Научная статья на тему 'Модель подготовки курсантов ФСИН России к применению боевых приемов борьбы'

Модель подготовки курсантов ФСИН России к применению боевых приемов борьбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИКИ УИС / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помогаева Надежда Сергеевна, Коваленко Владимир Николаевич, Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич

В статье, по результатам экспериментальных исследований, обоснованы средства подготовки курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы к применению физической силы и приведены данные экспериментальных исследований по проверке их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Помогаева Надежда Сергеевна, Коваленко Владимир Николаевич, Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of training of cadets of FSIN of Russia to application of fighting methods of combat

In article, by results of the pilot studies, the means of training of cadets of the educational organizations of the penal correction system for use of the physical force are proved and data of the pilot studies on check of their efficiency are provided.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки курсантов ФСИН России к применению боевых приемов борьбы»

4. Лисицкая, Т.С. Аэробика: теория и методика : в 2 т. Т. 1 / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева.

- Москва : Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.

5. Платонова, Т.В. Влияние программ ЗОЖ и фитнес клубов на систему оздоровления населения РФ / Т.В. Платонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145).

- С. 148-151.

6. ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. - № 329-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 18.11.2017).

REFERENCES

1. Ageevets, V.U. (2017), Sports - years - people, Olympus-SPb, Saint-Petersburg.

2. Amosov, N.M. (2003), The algorithm of health (Scientific basis of human life. The organization of work and rest, food. How to maintain health for many years), AST, Stalker, Moscow, Donetsk.

3. Balsevich, V.K. (2008), Physical culture for all and for everyone, Physical culture and sport, Moscow.

4. Lisitskaya, T.S. and Sidneva, L.V. (2002), Aerobic: Theory and methods, Federation aerobics of Russia, Moscow.

5. Platonova, T.V. (2017), "Impact of healthy lifestyle program and fitness clubs to the health system of population of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 148-151.

6. Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation" dated 04.12.2007. №. 329-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

Контактная информация: fondzoj@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2018

УДК 796.011.3

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ФСИН РОССИИ К ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ

Надежда Сергеевна Помогаева, кандидат медицинских наук, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний, Санкт-Петербург; Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-

строительный университет, Санкт-Петербург; Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Санкт-Петербург; Василий Васильевич Вольский,

кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье, по результатам экспериментальных исследований, обоснованы средства подготовки курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы к применению физической силы и приведены данные экспериментальных исследований по проверке их эффективности.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, уголовно-исполнительная система, сотрудники УИС, боевые приемы борьбы, профессиональная деятельность, оперативно-служебная деятельность.

MODEL OF TRAINING OF CADETS OF FSIN OF RUSSIA TO APPLICATION OF FIGHTING METHODS OF COMBAT

Nadezhda Sergeevna Pomogaeva, the candidate of medical sciences, St. Petersburg Institute of Advanced Training of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation; Vladimir Ni-

kolaevich Kovalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architectural and Civil Engineering; Alexey Evgenyevich Baturin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation; Vasily Vasilyevich Volsky, the candidate ofpedagogical sciences, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

St. Petersburg

Annotation

In article, by results of the pilot studies, the means of training of cadets of the educational organizations of the penal correction system for use of the physical force are proved and data of the pilot studies on check of their efficiency are provided.

Keywords: physical training, physical qualities, penal correction system, employees of penal correction system, fighting methods of combat, professional activity, operational and service activity.

ВВЕДЕНИЕ

С учетом реформирования УИС одной из основных задач при обучении курсантов образовательных организаций ФСИН России к выполнению оперативно-служебных задач является совершенствование методов и средств обучения, направленное на подготовку молодых сотрудников к несению службы в реальных условиях и умению принимать правильные решения в различных ситуациях, в том числе чрезвычайных [4]. Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным необходимость качественной подготовки сотрудников к выполнению своих профессиональных задач, а именно по порядку применения ими физической силы в отношении лиц, содержащихся в местах изоляции [1].

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Все курсанты, участвующие в эксперименте, выполняли пять боевых приемов борьбы. По результатам выполнения приемов было сформировано три группы курсантов: «лучшие», «средние» и «худшие», по 8 человек. Курсантам всех групп было предложено выполнить назначенные для проверки пять приемов в усложненной обстановке [3].

Результаты проверки курсантов в выполнении боевых приемов борьбы в данных условиях представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты проверки курсантов по разделу «Боевые приемы борьбы»

Условия выполнения/группа Наименование приема/экспертная оценка x±m

1 2 3 4 5

Усложненные условия лучшие 4,8±0,21 4,7±0,19 4,9±0,2 4,8±0,17 4,7±0,22

средние 3,3±0,22 3,1±0,24 3,2±0,23 3,0±0,25 3,1±0,23

худшие 2,4±0,25 2,1±0,27 2,2±0,24 2,1±0,24 2,3±0,26

Кабинет начальника отряда лучшие 3,2±0,21 3,0±0,27 3,2±0,25 3,1±0,26 3,2±0,25

средние 2,1±0,27 2,1±0,26 2,2±0,27 2,2±0,24 2,1±0,26

худшие 2,0±0,28 2,1±0,25 2,1±0,27 2,0±0,27 2,1±0,26

Коридор ИУ лучшие 3,4±0,22 3,3±0,24 3,4±0,22 3,2±0,26 3,2±0,27

средние 2,3±0,26 2,2±0,26 2,1±0,28 2,3±0,24 2,3±0,25

худшие 2,1±0,27 2,2±0,27 2,1±0,25 2,0±0,26 2,0±0,28

Лестница ИУ лучшие 3,5±0,25 3,4±0,23 3,3±0,27 3,4±0,24 3,4±0,27

средние 2,4±0,27 2,3±0,26 2,3±0,28 2,3±0,26 2,3±0,25

худшие 2,0±0,28 2,0±0,27 2,0±0,28 2,0±0,26 2,1±0,27

Камера ШИЗО лучшие 3,3±0,24 3,3±0,26 3,2±0,25 3,2±0,27 3,3±0,26

средние 2,4±0,22 2,3±0,26 2,3±0,25 2,2±0,24 2,2±0,25

худшие 2,1±0,29 2,0±0,26 2,1±0,27 2,0±0,27 2,1±0,26

Примечание: 1 - загиб руки за спину «рывком»; 2 - загиб руки за спину «замком»; 3 - рычаг руки внутрь; 4 -освобождение от захвата за горло (одежду на груди); 5 - бросок через бедро.

Анализ проведенного исследования позволяет сделать заключение о том, что с усложнением условий выполнения боевых приемов борьбы, оценка за качество их выполнения существенно снижается.

Для включения в программу обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России, нами были разработаны комплексные проблемные задания, при которых к подозреваемым обвиняемым и осужденным может быть применена физическая сила.

Курсанты контрольной группы занимались по действующей программе обучения. Курсанты экспериментальной группы занимались по разработанной нами программе. Различия в содержании тем представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Содержание тем в программах обучения по разделу «Боевые приемы борьбы» экспериментальной и контрольной групп__

№ п/п Наименование тем раздела «Боевые приемы борьбы» Программа обучения для (кол-во часов):

ЭГ КГ

1 Бросковая техника 2 4

2 Удержания, болевые и удушающие приемы 2 4

3 Приемы задержания и сопровождения 4 4

4 Освобождения от захватов и обхватов 2 4

5 Техника нанесения ударов 2 2

6 Приемы защиты от атаки невооруженного противника 4 8

7 Приемы защиты от атаки вооруженного противника 4 8

8 Производство наружного осмотра и обыска 2 4

9 Применение боевых приемов борьбы в ограниченном пространстве 6 -

10 Тактика применения боевых приемов борьбы в различных ситуациях 10 -

11 Контрольно-проверочное занятие 2 2

Всего: 40 40

Во вновь введенные темы были включены следующие вопросы: применение боевых приемов борьбы в помещении штрафного изолятора и помещении камерного типа, служебном кабинете (начальника отряда, оперативного работника, медперсонала и т.д.), части производственной зоны, в коридоре, на лестнице, при выводе осужденных на прогулку, работу. Данные темы проводилась на объектах учебного полигона [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В конце прохождения экспериментальной программы все курсанты ЭГ и КГ были проверены по тем же показателям, что и в начале проведения экспериментальной работы.

В исследуемых показателях, характеризующих уровень физической подготовленности в контрольной группе достоверных изменений, нет. У курсантов экспериментальной группы произошли достоверные изменения в показателях, характеризующих уровень развития у них выносливости, быстроты, силы, а также в сформированности навыков ведения рукопашного боя.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что при выполнении боевых приемов борьбы в экстремальной ситуации курсанты контрольной группы показали слабые результаты, в том время как экспериментальная группа все задания выполнила на твердую хорошую оценку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из результатов экспериментальной работы, методика обучения боевым приемам борьбы должна быть, направлена на совершенствование методов и средств обучения в реальных условиях; умению принимать правильные решения в различных ситуациях, в том числе чрезвычайных.

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет сделать заключение о существенном положительном влиянии предложенных нами средств и методики обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России боевым приемам борьбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батурин, А.Е. Актуальные вопросы организации и обеспечения физической подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России / А.Е. Батурин, В.Н. Коваленко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 8 (99). - С. 29-32.

2. Батурин, А.Е. Факторы, определяющие необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы / А.Е. Батурин, В.В. Вольский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 10-13.

3. Вольский, В.В. Физическая подготовка сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на этапе реформирования / В.В. Вольский, К.П. Бакешин, А.Е. Батурин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 7. - С. 47-49.

4. Желтов, Р.А. Физическая подготовка и совершенствование профессиональных компетенций сотрудников региональных учреждений уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. пед. наук / Желтов Роман Анатольевич. - М., 2011. - 177 с.

REFERENCES

1. Baturin, A.E. and Kovalenko V.N. (2010), "Topical issues of organization and provision of physical training in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia", Statements of the penitentiary system, No. 8 (99), pp. 29-32.

2. Baturin, A.E. and Volsky V.V. (2016), "Factors determining the need to change the content of the program for studying combat methods of struggle for the staff of the correctional system", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 10-13.

3. Volsky, V.V., Bakeshin, K.P. and Baturin A.E. (2016), "Personnel physical training system in context of federal penitentiary service system reforms", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 14.

4. Zheltov, R.A. (2011), Physical training and improvement ofprofessional competencies of employees of regional institutions of the penitentiary system, dissertation, Moscow.

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2018

УДК 796.332

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ФУТБОЛИСТОВ

Александр Викторович Привалов, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье представлено влияние предложенных локальных упражнений на тренажерах на развитие силы мышц нижних конечностей, которые в свою очередь имеют непосредственное отношение к технической подготовленности футболистов. Предложенная методика развития специальной силы на тренажерах с использованием локальных упражнений на тренажерах у футболистов показала высокую эффективность, что подтверждается тестами на специализированном стенде. Методику повышения специальной силовой подготовленности можно рекомендовать для внедрения в тренировочный процесс футболистов массовых разрядов.

Ключевые слова: специальная силовая подготовка, пространственное поле, техническая подготовка футболистов, специальные тренажеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.