МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО;
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
& & &
ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
СОЛОВЬЕВ Олег Геннадиевич, СОКОЛОВА Ольга Владимировна
Аннотация. В статье исследуются вопросы законодательной техники в сфере регламентации ответственности за террористические преступления в международном уголовном праве, анализируется нормативная эффективность норм, рассматриваются различные подходы к определению понятия международного терроризма в различных конвенциональных документах.
Annotation. In article questions of the legislative equipment in the sphere of a regulation of responsibility for terrorist crimes in the international criminal law are investigated, standard efficiency of norms is analyzed, various approaches to definition of a concept of the international terrorism of various conventional documents are considered.
Ключевые слова: уголовная ответственность, юридическая техника, конструирование, международное право, международный терроризм, содействие терроризму, финансирование терроризма, конвенциональное преступление, ответственность государства.
Keywords: criminal liability, legal equipment, designing, international law, international terrorism, assistance to terrorism, terrorism financing, conventional crime, responsibility of the state.
Начиная со второй половины ХХ в., международный терроризм является одной из основных угроз безопасности как для отдельных государств, так и мира в целом. Особенностью современного терроризма является рост масштабов преступной деятельности, появление международных террористических организаций, обладающих достаточными ресурсами для нанесения ударов по населению и инфраструктуре любых, даже самых развитых в военном отношении государств1. В современном международном праве только в рамках ООН борьбе с терроризмом посвящено 15 конвенций и дополнительных протоколов, на региональном уровне - 9. Тем не менее все универсальные конвенции касаются отдельных видов терроризма: захвата воздушных и морских судов; безопасности гражданской авиации; преступлений против лиц, находящихся под междуна-
1 См.: Иванов Э.А. Ответственность международных террористических организаций. М., 2013. С. 3.
родной защитой; захвата заложников; бомбового терроризма и др. В то же время единого универсального определения международного терроризма, как и универсальной конвенции о борьбе с терроризмом, до сих пор не принято.
Еще в 1937 г. под эгидой Лиги Наций предпринимались попытки принять такую конвенцию, где под терроризмом предлагалось понимать «преступные действия, направленные против государства, цель или характер которых состоят в том, чтобы вызвать ужас у определенных лиц или среди населения». Впервые же о терроризме как о международном преступлении заговорили на Международной конференции по унификации уголовного законодательства в Брюсселе в 1930 г.2
Во многих международных документах терроризм определяется путем перечисления
2 См.: Кочои С.М. Терроризм в международном уголовном праве // ЬЕХЯШ81СА (Научные труды МГЮА). М., 2005. № 2. С. 297.
преступлений, которые договаривающимися государствами признаются террористическими. Так, в ст. 1 Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. (ратифицирована Российской Федерацией 7 августа 2000 г.) указано восемь конвенций и два протокола, регулирующих отдельные аспекты борьбы с терроризмом и, кроме того, специально оговорено, что терроризмом также являются: а) попытки совершить любые из таких основных преступлений; Ь) участие в качестве сообщника в любых таких преступлениях или в попытках начать любое из них; с) организация преступления или руководство другими лицами для начала совершения этих основных преступлений и попыток начать их.
Более конкретизированное определение терроризма дано в Договоре о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. В данном документе под терроризмом понимается противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом. Договор также содержит такое понятие, как «технологический терроризм», связанный с использованием (или угрозой использования) ядерного, бактериоло-
гического, химического или радиологического оружия, его компонентов.
Попытка дать терроризму универсальное определение предпринималась в 1991 г. Комиссией международного права в Кодексе преступлений против мира и безопасности человечества. В проекте Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму, внесенной в ООН в 2000 г., под терроризмом понимается деяние с целью причинить: а) смерть или тяжкое телесное повреждение любому лицу или б) серьезный ущерб государственному или правительственному объекту, системе общественного транспорта, коммуникационной системе или объекту инфраструктуры с намерением произвести значительное разрушение таких мест, объекта или системы, или когда такое разрушение влечет или может повлечь причинение крупного экономического ущерба, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.
Указанная конвенция так и не была принята из-за отсутствия согласия договаривающихся государств по поводу определения тер-роризма3, наличия проблем соотнесения принимаемой конвенции с уже действующими международными договорами. Международной ассоциацией адвокатов в отчете рабочей группы по терроризму предложены три основные проблемы, препятствующие принятию международной конвенции по терроризму: 1) применяется ли к борьбе с терроризмом право вооруженных конфликтов или применятся правоохранительный подход; 2) включает ли определение терроризма государственный терроризм и акты государственных вооруженных сил; 3) является ли вооруженное сопротивление оккупационному режиму, колониальному или иностранному государству
4
терроризмом .
Решение первой проблемы, на наш взгляд, зависит от того, кто является субъектом международного терроризма. В случае совершения преступления индивидуумами или террори-
3 См.: Кочои С.М. Борьба с терроризмом и международное право // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2. С. 189.
4 Цит. по: Иванов Э.А. Ответственность международных террористических организаций. С. 27.
стическими организациями следует применять правоохранительный подход, т. е. привлекать указанных лиц к ответственности, используя национальное право отдельных государств.
Возможность совершения террористических преступлений государствами оспаривается в науке5. Тем не менее, по нашему мнению, государства также могут участвовать в совершении таких преступлений. Ответственность в этих случаях должна наступать в соответствии с нормами международного права.
По третьему вопросу мы согласны с Л.В. Иногамовой-Хегай, которая считает, что определение терроризма как уголовного преступления позволяет отграничить его от вооруженной борьбы, включая восстание и партизанские военные действия6. Право на такое сопротивление прямо предусмотрено резолюциями ООН № 2649, 3070, 3328, 32/154 и др. В связи с этим следует четко отграничивать национально-освободительную войну и восстания, являющиеся формами политической борьбы, и терроризм, являющийся преступлением. В то же время насилие над мирным населением, массовый захват заложников, гражданских лиц с целью принудить государство выполнить определенные действия (например, захваты суннитскими и шиитскими отрядами в 2004 г. мирных жителей с целью вынудить США покинуть Ирак; действия чеченских вооруженных отрядов против Российской Федерации) не могут быть признаны политической борьбой и являются терроризмом.
В целом анализ конвенционных определений терроризма, определений терроризма в уголовных кодексах отдельных государств позволяет прийти к выводу, что для признания деяния террористическим оно должно обладать следующими признаками. Во-первых, действия террористов должны заключаться в совершении массовых убийств людей, нанесении телесных повреждений; причинении ущерба имуществу; убийстве либо захвате политических или общественных деятелей. Во-вторых, терроризм характеризует наличие элемента устрашения, запугивания. В-третьих, должна быть политическая (публичная) мотивированность совершающих такие преступле-
5 См.: Мардоян А.В. Терроризм как международное преступление : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 6.
6 Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право //
Полный курс уголовного права / под ред. А.И. Коробеева. СПб.,
2008. Т. 5. С. 856.
ния лиц, заключающаяся в воздействии на принятие органами власти решений в интересах террористов.
Международный терроризм от внутригосударственного отличает наличие международного элемента, которым могут являться:
1) совершение преступления иностранным гражданином либо в отношении иностранного гражданина; 2) направленность преступления (в том числе предъявление требований) против международной организации или ее сотрудников; 3) причинение ущерба нескольким государствам; 4) прямая или косвенная поддержка иностранным государством действий террористов; 5) совершение преступления на территории с международным режимом.
В то же время одного только наличия иностранного элемента недостаточно для признания деяния международным терроризмом. Последний будет иметь место лишь в случае, если усилий одного государства недостаточно для пресечения преступных действий. Такая ситуация может возникнуть при совершении преступления международной террористической организацией либо в случае поддержки действий террористов третьим государством.
Таким образом, по нашему мнению, под международным терроризмом следует понимать осуществляемую на территории нескольких государств деятельность террористической организации, направленную на достижение политических целей, заключающуюся в совершении (угрозе совершения) общественно опасных деяний в отношении жизни, здоровья, прав и законных интересов субъектов для принуждения государства или международной организации к принятию требуемых террористами решений, а равно любые виды соучастия в такой деятельности.
Вопрос об ответственности за международный терроризм тесно связан с местом данного преступления в системе преступлений в международном праве. Традиционно все преступления делятся на следующие: 1) преступления, ответственность за которые предусмотрена нормами общего международного права;
2) конвенционные преступления (т. е. ответственность за которые предусмотрена нормами специальных конвенций)7. К последним относится и международный терроризм. В то же
7 Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 112.
время существует предложение отнести международный терроризм к преступлениям по международному праву8. Такими преступлениями являются деяния, ответственность за которые не зависит от норм внутригосударственного права. К ним относятся преступления против человечности, геноцид, агрессия, военные преступления, преступления против персонала ООН.
В ходе работ по подготовке Римского статута Международного уголовного суда предпринимались попытки отнести к таким преступлениям и международный терроризм, однако данная идея необходимого количества голосов государств-участников не получила, и международный терроризм в окончательный документ не вошел9. Тем не менее отдельные действия индивидов могут подпадать под другие составы Статута Международного уголовного суда (например, под преступления против человечности).
В последние годы формируется тенденция отнесения международного терроризма к преступлениям по обычному праву. Примером такой тенденции является Решение Апелляционной палаты Специального трибунала по Ливану о применимом праве от 16 февраля 2011 г. В нем указано, что в международном праве сформировалась обычная норма, согласно которой терроризм является международным преступлением. Рассмотренная проблема актуальна при определении круга субъектов, деяния которых могут быть признаны международным терроризмом. Такими субъектами могут быть: физические лица, организации (как локальные, так и транснациональные) и государства. Ответственность индивидов за международные террористические преступления наступает в соответствии с нормами национального законодательства, которые государства - участники международных договоров обязуются принять для борьбы с терроризмом. Как правило, такими договорами устанавливается универсальный принцип ответственности, т. е. любое государство, обнаружившее на своей территории лицо, подозревающееся в совершении террористических преступлений, даже если они совершены не на его террито-
8 См., напр.: Саркисян М.А. Международный терроризм как преступление по международному праву : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 12-13.
9 Иванов Э.А. Ответственность международных террористических организаций. С. 53.
рии, вправе привлекать данное лицо к установленной законами этого государства ответст-
венности10.
В случае если террористические преступления совершаются в ходе вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера, в некоторых случаях также возможна ответственность в соответствии с нормами международного гуманитарного права. Механизмов признания организации террористической в международном праве пока не существует. Такое признание осуществляют пока лишь национальные суды госу-дарств11. Ответственность юридических лиц за террористические преступления также возможна. Согласно Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма государства-участники принимают необходимые меры для привлечения юридических лиц к уголовной, административной или гражданской ответственности в случае совершения этой организацией преступлений, предусмотренных данной конвенцией. Ответственность таких организаций наступает без ущерба для уголовной ответственности физических лиц, ответственных за совершение данного преступления.
В целях усиления мер противодействия терроризму, по нашему мнению, право признать организацию террористической должно быть закреплено и за международными органами. Тем более, что такой опыт уже имеется: Нюрнбергским трибуналом нацистское правительство Германии, Генеральный штаб, гестапо, НСДАП, СД, СС, СА были признаны преступными. Рядом резолюций Совета Безопасности ООН были предусмотрены санкции в отношении Аль-Каиды и движения Талибан, причем без присвоения их поведения какому-либо государству12.
Отсутствие международно-правового регулирования ответственности международных террористических организаций, на наш взгляд, является серьезным недостатком современного международного уголовного права. Такие ор-
10 См., напр.: Статья 6 Европейской конвенции о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.).
11 Воспользовавшись таким правом, Верховный Суд РФ признал Исламское государство и Джебхат ан-Нусру террористическими организациями и запретил их деятельность на территории РФ (см.: Решение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. по делу № АКПИ14-1424С // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.08.2017)).
12 Иванов Э.А. Ответственность международных террори-
стических организаций. С. 57.
ганизации часто действуют независимо от государств, имеют свои экономические и политические интересы, обладают ресурсами, которые позволяют им совершать террористические акты практически в любом государстве мира, могут в некоторых случаях влиять на принятие государствами решений. В некоторых случаях сила таких организаций сравнима с силой отдельных государств, что и подтверждается действиями Исламского государства в Сирии.
До тех пор, пока международная террористическая организация не является субъектом международно-правовой ответственности, нельзя говорить о самообороне государств от таких организаций, предусмотренной ст. 51 Устава ООН только в отношении других государств. В то же время доктрина ряда стран, предусматривающая возможность превентивной самообороны (доктрина Буша) и молчаливая реакция мирового сообщества показывают, что данную норму следует толковать расширительно. Указанную возможность подтвердил и Совет Безопасности ООН в резолюции 1373. Такой подход справедливо критикуется в литературе13.
Государство не является субъектом рассматриваемого преступления. В то же время в науке выделяются случаи, когда государства может оказывать содействие международной террористической организации, в таких случаях они несут ответственность по международному праву14. Случаями участия государства в деятельности международных террористических организаций являются: 1) использование международных террористических организаций как метод ведения войны; 2) активная поддержка террористических организаций; 3) пассивная поддержка террористических организаций.
В первом случае государство осуществляет контроль над такой организацией и руководит ее действиями. Действия террористической организации здесь используются для тайного ведения войны. Существует мнение, что современный международный терроризм является «скрытой войной одних государств, их
13 См.: Мардоян А.В. Терроризм как международное преступление. С. 9-10, 13.
14 См., напр.: Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2005. С. 437 ; Ковалев А.А. Терроризм и международное право // Актуальные проблемы Европы. 2003. № 1. С. 121.
политических или религиозных сил с другими государствами, их политическими силами и ре-лигией»15. Возможна также ситуация, когда государство признает деятельность террористической организации в качестве собственного поведения. Такие деяния иногда именуют в литературе как «государственный терро-ризм»16. В обоих случаях государство будет нести ответственность за агрессию в соответствии с п. ст. 3 Резолюции ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г. Кроме того, ряд таких нарушений уже квалифицирован соответствующими конвенциями, возбраняющими использование наемников, осущест-
17
вление геноцида, апартеида .
Активная государственная поддержка террористической организации заключается в совершении государством действий, которые непосредственно способствуют деятельности террористических организаций. Прямого контроля над террористической организацией государство не имеет. Поддержка может заключаться в виде военной помощи (подготовка боевиков, поставки вооружений), финансировании терроризма, предоставлении информации, оказании помощи в проникновении на территорию, где предполагается совершить террористические акты, оказании помощи в вербовке новых сторонников и др. Оказывая поддержку террористам, государства могут быть заинтересованы в дестабилизации ситуации в регионе, получении финансовой выгоды от продажи оружия, иными словами, решают чужими руками свои задачи и избегают ответственности по международному праву.
Пассивная поддержка заключается в бездействии государств по отношению к терроризму и, таким образом, в способствовании террористической деятельности. Государство имеет все возможности пресечь деятельность международной террористической организации на своей территории, однако в силу ряда причин этого не делает; не признает организацию террористической, отказывает в выдаче ее
15 Алибеков М.Г. Национальная безопасность России и противодействие международному терроризму : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. С. 12-13.
16 Меретуков Г.М., Стяжкин Ю.А. Правовые основы противодействия международному терроризму // Общество и право. Краснодар, 2006. № 4 (14). С. 76.
17 Прокофьев Н.В. Многосторонние международные договоры в сфере борьбы с международным терроризмом. Проблемы эффективности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 20.
членов. Причинами могут быть желание государства привлечь криминальные инвестиции других государств, поддержка частью населения, симпатизирующей террористической организации, боязнь социальных потрясений в случае активизации борьбы с терроризмом и др.
Вопрос об ответственности государств, поддерживающих террористические организации, остается открытым. Действующее международное право не содержит каких-либо оснований для привлечения таких стран к ответственности. Отсюда и возникают концепции
применения права на превентивную самооборону против государств, поддерживающих терроризм. Для установления такой ответственности требуется принятие универсальной конвенции о борьбе с международным терроризмом, признание его преступлением по обычному праву, признание международной организации субъектом международной ответственности. Только в таком случае будет возможно в полной мере реализовать полномочия Совета Безопасности ООН, указанные в ст. 40, 41 Устава ООН.
Библиографический список
1. Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS N 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.) // СПС «Гарант».
2. Решение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. по делу № АКПИ14-1424С // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.08.2017).
3. Алибеков, М.Г. Национальная безопасность России и противодействие международному терроризму : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2011.
4. Иванов, Э.А. Ответственность международных террористических организаций. - М., 2013.
5. Иногамова-Хегай, Л.В. Международное уголовное право // Полный курс уголовного права / под ред. А.И. Коробеева. - СПб., 2008. - Т. 5.
6. Ковалев, А.А. Терроризм и международное право // Актуальные проблемы Европы. -2003. - № 1.
7. Кочои, С.М. Борьба с терроризмом и международное право // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 2.
8. Кочои, С.М. Терроризм в международном уголовном праве // LEXRUSSICA (Научные труды МГЮА). - М., 2005. - № 2.
9. Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть. - М., 2005.
10. Лукашук, И.И. Международное уголовное право / И.И. Лукашук, А.В. Наумов. - М., 1999.
11. Мардоян, А.В. Терроризм как международное преступление : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007.
12. Меретуков, Г.М. Правовые основы противодействия международному терроризму / Г.М. Меретуков, Ю.А. Стяжкин // Общество и право. - Краснодар, 2006. - № 4 (14).
13. Прокофьев, Н.В. Многосторонние международные договоры в сфере борьбы с международным терроризмом. Проблемы эффективности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.
14. Саркисян, М.А. Международный терроризм как преступление по международному праву : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.