5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
5.1. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
Кузнецов Александр Павлович, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ. Должность: профессор. Место работы: Университет потребительской кооперации. Филиал: Чебоксарский филиал. E-mail: [email protected]
Аннотация: В представленной статье рассматриваются проблемы противодействия террористическим проявлениям на транспорте, исследуются международно-правовые акты, регламентирующие организационно-практические меры
Ключевые слова: противодействие, терроризм, взаимодействие, декларация, конвенция, транспорт
LEGAL REGULATION OF COUNTER-TERRORISM ON TRANSPORTATION
Kuznetsov Alexander Pavlovich, Dr of law, professor, honored lawyer of Russian Federation, Honoured Scientist of Russia. Position: professr. Palce of employment: Russian University of Cooperation. Branch: Cheboksary branch. Email: [email protected]
Annotation: Countermeasures against terrorism manifestations on transportation are considered in this article alongside with studying of international legal instruments regulating their arrangement and operational steps. Keywords: prevention and response, countermeasure, cooperation and interaction, declaration, convention, transportation.
В современных условиях транспортные средства, как сложные технические устройства играют важную роль в жизнедеятельности людей, обеспечивают их социальные потребности, повышают благосостояние. В этой связи, обеспечение безопасности функционирования всех видов транспорта является одной из важнейших задач государства. Неслучайно обеспечению безопасности транспорта законодатель уделяет особое внимание. Подтверждением этому служат многочисленные нормативно-правовые акты, в частности: Федеральный закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»1; Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 года2; Федеральный закон № 127-ФЗ от 24 июля 1998 года «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»3; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации4; Федеральный закон № 17-ФЗ от 10 января 200з года
1 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. -№ 56. - Ст. 4873; 2002. № 18. - Ст. 1721.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. -№ 12. - Ст. 1383.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -№ 331. - Ст. 3805.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. -№ 11. - Ст. 1001; 2003. - № 14. - Ст. 1258.
«О железнодорожном транспорте Российской Федерации»5; Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года6; Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации7; Правила дорожного движении Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года8; Федеральный закон № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»9.
Особое место в системе правового регулирования общественных отношений в сфере транспортной безопасности занимает уголовное законодательство. Законодатель в системе Уголовного кодекса РФ выделил ряд составов преступлений связанных с обеспечением безопасности морского и речного судоходства, безопасности гражданской авиации, дорожного движения.
Общественная опасность указанной группы преступлений заключается в том, что нарушение установленных правил безопасности эксплуатации транспортных средств может привести к многочисленным человеческим жертвам, в результате чего обществу будет нанесен огромный материальный ущерб. Более того, совершенные деяния, характеризующие террористической направленности, усилит общественную опасность, повлекут за собой дестабилизацию межгосударственных отношений, дезорганизацию межэкономических связей, подорвут основу обороноспособ-10
ности страны .
Неслучайно международным сообществом принят ряд важнейших правовых актов, направленных на противодействие преступлениям террористической направленности на объектах транспорта. К ним относятся: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 19б3 г.11; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. 12; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. 13; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданкой авиации 1988 г. 14; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского
5 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -№ 2. - Ст. 169.
6 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -№ 2. - Ст. 170; № 28. - Ст. 2891.
7 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 21. - Ст. 1; 2003. - № 50. - Ст. 48-47.
8 Правила дорожного движения. - М., 2003.
9 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. -№ 7. - Ст. 837.
10 См.: Куракин А.В., Адмиралова И.А., Трофимов О.Е. К вопросу о защите прав граждан в сфере обеспечения транспортной безопасности в зарубежных государствах // Международное публичное и частное право. - 2014. - № 3. - С. 36-40.
11 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 571-576.
12 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 576-578.
13 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 579-583.
14 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 584-586.
судоходства 1988 г. 15; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г. 1 .
В этой связи важнейшей задачей в области противодействия преступлениям террористической направленности является: выявление устранения и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма его применения . Неслучайно международное сообщество уделяет особое внимание разработке правовой основы противодействия преступлениям террористической направленности на объектах транспорта, координирует свои усилия на данном 18
направлении .
Так, 3-4 марта 2004 года в Москве проведена III Международная научно-практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте». Конференция собрала около 450 представителей от межгосударственных органов СНГ, органов государственной власти, науки и бизнеса, правоохранительных органов и транспортных организаций, общественных организаций и средств массовой информации из 23 государств мира, а также от международных организаций. В рекомендациях конференции отмечено:
- продолжается формирование стратегии антитеррористических действий по реализации Положений резолюции СБ ООН № 1373 (2001 г.), в том числе конкретизация принципов антитеррористической деятельности на объектах транспортного комплекса, что нашло, в частности, отражение в Заявлении Председателя встречи министров иностранных дел стран «восьмерки» (Париж, 22-23 мая 2003 г.), в Декларации ИКАО глобальных принципов либерализации международного воздушного транспорта (Монреаль, 2429.03.2003 г.);
- формируются последовательно и на комплексной основе принципы единой транспортной политики в СНГ, где центральным звеном выступают вопросы обеспечения безопасности и противодействия терроризму на объектах транспорта, что нашло отражение в Декларации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах-участниках СНГ (принятой Советом глав правительств государств-участников СНГ, Ялта, 18 сентября 2003 г.), в Заявлении глав государств-участников СНГ и Меморандуме о сотрудничестве государств-участников СНГ в области международных транспортных коридоров (Ялта, 18-19 сентября 2003 г.);
- происходит дальнейшее совершенствование системы обеспечения безопасности, в т.ч. на региональном и национальном уровнях, что нашло, в частности, отражение в создании региональной антитеррористической структуры в рамках реализации Хартии Шан-
15 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1996. - С. 18-23.
16 См.: Московский журнал международного права. - 2001. - С. 391-405.
17См.: Концепция национальной безопасности Российской Безопасности // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 170.
18 См.: Быкова Е.В. Международное сотрудничество, как неотъемлемая часть развития правовой системы // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 2 (59). - С. 20-22.
хайской организации сотрудничества, учрежденной Казахстаном, Китаем, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном (вступила в силу 19 сентября 2003 г.);
- во исполнение резолюции Совета Безопасности ООН № 1373 (2001 г.) и в целях предупреждения терроризма на транспорте в ряде стран-участниц СНГ в настоящее время реально действуют механизмы взаимодействия власти, науки и бизнеса - Консультативные группы высокого уровня по вопросам противодействия терроризму и обеспечения безопасности на транспорте. По инициативе этой группы в РФ подготовлена и издана Белая книга «Терроризм и безопасность на транспорте в России» (1991-2002 гг.).
Участники конференций констатировали, что результаты предыдущей конференции продемонстрировали возросшую заинтересованность в обсуждении и решении проблем противодействия терроризму на объектах транспортного комплекса, осознали проблемы, возникающие на различных уровнях органов государственной власти и международных организаций, прежде всего, в государствах-участниках СНГ (разработанные рекомендации II международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте», прошедшей 5-6 марта 2003 г. в г. Москве, выполняются и находят поддержку в решениях различных межгосударственных органов.
Вместе с тем участники конференции высказали обеспокоенность тем, что законодательство многих стран СНГ в данной сфере остается противоречивым, декларативным, требует дальнейшей унификации и гармонизации.
В этой связи рекомендовалось осуществить ряд организационно-практических мер по усилению взаимодействия правоохранительных органов государств-участников, а именно: обеспечить внедрение в практику проведение консультаций; обмен передовым опытом обеспечения безопасности перевозок, проведение различных вариантов антитеррористических операций на транспорте, расследование террористических акций.
В сфере правового регулирования принято решение продолжить разработку нормативно-правовые актов:
о взаимодействии заинтересованных органов исполнительной власти при осуществлении контроля за перевозкой радиоактивных материалов;
об обеспечении безопасности при функционировании метро и монорельсового транспорта, в частности, об инженерно-технической защите, технических средствах охраны и обеспечения безопасности метрополитенов от преступных посягательств и вандализма (технический регламент);
о порядке организации досмотра грузов, грузобага-жа, ручной клади и багажа, а при необходимости и личного досмотра пассажиров железнодорожного транспорта в крупных городах и промышленных центрах, учитывая технические достижения в этой области, на основе комбинирования различных методов досмотра грузов, ручной клади и багажа;
о статусе малой авиации, регистрации пилотов, системе государственного учета и контроля за эксплуатацией маломерных судов;
организовать работу по формированию и правовому оформлению государственной системы противодействия терроризму.
В организационно-технической и информационной сферах предлагалось:
разработать программу технического оснащения пограничных пунктов пропуска железнодорожных, морских и речных вокзалов, аэропортов, грузовых терминалов, метрополитена и других объектов интеллектуальными цифровыми системами видеонаблюдения, включая системы распознавания автомобильных номеров, человеческих лиц и др.; предусмотреть возможность о6ъединения таких систем с целью работы их с общегосударственными и международными базами данных по розыску преступников, средств транспорта;
внедрить систему оценки защищенности метрополитена от террористических акций, а также комплекс технических мероприятий по повышению уровня его антитеррористической защищенности;
в целях предотвращения хищений боеприпасов на этапах складирования и транспортировки использовать электронные системы защиты товаров для маркирования готовых изделий; активнее использовать электромагнитную и акустомагнитную технологии, внедрение которых может рассматриваться как дополнительный инструмент реализации пункта «С» статьи 15 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, принятой резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1997 г.;
разработать программу по техническому оснащению объектов транспорта, в т.ч. пунктов перегрузки и транзитного хранения радиоактивных материалов современными средствами обеспечения безопасности транспортных организаций - перевозочными средствами и упаковочными, материалами;
способствовать внедрению комбинированных технических методов организации досмотра грузов, ручной клади и багажа, транспортных средств, позволяющих обеспечить наиболее эффективное и оперативное обнаружение запрещенных материалов, в т.ч. системы на основе метода нейронного анализа в комбинации с методами рентгеноскопии.
В современных условиях повышенную общественную опасность представляют террористические акции на объектах и средствах воздушного транспорта. В этой связи Парламентской Ассамблеей Совета Европы специально была принята 23 января 2002 года Рекомендация 1549. В указанном документе определялось необходимость укрепления мер безопасности в отношении воздушного транспорта.
В виду того что воздушный терроризм не знает национальных границ, Ассамблея просит, чтобы Комитет Министров Совета Европы, в состав которого входят все государства-члены Европейского Союза, ЕКГА и «Евроконтроля», а также пять других стран, обеспечил применение всех вышеперечисленных мер, как предусматривается в рекомендациях ЕКГА по авиационной безопасности и в законопроектах Европейского Союза, в пределах всей зоны, охватывающей сорок три государства-члена Совета Европы.
В рекомендации предусмотрена необходимость выполнения и постоянного соблюдения мер, связанных с установлением нового уровня безопасности. Их следует обеспечивать силами контрольно-инспекционных групп на европейском и общемировом уровне с предпочтительным использованием действующей в настоящее время программы проверки авиационной безопасности аэропортов ЕКГА (Европейской конференции гражданской авиации).
В аэропортах стопроцентная сверка сданного багажа по списку пассажиров с целью исключения принятия на борт багажа не явившихся на посадку пассажиров:
усиление специального контроля в отношении пассажиров и их ручной клади, а также лиц, имеющих право прохода в зоны ограниченного доступа, например, работников общественного питания, беспошлинной торговли и бортового обслуживания;
обеспечение в ближайшее по возможности время и не позднее конца 2002 года стопроцентной проверки сданного багажа;
предполетный контроль салона и внешней поверхности воздушного судна;
специальный режим безопасности, разработанный ЕКГА в отношении перевозок грузов, почты и срочных почтовых отправлений;
В воздушном пространстве:
предупреждение любых попыток со стороны посторонних лиц получить доступ в кабину летного экипажа путем, например, установки оборудованных задвижками и замками пуленепробиваемых и взрывоустойчи-вых дверей;
возможности включения «кнопки тревоги» в связи с готовящимся террористическим актом;
обеспечение по усмотрению стран присутствия на борту вооруженной охраны и закрепление международного признания такого присутствия в международных соглашениях;
Кроме того, Ассамблея призывает к ускоренной разработке дополнительных средств идентификации пассажиров, в частности, путем применения методов электронного распознавания черт лица и глаза (радужная оболочка), а также органометрии кисти.
На Совете глав государств СНГ в июне 2000 года утверждена Программа государств-участников по борьбе с международным терроризмом и Положение об Антитеррористическом центре (АТЦ) государств - участников СНГ. Этот Центр проводит исследовательскую работу по правовому и информационному обеспечению борьбы с терроризмом и другими экстремистскими проявлениями на территории Содружества. Интеграция России в систему основных международных пактов и конвенций, вступление в Совет Европы обязывает ее привести свое национальное законодательство в соответствии с международными стандартами. Это, прежде всего, касается уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций (направление запросов о правовой помощи, направление материалов уголовного дела, запросов и исполнение запросов о возбуждении уголовных дел и выдаче лиц для уголовного преследования) регламентирован и уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (главы 53 и 54, раздел XVIII).
Список литературы:
1. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 56. - Ст. 4873; 2002. № 18. - Ст. 1721.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 331. - Ст. 3805.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 11. - Ст. 1001; 2003. - № 14. - Ст. 1258.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 2. - Ст. 169.
6. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 2. - Ст. 170; № 28. - Ст. 2891.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 21. - Ст. 1; 2003. - № 50. - Ст. 48-47.
8. Правила дорожного движения. - М., 2003.
9. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 837.
10. Куракин А.В., Адмиралова И.А., Трофимов О.Е. К вопросу о защите прав граждан в сфере обеспечения транспортной безопасности в зарубежных государствах // Международное публичное и частное право. -2014. - № 3. - С. 36-40.
11. Действующее международное право. Т. 3. М., 1996.
12. Московский журнал международного права. -2001. - С. 391-405.
13. Концепция национальной безопасности Российской Безопасности // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 170.
14. Быкова Е.В. Международное сотрудничество, как неотъемлемая часть развития правовой системы // Международное публичное и частное право. - 2011. -№ 2 (59). - С. 20-22.