Научная статья на тему 'Эффективность домашних хозяйств: от чего она зависит?'

Эффективность домашних хозяйств: от чего она зависит? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
866
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронихина Ю. А.

Специфика финансов населения определена тем, что данная сфера в наименьшей степени регламентирована государством, в отличие от процесса создания и расходования централизованных денежных фондов, таких как государственный бюджет, находящийся под жестким государственным контролем. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода населения. Вместе с тем, государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы населения образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате чего уровень реальных доходов населения возрастает. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в специфических российских условиях именно финансы населения выступают одним их главных факторов организации экономического подъема. Это особенно проявилось, когда остро нуждающаяся в инвестициях российская экономика после кризиса происшедшего в августе 1998г., столкнулась с проблемой новых, внутренних источников финансирования. В условиях угрожающего дефолта по внешним и внутренним долгам, тотального недоверия со стороны западных инвесторов и крушения рынка государственных ценных бумаг правительство вновь обратилось к традиционному и испытанному источнику кредитов сбережениям граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность домашних хозяйств: от чего она зависит?»

8(11) - 2004

Касается каждого

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ:

ОТ ЧЕГО ОНА ЗАВИСИТ?

Ю.А. МИРОНИХИНА

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

Финансы домашних хозяйств представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, а через это и в формировании и использовании бюджета каждого домохозяйства в целях удовлетворения личных и семейных потребностей.

Специфика финансов населения определена тем, что данная сфера в наименьшей степени регламентирована государством, в отличие от процесса создания и расходования централизованных денежных фондов, таких как государственный бюджет, находящийся под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода населения.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы населения образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем фи-

нансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате чего уровень реальных доходов населения возрастает.

В специфических российских условиях именно финансы населения выступают одним их главных факторов организации экономического подъема. Это особенно проявилось, когда остро нуждающаяся в инвестициях российская экономика после кризиса, произошедшего в августе 1998 г., столкнулась с проблемой новых, внутренних источников финансирования. В условиях угрожающего «дефолта», тотального недоверия со стороны западных инвесторов и крушения рынка государственных ценных бумаг правительство вновь обратилось к традиционному и испытанному источнику кредитов - сбережениям граждан.

С переходом России на экономику рыночной ориентации изменилась сама структура финансовой системы. Особенно важным представляется выделение таких сфер финансовой системы, как финансы общественных организаций (некоммерческих предприятий) и финансы населения (сектора домашних хозяйств).

Большая часть создаваемого валового внутреннего продукта в виде товаров и услуг идет в сферу личного потребления. Спрос на потребительские товары и услуги определяется и регулируется доходами населения, характером социальной политики государства.

Советская финансовая наука практически не выделяла финансы населения в особую сферу ввиду их жесткой занормированности в составе государственных финансов и финансов отраслей. За рубежом придерживались диаметрально противо-

положных взглядов, считая, что в национальной экономике население (в западной трактовке - «домохозяйства») выступает создателем всех экономических ресурсов, и одновременно - потребителем большей части конечного продукта. Данная трактовка, несомненно, близка к нынешней экономической ситуации в России.

Финансы как экономические отношения реализуются и в семьях, домашних хозяйствах, межличностных контактах, отличаясь при этом своеобразием и с точки зрения получения доходов, и с точки зрения использования (расходования целевых фондов). Также специфичны и многообразны связи финансов населения с другими сферами и звеньями финансовой системы.

Семейный бюджет - фонд денежных средств, доходы которого образуются из поступлений денежных средств членов семьи, а расходы представляют собой использование ими текущих и накопленных ресурсов. Богатство государства определяется уровнем благосостояния основной массы населения и прирастает прежде всего за счет сбережений в секторе домашних хозяйств. Такой прирост является свидетельством стабильности и роста реального сектора экономики. Доходы населения могут формироваться во всех финансовых сферах, так как и в государственных, и в общественных, и в предпринимательских финансах в разных формах присутствует заработная плата, ссуды, социальные выплаты, компенсации и иные источники финансовых ресурсов населения.

Располагаемый долгой домашних хозяйств - доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности или собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт и текущих трансфертов, кроме социальных трансфертов в натуре, и вычитанием выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов, включая текущие налоги на доходы и богатство. Располагаемый доход является источником конечного потребления товаров, услуг и сбережений.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских товаров или услуг, приобретаемых индивидуальными домашними хозяйствами за счет производимых ими расходов или через социальные трансферты в натуральной форме.

Для анализа состояния семейного бюджета используется баланс денежных доходов и расходов населения. Он характеризует объем и структуру де-

нежных доходов, расходов и сбережений населения. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Баланс составляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Денежный доход населения представляет собой объем денежных средств, которыми располагало домохозяйство для обеспечения своих расходов, создания сбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд, кредитов. С 1997 г. это расчетный показатель, исчисляемый исходя из суммы произведенных домохозяйством денежных расходов и сложившегося прироста финансовых активов в течение учетного периода обследования.

Денежные доходы населения подразделяются чаще всего по источникам поступлений:

1) заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

2) пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

3) доходы от предпринимательской деятельности;

4) доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов, путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные и номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным.

Таблица 1

Структура денежных доходов населения по Рязанской области, %

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Денежные доходы - всего 100 100 100 100 100

в том числе:

ДОХОДЫ ОТ предпринимательской деятельности 11,0 13,0 15,3 11,9 10,6

оплата труда 40,9 38,2 42,0 43,0 46,3

социальные выплаты 21,6 23,4 21,4 22,7 23,4

доход от собственности 3,4 3,6 4,0 2,8 2,4

другие доходы 23,1 21,8 17,3 19,6 17,3

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами - располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные с учетом индекса потребительских цен) в феврале 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года увеличились на 18%.

Денежные расходы населения, секторы домашних хозяйств - представляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в течение учетного периода обследования, и включают в себя потребительские расходы, а также расходы, не связанные с потреблением. В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств.

Потребительские расходы - являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома, приобретение алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходы на оплату услуг). В их составе не учитываются расходы на покупку ювелирных изделий, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых и подсобных помещений.

Расходы на потребление - основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Существуют раз-

личные варианты классификации расходов домашних хозяйств на потребление. В одном из вариантов потребительские расходы состоят из четырнадцати групп: расходы на питание; приобретение одежды; расходы на жилище; домашнее убранство; постельные принадлежности; галантерею; санитарию и гигиену; посуду; образование и воспитание; культуру; здоровье и отдых; пассажирский транспорт; услуги связи; алкогольные напитки и табачные изделия. В соответствии с функционально-временным критерием расходы на потребление можно классифицировать на две статьи: текущие расходы и капитальные.

Рассмотрим структуру доходов домохозяйств на примере Рязанской области (табл. 1).

Как следует из этих данных, доля оплаты труда в денежных доходах населения по Рязанской области снижается: в 1998 г. она составляла 11,0%, в 2002 - 10,6%, наряду с этим снижается доля доходов от собственности (соответственно с 3,4 до 2,4%) и предпринимательской деятельности (соответственное 11,0до 10,6%), в отличие от вышеприведенных показателей доля социальных выплат по сравнению с 1998 г. возросла (соответственно с 21,6 до 23,4%).

В сравнении с доходами населения в РФ за 1998 - 2002 гг., доля зарплаты и связанных с ней выплат составляет 65%, социальных выплат - около 13 -15%, а доходы от собственности и предпринимательской деятельности - около 20%. Важную роль в формировании доходов населения Рязанской области играет заработная плата (табл. 2).

Приведенные данные показывают, что относительно высокий уровень номинальной заработной платы у работников финансово-кредитных и страховых предприятий, учреждений почти в 6 раз выше, чем в сельском хозяйстве, в 4,5 раза выше, чем в сфере образования, и в 3 раза выше, чем в экономике в целом.

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (руб.)

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Всего в экономике 1 029,3 1 462,4 2 188,8 3 094,9

Промышленность 1 242,6 1 827,8 2 792,8 3 923,7

Сельское хозяйство 569,9 813,1 1 208,6 1 627,8

Лесное хозяйство 621, 898,5 1256,2 1 920,8

Транспорт 1 535,3 2 332,1 3 302,2 4 168,6

Связь 1 496,2 2 042,2 2 964,6 3 647,4

Строительство 1 096,2 1 641,0 2 547,4 3 078,6

Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки 827,6 1 027,6 1 485,9 1 946,5

Жилищно-коммунальное хозяйство 9 18,8 1 276,7 1 841,4 2 796,1

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 632,3 843,2 1 281,2 2 246,9

Образование 589,4 791,6 1 208,5 2 052,7

Научные организации 1 218,2 1 940,8 2 968,1 5 007,7

Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение 3 904,5 4 210,9 6 764,0 8 933,7

Управление 1 492,3 2 191,0 3 170,8 4 604,0

Уровень заработной платы в целом отражает конкурентоспособность данной отрасли на внутреннем рынке, эффективность ее развития. Низкий уровень средней зарплаты в отрасли следует рассматривать как один из факторов, определяющих целесообразность выделения дотаций и субсидий для развития данной отрасли.

Величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы также различна по разным районам области (табл. 3.)

Величина заработной платы, как мы видим из таблицы, незначительно различается по районам области. Хотелось бы выделить Пронский район, величина заработной платы в 2002 г. там составляла 5 032,0, что выше по сравнению с Рязанью в 1,5 раза, и в 2 раза, чем в Скопинском районе.

Дифференциация оплаты труда наглядна в рыночном и нерыночном секторе экономики и определяет предпочитаемые домохозяйствами виды деятельности и соответствующие источники доходов. Рассмотрим использование денежных доходов населения в Рязанской области (табл. 4.)

Приведенные данные показывают, что за период с 1998 по 2002 г. изменилась структура использования денежных доходов населения - заметна тенденция увеличения расходов на покупку товаров и услуг, достигшая пика после кризиса 1998 г. (71,1% в 1999 г. и 71% в 2000 г.). Достаточно стабильна в своем росте доля накоплений домохо-зяйств, осуществляемого в различных формах и составляющая в 2002 г. 13,6%. Возросла расходная часть бюджета домашних хозяйств: если в 1998 г. доходы превысили расходы на 17,4%, то в 2002 г. уже на 8,1%, то есть снижение составило 46,5%.

Отметим тенденцию роста прожиточного минимума населения (табл. 5).

Приведенные данные показывают, что величина прожиточного минимума за 1998 - 2002 гг. увеличилась в 4 раза, с 389,5 до 1 569 руб.. Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума составляет более 100%, но при этом численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет более

Таблица 3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по различным городам и работам

Рязанской области (руб.)

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Всего по области 703,6 1 029,3 1 462,0 2 188,8 3 094,91

г. Рязань 806,4 1 206,0 1 753,3 2 726,3 3 804,4

г. Касимов 632,5 946,6 1 231,9 1 745,2 2 618,34

г. Сасово 704,5 928,4 1 305,2 1 863,5 2 725,0

г. Скопин 637,8 785,7 952,3 1 370,8 2 128,7

Касимовский район 541,4 948,2 1 309,1 1 752,3 2 723,9

Скопинский район 736,0 1212,6 1 597,0 2 047,2 2 779,5

Пронский район 1 290,3 1 863,9 2 543,5 3 928,3 5 032,0

Таблица 4

Структура использования денежных доходов населения Рязанской области (%)

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Денежные доходы 100 100 100 100 100

Денежные расходы, всего 82,6 87,9 90,8 90,9 91,9

В том числе:

покупка товаров и оплата услуг 68,3 71,1 71,0 66,3 65,8

оплата обязательных платежей и разнообразных взносов 4,8 4,8 5,9 5,7 6,6

сбережения 3,5 4,8 7,7 П,5 13,6

покупка валюты 6,0 7,2 6,2 7,4 5,9

превышение доходов над расходами 17,4 12,1 9,2 9,1 8,1

Таблица 5

Динамика величины прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц, тыс. руб.)

Годы Все население В том числе Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума, в %

Трудоспособное население Пенсионеры Дети

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1998 389,5 425,8 260,6 405,6 155,6

1999 802,9 873,1 536,3 844,6 121,1

2001 1 291 1 414 998 1 329 142,2

2002 1 569 1 718 1 216 1 603 161,0

390 тыс. человек (31% к общей численности населения).

Характерной тенденцией является дифференциация финансового положения домохозяйств. Происходят существенные изменения в дифференциации населения по доходам - сокращение доли лиц, имеющих доходы ниже 1 ООО руб. в месяц, и повышается доля лиц с доходами выше 3 ООО руб. в месяц. За период с 1998 по 2002 г. это соотношение изменилось с 37,9 и 8,3% соответственно до 40,6 и 7,3%. Эти изменения отражает коэффициент Джинни, показывающий конкретный уровень неравенства в распределении доходов и возросший с 0,295 в 1998 г. до 0,331 в 2002 г.

В структуре потребительских расходов домашних хозяйств Рязанской области ведущее место отведено продуктам питания: 63,9% в 1998 г. и в 2002 г. - 52,8%. На непродовольственные товары расходовалось в 1998 г. - 24,9% в 2002 г. - 32,1%. Оплата услуг составляла 1998 г. - 9,3%, в 2002 г. - 12,8%. Заметна некоторая дифференциация в формировании расходов населения: снижается доля затрат на продукты питания, увеличиваются расходы на непродовольственные товары и оплату услуг, что свидетельствует о незначительном увеличении доходов населения области.

Домохозяйства получают от государства, от предприятий, организаций, благотворительных фондов различную социальную помощь, в том чис-

ле и в форме социальных трансфертов и дотаций. Социальные трансферты - экономическая операция перераспределительного характера, представляющая собой передачу ресурсов, главным образом в денежной форме, государственными и некоммерческими организациями (профсоюзами, религиозными, благотворительными) населению без соответствующего возмещения или компенсации. Отдельные категории домохозяйств получают дотации на питание, оплату транспортных расходов, оплату жилья, отдыха, медицинское обслуживание.

По соотношению покупательской способности населения субъектов и покупательной способности федерального округа в целом в 2001 - 2002 гг. Рязанская область занимает 5-е место.

Повышение уровня жизни - важнейшая задача социально-экономической политики. В Российской Федерации надо быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.

Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. На обозримую перспективу могла бы быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 1990-х гг. Для этого ее надо увеличить примерно в 2,5 раза, что потребует и соответствующего восстановления объема ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.