Научная статья на тему 'БЫТЬ ГОТОВЫМ К СТРЕССУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

БЫТЬ ГОТОВЫМ К СТРЕССУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТНОГО ТИПА / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PSYCHOLOGICAL READINESS / PSYCHOLOGICAL STABILITY / LEARNING TASKS OF UNCERTAIN TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потанин Сергей Павлович

В статье освещаются характеристики психологической подготовки курсантов военных вузов. Приводится авторская позиция по организации общей психологической подготовки курсантов посредством отработки учебных заданий неопределенностного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потанин Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BE READY FOR THE STRESS PSYCHOLOGICAL PREPARATION COURSES OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article highlights the characteristics of the psychological training of cadets of military universities. The author's position on the organiza-tion of the general psychological training of cadets is given by means of working out study tasks of an uncertain type.

Текст научной работы на тему «БЫТЬ ГОТОВЫМ К СТРЕССУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

чСШВЖШ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

С.П. ПОТАНИН S.P. POTANIN

БЫТЬ ГОТОВЫМ К СТРЕССУ

BE READY FOR THE STRESS

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

PSYCHOLOGICAL PREPARATION COURSES OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Сведения об авторе. Потанин Сергей Павлович - доцент кафедры педагогики Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, капитан 1-го ранга запаса, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: spspb@bk. ru).

Аннотация. В статье освещаются характеристики психологической подготовки курсантов военных вузов. Приводится авторская позиция по организации общей психологической подготовки курсантов посредством отработки учебных заданий неопределенностного типа.

Ключевые слова: психологическая подготовка, психологическая готовность, психологическая устойчивость, учебные задания неопределенностного типа.

Information about the author. Sergey Potanin - Associate Professor of pedagogy of the Military medical Academy. S.M. Kirova, captain 1st rank reserve, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor (St. Petersburg. E-mail: spspb@bk. ru).

Summary. The article highlights the characteristics of the psychological training of cadets of military universities. The authors position on the organization of the general psychological training of cadets is given by means of working out study tasks of an uncertain type.

Keywords: psychological preparation; psychological readiness; psychological stability; learning tasks of uncertain type.

Выступая на учебно-методическом сборе руководящего состава военных вузов, начальник Управления оперативной подготовки ВС РФ генерал-майор А. Н. Петров поставил перед военными руководителями следующие задачи: учить курсантов и подчиненных нестандартному творческому мышлению; прививать практические навыки управления при подготовке и ведении боевых действий в интенсивно меняющейся сложной обстановке; в подготовке младших офицеров обращать внимание на применение ими в бою военной хитрости и неожиданных для противника способов действий.

То есть офицеры, принимающие решения на выполнение по-

ставленных задач, должны думать не только по шаблонам военных методик и учебников, не по алгоритмам компьютеров, электронных программ и искусственного интеллекта, а по «тайным» (подсознательным) интеллектуальным путям творчества.

Возникает вопрос: как развернуть процесс военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов в сторону, показанную генерал-майором Петровым? Ответ на этот вопрос включает два направления развития высшего военного образования:

• первый - необходимость развития творческого потенциала будущих офицеров;

• второй - совершенствование способности обучаемых применять

профессиональные компетенции и творческий потенциал в сложных условиях и в любой обстановке.

И действительно, творческий подход к принятию решения на выполнение поставленных задач позволяет планировать неожиданные, нестандартные действия. Но сама мыслительная деятельность, не говоря уже о ее творческой составляющей, в условиях боя, форс-мажора, неопределенности может и не развернуться, быть блокирована нервно-психической неустойчивостью, ведущей к дезорганизации или срыву профессиональной деятельности офицера. Следовательно, еще в период вузовской подготовки будущие офицеры должны проходить психологическую подготовку к дальнейшей службе и воинской

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

! I

Хпжеё

Ш

I

деятельности, закаляя свою психику и организм особым образом.

Теория военно-образовательного процесса выделяет в нем четыре его подпроцесса:

1 - обучение как процесс формирования личностного учебно-профессионального опыта;

2 - воспитание, как процесс создания условий для формирования ценностных ориентаций личности;

3 - развитие, как процесс физического и умственного совершенствования (умственное совершенствование предполагает прогрессивное развитие общих, интеллектуальных способностей);

4 - психологическую подготовку как процесс формирования психологической готовности и психологической устойчивости учащихся к выполнению военно-профессиональной деятельности.

Психологическая подготовка есть четвертая составляющая военно-образовательного процесса, отличающая его от образовательного процесса в гражданских вузах.

Психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности в сложных условиях достигается совокупностью методов воздействия на ценностную картину мира курсанта. Генеральным среди них является метод убеждения. Главное здесь - создание условий для формирования в сознании курсанта мотивов офицерской чести и воинского долга.

Формирование убеждения (уверенности) в том, что никто, кроме тебя, не несет ответственности за выполнение поставленных перед тобой задач (их надо выполнить во что бы то ни стало, но, в первую очередь, профессионально) - главная долговременная образовательная задача военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов. Психологическаяустойчивостъ к стрессорам воинской деятельности также достигается совокупностью методов воздействия на психику, нервную систему и организм курсанта, генеральным среди которых является метод упражнения.

Главное здесь - приобретение курсантом опыта успешных адекватных действий в моделируемых экстремальных условиях повседневной и боевой обстановки.

Упражнения, формирующие психологическую устойчивость, проводятся на занятиях практической направленности и должны контролироваться преподавателями. К ним, безусловно, можно отнести следующие упражнения:

- огневые;

- физические - на выносливость, быстроту и ловкость;

- на борьбу с аварийными вводными;

- на преодоление страха и т.д.

Такие упражнения проводятся

с курсантами в каждом военном вузе. Их вариативность зависит от приобретаемой военной специальности. И они действительно формируют психологическую устойчивость организма к стрессовым условиям будущей воинской деятельности. Беда заключается только в том, что частота таких упражнений крайне низка (за исключением упражнений по физической подготовке). Поэтому говорить об их влиянии на психику не приходится.

Таким образом, психологическая подготовка проводится в неразрывной связи с процессом обучения (опыт успешных профессиональных действий в сложных условиях), с процессом морально-нравственного и волевого воспитания (мотивы чести и долга), с процессом развития (развитие креативных способностей). Но суть ее - не обучение умениям и навыкам действий в условиях боя, стресса, форс-мажора, не формирование профессионально-важных качеств, не развитие творчества, а подготовка психики к функционированию в условиях неопределенности, напряженности, сложности.

Вместе с тем психологическая подготовка не сводится к обучению, воспитанию и развитию, она имеет свои средства, формы и методы проведения. Так, военная психология к методам психологической

подготовки относит аутотренинг, психокоррекцию, психореабилитацию, ситуационный анализ боя, адаптацию к стрессорам и др. По формам проведения она делится на: общую, специальную и целевую.

В ходе общей (которая систематически осуществляется в образовательном процессе) формируются необходимые для действий в боевых и сложных условиях профессионально важные качества.

Специальная (менее связана с образовательным процессом и более приближена к выполнению поставленной задачи) - специфические методы (тренажи, идео-моторные тренировки, изучение основных признаков и характеристик успешности будущих действий). Организуется она сразу же после получения боевого распоряжения, приказа, боевой задачи. В ходе ее подготовки решаются вопросы по снижению элементов неизвестности в общей системе предстоящих действий: уяснению боевой задачи, оценке противника, своих сил, времени, района боевых действий и т.д. Актуализируются мотивы беспрекословного и полного выполнения поставленных задач.

Целевая - проводится непосредственно перед выходом на выполнение поставленных задач, перед конкретным боем, полетом, походом. Она направлена на ситуативный подъем активности личного состава, мобилизацию его психики на выполнение поставленной задачи, актуальной на текущий момент.

Для условия военной образовательной организации наибольшую значимость приобретает общая психологическая подготовка, осуществляемая в процессе обучения и воспитания курсантов военных вузов.

В существующих ныне нормативно-правовых документах, регламентирующих проведение психологической подготовки, подчеркивается, что ее организация возложена на военных психологов. Невольно возникает вопрос - кто и как должен осуществлять работу

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

по организации общей психологической подготовки курсантов в вузе?

В связи с тем, что общая психологическая подготовка осуществляется в образовательном процессе, на наш взгляд ответственность за ее организацию должны нести как психологи, так и организаторы образовательного процесса.

В чем же заключается организация общей психологической подготовки курсантов? Группа авторов развернуто ответила на этот вопрос в труде «Технологии компе-тентностного образования в военно-медицинском вузе». В рамках данной статьи коротко перечислим основные организационные моменты такой подготовки.

В соответствии с теорией военной психологии психологическая устойчивость к стрессорам воинской деятельности, а в пределе - к боевым действиям - создается учебными действиями, осуществляемыми в рамках имитационной модели современного боя, формирующей в сознании обучающихся определенный психический образ.

Такая психологическая модель современного боя создается путем:

- использования различных средств имитации (учебные ВВ, имитаторы ядерного взрыва, учебные рецептуры ОВ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты, огнесмеси, холостые патроны и т.д.);

- трансляции записей шумовых эффектов боя (выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуковых низколетающих самолетов и т.д.);

- создания пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий, применяемых внезапно (имитационные минные поля, проволочные и малозаметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов);

- организации реального противодействия противника (подготовленная группа личного состава,

двухсторонняя игра силами двух взводов и др.).

Очевидно, что воссоздать такие условия в полной степени возможно во время тактических учений на полигоне. В военном вузе тактические учения проводятся ежегодно, но не часто. Что же делать в перерывах между учениями? Погружать обучающихся в модельные условия напряженности современного боя постепенно, используя для этого учебные задания нео-пределенностного типа. К таким неопределенностным заданиям относятся:

- задачи по формированию и отработке аварийных умений и навыков;

- задачи с неполными исходными данными;

- задачи с противоречивыми исходными данными;

- задачи с исходными данными, частично поступающими от преподавателя по мере запроса их со стороны курсанта (если он сообразит, каков должен быть правильный запрос);

- задачи, решаемые в условиях цейтнота;

- задачи, решаемые в условиях помех, затрудняющих учебно-познавательную деятельность (шум при решении; перебивание при устных ответах, условный внезапный выход из строя калькуляторов, компьютеров и др. средств инженерных расчетов и принятия решений);

- интеллектуальные учебно-профессиональные задачи сразу же после физической или психологической нагрузки;

- задачи по принятию оптимального решения в ситуации альтернативного выбора и поливариантности возможных решений;

- задачи по принятию решения в условиях риска (непредсказуемой результативности имеемых в опыте вариантов действий и непредсказуемой ответственности).

Как следует из вышеприведенного перечня, некоторые из

заданий повышенной сложности имеют междисциплинарную природу. Их организация и проведение требуют междисциплинарного или межкафедрального согласования и обеспечения.

Неопределенностные задания в случае их систематического выполнения в течение цикла обучения в вузе формируют у курсантов привыкание к новым раздражителям, способность к мыслительной деятельности в условиях напряжения, умения отстроиться от психогенных факторов. Периодическое выполнение таких заданий составляет суть тренинга нервно-психической устойчивости курсантов к стрессорам профессиональной деятельности, протекающей в сложных, в т.ч. в боевых условиях.

Неопределенностные учебные задания отрабатываются только под контролем преподавателя на занятиях практической направленности, их количество в учебной дисциплине должно быть невелико, но проводиться они должны систематически по каждой учебной дисциплине (модулю) образовательной программы, включая гуманитарные дисциплины, в процессе всего периода обучения.

Чтобы добиться такой организации психологической подготовки, необходимо включить в локальный акт, регулирующий образовательную деятельность вуза, требование обязательной разработки учебных заданий не-определенностного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военная психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. В.Ф. Кулакова. - М.: Совершенство, 1998.

2. Корчемный, И и др. Военная психология: методология, теория, практика. - М.: Воениздат, 2010.

3. Козлов, А В., Лобачев, И. В., Логинова, О. Б., Потанин, С. Я. Технологии компетентностного образования в военно-медицинском вузе: монография-СПб.: НИЦ APT, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.