Научная статья на тему 'БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / БОЕПРИПАСЫ / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / ВЗРЫВНЫЕ УСТРОЙСТВА / УЖЕСТОЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ / WEAPONS / AMMUNITION / EXPLOSIVES / EXPLOSIVE DEVICES / PENALTIES / PROBLEMS / CAUSES AND CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шувалов Н.В., Горелов М.Г.

В статье рассматривается современное состояние борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также причины и условия, которые способствуют совершению таких преступлений. Приведены статистические данные и другие показатели, характеризующие результаты работы следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел в данном направлении деятельности; алгоритмы необходимых организационных, тактических и стратегических мероприятий, направленных на эффективную работу органов внутренних дел в названной сфере, а также отмечено взаимодействие подразделений МВД России с другими правоохранительными органами. Проанализированы и определены проблемы, которые мешают в борьбе с деяниями указанного вида. Предложены конкретные меры по внесению изменений и дополнений в нормы Уголовно-процессуального, Уголовного кодекса и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также дополнения в отдельные нормы ряда федеральных законов, направленные на совершенствование борьбы с преступностью в рассматриваемой области. Кроме того, обоснована необходимость ужесточения наказания за преступления в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шувалов Н.В., Горелов М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING ILLEGAL TRAFFICKING OF WEAPONS, AMMUNITION, EXPLOSIVES AND EXPLOSIVE DEVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND PROSPECTS

The article discusses the current state of the fight against crimes in the field of illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices, as well as the causes and conditions that contribute to their commission. Statistical data and other indicators characterizing the results of the investigative and operational units of the internal affairs bodies in this area of activity are provided. Algorithms of the necessary organizational, tactical and strategic measures aimed at the effective work of the internal affairs bodies in this area are presented, and the interaction of the Russian Ministry of Internal Affairs units with other law enforcement agencies is noted. The problems that interfere in the fight against acts of this kind are analyzed and identified. Concrete measures are proposed for introducing amendments and addenda to the norms of the Criminal Procedure Code, the Criminal Code and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, as well as additions to certain norms of a number of Federal Laws aimed at improving the fight against crimes in this area. In addition, it substantiates the need to toughen the punishment for crimes in the field of illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 343.9 DOI 10.25724/VAMVD.LMNO

ББК 67.515

Н. В. Шувалов, М. Г. Горелов

БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ

И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматривается современное состояние борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также причины и условия, которые способствуют совершению таких преступлений. Приведены статистические данные и другие показатели, характеризующие результаты работы следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел в данном направлении деятельности; алгоритмы необходимых организационных, тактических и стратегических мероприятий, направленных на эффективную работу органов внутренних дел в названной сфере, а также отмечено взаимодействие подразделений МВД России с другими правоохранительными органами. Проанализированы и определены проблемы, которые мешают в борьбе с деяниями указанного вида. Предложены конкретные меры по внесению изменений и дополнений в нормы Уголовно-процессуального, Уголовного кодекса и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также дополнения в отдельные нормы ряда федеральных законов, направленные на совершенствование борьбы с преступностью в рассматриваемой области. Кроме того, обоснована необходимость ужесточения наказания за преступления в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Ключевые слова: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, ужесточение наказания, проблемы, причины и условия.

N. V. Shuvalov, M. G. Gorelov

COMBATING ILLEGAL TRAFFICKING OF WEAPONS, AMMUNITION, EXPLOSIVES

AND EXPLOSIVE DEVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND PROSPECTS

The article discusses the current state of the fight against crimes in the field of illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices, as well as the causes and conditions that contribute to their commission. Statistical data and other indicators characterizing the results of the investigative and operational units of the internal affairs bodies in this area of activity are provided. Algorithms of the necessary organizational, tactical and strategic measures aimed at the effective work of the internal affairs bodies in this area are presented, and the interaction of the Russian Ministry of Internal Affairs units with other law enforcement agencies is noted. The problems that interfere in the fight against acts of this kind are analyzed and identified. Concrete measures are proposed for introducing amendments and addenda to the norms of the Criminal Procedure Code, the Criminal Code and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, as well as additions to certain norms of a number of Federal Laws aimed at improving the fight against crimes in this area. In addition, it substantiates the need to toughen the punishment for crimes in the field of illicit trafficking in weapons, ammunition, explosives and explosive devices.

Key words: weapons, ammunition, explosives, explosive devices, penalties, problems, causes and conditions.

Деятельность органов внутренних дел (далее — ОВД) по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее — ВВ и ВУ) на протяжении последних лет остается одной из приоритетных задач ввиду большой распространенности этих преступлений, опасности их последствий для обще-

ственной и личной безопасности граждан, национальной безопасности государства. Это подтверждают статистические показатели. В I полугодии 2019 г. в Российской Федерации зарегистрировано 16 479 преступлений в сфере незаконного оборота оружия, ВВ и ВУ и 2 966 преступлений, совершенных с применением оружия; также возросло количество преступлений, предусмотренных ст. 223 Уголовного

кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) (+5,6 %), ст. 222 УК РФ (+2,6 %).

Наблюдается прирост приостановленных производством на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 223, 226 и 226.1 УК РФ (+3,3; 12,7 и 1,6 % соответственно) [1].

Негативные тенденции отмечаются в динамике раскрытия наиболее распространенных видов преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ.

Проведенный анализ деятельности органов следствия в системе МВД России по рассматриваемому направлению деятельности показал, что в ходе расследования уголовных дел данной категории с целью установления каналов поступления огнестрельного (газового) оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в незаконный оборот по номерам и маркировке изъятого вооружения во всех случаях следователи направляют запросы на заводы-изготовители оружия, в воинские части и отделения лицензионно-разрешительной работы. Изъятое оружие при наличии номеров и маркировки проверяется по учетам региональных ИЦ и ГИАЦ МВД России (АИПС «Оружие»). С целью установления лиц, совершивших преступления, следователи территориальных органов направляют поручения в органы дознания, в которых указываются мероприятия, подлежащие выполнению. Ответы на поручения поступают в следственные подразделения в установленный законом срок.

Проблем с назначением и проведением судебных криминалистических экспертиз, определением экспертного учреждения, в том числе не входящего в структуру МВД России, в ходе мониторинга не выявлено.

Вместе с тем в работе территориальных органов по расследованию преступлений данной категории имеются определенные недостатки, связанные прежде всего с непринятием мер по установлению источников поступления в незаконный оборот оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ промышленного производства (предприятия оборонного комплекса, воинские части, контрабанда и т. д.). Как правило, следователи и оперативные сотрудники, сопровождающие уголовное дело, фокусируют свое внимание непосредственно на конечном потребителе, у которого изъят запрещенный к обороту предмет, не проводя мероприятий по установлению всей криминальной цепочки. Таким образом, канал поступления оружия фактически не пресекается.

Факторами, способствующими незаконному обороту оружия, ВВ и ВУ, помимо социально-экономических причин и условий, прежде всего

являются ведомственная разобщенность правоохранительных и контролирующих органов, неэффективная государственная система учета и контроля за оборотом оружия в стране.

В условиях постоянно развивающегося рынка компьютерной продукции и совершенствования сети Интернет значительно облегчается получение информации, связанной с технологией самостоятельного изготовления оружия, боеприпасов, ВУ, ВВ. В настоящее время практически для любого пользователя доступны поисковые системы Yandex, Rambler, Google и т. д., на которых свободно размещаются сведения подобного рода, где подробно описываются технологии изготовления устройств, используя которые, по нашему мнению, можно изготовить ВВ. Однако уголовная ответственность за распространение в сети Интернет подобной информации в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Кроме того, недостатки законодательного плана, организации и учета легального оборота оружия, лицензионно-разрешительной системы по-прежнему позволяют лицам, имеющим специальные познания в области изготовления, переделки и ремонта огнестрельного оружия и боеприпасов и необходимые для этого инструменты, восстанавливать боевые свойства деактивированного, т. е. находящегося в легальном обороте, оружия; или же за счет внесения незначительных изменений в конструкцию переделывать газовое, пневматическое, сигнальное и другое оружие и боеприпасы к нему в боевое. Недостающие запасные части к боевому стрелковому оружию также легально приобретаются через сеть Интернет.

Несмотря на сформировавшуюся в ОВД практику расследования уголовных дел по фактам незаконного оборота оружия, с учетом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» [2], сохраняется неоднозначный подход к квалификации и оценке общественной опасности деяний, связанных с незаконным оборотом боеприпасов к огнестрельному оружию и взрывчатых ВВ, содержащих очевидные признаки преступления. В частности, законодательно не определены конкретные количественные и весовые критерии, определяющие малозначительность противоправного деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Так, дознанием одного из ОВД возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ в отношении гр. С.,

который в течение полугода до момента изъятия в ходе обыска по месту его жительства хранил один патрон, являющийся боеприпасом для охотничьего нарезного огнестрельного оружия. В ходе предварительного расследования установлено, что в его действиях отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, так как в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, так как данное деяние с учетом его объективной стороны, мотивов и цели не только не причинило, но в силу своего содержания и направленности не могло причинить вреда охраняемым уголовным законом интересам. Уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Данное решение проверено надзирающим прокурором и признано законным.

В другом регионе прокурором в связи с малозначительностью деяния отменено постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 222 УК РФ в отношении лица, у которого изъято 14 патронов. По данному факту, после отмены, дознавателем принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с малозначительностью деяния.

В то же время уголовные дела, возбужденные подразделениями дознания в ряде других регионов по фактам приобретения и хранения боевых патронов, в связи с малозначительностью деяния прекращаются судами [3].

Таким образом, складывающаяся правоприменительная практика свидетельствует об отсутствии единого подхода к применению положений ч. 2 ст. 14 УК РФ к преступлениям данной категории.

В целях предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота оружия проводится мониторинг сети Интернет для выявления сайтов и лиц, размещающих информацию о технологии изготовления самодельных ВУ из доступных компонентов, а также о способах переделки газового, травматического, спортивно-охотничьего оружия для стрельбы боевыми патронами и занимающихся незаконным сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что коммерческими организациями, в том числе с формой государственного контроля, на фоне возрастающего спроса увеличивается производство списанного оружия, которое впоследствии приобретает криминальный характер путем его модернизации в боевые аналоги.

Такая востребованность списанного оружия в криминальной среде обусловлена облегченной методикой восстановления боевых свойств оружия, при этом цена его на 50 % ниже стоимости аналогичного штатного образца.

Проведенными правоохранительными органами в период 2013—2018 гг. профилактическими мероприятиями из незаконного оборота изъято свыше 11 тыс. единиц огнестрельного оружия, из них порядка 80 % относится к категории списанного оружия, переоборудованного в боевые аналоги. Ликвидировано более 440 подпольных мастерских по восстановлению боевых свойств списанного оружия.

Наглядная демонстрация негативной динамики увеличения модернизированного оружия связана с экономической привлекательностью нелегального рынка в рассматриваемой сфере и преследует основную цель извлечения максимальной прибыли от реализации указанной продукции.

В связи с этим предлагалось и предлагается внести в Федеральный закон «Об оружии» изменения, в соответствии с которыми будет запрещено:

1. Изменение в нарушение законодательства Российской Федерации тактико-технических характеристик и свойств оружия и патронов к нему, в результате которых оно становится запрещенным к обороту на территории Российской Федерации. Указанный запрет не будет распространяться на случаи совершения с оружием разрешенных действий, например, по самостоятельному снаряжению патронов, ремонту и замене комплектующих деталей огнестрельного оружия, за исключением его основных частей, производимых владельцами этого оружия самостоятельно в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона «Об оружии».

2. Хранение принадлежащего юридическим лицам (за исключением государственных военизированных организаций) оружия в помещениях, не оборудованных охранной сигнализацией с выводом на пульт охраны организаций, занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью; принадлежащего гражданам огнестрельного оружия в количестве более пяти единиц. Указанный запрет на практике реализуется в соответствии с обязательными требованиями, установленными подзаконным нормативным правовым актом.

И наоборот, юридическим лицам с особыми уставными задачами предоставляется право использовать боевое ручное стрелковое оружие при выполнении возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Имеется необходимость законодательно закрепить право приобретения оружия в безлицензион-

ном порядке организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере оборота оружия, но при этом не имеющими статуса государственной военизированной организации.

Сведения об оружии и патронах, контроль за оборотом которых осуществляется органами Росгвар-дии, будут учитываться в государственной информационной системе, оператором которой будет названная федеральная служба.

В целях противодействия незаконному обороту огнестрельного оружия предполагается установить обязанность граждан и организаций уведомлять Росгвардию о приобретении и наличии у них на праве собственности списанного оружия для его регистрации.

Кроме того, в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» включено мероприятие, предусматривающее создание в 2019—2021 гг. системы контроля оборота огнестрельного оружия и управления охранными услугами на базе отечественных технологий для обработки больших массивов данных.

Реализация мероприятия направлена на создание единого информационного пространства всех участников сферы оборота оружия и обеспечит возможность единого электронного документооборота по учету оборота оружия и электронного взаимодействия граждан, организаций и органов государственной власти при осуществлении контроля производства, хранения, перемещения, купли-продажи и утилизации оружия.

В целях формирования механизма информирования должностных лиц Росгвардии о наличии у конкретного гражданина медицинских противопоказаний к владению оружием устанавливаются правовые основания для предоставления организациями здравоохранения Росгвардии и ее территориальным органам сведений о наличии у владельца оружия заболевания, при котором противопоказано владение оружием, в случае, когда такие данные влияют на принятие юридически значимых решений в рамках федерального государственного контроля за оборотом оружия.

Предлагаемое изменение обусловлено тем, что наличие у гражданина медицинских противопоказаний к владению оружием представляет собой юридический факт, свидетельствующий о нарушении законодательства Российской Федерации, влекущий угрозу общественной безопасности.

В настоящее время прорабатываются дополнительные основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам Российской Федерации.

О высокой степени общественной опасности противоправных деяний, совершенных в состоянии опьянения с применением оружия, свидетельствуют статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о количестве лиц, совершивших в 2016 г. с применением оружия одно из наиболее распространенных преступлений — хулиганство (ст. 213 УК РФ).

Так, в 2016 г. хулиганство с применением оружия всего совершило 694 лица, из которых 458 — в состоянии опьянения (66 % преступлений).

Учитывая, что всего в 2016 г. за хулиганство было осуждено 984 лица, можно сделать вывод о том, что практически половина названных преступлений была совершена лицами, находящимися в состоянии опьянения, с применением оружия.

Данная тенденция сохранилась и в последующие годы.

В связи с изложенным лицензию на приобретение оружия предлагается не выдавать гражданам Российской Федерации:

— два или более раза осужденным за совершение преступления; в отношении которых осуществляется уголовное преследование; не давшим своего письменного согласия на предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган сведений о наличии у него заболевания, при котором противопоказано владение оружием, в период действия выданных ему в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» лицензий и разрешений;

— подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а также за невыполнение гражданами Российской Федерации, являющимися водителями транспортных средств, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Вводимые ограничения направлены в том числе на предупреждение и предотвращение случаев совершения лицами, находящимися в состоянии опьянения, преступлений с применением оружия, являющегося источником повышенной опасности, которые могут повлечь причинение значительного вреда жизни и здоровью граждан.

Кроме того, нововведения позволят повысить профилактическую составляющую мер административной ответственности.

Устанавливается однозначный запрет на хранение, ношение и использование гражданами оружия, срок действия разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение которого истек, а также не зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе оружия, если такая регистрация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Основания для аннулирования лицензий и разрешений в целях приведения их наименований в соответствие с видами выдаваемых Росгвардией разрешительных документов, введения дополнительного основания для их аннулирования в связи с отказом предоставления доступа должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, к местам хранения оружия для проверки условий его хранения, а также отказа представления оружия для осмотра требуют своего уточнения.

Предполагается установить дополнительные основания для изъятия оружия и патронов, корреспондирующие основаниям для отказа и аннулирования разрешительных документов.

В целях реализации вышеуказанных норм в настоящее время потребуется внесение изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:

— в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения из сферы его действия, наряду с федеральным государственным контролем (надзором) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и федеральным государственным контролем (надзором) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, других видов федерального государственного контроля, в связи с повышенной общественной опасностью объектов государственного контроля, принципиальным условием осуществления которого является внезапность и оперативность проведения проверочных мероприятий;

— в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в связи с необходимостью проведения непосредственно сотрудником Росгвардии или его территориального органа собеседования с соискателем лицензии

либо разрешения в целях установления достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений.

Принятие вышеуказанных мер будет способствовать снижению количества преступлений и правонарушений в сфере оборота оружия, преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием оружия, в том числе влекущих за собой причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевших лиц, а также предупреждению поступления оружия в незаконный оборот.

В целом реализация предусмотренных законодательных мер позволит:

— снизить количество случаев утраты оружия;

— повысить законопослушность владельцев оружия;

— повысить уровень общественной безопасности и эффективность принимаемых к правонарушителям мер;

— обеспечить своевременное изъятие оружия у граждан, допускающих грубые нарушения порядка его оборота;

— устранить неопределенность правоприменения при выявлении фактов нарушения установленных законодательством Российской Федерации запретов в сфере оборота оружия.

Вместе с тем в настоящее время предполагается внесение изменений в УК РФ и ст. 150 и 151 УПК РФ, направленных на повышение уровня защиты охраняемых уголовным законом прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, его основных частей, боеприпасов, ВВ и ВУ.

Согласно статистическим данным МВД России и ФСБ России в 2015—2018 гг. правоохранительными органами и органами безопасности из незаконного оборота изъято свыше 500 тыс. единиц огнестрельного оружия, 2,5 млн боеприпасов, 25 тыс. ВУ, около 6,5 тонн ВВ, выявлено и ликвидировано более 500 подпольных мастерских по изготовлению, переделке оружия, изготовлению ВВ и ВУ, а также боеприпасов. Зарегистрировано свыше 100 тыс. преступлений, квалифицированных по ст. 222, 222.1, 223, 223.1 УК РФ.

Фиксируется рост нелегального распространения огнестрельного оружия, изготовленного путем переделки из гражданского оружия: сигнального, газового, ограниченного поражения, списанного (охолощенного или учебного). Более 60 % изъятого в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий оружия является гражданским, переоборудованным в боевые аналоги. За совершение таких деяний законопроектом предлагается установить уголовную ответственность.

Анализ поступающей информации свидетельствует об образовании новой устойчивой методики обезличенного, массового и неконтролируемого распространения предметов вооружения по всей территории Российской Федерации с использованием сети Интернет, что представляет потенциальную угрозу национальной безопасности. Практически 70 % зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершено с использованием интернет-ресурсов, что обусловлено возможностью дистанционно и анонимно координировать незаконные операции, в том числе из-за рубежа.

В связи с этим предлагается рассматривать использование сети Интернет при совершении указанных преступлений как квалифицирующий признак.

В условиях неснижающегося спроса на оружие и боеприпасы преступники зачастую готовы пренебречь наказанием в виде незначительного лишения свободы, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, за сбыт огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов. При этом сбыт огнестрельного оружия, в отличие от приобретения, передачи, хранения, перевозки и ношения, характеризуется повышенной степенью общественной опасности и способствует нелегальному распространению оружия.

Вследствие этого состав преступления в форме сбыта огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему предлагается квалифицировать как тяжкое преступление, выделив его в отдельную ч. 2 ст. 222 УК РФ.

МВД России в последние годы фиксирует значительный спрос на пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж (более 50 тыс. единиц в месяц). Для приобретения данного вида оружия не требуется получения соответствующей лицензии. Вместе с тем интерес отдельных граждан к нему в большей степени обусловлен возможностью внесения относительно несложных механических изменений, позволяющих в десятки раз повысить его поражающие свойства до значений, сравнимых с характеристиками огнестрельного

оружия. Только в 2018 г. зафиксировано более 350 случаев противоправного применения пневматического оружия в отношении граждан, их имущества, а также животных. Примерно в половине случаев фиксировалось применение пневматического оружия с дульной энергией свыше 25 Дж. Однако лишь в 42 случаях виновные лица были привлечены к уголовной ответственности по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ [4].

В настоящее время за незаконные изготовление и продажу пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж предусмотрена лишь административная ответственность в виде незначительного штрафа, не оказывающая должного воздействия на правонарушителей.

Необходимо ввести уголовную ответственность за незаконное изготовление или сбыт такого оружия, при этом одновременно внести изменения и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия, предусматривающие соответствующие корреспондирующие изменения.

Предлагаем также усилить меры наказания, предусмотренные ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, переведя их в категорию особо тяжких. Ужесточение уголовной ответственности окажет существенное превентивное воздействие на потенциальных преступников, позволит сократить число подпольных мастерских по изготовлению ВВ и ВУ и, как следствие, минимизировать их поступление в незаконный оборот в интересах террористических, экстремистских и националистических организаций, а также преступных сообществ.

Принятие указанных мер законодательного характера предоставит правоохранительным органам дополнительные возможности для противодействия терроризму, экстремизму, а также организованной преступности, существенно сократит количество оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, находящихся в незаконном обороте, значительно повысит эффективность превентивной функции УК РФ и укрепит общественный порядок.

1. Официальный сайт МВД РФ. URL: www.mvd.ru (дата обращения: 15.10.2019).

2. О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1. The official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: www.mvd.ru. Accessed: 15 October 2019.

2. Judicial practice in cases of theft, extortion and illicit trafficking of weapons, ammunition, explosives and explosive devices: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of March 12, 2002 No. 5. Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

3. URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 09.09.2019).

4. URL: http://mvd.ru (дата обращения: 19.09.2019).

© Шувалов Н. В., Горелов М. Г., 2019

Шувалов Николай Васильевич,

профессор кафедры предварительного расследования учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; 8-919-549-13-50

Горелов Максим Григорьевич,

старший следователь по особо важным делам 2 отдела КМУ Следственного департамента МВД России; 8-916-004-46-24

3. URL: http://genproc.gov.ru. Accessed: 9 September 2019.

4. URL: http://mvd.ru. Accessed: 19 September 2019.

© Shuvalov N. V., Gorelov M. G., 2019

Shuvalov Nikolay Vasilievich,

professor at the department

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of preliminary investigation

of the training and scientific complex

of the preliminary investigation

in the law-enforcement bodies

of the Volgograd Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences, docent;

8-919-549-13-50

Gorelov Maxim Grigorievich,

senior investigator for particularly important cases of the II division of the control and methodological directorate of the Investigative department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; 8-916-004-46-24

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.