым доходом в домашних хозяйствах пенсионеров являются пенсии, составляя примерно 41% общих доходов. Доходы от предпринимательской деятельности существенны лишь для наиболее обеспеченных домохозяйств, там их доля составляет примерно 30%, и только в обеспеченных домохозяйствах доля доходов от сдачи собственности в аренду достигает 4%.

Рассмотрим подробнее основные источники доходов.

Заработная плата. Это форма денежного вознаграждения работника за труд. В коммерческих фирмах она определяется владельцами, а на государственных предприятиях - согласно тарифным ставкам и разрядам работающих. При этом минимальная граница заработной платы регулируется законодательством. Кроме заработной платы на основной работе люди могут получать и заработную плату на работе по совместительству. Основными причинами возникновения вторичной занятости являются: • недостаточность заработка на основной работе;

• работники не ценят свой досуг и готовы обменять его на дополнительную работу и соответственно дополнительный заработок;

• наличие других выгод: льгот, социальных выплат, доступа к материальной или информационной базе.

В России Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда. Динамика его роста представлена в табл. 2.

Как видно из табл. 2, минимальная заработная плата не повышалась с октября 2003 г. до января 2005 г., хотя инфляция не останавливалась. В переводе на доллары минимальная заработная плата в России составляет примерно 20 долл., тогда как на Украине 35 долл., а в Казахстане 38 долл. Стоит сказать, что минимальная заработная плата в нашей стране составляет только 29% прожиточного минимума, и при этом еще облагается налогом на доходы физических лиц.

Пенсии. Государственная пенсия - это ежемесячное пособие, которое предоставляется гражданину либо по достижении им определенного возраста или стажа работы, либо по инвалидности или потере кормильца. Самая распрос-

траненная пенсия - это пенсия по старости, которая назначается мужчинам по достижении 60 лет при общем стаже работы не менее 25 лет и женщинам по достижении 55 лет при общем стаже не менее 20 лет. Право на пенсию по случаю потери кормильца в размере 30% заработка умершего на каждого нетрудоспособного члена семьи имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Пенсии за выслугу лет устанавливаются для работающих в особо вредных условиях труда, для них предусмотрены сокращенный стаж и возраст выхода на пенсию.

Социалъныге лъготыг и вытлаты1 являются традиционным способом поддержки семей в нашей стране. В России насчитывается примерно 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.). Суммарная стоимость всех видов социальной поддержки оценивается в 350 млрд р. Доля населения, имеющая право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, составляет около 68%, т.е. претендуют на них почти 100 млн человек.

Страховым поступления. Они, как правило, носят разовый характер и выражают не чистую прибыль, а компенсацию за какой-либо несчастный случай. Страхование - это услуга, которую страховая компания оказывает человеку. Суть ее состоит в том, что страховая компания берет на себя обязательство выплатить определенную сумму денег в случае возникновения страхового события тем, кто эту услугу приобрел.

Доходы1 от личного подсобного хозяйства. Это натуральные доходы семьи. У сельских жителей они составляют значительную долю поступлений в семейный бюджет, так как продукты сельскохозяйственного труда могут быть не только потреблены самим домохозяйством, но и проданы как излишки. В России 38,8 млн человек (или 27%) проживают в сельской местности. По данным статистики, в 2005 г. на 145,2 млн жи-

телей в России приходилось 25 млн садово-огородных участков, 16 млн личных подсобных и 250 тыс. фермерских хозяйств.

Доходы1 от операций с имуществом и финансами. Практически у каждой семьи есть какое-либо имущество: квартира, машина, бытовая техника и т.д. Часть имущества, не используемая самой семьей, может быть использована для извлечения дохода: продана или сдана в аренду. Чаще всего такие операции совершаются с недвижимостью.

Сбережения. Это денежные средства, расходование которых семьи откладывают на будущее (Авраамова, Овчарова, 1998, с. 19). От использования сбережений определенным образом могут быть получены доходы.

К настоящему времени в России сложились четыре основные формы использования сбережений для извлечения дохода: вложения в недвижимое и движимое имущество, банковские вклады, покупка ценных бумаг и покупка иностранной валюты.

Таблица 2

Динамика роста минимального размера оплаты труда в 2001-2006 гг., р.*

В целях В иных

регулиро- целях (на-

Дата вания оп- логообло-

латы труда жение,

(зарплата, штрафы,

пособия) сборы)

С 01.05.2006 по наст оящее

время 1100 100

С 01.09.2005 по 01.05.2006 800 100

С 01.01.2005 по 01.09.2005 720 100

С 01.10.2003 по 1.01.2005 600 100

С 1.05.2002 по 01.10.2003 450 100

С 01.07.2001 по 01.05.2002 300 100

С 01.01.2001 по 01.07.2001 200 100

С 01.07.2000 по 01.01.2001 132 83,49

* Данные справочно -правовой системы «Консул ь-тантплюс».

В России доля депонируемых населением средств невелика. Причинами этого служат низкие доходы и особенности исторического развития страны. Лишь достижение страной относительного равновесия создаст у людей стимул к повышению сбережений и трансформации их в инвестиции. Тогда доля доходов от использования сбережений может стать более значимой.

Доходыг от предпринимательской деятельности (без образования юридического лица). В России предпринимательская деятельность в сфере частного малого бизнеса населения представлена в следующих формах:

1) самозанятость (челночный бизнес и предоставление частных услуг);

2) кустарно-ремесленное производство, включая крестьянские хозяйства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) кредитно-финансовые операции;

4) лизинг (сдача в аренду имущества и средств производства).

Величина дохода семьи за вычетом налогов определяет сумму, которую семья может потратить на свои нужды, но сначала ей необходимо сделать обязательные платежи: оплатить коммунальные и эксплуатационные услуги, телефон, обучение детей, проценты по кредитам и др.

Таким образом, все расходы можно поделить на налоги, обязательные платежи и потребительские расходы.

Данные о семейных расходах позволяют оценить степень экономического развития страны. Обнаружил это еще в прошлом веке немецкий статистик Эрнст Энгель, описавший зависимость, которую стали называть законом Энгеля. Суть закона состоит в том, что с ростом доходов удельный вес расходов семьи на питание понижается. Расходы на одежду, жилище, коммунальные услуги изменяются незначительно, тогда как доля, идущая на удовлетворение культурных и иных нематериальных запросов, заметно возрастает. Э. Эн-гель утверждал (сегодня это общепризнанно), что по доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния различных

групп населения данной страны и сравнивать показатели в разных странах. В семейном бюджете населения России расходы на питание превышают подобные затраты американских семей более чем в 4 раза, на одежду - в 3 раза, тогда как расходы на образование, здравоохранение, культуру в среднем меньше в 6 раз (Лучкина, 2001, с. 98).

Построение рациональной системы управления своим домашним хозяйством может послужить резервом для его развития и процветания. Центральная роль здесь, как и в любой другой социально-экономической системе, должна принадлежать развитию финансового учета (учет, планирование, анализ бюджета, организация и распределение домашней работы между всеми членами домашнего хозяйства, закрепление за каждым персональной ответственности).

Главным вопросом управления домашним хозяйством как экономической системой является нерациональное использование финансовых ресурсов. В комплексе с постоянным ростом инфляции и снижением номинальной заработной платы это снижает экономические возможности семей. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов домохозяйства приведет к снижению уровня материальной напряженности в секторе домашних хозяйств.

В 2002 и 2004 гг. нами было проведено исследование практики управления домашним хозяйством в современных семьях г. Пензы. Был применен анкетный опрос 150 домашних хозяйств в 2002 г. и 400 - в 2004 г. Цель исследования заключалась в выявлении основных проблем управления современным домашним хозяйством и разработке системы механизмов управления домашним хозяйством, позволяющей наиболее рационально организовывать домашнее хозяйство, распределять домашний труд и грамотно вести семейный бюджет.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1) выявлены особенности практики ведения домашнего хозяйства в современных российских семьях;

2) изучены и проанализированы тенденции изменений в процессах организации и управления домашним хозяйством;

3) разработаны теоретические и методические основы управления домашним хозяйством как социально-экономической системой;

4) сформирована система механизмов, включающих как экономические, так и социальные рычаги управления, позволяющие наиболее рационально управлять структурой социальных взаимоотношений, использованием финансовых и трудовых ресурсов домашнего хозяйства;

5) предложены пути повышения эффективности управления домашним хозяйством.

Насколько же тщательно современные домашние хозяйства ведут свой бюджет и анализируют свое финансовое положение?

В процессе исследования нами прежде всего ставилась задача выяснить уровень доходов домохозяйств. Исключив тех, кто затруднялся ответить, мы рассчитали средний совокупный доход для современных домохозяйств г. Пензы - 13 448,6 р. При среднем размере домашнего хозяйства в 3,9 человека, среднедушевой доход составил 3448,36 р. Если рассчитать средний совокупный доход по возрастным группам респондентов, то получится результат, представленный на рис. 1.

Как видно из рис. 1, совокупный доход домашних хозяйств наибольший у групп респондентов 30-35 лет, 35-40 лет и 40-45 лет. Именно этот возраст характеризуется высокой деловой активностью и пиком карьерного роста. Все это и послужило причиной того, что респонденты этих возрастных групп более обеспечены, нежели пожилые респонденты и молодежь до 30 лет. Данные диаграммы подтверждают существующие представления об уровне жизни семьи на различных стадиях жизненного цикла.

На протяжении жизненного цикла семьи меняются как формы и масштабы ее доходно-имущественного обеспечения, так и структура и характеристики потребления. Эти изменения находят свое отражение в показателях семейного бюджета. То есть такие события, как соз-

дание семьи, рождение первого, второго и последующих детей, выход членов семьи на пенсию, отражаются на уровне потребления семьи и величине среднедушевого дохода.

Согласно данным исследований ИСЭПН РАН 1998-2000 гг., рождение ребенка приводит к уменьшению доходной части бюджета особенно в первые пять лет брака. В следующие пять лет снижение уменьшается, после 15 лет брака начинается рост доходов, к 1820 годам брака наблюдается стабильность в уровне доходов, а после 30 лет происходит снижение доходов в связи с выходом супругов на пенсию (Ермакова и др., 2006, с. 39).

Сейчас выделяют следующие основные стадии развития экономического потенциала семьи: первая стадия (0-17,5 лет) - падение экономической обеспеченности; вторая стадия (17,5-27,5 лет) - рост экономической обеспеченности; третья стадия (27,5-37,5 лет) - стабильность экономической обеспеченности; четвертая стадия (более 37,5 лет) - падение экономической обеспеченности (Ермакова и др., 2006, с. 40).

Диаграмма, представленная на рис. 1, демонстрирует, что развитие семьи представляет собой цикл, имеющий несколько стадий. Согласно проведенному исследованию средний возраст респондентов составил 39 лет, а средний стаж семейной жизни - 16 лет. Это позволяет говорить о том, что браки опрошенных были заключены до 25 лет и становление бюджета семьи прошло все указанные выше стадии.

Как видно из диаграммы, первая стадия, характеризующаяся падением экономической обеспеченности, наблюдается у респондентов до 30 лет. В данных группах достаточно низкий уровень дохода (уступает только респондентам пенсионного возраста). Рост совокупного дохода обусловлен профессиональным ростом членов семьи, но появление детей снижает величину среднедушевого дохода данных домохозяйств. Вторая стадия, характеризующаяся ростом экономической обеспеченности, свойственна респондентам 30-40 лет. В данный период жизни наблюдается наибольший

20 18 16 <¿14 ¡12 ■Э10

ш е

^ 8 о

о £ О 6

4

2

000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 0

17 777,78

16 581,82

13 333,33 14 130,43 13 400,00

12 143,21

8 653,85

До 25 лет 25-30 лет 30-35 лет 35-40 лет 40-45 лет 45-50 лет Старше

50 лет

Возрастные группы респондентов

Рис. 1. Средний доход респондентов различных возрастных групп

уровень доходов домашнего хозяйства, и при условии выхода из семьи старших детей можно говорить об увеличении среднедушевого дохода. Стадия стабильности наблюдается в группах респондентов 40-50 лет. Здесь есть небольшое снижение общего дохода, вызванное скорее всего стабилизацией рабочего места и отказом от дополнительных заработков (поскольку потребность в обеспечении детей отпадает). Наконец, четвертая стадия, характеризующаяся падением экономической обеспеченности, наблюдается у респондентов старше 50 лет. Для данной группы характерно резкое снижение совокупного дохода в связи с выходом членов семьи на пенсию.

Цель домашнего хозяйства - поддерживать стабильное потребление на всех фазах жизненного цикла семьи. Как предполагает теория жизненного цикла и подтверждают данные проведенного исследования, доход индивидуума ниже в молодости, увеличивается после получения образования и вновь существенно сокращается после выхода на пенсию.

Следовательно для того, чтобы поддерживать привычный уровень жизни, необходимо четкое и точное планирование, учет и анализ доходов и расходов домашнего хозяйства.

Только 10,3% опрошенных в ходе исследования регулярно ведут учет доходов семьи,

25,3% - ведут его, но нерегулярно. Подавляющее же большинство респондентов совсем не учитывают свои доходы. Стоит отметить, что наибольший процент семей, регулярно или нерегулярно ведущих учет доходов, находится в возрастной категории 35-40 лет (46,4%). В остальных группах этот процент следующий: в группе до 25 лет - 40,0%; 25-30 лет -34,1; 30-35 лет - 38,1; 40-45 лет - 26,1; 4550 лет - 40,0; старше 50 лет - 24,1%.

Подобное распределение ответов свидетельствует о том, что, находясь на пике профессионального развития, люди более организованно подходят к вопросам учета денежных средств в семье. Это связано с тем, что респонденты в возрасте 35-40 лет много времени уделяют работе, которая приносит основной доход, что заставляет их более бережно относиться к заработанным средствам.

Подавляющее большинство респондентов (63,5%) письменного учета расходов не ведут. Наибольший процент респондентов, ведущих письменный учет, находится в возрасте 25-40 лет. То есть наиболее адаптированные к современным рыночным условиям молодые люди стараются организовать семейный бюджет на рациональной рыночной основе, применяя современные методы учета доходов и расходов, а также анализа семейных финансов.

По сравнению с результатами опроса, проведенного в 2002 г., можно говорить о положительной тенденции в развитии системного управления финансами домашнего хозяйства. Так, в 2002 г. регулярный или нерегулярный учет расходов вели только 25,0% опрошенных, тогда как сегодня эта цифра составляет 36,5%. Резкое увеличение числа семей, ведущих письменный учет расходов, произошло в более молодых возрастных группах респондентов (до 40 лет), в двух старших группах изменений практически не произошло. Наибольшее увеличение наблюдается в возрастной группе до 35 лет. Здесь количество семей, которые ведут письменный учет расходов, увеличилось с 30,0 до 48,9%. Одной из причин этого может быть появление специализированной дисциплины в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, ведь большинство респондентов в возрасте до 25 лет являются студентами, аспирантами либо выпускниками Пензенского ГУАС.

Одним из важнейших принципов при учете доходов и расходов домашнего хозяйства является точность и правильность учета статей семейного бюджета. Но только 18,0% опрошенных руководствуются данным принципом, и у них никогда не возникает чувство «потери» денег после каких-либо покупок. Это говорит о том, что эта категория людей

тщательно планируют свои покупки и расходует свои денежные средства только на те из них, которые действительно необходимы. 50,8% респондентов испытывают чувство «потери» денег редко и 31,2% - регулярно.

Используя формулу средневзвешенной величины, получим средний размер «теряемых» средств - 3391,63 р. При учете, что средний совокупный доход домашнего хозяйства составляет 13 448,6 р. можно подсчитать, что в среднем потери семьи - 25,2% дохода. Полученный результат демонстрирует неэффективность управления семейным бюджетом современными до-мохозяйствами и необходимость разработки системы управления финансами семьи.

Не менее важными вопросами в системе управления бюджетом домашнего хозяйства являются планирование расходов и анализ финансового состояния: 56,5% опрошенных заявляют, что планируют свои доходы и расходы. Но здесь возникает сложность с тем, что, планируя свои расходы, современные домохозяйства не уделяют должного внимания учету трат. Это делает сам процесс планирования неэффективным. По сравнению с опросом, проведенным в 2002 г., количество домашних хозяйств, планирующих свои расходы, увеличилось на 1,8%. Процент роста небольшой, но все же свидетельствует о положительной динамике в вопросах управления бюджетом семьи.

Ведете ли Вы письменный учет доходов семьи?

Ведете ли Вы письменный учет расходов семьи?

Рис. 2. Учет доходов и расходов в современных домашних хозяйствах

Анализ выявил связь между уровнем доходов и эффективностью управления домашним хозяйством: снижение эффективности управления семейным бюджетом ведет к понижению материального благосостояния домохозяйства. Это значит, что семьи, рационально управляющие своим бюджетом, имеют возможность более эффективно перераспределять свои финансовые средства, создавая тем самым дополнительные возможности для улучшения своего материального положения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие в семьях учета, планирования и анализа финансов домохозяйства оказывает существенное влияние на уровень благосостояния домохозяйства и степень удовлетворенности каждого члена семьи своим материальным положением.

Эффективность управления финансовыми ресурсами домашнего хозяйства зависит и от правильности перераспределения материальных средств по различным статьям затрат.

Первый рычаг эффективного управления домашним хозяйством как социально-экономической системой - организация и планирование бюджета. Оно включает в себя оценку на перспективу и регулярный учет всех доходов, составление списка всех приобретений, денежную оценку покупок в соответствии со списком, балансировку доходной и расходной части, исключение расходов менее важных, если сальдо пассивное.

Чтобы составить проект бюджета, необходимо ответить на три вопроса: сколько денег семья имеет; на что их потратить, чтобы удовлетворить разумные потребности семьи; как распределить покупки во времени. При этом планирование бюджета на очередной период должно строиться на основе анализа данных периода предыдущего.

Как и в экономике предприятий, в экономике домашнего хозяйства должно быть годовое, месячное и недельно-суточное планирование.

План бюджета должен состоять из следующих основных частей.

1. Совокупныге планируемыге доходыг. Сюда включаются все доходы, регулярно по-

лучаемые домашним хозяйством, а также нерегулярные доходы, которые могут быть неравномерно распределены во времени, но существует высокая степень вероятности их получения. Данный вид доходов должен стоять отдельной графой, планировать их использование можно не более чем на 30-40%.

2. Реалъныге доходыг - Планируемыге доходы за вычетом налоговых платежей.

3. Реалъныге располагаемыге доходыг -Реалъныге доходыг за выгчетом обязателъныгх платежей. Величина обязательных расходов может корректироваться членами домохозяйства, но «недоплата» в одном периоде ведет к увеличению платежей в другом. Поэтому данная категория расходов должна точно планироваться и осуществляться в требуемом объеме в каждом периоде.

Сумма реальных располагаемых доходов - эта та величина финансового бюджета, которая может быть использована на текущее потребление домашнего хозяйства и на сбережения. Если этих средств с учетом обеспечения существования домохозяйства не хватает на приобретение определенной вещи в данном месяце, покупку целесообразно отложить до следующего месяца, а деньги, например, депонировать.

При планировании расходной части бюджета целесообразно выделить следующие основные статьи.

1. Налоговые платежи.

2. Обязателъныге платежи. Согласно проводимым исследованиям расходы на обязательные платежи в регионе составляют примерно 10-30% дохода. Уровень присутствия данных расходов в бюджете домохозяйства зависит от уровня дохода: чем выше доход, тем ниже доля обязательных расходов в бюджете. Средняя величина обязательных платежей составит примерно 20% доходов домохозяйства.

3. Потребителъские расходыI. Данная статья бюджета самая крупная и должна быть обязательно разбита на конкретные подстатьи, точное соблюдение лимита которых является залогом успешного существования домашнего хозяйства. После уплаты обязательных плате-

жей в распоряжении домохозяйства остается примерно 80% денежных средств.

Рычагом поддержания исполнения бюджета домашнего хозяйства служит учет доходов и расходов.

Учет использования финансовых ресурсов домашнего хозяйства может вестись как в электронной форме с помощью специализированных программ (1С: Деньги, Excel и т.д.), так и на бумажном носителе. Главный принцип при ведении учета - точность и обязательность. Иначе говоря, ни одна финансовая операция не должна быть пропущена. В книге ведения учета должны быть зафиксированы как все расходы домашнего хозяйства, так и все поступления. Особенно тщательно учет всех доходов и расходов должен вестись на начальной стадии внедрения механизмов эффективного управления домашним хозяйством для того, чтобы отследить статистические показатели по уровню доходов и расходов, выявить «слабые» места и пути «потери» денежных средств.

В молодых семьях одним из видов дохода является помощь родителей. Если эта помощь осуществляется не единовременно, а практически ежедневно небольшими суммами, то, во-первых, в конце месяца сложно вспомнить, когда и сколько денег давали родители, во-вторых, подобная помощь «расхолаживает» молодых супругов и ослабляет их внимание к семейному бюджету. Если человек знает, что в случае необходимости всегда может получить деньги от родителей, он перестает контролировать свои расходы, неэффективно использует денежные средства, не делает сбережений. Такая семья в случае кризиса у родителей автоматически попадает в ситуацию резкого ухудшения материального положения, что может привести в конечном итоге к распаду семьи.

Необходимо заметить, что составление декларации о доходах, которую необходимо заполнять каждый год, если доходы домашнего хозяйства превышают установленные пределы, намного облегчит ведение книги учета бюджета домашнего хозяйства.

Учет бюджета домашнего хозяйства ведется по тем же статьям, что и его планирова-

ние. При учете доходов целесообразно классифицировать их в зависимости от источника поступления, при этом особое внимание должно уделяться распределению доходов во времени.

Учитывать расходы целесообразно в соответствии с тем перечнем статей, который есть в плане. Это облегчает контроль и анализ использования бюджета домохозяйства.

Следующим рычагом эффективного управления домашним хозяйством является анализ и контроль финансового состояния домохозяйства. Анализ может проводиться в трех основных направлениях:

• анализ отклонений от плановых ориентиров;

• анализ структуры доходных и расходных частей семейного бюджета;

• анализ тенденций изменения в течение года (другого периода) составных частей семейного бюджета.

Анализ и контроль исполнения бюджета домашнего хозяйства должен проводиться параллельно с планированием: ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежегодно. Цель анализа - обеспечить непревышение лимита расходов по различным статьям бюджета, выявить пути «потери» денежных средств, снизить количество «теряемых» средств, наметить пути повышения эффективности использования бюджета.

Сопоставление плановых и фактических доходов и расходов лучше всего осуществлять с помощью приведенной таблицы «Схема баланса доходов и расходов» (табл. 3).

На основе постоянного анализа и сопоставления данных о расходах и доходах семьи можно определить ряд нормативов по различным статьям затрат. Установленные нормативы необходимо использовать при дальнейшем месячном и годовом планировании. В конце года нужно вывести среднемесячный уровень потребления продуктов питания и промышленных товаров.

Главное привило организации бюджета домашнего хозяйства - непревышение расходов над доходами. Данные исследования по бюджетам домохозяйств различных социаль-

Таблица 3

Схема баланса доходов и расходов домохозяйства

А В С Е Р в Н

1 Приход Расход

2 Источник поступлений Сумма, р. Доля в общих доходах Статья затрат Сумма, р. Превышение плана(+)/ экономия(-) Доля в общих доходах

планируемая фактическая

3

4

5

6

7

8

9

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных групп дают информацию не только для анализа динамики и структуры доходов и расходов населения (по социальным группам), но и для исследования уровня благосостояния домашних хозяйств.

Существует несколько стратегий управления бюджетом домашнего хозяйства на случай, если расходная часть превышает доходную:

• стратегия увеличения доходов;

• стратегия уменьшения расходов;

• стратегия самообеспечения и самообслуживания (переход домашнего хозяйства к натуральному хозяйству, дающий возможность снижения ряда статей расходов).

Стратегия увеличения доходов предполагает поиск дополнительной работы, реализацию результатов собственного мастерства и рукоделия, предпринимательскую деятельность, сдачу в аренду движимого и недвижимого имущества, использование личного подсобного хозяйства и т.д.

Стратегия уменьшения расходов предполагает сокращение части расходов домашнего хозяйства с целью их оптимизации. Здесь возможно снижение качества и соответственно цены потребляемых товаров, сокращение некоторых статей затрат и т.д.

Стратегия самообеспечения и самообслуживания представляет собой уменьшение расходов на часть продуктов питания или предметов потребления, которые могут быть произведены самостоятельно, а также получение доходов за счет реализации излишков данного производства.

В рамках дальнейших исследований проблем управления домашним хозяйством как социально-экономической системой можно наметить ряд путей повышения эффективности управления финансовыми ресурсами семьи.

1. Применение традиционных функций управления бюджетом (организация, планирование, учет, анализ и контроль финансовых ресурсов домашнего хозяйства). Управляя бюджетом, домашнее хозяйство может достичь определенного экономического эффекта:

Э = Д - 3,

где Э - экономический эффект от внедрения и использования механизмов управления домашним хозяйством; Д - доходы домашнего хозяйства в текущем периоде; 3 - суммарные затраты в текущем периоде.

Полученная величина экономии может быть отнесена к такой статье затрат, как сбере-

жения. Чем больше величина сбережений, тем большая сумма денег может быть использована для увеличения благосостояния домашнего хозяйства. Потенциальным «направлением» использования данной экономии является вложение средств в бизнес либо на банковский депозит.

2. Использование свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Дополнительными путями получения прибыли от свободных денежных средств могут стать: вложение средств в собственный бизнес, приобретение акций, недвижимости и предметов антиквариата, использование средств для депозитов.

Изменение уровня потребления и увеличение сбережений позволяют перераспределить денежные средства в экономике: изъять часть из потребительской сферы и направить, например, в финансовую или производственную.

3. Вложения в человеческий капитал. Результатом инвестиций в человека может стать увеличение дохода. Для того чтобы эффективно осуществлять данные инвестиции, необходимо как можно более точно прогнозировать расходы на образование и повышение квалификации и уметь сопоставлять их с возможными будущими доходами.

Первое решение об инвестировании в образование принимается в 15 лет, когда подросток может либо пойти в колледж, техникум

или училище, получить образование и уже примерно с 17-18 лет начать зарабатывать деньги, либо поступить в вуз и начать зарабатывать с 22 лет. Здесь следует учитывать, что пока студенты вузов учатся, заработок выпускников СУЗов постепенно растет с увеличением трудового опыта. С другой стороны, выпускники вузов имеют возможность получить более высокооплачиваемую работу. Как правило, они начинают работать с более высоким уровнем заработка, чем уже работающие выпускники СУЗов, и имеют большие перспективы карьерного роста. Заработок таких специалистов, как правило, растет более высокими темпами.

Издержки, связанные с получением высшего образования, включают в себя как

прямые затраты на обучение, так и упущенный доход (альтернативные издержки). При этом, поскольку доход будет получен только в будущем, при принятии решения об инвестициях необходимо привести расходы и доходы к начальному периоду времени (времени принятия решения о получении высшего образования), т.е. провести дисконтирование.

Сравнение издержек и возможной разницы в доходах при инвестициях в человеческий капитал выглядит следующим образом (Мазин, 2001, с. 285):

к Ба - Бъ и с

РУБ =—РУС =

'=в (1 - г )' (1 - г )'

где БД Б¡ъ - доходы соответственно «образованного» и «необразованного» работников в течение их жизни; 2 ЛВ - суммарная разница в пожизненных доходах «образованного» и «необразованного» работника; С' - затраты на обучение; К - время выхода на пенсию; и -момент времени, когда обучение закончено; в - момент времени, когда принимается решение об обучении; г - ставка дисконтирования; РУБ - дисконтированный к моменту принятия решения о поступлении в вуз поток ожидаемой разницы в доходах; РУС - дисконтированный к моменту принятия решения о высшем образовании поток ожидаемых издержек.

Эффективность инвестиций в человеческий капитал можно оценить двумя способами:

1) определением чистой дисконтированной стоимости ЫРУ инвестиций;

2) определением внутренней нормы отдачи от инвестиций (/).

Инвестиции в образование целесообразны, если чистая дисконтированная стоимость инвестиций МРУ = РУБ - РУС больше нуля.

Внутренняя норма отдачи инвестиций f— это такое значение ставки дисконтирования, при котором чистая дисконтированная стоимость инвестиций равна нулю. Инвестирование выгодно, если значение f больше ставки дисконтирования г.

Формирование и социализация личности, как известно, осуществляются в основном

в семье, но огромное значение на этот процесс оказывают сначала дошкольные учреждения, затем школа и в завершение - вуз или СУЗ. Как правило, из высшего учебного заведения студенты выходят уже сформировавшимися людьми. Поэтому задача вуза не только подготовить высококвалифицированных специалистов, но и оказывать влияние на социализацию своих студентов, готовить достойных членов общества.

Большинство браков, как известно, также заключается между молодыми людьми студенческого возраста и в первые годы после окончания вуза. При этом по статистике более трети браков распадаются на ранней стадии. Причин здесь может быть масса, но весомая часть браков распадается из-за экономических конфликтов, т.е. из-за неудовлетворенности материальным положением семьи или, конкретно, заработком супруга. Также распространенными причинами разрывов в молодых семьях являются нежелание супругов понимать друг друга, идти на компромисс, неумение наладить отношения с родителями супругов.

С целью повышения экономической грамотности в области управления бюджетом семьи для студентов Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства был введен курс «Управление семейной экономикой». О проблемах управления семейной экономикой и структуре данного курса рассказывается в статье С.Д. Резника «Семейная экономика: ею нужно управлять?», вышедшей во втором номере журнала «Экономическая наука современной России» в 2005 г.

Начиная с 2006 г. курс «Управление семейной экономикой» был преобразован в «Менеджмент в домашнем хозяйстве», значительно расширен и дополнен вопросами, касающимися управления домашним хозяйством, увеличилось количество учебных часов, отводимых на данный курс.

В рамках курса «Менеджмент в домашнем хозяйстве», разработанного под руководством д.э.н., профессора, заведующего кафедрой «Менеджмент» ПГУА.С С.Д. Резника, не

ставится цель подготовки специалистов в данной области. Мы хотим дать студентам необходимые знания и навыки поведения в определенных жизненных ситуациях, сделать их более организованными в своей личной жизни. Не секрет, что организованный человек становится более успешным во всем: и в семейной жизни, и на работе. И если наши студенты научатся управлять различными социальными и экономическими процессами в такой малой группе, как семья, им будет гораздо проще освоить управленческие навыки и в крупных производственных коллективах.

«Менеджмент в домашнем хозяйстве» как учебная дисциплина является логическим продолжением школьных и вузовских курсов экономики, менеджмента, психологии, социологии, потребительских знаний.

Современное домашнее хозяйство является многоплановым, члены семьи могут творчески применить очень обширный комплекс знаний, умений и навыков. Это знания правил организации групповой деятельности, которые позволят эффективно организовывать домашний труд и отдых, знания об управлении семейным бюджетом, возможностях экономии денежных и других ресурсов семьи. Нужны знания по основным вопросам питания, медицинские знания по сохранению здоровья, педагогические знания по воспитанию детей, знания по эстетике и этике быта, культуре одежды. Нужны знания о потребительском поведении, о законах, регулирующих отношения продавцов и покупателей. Необходимы знания об эксплуатации техники в доме, об организации семейного бизнеса, разрешении конфликтов и т.д. Современные молодые люди много знают и умеют, выбирают свои собственные стратегии и технологии, как быть счастливыми. Мы хотим систематизировать эти знания и дать студентам, чтобы уберечь их от многих ошибок на пути к семейному равновесию и благополучию.

В курсе «Менеджмент в домашнем хозяйстве» выделены три основных блока.

Первый блок «Управление семьей как социальной системой» включает в себя следу-

ющие темы: «Особенности формирования семей в России», «Домашнее хозяйство как социальная система», «Карьера семьи». Темы данного блока раскрывают основные понятия курса, такие как «семья» и «домашнее хозяйство», рассказывают об особенностях семейных взаимоотношений, о способах предотвращения конфликтов, о том, как без ущерба для семейных отношений построить свою карьеру. Данный блок направлен на улучшение социального климата в домашнем хозяйстве.

Второй блок «Управление домашним хозяйством как экономической системой» включает темы: «Формирование и учет доходов домашнего хозяйства», «Планирование, учет и анализ расходов домашнего хозяйства», «Управление семейным бюджетом», «Потребительское поведение домашних хозяйств на рынке», «Семейный бизнес», «Финансовый портфель семьи». Данный блок раскрывает перед студентами содержание экономической функции домашнего хозяйства и учит их рационально вести свой семейный бюджет.

Третий блок «Нормативно-правовые аспекты семейных отношений» включает в себя темы: «Налогообложение семьи», «Страхование семьи», «Правовые аспекты семейных отношений» и направлен на получение студентами знаний об отношениях между семьей и государством.

Для закрепления теоретического материала в ходе практических занятий студентам предлагается деловая игра, которая моделирует жизненные ситуации и позволяет студентам попробовать реализовать в своей семье полученные знания. Они учатся вести семейный бюджет, учитывать, планировать и анализировать доходы и расходы семьи, принимать решения о страховании и карьере членов семьи, считать налоги и регулировать конфликты.

Итак, домашнее хозяйство является той хозяйственной единицей, в рамках которой формируется главная ценность экономики -человеческий ресурс и которая оказывает влияние на перераспределение денежных потоков в различные ее сектора. От эффективности ведения домашнего хозяйства зависит не только

благосостояние его членов, но и во многом -благосостояние всей страны.

Литература

Абакумова H.H., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. С. 41-82.

Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: по-коленческий срез проблемы // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 37-41.

Авраамова Е., Овчарова Л. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 27-40.

Ермакова H.A., Жеребин В.М., Землянская B.H. Бюджеты жизненного цикла семьи // Вопросы статистики. 2006. № 11. С. 39-44.

Жнякин Б.А. Азбука семейной экономики. Донецк: Донбасс, 1988.

Лучкина Л.В. Потребление в домашних хозяйствах в России и постсоциалистических странах // МЭ и МО. 2001. № 11. С. 94-100.

Мазин А.Л. Экономика труда: теория и российская практика: Учеб. пособие. Т. 1. Н.Новгород, 2001.

Потребительские бюджеты населения // Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ, 2000. № 7-8. С. 52-58.

Резник С.Д. Семейная экономика: ею нужно управлять? // Экономическая наука современной России. 2005. № 2.

Резник С.Д., Бобров В.А. Управление семейной экономикой. М.: Экономика, 2003.

Резник С.Д., Бобров В.А. Российская семья: потенциал и механизмы самоорганизации // Экономическая наука современной России. 2006. № 4.

Резник С.Д., Бобров В.А., Егорова Н.Ю. Менеджмент в домашнем хозяйстве. Пенза: ПГУАС, 2005.

Степанова Т.Н., Мудракова Е.И. Методологические и методические основы построения минимального потребительского бюджета и бюджета высокого достатка // Уровень жизни населения регионов России. 2000. № 7-8.

Рукопись поступила в редакцию 19.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.