No. 3, pp. 140-145.
5. Nikitushkin, V.G. and Suslov, F.P. (2018), Sport of higher achievements: theory and methodology: textbook, Sport, Moscow.
Контактная информация: 67ads@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.08.2018
УДК 796.8
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
БОЕВЫХ ПРИЁМОВ БОРЬБЫ
Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, Пермский института Федеральной службы исполнения наказания России, г. Пермь
Аннотация
На сегодняшний день в уголовно исполнительной системе существует острая необходимость в более глубоком изучении проблем служебно-боевой подготовки, в связи с этим требуется создание новых более эффективных методик формирования специальных физических качеств, умений и навыков. В нашей работе представлена универсальная структура для разработки методик формирования навыков боевых приемов борьбы. Представленная нами структура позволит разрабатывать методики не только для обучения курсантов образовательных организаций, но и для сотрудников различных подразделений уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: физические качества, методика, сотрудник, уголовно-исполнительная система, боевые приемы борьбы, структура, технические действия, служебно-боевая подготовка.
UNIVERSAL STRUCTURE OF METHODS OF FORMATION OF SKILLS OF FIGHTING TECHNIQUES IN STRUGGLE
Mikhail Yuryevich Nokhrin, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, Perm Institute of Federal Penitentiary Service of Russia, Perm
Annotation
To date, in the penal system, there is urgent need for more in-depth study of the problems of service and combat training, in this regard, the creation of new and more effective methods of formation of the special physical qualities, skills and abilities is required. In our work, the universal structure for development of the technique for formation of the skills of fighting receptions of combat is presented. The structure presented by us will allow to develop methods not only for training of the cadets of the educational organizations, but also for employees of the various divisions of criminal and executive system.
Keywords: physical qualities, methods, employee, criminal-Executive system, fighting methods of struggle, structure, technical actions, service and combat training.
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) связана с большими перегрузками функциональных систем организма. Им приходится выполнять служебные обязанности в различных климатических условиях и географических поясах.
Проходя службу в исправительных учреждениях, где содержатся осужденные к лишению свободы, всегда существует риск возникновения экстремальных ситуаций криминального характера. Массовые беспорядки, захваты сотрудников в заложники и т. д. являются высшей степенью проявления неповиновения процессу исполнения наказания.
Изучив и проанализировав статистические данные последних лет по действиям сотрудников УИС в экстремальных ситуациях необходимо отметить, что противостоять преступным деяниям без боевой готовности невозможно. Боевая подготовка включает в себя, специальную физическую и психологическую подготовку, умение грамотно, правомерно
применять специальные средства и физическую силу.
Применение физической силы в большой мере зависит от уровня сформированно-сти у сотрудников навыков боевых приемов борьбы. В большинстве случаев неумелые действия приводят к получению тяжелых травм или летальному исходу [1, 4].
Вышесказанное является результатом недостатков боевой и физической подготовки во время учебы в образовательных организациях и учебных центрах. Большинство сотрудников переоценивают свою профессиональную выучку, ориентируются на везение, о чем свидетельствует трагическая статистика.
На сегодняшний день существует противоречие между условиями несения службы офицерского и младшего начальствующего состава подразделений УИС. Сотрудники, прошедшие обучения в высших учебных заведениях и имеющие более высокую боевую готовность к действиям в экстремальных ситуациях занимают в учреждениях руководящие должности, они в меньшей степени общаются со спецконтингентом. Сотрудники из числа младшего начальствующего состава зачастую не имеют высшего профессионального образования и должного уровня специальной физической и психологической подготовленности более тесно общаются с осуждёнными. Следует отметить и недостатки работы института наставничества.
Из противоречия вытекает проблема формирования профессиональной готовности действовать в экстремальной ситуации у различных категорий сотрудников УИС.
Без применения комплексной (с усилением теоретической и практической части) методики формирования навыков боевых приемов борьбы невозможно оказать влияние на формирование профессиональной готовности всех категорий сотрудников УИС.
В связи с вышесказанным, а также на основе проведения практических занятий с различными категориями сотрудников УИС, были систематизированы необходимые теоретические и практические знания по разделу «Боевые приемы борьбы» и представлены в блок-схеме методики формирования навыков боевых приемов борьбы (рисунок).
Рисунок - Блок-схема методики формирования навыков боевых приемов борьбы
Предложенная нами блок-схема, позволит подобрать методику формирования навыков боевых приемов борьбы как для учебных организаций, так и для различных подразделений УИС.
Боевые приемы борьбы содержат большое количество технических действий и тактик их применения в зависимости от условий и ситуации. Это позволяет развивать все основные системы и функции человека, физические, моральные, волевые качества, прикладные умения для успешного выполнения оперативно-служебных задач. Обучение сотрудников боевым приемам борьбы напрямую направлено на реализацию принципа «Учить будущих сотрудников тому, что необходимо знать и уметь для успешного и безопасного несения службы».
Рассмотрим основные части блок-схемы:
Цель - формирование навыков самозащиты, обезвреживания и задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными и иными лицами, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.
Представленная цель образует следующие задачи:
1. Обучение боевым приемам борьбы и тренировка в выполнении этих приемов;
2. Обучение умелым действиям в использовании средств индивидуальной защиты и нападения, применения наручников и использование специальных и подручных средств в рукопашной схватке;
3. Развитие и совершенствование специальных физических качеств;
4. Воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его [3].
Для эффективной реализации методики нами были выбраны следующие принципы:
1. Добровольности (этот принцип отражает необходимость добровольного участия в учебно-тренировочном процесс);
2. Оптимальности (предполагает оптимальный подбор методов и средств физического воспитания с учётом индивидуальных особенностей занимающегося, его интересов и потребностей, обеспечивая дифференцированный подход к каждой конкретной личности);
3. Сотрудничества (предполагает постоянный диалог и взаимодействие между субъектами педагогического процесса, взаимное уважение и доверие, дополнение административных методов управления методами педагогического содержательного сотрудничества;
4. Саморазвития (предполагает постоянное самовоспитание и самообразование через самостоятельные занятия, используя ранее имеющийся жизненный опыт и стремление к овладению новыми знаниями и к их освоению, формированию новых умений и навыков) [5].
Суть методики заключается в изучении и последовательном совершенствовании боевых приемов борьбы от простых двигательных действий до умения вести рукопашную схватку в любых условиях и ситуациях. С целью формирования навыков самозащиты необходим выбор оптимальных, наиболее простых и эффективных технических действий для защиты от нападения осужденного с последующим его задержанием, а также подбор упражнений для развития специальных физических и психических качеств и способностей. Формирование навыков боевых приемов борьбы осуществляется в ходе учебно-тренировочных занятий, в рамках образовательного процесса или часы служебной подготовки.
«Боевые приемы борьбы» является одним из разделов специальной физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы и направлен на задержание правонарушителя с минимальным нанесением ему повреждений. Процесс формирования навыков БПБ необходимо поделить на 4 этапа:
1-й этап:1.1. Специальные, подготовительные упражнения,1.2. Приемы самостраховка, 1.3. Техника ударов, 1.4. Техника базовых приемов задержания, 1.5. Техника бросков;
2-й этап: 2.1. Защитные действия при нападении не вооруженного противника, 2.2. Защита от нападения вооруженного противника, 2.3. Обыск, связывание и применение специальных средств (наручники);
3-й этап: 3.1. Защитные действия при нападении противника в экстремальных условиях.
4-й этап: 4.1. Моделирование реальных экстремальных ситуаций, действия сотрудников в группе и по одному.
Первые два этапа являются базовой частью методик и преподаются всем категориям сотрудников, а четвертый и пятый этапы являются вариативной частью, средства данных этапов подбираются в соответствии с особенностями служебной деятельности сотрудников. Условно-целевые задания могут меняться в зависимости от целей и задач, стоящих перед сотрудниками, а также учетом наиболее часто встречающихся экстремальных ситуаций при несении службы [5].
ВЫВОД
Формирование навыков боевых приемов борьбы с применением методики, будет наиболее эффективным, если: сотрудник раньше занимался или занимается спортом и имеет спортивный разряд по единоборствам; каждый сотрудник должен совершенствовать свои физические качества и умения в форме самостоятельной подготовки. Исходя из цели, основных задач и содержания блок-схемы методики формирования навыков боевых приемов борьбы, мы предполагаем, что разработанная нами методика в дальнейшем будет способствовать безопасному несению службы сотрудников УИС, позволит эффективно действовать в экстремальных ситуациях, что сохранит им здоровье и жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашкинази, С.М. Развитие теории, методики и практики обучения военнослужащих и сотрудников силовых структур рукопашному бою и прикладным единоборствам / С.М. Ашкинази // Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М., 2016. - С. 13-23.
2. Кошкин, Е.В. Рекомендации по формированию техники приемов самозащиты курсантов разных соматотипов / Е.В. Кошкин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 15-19.
3. Москвичев, М.А. Наставление по физической подготовке (НФП - 2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - М. : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.
4. Нохрин, М.Ю. Организация физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы на современном этапе / М.Ю. Нохрин, Б.Г. Карачев // Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования : материалы междунар. научно-практ. конф. / Забайкальский гос. ун-т. - Чита, 2013. - С. 185-188.
5. Нохрин, М.Ю. Повышение специальной физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России для действий в экстремальных условиях : монография / М.Ю. Нохрин, В.Д. Медведков ; Пермский институт ФСИН России. - Пермь : [б.и.], 2014. - 153 с.
REFERENCES
1. Ashkinazi, S.M. (2016), "Development of the theory, methods and practice of training of military personnel and law enforcement agencies of hand-to-hand combat and applied martial arts ", conference: Martial arts and sports martial arts: science, practice, education, June 16-17, 2016, pp. 13-23.
2. Koshkin, E. (2016), "Recommendations on formation of techniques of self-defense of cadets of different somatotypes", News of Tula state University. Physical culture. Sport, No. 2, pp. 15-19.
3. Moskvichev, M., Margatsy, end Zazulin, F. (2002), The manual on physical training (NPP -2001) employees criminally-Executive system, publishing house Fond of Stolyarov, Moscow.
4. Nokhrin, M. and Karachev, B. (2013), "Organization of physical training of employees of the penal system at the present stage", Physical culture and sport in the conditions of education globalization: materials of the international scientific and practical conference, Transbaikal state university, Chita, pp. 185-188.
5. Nokhrin, M. and Medvedkov, V. (2014), Improvement of special physical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, monograph, Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, Perm.
Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.08.2018
УДК 796.011.3
УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОК 1-5 КУРСОВ, ОСВАИВАЮЩИХ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 33.05.01 «ФАРМАЦИЯ», В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сергей Анатольевич Письменный, преподаватель, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградский государственный медицинский университет, г. Пятигорск; Султан Меджидович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО КрУ МВД России), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные, характеризующие достоверность изменения и темпы прироста параметров уровня развития интеллектуального компонента физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры студенток, осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация». Анализ полученных результатов свидетельствует о позитивном достоверном изменении уровня знаний в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры в годичном учебном цикле только у студенток 3 курса. В ходе исследований выявлена иерархия показателей темпов прироста уровня теоретической подготовленности, характеризующей степень развития интеллектуального компонента их личностной физической культуры. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной эффективности педагогических воздействий в плане освоения студентками знаний в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры. В связи с этим целесообразно модернизировать в данном контексте проективные, содержательные, технологические и контрольно-учетные компоненты учебного процесса по физическому воспитанию в ходе всего периода профессиональной подготовки будущих фармацевтов.
Ключевые слова: уровень знаний, физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура, студентки 1-5 курсов.
LEVEL OF 1-5 COURSES STUDENTS' S KNOWLEDGE, MASTERING TRAINING DIRECTION 33.05.01 "PHARMACY", IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL CULTURE
Sergey Anatolyevich Pismenny, the teacher, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute, branch of Volgograd State Medical University, Pyatigorsk; Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Rector, Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Konstantin Yuryevich Chernyshenko, the candidate of pedagogic science, senior teacher, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation
Annotation
The article presents the data characterizing the reliability of the changes and rates of growth in the parameters of the level of development of the intellectual component of physical culture and the