The Art Of Eurasia No. 4 (15) • 2019
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.025
УДК 7.071.1
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б.Я. РЯУЗОВА В СОБРАНИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА: ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКЦИИ
Булак Ксения Андреевна
Старший научный сотрудник отдела искусства ХХ—ХХ1 вв., Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. Россия, г. Красноярск. [email protected]
В статье исследуется специфика коллекции произведений Бориса Яковлевича Ряузова из фондов Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. Данная коллекция является самым крупным музейным собранием работ Б.Я. Ряузова, отражающим разные этапы творчества художника, начиная с 1951 года, времени первого успеха живописца, и заканчивая началом 1990-х гг., последними годами его жизни. Все эти произведения — живописные пейзажи: Б.Я. Ряузов большую часть своей жизни работал именно в этом жанре. Пейзажи Б.Я. Ряузова в музейной коллекции отражают тематическое многообразие творчества художника, создававшего мемориальные пейзажи («туруханскую» и «шушенскую» серии, произведения, связанные с личностью В.И. Сурикова), городские и индустриальные пейзажи, произведения на тему войны и на тему Севера. Изучая композиционные и колористические особенности лучших работ Б.Я. Ряузова из собрания Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, автор статьи выявляет характерные черты стиля мастера, тенденции развития творчества живописца.
Ключевые слова: Борис Яковлевич Ряузов; пейзаж; живопись; Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.
Библиографическое описание для цитирования:
Булак К.А. Произведения Б.Я. Ряузова в собрании Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова: особенности коллекции / / Искусство Евразии. — 2019. —
№ 4 (15). - С. 363-375. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.025. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1641189/36/.
Борис Яковлевич Ряузов — народный художник РСФСР, сыгравший значительную роль в развитии красноярской пейзажной живописи. Узнаваемая авторская манера, тонкое чувство цвета, использование выразительных композиционных приемов принесли художнику известность в России и за ее пределами: его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Красноярска и городов Красноярского края, в музеях других городов России
Аннотация
и ближнего зарубежья, в частных собраниях Германии, Китая, Японии. Коллекция произведений Б.Я. Ряузова в фондах Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова — самое крупное музейное собрание работ живописца. Оно включает в себя 96 картин и этюдов разных периодов: самые ранние из них датируются 1951 годом, самая поздняя работа была создана в 1992 году, за два года до смерти автора. Все произведения из музейной коллекции — живописные пейзажи, разнообразные по тематике, колористическому и композиционному строю, отражающие разные аспекты творчества Бориса Ряузова.
К числу самых ранних работ художника из музейного собрания относятся два произведения из «туруханской серии» — «Дом-музей в Курейке» и «Старая Курейка» (обе работы — 1951 г., х., м.). Эти произведения стали первыми картинами Б.Я. Ряузова, поступившими в 1958 году в только что открывшуюся Красноярскую художественную галерею (как тогда назывался Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова). Именно с них начинается формирование музейной коллекции работ живописца. «Туруханская серия», посвященная местам ссылки И.В. Сталина, Я.М. Свердлова и С.С. Спандаряна, стала важной вехой в творческой биографии Б.Я. Ряузова: несколько работ из этой серии, показанных на Всесоюзной художественной выставке 1951 г., получили признание искусствоведов, одно из произведений — «Старый Туруханск. Последние льды» (1951, х., м.) — поступило в собрание Государственной Третьяковской галереи. Художник, работая над серией, выбирает жанр пейзажа, и это стало типичным для автора при его обращении к историческим сюжетам. Борис Ряузов уделяет большое внимание передаче состояния природы: «Дом-музей в Курейке» (рис. 1) — это весенний пейзаж, где живописец демонстрирует мастерство в изображении цвета снега, проталин, фактуры деревянных домов, тогда как картина «Старая Курейка» показывает суровую северную зиму — снег в этой работе другой: белоснежный, лежащий плотным, тяжелым слоем. В данных произведениях художник оживляет пейзаж, добавляя в него стаффажные фигурки людей (в работе «Дом-музей в Курейке») или такие элементы, как оленья повозка и свет в окне дома, где жил И.В. Сталин (в картине «Старая Курейка»).
Рис. 1. Ряузов Б.Я. Дом-музей в Курейке. 1951. Х., м. 37 х 119. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Фото: А.В. Ёжкин.
В 1960-е гг. в коллекцию музея поступает ряд произведений Бориса Ряузова, среди которых несколько этюдов, в том числе те, которые относятся к «шушенской серии», работы на «ленинскую тему», тему Севера, индустриальные пейзажи.
Серия Б.Я. Ряузова, официально называющаяся «Исторические места Сибири, связанные с жизнью и деятельностью В.И. Ленина», а среди искусствоведов получившая название «шушенской серии», создавалась художником, начиная с 1957 и заканчивая концом 1980-х гг. Согласно красноярскому историку искусства И.М. Давыденко, 1957 год — время первой поездки Б.Я. Ряузова в село Шушенское [2, с. 116]. Этюды художника, изображающие окрестности Шушенского и хранящиеся в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, не датированы, но, судя по датам поступления (1960—1961 гг.), они были созданы во время самых ранних «шушенских» путешествий. Эти этюды ознаменовали начало нового этапа в творчестве Б.Я. Ряузова: он по-новому, по сравнению с 1950-ми гг., работает с живописной фактурой, мазки становятся более пастозными, в некоторых произведениях, таких как «Озеро Перово» (до 1960, х., м.), фактура становится еще одним, наряду с цветом, средством создания воздушной перспективы (рис. 2). Палитра живописца обогащается охристыми, нежными зелеными и глубокими синими оттенками.
Рис. 2. Ряузов Б.Я. Озеро Перово. До 1960 г. Х., м. 18 х 57. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Фото: А.В. Ёжкин.
«Ленинская тема» в творчестве Б.Я. Ряузова не ограничивается изображением села Шушенского: на стыке жанров исторического и городского пейзажа находятся два произведения 1960-х гг., переданные в музей Краевым управлением культуры: «Дом Красикова в Красноярске, здесь бывал В.И. Ленин» (1968, х., м.) и «Старый Красноярск. Пароход, на котором В.И. Ленин уезжал в ссылку» (1968, х., м.). Последнее из данных произведений строится на контрасте светлого белого парохода и более темных зеленоватых тонов фона, художник сочетает использование выразительных рельефных мазков и тонких лессировок, сквозь которые просвечивает грунт.
В 1960-е гг. Ряузов много работал в жанре индустриального пейзажа. По свидетельству И.М. Давыденко, художник присутствовал при строительстве Красноярской ГЭС, «наблюдал стройку с самых начальных этапов» [2, с. 125]. Картина «Строительство Красноярской ГЭС» (1963, х., м.) интересна по композиционному решению: здесь нет изображения неба, лишь снег, река и дорога (рис. 3). Зигзаг дороги, диагонали подъемных кранов задают динамику: художник научился рассказывать о современных событиях, о развитии края современными художественными средствами.
Рис. 3. Ряузов Б.Я. Строительство Красноярской ГЭС. 1963. Х, м. 97 х 150. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Фото: А.В. Ёжкин.
В картине «Вечер в заводском районе» (1965, х., м.), написанной совместно с братом Н.Я. Ряузовым, живописец создает романтический индустриальный пейзаж, где находит множество оттенков сумеречного неба и сиреневого дыма, поднимающегося над трубами. Особую роль в этом произведении играют светящиеся огоньки в окнах завода: знаки активной, не прекращающейся ни на минуту жизни промышленного предприятия.
В эти же годы меняется отношение художника к пейзажу на тему Севера: на смену исторической тематике приходит интерес к современной жизни Заполярья. Художник пишет речные суда, стоящие у причалов («Север. Рыбачьи суда», до 1963 г., х., м.), создает прибрежные панорамы, где северные поселки гармонично вписаны в природу («Тундра. Прибрежный залив», 1965, х., м.; «Енисей у Заполярья», 1969, х., м.). По сравнению с «туруханской серией» эти работы отличаются иным подходом к цвету, больше внимания художник уделяет эффектам освещения. Пейзажи «Старый лоцман» (1969, к., м.) и «Рыболовецкие суда» (1969, х., м.) отличаются насыщенностью цвета. Большую роль в этих произведениях играет красный, выступающий как яркий акцент, контрастный по отношению к фону, где преобладают синие, зеленоватые, серо-голубые тона. В композиционном плане данные произведения не замкнуты, выглядят как кадры, фрагменты действительности.
1970-е гг. стали для Б.Я. Ряузова очень плодотворным периодом творчества: именно в это время он создал значительную часть работ «шушенской серии», множество пейзажей на тему города и на тему Севера. Большая часть картин 1970-х гг. поступает в музей почти сразу же: спустя год, три-четыре года после написания произведений. Наряду с безвозмездными передачами из Краевого управления культуры, красноярского отделения Союза художников, Министерства культуры РСФСР, работы Б.Я. Ряузова в этот период поступают также путем закупки у автора.
В произведениях из «шушенской серии», созданных в 1970-е гг., таких как «Шушь. Старинный мотив» (1971—1973, х., м.), «Шушенское. Дом, в котором жил В.И. Ленин» (1972, х., м.), «Сельские огоньки» (до 1978 г., х., м.), художник пишет ночь, сумерки, пасмурную погоду, используя темные оттенки синего, коричневого, зеленого цветов. «Шушенское. Дом, в котором жил В.И. Ленин» (рис. 4) — пейзаж, очень характерный для этого этапа творчества автора. В 1970-е гг. у Б.Я. Ряузова появляется целый ряд
пейзажей, где огонек, светящийся в окне, становится знаком присутствия В.И. Ленина, и «Шушенское. Дом, в котором жил В.И. Ленин» предлагает оригинальную трактовку данного мотива: дом Зырянова, в котором жил В.И. Ленин, изображен с угла, в перспективном сокращении, здание постепенно уходит во тьму, сливается с ночным небом, и яркая точка «ленинского окна» резко выделяется на этом фоне.
Рис. 4. Ряузов Б.Я. Шушенское. Дом, в котором жил В.И. Ленин. 1972. Х, м. 43 х 93. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Фото: В.А. Сковородников.
Мотив светящихся огоньков встречается у художника в произведениях разной тематики, и всякий раз этот мотив оживляет изображенное пространство, делает его более «человечным». В городском пейзаже «Старый Красноярск. Городские избы» (до 1978 г., х., м.) огоньки в окнах, контрастные по отношению к холодному по цвету фону, создают ощущение тепла и домашнего уюта.
Интерес к городскому пейзажу у Б.Я. Ряузова в 1970-е гг. во многом связан с празднованием 350-летия Красноярска в 1978 г. В рамках масштабного торжества планировалось проведение большой выставки, в которой принимали участие многие красноярские художники. Б.Я. Ряузов не ограничился участием в ней: в мае 1978 г. он организует персональную выставку городского пейзажа, где «экспонировалось 130 работ, посвященных исключительно Красноярску» [2, с. 136]. Картина «Старый Красноярск. Городские избы» была показана на данной выставке, и можно предположить, что переданная в музей в декабре 1978 г. работа «Красноярск. Улица Ленина» (1970-е гг., х., м.) также была там представлена.
Пейзаж «Красноярск. Улица Ленина» передает особое состояние природы: деревья еще не сбросили свою охристую листву, но уже выпал первый снег — очень скоро золотую осень сменит зима. В центре внимания художника здесь — новые здания. В других своих городских пейзажах данного периода живописец обращается к истории города. К числу ретроспективных пейзажей 1970-х гг. относится произведение «Красноярск. Старая пристань» (до 1978 г., х., м.), где изображен старый причал на Стрелке — в месте, где река Кача впадает в Енисей. На пригорке читается силуэт Воскресенского собора (ныне снесенного), у берега стоит судно, напоминающее пароход «Святитель Николай», на котором В.И. Ленин в 1897 году отправился
в Минусинск, следуя к месту ссылки. Живописец с любовью передает фактуру берега: непролазную грязь у воды, зелень на крутых склонах.
В рамках городского пейзажа Б.Я. Ряузов создает произведения, связанные с личностью знаменитого художника, уроженца Красноярска В.И. Сурикова. «Родные места Сурикова» (1976, х., м.) — одна из таких работ. В ней представлен современный Ряузову город: вид с Коммунального моста или левобережной набережной в сторону Афонтовой горы и острова Посадного. За счет цвета: голубовато-серого цвета пасмурного неба, зеленовато-голубой реки, охры осенних деревьев, белой глади льда на первом плане — художник создает настроение спокойной созерцательности, умиротворенности.
Помимо городского и мемориального пейзажа Б.Я. Ряузов продолжает работать в жанре «чистого» пейзажа, безлюдного, лишенного топографической точности в передаче пространства и времени. Одним из излюбленных мотивов этого периода для живописца стали горы. В собрании музея находится ряд таких пейзажей, среди которых «Енисейские кряжи» (1971, к., м.), «Скалистые берега» (1974, к., м.), «Северный пейзаж» (1973, к., м.), «Северное солнце» (1977, х., м.) и другие. Композиционно они очень похожи: крупный силуэт горы, линия реки на первом плане, при этом каждая из работ передает особое состояние природы, особое настроение. Насыщенная зелень в сочетании с пятнами белого снега на вершинах («Енисейские кряжи»), серебристые тона проплывающих вдоль берега льдин («Скалистые берега»), яркие дома и лодки на фоне снега, написанного белым в сочетании с охрой («Северный пейзаж»), — художник экспериментирует с цветом, а также уделяет большое внимание фактуре, лепит форму широкими, энергичными мазками.
Интерес художника к передаче оттенков снега проявился в целом ряде зимних пейзажей, лаконичных по композиции, где ведущую роль играет белый цвет. В таких картинах, как «Обское Заполярье» (1975, к., м.), «Морозец» (до 1979 г., х., м.), колорит полностью построен на белом. В пейзаже «Морозец» линии гор, берега, домиков лишь слегка намечены, их очертания размыты, они полностью погружены в морозную дымку. В «Обском Заполярье» не видна линия горизонта, небо и замерзшая река неразделимы, важнейшим элементом становится солнце, просвечивающее сквозь плотную пелену облаков. Мерцание подернутого облаками солнца, блики света на глади замерзшей реки — эти эффекты освещения встречаются во многих произведения Б.Я. Ряузова 1970-х — 1980-х гг. В пейзаже «Морозец» (1980, х., м.) небесное светило рифмуется со светом окон деревенского дома, почти растворившегося в морозном мареве.
В 1980-е и в начале 1990-х гг. музейная коллекция работ Б.Я. Ряузова пополнялась в основном произведениями, созданными в этот же период и отражающими особенности творчества последних десятилетий жизни художника. В это время авторский стиль достигает особого лаконизма: композиция таких работ, как «Север. Далекий поселок» (1982, х., м.), «Енисей у Курейки» (1984, х., м.) (рис. 5), «Небо» (1984, х. м.), строится на основе самых простых, базовых для любого пейзажа элементов: неба и глади реки, неба и земли. Живописец использует ограниченный набор цветов, сводит к минимуму наличие в изображении мелких деталей, стремится показать безграничность природного пространства, где присутствие человека намечено лишь несколькими штрихами, обозначающими маленькие домики на горизонте.
. . ..• Л .......____й__________ _...... , ,
Рис. 5. Ряузов Б.Я. Енисей у Курейки. 1984. Х., м. 57 х 85,5. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Фото: А.В. Ёжкин.
В 1980-е гг. Б.Я. Ряузов продолжает работать над «шушенской серией», городскими пейзажами. Среди работ из «шушенской серии» интересен пейзаж «В Шушенском» (1982, х., м.): дом, в котором жил В.И. Ленин, изображен здесь не в перспективном сокращении, а фронтально, что необычно для автора. Первый план композиции, строящейся с помощью горизонталей, оживляется за счет силуэта тонкой заиндевевшей березы.
Изображая Красноярск, Борис Ряузов в 1980-х гг., так же, как и ранее, продолжает создавать мемориальные пейзажи, связанные с образом В.И. Сурикова. Особенно часто он изображает дом-музей В.И. Сурикова, показывая его и осенью, и зимой, днем и в сумерки. Пейзаж «Красноярск. 1900 г. Двор Суриковых» (1984-1985, х., м.) — ретроспективный, где вещественное, осязаемое здание усадьбы сопоставляется с тонко написанным, почти эфемерным, тающим в белой дымке старым городом.
В работе «Красноярск. Ул. Сурикова» (1985, х., м.) живописец развивает одну из остро волновавших его тем: соотношение старых и новых зданий в городской среде (рис. 6). Крупный объем панельной новостройки резко выделяется на фоне более ярких, более детализированных, меньших по размеру старинных зданий, но не выглядит чужеродно за счет цвета — белого цвета, гармонирующего с цветом снега, цветом облаков. В этой работе художник, природные пейзажи которого обычно выглядят безлюдными, показывает оживленную улицу, силуэты людей трактованы здесь очень схематично, обобщенно — это не персонажи, имеющие самостоятельное значение, а скорее яркие цветовые акценты.
Рис. 6. Ряузов Б.Я. Красноярск. Ул. Сурикова. 1985. Х, м. 70 х 115. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Фото: В.А. Сковородников.
К городским пейзажам Б.Я. Ряузова 1980-х гг. из фондов музея относятся также «Зимний проспект» (1980-е гг., х., м.) и «В окрестностях города» (1987-1988 гг., х., м.). В картине «Зимний проспект» художник пишет морозный день: деревья покрыты инеем, плотным слоем лежит снег. Помимо использования множества оттенков белого цвета, художник мастерски расставляет акценты с помощью желтого: желтые здания, желтые автобусы, трамваи и автомобили, люди в желтой одежде — все эти цветовые пятна создают особый ритм — неторопливый, спокойный. Пейзаж «В окрестностях города» построен на оттенках зеленого: городские постройки почти не видны, здесь царствует природа — зелень травы и листьев.
В 1970-1980-х гг. художник часто пишет произведения на военную тему. Во многом эти произведения основаны на личных воспоминаниях. Е.М. Гонтаровский в буклете «Борис Яковлевич Ряузов» рассказывает о фронтовых годах жизни живописца так: «Уйдя в сентябре 1942 года на фронт в рядах Сибирской добровольческой бригады, художник-патриот прошел долгий и трудный боевой путь от полей Подмосковья до берегов Балтики. И вместе с обычным солдатским имуществом пронес он в своем вещевом мешке через все атаки и сражения походный альбом, в котором в короткие передышки от военной страды торопливо набрасывал страшный облик войны: пепелища сожженных сел и городов, вытоптанные поля, обездоленных детей. Эти наброски, а также живые впечатления и воспоминания тех лет помогли художнику создать ряд картин, проникнутых любовью к родной, опаленной губительным огнем войны земле» [1, с. 1].
Именно в военное время художник начинает создавать произведения, посвященные подвигу А.М. Матросова. Как вспоминал Б.Я. Ряузов, задание написать портрет героя он получил еще на фронте [2, с. 100]. Впоследствии образ Александра Матросова и его подвига продолжал интересовать живописца, о чем свидетельствует выписка из протокола Союза советских художников Красноярского края, которая гласит: «Творческую заявку члена Союза советских художников Ряузова Б.Я. одобрить и оставить исполнение композиционного произведения "Подвиг Матросова" за художником» [3, с. 49]. Протокол датируется 1944-м годом. Самым известным произведением, посвященным этой теме, стала живописная картина «Место подвига Александра Матросова» (1975, х., м.). Трактовка исторических событий в данной работе очень характерна для автора: он создает не сюжетную картину, а пейзаж, где нет
никаких следов воины, равно как и нет в принципе никаких примет времени, есть лишь земля, небо и далекая деревня, скорее всего, деревня Чернушка, за которую сражался героИ.
Одна из разрушенных деревень, сквозь которые проходил во время войны Б.Я. Ряузов, одна из тех, которые он так часто рисовал, пытаясь сохранить в памяти подробности страшных военных лет, изображена в картине «Была деревня, сожгли фашисты» (1985, х., м.) (рис. 7).
Рис. 7. Ряузов Б.Я. Была деревня, сожгли фашисты. 1985. Х., м. 54 х 83. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Фото: А.В. Ёжкин.
Сломанные деревья, остовы печей над обгоревшими избами, темные краски пожухлой травы, и на фоне этих горестных развалин — силуэт женщины с маленьким ребенком как надежда на будущее восстановление, возрождение поселка. Существует другой вариант этой работы, хранящийся в музее художника Б.Я. Ряузова, где большее внимание уделено изображению людей: пожилой женщины и девочки. Вариант из Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова более характерен для живописца: Борис Ряузов, обращаясь к истории, редко создает сюжетные картины, чаще всего он пишет пейзажи, настроение и состояние которых способны пробудить у зрителя чувства, воспоминания, ассоциации, связанные с тем или иным местом (это касается также вышеупомянутых «туруханской» и «шушенской» серий).
Во многих произведениях на тему Великой Отечественной войны, таких как «Земля фронтовая. (Тишина перед боем)» (1963—1965, х., м.), «Воздушные тревоги» (1984—1985, х., м.), «Бои прошли» (1984—1985, х., м.), на темном фоне, на фоне ночного неба или изрытой окопами и снарядами земли горит огонь — огонь падающей ракеты или зарево пожара. Художник редко изображал сами боевые действия (исключение — работы самого раннего периода его творчества), чаще всего он показывал короткое время
затишья между боями, когда смерть на время отступает, но все равно остается вблизи, напоминая о себе вспышками незатухающего огня на горизонте.
В картине «г. Гжатск. 1943 г. В военные годы» (1988—1989 гг., х., м.) зимний пейзаж мог бы казаться спокойным и умиротворенным, если бы не разрушенные здания — свидетели фашистского нашествия. Таким же немым свидетелем страшных разрушений выглядит в этом пейзаже и солнце, скрытое облаками, — любимый «персонаж» картин Б.Я. Ряузова. Использование схожих элементов в работах на военную и «мирную» темы, характерное для автора, демонстрирует умение художника, используя один мотив, добиваться иного его звучания в каждом новом произведении.
«Енисей в низовьях» (1992, х., м.) — самая поздняя работа Б.Я. Ряузова в музейном собрании. На фоне темных голубовато-серых и зеленоватых оттенков залива ярко выделяется красный бакен: красная точка задает движение взгляда в глубину, к горизонту, тогда как крупные камни первого плана, напротив, создают визуальную «преграду» для зрителя.
На настоящий момент последним поступлением в музейную коллекцию произведений Б.Я. Ряузова стала работа, купленная в июне 2012 года у С.Г. Тимохина, — «Пейзаж с грузовиком» (1951, х., м.) (рис. 8). Это одна из ранних работ художника, ее колорит нетипичен для Ряузова: цвета очень яркие, живописец сопоставляет контрастные зеленый, синий, желтый, красный цвета, в некоторых местах использует открытый цвет. Композиционно она очень близка более поздним произведениям: это панорамный пейзаж с низкой линией горизонта, где большую часть пространства занимает изображение неба.
Рис. 8. Ряузов Б.Я. Пейзаж с грузовиком. 1951. Х., м. 50,5 х 82. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Фото: А.В. Ёжкин.
Коллекция произведений Б.Я. Ряузова из собрания Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова включает в себя лучшие работы живописца, неоднократно экспонировавшиеся на выставках, становившиеся предметом внимания искусствоведов. Собранные вместе произведения Б.Я. Ряузова из музейной коллекции позволяют увидеть, как развивалось творчество художника, как менялся его авторский стиль. Коллекция, включающая в себя работы разной тематики: мемориальный пейзаж (в том числе «туруханскую» и «шушенскую» серии), городской пейзаж, пейзаж на тему Севера и на военную тему, — демонстрирует умение художника воплощать в простом пейзажном мотиве глубокое содержание. Разнообразие оттенков при использовании довольно строгой палитры, выразительность композиции, точная передача настроения, состояния природы — все эти особенности картин и этюдов Б.Я. Ряузова из музейной коллекции свидетельствуют о большом мастерстве живописца, позволившем ему занять достойное место в истории пейзажной живописи Красноярского края.
1. Гонтаровский Е.М. Борис Яковлевич Ряузов. — Красноярск, 1967. — 1 с.
2. Давыденко И.М. Борис Ряузов // Борис Ряузов: альбом / Рук. проекта М.В. Москалюк. - Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2018. - С. 89-139.
3. Петунина Ю.М. Борис Ряузов: архивные данные / / Российская Академия художеств и художественная культура Урала, Сибири и Дальнего Востока: материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции (6-7 октября 2017 г.) — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2017. — С. 46-51.
Статья поступила в редакцию 27.11.2019 г.
Литература
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.025
ARTWORKS OF B.YA. RYAUZOV AT A COLLECTION OF THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V.I. SURIKOV: DISTINCTIVE FEATURES OF THE COLLECTION
Bulak Kseniya Andreevna
Senior researcher of department of XX—XXI century art, Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov Russia, Krasnoyarsk. [email protected]
Abstract
The article presents a study of the collection of artworks by Boris Yakovlevich Ryauzov from the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov. This collection is the largest museum collection of works of B.Ya. Ryauzov. Collection reflects different stages of creative work of an artist since 1951 as a date of the first success of the painter and up to the beginning of 1990-s, of the last years of painter's life. All of these works are pictorial landscapes: B.Ya. Riauzov worked at this genre the most part of his life. These landscapes reflect thematic diversity of works of the artist who made memorial landscapes (such as «turukhansk's» and «shushenskoe's» series and works connected with personality of V.I. Surikov), city and industrial landscapes, art works on theme of war and on theme of the North. The author studied specific features of color and composition of the best works of B.Ya. Ryauzov at a collection of Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov and identified the typical characteristics of artist's style, tendencies of development of creative work of the painter.
Keywords: Boris Yakovlevich Ryauzov, the artist; landscape; painting; Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov.
Bibliographic description for citation:
Bulak K.A. Artworks of B.Ya. Ryauzov at a collection of the Krasnoyarsk art museum named after V.I. Surikov: distinctive features of the collection. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 4 (15), pp. 363-375. Available at: https://readymag.com/u50070366/1641189/36/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.025. (In Russian)
References
1. Gontarovskiy E.M. Boris Yakovlevich Ryauzov [Boris Yakovlevich Ryauzov]. Krasnoyarsk, 1967, 1 p. (In Russian)
2. Davydenko I.M. Boris Ryauzov [Boris Ryauzov]. In: Boris Ryauzov: al'bom [Boris Ryauzov: album. Project Manager M.V. Moskalyuk]. Krasnoyarsk, Class Plus, 2018, pp. 89-139. (In Russian)
3. Petunina Yu.M. Boris Ryauzov: arkhivnye dannye [Boris Ryauzov: archival data]. In: Rossiiskaya Akademiya khudozhestv i khudozhestvennaya kul'tura Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka: materially mezpregional'noi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii [The Russian Academy of Arts and the artistic culture of the Urals, Siberia and the Far East: proceedings of the Interregional (with international participation) Scientific and Practical Conference]. Barnaul, Altai State Technical University, 2017, pp. 46-51. (In Russian)
Received: November 27, 2019.