Научная статья на тему 'Международные нормативные правовые акты об ответственности за террористический акт'

Международные нормативные правовые акты об ответственности за террористический акт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2882
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНВЕНЦИЯ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNATIONAL REGULATORY LEGAL ACTS / INTERNATIONAL LAW / TERRORISM / TERRORIST ACT / COUNTER TERRORISM / INTERNATIONAL TERRORIST ORGANIZATION / CONVENTION / ANTI-TERRORIST ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлик Михаил Юрьевич, Шепелёва Ольга Ринатовна

В статье рассматриваются современные проблемы нашего общества, связанные с совершением террористических актов. Исследуются международные нормативные правовые акты об ответственности за террористический акт: их появление, развитие и значение в противодействии данному общественно опасному явлению. Анализируется взаимосвязь принятых международных нормативных правовых актов об ответственности за террористический акт с совершенными данными преступлениями. Исследуются позиции ученых, а также предлагаются меры по повышению эффективности борьбы с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international regulatory legal acts about responsibility for an act of terrorism

The article considers modern problems of our society related to the Commission of terrorist acts. Researched international regulatory legal acts on liability for terrorist acts: their emergence, development and importance in combating this socially dangerous phenomenon. Examines the relationship adopted by the international regulatory legal acts on liability for a terrorist act committed these crimes. Examines the position of scholars, and proposes measures for improving the effectiveness of the fight against terrorism.

Текст научной работы на тему «Международные нормативные правовые акты об ответственности за террористический акт»

УДК 343.326

М. Ю. Павлик, О. Р. Шепелёва

Международные нормативные правовые акты об ответственности за террористический акт

В статье рассматриваются современные проблемы нашего общества, связанные с совершением террористических актов. Исследуются международные нормативные правовые акты об ответственности за террористический акт: их появление, развитие и значение в противодействии данному общественно опасному явлению. Анализируется взаимосвязь принятых международных нормативных правовых актов об ответственности за террористический акт с совершенными данными преступлениями. Исследуются позиции ученых, а также предлагаются меры по повышению эффективности борьбы с терроризмом.

The article considers modern problems of our society related to the Commission of terrorist acts. Researched international regulatory legal acts on liability for terrorist acts: their emergence, development and importance in combating this socially dangerous phenomenon. Examines the relationship adopted by the international regulatory legal acts on liability for a terrorist act committed these crimes. Examines the position of scholars, and proposes measures for improving the effectiveness of the fight against terrorism.

Ключевые слова: международные нормативные правовые акты; международное законодательство; терроризм; террористический акт; противодействие терроризму; международные террористические организации; конвенция; антитеррористическая деятельность.

Key words: international regulatory legal acts; international law; terrorism; terrorist act; counter terrorism; international terrorist organization; Convention; anti-terrorist activities.

В современном мире терроризм является наиболее опасным и сложно-прогнозируемым явлением. Совершённые преступления террористической направленности с каждым годом приводят ещё к большему числу жертв, разрушениям, ставят под угрозу существующие духовные ценности и моральные устои. Так, террористический акт, который произошёл на борту самолёта российской авиакомпании «Когалымавиа» над Синайским полуостровом,

© Павлик М. Ю., Шепелёва О. Р., 2016

128

стал самым кровопролитным за всю новейшую историю России и унёс жизни 224 человек1.

Необходимо отметить, что сегодня терроризм представляет серьёзную угрозу общественной и государственной безопасности. Так, например, деятельность ряда международных террористических организаций, в особенности такой, как ИГИЛ, носит транснациональный характер и представляет собой по сути колоссальный бизнес-проект2. При этом борьба с подобными террористическими структурами на сегодняшний день невозможна без полномасштабного привлечения сил и средств не только правоохранительных органов, но и вооружённых сил. Именно по этой причине Российская Федерация начала 30 сентября 2015 г. на территории Сирии операцию против террористической организации «Исламское государство» посредством применения Воздушно-космических сил России.

Однако проблема терроризма актуальна сегодня не только для России. Начиная с 2015 г., в ряде европейских городов (Париже, Брюсселе и др.) также были совершены серии террористических актов, приведшие к многочисленным жертвам среди мирного населения3. Указанные обстоятельства напрямую свидетельствуют о том, что угроза совершения террористических актов абсолютно реальна, и проблема противодействия данной угрозе за последний год приобрела особую важность.

Кроме того, следует отметить, что совершаемые террористические преступления зачастую провоцируют развязывание вооружённых военных конфликтов, из-за них критически обостряется напряжённость в отношениях между различными социальными, религиозными и национальными слоями населения того или иного региона или целых стран.

В связи с этим 27 августа 2015 г. на Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ, прошедшем в Астане, генеральный прокурор России Ю.Я. Чайка отметил, что «страны СНГ должны объединить усилия для того, чтобы противостоять росту террористической активности, которая наблюдается по всему миру...». Особое внимание в сво-

1 Результаты расследования причин авиакатастрофы самолёта А-321 // Информационно-аналитический портал Национального антитеррористического комитета Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/rezultaty-rassledovaniya-prichin-aviakatastrofy-samoleta-321.html (дата обращения: 27.05.2016).

2 Информационное сообщение НАК России // Информационно-аналитический портал Национального антитеррористического комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://nac.gov.ru/hronika-sobytiy/nadeyus-chto-vy-budete-rabotat-v-takom-zhe-klyuche-i-dalshe.html (дата обращения: 27.05.2016).

3 Кузьмин В. Ключи к безопасности. Дмитрий Медведев встретился с главой МИД Германии // Рос. газета. 2016. № 6929 (61).

ём выступлении он уделил тому, что «...задачи пресечения источников и каналов финансирования терроризма, лишения его идеологических основ и противодействия транснациональной преступности в целом требуют объединения и координации усилий как генеральных прокуратур, так и других пра-

4

воохранительных органов государств...» .

Действительно, в настоящее время существующие международные террористические организации, такие как «Исламское государство», «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Аль-Каида» и др., являются по сути не только «проводниками» идей терроризма в том или ином государстве, но и осуществляют полноценную подготовку своих боевиков, участвуют в открытых боевых действиях с противостоящими им правительственными силами той или иной страны, а также ведут подготовку и финансирование террористических актов по всему земному шару. Таким образом, проблема противодействия данной угрозе уже вышла за пределы ответственности какого-либо одного государства и является важным элементом сотрудничества всех государств с целью противостояния терроризму5.

Повышение эффективности борьбы с терроризмом в настоящее время требует изучения накопленного исторического опыта деятельности правоохранительных органов по его противодействию, а также существовавших и ныне действующих международных и национальных нормативных правовых актов в области антитеррора. При этом их анализ и обобщение опыта нормативно-правового регулирования противодействия терроризму в целом призваны оказать исключительно положительное влияние на успешность противодействия этому явлению в современной России и современном мире.

Следует отметить, что первоначально правоведы многих государств ставили перед собой задачу унифицировать уголовно-правовые нормы национальных законодательств в области терроризма. Однако из-за излишней политизации оценки террористической деятельности, а также в связи с тем, что основное внимание было уделено квалификации интернационально опасных последствий терроризма, деятельность учёных не увенчалась успехом.

В резолюции III Международной конференции по унификации уголовного законодательства (Брюссель, 1930) впервые была сделана попытка опре-

4 Егоров И. Вербуют в Интернете // Рос. газета. 2015. № 192 (6763). С. 3.

5 Боричев К.В. К вопросу о международно-правовых нормах по противодействию терроризму: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы современной юридической науки: актуальные опросы». № 2. Красноярск, 2015. С. 69.

130

деления понятия терроризма, в т. ч. объективной стороны данного преступ-

6

ления, однако оно получилось слишком расплывчатым и неточным .

В резолюциях IV Парижской конференции по унификации уголовного права (1931) и V Мадридской конференции (1933) в качестве признаков международного терроризма были отмечены: использование наиболее опасных и разрушительных средств, цель в виде терроризирования (устрашения) населения, публичные призывы к совершению подобных деяний, создание соответствующего сообщества и членство в нём. После убийства короля Югославии и министра иностранных дел Франции в 1934 г. в Марселе Лига Наций при участии СССР разработала две конвенции: «О предупреждении терроризма и наказании за него» и «Об учреждении Международного уголовного суда», в которых терроризм описывался как «умышленное действие, преследующее цель убийства глав государств, дипломатов, разрушение или повреждение государственного имущества или средств транспорта, действия, подвергающие опасности человеческие жизни, создание организаций, преследующих подобные цели, и членство в таких организациях»7.

Таким образом, уже почти столетие назад, в 1934 г. Советом Лиги Наций, в которую на тот период входило 58 государств-участников, было принято решение, в котором на все государства возлагалась прямая обязанность «не поощрять и не терпеть на своей территории никакой террористической деятельности, преследующей политические цели. Каждое государство не должно было ничем пренебрегать в деле предупреждения и репрессии террористических актов.. ,»8.

В Женевской Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него (1937) впервые была предпринята попытка дать определение такому понятию, как международный терроризм, под которым, в частности, предлагалось понимать преступные действия, направленные против какого-либо государства, цель и характер которых состоят в том, чтобы посеять страх среди отдельных лиц, групп лиц или населения в целом. Однако данная Конвенция так и не вступила в силу. При этом нельзя не отметить особое значение данного документа, так как в нём непосредственно террористические действия были определены как уголовные деяния без ссылки на какую-либо возможную их политическую обусловленность, что в конечном итоге позво-

6 Боричев К.В. Указ. соч. С. 69.

7 Энциклопедия уголовного права. Т.21. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Изд-во проф. Малинина. СПб ГКА, СПб., 2013. С. 55.

8 Ткаченко В.В., Ткаченко С.В. Российский терроризм: проблемы уголовной ответственности: моногр. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 27.

ляют отграничить террористические преступления и вооружённую борьбу за независимость, в том числе восстания и партизанскую борьбу9.

После Второй мировой войны Генеральной Ассамблеей ООН было принято более десяти резолюций о национальном, региональном и международном терроризме10. Также были приняты иные международно-правовые документы, относящиеся к проблеме противодействия терроризму: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г. (Токийская); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. (Гаагская); Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников от 4 декабря 1989 г. (Нью-Йоркская); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. (Нью-Йоркская); Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. (Шанхайская) и др.

Необходимо отметить, что ещё в 1972 г. Восьмой Конгресс ООН выработал специальные рекомендации в форме Приложения «О мерах по борьбе с международным терроризмом», в котором важнейшими мерами были признаны: провозглашение необходимости разработки и осуществления международных договоров о выдаче террористов, при этом исключение в отношении политических преступлений теперь не должно было становиться препятствием для выдачи террористов. В Докладе V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1976) отмечалось, что пытки и терроризм представляют собой две стороны одного и того же зла, которое заключается в применении насилия с целью заставить людей под страхом страдания или смерти подчиниться воле государственного аппарата, отдельных лиц или групп лиц11. Секретариат ООН в 1972 г. официально заявил о существовании в мире таких форм терроризма, которые обусловлены нищетой, бедами и отчаянием, безысходностью населения определённых регионов, которые в свою очередь вынуждают население этих регионов фактически жертвовать человеческими жизнями, в том числе и собственными, чтобы добиться реальных существенных изменений для групп населения, чьи права ущемляются12.

9 Проблемы международного терроризма в международном и российском уголовном праве // Проблемы противодействия преступности в современных условиях: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. 16-17 окт. 2003 г. Ч. I. Уфа: РИО БашГУ, 2003. С. 92.

10 Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии в 2 т. Т. II. Особенная часть: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2013. С. 133.

11 Энциклопедия уголовного права. Т. 21. С. 55.

12 Лунеев В.В. Указ. соч. С. 133.

Попытка конкретизировать объективные и субъективные признаки терроризма, к которым можно отнести цели, способ, предмет, место и последствия, была предпринята международным сообществом в 1997 г. в Международной конвенции по борьбе с бомбовым терроризмом. Действительно, вплоть до конца XX в. в актах международного права террористические преступления с применением взрывных устройств не получили должной оценки и рассмотрения, что в свою очередь привело к необходимости укрепления международного сотрудничества между государствами в области разработки и реализации эффективных мер по предупреждению террористических актов, уголовного преследования и наказания террористов13.

В Международной конвенции ООН о борьбе с бомбовым терроризмом была определена объективная сторона «бомбового» терроризма. В частности, в п. 1 ст. 2 указывается, что «.любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры или таким образом, что это направлено против них:

a) с намерением причинить смерть или серьёзное увечье; или

b) с намерением произвести значительное разрушение таких мест, объекта или системы, когда такое разрушение влечёт или может повлечь причинение крупного экономического ущерба.»14.

Особое внимание в Конвенции было уделено местам совершения «бомбового» терроризма, к которым были отнесены:

- государственные или правительственные объекты (любой постоянный или временный объект или транспортное средство, используемые или занимаемые представителями государства, членами правительства, представителями законодательного или судебного органа, либо должностными лицами или служащими органа государственной власти или иного государственного органа или учреждения, либо служащими или должностными лицами меж-

13 Международное уголовное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.В. Наумов, А.Г. Кибальник, В.Н. Орлов, П.В. Волосюк; под ред. А.В. Наумова, А.Г. Кибаль-ника. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. С. 291.

14 Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Принята в г. Нью-Йорке 15.12.1997 Резолюцией 52/164 на 72-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Интернет-портал «Сейчас.ру» [Электрон. ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/abrolaw/9780 (дата обращения: 27.05.2016).

133

правительственной организации в связи с выполнением своих служебных обязанностей);

- объекты инфраструктуры (любой объект, находящийся в государственной или частной собственности, который оказывает или распределяет услуги водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения, снабжения топливом и связи в интересах населения);

- места общественного пользования (части здания, земельного участка, улицы, водного пути и других мест, доступных или открытых для населения, включая любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный и иные аналогичные объекты);

- система общественного транспорта (все объекты, транспортные средства и вспомогательные элементы независимо от форм собственности, которые используются для оказания общедоступных услуг по перевозке людей и грузов)15.

В 2001 г., после того, как в США 11 сентября была совершена серия террористических актов, Совет Безопасности ООН принял Резолюцию № 1368 (2001) «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые актами терроризма» (Принята в Нью-Йорке 12.09.2001 на 4370-м заседании Совета Безопасности ООН), в которой содержался призыв к мировому сообществу объединить усилия по предупреждению и подавлению терроризма16.

В настоящее время антитеррористическая деятельность ООН базируется на основе стратегии, которая была предложена Генеральным секретарём ООН К. Аннаном и состоит из пяти основополагающих элементов:

- использование метода убеждения по отношению к террористическим организациями с целью избежания применения насилия с их стороны;

- ограничение участников террористических организаций в средствах, которые могут быть использованы ими для проведения атак и террористических актов;

- принятие соответствующих мер по недопущению поддержки террористических организаций и сообществ со стороны какого-либо государства;

- развитие соответствующих систем и возможностей государств в сфере противодействия терроризму;

15 Международное уголовное право: учеб. ... С. 291-292.

16 Ткаченко В.В., Ткаченко С.В. Указ. соч. С. 31.

- защита прав человека при проведении контртеррористических меро-приятий17.

Однако развитие международного законодательства в области противодействия преступлениям террористической направленности не ограничивается нормативными правовыми актами, принятыми ООН. Западноевропейские государства, понимая необходимость недопущения совершения террористических актов на территории своих стран, также внесли существенный вклад в развитие международного права в сфере борьбы с терроризмом. Так, на европейском уровне преступность «бомбового» терроризма определена в Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. В частности, в ней была предпринята попытка определить исчерпывающий перечень преступлений, являющихся террористическими, к которым были отнесены:

1) преступления, относящиеся к применению Гаагской Конвенции по борьбе с преступным захватом летательных аппаратов от 16 декабря 1970 г.;

2) преступления, относящиеся к применению Монреальской Конвенции по борьбе с преступными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.;

3) тяжкие преступления, заключающиеся в покушении на жизнь, телесную целостность или свободу людей, имеющих право международной защиты, включая дипломатических представителей;

4) преступления, связанные с похищением, захватом заложников или серьёзным незаконным лишением свободы;

5) преступления, связанные с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создаёт опасность для людей18.

В 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма». Указанная Конвенция определила в ст. 20 так называемое «изъятие политической оговорки», согласно которому публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, вербовка террористов, подготовка террористов и сопутствующие преступления «... не рассматриваются для целей выдачи или взаимной правовой помощи как политическое преступление или преступление, связанное с политическим преступлением, или преступление, совершённое по политическим мотивам. Следовательно, свя-

17 Боричев К.В. Указ. соч. С. 71.

18 Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS N 090 (Страсбург, 27 янв. 1977 г.) // СЗ РФ. 20.01.2003 г. № 3. Ст. 202.

занная с таким преступлением просьба о выдаче или взаимной правовой помощи не может быть отклонена лишь на том основании, что она касается политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, совершённого по политическим моти-вам.»19. Фактически, ст. 20 Конвенции призвана не допустить того, чтобы террорист смог избежать выдачи другому государству за совершение соответствующих террористических преступлений, представ политическим преступником.

Следует отметить, что в соответствии с Декларацией о мерах по ликвидации международного терроризма (утв. резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г.) акты терроризма представляют собой грубое пренебрежение целей и принципов ООН и могут угрожать международному миру и безопасности, ставить под угрозу дружественные отношения между государствами, препятствовать международному сотрудничеству и вести к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ обще-ства20. Это означает, что преступные акты, направленные на создание обстановки страха среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы какими бы то ни было соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера.

Кроме того, при осуществлении мер по предупреждению или пресечению терроризма должны соблюдаться верховенство закона и демократических ценностей, права человека и основные свободы, а также другие положения международного права21.

Таким образом, с момента признания мировым сообществом террористического акта самостоятельным преступлением принято большое количество международных нормативных актов, связанных с противодействием данному общественно опасному явлению. В указанных актах разработаны направления деятельности государств-участников, подписавших Конвенции и тем самым взявших на себя обязанности внести дополнения в национальные законодательства, связанные с предупреждением и пресечением терро-

19 Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (cets п 196) [рус., англ.] (Заключена в Варшаве 16.05.2005) // Интернет-портал «Сейчас.ру» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/abrolaw/5260 (дата обращения: 27.05.2016).

20 Международное уголовное право: учеб. ... С. 290.

21 О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 // Рос. газета. № 35. 17.02.2012.

ристических актов. Международные нормативные правовые акты об ответственности за террористический акт существуют, однако результат в данной деятельности государств, на наш взгляд, будет достигнут тогда, когда они совместно встанут на борьбу с этим общественно опасным явлением.

Список литературы

1. Боричев К.В. К вопросу о международно-правовых нормах по противодействию терроризму: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы современной юридической науки: актуальные опросы». - № 2. - Красноярск, 2015. -С. 69-73.

2. Европейская конвенция о пресечении терроризма ЕТ8 № 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.) // СЗ РФ. - 20.01.2003 г. - № 3.

3. Егоров И. Вербуют в Интернете // Рос. газета. - 2015. - № 192 (6763).

4. Кузьмин В. Ключи к безопасности. Дмитрий Медведев встретился с главой МИД Германии // Рос. газета. - 2016. - № 6929 (61).

5. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: в 2 т. Т. II. Особенная часть: учеб. для вузов. - М.: Юрайт, 2013. - 872 с.

6. Международное уголовное право: учеб. для бакалавриата и магистратуры / А.В. Наумов, А.Г. Кибальник, В.Н. Орлов, П.В. Волосюк; под ред. А.В. Наумова, А.Г. Кибальника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 510 с.

7. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 // Рос. газета. - № 35. - 17.02.2012.

8. Ткаченко В.В., Ткаченко С.В. Российский терроризм: проблемы уголовной ответственности: моногр. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 110 с.

9. Энциклопедия уголовного права. Т.21. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. - Изд-во проф. Малинина. - СПб.: СПб ГКА, 2013. - 1072 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.