пании, которые имеют расширенные финансовые возможности (открытие кредитной линии, финансовая помощь партнеров и др.)
Чартерные авиа перевозки сегодня занимают основные позиции в организации массовых направлений туризма. Учитывая особенности организации чартерных рейсов, очевидно, что для обеспечения предоставления целого спектра взаимосвязанных и жизненно-необходимых услуг клиентам туристических компаний, необходимо качественное информационное сопровождение процесса выполнения тура на вех этапах: от бронирования до возвращения в пункт отправления
Так, например не предоставление информации о нормах бесплатного провоза багажа может привести к значительным расходам на оплату сверхнормативного багажа путешественников со специальным тяжелым снаряжением - горнолыжников, сноубор-дистов, дайверов и др.
Если пассажир не предупрежден о возможностях переноса вылета чартерного рейса заранее, для него это может стать пренеприятной неожиданностью, нарушением планов и поводом для отказа от поездки.
Отсутствие детских скидок приводит иногда к нивелированию экономии на чартерной перевозке, потому что на регулярных авиарейсах детские скидки всегда предоставляются, а если существует также проблема сверхнормативного багажа большой семьи, в этом случае, менеджер должен предложить альтернативные варианты авиаперелета.
Современная мировая система авиационных сообщений предлагает немало возможностей для выбора маршрута, авиакомпании и типа рейса для воздушной перевозки. Не все туроператоры и турагентства могут предложить сегодня полную и достоверную информацию о транспортном обеспечении конкретного маршрута и, тем более, организовать оперативную практическую помощь клиенту в процессе выполнения тура.
Однако очевидно, что в настоящее время, по мере развития индустрии туризма, возрастающей конкуренции и спроса на туристские услуги, стандарты качества обслуживания становятся более жесткими. От способности соответствовать этим стандартам и ожиданиям туристов будет зависеть положение туроперторской или турагентской компании на рынке.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Николашин В.Н., к.э.н.
В статье проведен статистический анализ доходов и расходов домашних хозяйств в сфере туризма за 2008 год, данные для которого получены по материалам выборочного обследования бюджетов домохозяйств.
Ключевые слова: домашнее хозяйство, туризм, доходы, налоги, пошлины, статистика
THE STATISTICAL ANALYSIS OF INCOMES AND EXPENSES OF HOUSE
ECONOMY IN TOURISM SPHERE
Nikolashin V., Ph.D.
In article the statistical analysis of incomes and expenses of house economy in tourism sphere for 2008 the data for which is received on materials of selective inspection of budgets of households is carried out.
Keywords: housekeeping, tourism, incomes, taxes, duties, statistics
Доходы домашнего хозяйства - часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Среди всех имеющихся потребностей можно выделить потребности в туристских услугах.
Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, в том числе туристских, накопления и сбережения, и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить. Так как туризм не входит в этот минимум потребительских товаров и услуг, домашнее хозяйство выделяет на него средства из накопления и сбережения.
Одним из показателей обеспеченности домашнего хозяйства, Г.Б. Поляк, выделяет валовой доход.
Валовой доход домохозяйств - это совокупный доход, который включает: денежные доходы, стоимость натуральных поступ-
лений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений).
В 2008 г. на одного члена домохозяйства в среднем приходилось распределяемых ресурсов1 2610 руб. в месяц (см. таб. 1):
Валовые доходы, как показывают данные Г.Б. Поляка, занимают главенствующее положение. Такая их роль сохраняется не одно десятилетие, ибо накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности всегда стояли на низком уровне. Эти доходы включают денежные и натуральные поступления, причем денежные доходы преобладают как результат развития рыночных отношений.
Натуральные доходы выступают в форме стоимости продуктов, производимых в подсобных хозяйствах, стоимости услуг, выполняемых для собственного потребления, а также стоимости полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства. В России натуральные доходы получают не только традиционно сельские граждане, которые всегда добавляли их к своим трудовым денежным доходам, но и городские жители, что свидетельствует об относительно низком уровне материальной обеспеченности населения в целом. Г.Б. Поляк подчеркивает, что производство продуктов в подсобных хозяйствах
Таблица 1.
1. Валовые доходы, %: 94,4
- денежные 84,4
- стоимость натуральных поступлений продуктов питания 8,0 - стоимость предоставленных в натуральном выражении 2,0 дотаций и льгот
2. Сумма привлеченных средств из накопленных сбережений 5,6
Рис. З.Структура располагаемых ресурсов домохозяйств в 2008 г. (по материалам выборочного обследования бюджетов
домохозяйств):
I - стоимость натуральных поступлений продуктов питания; II - стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот; III - сумма привлеченных средств, их сбережений, накоплений; IV - денежные доходы.
и выполнение услуг для собственного потребления из-за низкой механизации производственного процесса характеризуется значительными трудовыми затратами, и поступления в натуре относительно малы по сравнению с возможными. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние ряд факторов (социальный состав, количественный состав, местопроживание — город или село и др.). Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, у работающей супружеской пары без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов, например, хозяйство супругов-пенсионеров, воспитывающих малолетних внуков.
Из рисунка 3 видно, что денежные доходы в городе составляют почти 9/10 всех валовых доходов, тогда как стоимость натуральных поступлений невелика (всего 7%). В сельской местности положение меняется. Доля денежных доходов меньше на 16%, а стоимость натуральных продуктов достигает почти четверти всех доходов. Различия имеются и в накоплениях. В сельской местности население беднее, поэтому и накопления меньше, и, следовательно, расходы на туризм будут меньше, чем в городской местности.
Денежные доходы остаются главными в домохозяйстве и как утверждают Г.Б. Поляк и В.В. Ковалев, они формируются за счет следующих источников (рис. 4):
1) оплаты труда членов домохозяйств, полученной при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премий, постоянных надбавок к зарплате, выплат работодателями на социально-культурные цели: пособий, оплаты транспортных услуг, путевок и т.д.;
2) доходов от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арен-
дной платы и др.;
3) государственных социальных выплат (трансфертов) - пенсий, пособий и других платежей из бюджета и внебюджетных социальных фондов;
4) прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.).
В России, пишет Г.Б. Поляк, соотношение между этими источниками в последние семьдесят лет резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами до-мохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источника стала возрастать. Помимо этих доходов существуют и доходы домашних хозяйств от туристической деятельности, которые в рисунке 4 входят в доходы от предпринимательской деятельности. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом.
Помимо деления денежных доходов по источникам их различают по равномерности поступлений:
• регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
• периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам, доходы от вЪор-туризма и др.);
• случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества), а также незаконные доходы (уход от налогов, выручка от продажи запрещенных товаров — наркотиков, оружия, взятки).
Для измерения доходов домашних хозяйств, как от туристской деятельности, так и от других источников, такие финансисты как Г. Б. Поляк, В. В. Ковалев, используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с
Рис. 4. Динамика структуры денежных доходов населения, %.
'Распределяемые ресурсы домохозяйств исчисляются как сумма валовых доходов и привлеченных накопленных ранее средств, ссуд, кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домохозяйств в течение учетного периода обследования)
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 103
учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.
Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.
Номинальные доходы — доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.
Реальные доходы домашних хозяйств от туристской деятельности определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.
В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения с 1 января 2009 годавступили изменения в Закон «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ) (в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2004 № 198-ФЗ, Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ). Согласно этому закону предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума. МРОТ обеспечивается в государственных организациях за счет средств бюджета, а в частном секторе — из собственных средств.
На предприятиях определяют также виды и размер стимулирующих выплат, в частности за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, премии и т. д.
Государственные социальные трансферты.К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты - пенсии, пособия, другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов. Эта часть денежных доходов домохозяйств строго регулируется государством в законодательном порядке.
В последние годы получила развитие новая форма социальной помощи, которая финансируется из негосударственных фондов. Так, создаются негосударственные пенсионные фонды за счет средств самих работников и работодателей.
В России большая доля населения становятся бедняками. Бедность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В России прожиточный минимум был официально введен в 1997 г., хотя расчет его отдельными экономистами делался и раньше. В 2011 году состовляет 5,978 тысяч рублей в месяц.
Снижение среднедушевых распределяющих ресурсов домохо-зяйств по отношению к прожиточному минимуму свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения России, а динамика этого соотношения — об ухудшении положения. В настоящее время около трети всех домашних хозяйств живут ниже прожиточного минимума. Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бедность носит многопрофильныйхарактер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем, количеством детей и др.
Согласно одной из точек зрения доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности включают доходы граждан от коммерческой деятельности, которая осуществляется без образования юридического лица [Чернов, с. 50]. Однако далее автор отнес к указанной группе доходов также и доходы владельцев частных предприятий, имеющих статус юридического лица [Чернов, с. 59], что входит в противоречие с первоначальным утверждением. Имеется и более детальная трактовка рассматриваемых доходов, а именно к ним отнесены: доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности; доходы от туристической деятельности; доходы от реализации товаров, продукции (работ, услуг), другого имущества, произведенных лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей; доходы от реализации продукции, товаров, приобретенных на стороне, и др. [Бабич, Павлова, с. 50].
В условиях России с учетом низкого уровня оплаты труда предпринимательская деятельность, в том числе и туристическая, домашних хозяйств, носящая неорганизованный характер, является важным подспорьем для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем именно в этой сфере чаще всего наблюдаются негативные явления: сокрытие доходов, нелегальный бизнес, продажа низкокачественной, а иногда и опасной для жизни и здоровья людей продукции и др. В формировании частного товарооборота существенную роль играет деятельность так называемых шоп-туристов, периодически выезжающих за границу с целью закупки товара для его последующей реализации в России. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др.
Доходы от операций с имуществом и денежными средствами возникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижимое и движимое имущество, туристическую деятельность, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты.
Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль в экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства имеют как субъекты предложения важнейших производственных ресурсов — труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством.
Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности. Это возможно двумя путями: использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг; натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной
Рис. 5. Структура фактического конечного потребления домохозяйств в 2008 г.: I - поступление товаров и услуг в натуральной форме; II - покупка товаров и услуг; III - социальные трансферты в
натуральнойформе.
Государственная пошлина
Государственная пошлина
Налог на имущество физических лиц
Налог с имущества, переходящего в
порядке наследования или _дарения_
Налог с владельцев автотранспортных средств
Иные налоги
Домашнее хозяйство
Целевые сборы на
содержание милиции и другие цели
Сбор с владельцев собак
Сбор за уборку населенных пунктов
Курортный сбор
Сбор за выдачу ордера на квартиру
Иные сборы
Рис. 6. Расходы домохозяйств: состав и структура
трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.
Денежные расходы домохозяйства — фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимых для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства
В современных условиях в России происходит снижение реальных расходов из-за уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это приводит к качественным изменениям в обществе: ухудшению здоровья населения, сокращению продолжительности жизни, падению рождаемости.
Классификация и структура денежных расходов.Денежные расходы домашнего хозяйства можно классифицировать по разным признакам (рис.6):
1) по степени регулярности
• постоянные расходы (на питание, коммунальные услуги и др.);
• регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);
• разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).
2) по степени необходимости
• первоочередные (необходимые) расходы (на питание, одежду);
• на медицинское обслуживание;
• второочередные (желательные) расходы (на образование, страховые взносы и т.п.);
• прочие расходы;
3) по целям использования
• потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);
• уплата обязательных платежей и различных обязательных взносов;
• накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;
• покупка иностранной валюты;
• прирост денег на руках населения.
Самые большие изменения за указанный период произошли в двух статьях: значительно возрос удельный вес расходов на покупку инвалюты, и резко снизились средства на руках населения. Подобная тенденция сохраняется и ныне.
Для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства предполагается разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела: (1) обязательные платежи; (2) расходы на потребление (туризм); (3) денежные сбережения.
Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят различные обязательные платежи, которых насчитывается более 15. Прежде всего, это федеральные и местные налоги и сборы. К федеральным прямым налогам с населения относятся: налог на доходы физических лиц, налог с наследства и дарения, налог с владельцев транспортных средств, государственная пошлина, таможенные сборы с физических лиц. Среди местных налогов основные — налог на имущество с физических лиц, земельный налог и др. Личные обязательные платежи обеспечивают, с одной стороны, необходи-
мыми доходами бюджеты разного уровня, а с другой, — перераспределение доходов через бюджетную систему в пользу наименее социально защищенных слоев населения. Кроме того, они оказывают стимулирующее воздействие на рациональное использование лично полученных доходов.
Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.
В рамках распределительной функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов финансовых отношений обязано выплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим интересам. Однако нужно иметь в виду, что налоги и сборы, выплачиваемые физическими лицами, являются одной из доходных статей централизованных денежных фондов, средства которых в условиях развитой рыночной экономики направляются, в том числе и на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств.
Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.
Система основных отношений домашнего хозяйства по поводу выплаты прямых налогов и сборов с бюджетами различных уровней представлена на рис. 7.
Вторым по значимости после подоходного налога для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц Налог на имущество вносится два раза в год к 15 сентября и к 15 ноября. Это местный налог, но его введение обязательно для всей территории России. Налогом облагается находящееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества: лодки, катера, самолеты и другие, водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.
Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.
К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.
TRANSPORT BUSINESS TN RUSSTA 105
В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства приходится включать государственную пошлину — обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу документов уполномоченными на это органами или должностными лицами.
Размер пошлины устанавливается в широких пределах в зависимости от характера юридических действий или выдаваемых документов.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством статьей 132 Конституции, могут устанавливать на своей территории местные налоги на физических лиц по следующим категориям:
• целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом МРОТ;
• сбор с владельцев собак (не может превышать в год '/7 части МРОТ);
• сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превышать 75% МРОТ);
• сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);
• курортный сбор и др.
Необходимо отметить, что те налоги и сборы с физических лиц, краткая характеристика которых приведена в данной главе, составляют не полный перечень возможных выплат домашнего хозяйства в бюджеты различных уровней. Подчеркнем также и то обстоятельство, что домашнее хозяйство выплачивает налоги и сборы только в том случае, если участники домашнего хозяйства совершают определенные правовые действия.
Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. Прямые налоги, о которых говорилось выше,— это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на невидимые или косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.
Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов. Так, семья, проживающая в шестиэтажном кирпичном доме в Санкт-Петербурге, должна ежемесячно платить за техническое обслуживание квартиры, эксплуатационные услуги, холодную и горячую воду, отопление, вывоз мусора, обслуживание лифта, содержание радиоточки, антенны, газ, санитарное содержание
территории, а семья, имеющая собственный дом в деревне, не производит большую часть этих платежей. В том случае, если расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства превышают 22% совокупного дохода домашнего хозяйства за истекшие три месяца, то оно может получить соответствующую субсидию из бюджета. Отметим также, что домашние хозяйства в РФ выплачивают не полную стоимость жилищно-коммунальных услуг, поскольку часть стоимости дотируется из местных бюджетов.
Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.
Покупка товаров и оплата услуг— главные потребительские расходы, они составляют три четверти всех денежных затрат. Их размер обусловлен: объемом денежных доходов, которые сегодня недостаточно велики; удовлетворением необходимых личных и семейных потребностей; уровнем розничных цен; климатическими и географическими условиями жизни и другими факторами.
На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составляют 60—80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.
К текущим расходамдомашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т. п.).
Капитальные расходывключают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.).
Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю общей суммы расходов, причем в городе эта доля еще выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства, тогда как для города стоимость натуральных продуктов питания не превышает 7%. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.
Следующая группа денежных расходов домохозяйств — обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды. Добровольные платежи производят отдельные члены домохозяйств по собственной инициативе в страховые
Рис. 7. Основные налоги и сборы, включаемые в расходную часть бюджета домашних хозяйств
организации при страховании от различных рисков, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды и др.
Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимости): величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства; степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства; уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства; уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. Внешними факторами являются: уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги; величина государственных дотаций, направляемых на финансирование медицины, образования, транспорта и т. д.; сумма налогов других обязательных платежей домашнего хозяйства; уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др.
Сбережения и накопления,которые в условиях рыночных отношений обеспечивают непрерывность развития домашнего хозяйства. Их значение также велико для стабильности национальной экономики, ибо это важный инвестиционный источник для предприятий, испытывающих значительную потребность в дополнительных ресурсах.
Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т. е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Поэтому рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания: различных денежных фондов. По данным Центробанка РФ, сбережения в 2008 г. составляли около 17% совокупного дохода домашних хозяйств.
Значение денежных сбережений велико не только с точки зрения домашнего хозяйства. Сбережения населения — это важный источник стабильности национальной экономики. По различным оценкам, их величина составляет в России от 70 до 90 млрд. долл. США. Для сравнения: по данным Минфина РФ общий объем государственного долга РФ в апреле 2000 г. был равен 87,9 млрд. долл. (с учетом долга СССР), в 2005 г. 116 млрд. долл., а на 1 февраля 2010 года составил $37 млрд 523,2 млн или 26 млрд 890,6 млн евро Сбережения населения — это важный инвестиционный ресурс для российских предприятий (напомним, что уровень изношенности основных фондов в различных отраслях отечественной экономики варьирует в пределах от 30 до 70%, при этом реализация подавляющего большинства инвестиционных программ сдерживается из-за отсутствия доступных источников финансирования).
Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результат сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Можно выделить, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:
• создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;
• создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметом длительного пользования или услуг;
• создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в акции, облигации и т. д.) — индивидуальное накопление.
Таблица 2. Примерная структура расходной части бюджета домашнего хозяйства (макет таблицы).
Название раздела (статьи) Сумма
1. Обязательные платежи
1.1 .Налоги и сборы с физических лиц
Налог на доходы физических лиц
Налог на имущество физических лиц.
Иные налоги и сборы с физических лиц
1.2.Коммунальные и другие платежи населения
Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства
Оплата услуг городской и междугородной телефонной связи
Оплата потребленной электроэнергии. Иные обязательные
платежи
2. Расходы на потребление
2.1. Текущие расходы
Расходы на питание
Расходы на приобретение обуви и одежды
Оплата услуг
Иные текущие платежи
2.2. Капитальные расходы
Расходы на предметы длительного пользования
Оплата услуг
Расходы на туризм
Иные капитальные расходы
3. Денежные сбережения
3.1. Резерв на поддержание уровня текущих расходов
Наличные деньги
Остатки на текущих счетах
3.2. Резерв на повышение уровня капитальных расходов
Наличные деньги
Остатки на текущих счетах Вложения в иностранную валюту
3.3. Инвестиционный денежный фонд
Остаток на срочных счетах в банках
Сумма вложений в акции и облигации
Вложения в иностранную валюту.
Иные вложения
Итого
ТРА^РОЯТ БШШЕЯЯ Ш Ш^ЯТА 107
Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделяют две основные формы сбережений: (а) неорганизованные сбережения; (б) организованные сбережения.
К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй — денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятии и другие финансовые инструменты.
Развитию отношений российских домашних хозяйств с коммерческими банками препятствует отсутствие государственной системы гарантирования вкладов физических лиц.
Важным фактором, определяющим уровень сбережений домашних хозяйств, является величина его дохода. Как было отмечено выше, весь располагаемый доход домашнего хозяйства состоит из двух частей: одна направляется на потребление, другая сберегается. Значит, чем большая часть дохода потребляется, тем меньшая её часть направляется на сбережение. С другой стороны, если пропорция междупотребляемой и сберегаемой частями остается неизменной, то на уровень сбережений влияет величина получаемого домашним хозяйством дохода. Однако возникает вопрос, в какой пропорции увеличиваются сбережения и потребляемая часть дохода в случае его общего роста? Ответ на этот вопрос сформулирован в основном психологическом законе Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход» [Кейнс, с. 80]. Более низкие по сравнению с ростом совокупного дохода, темпы роста потребления определяются так называемой склонностью к потреблению. Предельная склонность к потреблению (MarginalPropensitytoConsume, MPC) равна отношению прироста потребляемой части дохода ( ДQ) к приросту всего дохода в целом (
MPC = АС / AY,
гДе АС — величина прироста накоплений; —величина прироста доходов.
Величина МРС показывает направляемую на потребление часть дополнительного дохода. Согласно основному психологическому
закону 0<МРС<1, поэтому можно сказать, что:
если МРС = 0, то весь прирост дохода направляется на сбережение;
если МРС = 1, то весь прирост дохода потребляется.
Аналогичным способом можно определить и предельную склонность к сбережению (MarginalPropensitytoSave, MPS):
MPC - AS / AY,
где AS — величина прироста сбережений.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что располагаемый доход домашнего хозяйства и предельная склонность к потреблению являются основными факторами, влияющими на уровень сбережений. Они, в свою очередь, определяются группой внутренних и внешних по отношению к домашнему хозяйству причин.
Таким образом, структуру расходной части бюджета домашнего хозяйства можно представить следующим образом (табл. 2).
В табл. 2 приведена лишь примерная структура расходной части бюджета домашнего хозяйства, которую можно брать за основу при его планировании и исполнении. На наш взгляд, такая структура достаточно оптимальна; она дает возможность сгруппировать расходы домашнего хозяйства в зависимости от их функционального назначения, что упрощает контроль за расходами.
Бюджет домашнего хозяйства выполняет важную роль в процессе воспроизводства рабочей силы, семьи как исходной ячейки общества. Уровень реальных доходов большинства российских домашних хозяйств находится на очень низком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, сокращается численность населения, надает уровень духовного развития членов общества Планирование расходов и контроль за исполнением расходной части домашнего бюджета, рациональное управление его отдельными статьями способно в известной степени смягчить эти негативные тенденции.
Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ
Кузнецов Д.В., к.э.н., доц., профессор кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России
В статье рассмотрена примерная структура региональной инновационной системы, выявлено место инновационных программ и проектов в региональной инновационной системе.
Ключевые слова: инновации, инновационная система, регион, инновационная программа, инновационный проект.
FEATURES OF CONSTRUCTION OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM
Kuznetsov D., PhD, Assoc., a professor of management and marketing of the State Academy of Training and retraining of personnel for
construction and housing and communal complex of Russia
In article the approximate structure of regional innovative system is considered, the place of innovative programs and projects in regional innovative system is revealed.
Keywords: innovations, innovative system, region, the innovative program, the innovative project.
Принципиальное значение для выработки и реализации инновационной политики региона имеет то обстоятельство, что с точки зрения социально-экономического развития региона научно-техническая деятельность никогда не является самоцелью1. Любой регион всегда в первую очередь заинтересован в подъеме своей экономики и уровня благосостояния своего населения, а поскольку, на настоящем этапе, добиться этого практически невозможно без эффективного научно-технического обеспечения, то раньше или позже возникает необходимость использования существующего научно-технического потенциала в интересах региона, сопряжения научно-технической деятельности с проблемами социально-экономического развития региона, а также целенаправленного формирования и развития научно-технического потенциала с учетом особен-
ностей социально-экономической политики региона.
В связи с этим, отправной точкой для сопряжения научно-технической деятельности с социально-экономической политикой региона является выработка и формулирование самой социально-экономической политики региона, составной частью которой является региональная инновационная политика, обеспечивающая формирование и эффективное функционирование региональной инновационной системы.
Региональную инновационную систему можно рассматривать как многоуровневую формацию, где каждый уровень представляет собой проект определенной сложности. Формирование региональной инновационной системы, по нашему мнению, должно осуществляться на следующих уровнях: