УДК 343
ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ ЛЕВЧЕНКО,
кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»;
ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА ТКАЧ,
старший научный сотрудник научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»
БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Проанализирована деятельность органов внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, выявлены основные проблемы и сформулированы предложения по их решению.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, правоприменительная практика, проблемы в сфере выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, пути решения.
O. P. Levchenko, Candidate of Juridical Sciences, Head of Research Center, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; e-mail: opikni_amvd@mvd. ru, tel.: 8 (499) 745-81-48;
E. V. Tkach, Senior Researcher of the Research Center, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (499) 745-81-48.
Combating the illegal circulation of arms, ammunition and explosives: current status and prospects.
The article analyzes the activities of the internal affairs bodies in combating the illegal circulation of arms, ammunition and explosives, identified the main problems and formulated proposals for their solution.
Key words: illegal circulation of arms, ammunition, explosives, law enforcement practice, problems in the detection and disclosure of crimes related to illegal trafficking in firearms, ammunition and explosives, solutions.
Изучение правоприменительной практики своей деятельности оружие, боеприпасы, взрыв-
органов внутренних дел свидетельствует [3; 5] о чатые вещества (Министерство обороны Россий-
том, что, несмотря на предпринимаемые меры, в ской Федерации (далее - Минобороны России),
России длительное время не удается снизить ко- Министерство внутренних дел Российской Феде-
личество преступлений, связанных с незаконным рации (далее - МВД России), Федеральная служ-
оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых ве- ба безопасности (далее - ФСБ России) и т. д.); с
ществ. предприятий, занимающихся разработкой и про-
Согласно статистическим сведениям ГИАЦ изводством оружия, боеприпасов, взрывчатых
МВД России [4] ежегодно в нашей стране реги- веществ; предприятий, производящих работы с
стрируется около 26-30 тыс. преступлений, свя- применением взрывчатых веществ или их компо-
занных с незаконным оборотом оружия, боепри- нентов; иных объектов, на которых производятся,
пасов, взрывчатых веществ. При этом изымается хранятся или используются оружие, боеприпасы,
10-11 тыс. ед. оружия, в том числе огнестрельно- взрывчатые вещества;
го - примерно 9 тыс. и холодного - около 1,5 тыс., несанкционированные раскопки в местах ве-
а также примерно 500 тыс. ед. боеприпасов и око- дения боевых действий времен Великой Отече-
ло 1 тыс. кг взрывчатых веществ. ственной войны. Особенно это касается таких рай-
В настоящее время основными источниками онов, как Брянская, Калининградская, Липецкая,
поступления оружия, боеприпасов, взрывчатых Мурманская области и др. Зачастую обнаружен-
веществ в незаконный оборот являются: ные в ходе таких раскопок оружие и боеприпасы
хищения из подразделений федеральных ор- (после чистки и специальной обработки), взрывча-
ганов исполнительной власти, использующих в тые вещества пригодны для использования;
кустарное производство, переделка оружия, в том числе под стрельбу боевыми патронами, осуществляемые специалистами-оружейниками, оставшимися без работы в результате конверсии оборонной промышленности. К тому же существенное ослабление системы охраны ряда заводов-изготовителей огнестрельного оружия открыло возможности для хищения с их территории частей или заготовок частей огнестрельного оружия.
Кроме того, как показывает практика, все чаще преступники используют интернет-ресурсы для покупки комплектующих и запасных частей к оружию, получения информации о технологии переделки газового и травматического оружия для стрельбы боевыми патронами, а также об изготовлении самодельных взрывных устройств из компонентов, находящихся в свободной продаже (подробную информацию о самодельном изготовлении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ можно найти на различных интернет-сайтах, например, «Военная археология», «Охота», «Пироманьяки», «Пиромания» «Р^ек.т^» и т. п., а также на сайтах экстремистской направленности «РНЕ», «Nazbol.ru», «Сопротивление», «Барка-шовцы» и др.);
хищения оружия и боеприпасов у физических лиц. Например, в 2011 г в Омской области около 80 % похищенного огнестрельного оружия - это оружие, которое ненадлежащим образом хранилось в частном владении;
ввоз оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ из зон боевых действий: Чечни, Дагестана, Украины и др. Например, по информации ГУ МВД России по Ростовской области, в связи с военным конфликтом в Украине и относительной прозрачностью границы значительно увеличилось количество оружия и боеприпасов, незаконно перемещаемых в Ростовскую область;
присвоение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, доставшихся «по наследству» от умерших родственников, близких или знакомых.
Поставщиками оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ на нелегальный рынок являются организованные группы и преступные сообщества; отдельные лица, систематически занимающиеся изготовлением, хищениями, скупкой, перевозкой, продажей и другими элементами незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; лица, в силу своей профессии имеющие доступ к оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам; лица, случайно или эпизодически совершающие действия, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатки.
Предметом преступного оборота являются оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества как промышленного, так и самодельного изготовления. Например, в Забайкальском крае в 2014 г. изъято 3 514 ед. оружия, из них самодельного -250 ед., в Красноярском крае в 2013 г. изъято 29,7 кг взрывчатых веществ, в том числе промышленного производства - 8,2 кг, самодельного изготовления - 21,5 кг.
Наиболее часто изымаются гладкоствольные охотничьи ружья, затем - нарезное оружие и боеприпасы к ним. Из самодельного оружия - обрезы гладкоствольных охотничьих ружей; самодельное нарезное оружие; оружие ограниченного поражения (газовое и травматическое), переделанное под стрельбу боевыми патронами. Например, в Республике Татарстан в 2014 г. из незаконного оборота изъята 181 ед. огнестрельного оружия, в том числе: 59 обрезов охотничьих ружей, 55 ед. самодельного оружия, 31 охотничье ружье, 18 пистолетов, 14 винтовок, 2 автомата, 2 пистолета-пулемета, 30 гранат, 6755 патронов. Изъятие в основном гладкоствольных охотничьих ружей и обрезов гладкоствольных охотничьих ружей обусловлено распространенностью среди населения занятия охотой. Иная ситуация складывается в районах Кавказа, где основным видом изымаемого оружия является нарезное, что связано с деятельностью в указанном регионе незаконных вооруженных формирований.
К наиболее распространенным типам изъятых из незаконного оборота взрывчатых веществ относятся метательные взрывчатые вещества (пороха), взрывчатые вещества промышленного назначения (тротил, гексоген, часто в виде шашек), пиротехнические составы, самодельные взрывчатые вещества (часто на основе аммиачной селитры). Например, в 2013 г. сотрудниками органов внутренних дел Ставропольского края из незаконного оборота изъято 18 кг взрывчатых веществ, из них: пороха - 13,5 кг, тротила - 2,8 кг, гексогена - 1,5 кг, аммонита - 58 гр, пластида -44 г. Изъятие в основной массе пороха и троти-ловых шашек обусловлено распространенностью среди населения занятий охотой и рыболовством. Например, в Челябинской области хранение по-рохов, используемых для незаконной охоты или рыбалки, составляет 37 % преступлений рассматриваемого вида.
Наиболее распространены следующие виды незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: незаконное хранение, реализация (попытка реализации), незаконное изготовление, транспортировка, хищение.
Таким образом, очевидно, что незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ без преувеличения следует считать одним из основных катализаторов преступности, так как он создает условия для совершения таких насильственных уголовно наказуемых деяний повышенной общественной опасности, как терроризм, убийства по найму, разбойные нападения и т. д., а также способствует изменению качественных характеристик преступности, которая наряду с криминальным профессионализмом и коррумпированностью приобретает еще одно новое свойство - вооруженность.
В настоящее время ситуация с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ сохраняет неблагоприятные тенденции и будет их сохранять, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Поэтому в современных условиях борьба с такими преступлениями относится к одному из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.
В борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ основная нагрузка ложится на органы внутренних дел, в частности на подразделения уголовного розыска, деятельность которых осуществляется по следующим направлениям.
1. Анализ криминальной ситуации в регионе, который проводится с целью определения направления сосредоточения оперативно-розыскных сил в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, выбора наиболее эффективных средств и методов деятельности по данному направлению работы.
2. Осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, которая включает в себя:
получение оперативно значимой информации с использованием специальных форм и методов;
проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в целях выявления, раскрытия преступлений и последующего оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений по конкретным уголовным делам;
выявление и документирование преступной деятельности лиц, распространяющих в интернет-ресурсах информацию об изготовлении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
работу с лицами, ранее судимыми за аналогичные преступления (в том числе совместно с сотрудниками территориальных подразделений
Федеральной службы исполнения наказаний в местах лишения свободы), а также задержанными за совершение преступлений.
3. Оперативно-розыскное сопровождение расследования уголовных дел, а также судебного разбирательства, необходимость которого обусловлена объективными факторами: следственные и оперативные подразделения наделены различной компетенцией и юрисдикцией, имеют различный уровень технической оснащенности, свои силы, средства и методы в решении правоохранительных задач.
4. Осуществление профилактической работы в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, выражающееся в ежегодном проведении различных оперативно-профилактических и специальных мероприятий и операций (например, «Арсенал»), часто совместно с заинтересованными правоохранительными органами и иными ведомствами.
Несмотря на большой объем проводимой работы, ее результативность, как было отмечено ранее, остается не слишком высокой, что обусловлено наличием ряда нерешенных проблем.
Во-первых, следует вести речь о проблемах, связанных с несовершенством законодательства. Так, законодатель не предусмотрел градацию по объему и количеству оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, когда их незаконный оборот охватывается ч. 1 ст. 222 или ч. 1 ст. 222.1 УК РФ. Это вызывает определенные трудности в правоприменительной практике, поскольку оценка деяния на предмет малозначительности и общественной опасности становится субъективной. В разных регионах России вопрос о минимально необходимом для возбуждения уголовного дела количестве боеприпасов или взрывчатых веществ, изъятых из незаконного оборота, решается по-разному. Например, в Самарской области ряд районных прокуроров не возбуждают уголовные дела при изъятии небольшого количества боеприпасов - от 2 до 5 шт. ввиду малозначительности деяния. В Удмуртской Республике также нет единого мнения районных прокуроров на стадии возбуждения уголовных дел по фактам обнаружения и изъятия пороха, когда его вес составляет 10-50 г.
К тому же при назначении наказания лицо, привлекаемое к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 222 УК РФ, может получить равное наказание за хранение как 10 патронов, так и целого арсенала оружия, а привлекаемое к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ч. 1
ст. 222.1 УК РФ, - как 400 г взрывчатого вещества, так и 50 кг такового.
Существенным просчетом законодателя можно назвать несоответствие меры наказания общественной опасности содеянного. Так, если ч. 1 ст. 218 «Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ» УК РСФСР предусматривала наказание до 8 лет лишения свободы, что положительно влияло на профилактику данного преступления, то ч. 1 ст. 222 УК РФ предусматривает наказание до 4 лет лишения свободы. Таким образом, преступление перешло в категорию средней тяжести, в связи с чем в большинстве случаев преступникам назначается либо условное наказание, либо лишение свободы, не превышающее полутора лет. Например, в Республике Дагестан судебная практика по ст. 222 и 223 УК РФ в 2013 г. показывает, что из 303 осужденных лиц к реальным срокам заключения приговорены 123 преступника, к исправительным работам - 134, к ограничению свободы - 5, к штрафу - 7 лиц.
Имеются проблемы в сфере организационно-структурного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Так, не во всех субъектах Федерации существуют отделения (группы) или специально закрепленные сотрудники, специализирующиеся на выявлении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (на районном и ниже уровнях территориального деления). Как, например, это было реализовано в Омской области, где в структуре областного Управления уголовного розыска в составе отдела по раскрытию преступлений против личности создано отделение по раскрытию преступлений, связанных с оружием и криминальными взрывами, которое специализируется на раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В то же время, например в Управлении уголовного розыска МВД по Республике Калмыкия, подразделения, занимающегося непосредственно работой по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, не имеется, хотя в год там регистрируется около 200 таких преступлений. Данная линия работы закреплена за сотрудником отделения по раскрытию тяжких, особо тяжких преступлений против личности и розыскной работе. Такое рассредоточение усилий сотрудников уголовного розыска приводит к
невозможности полноценного накопления опыта и необходимых знаний (например, знания характерных особенностей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ) для работы в указанной, очень специфической, сфере.
К сожалению, не везде уделяется должное внимание аналитической работе. Например, по информации УМВД России по Рязанской области, во многих территориальных органах внутренних дел области при выработке и проведении мероприятий по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ не учитывается складывающаяся в данной сфере оперативная обстановка. Хотя такой мониторинг, включающий изучение ситуации не только в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, но и по другим видам преступлений, которые могут совершаться с их применением, является необходимым условием выбора наиболее эффективных средств и методов деятельности по данному направлению работы и определения направления сосредоточения оперативно-розыскных сил.
Проблемой является отсутствие специализированных учетов производимого оружия, что не позволяет установить принадлежность изъятого оружия, выпущенного более десяти лет назад (к моменту изъятия), так как срок хранения данной информации на заводах-изготовителях и в воинских частях, осуществляющих распределение и надзор за оборотом оружия в Вооруженных силах Российской Федерации, составляет 10 лет. Кроме того, в связи с отсутствием полных данных заводов-изготовителей (указывается только номер завода-изготовителя и год выпуска) на маркировочных обозначениях боеприпасов установить информацию об изготовлении большинства патронов не представляется возможным. Так, в апреле 2015 г. сотрудниками УУР ГУ МВД России по Красноярскому краю были изъяты: переделанный пистолет марки ИЖ-78-8; патроны в количестве 195 шт. калибра 9 мм к ПМ, 57 патронов калибра 5,6 мм заводов-изготовителей № 188, 539, 38, 270 1979-2010 гг. изготовления. Установить изготовителя и место поставки патронов не представилось возможным.
Необходимо остановиться на проблемах в сфере выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
В организации работы подразделений уголовного розыска продолжает оставаться низким уровень документирования выявленных фактов преступной деятельности. Оперативно-розыск-
ные мероприятия и следственные действия с участием сотрудников уголовного розыска нередко проводятся неумело и поверхностно. Так, в 2013 г. приговором Липецкого районного суда Липецкой области Д. оправдан за отсутствием состава преступления по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 223 УК РФ. Уголовное дело в отношении Д. возбуждено по материалам оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка», результаты которого позволили задокументировать его преступную деятельность - незаконный ремонт в сентябре-октябре 2012 г. ударно-спускового механизма охотничьего ружья ИЖ-58 МА. Доказательства вины Д. признаны судом недопустимыми, так как, по мнению суда, получены в результате провокационных действий со стороны сотрудников полиции. Правильное же применение оперативно-розыскных методов позволяет своевременно выявлять латентные преступления, условия и причины, способствующие совершению преступлений, а также устанавливать лиц, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Проблемой остается и раскрытие преступлений, связанных со сбытом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, например в случае возбуждения уголовных дел о сбыте при обнаружении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ на открытой местности, что делает бесперспективным проведение каких-либо оперативно-розыскных мероприятий по установлению лиц, которым они ранее принадлежали. Такие уголовные дела, как правило, впоследствии приостанавливаются в порядке пп. 1-3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Например, в Оренбургской области подразделения дознания по указанию органов прокуратуры возбуждают изначально бесперспективные уголовные дела в отношении неустановленных лиц при обнаружении оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ на ненаселенных участках местности (в лесополосе, поле, на берегах рек и т.д.), затем приостанавливая их по пп. 1-3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Только в 2014 г. остались нераскрытыми 85 таких преступлений.
Сложности вызывает установление виновных лиц по выделенным в отдельные производства уголовным делам в отношении неустановленных сбытчиков оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ из материалов уголовных дел, возбужденных за их незаконное хранение. В связи с давностью приобретения оружия, боеприпасов, взрывчатки и относительной достоверностью предоставленной информации такие преступления автоматически попадают в разряд крайне
сложных для установления виновных лиц, а значит, пополняют категорию нераскрытых преступлений. Например, в 2011-2013 гг. в Ростовской области выявлено 514 фактов незаконного оборота взрывчатых веществ, при этом возбуждено 84 уголовных дела по ст. 222 УК РФ, по которым лица не установлены.
Проблемой остается раскрытие преступлений по уголовным делам, возбужденным по материалам проверки по фактам незаконного хранения и последующей добровольной выдачи оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Как правило, добровольно выданные боеприпасы и оружие в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел не значатся, а кроме лиц, добровольно выдавших найденное, иных свидетелей и очевидцев установить не представляется возможным. В Оренбургской области имели место случаи возбуждения подразделениями дознания по указанию органов прокуратуры уголовных дел в отношении неустановленных лиц, «сбывших» оружие и боеприпасы лицам, которые на добровольной основе за денежное вознаграждение сдавали их в органы внутренних дел.
Негативно сказываются на деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере и просчеты в организации взаимодействия подразделений уголовного розыска с иными подразделениями органов внутренних дел, органами исполнительной власти.
Следует отметить недостаточный уровень взаимодействия между различными подразделениями органов внутренних дел. В результате происходит снижение участия в выявлении преступлений данного вида подразделений участковых уполномоченных полиции, ГИБДД, патрульно-постовой службы, дублирование выполняемой работы. Например, на территории Алтайского края с 2011 по 2014 г. раскрыто 1 616 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, из них подразделением УР - 793 преступления, УУП - 483, ППС - 46, ГИБДД - 35, УВО - 19, БЭП - 7, ЦПЭ - 3. Особую трудность представляет обмен информацией и проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, причастных к незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, проживающих за пределами региона, как, например, это происходит в Белгородской области.
Невелика эффективность взаимодействия органов внутренних дел с командованием воинских частей Минобороны России по предупреждению поступления оружия, боеприпасов, взрыв-
чатых веществ в незаконный оборот с объектов их хранения, использования и утилизации.
Несмотря на то, что значительное количество оружия, а также большинство взрывчатых веществ и взрывных устройств похищается из воинских частей, а большая численность подразделений Минобороны России (склады хранения вооружения, полигоны, специализированные предприятия по изготовлению, хранению, утилизации, переработке взрывчатых веществ, взрывных устройств и боеприпасов) облегчает получение взрывчатых веществ незаконным путем (например, в Челябинской области утечка взрывчатых веществ из воинских частей и с военных полигонов, где производится уничтожение старых боеприпасов, составляет 52 % преступлений), контакты устанавливаются в основном только после обнаружения уже совершившихся хищений. К тому же часто факты хищений не обнаруживаются в течение продолжительного времени из-за того, что проверки сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ проводятся формально.
При этом зачастую органам внутренних дел проблематично получить необходимую информацию о состоянии учета и сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ для выяснения действительного положения дел и принятия мер по его улучшению. В свою очередь, командованием воинских частей не обеспечивается своевременная постановка похищенного оружия на учет в информационные базы данных МВД России.
Нередко в ходе выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, происходит недопонимание со стороны органов прокуратуры. В частности, поскольку, как было отмечено выше, законодательно не закреплено минимальное количество боеприпасов и взрывчатых веществ для определения наличия в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 или ч. 1 ст. 222.1 УК РФ, позиция органов прокуратуры по вопросу малозначительности и общественной опасности деяния в субъектах Российской Федерации неоднозначна. Например, большинство территориальных органов внутренних дел Ростовской области руководствуются рекомендательным письмом областной прокуратуры 2011 г., согласно которому хранение менее 10 шт. патронов или 100 г пороха является малозначительным деянием, вследствие чего по данным фактам принимаются решения об отказе в возбуждении уголовных дел. А в Оренбургской области существует практика отказа в возбуждении уголовных дел в отношении лиц, у которых было изъято 3 и менее ед. патронов, пригодных для стрельбы.
Проблемой является и позиция прокуратуры, в соответствии с которой уголовное дело не возбуждается в отношении лиц, имеющих лицензию на нарезное оружие, которые без соответствующего разрешения хранят у себя дома порох. Как, например, это происходит в Архангельской области.
Повышенная общественная опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, обусловливает наличие особых требований не только к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников полиции, но и к качеству организации деятельности территориальных органов МВД России. Как на практике, так и в теории возникает необходимость в разработке правовых, организационных и специальных мер по их выявлению, предупреждению и раскрытию, которые должны отвечать следующим требованиям:
научная обоснованность и опора на накопленный практический опыт;
нацеленность на решение практических задач;
ориентированность на достижение не только текущих целей и целей ближайшего будущего, но и на более отдаленную перспективу.
Пути решения имеющихся проблем.
Проблемы, связанные с несовершенством законодательства.
Представляется целесообразным дополнить ст. 222, 222.1, 223, 223.1 и 226 УК РФ квалифицирующим признаком «совершение деяний в крупном размере» и особо квалифицирующим -«совершение преступления в особо крупном размере».
В целях установления единой правоприменительной практики в оценке малозначительности и общественной опасности деяний, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, целесообразно законодательно закрепить минимальное количество боеприпасов и минимальную массу взрывчатого вещества для определения наличия в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, по аналогии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681.
Отсутствие уголовной ответственности за незаконное хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия делает его более доступным и приводит к совершению тяжких преступлений против личности в основном
на бытовой почве. Необходимо на законодательном уровне закрепить постановку на централизованный учет гладкоствольного, травматического, газового оружия путем его отстрела.
Совместно с заинтересованными ведомствами разработать предложения по организации общегосударственной системы учета производства, транспортировки, хранения и применения взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием специальных маркирующих меток.
Кроме того, разработать предложения по маркировке патронов к нарезному оружию с указанием завода-изготовителя, года изготовления и номера партии.
Выйти с инициативой о внесении в законодательные и ведомственные нормативные акты норм, регламентирующих сроки хранения документации на изготовленное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества (не менее 50 лет) на заводах-изготовителях и сведений об их движении в войсковых частях, а также о введении персональной ответственности должностных лиц за нарушения сроков предоставления такой информации.
Проблемы, возникающие в сфере кадрового и информационно-аналитического обеспечения.
Следует рассмотреть возможность создания на уровне МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации специализированных постоянно действующих оперативных групп с участием сотрудников уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, экспертов-криминалистов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, преступлений, совершенных с их применением.
Для приведения информационно-аналитической составляющей процесса выявления и раскрытия преступлений в соответствие с современными условиями целесообразно рассмотреть возможность интеграции различных ведомственных учетов в единый банк данных, касающийся производства, хранения и оборота оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Проблемы в сфере выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
С целью повышения качества и полноты документирования выявленных фактов преступной деятельности в сфере незаконного оборота ору-
жия, боеприпасов, взрывчатых веществ необходимо проведение комплекса таких оперативно-розыскных мероприятий, как «Оперативное внедрение», «Проверочная закупка», «Наблюдение», с использованием аудиовидеозаписы-вающих устройств, с обязательным задействованием сил и средств оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий.
Проблемы в сфере взаимодействия подразделений уголовного розыска с подразделениями и службами органов внутренних дел и иных органов исполнительной власти.
Необходимо наладить систему контроля за качеством и систематичностью проведения совместных проверок мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ с проведением сотрудниками территориальных подразделений ФСБ России мероприятий на территории самого объекта в соответствии с их компетенцией, а сотрудниками уголовного розыска - в отношении военнослужащих и обслуживающего персонала вне территории, по месту их жительства и пребывания.
Низкий уровень взаимодействия органов внутренних дел с командованием воинских частей Минобороны России (большинство взрывчатых веществ и взрывных устройств похищается из воинских частей).
Проблемы в сфере взаимодействия с органами прокуратуры.
Необходимо регулярно проводить рабочие совещания с надзирающими прокурорами с обсуждением проблемных вопросов, возникающих при реализации оперативных материалов, расследовании уголовных дел указанного вида, организационного и методического обеспечения получения доказательств по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
Борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ - это кропотливая повседневная работа всей системы государства и общества. На системный объект необходимо воздействовать системными методами. Главной же задачей остается консолидация усилий по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также перекрытию каналов их контрабанды, ликвидация ведомственной разобщенности.
Только при принятии комплексных мер всеми органами, учреждениями и должностными лица-
ми, заинтересованными в сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, можно добиться успехов в борьбе с их незаконным оборотом и снизить уровень преступлений, совершаемых с их использованием.
Список использованной литературы
1. Об оперативно-розыскной деятельности [Текст] : [Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 33, ст. 3349.
2. Об оружии [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.
3. Организация деятельности органов внутренних дел в области борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ [Текст] : научно-исследовательская работа, выполненная по заявке ГУУР МВД России в 2011-2015 гг - М. : Академия управления МВД России, 2015.
4. Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия : сб. по России за январь-декабрь 2010-2015 гг. Форма 1-ОР (122). Кн. 3.
5. Сведения о деятельности органов внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом взрывчатых веществ, предоставленные ГУУР МВД России и МВД, ГУ МВД, УМВД России 65 субъектов Российской Федерации и ГУ МВД России по СКФО, за 2011-2017 гг. [Текст].
6. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : [Федер. закон от 13 июня 1996 г № 63-Ф3] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25, ст. 2954.
References
1. Code of laws of the Russian Federation,
1995, No. 33, art. 3349.
2. Code of laws of the Russian Federation, December 13, 1996, No. 150, SPS Konsul'tantPlyus.
3. Organizatsiya deyatel'nosti organov vnutrennikh del v oblasti bor'by s nezakonnym oborotom oruzhiya, boepripasov i vzryvchatykh veshhestv: nauchno-issledovatel'skaya rabota (Organization of the activity of law enforcement bodies in the field of combating the illicit trafficking in arms, ammunition and explosives: research work), Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2015.
4. Otchet o prestupleniyakh, sovershennykh s primeneniem oruzhiya: sb. po Rossii za yanvar'-dekabr' 2010-2015 gg. Forma 1-OR (122). Kn. 3 (Report on crimes committed with the use of weapons), Moscow, 2016.
5. Svedeniya o deyatel'nosti organov vnutrennikh del po bor'be s nezakonnym oborotom vzryvchatykh (Information on the activities of law enforcement bodies to combat illicit trafficking in explosives), Moscow, 2017
6. Code of laws of the Russian Federation,
1996, No. 25, art. 2954.