СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ, БОЕПРИПАСАМИ, ВЗРЫВЧАТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ВЗРЫВНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
Д.Ю. СААКЯН,
соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России ст. оперуполномоченный УУР ГУВД по г. Москве, ст. лейтенант милиции Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;
оперативно-розыскная деятельность Научный руководитель: В.В. Волченков, доктор юридических наук, профессор Рецензент: Б.П. Михайлов, доктор юридических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализ состояния преступности в нашей стране на основании сведений ГИАЦ МВД России позволяет сделать вывод, что незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств увеличился на 6,7%. Автор определил основные направления противодействия преступлениям, связанным с огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. На основании этого сделал вывод, что для повышения эффективности работы по предупреждению и раскрытию указанных преступлений необходимо проводить комплексные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции.
Ключевые слова: незаконный оборот, хищение, огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства.
SOCIAL CONDITIONING TO OFFENSES RELATED TO FIREARMS, AMMUNITION, EXPLOSIVES AND EXPLOSIVE DEVICES
D.Y. SAAKYAN,
an applicant for the Department operational search activity University of Moscow Russian Interior Ministry
Annotation. Analysis of the state of crime in our country on the basis of information MIAC Russian Interior Ministry suggests that the trafficking of weapons, ammunition, explosives and explosive devices has increased by 6,7%. The author has identified the main areas of combating crimes related to firearms, ammunition, explosives and explosive devices. On this basis, concluded that to improve the effectiveness of prevention and solving of these crimes should carry out comprehensive preventive operations and special operations.
Key words: theft, firearms, ammunition, explosives, explosive devices.
В уголовном праве общепризнанно, что преступление — это явление не только правовое, но и социально обусловленное, имеющее специфические характеристики, закономерности развития и механизмы влияния на социальные условия1. Отвечая на вопрос о том, почему в Уголовном кодексе РФ
установлена ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку и ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, необходимо выделить и рассмотреть предпосылки, вызвавшие потребность в принятии нормы.
Изучение юридической литературы, статистических данных ГИАЦ МВД России, правоприменительной практики позволяет говорить о различных предпосылках уголовной ответственности за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку и ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. На наш взгляд, представляется возможным выделить две группы предпосылок уголовно-правового запрета на незаконные действия с предметами вооружения. Первая группа — характерные для любых видов преступлений, т.е. данные об общественной опасности незаконных действий с предметами вооружения и статистические показатели данных преступлений. Вторая группа — относящиеся только к рассматриваемому деянию.
В качестве основной предпосылки установления уголовно-правового запрета и признания действий с предметами вооружения незаконными отметим общественную опасность данного деяния, при этом общественную опасность можно определить как свойство преступления, заключающееся в социально отрицательных изменениях.
Отправным моментом анализа социально отрицательных изменений, возникающих вследствие совершения незаконных приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, прежде всего, выступают научные суждения о его последствиях. Так, В.П. Тихий справедливо отмечает, что «...преступления против общественной безопасности создают состояние общей опасности., угрозу насильственного причинения вреда., снижают уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, нормальной деятельности предприятий и учреждений».2
Таким образом, создание общей опасности и есть преступные последствия, характеризующие общественную опасность незаконных действий с предметами вооружения. Бесспорно, совершение данного преступления причиняет вред всей системе общественных отношений, и, в первую очередь, состоянию общей безопасности.
На общественную опасность указывает и такой элемент состава преступления, как предмет, которому свойственны значительная разрушительная сила, предназначенность для поражения цели либо разрушения тех или иных преград окружающей среды, обращение с которым создает угрозу жизни и здоровью граждан, уничтожения или повреждения имущества. Уголовно-правовые отношения по поводу незаконных действий с предметами вооружения существуют потому, что создается опасность всей системе охраняемых законом интересов. Следовательно, норма об ответственности за незаконные действия с предметами вооружения выступает превентивной мерой, устраняющей условия созда-
ния общей опасности таким самым ценным благам, как жизнь, здоровье человека, а также общественному порядку, нормальной деятельности органов власти и управления.3
В последнее время происходит интенсивное повышение общественной опасности незаконных действий с предметами вооружения по нескольким направлениям:
по предмету преступления: увеличивается удельный вес незаконных действий с взрывными устройствами и взрывчатыми веществами, что приводит к гибели многих людей и крупномасштабному уничтожению и повреждению материальных ценностей. Ежедневно правоохранительные органы изымают у преступников различные взрывчатые вещества и взрывные устройства. Так, в результате расследованных ранее уголовных дел были изъяты 103732 кг взрывчатых веществ и 3644 взрывных устройства;
• по степени тяжести наступивших последствий: осуществление незаконных действий с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами не только причиняет вред общественной безопасности, но и одновременно создает условия причинения вреда таким благам личности как жизнь, здоровье, честь, достоинство, личная неприкосновенность,4 происходит нарушение деятельности органов власти, управления, хозяйственных объектов, страдают отношения собственности;
• по уровню организованности: все чаще незаконные действия с предметами вооружения совершаются созданными специально для этой цели организованными группами. Так, в структуре организованной преступности подавляющее большинство составляют связанные с незаконными действиями с предметами вооружения преступления;
• по национальным и транснациональным масштабам: криминальная миграция в области вооружений — это социальное общественно опасное явление, связанное с перемещением вооруженных лиц и различных видов вооружения. При этом сущность криминальной миграции определяет именно субъективный фактор — стремление совершить преступление или осуществить преступную деятельность. По этому признаку криминальная миграция отличается от миграции в социально-демографическом смысле. В настоящее время криминальная миграция в области оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств достигла серьезных масштабов. Так, С.Е. Метелев отмечает, что с проявлениями транснациональной вооруженной преступности в настоящее время приходится сталкиваться (в той или иной степени) практически во всех регионах России5.
В содержании криминальной миграции предметов вооружения просматриваются те свойственные ей характеристики, которые придают рассма-
триваемому феномену качественное своеобразие и позволяют выделить несколько тенденций, характерных для криминальной миграции в области оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а именно: массовость, цен-тробежность/центростремительность и организованность.
Криминальная миграция предметов вооружения — это массовое явление. В настоящее время происходит перемещение в самых различных направлениях в огромном пространстве предметов вооружения и потоков лиц в целях совершения преступлений. Уточняя данный признак криминальной миграции, подчеркнем, что в объективном смысле криминальная миграция поглощает процессы территориального перемещения правонарушителей как внутри страны, так и между государствами. Криминологически важно отслеживать тенденции такого перемещения с тем, чтобы контролировать развитие преступности. С субъективной точки зрения она представлена движущими мотивами, которые определяют потоки территориальных перемещений.
Подтверждением массового характера криминальной миграции в области предметов вооружения является тот факт, что по всему миру в незаконном обороте находятся более 500 миллионов единиц стрелкового оружия и легкого вооружения — примерно по одной единице на 12 человек.
Центробежность криминальной миграции в области предметов вооружения связана с перемещением вооруженных людей и предметов вооружения из зоны военных действий. Центростремительность выражается в том, что в зону военного конфликта направляются лица, завладевающие оружием в преступных целях.
Криминальной вооруженной миграции свойственна организованность, т.е. перемещение вооруженных лиц и предметов вооружения осуществляется организованными преступными группами и преступными сообществами.
Говоря об организованном характере криминальной миграции в области предметов вооружения, важно отметить ее национально-этнические аспекты. На территории Российской Федерации действуют цыганская, азербайджанская, чеченская, армянская, грузинская, славянская преступные группировки. Но «бесспорными лидерами» в криминальной миграции оружия признаются чеченские преступные группировки, обеспечивающие все пути движения оружия по ближневосточному направлению.
Преступные группировки, образовавшиеся в Северо-Кавказском регионе и занимающиеся незаконным оборотом предметов вооружения, действуют от Ставропольского и Краснодарского края до Приморья. Так, УУР ГУВД по Московской области привело оперативное внедрение в преступную группу, осуществляющую поставки оружия из г. Назрань
Республики Ингушетия в Московскую область. При контрольной закупке преступники пытались сбыть: пистолет ИЖ-78-8 калибра 5,45 мм с глушителем и 5 патронов к нему, гранатомет «Муха», пистолет ПМ с глушителем, автомат АКМ, радио управ ляе-мую мину, взрывчатые вещества, а также вертолетное вооружение на сумму, исчисляемую десятками тысяч долларов США.6
Подобные тенденции свидетельствуют о высоком уровне общественной опасности преступлений, связанных с незаконными действиями с предметами вооружения как для жизнедеятельности личности, общества, государства, так и мирового сообщества в целом.
Таким образом, в качестве основной предпосылки установления уголовно-правового запрета незаконных действий с предметами вооружения, безусловно, выступает их общественная опасность.
К группе общих предпосылок, предопределяющих установление уголовной ответственности за незаконные действия с предметами вооружения, относится криминогенная ситуация в стране в целом. В настоящее время уровень преступности в России достиг размеров, представляющих угрозу национальной безопасности7. При этом состояние преступности важно оценивать с поправ -кой на тенденцию неуклонного роста насильственной и корыстно-насильственной преступности, качественно характеризующей преступную деятельность, свидетельствующей о возрастании степени жестокости в обществе. Особенно настораживает рост терроризма, наиболее опасного по своим масштабам, его направленности и тяжести последствий для государства и граждан, всегда сопряженного с вооруженным насилием. Уровень технической оснащенности террористов постоянно растет: ими используются самые современные радиоуправляемые устройства, а автоматическое огнестрельное оружие «стало неизменным атрибутом террористических организаций»8.
Криминальная ситуация в России, связанная с совершением террористических актов, из года в год осложняется, и если ранее речь шла в основном о возрастании количественного показателя актов терроризма, то в настоящее время изменяется характер данной преступности: основная цель — причинение террористическим актом как можно более тяжких последствий. Характер криминальной ситуации, степень ее напряженности определяются не только и не сколько количественными показателями состояния регистрируемой преступности, сколько качественно новыми ее характеристиками.
Доминирующим источником поступления оружия в незаконный оборот выступает хищение. Поэтому особую тревогу вызывает рост преступности, связанной с хищением предметов вооружения (табл. 1).
Таблица 1
Статистика преступлений, предусмотренных ст. 226 УК РФ, по сведениям ГИАЦ МВД России
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Совершено 2392 2503 2204 1854 1636 1763
Раскрыто 1571 1429 1352 1060 883 958
Снижение фактов хищения предметов вооружения в 2004—2008 гг., на наш взгляд, не может влиять на устойчивую тенденцию прироста, который был весьма ощутим в 2009 г. (6%). При этом полагаем обоснованным говорить о взаимовлиянии как количественных, так и качественных показателей хищений предметов вооружения и преступлений, связанных с незаконными действиями с ними: Во-первых, незаконный оборот предметов вооружения — это следствие совершения их хищений, во-вторых, одной из главных причин существования показателей незаконного оборота предметов вооружения являются факты их хищения; причем как незаконный оборот предметов вооружения создает условия, способствующие их хищению, так и наоборот. Таким образом, данные о хищении предметов вооружения должны коррелироваться с показателями его незаконного оборота.
Однако, в правоприменительной практике на данную взаимосвязь преступлений не обращается должного внимания. Так, в пресс-релизе МВД России к брифингу на тему «Особенности расследования уголовных дел, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств» отмечено, что далеко не все преступления, особенно связанные с незаконным оборотом оружия, выявляются. Имеют место случаи, когда факты хищения оружия не обнаруживаются в течение длительного времени, в том числе из-за формально проводимых проверок.
Изучение уголовных дел свидетельствует, что мероприятия, направленные на установление источника приобретения предметов вооружения, проведены в полном объеме только в 26% исследованных уголовных дел, в подавляющем большинстве случаев они осуществлены не должным образом. Между тем совершенствование деятельности органов внутренних дел по выявлению и пресечению источников поступления оружия является важнейшей предпосылкой своевременного предупреждения и раскрытия преступлений.
Еще одной предпосылкой криминализации действий с предметами вооружения является тот факт, что незаконный оборот предметов вооружения самопродуцируется, вовлекая все новых субъектов, являясь источником совершения как себе подобных, так и других общественно опасных деяний. Н.И. Першуткин подчеркивает: «вооруженность. вынуждает граждан приобретать оружие в целях обороны»9. В.А. Казакова отмечает, что услугами оружейного рынка вынуждены пользоваться не
только преступники, но и многие законопослушные граждане в целях обороны, поскольку они, не находя должной защиты со стороны правоохранительных органов, начинают сами искать доступные средства борьбы с преступниками, становясь при этом нередко на преступный путь незаконного владения оружием.
На основании изложенного подчеркнем, что потребность в установлении уголовно-правового запрета на незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является отражением происходящих в обществе процессов, дающих государству достаточные основания для защиты общественных отношений от преступных посягательств данного вида. Более того, указанные предпосылки имеют единую сущность — общественную опасность.
Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, результаты деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за 2008 г. показывают, что меры недостаточно влияют на масштабность незаконного распространения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, что способствует совершению преступлений с их использованием.
В 2008 г. с применением огнестрельного, газового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ совершено 4365 преступлений (-20,8%), раскрыто 2848 (-24,5%). Наибольший рост преступлений данного вида произошел в Тульской (81,3%), Ярославской (23,1%), Ленинградской (45,8%) областях. Окончено расследованием 2088 уголовных дела по преступлениям, совершенным с их применением, в том числе возбужденных по фактам 328 убийств, 90 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 208 разбоев, 25 случаев бандитизма.
Снижению уровня вооруженной преступности способствуют меры, предпринимаемые по изъятию из незаконного владения огнестрельного оружия.
В течение 2008 г. выявлено 24351 преступление, предусмотренное ст. 222 УК РФ, что на 5,7% больше аналогичного периода прошлого года (см. табл. 2).
По данным ГИАЦ МВД России в течение 2008 г. поставлено на учет 21103 единицы изъятого вооружения, в том числе 3754 — нарезного. Согласно оперативным сводкам МВД России в 2008 г. у преступников изъято 1558 единиц различного огнестрельного оружия, более 1 тыс. гранат, свыше 2,5 тыс. выстрелов к подствольному гранатомету, 777 мин, почти
2 тыс. снарядов, 169 взрывных устройства, 3800 кг взрывчатых веществ. Наибольшее количество вооружения изымалось в Северо-Кавказском регионе,
а также в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Приморском крае, Брянской и Амурской областях.
Состояние преступности в России (сведения ГИАЦ МВД России)
Таблица 2
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Совершено преступлений с использованием оружия 9 641 9 171 7 648 5 509 4 365 8 679
Выявлено преступлений по ст. 222 УК РФ 22 617 23 229 23 253 23 033 24 351 25 800
Совершено преступлений с использованием ВВ и ВУ 862 710 528 352 298 392
Весьма значительное увеличение оружия в криминальном обороте дают факты незаконного изготовления и переделки газового оружия, а также оружие, добытое в результате несанкционированных раскопок в местах боевых действий времен Великой Отечественной войны.
В результате предпринятых подразделениями органов внутренних дел мер на протяжении последних пяти лет сохраняется тенденция к снижению количества хищений огнестрельного оружия, с 2392 в 2004 г. до 1636 в 2008 г. Однако, одновременно отмечается и снижение количества раскрытых (с 1571 до 883). По итогам 2008 г. остаток не раскрытых преступлений данной категории увеличился на 16,7%.
Ранее неоднократно отмечалось, что одним из основных источников поступления вооружения в преступную среду являются государственные военизированные организации и, в первую очередь, Минобороны России. В последние годы ситуация существенно изменилась. В течение 2008 г. по данному Министерству было похищено и утрачено всего 459 единиц различного вооружения, в то время как оружия, находившегося в личном владении у граждан, похищено 12252 единицы. От числа похищенного треть составляют газовые пистолеты, в основном, произведенные на Ижевском механическом заводе и наиболее подверженные переделке под боевые. С использованием такого оружия в прошлые годы был совершен ряд резонансных убийств.
Несмотря на снижение количества преступлений, совершаемых с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств (на 15,3%), оперативная обстановка по линии борьбы с криминальными взрывами продолжает оставаться сложной. От общего числа совершенных преступлений данного вида 298 (-15,3%) раскрыто лишь 102 (-49,8%).
Наиболее неблагополучное положение сложилось в Республике Ингушетия, где совершено 58 криминальных взрывов, из которых раскрыто 11, Чеченской Республике (из 45 совершенных раскрыто 12), Республике Дагестан (38/19), Кабардино-Балкарской Республике (18/1), а также в Краснодарском (7/0) и Ставропольском (12/5) краях.
В Московской области из 9 совершенных криминальных взрывов раскрыто только 4, в Иркутской области из 8—4, в Приморском крае из 7—2.
Вызывает обеспокоенность направленность криминальных взрывов. В большинстве случаев при взрывах применяются самодельные взрывные устройства (далее по тексту — СВУ), в которых используются смесевые взрывчатые вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Часто СВУ снаряжены поражающими элементами в виде болтов и гаек. В основном взрывы с использованием СВУ совершаются в период с 13.00 ло 22.00 часов, т.е. во время наибольшего скопления людей.
Такие преступления, в основном, направлены в отношении объектов, владельцами и работниками которых являются представители неславянских народностей.
Например, за совершение 4 взрывов в г. Москве задержано и арестовано 4 человека, двое из которых жители г. Волгограда, и двое — жители г. Москвы. В ходе проведения оперативных мероприятий и следственных действий установлена их причастность к совершению 9 убийств, одного покушения на убийство и одного причинения тяжкого вреда здоровью.
Данные обстоятельства свидетельствуют об активизации преступной деятельности неформальных молодежных объединений националистического и экстремистского толка. Как показывает практика, информацию о технологии изготовления СВУ они получают из Интернета.
Это подтверждается показаниями лиц, задержанных и арестованных за совершение аналогичных преступлений.
Преступления, связанные с использованием СВУ на основе смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры, были совершены в Волгоградской, Иркутской, Московской областях, городах Томске и Пензе.
В связи с этим назрела необходимость установления лиц, распространяющих и использующих в Интернет-ресурсах информацию экстремистского толка, а также о способах изготовления взрывных устройств, самодельной переделке газового и травматического оружия под боевое.
Слабо используются возможности Интерпола по установлению каналов поступления огнестрельного оружия иностранного производства на территорию российской Федерации. Его проверка по «Системе отслеживания оружия и взрывных устройств» (^ЕТБ) Генерального секретариата Интерпола и базам данных правоохранительных органов стран-членов Интерпола проводится не систематично.
В 2008 г. изъято 1409 стволов зарубежных образцов. Вместе с тем, по системе ^ЕТБ проверено лишь 164 единицы, из них 60 — являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам. По 78 запросам в 67 случаях установлена его «продажная история».
Негативное влияние на розыск похищенного оружия, установление источников его поступления в преступную среду оказывает отсутствие должного контроля за исполнением требований приказа МВД России № 612 дсп от 9 июля 2007 г.
С целью предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также выявления и пресечения административных правонарушений в области оборота оружия органам внутренних дел необходимо проводить комплексные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции.
В целях повышения эффективности работы по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и криминальных взрывов, необходимо:
• принять исчерпывающие меры по приобретению конфидентов (ст. 17, 18 ФЗ «Об ОРД»), способных выявлять стадии подготовки и освещать криминальную деятельность лиц, причастных к незаконному обороту оружия и криминальным взрывам;
• максимально использовать процессуальные, оперативные и технико-криминалистические воз-
можности при проведении мероприятий по изобличению и привлечению к уголовной ответственности лиц, причастных к преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и криминальными взрывами. Ввести в практику создание следственно-оперативных групп на стадии реализации дел оперативного учета (ст. 11 ФЗ «Об ОРД»);
• проводить специальные операции «Арсенал», при проведении которых основной упор делать на изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, находящихся в незаконном обороте.
1 Тоболкин П.С. Социальная обусловленность уголовно-правовых норм / П.С. Тоболкин. Свердловск, 1983. С. 5.
2 Тихий В.П. Уголовная ответственность за нарушение правил обращения с опасными предметами / В.П. Тихий. Киев, 1989. С. 10—11.
3 Литвин А.П. Борьба органов внутренних дел с незаконным обладанием предметами вооружения. Уголовно-правовые и криминологические вопросы: учебное пособие / А.П. Литвин. Киев, 1990. С. 10.
4 Корецкий Д.Л. Основы теории и методологии криминологического исследования тяжких преступлений, совершаемых с применением оружия: автореферат дис. докт юрид. наук: 12.00.08 / Д.Л. Корецкий. М., 1998. С. 25.
5 Метелев С.Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение: автореферат дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / С.Е. Метелев. Омск, 1996. С. 16.
6 Казакова В.А. Вооруженная преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы / В.А. Казакова. М., 2003. С. 157.
7 Концепция национальной безопасности РФ: утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 // Собрание законодательства РФ. 2000. №2. Ст. 170.
8 Казакова В.А. Вооруженная преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы: автореферат дис. докт. юрид. наук: 12.00.08 / В.А. Казакова. М., 2003. С. 35—36.
9 Першуткин Н.И. Оружие как средство самообороны / Н.И. Першуткин // Законность. 1998. «К» I. С. 17.