Т.К. ЖОЛБОЛДИН,
старший научный сотрудник Института законодательства РК
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ - СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ
Отправной точксй к формированию специализированного антитеррористического законодательства послужил рост терроризма на Европейском континенте, пришедшийся на начало 70-х годов. В итоге были созданы предпосышки для объединения усилий ряда европейских государств в развитии внутреннего и международного законодательства в области борьбы с терроризмом. Ведущие западные государства: Англия, Германия, Испания, Италия, Франция - н только произвели структурные изменения в действующем законодательстве, но и приняли ряд специальных антитеррористических законов.
Первыми законами, заложившими правовую основу борьбы европейских стран с террористическими актами, быии: «О чрезвычайных мерах» (Великобритания, 1973 г.), «О борьбе с терроризмом» (Германия, 1986 г.), «О срочных мерах по защите демократического порядка и общественной безопасности» (Италия, 1979 г.), «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (Франция, 1986 г.), «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (США, 1996 г.).
Особого внимания в области борьбы с терроризмом заслуживает деятельность такого института ЕС, как Совет Европы, которая основывается на трех основополагающих принципах:
- усиление правовой деятельности направленной против терроризма;
- сохранение основных ценностей;
- деятельность, направленная на искоренение причин терроризма.
Терроризм попирает три основные ценности, которые защищает Совет Европы: права человека, верховенство закона и демократию. Как региональная организация, Совет Европы стремится обеспечить вытолнение Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности ООН, предоставляя форум для рассмотрения и принятия региональны« норм и передовой практики, а также, помогая государствам-членам усовершенствовать свои возможности в борьбе с терроризмом. Помимо этого, Совет Европы укрепил сотрудничество с другими международными организациями, которые занимаются данным вопросом, а именно с Европейским Союзом, ОБСЕ, ООН.
Советом Европы разработаны международно-правовые документы, направленные на пресечение террористической деятельности и ограничение возможностей маневра террористических движений при соблюдении прав человека.
Хотя Европейская конвенция о правах человека не содержит прямой ссылки на терроризм, этот документ позволяет защитить людей от террористического насилия путем применения ряда статей: статьи 2 «О праве на жизнь», статьи 3 «О запрещении пыгток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения», статьи 5 «О праве на свобо-
ду и безопасность» и статьи 9, в которой провозглашено право на свободу мысли, совести и религии.
Целый ряд конвенций Совета Европы направлен на борьбу с терроризмом, в частности, Конвенция о пресечении терроризма, принятая в 1977 году. Междисциплинарной группой по международной деятельности в борьбе с терроризмом, созданной в 2001 году, главной задачей которого является определение приоритетны« целей Совета Европы и изучение соответствующих международных документов Организации, в частности, Европейской конвенции 1977 года о ликвидации терроризма, в мае 2003 года был открыт к подписанию Протокол о внесении изменений в данную Конвенцию. В Протоколе содержится несколько важных поправок к Конвенции:
- значительно расширен список правонарушений, не могущих быть квалифицированными как политические или как политически мотивированные; в настоящее время он включает все правонарушения, предусмотренные комплексом антитеррористических конвенций ООН;
- предусмотрена упрощенная процедура внесения поправок, которая позволяет добавлять к этому списку новые нарушения;
- Конвенция открыта для присоединения государств-наблюдателей, а также других государств не членов Совета Европы, при условии согласия Комитета Министров;
- предусмотрена возможность отказа в экстрадиции правонарушителей в те страны, где им грозит смертная казнь, пытки или пожизненное заключение без досрочного освобождения;
- значительно уменьшены возможности отказа от выщачи на основании оговорки к Конвенции. При этом любой отказ подвергается процедуре контроля, которая применяется и в отношении всех обязательств, вытекающих из текста измененной Конвенции.
Междисциплинарная группа также выделила 6 приоритетных направлений деятельности, одобренных Комитетом Министров в ноябре 2002 года:
- исследование понятий «апология терроризма» или «призывы к терроризму»;
- специальные методы расследования;
- защита свидетелей и лиц, сотрудничающих с органами правосудия;
- международное сотрудничество в области правоприменения;
- деятельность, направленная на борьбу с источниками финансирования терроризма;
- вопросы, связанные с документами, удостоверяющими личность и возникающие в контексте борьбы с терроризмом.
Советом Европы на Конференции в Софии, 9 и 10 октября 2003 года быта принята Резолюция №1 о борьбе с терроризмом. В данной Резолюции министры подтвердили свое намерение продолжать со-
вместные усилия (особенно в приоритетных областях) по расширению борьбы с терроризмом и укреплению безопасности граждан, а также определили другие возможные направления деятельности:
- защита, поддержка и выплаты компенсации жертвам терроризма;
- оценка эффективности национальных юридических систем при реагировании на террористические акты;
- поддержка расширения законодательных и институциональных возможностей государств-членов в области борьбы с терроризмом;
- изучение возможности создания европейского свода национальных и международных норм, в первую очередь норм в области борьбы с терроризмом;
- вероятная дополнительная роль общей Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, которая внесла бы значительный вклад в усилия ООН в данной области.
Наряду с упомянутой Конвенцией о ликвидации терроризма 1977 г., Советом Европы приняты иные конвенции в данной области:
Европейская конвенция о ликвидации терроризма (СЕД №90) и Протокол с поправками (СЕД №190). Эта новая конвенция принята Советом Европы с целью повышения эффективности действующих международно-правовых документов в области борьбы с терроризмом. Она призвана подкрепить усилия государств по предупреждению терроризма двумя способами:
- введением уголовной ответственности за ряд деяний, которые могут повлечь за собой совершение террористических актов, а именно открытые призывы к терроризму, вербовка и обучение террористов;
- укреплением сотрудничества в деле предупреждения терроризма внутри государств (в рамках национальной политики предупреждения терроризма) и в международном масштабе (изменение действующего порядка экстрадиции и оказания взаимной помощи, дополнительные средства).
В Конвенции содержится положение о защите жертв терроризма и выплате им компенсаций. Эффективному выполнению Конвенции и контролю за ним призван способствовать консультативный процесс.
Европейская конвенция об экстрадиции (СЕД№24), первый и второй Дополнительные протоколы (СЕД№86 и 98). Европейская конвенция об экстрадиции посвящена вопросам выдачи одними государствами-участниками другим государствам-участникам Конвенции лиц для проведения следственных действий или отбывания наказания. Конвенция н распространяется на лиц, совершивших политические или воинские преступления; кроме того, в ней предусмотрена возможность отказа государством в выдаче своих собственных граждан. Что касается финансовых преступлений (нарушений налогового и таможенного законодательства), выдача обвиняемых в них лиц допускается только в том случае, если в отношении таких преступлений между государствами существует соответствующая договоренность. В экстрадиции также может быть отказано в том случае, если лицо -объект экстрадиции - может по законам запрашивающего государства быть приговорено к смертной казни, тогда как в законодательстве запрашиваемого го-
сударства такое наказание отсутствует.
Первый дополнительный протокол вносят в Конвенцию ряд новых положений, направленных на укрепление защиты интересов людей и всего человечества в целом. Из перечня политических преступлений, в отношении которых не допускалась выдача лиц, их совершивших, исключены военные преступления и преступления против человечности. В протоколе также перечисляется ряд других оснований для отказа в удовлетворении запросов о выдаче.
Второй дополнительный протокол совершенствует механизм применения Конвенции. В число деяний, в отношении которых допускается выдача, включены финансовые преступления. В Конвенцию также вносятся новые положения о вынесении приговоров заочно и объявлении амнистии.
Европейская конвенция об оказании судебной взаимопомощи по уголовным делам (СЕД№30) и первый и второй Протоколы (СЕД№99 и 182). В соответствии с данной Конвенцией государства обязуются оказывать друг другу широкое содействие в области уголовного правосудия (в процессе сбора доказательств, проведения допросов свидетелей, экспертов, подследственных, вручения повесток и т.д.).
В сферу действия Конвенции не входят меры, связанные с задержанием, исполнением приговоров суда, а также преследование лиц, допустивших нарушение воинского устава, которое не составляет уголовного преступления.
В Конвенции оговорено два основания для отказа в оказании помощи:
- если просьба об оказании помощи касается правонарушения, которое запрашивающим государством рассматривается как политическое, как правонарушение, связанное с политическим правонарушением, или как финансовое правонарушение;
- если запрашиваемое государство считает, что исполнение просьбы об оказании содействия может нанести ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным жизненно важным интересам страны.
Дополнительным протоколом действие Конвенции распространяется на финансовые правонарушения. Он также вносит уточнения в ряд других положений Конвенции, касающихся, например, вручения некоторых документов, обмена судебной информацией. Допускается частичное присоединение к протоколу.
Европейская конвенция о передаче судебных материалов (СЕД№73). В соответствии с данной конвенцией, любое Договаривающееся государство может обратиться к другому Договаривающемуся государству с поручением о проведении разбирательства в отношении подозреваемого, а затем, в свою очередь, отказаться от самостоятельного проведения такого разбирательства. Просьбы о передаче судопроизводства могут подаваться в следующих случаях:
- если подозреваемое лицо имеет обычное место проживания в запрашиваемом государстве или является его гражданином;
- если оно должно отбывать наказание, связанное с лишением свободы в запрашиваемом государстве, или если в отношении него в запрашиваемом государстве проводится разбирательство;
- если передача разбирательства оправдана интересами установления истины;
- если исполнение приговора, в случае его вышесе-ния, в запрашиваемом государстве может улучшить перспективы социальной реабилитации осужденного.
В некоторый случаях запрашиваемое государство может отказать в удовлетворении просьбы о передаче судопроизводства - в частности, если, по его мнению, преступление носит политический характер или просьба мотивирована расовой, религиозной или национальной принадлежностью подозреваемого.
Европейская конвенция о киберпреступности (СЕД№185) и Дополнительный протокол относительно судебного преследования актов расистского и ксенофобного характера, которыге совершаются с помощью компьютерных систем (СЕД №s189). Конвенция о преступности в ки-берпространстве (СЕД 185). На 109-й сессии Комитета Министров (7-8 ноября 2001 года) быта принята Конвенция о преступности в киберпространстве. При открыгтии Конференции по преступности в кибер-пространстве в Будапеште 23 ноября 2001 года данную Конвенцию подписали 30 государств-чланов и не членов Совета Европы, которые участвовали в ее разработке. Конвенция стала первым международно-пра-вовыш документом, посвященным борьбе с правонарушениями, совершаемыми с использованием Интернета и других компьютерных сетей: нарушениями авторских прав, компьютерными преступлениями, детской порнографией, нарушениями сетевой безопасности. Она также предусматривает для правоохранительных органов ряд полномочий и процедур, связанных с поиском и перехватом информации в компьютерных сетях. Главной целью Конвенции, как указано в ее преамбуле, является проведение общей политики в сфере уголовного права, направленной на защиту общества от преступности в киберпространстве, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов и укрепления международного сотрудничества. Конвенция стала результатом четырехлетней работы экспертов Совета Европы, а также представителей США, Канады, Японии и других государств, не входящих в Организацию. Она будет дополнзна протоколом о введении уголовной ответственности за использование компьютерных сетей для пропаганды расизма и ксенофобии.
Европейская конвенция о пресечении терроризма (СЕД 090) и Протокол к ней (СНД190).
Данная конвенция направлена на обеспечение выдачи лиц, совершивших особо тяжкие правонарушения - такие, как угон воздушных судов, похищение людей и захват заложников, использование взрывных устройств, в том числе замаскированных под почтовые отправления, гранат, гранатометных выстрелов для создания угрозы для жизни людей, совершение актов насилия против жизни, физической неприкосновенности или свободы других лиц.
В Конвенции содержится разъяснение о том, что ни одно из ее положений не может толковаться как обязательство о выдаче лиц, которым грозит преследование или наказание исключительно по признаку расы, религии, национальной принадлежности или политических убеждений. Конвенция может применяться лишь государствами-чле-
нами Совета Европы в отношении других государств-членов Совета Европы.
Протокол является первым европейским международно-правовым документом, принятым Комитетом Министров Совета Европы после терактов 11 сентября и стал одним из шагов, предпринятых Советом Европы для приведения деятельности по борьбе с терроризмом в соответствие с интересами защиты прав человека.
Новый протокол допускает значительное расширение перечня «деполитизированных» правонарушений и открытие Конвенции к подписанию государствами-наблюдателями в Совете Европы. Кроме того, основаниями для отказа в экстрадиции теперь может стать возможность вынесения в запрашивающей стране смертного приговора, применения пыток и пожизненного осуждения без права условно-досрочного освобождения.
Европейская конвенция о компенсации жертвам тяжких преступлений (СЕД 116). Согласно данной конвенции, государства должны в законодательном или административном порядке обеспечить систему выплаты государственных компенсаций жертвам умышленных насильственных преступлений, повлекших их гибель или нанесение им телесных повреждений.
В Конвенции устанавливаются минимальные требования к таким компенсациям и перечисляются виды возмещаемого ущерба. В основе Конвенции лежит принцип социальной справедливости: государство обязано возмещать понесенный ущерб не только своим гражданам, но и гражданам других государств, находящимся на их территории, в том числе трудящимся-мигрантам, туристам, учащимся и т.д.
Конвенция допускает установление верхних и нижних пределов возмещения ущерба. Там также содержится положение о том, что компенсация может не выплачиваться членам преступных сообществ или организаций, совершающих акты насилия, лицам, имеющим уголовную судимость и т.д.
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (СЕД 141). Конвенция направлена на противодействие отмыванию доходов от различной преступной деятельности, в том числе от торговли оружием, терроризма, экономических преступлений и особенно от торговли наркотиками. Она призвана содействовать совершенствованию международного сотрудничества между государствами-членами Совета Европы и другими государствами, принявшими участие в выработке Конвенции - США, Канадой, Австралией. Ее принятие стало свидетельством наличия между государствами широкого консенсуса в вопросах борьбы с международной организованной преступностью.
Конвенция дает государствам возможность повышать эффективность взаимодействия, даже в условиях отсутствия полной унификации между их законодательными нормами. При ратификации Конвенции государствам нередко приходится вносить в свое законодательство существенные изменения.
Так, им необходимо вводить в своем внутреннем праве нормы о конфискации доходов от преступной деятельности. Если такие доходы переводятся за рубеж и, например, размещаются на счетах в зарубеж-
ных банках, государства совместными усилиями обеспечивают блокирование и изъятие этих средств вне зависимости от их материальной формы (денежной или имущественной) для дальнейшей конфискации.
Конвенцией также предусмотрены различные формы взаимодействия в оперативно-следственной деятельности: отмена банковской тайны, передача информации другому государству, не дожидаясь соответствующего запроса, использование единых оперативно-следственных методов.
В качестве основополагающей антитеррористической правовой базы были приняты такие акты как Рекомендация 1550 (2002) и Резолюция 1271 (2002) ПАСЕ «Борьба с терроризмом и соблюдение прав человека», принятые 24 января 2002 года и «Основные принципы борьбы с терроризмом», утвержденные Комитетом Министров Совета Европы 15 июля 2002 года.
2 марта 2005 года Комитет Министров Совета Европы принял «Руководящие принципы защиты жертв террористических актов», дополняющие ранее принятые принципы. Основной линией, которой придерживается Совет Европы, являются усилия, направленные на укрепление правовой деятельности против терроризма, согласно которому с терроризмом можно и необходимо бороться, соблюдая права человека, основные свободы и принцип верховенства права.
Этот свод основных принципов является первым международным текстом в данной области и провозглашает 12 основных принципов, устанавливающих ограничения, которых должны придерживаться государства в борьбе с терроризмом и которые вытекают из международных документов, а также из судебной практики Европейского суда по правам человека.
I. Принципы
«1. Государства должны обеспечивать, чтобы любое лицо, которому нанесен прямой физический или психологический ущерб в результате террористического акта, а также при соответствующих обстоятельствах, их ближайшие родственники пользовались бы услугами и мерами, предусмотренными настоящими Руководящими принципами. Эти лица рассматриваются в качестве жертв в целях настоящих Руководящих принципов.
2 . Предоставление таких услуг и мер не должно зависеть от обнаружения, ареста, судебного преследования или осуждения автора террористического акта.
3. В отношении жертв террористических актов государства должны уважать их достоинство, частную и семейную жизнь.
II. Оказание чрезвычайной помощи
Для того чтобы удовлетворить нотложные потребности жертв, государства будут обеспечивать, чтобы жертвам террористических актов бесплатно предоставлялась соответствующая (медицинская, психологическая, социальная и материальная) чрезвычайная помощь; по просьбе жертв они будут также содействовать им и в доступе к духовной помощи.
III. Дальнейшее оказание помощи
1. Государства будут обеспечивать дальнейшее оказание медицинской, психологической, социальной и материальной помощи жертвам террористических актов.
2. Если жертва, как правило, не проживает на
территории государства, в котором произошел террористический акт, это государство будет сотрудничать с государством, где проживает жертва террористического акта, для того чтобы это лицо получало такую помощь.
IV. Расследование и преследование
1. Если имеются жертвы террористических актов, государства должны осуществлять эффективное официальное расследование таких актов.
2. В этих рамках особое внимание должно уделяться жертвам, при этом они не обязательно должны обращаться с официальной жалобой.
3. В тех случаях, когда в результате расследования принимается решение об отказе от преследования подозреваемого автора террористического акта, государства должны предоставлять жертвам возможность обращаться с просьбой о пересмотре данного решения компетентными органами.
V. Эффективный доступ к закону и к правосудию
Государства должны предоставлять эффективный доступ к закону и правосудию для жертв террористических актов, предусматривая:
а) право обращения в компетентные суды для возбуждения гражданского иска в поддержку своих прав;
б) юридическую помощь в соответствующих случаях.
VI. Отправление правосудия
1. Государства, в соответствии со своим национальным законодательством, будут стремиться к тому, чтобы лица, подозреваемые в совершении террористических актов, предстали перед правосудием и к тому, чтобы компетентный суд принимал постановления в разумнее сроки.
2. Государства должны обеспечивать, чтобы положение жертв террористических актов находило соответствующее признание в ходе уголовного расследования.
VII. Компенсация
1. Жертвы террористических актов должны получать справедливую, соответствующую и своевременную компенсацию за тот ущерб, который им был нанесен. Если компенсация не может быть получена из других источников, в частности, через конфискацию собственности авторов, организаторов и спонсоров террористических актов, то государство, на территории которого был совершен террористический акт, должно вносить свой вклад в компенсацию жертвам прямого физического или психологического ущерба, независимо от их гражданства.
2. Компенсация должна быть легко доступной для жертв, независимо от их гражданства. В этих целях государство, на территории которого произошел террористический акт, должно создать механизм по обеспечению справедливой и соответствующей компенсации на основании упрощенной процедуры и в разумный срок.
3. Государства, граждане которого стали жертвами террористического акта на территории другого государства, должны поощрять административное сотрудничество с компетентными органами власти этого государства для того, чтобы облегчить доступ к получению компенсации для своих граждан.
4. Помимо выплаты денежной компенсации,
государства призываются рассмотреть, в зависимости от обстоятельств, возможность принятия иных мер для смягчения негативных последствий террористического акта для жертв.
VIII. Защита частной и семейной жизни жертв террористических актов
1. Государства должны осуществлять соответствующие шаги, для того чтобы избегать в максимально возможной степени нанесения ущерба уважению частной семейной жизни жертв террористических актов, особенно при проведении расследований и предоставления помощи после террористического акта, а также в рамках судебных разбирательств, начатых жертвами.
2. Государства должны, когда это целесообразно, в полном соответствии с принципом свободы слова, содействовать тому, чтобы СМИ и журналисты принимали меры самоконтроля для того, чтобы обеспечить защиту частной и семейной жизни жертв террористических актов в рамках своей деятельности по распространению информации.
3. Государства должны обеспечивать, чтобы жертвам террористических актов предоставлялись эффективные средства защиты, когда они выдвигают аргументированные претензии в отношении того, что их право на уважение их частной и семейной жизни было нарушено.
IX. Защита достоинства и безопасности жертв террористических актов
1. На всех стадиях разбирательства с жертвами террористических актов требуется обращаться таким образом, чтобы это обеспечивало должное уважение их личной ситуации, их прав и достоинства.
2. Государства должны обеспечивать защиту и безопасность жертвам террористических актов и должны принимать меры, в случае нэобходи-мости, для их личной защиты, особенно тогда, когда они выступают в качестве свидетелей.
X. Информация для жертв террористических актов
Государства должны соответствующим образом предоставлять жертвам террористических актов информацию о том акте, от которого они пострадали, за исключением тех случаев, когда жертвы заявляют, что они не желают получить такую информацию. В этих целях государства должны:
а) создавать соответствующие информационные контактные пункты для жертв, касающиеся, в частности, их прав, существования органов по поддержке жертв и возможности получения помощи, практических и юридических консультаций, а также возмещения или компенсации;
б) обеспечивать предоставление жертвам соответствующей информации, в частности, о расследовании, окончательном решении в отношении судебного преследования, даты и места слушаний, а также о тех условиях, в которых они могут ознакомиться с принятыми решениями.
XI. Особая профессиональная подготовка для лиц, ответственных за оказание помощи жертвам террористических актов
Государства должны развивать особую подготовку для лиц, ответственных за оказание помощи жертвам террористических актов, а также
выделять для этих целей необходимые средства.
XII. Дополнительная защита
Ничто в настоящих Руководящих принципах не препятствует государствам предусматривать более благоприятные услуги и меры, по сравнению с теми, которые излагаются в настоящих Руководящих принципах».
Что касается органов Совета Европы, то в рамках Комитета министров 20 апреля 2005 года были приняты два документа, касающиеся сферы борьбы с терроризмом: рекомендация о защите свидетелей и лиц, вставших на путь сотрудничества со следствием, и рекомендация о специальных методах расследования тяжких преступлений, к числу которых относится терроризм. Эти два направления работы принадлежат к числу приоритетных в усилиях Совета Европы по противодействию терроризму.
Наряду с указанными рекомендациями, Комитет министров ранее принял следующие документы:
- Декларация о терроризме (1978);
- Трехсторонняя декларация о террористических актах (1986);
- Резолюция (74) 3 о международном терроризме;
- Рекомендация (82) 1 о международном сотрудничестве в области преследования террористических актов и наказания за них, а также Меморандум к нему;
- Рекомендация (2001) 11 об основных принципах в борьбе с организованной преступностью;
- Декларация о борьбе с международным терроризмом (2001);
- Основные принципы в области прав человека и терроризма (2002).
В рамках Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) были приняты следующие резолюции и рекомендации:
- Рекомендации 684 (1972) и 703 (1973) о международном терроризме;
- Рекомендация 852 (1979) о терроризме в Европе;
- Рекомендация 916 (1981) о Конференции о защите демократии против терроризма в Европе -Задачи и проблемы;
- Рекомендации 941 (1982) и 982 (1984) о защите демократии против терроризма в Европе;
- Рекомендация 1024 (1986) и Резолюция 863 (1986) о противодействии со стороны Европы международному терроризму;
- Рекомендация 1170 (1991) об усилении Европейской конвенции о ликвидации терроризма;
- Рекомендация 1199 (1992) о борьбе с международным терроризмом в Европе;
- Резолюция 1132 (1997) об организации парламентской конференции для укрепления демократических систем в Европе и сотрудничества в борьбе с терроризмом;
- Рекомендация 1426 (1999) и Директива № 555 (1999) о европейских демократических странах перед лицом терроризма;
- Рекомендация 1534 (2001) и Резолюция 1258 (2001) о европейских демократических странах перед лицом терроризма;
- Рекомендация 1550 (2002) и Резолюция 1271
(2002) о борьбе с терроризмом и соблюдении прав человека;
- Рекомендация 1549 (2002) о воздушном транспорте и терроризме: каким образом усилить безопасность?;
- Рекомендация 1584 (2002) о необходимости усиления международного сотрудничества для нейтрализации средств, выщеляемых на террористические цели;
- Рекомендация 1644 (2004) о терроризме как угрозе демократии.
В рамках Совета Европы создан межправительственный Комитет экспертов по терроризму (CODEXTER). В 2003 году она заменила Муль-тидисциплинарную группу по международным действиям против терроризма (GMT) для координации имплементации действий Совета Европы против терроризма. Основные направления деятельности Комитета сфокусированы на:
- подготовке профиля стран по противодействию терроризму;
- обмен информацией и передовой практики по схеме компенсации и страхования жертв терроризма;
- идентификации пробелов в международном праве и действий против терроризма посредством выработки индивидуальных путей и методов;
- мониторинге подписаний и ратификаций, а также оказании содействия эффективной имплемен-тации конвенций Совета Европы в отношении борьбы с терроризмом, в частности, Конвенции Совета Европы по предотвращению терроризма.
Межправительственному Комитету экспертов поручено координировать и анализировать вклад Совета Европы в борьбу с терроризмом в правовой сфере, и в первую очередь в осуществление приоритетных направлений. Комитет экспертов одобрил разработку международных правовых норм для защиты свидетелей и лиц, сотрудничающих с органами правосудия, и в отношении специальных методов расследования. Комитет также провел исследования по понятиям «апология терроризма» и «призывы к террористической деятельности» с целью разработки международного инструмента в этой области. Помимо этого, Комитет предложил Комитету Министров Совета Европы способы обеспечения более эффективной защиты, поддержки и компенсации для жертв террористических актов. Кроме того, Комитет будет проводить анализ возможностей каждой страны в области борьбы с терроризмом.
Комитет обсуждал значимость подготовки общей конвенций Совета Европы в области борьбы с терроризмом, и ему было поручено разработать один или несколько отраслевых правовых актов для устранения существующих пробелов в международном праве или для деятельности по борьбе с терроризмом.
18-20 октября 2004 года Комитет экспертов рассмотрел предварительный проект Конвенции о предотвращении терроризма - международно-правового документа, который призван закрыть имеющиеся пробелы в нормах, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Кроме того, эксперты обсудили такие вопросы, как составление кратких справок о состоянии борьбы с терроризмом в государствах-членах, разработка новых до-
кументов о защите свидетелей и применению специальных оперативно-следственных методов, защита жертв террористических актов и выплата им компенсаций, противодействие финансированию терроризма
На встрече глав государств и правительств в мае 2005 года в Варшаве была открыта к подписанию новая Конвенция о предотвращении терроризма. Она была принята Советом Европы с целью повышения эффективности действующих международно-правовых документов в области борьбы с терроризмом. Она призвана подкрепить усилия государств по предупреждению терроризма двумя способами:
- введением уголовной ответственности за ряд деяний, которые могут повлечь за собой совершение террористических актов, а именно открытые призывы к терроризму, вербовка и обучение террористов;
- укреплением сотрудничества в деле предупреждения терроризма внутри государств (в рамках национальной политики предупреждения терроризма) и в международном масштабе (изменение действующего порядка экстрадиции и оказания взаимной помощи, дополнительные средства).
Конвенция по предотвращению терроризма вступила в силу 1 июня 2007 года и является первым международным договором, признавшим уголовными преступлениями публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, а также подготовку террористов и их вербовку.
Конвенция - яркий пример вклада региональной организации в глобальные антитеррористические усилия. Ее положения легли в основу резолюции 1624 (2005) Совета Безопасности ООН, которая вывела тему пресечения подстрекательства к терроризму на глобальный уровень. В русле этой задачи идут и прописанные в Конвенции практические меры в сфере образования, культуры в борьбе с терроризмом, по задействованию в этих целях потенциала СМИ, НПО, в целом гражданского общества. Конвенция содержит положение о защите жертв террористических актов и возмещении им ущерба. Для обеспечения эффективной реализации этого положения предусматривается процедура консультаций сторон. Конвенция открыта для участия всех государств. Ее универсализации во многом бы способствовало взятие обязательств по Конвенции всеми государствами-участниками ОБСЕ.
Перспективное направление сложения усилий государств, бизнеса и гражданского общества -страхование от террористических рисков. Главное здесь - выйти на новые эффективные, в т.ч. транснациональные, схемы защиты человека от террористических рисков, восстановления прав жертв терроризма, Экспертные органы Совета Европы приступили к обобщению передового национального опыта в этой сфере.
Другое важнейшее направление партнерства государств, бизнеса и гражданского общества - лишение терроризма его материальной базы, прежде всего, финансовой подпитки террористических структур. Именно этой задаче служит принятая Советом Европы в мае 2005 г. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятель-
ности и финансировании терроризма. Мониторинг за выполнением Конвенции осуществляет Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием преступных доходов (МАНИВЭЛ).
Перспективным представляется еще одна область тройственного партнерства. Это - борьба с террористическими проявлениями в киберпрост-ранстве. По оценкам ООН, в мире существует свыше 5000 веб-сайтов террористического содержания, не говоря уже о других возможностях использования всемирной паутины для достижения преступных террористических целей. В развитие Конвенции Совета Европы о киберпреступности 2001 года Комитет экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом приступил к изучению на-
ционального опыта противодействия террористическим проявлениям в киберпространстве.
Тема защиты прав человека в борьбе с терроризмом и от посягательств террористов - логическое развитие важнейшей составляющей деятельности Совета Европы по обеспечению верховенства закона и защиты демократических ценностей.
Необходимо развивать усилия по совершенствованию международно-правовой базы борьбы с терроризмом, адаптируя ее к новым вызовам на основе примата международного права, уважения прав человека. Соблюдению баланса в достижении этих целей в немалой степени будет способствовать заинтересованное партнерство государств, бизнеса и гражданского общества.
Список использованной литературы
1. Змеевскнй А.В. Важный вклад Совета Европы в борьбу с терроризмом // Московский журнал международного права, 2007 г. - № 1. - С. 46-65.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
3. Европейская конвенция о ликвидации терроризма (СЕД №90) и Протокол с поправками (СЕД №190).
4. Европейская конвенция об экстрадиции (СЕД №24) первый и второй Дополнительные протоколы (СЕД №86 и 98).
5. Европейская конвенция об оказании судебной взаимопомощи по уголовным делам (СЕД №30) и первый и второй Протоколы (СЕД №99 и 182).
6. Европейская конвенция о передаче судебных материалов (СЕД №73).
7. Европейская конвенция о киберпреступности (СЕД №185) и Дополнительный протокол относительно судебного преследования актов расистского и ксенофобного характера, которые совершаются с помощью компьютерных систем (СЕД №189). Конвенция о преступности в киберпространстве (СЕД 185).
8. Европейская конвенция о пресечении терроризма (СЕД 090) и Протокол к ней (СНД 190).
9. Европейская конвенция о компенсации жертвам тяжких преступлений (СЕД 116).
10. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (СЕД 141).
11. «Основные принципы борьбы с терроризмом», утвержденные Комитетом Министров Совета Европы 15 июля 2002 года (дополненные 2 марта 2005 года Комитет Министров Совета Европы).
Мацалада meppopucmmiK эрекеттерЫ тоцтатуга багытталган, Еуропа одагымен цабылдан-ган халыцаралыц-цуцыцтыц цужаттар царастырылады. Атап айтцанда автор террористтт акттердщ цурбандарын цоргаудыц басцарушы цагидаларымен жэне де террористтт акmi жа-сауга жария турде итермелеу мен meppopucmepдi дайындауга жэне оларды ездерте тартуды цылмыстыц эрекет деп таныган алгашцы цужат болып табылатын 2007 жылгы 1 маусымда куште енген терроризмшц алдын алу женiндeгi Конвенциясымен танысуды усынады.
В статье рассматриваются международно-правовые документы, принятые Советом Европы, направленные на пресечение террористической деятельности. В частности, предлагается ознакомиться с руководящими принципами защиты жертв террористических актов, а также с Конвенцией по предотвращению терроризма, которая вступила в силу 1 июня 2007 года и является первым международным договором, признавшим уголовными преступлениями публичное подстрекательство к совершению террористического акта, а также подготовку террористов и их вербовку.
The article considers the international legal acts adopted by the Council of Europe directed at prevention of terrorist activity. In particular it is proposed to look through with basic guidelines of protection of terrorist's victims and with Convention on prevention of terrorism entered into force on June 1, 2007 which is the first international treaty recognizing the public incitement to commitment of terrorist act, training and enrolment of terrorists as a criminal offences.