УДК 366.2
л.Ф. орлов
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» российского государственного социального университета
финансовый механизм формирования бюджетов домохозяйствами
С изменением характера общественных отношений в различные исторические эпохи изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, а также социально-экономический статус домашнего хозяйства. Однако именно в домохозяйстве осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов.
Финансы домохозяйств характеризуют финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.
Одним из ключевых критериев различия домохозяйства и семьи является наличие обособленных бюджетов каждого домохозяйства. Например, семья, состоящая из родственников трёх поколений, может осуществлять свою деятельность как в рамках одного домохозяйства (проживая совместно), так и нескольких, проживая раздельно и имея разные бюджеты. В первом случае семья совпадает с домохозяйством, во втором - состоит из нескольких домохозяйств.
С одной стороны, обособленность бюджетов не исключает как возвратных, так и безвозмездных денежных и натуральных субсидий от одних членов большой семьи другим, даже если они живут раздельно.
С другой стороны, в совместно живущих семьях, считающихся единым домохозяйством, помимо взносов в общесемейный бюджет, каждый член семьи обладает и личными средствами к существованию.
Субъекты каждой из сфер системы финансов осуществляют финансовую деятельность. Финансовая деятельность организаций и домашних хозяйств - это любая деятельность, связанная с извлечением денежных доходов, включая привлечение внешних источников финансовых ресурсов (кредитов, займов, бюджетных средств), временно заменяющих собственные доходы, а также с осуществлением текущих, инвестиционных, иных расходов и выполнением долговых обязательств с целью обеспечения микровоспроизводственного процесса и жизнедеятельности членов домашних хозяйств [1].
Если на макроуровне финансовые ресурсы -это налоги, кредиты и займы, доходы от приватизации, то для домохозяйств финансовыми ресурсами являются денежные доходы и сбережения, выручка от продажи продукции собственного производства, доходы от продажи ценных бумаг; жилищные субсидии, дотации, денежные пособия и т.п. Таким образом, финансовые ресурсы - материальный носитель финансовых отношений.
Финансовые ресурсы - это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, населения и предназначенные для образования целевых денежных фондов, которые используются для нужд государства, инвестиционных целей, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.
Поэтому наиболее важной хозяйственной задачей домохозяйства является формирование и ис-
пользование бюджета. Бюджет семьи отражает её социально-экономический статус, предпринимательскую активность, уровень жизни, образования, инвестиционный потенциал и др.
Бюджет домохозяйства представляет собой баланс фактических доходов и расходов домохозяйства за определённый период времени (квартал, месяц, год) и финансовую основу собственного стиля потребления и жизнедеятельности.
Иначе говоря, эта форма образования и использования фондов денежных средств объединяет совокупные доходы и расходы, обеспечивая личные нужды домохозяйства.
В пределах бюджета домохозяйства могут формироваться и отдельные денежные фонды (как индивидуальные или общие, так и фонды потребления или накопление). Индивидуальные денежные фонды, в отличие от общих, предназначенных для покупки предметов общего употребления, используются для приобретения разных товаров, оплаты медицинских и образовательных услуг отдельных членов домохозяйства. Денежные фонды накопления создаются с целью финансирования будущих капитальных и текущих расходов, включая покупку объектов недвижимости, формирование первичного капитала для занятия предпринимательской деятельностью или отдыха, оплаты медицинских услуг или обеспечения достойного уровня жизни в старости.
В составе бюджета домохозяйства выделяют постоянные и сменные доходы и расходы. Примером постоянного финансового дохода может быть заработная плата, пожизненная рента и т. п. Доходы или расходы, которые в будущем могут исчезнуть, являются сменными доходами и расходами.
Формирование и использование ресурсов домо-хозяйств зависит от двух основных видов факторов: внешних и внутренних. Внешнее воздействие на формирование ресурсов домохозяйств осуществляется государством и отдельными юридическими лицами через систему пенсионного обеспечения, выплату стипендий, безвозмездное или льготное обучение, медицинское обслуживание, и т.п. Внутренним фактором, влияющим на доходы домохозяйств, является хозяйственная деятельность домохозяйства, которая включает выполнение домашней работы, работу в личном подсобном хозяйстве, работу за пределами домохозяйства и деятельность домохозяйства как самостоятельной единицы на рынке товаров и услуг. Внешнее влияние на использование ресурсов домохозяйств оказывает налоговая политика государства и местных органов власти, снятие и предоставление льгот и выплат из соответствующих фондов денежных средств. Внутреннее влияние на использование ресурсов домохозяйств определяется приоритетами членов семьи.
Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в
потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения, обязательных платежей, т.е. осуществления расходов. Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объёма расходов от структуры и объёма доходов. Так, при снижении общего уровня доходов всё меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определённый физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.
Доходы домашних хозяйств классифицируются по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуральную оплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи. Значительная часть производимой гражданами продукции не поступает на рынок, а потребляется самими производителями, т.е. представляет собой элемент натурального хозяйства, вкраплённый в рыночную экономику страны [3].
В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в предпринимательском секторе экономики, и потому денежные доходы доминируют над натуральными. К сожалению, статистические исследования позволяют определить общий уровень только денежных доходов домашних хозяйств. В отношении натуральных доходов проводятся выборочные исследования в разрезе отдельных продуктов и их групп. В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, в частности по картофелю, овощам, фруктам и ягодам, была и остаётся сравнительно высокой. Низкий уровень денежных доходов участников домохозяйств обусловлен тем, что значительная их часть нередко содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания.
Однако трудозатраты в таких хозяйствах несоразмерно высоки из-за крайне низкой механизации производственных процессов, что в конечном итоге отражает нерациональный общественный характер личного подсобного хозяйства. В меньшей степени это относится к личным подсобным хозяйствам сельского населения, для которого ведение производства на земле является основной сферой приложения труда. Вместе с тем, и здесь общественно целесообразным является переход к фермерскому ведению хозяйства, то есть, в основном, к товарному производству.
Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют, чаще всего, по источникам поступлений согласно сложившейся классификации:
• заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
• пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
• доходы от предпринимательской деятельности;
• доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере [2].
Следует учитывать, что не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства, например, это относится к взносам на социальное страхование, налогу на доходы физических лиц. В то же время, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не является результатом труда. Здесь надо назвать трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности, а также некоторые другие виды социальной помощи государства.
Необходимо отметить, что в приведённой выше классификации не учтены случайные доходы граждан, например, выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. К последним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, от продажи запрещённых товаров. Учёт случайных, и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.
Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учётом стоимости бесплатных или льготных услуг за счёт социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.
Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путём вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения составляют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.
Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определённый период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных дохо-
дов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х гг. XX в. в период массовой задержки выплаты заработной платы. Для работников, естественно, реальное значение имеют фактические доходы.
Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами - располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определённый период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.
В последние годы в целом наблюдается рост реальных доходов населения, что свидетельствует о более высоких темпах роста номинальных доходов в сравнении с ростом потребительских цен.
Надо подчеркнуть, что ведущую роль в доходах участников домохозяйств, всё-таки, играет оплата труда в различных формах. Тем не менее, в существующих реалиях продолжается снижение доли оплаты труда в общей структуре доходов. А ведь стимулирование роста оплаты труда во всех секторах экономики, повышение её доли в денежных доходах можно рассматривать как рычаг повышения эффективности производства российских предприятий, активизации национального рынка труда, внутреннего потребительского рынка, один из факторов экономического подъёма. Государство законодательно устанавливает минимум зарплаты как обязательный норматив, который играет роль социального стабилизатора, препятствующего снижению зарплаты ниже определённой величины, увязанной с прожиточным минимумом. Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идёт на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.
Переход к информационному обществу определил новые приоритеты в политике доходов домашних хозяйств. Они касаются, прежде всего, повышения роли индивида в экономической деятельности. Поэтому широкую государственную поддержку получают программы, ориентированные на финансирование затрат в человеческий капитал. Человеческий капитал - важнейший и наиболее специфический вид собственности домохозяйств. Под ним понимается воплощённый в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций.
Человеческий капитал представляет собой главный фактор формирования персональных финансов. Он воздействует на рост как трудовых, так и предпринимательских доходов.
В первом случае к увеличению персональных денежных поступлений приводит совершенствование трудовых навыков индивида, во втором -специфические навыки управления и оценки перспектив и рисков предпринимательской и инвестиционной деятельности. Следует учитывать, что человеческий капитал не только предопределяет формирование персональных доходов, но и сам является объектом инвестирования денежных ресурсов, в частности, при получении образования [4]. Формирование человеческого капитала, как и финансового или физического, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
Одним из инструментов финансового механизма формирования бюджетов домохозяйствами является государственное регулирование доходов, что является одновременно формой социальной защиты населения.
Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам включают в себя пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления, основную часть которых выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависят от законодательных норм.
Вместе с тем, следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако всё же основная часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носит чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством в качестве средства поддержания минимального уровня жизни населения.
Имеются выплаты, носящие промежуточный характер между чисто безвозмездными выплатами, и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идёт о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, с целью стимулирования безработного к обучению какой-либо специальности.
Отметим также, что развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды. С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, га-
рантированным государством. С другой - выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций.
Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).
Существуют также и социальные пенсии для граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на получение пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.
Ещё одну подгруппу доходов домашних хозяйств составляют страховые возмещения или страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страховых случаев, как правило, по непредвиденным причинам (стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи, болезни, смерть и т. п.). Различают имущественное, личное, медицинское страхование, а также страхование ответственности.
Общим для всех случаев страхования является внесение гражданами страховых сумм, которые различаются в зависимости от вида страхования, срока договора, страховых событий и других факторов. Таким образом, получению доходов домашними хозяйствами в данном случае предшествуют соответствующие расходы. Более того, страховые случаи являются нежелательным событием для домашних хозяйств, так как получаемые доходы лишь частично компенсируют последствия этих событий.
Домашнее хозяйство - это субъект экономических отношений, который обладает не только трудовым фактором производства, но и предпринимательским потенциалом.
Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере следует рассматривать как форму предпринимательского дохода, что в определённых ситуациях вполне оправдано. Например, сдача в аренду свободного жилого помещения, особенно на длительный срок, может приносить стабильный и существенный доход и, по сути, является формой предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли.
В то же время, неоправданным будет отнесение к предпринимательскому дохода, полученного в результате продажи квартиры, с покупкой менее качественного или с меньшим метражом жилья.
В этом случае купля-продажа жилья выступает как вынужденная мера. Денежный доход, получаемый данным лицом, соответствует уменьшению реальной стоимости располагаемого им имущества.
По нашему мнению, к доходам от предпринимательской деятельности домашних хозяйств следует относить только такие формы доходов, которые возникают в результате осуществления частного бизнеса и достигаются не за счёт уменьшения накопленного имущества домашних хозяйств. Доходы от реализации части продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах граждан, при определённых обстоятельствах также могут рассматриваться как доходы от предпринимательской деятельности.
Такими условиями являются: регулярный характер производства этой продукции и ориентация части, или всего производства на рыночную реализацию. Эпизодические, случайные продажи и оказания услуг вряд ли правомерно считать формой предпринимательской деятельности, поскольку они, как правило, являются вынужденной мерой для домашних хозяйств и не предполагают организацию соответствующего вида бизнеса.
В условиях России, с учётом низкого уровня оплаты труда, предпринимательская деятельность домашних хозяйств, носящая неорганизованный характер, является важным подспорьем для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем, именно в этой сфере чаще всего возникают негативные явления в форме сокрытия доходов, продажи низкокачественной или контрафактной продукции и др. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например, ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др.
Доходы от операций с имуществом и денежными средствами возникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижимое и движимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты. Это вполне правомерно, поскольку доходы рассматриваемой группы возникают у домашних хозяйств как следствие первичных инвестиционных расходов.
Операции с имуществом включают, в первую очередь, продажу и сдачу в аренду жилых помещений, принадлежащих домашним хозяйствам, а также продажу земельных участков. Как уже отмечалось, продажа является менее выгодной формой получения дохода, поскольку она носит разовый характер и приводит к уменьшению стоимости располагаемого домашними хозяйствами имущества.
Формирование доходов домашних хозяйств в рыночной экономике осуществляется в условиях
взаимодействия рыночных сил и регулирующего механизма, включающего действия предпринимателей, профсоюзов и государства. Следовательно, в создании предпринимательского дохода, наряду с рыночными процессами, определённую роль играет государство, устанавливающее «правила игры» в сфере предпринимательской деятельности. При этом государство воздействует на процесс формирования предпринимательской прибыли домохозяйств посредством антимонопольного законодательства, являющегося важным фактором справедливой конкуренции, государственной поддержки малого бизнеса.
Одной из главных задач государственной политики является создание условий для снижения в долгосрочной перспективе зависимости наёмного работника от такого источника доходов, как заработная плата, с тем, чтобы предоставить ему возможность получения дополнительных источников доходов. Это, прежде всего, стимулирование накопления домашними хозяйствами, в том числе с низким и средним уровнем трудовых доходов, собственности, приносящей дополнительный доход, будь то денежные накопления, ценные бумаги или недвижимость. Эффективное проведение данной политики оказало бы значительное влияние на общеэкономический рост, повышение уровня жизни населения.
Основная часть доходов домашнего хозяйства в России расходуется на потребление. Обобщённые статистические данные свидетельствуют, что они составляют 60-70% совокупного дохода усреднённого домашнего хозяйства РФ.
В экономической науке сформировались различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств на потребление. Сложившийся в статистике подход делит потребительские расходы на четырнадцать групп: расходы на питание; приобретение одежды; расходы на жилище; домашнее убранство; постельные принадлежности; галантерею; санитарию и гигиену; посуду; образование и воспитание; культуру; здоровье и отдых; пассажирский транспорт; услуги связи; алкогольные напитки и табачные изделия.
С точки зрения периодичности выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств: краткосрочные расходы; среднесрочные расходы; долгосрочные расходы.
К первой группе относятся расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.
Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агре-
гированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних хозяйств - коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (например, приобретение недвижимости и т.д.).
В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы: личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг); налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.
Для объективной характеристики расходов домашнего хозяйства, расходную часть бюджета домашних хозяйств более целесообразно делить на три основных раздела: обязательные платежи; расходы на потребление; денежные сбережения.
Не вызывает сомнений, что обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объём денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно варьируется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.
Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй - коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.
Домашнее хозяйство, как один из субъектов финансовых отношений, обязано выплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд, сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим интересам. Однако нужно иметь в виду, что налоги и сборы, выплачиваемые физическими лицами, являются одной из доходных статей централизованных денежных фондов, средства которых в условиях развитой рыночной экономики направляются, в том числе и на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств. Тем не менее, налоговая
политика государства является конкретной сферой регулирования доходов домохозяйств.
Применение налогов и сборов с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики позволяет органам государственного управления:
- обеспечить необходимые поступления в бюджеты различных уровней;
- оказывать влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путём стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов;
- перераспределять часть доходов в пользу наименее социально защищённых слоёв населения.
Основное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает налог на доходы физических лиц. В настоящее время отчисления в полном объёме поступают в федеральный бюджет, затем определённая их часть перераспределяется в бюджеты различных уровней.
Следующим по значимости, после подоходного налога, для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц. Налогом облагается находящееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества: лодки, катера, самолёты и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением вёсельных лодок. Граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество, выплачивают налог с владельцев автотранспортных средств.
В отдельных случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства включают государственную пошлину - обязательный платёж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу документов уполномоченными на это органами или должностными лицами.
Органы местного самоуправления в рамках существующего законодательства могут устанавливать на своей территории местные налоги и сборы. К ним относятся:
• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
• сбор с владельцев собак;
• сбор на выдачу ордера на квартиру в зависимости от площади и качества жилья;
• лицензионный сбор;
• курортный сбор и др.
Перечисленные выше налоги и сборы с физических лиц составляют не полный перечень возможных выплат домашнего хозяйства в бюджеты различных уровней. Необходимо отметить и то обстоятельство, что домашнее хозяйство выплачивает
налоги и сборы только в том случае, если участники домашнего хозяйства совершают определённые правовые действия.
Прямые налоги - это небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц государству, приходится на косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но также и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.
Составная часть обязательных расходов домашнего хозяйства - коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Величина этих платежей зависит от места нахождения домашнего хозяйства. Жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населённых пунктов. В том случае, если расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства превышают 22% совокупного дохода домашнего хозяйства за истекшие три месяца, то оно может получить соответствующую субсидию из бюджета.
Система основных отношений домашнего хозяйства по поводу выплаты прямых налогов и сборов с бюджетами различных уровней представлена ниже (рис.).
Помимо коммунальных платежей, домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потреблённое ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи.
Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется на удовлетворение совместных и индивидуальных потребностей его участников.
Однако такое деление не соответствует функционально-временному критерию классификации расходов домашнего бюджета. В соответствии с этим критерием расходы домашнего хозяйства на потребление было бы целесообразно разделить на две группы: текущие расходы и капитальные расходы [2].
К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т.п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуга парикмахерской, прачечной, стоматолога и т.п.).
Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т.д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение относительно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путёвку и т.д.).
Рис. Прямые налоги и сборы домохозяйств 45
Практика показывает, что основную часть расходов на потребление в России составляют текущие расходы, причём на оплату продовольственных товаров уходит примерно половина располагаемых всеми домашними хозяйствами доходов.
В то же время, общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам следует отнести:
- величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства и степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счёт ведения натурального хозяйства;
- уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства;
- уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства.
Внешними факторами являются:
- уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги;
- сумма налогов других обязательных платежей домашнего хозяйства;
- величина государственных дотаций, направляемых на финансирование медицины, образования, транспорта и т. д.;
- уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др.
Результаты проведённого исследования позволяют утверждать, что для стимулирования экономического роста и связанного с ним потребительского спроса, необходимо довести уровень минимальной оплаты труда до прожиточного минимума. Повышение минимальной оплаты труда должно не только гарантировать минимальные стандарты потребления, но и стимулировать трудовую деятельность. Сложность принятия такого решения заключается в том, что придётся увеличить государственные расходы для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Можно надеяться, что при этом часть доходов работников частного сектора выйдет из тени, а расходы на повышение заработной платы бюджетников будут отчасти компенсироваться за счёт роста поступлений от налога на доходы фи-
зических лиц и социального налога, уплачиваемых с доходов, выступающих из тени.
Хотя следует признать, что для государства может быть целесообразнее расширять занятость вместо повышения средней заработной платы. Действительно, рост занятости может заметно сократить расходы по безработице, в то время, как рост оплаты труда приведёт к увеличению таких социальных расходов государства, как пенсии и пособия, определяемые на уровне оплаты труда. Однако, по нашему мнению, повышение занятости потребует от государства значительных инвестиционных вложений, так как значительная часть рабочих мест в экономике сосредоточена на крупных и средних предприятиях, требующих реконструкции и модернизации. А повышение заработной платы при существующих налоговых ставках должно привести к росту поступлений от единого социального налога и занятости населения, и относительному снижению бюджетных расходов по безработице.
Существенное отличие домашних хозяйств от других звеньев финансовой системы заключается в механизме принятия решений и, в частности, финансовых и инвестиционных. Финансовые решения принимаются в части использования денежных фондов. Инвестиционные - экономические решения, направленные на формирование будущих активов, включающих недвижимость, ценные бумаги. Эти решения зависят от ряда факторов, к которым относится уровень доходов и внешняя среда.
С учётом этих выводов может быть создан такой механизм распределения доходов населения, который способствовал бы росту экономической активности населения и выводу из «тени» финансовых потоков. Для этого следует реформировать систему распределительных отношений в России: изменить пропорции формирования и распределения бюджетных средств; соотношение фондов оплаты труда в государственном и частном секторах экономики, межотраслевую и межрегиональную дифференциацию доходов, откорректировать структуру отношений в сфере собственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барулин С.В, Барулина Е.В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Журнал «Финансы», 2007. - № 7.
2. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./ ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
3. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авторов: под ред. проф. А.Г. Грязно-вой и проф. А.Ю. Юданова. - 8-е изд., испр. - М.: КНОРУС, 2009.
4. Слепое В.А., Екшембиев Р. С. Персональные финансы // Журнал «Финансы и кредит», 2007. - № 40.