Научная статья на тему 'Psychological bases of formation` of competence of graduates of universities of the Russian Federal penitentiary service in the area of physical training'

Psychological bases of formation` of competence of graduates of universities of the Russian Federal penitentiary service in the area of physical training Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / АДАПТАЦИЯ / ТРЕВОГА / PHYSICAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL READINESS / STRESS TOLERANCE / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ADAPTATION / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Газизулин Александр Ильдарович

В статье предпринята попытка осмысления психологических факторов, способствующих совершенствованию физической подготовки курсантов ведомственного вуза. Проведен анализ психологических качеств, которые формируются у курсантов в процессе физической подготовки. Отмечается, что физическая подготовка, выступая основным звеном в процессе подготовки высококвалифицированных кадров уголовно-исполнительной системы, за счет гармонизации физических и духовных сил тесно взаимосвязана с психологическим здоровьем курсантов. Формирование у курсантов способности эффективно действовать в ситуациях, характеризующихся высокими физическими и психическими нагрузками, должно осуществляться через систему комплексных упражнений, соответствующей тактики проведения занятий, спортивных игр, изучения приемов самообороны, а также сдачи контрольных нормативов. В процессе физической подготовки у курсантов формируются психологические качества личности, которые определяют не только успешность дальнейшей служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе, но и уровень их психологического здоровья. Психологическая подготовка к деятельности в условиях осложненной обстановки осуществляется в три этапа: первый использование демонстрационных методов, второй использование условно-ситуативных методов, третий использование имитации психологических стресс-факторов оперативно-служебной деятельности). Эффективность будущей служебной деятельности во многом зависит и от мотивации курсантов вузов ФСИН России повышать уровень своей физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Газизулин Александр Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Psychological bases of formation` of competence of graduates of universities of the Russian Federal penitentiary service in the area of physical training»

УДК 378

Газизулин Александр Ильдарович

старший преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская 24в, е-mail: sgazizulin1@gmail.com

Aleksandr I Gazizulin

Senior lecturer of the Department of physical and tactical special training,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: sgazizulin1@gmail.com

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗОВ ФСИН РОССИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье предпринята попытка осмысления психологических факторов, способствующих совершенствованию физической подготовки курсантов ведомственного вуза. Проведен анализ психологических качеств, которые формируются у курсантов в процессе физической подготовки. Отмечается, что физическая подготовка, выступая основным звеном в процессе подготовки высококвалифицированных кадров уголовно-исполнительной системы, за счет гармонизации физических и духовных сил тесно взаимосвязана с психологическим здоровьем курсантов.

Формирование у курсантов способности эффективно действовать в ситуациях, характеризующихся высокими физическими и психическими нагрузками, должно осуществляться через систему комплексных упражнений, соответствующей тактики проведения занятий, спортивных игр, изучения приемов самообороны, а также сдачи контрольных нормативов. В процессе физической подготовки у курсантов формируются психологические качества личности, которые определяют не только успешность дальнейшей служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе, но и уровень их психологического здоровья. Психологическая подготовка к деятельности в условиях осложненной обстановки осуществляется в три этапа: первый - использование демонстрационных методов, второй - использование условно-ситуативных методов, третий - использование имитации психологических стресс-факторов оперативно-служебной деятельности). Эффективность будущей служебной деятельности во многом зависит и от мотивации курсантов вузов ФСИН России повышать уровень своей физической подготовки.

Ключевые слова: физическая подготовка, психологическая готовность, стрессоустойчивость, психологическое здоровье, адаптация, тревога.

PSYCHOLOGICAL BASES OF FORMATION' OF COMPETENCE OF GRADUATES OF UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE IN THE AREA

OF PHYSICAL TRAINING

Summary. The article attempts to understand the psychological factors contributing to the improvement of cadets' physical training in a departmental university. The analysis ofpsychological qualities of the cadets in the process of physical training is formed. It is noted that physical training, being the main link in the process of training highly qualified personnel of the penitentiary system, is closely interconnected with the psychological health of cadets due to the harmonization ofphysical and spiritual forces.

Formation of the ability of cadets to act effectively in situations characterized by high physical and mental stress, should be carried out through a system of complex exercises, appropriate tactics for conducting classes, sports, learning self-defense techniques, as well as putting control standards. In the course of physical training, the cadets form the psychological qualities of the personality, which determine not only the success of their further service activities in the penitentiary system, but also the level of their psychological health. Psychological preparation for activities in a complicated environment is carried out in three stages: the first is the use of demonstration methods, the second is the use of conditionally situational methods, the third is the use of imitations of psychological stress factors of operational activities. The effectiveness of future service activities largely depends on the motivation of cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia to raise the level of their physical training.

Keywords: the physical education, psychological readiness, stress tolerance, psychological health, adaptation, anxiety.

Современная уголовно-исполнительная система (далее - УИС) претерпевает множество изменений как масштабного, так и локального характера. И решение поставленных задач невозможно без совершенствования процесса образования, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов.

© 2018 Газизулин А. И.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В идеале система исполнения наказаний должна состоять из высококвалифицированных, психологически устойчивых, эрудированных, воспитанных, высоконравственных сотрудников. Перечисленные морально-психологические качества позволяют наиболее эффективно справляться с неблагоприятными ситуациями, лишениями и тяготами служебной деятельности. Для подготовки таких специалистов изначально должен проводиться тщательный отбор из числа желающих пойти на службу.

В качестве требований, предъявляемых к сотруднику УИС, помимо перечисленных выше личностных качеств, физического и психического здоровья, указываются еще и хороший уровень физической подготовки. Сложность отбора кандидатов заключается в том, что современное молодое поколение характеризуется резко возросшей интенсификацией умственного труда на фоне снижения уровня двигательной активности [1, с. 85], приводящей к диссонансу интеллектуальных и психофизических потенций человеческого организма.

Физическая подготовка выступает основным звеном в процессе подготовки высококвалифицированных кадров УИС. Ее значимость проявляется через гармонизацию духовных и физических сил. Физическая подготовка помогает сотруднику УИС повысить уровень самоконтроля и личной дисциплины, придает уверенность в сложных экстремальных ситуациях.

Дисциплина «Физическая подготовка» в вузах ФСИН России включает в себя теоретический и практический разделы, каждый из которых играет определенную роль в процессе обучения. Теоретическая база отражена в Приказе Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России», изучение которого необходимо для формирования у курсантов специальных знаний, а также для усвоения природо-социальных процессов функционирования физической культуры, физического совершенствования, выполнения специальных боевых приемов в условиях оперативной обстановки.

Практический раздел включает в себя развитие выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости, двигательных качеств, направлен на поддержание физического здоровья, опыта, формирование мотивационно-ценностных отношений, профессиональных психофизических качеств, в целях общей профилактики и профилактики травматизма в профессиональной деятельности УИС [2, с. 24]. Формирование конкретных психических качеств и свойств личности сотрудника, определяющих успешную профессиональную деятельность, происходит в результате изучения комплексных упражнений, соответствующей тактики проведения занятий, спортивных игр, изучения приемов самообороны, а также сдачи контрольных нормативов.

Таким образом, компетентность выпускников вузов ФСИН России в сфере физической подготовки складывается из формирования не только способности самостоятельного, методически правильного использования методов укрепления здоровья, готовности к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, но и способностей обладать высоким уровнем стрессоустойчивости и мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Психологические основы формирования физических способностей курсантов вузов ФСИН России включают:

- формирование мотивации совершенствовать свою физическую подготовку;

- психологическую подготовку, направленную на осознание привлекательности и пользы здорового образа жизни;

- совершенствование психических качеств и свойств личности курсантов: силы воли (упорства в достижении поставленной цели), эмоциональной устойчивости, уравновешенности, стрессоустойчивости, умения быстро принимать решения в экстремальных ситуациях;

- формирование умения выполнять физическую нагрузку осознанно, подключая к этому воображение и мышление.

Следует отметить, что физическая подготовка тесно связана с психологическим здоровьем человека, представляющим собой состояние душевного благополучия, которое обеспечивает регуляцию деятельности и поведения адекватную внешним условиям окружающей среды и характеризуется отсутствием болезненных психических явлений [3].

Психологическое здоровье возможно только в случае, если человек способен эффективно адаптироваться к социальной среде (социальная адаптация), к определенному социально-психологическому статусу (социально-психологическая адаптация) и к стрессовым факторам (ин-трапсихическая адаптация) [4, с. 29].

Психологическое здоровье курсантов специализированного вуза тесно связано с формированием у них установок на ведение здорового образа жизни и занятие спортом. Только в этом случае, по мнению А. В. Медведева, происходит процесс профессионального становления [5].

Служба в УИС зачастую подразумевает не только решение плановых задач, но и умение действовать во внештатных ситуациях, поскольку к особенностям службы в УИС относят работу в специфической среде; на закрытой территории; круглосуточное выполнение служебных обязанностей; пресечение массовых беспорядков; поимку сбежавших осужденных; выполнение служебных обязанностей в неблагоприятных климатических условиях и превосходящим численно контингентом осужденных [6, с. 8].

Поэтому для достижения высоких показателей в профессиональной деятельности необходимо формировать у курсантов способность справляться с высокими физическими и психическими нагрузками.

С этой целью необходимо создавать такие ситуации, которые оценивались бы как трудные, поскольку психическая напряженность, возникающая у сотрудников, напрямую зависит от сложности задачи или условий ее выполнения. В результате курсанты психологически будут готовы к выполнению любой оперативной задачи.

Реализация процесса психологической подготовки к деятельности в условиях осложненной обстановки, опасности, дефицита информации, действиям в условиях перенапряжения осуществляется в три этапа.

Первый этап характеризуется необходимостью использовать демонстрационные методы, снижающие недостаток информации об условиях реальной оперативно-служебной деятельности и дающие общую ориентировку в осваиваемых действиях.

Второй этап начинается с интенсивного применения условно-ситуативных методов и отдельных стресс-факторов, направленных на формирование ориентировочной основы профессиональных действий. Завершением второго этапа следует считать освоение профессиональных действий, четкое их выполнение в нормальных условиях, то есть без моделирования различных помех.

Третий этап сочетает необходимость применения условно-ситуативных методов с широким использованием имитации психологических стресс-факторов оперативно-служебной деятельности. Такое сочетание позволяет повысить устойчивость действий к внешним воздействиям и сформировать уверенность сотрудников в своих силах. Итогом трех этапов формирования психологической готовности у сотрудников следует считать достижение ими такого уровня овладения служебной деятельностью, при котором она не нарушается в результате имитации различных воздействий психологических факторов.

Эффективность будущей служебной деятельности во многом зависит и от мотивации курсантов вузов ФСИН России повышать уровень физической подготовки.

Наличие у курсантов мотивации самосовершенствоваться в процессе физической подготовки способствует формированию у них личностных характеристик, являющихся основой психологического здоровья и предпосылками стрессоустойчивости, успешной самореализации и социальной адаптации: критичности к своим действиям; способности к рефлексии; умения адекватно оценивать свои возможности и уровень нервно-психического напряжения, необходимый для данной ситуации или для решения поставленной задачи; эмоциональной устойчивости [7, с. 69].

В то же время отсутствие мотивации в обязательных занятиях физическими упражнениями не только значительно снижает результативность физической подготовки, но и приводит к формированию негативных качеств личности [8, с. 45].

Последние исследования в области физической культуры свидетельствуют о том, что современные подростки в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Курсант, являющийся с первого дня службы сотрудником, должен уметь переносить гораздо больший объем физических нагрузок, чем студент гражданского вуза. Соответственно уровень его физической активности, а как следствие, подготовленности, должен быть в разы выше. Распорядок дня ведомственных вузов четко расписан от утреннего пробуждения в 6:00 до момента отбоя в 22:00 и включает в себя обязательно физическую зарядку, несение службы в суточном наряде, сопровождаемое наведением порядка на закрепленной территории, занятия по строевой подготовке, а также необходимость постоянного нахождения на территории вуза. То есть курсант на протяжении обучения, находится в условиях повышенной тревожности, волнения и переживания, стресса.

Рассмотрим отдельно данные стресс-факторы. Тревога - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности [9, с. 55]. На физиологическом уровне тревога может проявляться в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности. Возникновение

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

данных явлений происходит в стрессовой ситуации, когда сигналы мозга поступают в надпочечники, где начинает производиться больше гормона кортизола и адреналина. Адреналиновый эффект интенсивный и мощный, но быстро заканчивается, поэтому этот гормон участвует в панической ситуации и серьезной краткосрочной тревоге. Действие кортизола более длительно, но постоянно повышенный уровень кортизола может привести к депрессии и нарушению памяти. Именно эти гормоны делают человека готовым противостоять угрозе.

Тревога как напряжение обязательно психологически будет ощущаться: и как нервозность, и как озабоченность, и как неудача, и даже как невозможность принять решение. Р. А. Билоян считает, что оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности; чрезмерно высокий уровень ее, как и чрезмерно низкий, приводит к развитию реакции дезадаптации, проявляющейся общей дезорганизованностью поведения и деятельности [10, с. 65].

Неожиданные и ожидаемые события, по существу, составляют нашу повседневную жизнь, а реакция на них зависит от множества факторов: знания ситуации, наших потребностей, информационного уровня [11, с. 95].

Экстремальная жизненная ситуация требует от человека мобилизации нервно-психологических сил. Стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности либо ситуациях возможности возникновения их. Стресс приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Адаптация организма к меняющимся условиям существования невозможна без стрессовых состояний. Основатель учения о стрессах Ганс Селье считает, что стресс в своем развитии проходит три стадии: 1) «реакция тревоги» - во время этой стадии мобилизуются защитные силы организма; 2) «сопротивление» - отражает полную адаптацию к стрессору; 3) «истощение - следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.

Скажем несколько слов о механизме развития адаптации. Адаптация - это приспособление к окружающим условиям [12, с. 88]. Два спектра - биологический и психологический - определяют адаптацию человека. Первый - общий для человека и животных, включает в себя приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и другим физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, физической травме (в том числе ранению), потере какого-либо органа или ограничению его функций.

Подводя итоги, отметим, что физическая активность оказывает благотворное воздействие на психику человека, она нейтрализует вредные эмоции и умственное переутомление, стимулирует интеллект, укрепляет кровеносные сосуды, активизирует психические процессы, способствующие лучшему восприятию, переработке и воспроизведению информации. Занятия физическими упражнениями улучшают память, повышают внимание, развивают интеллект, ускоряют слуховые, зрительные и двигательные реакции. Оценка психофизического состояния осуществляется при сдаче нормативов военно-спортивного комплекса.

Таким образом, психологическая адаптация курсантов вузов ФСИН России к стрессовому характеру служебной деятельности на этапе обучения средствами физической подготовки является важным условием дальнейшего эффективного выполнения ими своих служебных обязанностей.

Библиографический список

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. СПб.: Лань, 2004. 160 с.

2. Волненко Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2008. 196 с.

3. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.

4. Ежова О. Н., Иванова С. В. Психологическое здоровье участников образовательного процесса юридических вузов: проблемы и перспективы // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 29-31.

5. Медведев А. В. Социально-психологические аспекты развития психологического здоровья студентов в процессе профессионализации в вузе: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010. 161 с.

6. Алдошин А. В. Психофизическая работоспособность курсантов и слушателей Орловского

юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей. Орел, 2016. 243 с.

7. Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67-95.

8. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера / А. Г. Караяни [и др.]. М.: Воениздат, 2006. 491 с.

9. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992. 126 с.

10. Билоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.

11. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.

12. Гиссен Л. Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт, 1990. 191 с.

References

1. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury. Vvedenie v predmet: uchebnik dlya vysshikh spetsial'nykh fizkul'turnykh uchebnykh zavedeniy [Theory and methods of physical culture. Introduction to the subject: textbook for higher specialized physical education institutions]. Saint-Petersburg: Lan', 2004, 160 р. [in Russian].

2. Volnenko Yu. V. Tekhnologiya fizicheskoj podgotovki kursantov voennogo vuza, napravlennaya na povyshenie gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti. Diss. kand. ped. nauk [The technology of physical training of cadets of a military college, aimed at improving the readiness for professional activity. Candidate's of Pedagogy thesis]. Habarovsk, 2008, 196 р. [in Russian].

3. Psihologicheskij slovar' [Psychological dictionary]. In A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo (eds.). Moscow, 1990, 494 p. [in Russian].

4. Ezhova O. N., Ivanova S. V. Psihologicheskoe zdorov'e uchastnikov obrazovatel'nogo processa yuridicheskih vuzov: problem i perspektivy [Psychological health of participants in the educational process of law schools: problems and prospects]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2015, no. 6, рр. 29-31 [in Russian].

5. Medvedev A. V. Social'no-psihologicheskie aspekty razvitiya psihologicheskogo zdorov'ya studentov v processe professionalizacii v vuze. Diss. kand. psihol. nauk [Socio-psychological aspects of the development of psychological health of students in the process of professionalization at the university Candidate's of Psychology thesis]. Kursk, 2010, 161 p. [in Russian].

6. Aldoshin A. V. Psihofizicheskaya rabotosposobnost kursantov i slushateley Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Lukyanova [Psychophysical performance of cadets and students of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov]. Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta kursantov, slushatelej i studentov: sbornik statej [Actual issues ofphysical culture and sports of cadets, students and students: a collection of articles]. Orel, 2016, 244 р. [in Russian].

7. Dubrovina I. V. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya [Psychological health of the individual in the context of age development]. Razvitie lichnosti [Personal development], 2015, no. 2, рр. 67-95 [in Russian].

8. Psihologiya i pedagogika professional'noj deyatel'nosti oficera [Psychology and pedagogy of professional officer]. In A. G. Karayani (ets.). Moscow: Voenizdat, 2006, 491 p. [in Russian].

9. Avdeev V. V. Psihotekhnologiya resheniya problemnyh situacij [Psychotechnology of solving problem situations]. Moscow: Feliks, 1992, 126 р. [in Russian].

10. Biloyan R. A. Motivaciya sportivnoj deyatel'nosti [Motivation for sports activities]. Moscow: Fizkul'turai sport, 1984, 104 р. [in Russian].

11. Vyatkin B. A. Upravlenie psihicheskim stressom v sportivnyh sorevnovaniyah [Management of mental stress in sports competitions.]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1981, 112 р. [in Russian].

12. Gissen L. D. Vremya stressov. Obosnovanie i prakticheskie rezul'taty psihoprofilakticheskoj raboty v sportivnyh komandah [Stress time. Justification and practical results of psycho-prophylactic work in sports teams]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1990, 191 p. [in Russian].

13. Uzun L. S. Sovershenstvovanie sistemy formirovaniya moral'no- boevyh kachestv u slushatelej vuzov MVD Rossii. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk [Improving the system of formation of moral and combat qualities in students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Extended of candidate's of Pedagogy thesis]. Saint-Petersburg, 1996, 17 р. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.