Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил'

Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МИРОТВОРЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ / УЧЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич, Коваленко Владимир Николаевич, Помогаева Надежда Сергеевна

В статье раскрыто содержание физической тренировки военнослужащих Российского миротворческого контингента при подготовке их к участию в операциях по поддержанию мира в зонах региональных конфликтов. Проведен анализ возможностей применения форм физической подготовки в период подготовки миротворцев к проведению операций по поддержанию мира с проработкой различных вариантов предполагаемых действий в этот период, который позволил создать модель физической тренировки, и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич, Коваленко Владимир Николаевич, Помогаева Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental inspection of model of physical training of military servicemen of peacekeeping forces

The article reveals the content of the physical training of servicemen of the Russian peacekeeping contingent in preparing them for participation in peacekeeping operations in the zones of regional conflicts, it has analyzed the possibilities of using the forms of physical training during the preparation of peacekeepers for conducting the peacekeeping operations with the working out of the various options for alleged actions in this period and it has allowed to create a model of physical training, and to check its effectiveness during the pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил»

всероссийского симпозиума, посвященного 85-летию образования Удмуртского государственного университета. - Ижевск, 2016. - С. 20-40.

7. Шлык, Н.И. Вариабельность ритма сердца в экспресс-оценке функционального состояния спортсмена / Н.И. Шлык, Е.А. Гаврилова // Прикладная спортивная наука. - 2015. - № 2. - С. 115-125.

REFERENCES

1. Bayevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (2008), Introduction to donozological diagnostics, publishing house "Slovo", Moscow.

2. Zhuzhgov, A.P. (2003), Variability of a warm rhythm at athletes of different types of sport, dissertation, Kazan.

3. Krasnopyorova T.V. (2005), Variability of a warm rhythm and the central haemo dynamics at highly skilled athletes with different activity of vegetative regulation, dissertation, Kirov.

4. Platonov, V.N., Gurevich, K.G. and Zaborova, V.A. (2011), "Individual adaptation of school students to physical activity", The System analysis and management in biomedical systems, Vol. 10, No. 2, рр. 242-247.

5. Semenov, Yu.N. and Bayevsky, R.M. (1996), "The hardware-software Varikard complex for an assessment of a functional condition of an organism by results of the mathematical analysis of a rhythm of heart", Variability of a warm rhythm, Izhevsk, рр. 160-162.

6. Shlyk, N.I. (2016), "Rhythm of heart and type of vegetative regulation in an assessment of level of health of the population and functional readiness of athletes", Materials VI of the All-Russian symposium of the formation of the Udmurt state university devoted to the 85 anniversary, Izhevsk, рр. 2040.

7. Shlyk, N.I. and Gavrilova, E.A. (2015), "Variability of a heart rhythm in an express assessment of a functional condition of the athlete", Applied sports science, No. 2, рр. 115-125.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2017

УДК 796.011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ

Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург; Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург; Надежда Сергеевна По-могаева, кандидат медицинских наук, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыто содержание физической тренировки военнослужащих Российского миротворческого контингента при подготовке их к участию в операциях по поддержанию мира в зонах региональных конфликтов. Проведен анализ возможностей применения форм физической подготовки в период подготовки миротворцев к проведению операций по поддержанию мира с проработкой различных вариантов предполагаемых действий в этот период, который позволил создать модель физической тренировки, и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая тренировка, уровень физической подготовленности, профессиональная работоспособность, миротворческий контингент, учебно-боевая деятельность, педагогический эксперимент.

EXPERIMENTAL INSPECTION OF MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF MILITARY SERVICEMEN OF PEACEKEEPING FORCES

Alexey Evgenyevich Baturin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, St. Petersburg; Vasily Vasilyevich Volsky, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Niko-laevich Kovalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg; Nadezhda Sergeevna Pomo-gaeva, the candidate of medical sciences, St. Petersburg Institute of Advanced Training of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, St. Petersburg

Annotation

The article reveals the content of the physical training of servicemen of the Russian peacekeeping contingent in preparing them for participation in peacekeeping operations in the zones of regional conflicts, it has analyzed the possibilities of using the forms of physical training during the preparation of peacekeepers for conducting the peacekeeping operations with the working out of the various options for alleged actions in this period and it has allowed to create a model of physical training, and to check its effectiveness during the pedagogical experiment.

Keywords: physical training, physical training, level of physical preparedness, professional performance, peacekeeping contingent, combat training activities, pedagogical experiment.

ВВЕДЕНИЕ

Целью исследований являлась проверка возможности и эффективности применения в реальных условиях учебно-боевой деятельности модели физической тренировки, проводимой с личным составом миротворческих батальонов в период непосредственной подготовки к операциям по поддержанию мира.

В процессе эксперимента решались следующие задачи:

1. Проверить возможность достижения определенного уровня развития профессионально важных физических качеств у военнослужащих к операциям по поддержанию мира.

2. Проверить эффективность средств и методов физической и других разделов боевой подготовки, применяемых в модели физической тренировки.

3. Определить влияние физической тренировки на профессиональную работоспособность военнослужащих.

В целях сравнения эффективности физической подготовки в ходе эксперимента и оценки степени ее влияния на профессиональную работоспособность военнослужащих использовались следующие методические приемы:

- анализ исходного и конечного уровня физической и профессиональной подготовленности, некоторых показателей функционального состояния и психических качеств;

- анализ конечного уровня физической подготовленности в зависимости от его исходного уровня;

- анализ и сравнение показателей компонентов профессиональной работоспособности.

Педагогический эксперимент был организован и проведен на базе миротворческих батальонов в течение 1 месяца.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В экспериментальных исследованиях приняли участие военнослужащие штатных подразделений мотострелкового батальона, из которых были привлечены к исследованию, как экспериментальная группа - ЭГ и контрольная группа - КГ, соответственно 2 и 3-я мотострелковые роты по 50 человек в каждой. Для проведения физической тренировки выделялось: 50 минут ежедневно, утром на зарядке; по 2 часа в неделю перед обедом

и, кроме этого, по 1-2 часа (1-2 раза в неделю) в часы спортивной работы вечером, а также время физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности (6 часов в неделю).

В подразделениях ЭГ и КГ учебные занятия по физической подготовке в ротном расписании были запланированы в одни и те же дни недели. Распорядок дня и регламент служебной деятельности военнослужащих, участвовавших в эксперименте, учебно-материальная база по физической подготовке были одинаковыми.

Вначале весь личный состав ЭГ и КГ был протестирован по методикам, определяющим состояние физической и профессиональной подготовленности, физического развития, функционального состояния, психомоторных и психических качеств.

У испытуемых ЭГ и КГ перед началом эксперимента и по его окончании были проверены уровень физической подготовленности (по условиям выполнения упражнений Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации -НФП-2009); уровень физического развития и функционального состояния; психофизиологического состояния; профессиональной подготовленности.

Исходные показатели, характеризующие контингент участников педагогического эксперимента представлен в таблице 1.

Уровень физической и профессиональной подготовленности, физического развития и функционального состояния, психических качеств военнослужащих ЭГ и КГ в начальный период эксперимента были практически одинаковыми и достоверных различий не имели.

Оценка уровня развития основных физических качеств у военнослужащих ЭГ и КГ по НФП-2009 находился на относительно невысоком уровне.

Таблица 1 - Исходные показатели подготовленности военнослужащих ЭГ и КГ в начале педагогического эксперимента_

№ пп Исследуемые показатели XX ±т XX ±т

ЭГ КГ

Физическое развитие и функциональное состояние

1 Рост стоя, см 171,53±0,6 170,8±0,7

2 Вес, кг 69,5±0,5 68,7±0,5

3 Окружность груди, см 92,4±0,4 91,3±0,6

4 ЖЕЛ, см3 4167±35,6 4235±42,4

5 Степ-тест, баллы 71,28±0,78 71,5±0,74

6 Проба Штанге, с 65,23±1,98 64,37±1,7

7 Проба Генче, с 36,56±1,55 34,7± 1,39

Физическая подготовленность

8 Подтягивание, кол. раз 12,9±0,26 12,6±0,25

9 Подъем переворотом на перекладине, кол. раз 7,2±0,13 7,1±0,11

10 Бег 100 м, с 15,1±0,21 15,2±0,22

11 Бег на 3000 км, с 809,8±4,86 804,9±4,88

12 ОКУ, с 149,4±1,89 147,8±1,86

13 Марш-бросок на 5 км, с 1678,2±8,68 1681,2±8,69

Военно-профессиональная подготовленность

14 Занятие окопа, траншеи, позиции (Н-Т-1), с 109,3±1,35 108,8±1,33

15 Передвижение на поле боя перебежками (военнослужащим) (Н-Т-10), с 168,3±1,48 167,5±1,47

16 Передвижение на поле боя переползанием (военнослужащим) (Н-Т-10), с 135,9±1,44 136,1±1,43

17 Передвижение на поле боя перебежками и переползанием (военнослужащим) (Н-Т-10), с 53,9±0,62 53,2±0,63

18 Доставка боеприпасов под огнем противника переползанием на боку (Н-Т-11), с 45,9±0,51 46,3±0,54

19 Доставка боеприпасов под огнем противника перебежками (Н-Т-11), с 36,9±0,35 36,3±0,34

Психофизиологические показатели

20 Концентрация и устойчивость внимания, баллы 4,23±0,21 4,33±0,23

21 Простая сенсомоторная реакция, с 0,24±0,05 0,23±0,04

22 Реакция на движущийся объект, с 0,64±0,09 0,63±0,09

Занятия по физической и другим видам боевой подготовки в подразделении, военнослужащие которого входили в состав контрольной группы, проводились в соответствии с Планом боевой подготовки Российского воинского контингента миротворческих сил на летний период обучения 2016 учебного года.

При проведении различных форм физической подготовки для командиров подразделений были разработаны организационно-методические указания по физической тренировке личного состава.

Занятия во всех формах физической и других разделов боевой подготовки проводились офицерами подразделений - командирами рот, взводов; утренняя физическая зарядка - старшинами рот и сержантами.

Занятия во всех формах физической и других разделов боевой подготовки проводились командирами подразделений при нашем непосредственном контроле.

Перед началом эксперимента были проведены инструкторско-методические занятия с командирами рот, взводов, отделений, входящих в ЭГ, на которых были рассмотрены вопросы организации и проведения занятий по предметам боевой подготовки физической подготовке.

Сложность построения физической тренировки военнослужащих мотострелковых подразделений на данном этапе определяется высокими требованиями к проявлению не одного, а ряда физических качеств и военно-прикладных навыков, что предъявляет особые требования к методике их подготовки [1].

В вопросе выбора общей направленности упражнений по подготовке военнослужащих, мы придерживались точки зрения заключающегося в применении упражнения, способствующего развитию физических качеств и прикладных навыков, при комплексном использовании приемов и способов ускоренного передвижения, преодоления препятствий и рукопашных схваток [2].

Также одной из задач специальной физической тренировки является совершенствование психических качеств, особенно формирование общей психологической устойчивости, позволяющей действовать уверенно в напряженной обстановке за счет воспитания уверенности в своих силах [3].

Решение этой задачи достигалось умелым использованием разнообразных физических упражнений. При этом применялись следующие методические приемы:

- выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебно-боевой деятельности;

- овладение необходимым минимумом навыков в действиях в экстремальных нештатных ситуациях;

- приобретение опыта поведения при действиях в состоянии нервно-психического напряжения с элементами оправданного риска [4].

В интересах психической подготовки использовалось имитационные средства (задымление, очаги пожаров, боевые шумы, имитация огня противника и т.д.).

По окончании прохождения программы эксперимента все военнослужащие ЭГ и КГ были проверены по показателям, характеризующим их уровень профессиональной и физической подготовленности, физического развития и психических качеств.

Значения показателей, характеризующих физическое развитие и функциональное состояние военнослужащих обеих групп, изменились в сторону улучшения. Антропометрические показатели увеличились вследствие систематических занятий физическими упражнениями, но их различия недостоверны. Прирост значений показателей, характеризующих непосредственно функциональные резервы организма военнослужащих ЭГ значительно выше, чем у военнослужащих контрольной группы. При этом различия этих показателей в ЭГ достоверны (при Р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии на физическую работоспособность военнослужащих предложенных нами комплексных средств физической подготовки.

В показателях, характеризующих уровень физической подготовленности в контрольной группе достоверных изменений нет. У военнослужащих ЭГ произошли достоверные изменения в показателях, характеризующих уровень развития у них выносливости, скоростно-силовой выносливости, а также в сформированности военно-прикладных навыков в преодолении препятствий, что свидетельствует о прикладности предложенной методики физической подготовки военнослужащих мотострелковых подразделений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты эксперимента доказали значительную эффективность предложенной нами экспериментальной методики подготовки военнослужащих мотострелковых подразделений к действиям в составе боевых групп. Так, среднее значение результатов выполнения норматива Н-Т-1 (занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта, района обороны или указанного места составило в ЭГ - 93,8±1,37 (улучшение относительно исходного уровня 14,5 сек., при Р<0,05, в КГ - 6,4 с при Р>0,05).

Среднее значение результатов выполнения норматива Н-Т-10 (передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объекту противника) перебежками военнослужащим составило в ЭГ - 153,1±1,37 (улучшение относительно исходного уровня 15,2 с при Р<0,05. Н-Т-10 переползанием для военнослужащего составило 122,3±1,39 (улучшение 13,6 с). Н-Т-10 перебежками и переползанием для военнослужащего составило 44,8±0,57 (улучшение 9,1 сек).

В выполнении норматива Н-Т-11 (доставка боеприпасов под огнем противника переползанием на боку) значение составило 39,7±0,48 (улучшение 6,2 с), перебежками значение составило 30,1±0,29 (улучшение 6,8 с).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет сделать заключение о существенном положительном влиянии предложенной методики физической подготовки военнослужащих миротворческих батальонов при подготовке к действиям в операциях по поддержанию мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сущенко, В.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка военнослужащих подразделений специального назначения Вооруженных Сил Российской Федерации : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Сущенко Валерий Петрович. - СПб., 2007. - 354 с.

2. Беспрозванных, С.Н. Подготовка военнослужащих разведывательных групп к боевой деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Беспрозванных Сергей Николаевич. - СПб., 2005. - 135 с.

3. Астафьев, К.А. Методика развития основных физических качеств на начальном этапе обучения в военном инженерном вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Астафьев Константин Алексеевич. - Воронеж, 2006. - 199 с.

4. Долганов, С.М. Подготовка военнослужащих разведывательных подразделений к профессиональной деятельности в процессе спортивной работы : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Долганов Сергей Михайлович. - СПб., 2005. - 159 с.

REFERENCES

1. Sushchenko, V.P. (2007), Professional-applied physical training of servicemen of special purpose units of the Armed Forces of the Russian Federation, dissertation, St. Petersburg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Besprozvannykh S.N. (2005), Training of servicemen of reconnaissance groups for combat activities, dissertation, St. Petersburg.

3. Astafiev K.A. (2006), Technique of development of basic physical qualities at the initial stage of training in the military engineering university, dissertation, Voronezh.

4. Dolganov S.M. (2005), Training of servicemen of intelligence units for professional activities in the process of sports work, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.09.2017

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель,

Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Александр Александрович Ковтун, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Известно, что самостоятельная работа студентов - доминирующий компонент образовательного процесса, как по объёму, так и по роли в становлении конкурентоспособного выпускника высшего учебного заведения: образование считают успешным только в том случае, если созданы предпосылки для саморазвития личности, а обучающийся превратился из объекта педагогического управления в субъект. Это полностью соответствует компетентностному подходу: в учебном заведении обучающийся должен научиться, прежде всего, добывать знания. Тем не менее, по-прежнему отсутствует метод интегративной диагностики самостоятельной работы студентов. Авторами выделены и охарактеризованы уровни самостоятельной работы студентов; в основу диагностики уровней самостоятельной работы студентов положен автоматизированный системно-когнитивный анализ. Предложенный метод интегративной диагностики универсален, т.е. инвариантен по отношению к профилю образовательной среды, а также направлению подготовки.

Ключевые слова: студент, самостоятельная работа, диагностика, уровни.

MODERN ASSESSMENT METHODS OF STUDENT'S INDEPENDENT WORK Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher, Tatiana Vladimirovna Tikhomirova, the senior teacher,

Natalia Petrovna Fedorova, the senior teacher, Alexander Alexandrovich Kovtun, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

It is known, that the student's independent work is educational process dominating component, regarding the volume and the role in establishment of the competitive graduate: the education is successful only in case of creating the factors for personal self-development, and the student has transformed from the object into the subject of pedagogical management. It is in full accordance with the competence-oriented approach: the student of the educational establishment must learn the way to receive knowledge. However, nowadays the integrative assessment method for student's independent work is absent. The authors have selected and characterized the levels of student's independent work; the assessment of levels of student's independent work is based on the computer-aided system-cognitive analysis. The offered integrative assessment method is universal, invariant to the educational environment and direction of preparation.

Keywords: student, independent work, assessment, levels.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время нет необходимости доказывать актуальность такой дидактической проблемы, как повышение эффективности самостоятельной работы студентов [1-8]. Во-первых, в соответствии с новейшими образовательными стандартами, объём самостоятельной работы студентов значительно превосходит объём аудиторной (это соответствует общемировым тенденциям). Дефицит времени, отводимый на аудиторную работу, при неуклонно возрастающих требованиях к результатам обучения (их детерминирует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.