Научная статья на тему 'Правовая регламентация противодействия терроризму на объектах транспорта'

Правовая регламентация противодействия терроризму на объектах транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ТЕРРОРИЗМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕКЛАРАЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Александр Павлович

В представленной статье рассматриваются проблемы противодействия террористическим проявлениям на транспорте, исследуются международно-правовые акты, регламентирующие организационно-практические меры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of counter-terrorism on transportation

Countermeasures against terrorism manifestations on transportation are considered in this article alongside with studying of international legal instruments regulating their arrangement and operational steps.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация противодействия терроризму на объектах транспорта»

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

5.1. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

Кузнецов Александр Павлович, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ. Должность: профессор. Место работы: Университет потребительской кооперации. Филиал: Чебоксарский филиал. E-mail: [email protected]

Аннотация: В представленной статье рассматриваются проблемы противодействия террористическим проявлениям на транспорте, исследуются международно-правовые акты, регламентирующие организационно-практические меры

Ключевые слова: противодействие, терроризм, взаимодействие, декларация, конвенция, транспорт

LEGAL REGULATION OF COUNTER-TERRORISM ON TRANSPORTATION

Kuznetsov Alexander Pavlovich, Dr of law, professor, honored lawyer of Russian Federation, Honoured Scientist of Russia. Position: professr. Palce of employment: Russian University of Cooperation. Branch: Cheboksary branch. Email: [email protected]

Annotation: Countermeasures against terrorism manifestations on transportation are considered in this article alongside with studying of international legal instruments regulating their arrangement and operational steps. Keywords: prevention and response, countermeasure, cooperation and interaction, declaration, convention, transportation.

В современных условиях транспортные средства, как сложные технические устройства играют важную роль в жизнедеятельности людей, обеспечивают их социальные потребности, повышают благосостояние. В этой связи, обеспечение безопасности функционирования всех видов транспорта является одной из важнейших задач государства. Неслучайно обеспечению безопасности транспорта законодатель уделяет особое внимание. Подтверждением этому служат многочисленные нормативно-правовые акты, в частности: Федеральный закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»1; Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 года2; Федеральный закон № 127-ФЗ от 24 июля 1998 года «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»3; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации4; Федеральный закон № 17-ФЗ от 10 января 200з года

1 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. -№ 56. - Ст. 4873; 2002. № 18. - Ст. 1721.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. -№ 12. - Ст. 1383.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -№ 331. - Ст. 3805.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. -№ 11. - Ст. 1001; 2003. - № 14. - Ст. 1258.

«О железнодорожном транспорте Российской Федерации»5; Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года6; Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации7; Правила дорожного движении Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года8; Федеральный закон № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»9.

Особое место в системе правового регулирования общественных отношений в сфере транспортной безопасности занимает уголовное законодательство. Законодатель в системе Уголовного кодекса РФ выделил ряд составов преступлений связанных с обеспечением безопасности морского и речного судоходства, безопасности гражданской авиации, дорожного движения.

Общественная опасность указанной группы преступлений заключается в том, что нарушение установленных правил безопасности эксплуатации транспортных средств может привести к многочисленным человеческим жертвам, в результате чего обществу будет нанесен огромный материальный ущерб. Более того, совершенные деяния, характеризующие террористической направленности, усилит общественную опасность, повлекут за собой дестабилизацию межгосударственных отношений, дезорганизацию межэкономических связей, подорвут основу обороноспособ-10

ности страны .

Неслучайно международным сообществом принят ряд важнейших правовых актов, направленных на противодействие преступлениям террористической направленности на объектах транспорта. К ним относятся: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 19б3 г.11; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. 12; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. 13; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданкой авиации 1988 г. 14; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского

5 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -№ 2. - Ст. 169.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -№ 2. - Ст. 170; № 28. - Ст. 2891.

7 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 21. - Ст. 1; 2003. - № 50. - Ст. 48-47.

8 Правила дорожного движения. - М., 2003.

9 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. -№ 7. - Ст. 837.

10 См.: Куракин А.В., Адмиралова И.А., Трофимов О.Е. К вопросу о защите прав граждан в сфере обеспечения транспортной безопасности в зарубежных государствах // Международное публичное и частное право. - 2014. - № 3. - С. 36-40.

11 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 571-576.

12 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 576-578.

13 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 579-583.

14 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 584-586.

судоходства 1988 г. 15; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г. 1 .

В этой связи важнейшей задачей в области противодействия преступлениям террористической направленности является: выявление устранения и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма его применения . Неслучайно международное сообщество уделяет особое внимание разработке правовой основы противодействия преступлениям террористической направленности на объектах транспорта, координирует свои усилия на данном 18

направлении .

Так, 3-4 марта 2004 года в Москве проведена III Международная научно-практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте». Конференция собрала около 450 представителей от межгосударственных органов СНГ, органов государственной власти, науки и бизнеса, правоохранительных органов и транспортных организаций, общественных организаций и средств массовой информации из 23 государств мира, а также от международных организаций. В рекомендациях конференции отмечено:

- продолжается формирование стратегии антитеррористических действий по реализации Положений резолюции СБ ООН № 1373 (2001 г.), в том числе конкретизация принципов антитеррористической деятельности на объектах транспортного комплекса, что нашло, в частности, отражение в Заявлении Председателя встречи министров иностранных дел стран «восьмерки» (Париж, 22-23 мая 2003 г.), в Декларации ИКАО глобальных принципов либерализации международного воздушного транспорта (Монреаль, 2429.03.2003 г.);

- формируются последовательно и на комплексной основе принципы единой транспортной политики в СНГ, где центральным звеном выступают вопросы обеспечения безопасности и противодействия терроризму на объектах транспорта, что нашло отражение в Декларации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах-участниках СНГ (принятой Советом глав правительств государств-участников СНГ, Ялта, 18 сентября 2003 г.), в Заявлении глав государств-участников СНГ и Меморандуме о сотрудничестве государств-участников СНГ в области международных транспортных коридоров (Ялта, 18-19 сентября 2003 г.);

- происходит дальнейшее совершенствование системы обеспечения безопасности, в т.ч. на региональном и национальном уровнях, что нашло, в частности, отражение в создании региональной антитеррористической структуры в рамках реализации Хартии Шан-

15 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 18-23.

16 См.: Московский журнал международного права. - 2001. - С. 391-405.

17См.: Концепция национальной безопасности Российской Безопасности // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 170.

18 См.: Быкова Е.В. Международное сотрудничество, как неотъемлемая часть развития правовой системы // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 2 (59). - С. 20-22.

хайской организации сотрудничества, учрежденной Казахстаном, Китаем, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном (вступила в силу 19 сентября 2003 г.);

- во исполнение резолюции Совета Безопасности ООН № 1373 (2001 г.) и в целях предупреждения терроризма на транспорте в ряде стран-участниц СНГ в настоящее время реально действуют механизмы взаимодействия власти, науки и бизнеса - Консультативные группы высокого уровня по вопросам противодействия терроризму и обеспечения безопасности на транспорте. По инициативе этой группы в РФ подготовлена и издана Белая книга «Терроризм и безопасность на транспорте в России» (1991-2002 гг.).

Участники конференций констатировали, что результаты предыдущей конференции продемонстрировали возросшую заинтересованность в обсуждении и решении проблем противодействия терроризму на объектах транспортного комплекса, осознали проблемы, возникающие на различных уровнях органов государственной власти и международных организаций, прежде всего, в государствах-участниках СНГ (разработанные рекомендации II международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте», прошедшей 5-6 марта 2003 г. в г. Москве, выполняются и находят поддержку в решениях различных межгосударственных органов.

Вместе с тем участники конференции высказали обеспокоенность тем, что законодательство многих стран СНГ в данной сфере остается противоречивым, декларативным, требует дальнейшей унификации и гармонизации.

В этой связи рекомендовалось осуществить ряд организационно-практических мер по усилению взаимодействия правоохранительных органов государств-участников, а именно: обеспечить внедрение в практику проведение консультаций; обмен передовым опытом обеспечения безопасности перевозок, проведение различных вариантов антитеррористических операций на транспорте, расследование террористических акций.

В сфере правового регулирования принято решение продолжить разработку нормативно-правовые актов:

о взаимодействии заинтересованных органов исполнительной власти при осуществлении контроля за перевозкой радиоактивных материалов;

об обеспечении безопасности при функционировании метро и монорельсового транспорта, в частности, об инженерно-технической защите, технических средствах охраны и обеспечения безопасности метрополитенов от преступных посягательств и вандализма (технический регламент);

о порядке организации досмотра грузов, грузобага-жа, ручной клади и багажа, а при необходимости и личного досмотра пассажиров железнодорожного транспорта в крупных городах и промышленных центрах, учитывая технические достижения в этой области, на основе комбинирования различных методов досмотра грузов, ручной клади и багажа;

о статусе малой авиации, регистрации пилотов, системе государственного учета и контроля за эксплуатацией маломерных судов;

организовать работу по формированию и правовому оформлению государственной системы противодействия терроризму.

В организационно-технической и информационной сферах предлагалось:

разработать программу технического оснащения пограничных пунктов пропуска железнодорожных, морских и речных вокзалов, аэропортов, грузовых терминалов, метрополитена и других объектов интеллектуальными цифровыми системами видеонаблюдения, включая системы распознавания автомобильных номеров, человеческих лиц и др.; предусмотреть возможность о6ъединения таких систем с целью работы их с общегосударственными и международными базами данных по розыску преступников, средств транспорта;

внедрить систему оценки защищенности метрополитена от террористических акций, а также комплекс технических мероприятий по повышению уровня его антитеррористической защищенности;

в целях предотвращения хищений боеприпасов на этапах складирования и транспортировки использовать электронные системы защиты товаров для маркирования готовых изделий; активнее использовать электромагнитную и акустомагнитную технологии, внедрение которых может рассматриваться как дополнительный инструмент реализации пункта «С» статьи 15 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, принятой резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1997 г.;

разработать программу по техническому оснащению объектов транспорта, в т.ч. пунктов перегрузки и транзитного хранения радиоактивных материалов современными средствами обеспечения безопасности транспортных организаций - перевозочными средствами и упаковочными, материалами;

способствовать внедрению комбинированных технических методов организации досмотра грузов, ручной клади и багажа, транспортных средств, позволяющих обеспечить наиболее эффективное и оперативное обнаружение запрещенных материалов, в т.ч. системы на основе метода нейронного анализа в комбинации с методами рентгеноскопии.

В современных условиях повышенную общественную опасность представляют террористические акции на объектах и средствах воздушного транспорта. В этой связи Парламентской Ассамблеей Совета Европы специально была принята 23 января 2002 года Рекомендация 1549. В указанном документе определялось необходимость укрепления мер безопасности в отношении воздушного транспорта.

В виду того что воздушный терроризм не знает национальных границ, Ассамблея просит, чтобы Комитет Министров Совета Европы, в состав которого входят все государства-члены Европейского Союза, ЕКГА и «Евроконтроля», а также пять других стран, обеспечил применение всех вышеперечисленных мер, как предусматривается в рекомендациях ЕКГА по авиационной безопасности и в законопроектах Европейского Союза, в пределах всей зоны, охватывающей сорок три государства-члена Совета Европы.

В рекомендации предусмотрена необходимость выполнения и постоянного соблюдения мер, связанных с установлением нового уровня безопасности. Их следует обеспечивать силами контрольно-инспекционных групп на европейском и общемировом уровне с предпочтительным использованием действующей в настоящее время программы проверки авиационной безопасности аэропортов ЕКГА (Европейской конференции гражданской авиации).

В аэропортах стопроцентная сверка сданного багажа по списку пассажиров с целью исключения принятия на борт багажа не явившихся на посадку пассажиров:

усиление специального контроля в отношении пассажиров и их ручной клади, а также лиц, имеющих право прохода в зоны ограниченного доступа, например, работников общественного питания, беспошлинной торговли и бортового обслуживания;

обеспечение в ближайшее по возможности время и не позднее конца 2002 года стопроцентной проверки сданного багажа;

предполетный контроль салона и внешней поверхности воздушного судна;

специальный режим безопасности, разработанный ЕКГА в отношении перевозок грузов, почты и срочных почтовых отправлений;

В воздушном пространстве:

предупреждение любых попыток со стороны посторонних лиц получить доступ в кабину летного экипажа путем, например, установки оборудованных задвижками и замками пуленепробиваемых и взрывоустойчи-вых дверей;

возможности включения «кнопки тревоги» в связи с готовящимся террористическим актом;

обеспечение по усмотрению стран присутствия на борту вооруженной охраны и закрепление международного признания такого присутствия в международных соглашениях;

Кроме того, Ассамблея призывает к ускоренной разработке дополнительных средств идентификации пассажиров, в частности, путем применения методов электронного распознавания черт лица и глаза (радужная оболочка), а также органометрии кисти.

На Совете глав государств СНГ в июне 2000 года утверждена Программа государств-участников по борьбе с международным терроризмом и Положение об Антитеррористическом центре (АТЦ) государств - участников СНГ. Этот Центр проводит исследовательскую работу по правовому и информационному обеспечению борьбы с терроризмом и другими экстремистскими проявлениями на территории Содружества. Интеграция России в систему основных международных пактов и конвенций, вступление в Совет Европы обязывает ее привести свое национальное законодательство в соответствии с международными стандартами. Это, прежде всего, касается уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций (направление запросов о правовой помощи, направление материалов уголовного дела, запросов и исполнение запросов о возбуждении уголовных дел и выдаче лиц для уголовного преследования) регламентирован и уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (главы 53 и 54, раздел XVIII).

Список литературы:

1. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 56. - Ст. 4873; 2002. № 18. - Ст. 1721.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 331. - Ст. 3805.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 11. - Ст. 1001; 2003. - № 14. - Ст. 1258.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 2. - Ст. 169.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 2. - Ст. 170; № 28. - Ст. 2891.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 21. - Ст. 1; 2003. - № 50. - Ст. 48-47.

8. Правила дорожного движения. - М., 2003.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 837.

10. Куракин А.В., Адмиралова И.А., Трофимов О.Е. К вопросу о защите прав граждан в сфере обеспечения транспортной безопасности в зарубежных государствах // Международное публичное и частное право. -2014. - № 3. - С. 36-40.

11. Действующее международное право. Т. 3. М., 1996.

12. Московский журнал международного права. -2001. - С. 391-405.

13. Концепция национальной безопасности Российской Безопасности // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 170.

14. Быкова Е.В. Международное сотрудничество, как неотъемлемая часть развития правовой системы // Международное публичное и частное право. - 2011. -№ 2 (59). - С. 20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.