Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО В ПОДГОТОВКЕ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО В ПОДГОТОВКЕ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / НАГРУЗКА / PHYSICAL TRAINING / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / WORKLOAD / PHYSICAL QUALITIES / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / SOLDIER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козниенко Игорь Васильевич

В статье показаны средства и методы физической культуры, применяемые в высшем военном учебном заведении для адаптации курсантов к условиям выполнения военно-профессиональной деятельности. Отмечается, что в условиях военно-профессиональной деятельности выпускникам высшего военного учебного заведения необходима высокая степень развития физических качеств, являющихся основой психологической подготовки военнослужащих.The means and methods of physical culture applied at the higher military school for adaptation of students to the conditions of fulfillment of military-professional activity are shown in the article. It is noted that in terms of the military-professional activities graduates of higher military educational institution should have a high degree of development of physical qualities, which are the basis of psychological preparation of military personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козниенко Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО В ПОДГОТОВКЕ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 37

РС! 10.21661/Г-474296 И.В. Козниенко

Физическая подготовка курсантов как ключевое звено в подготовке к военно-профессиональной деятельности

Аннотация

В статье показаны средства и методы физической культуры, применяемые в высшем военном учебном заведении для адаптации курсантов к условиям выполнения военно-профессиональной деятельности. Отмечается, что в условиях военно-профессиональной деятельности выпускникам высшего военного учебного заведения необходима высокая степень развития физических качеств, являющихся основой психологической подготовки военнослужащих.

I

Ключевые слова: военнослужащий, физическая подготовка, физические качества, нагрузка, психологическая подготовка.

I.V. Koznienko

Physical preparation of courses as a key chain in preparation

for military and professional activities

Abstract

The means and methods of physical culture applied at the higher military school for adaptation of students to the conditions of fulfillment of military-professional activity are shown in the article. It is noted that in terms of the military-professional activities graduates of higher military educational institution should have a high degree of development of physical qualities, which are the basis of psychological preparation of military personnel.

| Keywords: soldier, physical training, physical qualities, workload, psychological preparation.

ведение. Высшие военные учебные заведения воздушно-космических сил Министерства обороны России предназначены готовить для Вооруженных Сил Российской Федерации высококвалифицированных специалистов, преданных Родине, народу, имеющих высокий уровень общевойсковой, общетехнической и физической подготовленности, практические умения и навыки по специальности, способных успешно организовывать мероприятия в различных условиях деятельности войск; умело обучать и воспитывать подчиненных, совершенствовать навыки по специальности.

Обучение курсантов в высшем военном учебном заведении - военном вузе, начинается с общевойсковой подготовки продолжительностью два месяца, в основу которой положены занятия по общевоинским дисциплинам.

В этот период курсантам прививается необходимость сознательного приобретения командирских навыков офицеров - командиров воинских подразделений, высокой полевой выучки, отрабатываются действия солдата в бою, вопросы инженерного обеспечения, умение ориентироваться на местности, строевые приемы и движение без оружия.

Pedagogy

В конце общевойсковой подготовки, для закрепления полученных знаний и умений по действиям в бою в качестве солдата, для проверки боевого слаживания подразделений проводится трехсуточный полевой выход подразделений. Как отмечается в ряде исследований, целью физической подготовки в указанный период является общефизическое развитие курсантов, обучение приемам рукопашного боя с оружием и преодолению препятствий [1, с. 12].

Объект исследования - физическая подготовка военнослужащих, различных специальностей воздушно-космических сил для выполнения военно-профессиональной деятельности.

Результаты исследования. При анализе учебных программ, отраженных в исследования специалистов в области педагогики, основное внимание при обучении в высшем военном учебном заведении уделяется естественнонаучным и общетехническим дисциплинам. Наибольшее количество часов выделяется на 1 и 2 курсах (61% и 56,1%) годовых нагрузок, это, на наш взгляд, обусловлено требованиями, определяющими профессиональную пригодность будущих выпускников. На 3-5 курсах объем времени на эти дисциплины уменьшается, но остается самым большим по отношению к другим видам учебных дисциплин - в среднем около 30-35% в год [2, с. 110].

Курсанты при обучении в училище должны прочно овладеть знаниями в области химии, физики, математики, инженерной графики, экологии, гидродинамики, прикладной механики.

Целью теоретической части дисциплины является изучение курсантами высшего военного учебного заведения организации, назначения и возможностей частей и подразделений, тактики их действий при выполнении ими задач обеспечения боя и операций, содержания, организации и последовательности работы командиров по управлению подчиненными подразделениями.

Закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений осуществляется на групповых упражнениях, тактико-строевых и тактико-специальных занятиях, ротных тактико-специальных учениях, учениях с войсками и командно-штабных учениях.

Формирование у курсантов навыков и умений в воспитании личного состава осуществляется при изучении раздела гуманитарных и социально-экономических дисциплин в течение всего периода обучения в высшем военном учебном заведении.

Общевоинские дисциплины имеют в программе неравномерный характер распределения учебного

времени по курсам обучения. Наименьшее количество часов по данному разделу спланировано на 1-2 курсах - 3,8% и 3,3%, но, начиная с 3 курса, объем времени начинает увеличиваться и к 5 курсу он вырастает с 5,9% до 16,6%. Изучая общевоинские дисциплины, курсанты получают необходимые знания, практические и методические умения по огневой и строевой подготовке, а также общевоинским уставам.

Анализ служебно-боевой деятельности специалистов вооруженных сил делает возможным отметить факторы, отрицательно влияющие на подготовку выпускников военного вуза, что согласуется с результатами исследований, отраженных в научной литературе [3, с. 105].

К ним относятся:

- сохранение высокого уровня боеготовности в сложных условиях современной войны;

- высокий уровень нервно-психической напряженности;

- отсутствие научно-методических рекомендаций о снижении роли неблагоприятного фактора воздействия на организм человека противогаза и средств индивидуальной защиты за счет физической подготовки;

- повышенный уровень риска и опасность для жизни;

- непривычные условия действия в обстановке ограниченной видимости.

Выполнение учебно-боевых и боевых задач требует от офицеров вооруженных сил высокой степени их боевой готовности, обученности, морально-волевого состояния, умения обслуживать современное вооружение и специальную технику, их способности выполнять задачи по своему прямому предназначению.

Выводы. Таким образом, в условиях военно-профессиональной деятельности выпускникам высшего военного учебного заведения необходима высокая степень развития физических, психических и психофизиологических качеств:

- высокого уровня общей и специальной выносливости;

- умения длительное время преодолевать воздействие на организм вредного пространства противогаза;

- увеличения времени преодоления вредного воздействия на организм человека средств индивидуальной защиты;

- нервно-психической устойчивости;

- устойчивости к утомлению;

- психомоторной координации.

Interactive science | 12 (34) • 2018

41

i

Педагогика

Литература

1. Богатырев Р.В. Модель физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р.В. Богатырев, А.В. Борисов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. - №8 (150). - С. 11-15.

2. Буриков А.В. Применение опытной программы совершенствования психологической и физической подготовки военнослужащих // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Материалы IX Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2018 г.) / Редкол. О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 109-111.

3. Буриков А.В. Эффективность программы развития и совершенствования скоростно-силовых качеств у специалистов вооруженных сил / А.В. Буриков, Р.В. Богатырев // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / Редкол.: О.Н Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №1 (8). - С. 103-108.

References

1. Bogatyrev R.V., & Borisov A.V (2017). Model' fizicheskoi podgotovki ofitserov vozdushno-kosmicheskikh sil posle vozvrashcheniia iz zony boevykh deistvii. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 8 (150), 11-15.

2. Burikov A.V (2018). Primenenie opytnoi programmy sovershenstvovaniia psikhologicheskoi i fizicheskoi podgotovki voennosluzhashchikh. Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitiia, 109-111. Cheboksary: TsNS "Interaktiv plius".

3. Burikov A.V, & Bogatyrev R.V (2016). Effektivnost' programmy razvitiia i sovershenstvovaniia skorostno-silovykh kachestv u spetsialistov vooruzhennykh sil. Prioritetnye napravleniia razvitiia nauki i obrazovaniia, 1 (8), 103-108. Cheboksary: TsNS "Interaktiv plius".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.