ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 340
Никеров Дмитрий Иванович
преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, е-mail: dima-nikerov@mail.
Dmitry I. Nikerov
lecturer of the Department of physical and tactical special training, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, е-mail: [email protected]
Закиров Тимур Маратович
курсант 4-го курса,
Самарский юридический институт ФСИН России, 43022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Timur M. Zakirov
4 year cadet,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье осуществляется общетеоретический анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы посредством получения специальных знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять возложенные на них обязанности. Актуальность исследования данной проблемы определяется существенной значимостью и необходимостью физической подготовки во всех сферах жизнедеятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Раскрывается сущность понятия «профессионально важные качества сотрудников уголовно-исполнительной системы», приводятся указанные качества личности.
Авторы статьи выделяют факторы, которые определяют физическую подготовленность курсантов к профессиональной деятельности. К ним следует относить: физическое развитие, психологическую подготовленность, общее функционирование организма, требуемый уровень развития опорно-двигательной системы. Перечисляются основные физические качества: выносливость, сила, быстрота, ловкость. Раскрывается их сущность. Обозначается понятие «двигательные навыки» и приводятся их виды. Авторы утверждают, что систематическое выполнение физических упражнений и воздействие других благоприятных условий улучшает, поддерживает и восстанавливает физическое состояние человека, а также является ключевым фактором физического совершенствования сотрудников уголовно-исполнительной системы. Авторы приходят к выводу, что физическая подготовка является важнейшим элементом формирования профессионально важных качеств личности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: физическая подготовка, профессионально важные качества, сотрудники уголовно-исполнительной системы, курсанты, спорт, занятия, образование.
THE ROLE OF PHYSICAL TRAINING IN THE PROCESS OF FORMING THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM
Summary. The article studies a general theoretical analysis of physical training role in the process of forming professionally important qualities of the staff of the Penitentiary System through the acquisition of special knowledge and skills that enable them to successfully fulfill their duties. The relevance of the study of this problem is determined by the significant importance and the need for physical training in all spheres of life of penal staff. The essence of the concept of "professionally important qualities ofpenal staff' is revealed, the indicated qualities of the person are given. The authors of the article consider the factors that determine the physical proficiency of cadets to professional activities. These should include: physical development, psychological readiness, the overall functioning of the body, the required level of musculoskeletal system development. Main physical qualities are listed: endurance, strength, speed, agility. Their essence is revealed. The concept of "motor skills" and are their types are examined.
The authors argue that regular exercise and the impact of other favorable conditions improves, maintains and restores the physical condition of a person and is also the key factor in physical improvement of penal staff. Sport and physical training provide the broadest opportunities for self-expression as well as not only physical development but also psychological qualities, such as: willpower, confidence, emotional control, etc.
The authors come to the conclusion that physical training is the most important element in the formation of professionally important personal qualities of penal staff.
Keywords: physical training, professionally important qualities, employees, law enforcement system, role, importance, sport, employment, education.
© 2018 Никеров Д. И., Закиров Т. М.
ВЕСТНИК СЮИ
В процессе обучения будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) можно выделить следующие этапы: начальное обучение; закрепление; совершенствование; углубленное совершенствование. На каждом из них, в различной степени, происходит формирование профессионально важных качеств (далее - ПВК) сотрудников УИС.
ПВК - совокупность индивидуальных свойств личности, влияющих на эффективность выполнения и освоения деятельности. К основным ПВК сотрудников УИС относят нервно-психическую и эмоциональную устойчивость, коммуникабельность, дисциплинированность, решимость, уверенность в себе, уравновешенность, целеустремленность, самообладание, самоконтроль. Большая часть указанных ПВК может быть сформирована в процессе занятий физической подготовкой.
Высокий уровень развития всех компонентов индивидуальной комплексной подготовки обеспечивает оптимальную подготовленность выпускников образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) к профессиональной деятельности в современных условиях. Для достижения наибольшего результата необходимо полноценно развивать все компоненты физической подготовки и не допускать отставания одних компонентов от других.
Для углубленного анализа выделим общие и специальные задачи физической подготовки.
К общим задачам относятся:
1. Общее развитие и совершенствование основных физических качеств.
2. Повышение уверенности в себе и способности организма действовать эффективно во время выполнения служебно-боевых задач.
3. Повышение интереса и мастерства сотрудников в сфере занятий физической подготовкой и служебно-прикладных видах спорта.
4. Распространение в течение рабочего дня, учебы и отдыха различных форм занятий физическими упражнениями.
5. Изучение теоретических и практических знаний и навыков самоконтроля за состоянием здоровья в процессе занятий физическими упражнениями.
К специальным задачам физической подготовки можно отнести:
1. Повышение уровня владения боевыми приемами борьбы в условиях, максимально приближенных к реальным, и при значительных физических нагрузках и психическом напряжении.
2. Преодоление различных препятствий.
3. Овладение навыками действия в коллективе, во время больших физических нагрузок.
4. Развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, пространственной ориентации.
5. Воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных и экстремальных ситуациях.
Оптимальное функционирование организма, психологическая подготовленность, а также требуемый уровень развития опорно-двигательной системы являются главными критериями физической подготовленности сотрудников УИС к службе в исправительных учреждениях. Уровень развития основных физических качеств и степень сформированности опорно-двигательных навыков характеризует двигательную подготовленность сотрудников УИС к выполнению служебных обязанностей.
Основные физические качества - это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность. К ним относятся: выносливость (продолжительное выполнение какой-либо двигательной деятельности); сила (преодоление внешнего сопротивления или противодействия с помощью мышечных усилий); быстрота (совершение двигательных действий за минимальный промежуток времени); ловкость (выполнение действий абсолютно точно и координированно, а также умение быстро и качественно преодолевать и решать новые, неожиданно возникшие двигательные задачи).
Двигательные навыки - это физическое свойство организма, обеспечивающие доведение практических действий до автоматизма. Двигательные навыки в зависимости от поставленных целей можно классифицировать на общие и служебно-прикладные.
Общие навыки характеризуются автоматизмом, стереотипностью и слитностью выполнения физических операций.
К служебно-прикладным навыкам принято относить навыки, позволяющие быстро передвигаться в различных условиях, преодолевать препятствия, успешно применять боевые приемы борьбы.
Ключевым фактором физического совершенствования сотрудников УИС является систематическое выполнение физических упражнений, что, несомненно, положительно сказывается на физическом состоянии человека. В процессе физического совершенствования, в том числе и самосовершенствования, сотрудники формируют соответствующие убеждения, знания и умения в сфере физической культуры. Низкий уровень физической подготовки негативно влияет на выполнение сотрудниками служебных задач. По этой причине необходимо раскрывать значимость и роль физической подготовки во всех сферах жизнедеятельности сотрудников УИС.
Правильно организованная физическая подготовка, помимо повышения физической подготовленности сотрудников, способствует:
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
повышению качества выполнения специальных двигательных действий; формированию особых психологических качеств, профессионально важных и необходимых в служебной деятельности;
ускорению процесса адаптации к новым условиям прохождения службы; повышению скорости и качества выполнения учебных задач в процессе обучения; поддержанию физической и умственной работоспособности курсантов в ходе их учебной деятельности;
предупреждению влияния негативных факторов профессиональной деятельности на физическое и психическое состояние личности;
повышению регенеративной способности курсантов после больших физических нагрузок и психических напряжений;
ускорению реабилитации после травм, болезней и различных поражений [1, с. 31-33]. Порядок и условия прохождения службы в учреждениях УИС постоянно требует высокой физической и психологической готовности сотрудников к профессиональной деятельности. Однако, как показывает практика, в настоящее время физическая подготовленность сотрудников большинства учреждений ФСИН России оставляет желать лучшего [2, с. 99]. Поэтому необходимо привести все элементы физической подготовки, функционирующей в УИС, в соответствие с предъявляемыми требованиями.
Физическая подготовка напрямую связана с образом жизни, который способствует повышению устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды и укреплению здоровья каждого человеческого индивида. Под образом жизни следует понимать формы жизнедеятельности людей, в которых индивид отражает свое взаимодействие с окружающим миром в соответствии с определенными нормами, устоями и принципами.
Необходимо отметить, что образ жизни оказывает существенное влияние на здоровье человека, поэтому здоровье - это не результат лечения, а совокупность различных факторов и социально-гигиенических аспектов образа жизни.
При определении понятия здоровья сотрудника УИС необходимо учитывать не только его физическое, но и духовное благополучие, которое включает удовлетворенность материальных и духовных потребностей, в том числе и при физической подготовке. Следует отметить, что образ жизни сотрудников может быть весьма разнообразен, поэтому нас интересует именно здоровый образ жизни, который можно определить как форму организации жизнедеятельности человека, способствующую гармоничному развитию, повышению резервных возможностей организма и укреплению его здоровья.
Физическая подготовка помимо физических качеств вырабатывает и психологические качества, черты и свойства личности. Во время занятий этот процесс происходит путем моделирования определенных жизненных ситуаций, реализация которых осуществляется посредством физических упражнений, спортивных и игровых моментов.
Физическая культура и спорт предоставляют широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я» курсантам вузов ФСИН России. Процесс сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества заставляет каждого радоваться победе или огорчаться проигрышу, отражая при этом всю гамму эмоций личности обучающихся. В связи с этим физическая культура и спорт являются одним из важных факторов в воспитании личности курсанта.
Спорт очень сложный и противоречивый процесс. Поэтому влияние его на формирование личности не однозначно. Работа над собой, большие физические и силовые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревнованиях каждым спортсменом оценивается по-разному. Безусловно, спорт является одним из главных средств воспитания движений, развития важных для человека физических качеств, но это не все. Также можно отметить, что во время занятий спортом происходит понимание того, когда нужно рисковать, а когда можно и воздержаться от риска.
Учебные занятия по физической подготовке организуются и проводятся по расписанию в служебное время в течение года по месту службы. В совокупности на занятия физической подготовкой выделяется не менее ста академических часов в год. Они проводятся в среднем два раза в неделю продолжительностью два академических часа в зависимости от условий и материальной базы учреждения [3, с. 94-96]. Курсант тренируется рядом со своими товарищами, соревнуется с соперниками из других учебных заведений ФСИН России. В эти моменты он обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других людей.
Необходимо отметить самостоятельную подготовку сотрудников и курсантов в свободное от службы и учебы время. Многие сотрудники при наличии свободного времени после службы стараются посещать тренажерные залы, а курсанты по рапорту посещают иные спортивные
ВЕСТНИК СЮИ
секции, что развивает у них самостоятельность и чувство ответственности, которые необходимы и в профессиональной деятельности сотрудников УИС.
Курсанты принимают активное участие в различных спортивных мероприятиях среди образовательных организаций ФСИН России. Регулярно занимаясь физической культурой и спортом, обучающиеся сознательно преодолевают трудности, что воспитывает у них волю, уверенность и способность комфортно чувствовать себя в коллективе [4, с. 163-166].
Неоднократное применение во время тренировок определенных действий, свойств и качеств организма приводит к их развитию и автоматизации. Спортсмен, развивая силу, быстроту, смелость, выносливость, гибкость, технику выполнения упражнений, формирует в себе способность действовать в полную силу даже тогда, когда запасы и резервы организма на исходе, учится управлять своим эмоциональным настроем, справляться с волнением, то есть овладевает саморегуляцией и самоконтролем.
Все физические и психические качества, полученные в ходе занятий физической подготовкой, соревнований и иной спортивной деятельности, необходимы не только для повседневной жизни человека, но и служебной деятельности сотрудника УИС.
Таким образом, регулярные занятия спортом укрепляют и охраняют здоровье сотрудника УИС, оказывают положительное влияние на его профессиональную деятельность, помогая с легкостью выполнять стоящие перед ним задачи по охране общества и поддержанию общественного порядка.
Библиографический список
1. Герасимов И. В. Педагогические аспекты формирования профессиональных двигательных навыков курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей / редкол. С. Н. Баркалов [и др.]. Орел, 2015. С. 31-33.
2. Апальков А. В. Физическая подготовка как один из факторов адаптации к профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2013. С. 99-103.
3. Потапов А. Н. Анализ учебных программ по физической подготовке сотрудников ФСИН России // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2011. № 3(5). С. 94-96.
4. Клименко Б. А., Бобылева А. А. Влияние физической подготовки и спорта на формирование личности курсантов вузов МВД России // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сборник трудов конференции. Белгород, 2017. С. 163-166.
References
1. Gerasimov I. V. Pedagogicheskiye aspekty obrazovaniya professora-sional'nykh dvigatel'nykh navykov kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Pedagogical aspects of formation of professional motor skills of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovaniye fizicheskoy, ognevoy i taktiko spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Perfection of physical, fire and tactical-special training of law enforcement officers]. In S. N. Barkalov (ed.). Orel, 2015, pp. 31-33 [in Russian].
2. Apal'kov A. V. Fizicheskaya podgotovka kak odin iz faktorov, primenyayemykh k profession-al'noy deyatel'nosti sotrudnikov OVD [Physical training as one of the factors of adaptation to professional activity of ATS officers]. Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti i obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov [Problems of law enforcement and education: a collection of scientific papers]. Belgorod, 2013, pp. 99-103 [in Russian].
3. Potapov A. N. Analiz uchebnykh program po fizicheskoy podgotovke sotrudnikov FSIN Rossii [Analysis of training programs for physical training of the staff of the Federal Penitentiary Service of Russia]. VestnikSamarskogoyuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of Samara law Institute: scientific and practical journal], 2011, no. 3 (5), pp. 94-96 [in Russian].
4. Klimenko B. A., Bobyleva A. A. Vliyaniye fizicheskoy podgotovki i sporta na formirovaniye lichnosti kursantov vuzov MVD Rossii [Influence of physical preparation and sports on formation of the person of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Fizicheskoye vospitaniye i sport v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh: sbornik trudov konferentsii [Physical education and sport in higher educational institutions]. Belgorod, 2017, pp. 163-166 [in Russian].