УДК 75.03
М. В. Москалюк
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Красноярск, Россия
БОРИС РЯУЗОВ
Сюжеты, темы, образы. К 100-летию мастера
В статье рассматривается творческое наследие действительного члена Российской академии художеств Бориса Яковлевича Ряузова на примере нескольких произведений военной, исторической, лирической, эпической тематики. Прослеживается динамика творческого пути от работ раннего периода к зрелому этапу. Дается философско-искусствоведческий анализ конкретных пейзажей, показывается глубина их содержания и глубокие мировоззренческие смыслы. Исследуется уникальность колористического построения работ Ряузова и актуальность его представлений о мире для сегодняшнего зрителя.
Ключевые слова: Борис Ряузов; живопись; колорит; композиция; художественный образ.
П
Б. Я. Ряузов. Туруханская тайга (фрагмент). 1950.
Холст, масло. 41х100
Семейная коллекция произведений Б. Я. Ряузова. Красноярск
ервый сибирский академик советского времени Борис Яковлевич Ряузов (1919-1994) - бесспорная величина в российском искусстве второй половины XX века. Социальный заказ, специальные творческие командировки в полной мере обусловливают рассмотрение и сталинской, и ленинской серий, и немногочисленных индустриальных опытов в широком контексте исторических, идеологических, социальных переплетений ушедшей советской эпохи. Но, как писал в фундаментальном труде «Соцреализм и реализм» ведущий критик позднесо-ветского искусства Александр Ильич Морозов, «подлинный социалистический реализм - всегда искусство в мундире. Для советской живописи «мундиром» служила крупномасштабная выставочная картина с ее непременной законченностью и бьющими в глаз эффектами помпезной
декоративности»[1, с. 187]. Далее же он говорит о том, что с шестидесятых годов XX века складывается искусство, «где главными критериями качества были искренность в выборе натурного мотива, - адекватность этого выбора индивидуальности автора, - и адекватная тому и другому полнокровность живописно-пластического высказывания. Искусство попыталось строить себя мерой личности, а не мерой лояльности художника как функционера системы»[1, с. 187]. Последнее без всяких оговорок относится к Борису Ряузову.
Творческий путь Ряузова легко рассматривать по периодам - военные годы, затем время становления 1950-1960-х годов, характеризующееся многообразием цвета и детальной конкретизацией сюжетов. В 1970-1980-ее годы можно говорить о расцвете творчества, о переосмыслении мировоззренческих позиций, сложении
индивидуального языка, разработке уникальных колористических и композиционных построений. Наконец, поздний период, когда через отсечение лишнего и суетного, через сознательный аскетизм на его холстах все более выкристаллизовывается мудрость и полнота бытия. Но вместе с тем ряузовское наследие обладает бесспорной целостностью, даже монолитностью. В нем нет резких
поворотов, неожиданных взлетов или падений.
«О художнике должны рассказывать его картины. В каждой из них биение сердца, думы, его душа. Чтобы писать о художнике, надо читать его жизнь по работам»[2], - считал мастер. Весь масштаб творчества Ряузова в одной публикации охватить невозможно. Поэтому выберем лишь несколько холстов разной тематики, и увидим, что за ними не только «биение сердца, думы и душа» художника, но и целая эпоха.
Земля фронтовая
Фронтовые работы - особая часть ряузов-ского наследия. Пройдя всю войну артиллеристом-разведчиком, имея множество боевых наград, демобилизовавшись в 1946 году, он вез с собой в Красноярск в деревянном сундуке самые бесценные трофеи: более двухсот фронтовых рисунков. Здесь и пря-
мые отклики на фронтовые действия, изображения военных дорог, зарисовки бытовых эпизодов, возникающих в блиндажах и траншеях в краткие минуты передышек между боями, портреты друзей-товарищей и опаленных войной детей, зарисовки немцев, попавших в плен, и, конечно же, пейзажные мотивы. В мирные годы на основе впечатлений военного периода Борис Яковлевич создал не менее трех десятков больших законченных холстов исключительно пейзажного жанра. Многие из них появлялись на выставках, посвященных датам юбилейных лет великой Победы. Самый повторяемый мотив, в том числе в работе «Земля фронтовая», - искореженная воронками, обезображенная разрушенной военной техникой земля, земля страдающая, вопиющая к людям. Полыхают пожары, клубятся плотные дымы, вспыхивают огни снарядов и самолетов.
Эстетика ряузовского фронтового наследия сурова, реализм нередко прямолинеен, но военная галерея обладает особым, в чем-то парадоксальным свойством. С одной стороны, своей документальной достоверностью возвращает нас в героическое прошлое, к драматичным военным годам. С другой, искренностью и сохранившимся в каждом штрихе живым дыханием военных лет эти работы обращены в будущее, к нынешним и последующим поколениям. Их большая миссия - быть путеводной связующей нитью в череде времен, быть всегда живой воплощенной памятью.
Туруханская тайга
На протяжении всего творчества Б. Я. Ряу-зов создавал серии исторических пейзажей: Туруханская серия (место ссылки И. В. Сталина), Шушенские серии (место ссылки
Б. Я. Ряузов. Земля фронтовая. 1971.
Холст, масло. 200х250
Музей художника Б. Я. Ряузова. Красноярск
В. И. Ленина), серии старого Красноярска, писал Холмогоры как Родину М. В. Ломоносова и многое другое. Туруханская серия началась с командировки 1949 года в Заполярье, в Курейку (место ссылки Иосифа Виссарионовича Сталина, где находился тогда знаменитый музей-пантеон). Работы были показаны на Всесоюзной художественной выставке 1951 года в Москве, в залах Третья-
зарисовки, сделанные в командировке, в период последующей работы в мастерской, когда переосмысляется собранный материал, превратились в суровые, выдержанные, масштабные сибирские пейзажи. Уже в Ту-руханской серии мы видим, как постепенно вызревают все особенности живописного языка будущего мастера - тяготение к горизонтальным вытянутым форматам, откры-
Б. Я. Ряузов. Туруханская тайга. 1950. Холст, масло. 41х100
Семейная коллекция произведений Б. Я. Ряузова. Красноярск
ковской галереи. Выставка была масштабной, представляла 1231 произведение 641 художника со всех концов Советского Союза. И, конечно, для начинающего 32-летнего живописца крайне важным был не только сам факт участия, по сути, дебют, но и то, как будет оценено его творчество. В результате большинство работ, составляющих серию, были закуплены Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Московским государственным университетом. Позднее с Туруханской серии началась коллекция полотен Ряузова в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова, сегодня насчитывающая 96 произведений.
Вернувшись с войны героем, легендарный артиллерист-разведчик Борис Ряузов со страстью окунается в долгожданное, любимое дело - живописать. Многочисленные
тым композициям, колориту со сближенными тонами, вниманием к выразительности фактуры. Мужественный и сильный характер природы формировал строгость, сдержанность, лаконичность пейзажного образа.
«Туруханская тайга» - пейзаж достаточно ранний, написан в 1950 году. Здесь еще нет лаконичности цвета и содержательности «классических» ряузовских композиций, но цветовое богатство вызывает искреннее восхищение. Насыщенность и интенсивность колорита стволов вековых деревьев то усиливается соседством с темными и светлыми мазками зелени, то заглушается розово-золотыми отсветами заката
Серия пейзажей по местам ссылки Сталина была выполнена по заказу, как и последующие работы, посвященные местам ссылки Ленина. К соцзаказу в советском искусстве относятся, как правило, негативно, но мно-
гие заказные произведения (сибирская история искусств подтверждает это в полной мере) отличает авторская искренность отношения к делу и профессиональная ответственность в исполнении. Высоко оцененная Туруханская серия вдохновила на многое: дальнейшее общение с Севером становится для художника необходимым.
Работа в затоне
В советском искусстве почетное место занимал индустриальный пейзаж, который должен был запечатлеть перемены в жизни людей, прежде всего, размах социалистического промышленного строительства. У Бориса Ряузова есть одна тема, которая так или иначе может быть связана с ритмами индустриализации - эта новая жизнь Енисея, развивающиеся порты, большегрузные суда. Здесь потомственный рыбак Ряузов не может быть равнодушным. Безупречно живописное великолепие этюдов и законченных работ, где изображена река, большие и малые суда, портовые краны. В этюде «Работа в затоне» 1968 года увлечённость художника передают и уверенные широкие мазки, и яркие краски, и динамика выбранного мотива. Огромный сине-красный корабль взрывает пространство небольшого холста, бегущие по небу облака и жесткие ритмы портовых кранов еще более усиливают напряженную динамику изображенного.
Как и в исторических сериях, в индустриальных зарисовках Ряузова нет и в помине топографической точности и идеологической заостренности, но в полной мере создан художественный образ, сохраняющий ощущение времени, живой ритм пульса уже далеких от нас советских лет.
Новый город. Уходит прошлое
Сквозная тема в творчестве Бориса Ряу-зова - Красноярск, город, в названии которого «Красный Яр» уже заключена красота, а именно «красный», «красивый». Свои серии городских пейзажей живописец часто создавал к юбилейным датам, в том числе
посвященным дням основания города. Обширная летопись Красноярска продолжает и сегодня раскрываться новыми гранями.
Неизбежно уходят из сибирского города запечатленные Ряузовым тесно прижимающиеся к друг другу деревянные постройки с заснеженными крышами и дымками из труб. Небольшой холст, который худож-
ник так и назвал «Уходит прошлое», написан в 1978 году, и мы видим, как со всех сторон хрущевские пятиэтажки обступают домики в два окна. Создается впечатление, что новостройки буквально физически вытесняют из пространства города старые домишки, в правом нижнем углу композиции они тихонько «соскальзывают в небытие». Жизнь диктует свои ритмы, и для нас уже из XXI века когда-то долгожданные пятиэтажки также неумолимо отходят в прошлое под напором совсем других архитектурных форм...
Но в художественном образе ряузовского заснеженного пейзажа с сероватым пасмурным небом, теплыми тонами новостроек, плавными ритмами окон и крыш домов, с тонким ажуром чуть заметных березок воссоздается удивительно человечное отношение к уходящему. В незамысловатом
Б. Я. Ряузов. Работа в затоне. 1974.
Холст, масло. 44х68
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова
Б. Я. Ряузов. Карасево озеро. Рыбачки. 1983. Холст, масло. 69х92
Семейная коллекция произведений Б. Я. Ряузова. Красноярск
городском мотиве, как и во многих других городских пейзажах, по-особому ценно для нас теплое душевное чувство, сохраненное художником.
Карасево озеро. Рыбачки
В уникальном ряузовском колорите, безусловно, есть определенные цветовые предпочтения - зеленый, синий, белый, буро-коричневый. По аналогии с музыкой их сочетание можно назвать цветовыми симфониями, в которых заключено невероятное разнообразие мажорных и минорных мелодий, звучащих в высоких и низких. Борис Ряузов, как дирижер цветового оркестра, создает из них уникальную целостность, напитывающую наш глаз, сердце и душу.
Одна из самых любимых цветовых гамм у Ряузова - зеленая. С добротой,
человеческой мудростью и великолепным мастерством использует художник светлый зеленый в композиции «Рыбачки». Вспоминается народная присказка «молодо-зелено», что относится и к самим рыбачкам, кучками расположившимся на берегах тихого озера, и к весеннему природному состоянию. С чутким тактом в тонкой вибрирующей фактуре воды и неба к зеленому добавлены розовато-желтоватые и белые оттенки. В высокую, плотную, выступающую над поверхностью холста фактуру для цветовой и пластической лепки обрывистых бережков, изображенных на переднем плане, художник мастерски добавляет охристо-коричневые и серо-синие мазки. Пластические пятна-акценты цветных одежд рыбаков собирают все это тональное многообразие в единую целостность.
Полотно воспринимается как теплое воспоминание о спокойных и счастливых рыбацких радостях, которые вызывают ассоциативный ряд тепла, приятие жизни, легкая улыбка счастья и юности. Север. Далекий поселок Борис Яковлевич путешествовал много и длительно, забирался в самые низовья сибирских рек - Енисея, Иртыша, Оби, был
в речных и морских северных портах, останавливался на факториях; ведь чтобы так убедительно воссоздать на холстах величественную красоту зимней северной природы, нужно в полной мере пережить все ее уникальные состояния. Через разнообразие в изображении снежных покровов и морозных туманов он выстроил суровые и прекрасные художественные образы зимы. Мерцания света и цвета достигают в них особого артистизма.
Три четвертых пространства занимает снег в пейзаже «Север. Далекий поселок» (1982), только в верхней части вытянутого по горизонтали холста изображена полоска серо-голубого неба, сине-стальной реки и ряд домиков далекого поселка. Казалось бы, от холодной пустынности должно веять унынием, но изысканная утонченность молочных и чуть розоватых оттенков бе-
лого с плавной округлостью мягких пластичных линий наполняют нас спокойной созерцательностью и тихим благоговением перед чистотой и мудростью безграничных природных пространств. Ряузов пишет небесные просторы жидким слоем. Смешением теплых и холодных тонов он добивается выразительного цвета и беспредельности пространства. Ощущение весомой материальности снега достигается за счет крупных, лепящих форму густых фактурных мазков.
Краска в тюбике и цвет на картине - не одно и то же. Краска становится художественно-образным цветом на холсте только тогда, когда она входит органичной составной частью в композиционную структуру произведения, одновременно и формируя ее. Этот принцип становится зримым в творчестве Ряу-зова: его живописные композиции именно благодаря цвету и свету обретают дыхание, разнообразные фактуры наполняются живым воздухом. Самодостаточность природы, ее спокойное величие и вечное внутреннее движение в пейзажах Ряузова имеет программный характер.
Небо
Целостность видения природы невозможна без включения неба в художественную образность пейзажного вида: высокого или низкого, прозрачного или плотного, грозового или девственно чистого. В полном смысле программной для всего творческого пути можно назвать композицию шестидесяти пятилетнего мастера «Небо», где земной твердыне отводится ничтожно малая доля живописного пространства, а удивительно чистые бело-голубые тона небесного свода с крупным динамичными по форме облаками откровенно напоминают, как редко мы, вечно занятые и спешащие, поднимаем голову ввысь. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», - думает князь Болконский на поле Аустерлица. Что-то подобное ощу-
щаем и мы, глядя на живописный небесный простор, в котором и нет ничего особенного. Через простоту внешнего художник ясно говорит нам о присутствии смыслов самого высокого уровня.
Нередко в композициях Ряузова небо может занимать более двух третей холста, но может быть и совсем узкой полоской, зачастую оно серое, плотное, отнюдь не ласковое, но ряузовское небо всегда живое, динамичное. Тончайшие цветовые нюансировки в небесных гладях, ощущаемые только при длительном и внимательном всматривании, передают дыхание, таинственную, непостижимую разумом жизнь. Надо отметить, что при всей любви к плотным, насыщенным живописным фактурам Ряузов всегда пишет небо тонко и изысканно. Нередко художник, как подлинный романтик, показывает загадочную красоту заката или слабую улыбку сибирского рассвета. Сила плотных и достаточно звучных красок умиряется туманами, закатной или рассветной дымкой.
Трудно объяснять работы Ряузова литературным языком, ведь их воздействие на зрителя идет не столько через повествование, через разработанный сюжет, сколько на уровне формального композиционного и колористического построения. Во взаи-
Б. Я. Ряузов. Север. Далекий поселок. 1982. Холст, масло. 76х119
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова
Б. Я. Ряузов. Небо. 1984. Холст, масло. 82х125
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова
мосвязи фактуры широких мазков, больших сгустков краски и тонких полупрозрачных живописных поверхностей, в переливающихся оттенках синего, зеленого, серебристого колорита передается философское и одновременно чувственно-эмоциональное осознание красоты мироздания во всей полноте и целостности.
Пейзажные холсты мастера становятся уникальным языком общения там, где зачастую слова бессильны, где речь идет о высоких и нетленных смыслах, без которых человеческое существование в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Огромное ряузовские наследие от первых опытов живописца, осваивающего азы профессионализма, до последних философско-обоб-щенных пейзажей-картин складывается в своеобразный круг жизни, неспешно и мудро раскрывающий нам ее вечные законы.
Литература
Морозов А. И. Соцреализм и реализм. Москва:
Издательство «Галарт». 2007
Ряузов Б. Я. Электронный ресурс. URL https://krsk.
mid.ru/rauzov-b. a (дата обращения 15.10.2019).
Об авторе
Москалюк Марина Валентиновна - доктор искусствоведения, профессор, ректор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хво-ростовского.
BORIS RYAUZOV: SUBJECTS, THEMES, IMAGES.
TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE MASTER
Moskalyuk Marina Valentinovna
Doctor of art history, rector of the Siberian state
Institute of arts named after Dmitry Hvorostovsky
Abstract: The paper considers the artistic heritage of the actual member of the Russian Academy of Arts Boris Ryauzov on the example of a few works of military, historical, lyrical and epic subjects. The dynamics of an artistic way from the earlier works to the mature stage have been expected. The paper gives the philosophical and art analysis of the specific landscapes, revealing the depth of its content and deep philosophical meanings. The uniqueness of Ryauzov works» coloring and the relevance of his ideas about the world for today»s viewer have been studied.
Keywords: Boris Ryauzov; painting; color; composition; artistic image.