Борьба с экстремизмом и терроризмом как один из важных элементов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
ВАГИФ ИСМАИЛОВИЧ АЛЕСКЕРОВ,
профессор кафедры оперативно-технических мероприятий Международного межведомственного центра подготовки сотрудников
оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А. Н. Сергеева, кандидат юридических наук, доцент Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
Российская Федерация, 142007, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3
E-mail: [email protected]
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ БАРАНОВ,
доцент кафедры информационных технологий, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
The Fight against Extremism and Terrorism as One of the Most Important Elements to Ensure National Security Of the Russian Federation
VAGIF ISMAILOVICH ALESKEROV,
Professor of the Department of Operational and Technical Measures of the International Interdepartmental Training Center for Employees of Operational Units named after Lieutenant General of Militia A. N. Sergeev, Candidate of Law, Associate Professor All-Russian Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 142007, Moscow region, Domodedovo, mkr-n Aviatsionny, Pihtovaya str., 3 E-mail: [email protected]
VLADIMIR VLADIMIROVICH BARANOV,
Associate Professor of the Department of Information Technology, Candidate of Law
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
УДК 343.4
Аннотация. В статье актуализируется тема опасности распространения терроризма и экстремизма в современном обществе в условиях специальной военной операции, проводимой Российской Федерацией, акцентируется особое внимание на особенностях их проявления в условиях гибридной войны, включающей в себя все современные формы терроризма и экстремизма. Особое внимание уделяется минимизации угроз национальной безопасности Российской Федерации, предполагающих экстремистские и террористические действия Запада, в условиях гибридной войны на Украине. Цель исследования - проанализировать подходы и методы, применяемые в мировом сообществе для борьбы с террористической и экстремистской деятельностью в реальной жизни и виртуальном пространстве. Задачи исследования определяются его целью и состоят в том, чтобы сформулировать понятийный аппарат исследования; определить особенности развития терроризма и экстремизма в современном обществе; определить основные направления совершенствования системы противодействия терроризму и экстремизму в рамках минимизации угроз национальной безопасности Российской Федерации. Проведенное исследование позволяет сделать однозначный вывод о том, что во всех государствах мира противодействие терроризму и экстремизму является комплексной задачей. Следует уделить больше внимания межгосударственному сотрудничеству в данной сфере, а также обобщить накопленный мировой опыт и создать единую международную нормативно-правовую базу для регулирования отношений по данному вопросу. В работе был изучен и проанализирован опыт противодействия терроризму и экстремизму, который с учетом корректировок целесообразно применять и в России для совершенствования административно-правовых средств, используемых в борьбе с ним.
Ключевые слова и словосочетания: экстремизм; терроризм; экстремистская деятельность; экстремистская идеология; преступность; международный характер.
Annotation. The article actualizes the topic of the danger of the spread of terrorism and extremism in modern society in the context of a special military operation conducted by the Russian Federation, focuses special attention on the peculiarities of their manifestation in a hybrid war, which includes all modern forms of terrorism and extremism. Particular attention is paid to minimizing threats to the national security of the Russian Federation, involving extremist and terrorist actions of the West, in the context of a hybrid war in Ukraine. The purpose of the study is to analyze the approaches and methods used in the world community to combat terrorist and extremist activities in real life and virtual space. The objectives of the study are determined by its purpose and consist in formulating the conceptual apparatus of the study; to determine the features of the development of terrorism and extremism in modern society; to determine the main directions for improving the system of countering terrorism and extremism within the framework of minimizing threats to the national security of the Russian Federation. The conducted research allows us to draw an unambiguous conclusion that in all countries of the world, countering terrorism and extremism is a complex task. It is necessary to pay more attention to interstate cooperation in this area, as well as to summarize the accumulated world experience and create a unified international regulatory framework for regulating relations on this issue. In the work, the experience of countering terrorism and extremism was studied and analyzed, which, taking into account adjustments, it is advisable to apply in Russia to improve the administrative and legal means used in the fight against it.
Keywords and phrases: extremism; terrorism; extremist activity; extremist ideology; crime; international character.
Современное общество стоит на пороге глобального передела сфер влияния, наблюдается существенный рост напряженности между странами блока Соединенные Штаты Америки — Североатлантический Альянс и странами, не поддерживающими их курс (Россия, Китай). Постоянно приходят новости об очередном вооруженном конфликте: обострение отношений Сербии и Косово, антитеррористическая операция Израиля в Секторе Газа, Карабахский конфликт, конфликт Китая и Тайваня, специальная военная операция (далее — СВО), проводимая Российской Федерацией на территории Украины. Все это существенно повышает градус международных противоречий, который препятствует форми-
рованию многополярного общества, исключающего гегемонию Соединенных Штатов Америки. Наиболее острой проблемой национальной безопасности Российской Федерации является ситуация на Украине — сотни международных инструкторов (в том числе стран Североатлантического Альянса), обучающих националистические батальоны, восьмилетняя накачка страны наемниками, оружием и военной техникой, бесконтрольная передача вооружения населению — все это создало предпосылки для нанесения превентивного удара с целью устранения данных угроз со стороны недружественных для Российской Федерации стран. С момента начала СВО угроза терроризма и экстремизма в Российской Федерации остается на высоком
уровне, тем более что к текущему моменту участились угрозы, покушения, террористические удары со стороны Украины.
В связи с этим стоит отметить, что состояние противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации имеет определенные проблемы, исследование и решение которых очень актуально на данный момент и в ближайшей перспективе. Это связано с тем, что на освобожденных от нацистского режима Украины территориях последняя ведет тактику контролируемого террора, стараясь затянуть процесс интеграции освобожденных территорий (Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика, Херсонская область, Запорожская область и др.).
Безопасность населения является важнейшим принципом для любого государства. Существует большой объем положений, конвенций в этой сфере, их систематизация является актуальным исследованием. Теоретические наработки и анализ нормативно-правовых актов, принципов противодействия терроризму и экстремизму имеют в основном фрагментарное содержание, что нашло отражение в ряде научных трудов отечественных авторов. Актуальна потребность в исследовании научных идей и подходов по созданию качественно уникального механизма борьбы с преступлениями террористической и экстремистской направленности, совершенствованию соответствующего действующего законодательства и правоприменительной практики.
Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму»1 терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Проблема терроризма существенно обострилась после начала СВО, в результате чего масштабы террористической и экстремисткой деятельности, исходящие со стороны неонацистского режима Украины и стран коллективного Запада, существенно возросли. Исходя из тактики контролируемого террора, проводимой офисом Зеленского, усложнилась задача прогнозирования новых целей террористических актов для своевременной защиты. На Россию возложена задача стать государством, способным защитить свой народ и обеспечить
1 О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2022).
безопасность не только на своей территории, но и на освобожденных территориях, ожидающих интеграцию в Российскую Федерацию в ближайшее время.
Основная цель терроризма — шантаж (запугивание) органов власти и населения опасностью гибели людей, причинением значительного имущественного ущерба либо наступлением иных общественно опасных последствий, осуществляемый в целях нарушения общественной безопасности и оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам [5].
Борьба с финансированием терроризма предполагает, прежде всего, разработку действенных инструментов для противодействия, своевременного выявления, прекращения финансирования террористической деятельности.
Системообразующим инструментом является законодательство по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. Стоит отметить, что в последние годы в Российской Федерации сформирована законодательно-нормативная база, которая соответствует действующим международным стандартам и является основой для разработки инструментария по выявлению и остановке операций, которые могут быть связаны с финансированием терроризма или террористической деятельности.
В настоящее время сотрудники органов внутренних дел уделяют большое внимание своевременному выявлению и раскрытию различного рода проявлений террористической и экстремистской направленности. Борьба с этим видом преступности является одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Общеизвестно, что в Российской Федерации проживает более 170 национальностей разных конфессий и вероисповеданий, общающихся на разных языках, что также периодически обостряет отношения внутри страны (волны преступлений мигрантов, работа национальных диаспор, внутренние споры). Однако это не наращивает объемы терроризма и экстремизма в стране, оставаясь в целом контролируемым процессом.
Исходным фактором раскрытия сущности терроризма является установление его связи с такими явлениями как террор и экстремизм. Вопросы соотношения понятий террора, терроризма и экстремизма являются принципиальными и основными для правильного определения сущности терроризма. Терроризм как понятие производно от понятия террор. Терроризм — это собирательный термин, охватывающий своим содержанием различные формы проявления террора и отражающий в них
нечто общее, устойчивое и существенное. Это позволяет сделать вывод, что терроризм — это политика и практика экстремистского влияния, основанные на применении нелегального и нелегитимного насилия, обусловленного особым видом мессианства, имеющего свою идеологию и генерирующую агрессию [1]. Существуют определенные принципиальные отличия между понятиями «экстремизм» и «терроризм»:
— чаще всего терроризм является разовым актом или серией подобных актов, в то время как для экстремизма характерна массовость и непрерывность процесса;
— субъектами экстремизма являются общественно-политические образования или структуры, а субъектами терроризма — физические лица, подлежащие уголовному преследованию согласно нормам уголовного права конкретного государства;
— экстремизм — это особый способ осуществления политической власти, а терроризм — преступное действие, преследуемое в соответствии с внутригосударственным и международным правом.
Модель современного терроризма — это устойчивая форма экстремистского влияния, имеющая типичные для данного региона черты, обусловленные самобытностью и локальным характером общественного развития. Модели современного терроризма представлены особыми способами подрыва устоев государства и общества, нападения на население, отрицания морально-нравственных и юридических норм ведения вооруженного противоборства и войны [3].
Выделяют две основные модели терроризма: западную и восточную. Западная модель терроризма свойственна евроатлантической цивилизации. Она порождена глубоким духовным кризисом при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу и реализовала на практике противоречивые традиции буржуазного (индустриального) общества. Она развивалась в условиях структурного кризиса, но при наличии глубоко устоявшихся демократических свобод, развитого парламентаризма, всесторонних гарантий прав и свобод личности. Данная модель представлена деятельностью социально-политических сил, стремящихся к радикальному изменению политической системы. Основными видами террористической деятельности в рамках этой модели выступают анархические бунты, диверсии, происходящие под знаменем экстремистских идеологий (маоизм, неоанархизм, неонацизм) [4].
Восточная модель терроризма относится к обширному азиатско-североафриканскому
региону. Она отличается высокой степенью сложности, носит как внутрицивилизацион-ный, так и межцивилизационный характер; обусловлена внутренними процессами развития государства, глобальными течениями, характеризует противостояние экстремистов отдельному государству, странам целого региона (Ближний Восток), а также ведущим государствам мира (США, России, Индии). Восточная модель включает в себя несколько уровней организации: внутри отдельных стран (Японская Красная Армия, Тигры освобождения Тамил-Ила-ма), региональные партии (Братья-мусульмане) и глобальные синдикаты (Аль-Каида). Основными видами террористической деятельности в рамках этой модели выступают разные методы и формы гражданского нелегитимного насилия. «Восточный» терроризм находит средства поражения, ранее известные только для сильных государств. Его деятельность характеризуется элементами жертвенности, нетерпимости и фанатизма, становится более ожесточенной, кровопролитной и непримиримой.
Современные реалии наложили свой отпечаток на виды терроризма и экстремизма. В частности, стали появляться новые виды терроризма, например, кибертерроризм, который является огромной угрозой как для национальной, так и для всеобщей безопасности государства и общества, в связи с тем, что ки-бератаки совершаются на наиболее значимые для государства и мирового сообщества объекты. Будучи одним из видов терроризма, ки-бертерроризм всегда преследует цели, связанные с оказанием давления на органы власти, международные организации, запугиванием населения, дестабилизацией инфраструктуры, что является существенным отличием от иных преступлений в киберпространстве. Акты компьютерного терроризма грозят возникновением политических и экономических кризисов мирового масштаба, в связи с чем видится необходимость объединения сил государств для борьбы с данным явлением.
Для Российской Федерации проблема терроризма и экстремизма перешла в острую фазу после начала СВО. Многочисленные террористические акты (в том числе в сети Интернет) и другие агрессивные действия подталкивают Российскую Федерацию к пересмотру и изменениям законодательных, ведомственных актов для борьбы с национальными угрозами, вызванными экстремистской и террористической деятельностью Украины и стран НАТО.
Сложность ситуации состоит в поиске новых антитеррористических мер. Этот процесс требует отказа от стереотипных подходов, поэтому
государству необходимо обратить внимание на научные исследования по данной проблематике и практические предложения как национальных, так и международных организаций.
Одним из способов решения этого вопроса, безусловно, является правотворческая деятельность государства, поскольку права и свободы человека и их гарантии являются наивысшей ценностью для государства. В Российской Федерации процесс оптимизации нормативно-правовой базы по противодействию терроризму тормозится преимущественно из-за нехватки оперативного рассмотрения и утверждения на законодательном уровне необходимых изменений и дополнений к действующим законам.
Противодействие терроризму не является эффективным без качественного нормативно регулирования. Существует ряд законов Российской Федерации и международных договоров и конвенций универсального и регионального характера. Среди основных следует назвать Конституцию Российской Федерации1, Уголовный кодекс Российской Федерации2, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях3, федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности»4, «О противодействии терроризму»5, «О прокуратуре Российской Федерации»6, «О чрезвычайном положении»7, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации8 [2].
1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2022).
2 Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2022).
5 О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2022).
6 О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2022).
7 О чрезвычайном положении [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2022).
8 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом Рос. Федерации 5 октября 2009 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2022).
В части международных актов наибольшее внимание заслуживают Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, Конвенция Совета Европы о предотвращении терроризма, другие конвенции подробнее регулируют проблемные сферы, а именно: бомбовый терроризм, финансирование терроризма, ядерный терроризм и т. д. Относительно подзаконных актов следует отметить: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; решения Совета Безопасности Российской Федерации и другие.
Рассматривая совокупность нормативных актов, по нашему мнению, указанные акты можно выделить по следующим уровням: национальные, международные, ведомственные подзаконные акты (приказы, решения, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы).
В первую очередь необходимо более подробно рассмотреть национальные акты. Главным правовым источником является Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства. Основу правового регулирования составляет положения Конституции Российской Федерации, которые определяют основы деятельности по предотвращению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической и экстремистской деятельности. Борьба с терроризмом — один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на конституционном уровне.
В Конституции Российской Федерации прямое упоминание о терроризме и террористической деятельности отсутствует, тем не менее расширительное толкование норм Основного Закона и иных нормативно-правовых актов обнаруживает заложенные в них конституционные основы противодействия терроризму. Так, например, пп. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации закрепляет положение, согласно которому Правительство Российской Федерации осуществляет меры по борьбе с преступностью, а следовательно, и по борьбе с терроризмом, поскольку последний отнесен к преступлениям против общественной безопасности (гл. 24 Уголовного кодекса Российской Федерации). Анализ данных статей позволяет сделать вывод, что антитеррористическая деятельность должна быть направлена на обеспечение жизни, здоровья, чести, достоинства, неприкосновенности, безопасности, других прав человека. Кроме того, в Конституции Российской Федерации отмечается, что важнейшими функциями государства является защита территориальной целостности, суверенитета
и информационной безопасности. Интересно, что в статье делается акцент именно на экономической и информационной безопасности страны, речь не идет об экологической, международной безопасности и т. д.
Конституция Российской Федерации также указывает, что ни один человек не может быть лишен жизни, а обязанность государства — защищать жизнь человека, это и составляет конституционную основу антитеррористической деятельности в Российской Федерации. Важен подход к предотвращению терроризма через право защиты своей жизни, ведь предотвращение терроризма — это дело не только уполномоченных государством органов, но и каждого гражданина, который может осуществлять такую деятельность. В Уголовном кодексе Российской Федерации отмечены понятия террористического акта и экстремисткой деятельности, и деяния, за которые наступает уголовная ответственность.
Успех антитеррористической деятельности может быть достигнут только всесторонней, тщательной подготовкой, объединяющей две составляющие: подготовку, осуществляемую в ходе повседневной деятельности подразделений и структур, предусмотренных для участия в операции; непосредственную подготовку в ходе возникновения террористической ситуации.
Анализ нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу борьбы с терроризмом, свидетельствует, что антитеррористическое законодательство Российской Федерации требует дальнейшей систематизации, кодификации и усовершенствования с учетом реальных и потенциальных угроз террористического характера национальной безопасности. В частности, учитывая необходимость оптимизации общегосударственной системы противодействия терроризму, целесообразно обратить внимание на то, что одним из приоритетных направлений государственной политики в данной сфере является реализация в законодательстве предохранительных рычагов, направленных на выявление и устранение террористической деятельности, разоблачение признаков террористических проявлений, недопущение их превращения в реальные действия. Также важным шагом для борьбы с терроризмом следует считать разработку определенной стратегической программы, направленной на профилактику терроризма.
В контексте вызовов национальной безопасности Российской Федерации по состоянию на сегодняшний день все еще сохраняют актуальность следующие направления развития государственной антитеррористической политики:
— завершение СВО путем достижения всех поставленных целей, защита освобожденных территорий, создание условий для безопасного проживания населения на территориях с повышенной террористической угрозой;
— реформирование сектора безопасности и обороны;
— становление и развитие стратегических коммуникаций сектора безопасности и обороны;
— усовершенствование законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму;
— усовершенствование системы защиты объектов возможных террористических посягательств;
— формирование культуры нетерпимого отношения к идеологии экстремизма и терроризма;
— противодействие финансированию терроризма;
— вовлечение гражданского общества в борьбу с терроризмом;
— международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом и интеграция Российской Федерации в глобальное пространство безопасности.
Учитывая незавершенность формирования в Российской Федерации политико-правовых основ обеспечения государственной политики противодействия современному терроризму, очевидным приоритетом ее развития, требующим первоочередного решения, должна стать разработка и принятие нового проекта национальной стратегии противодействия терроризму (или корректировка принятой Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года1) и связанными с ним угрозами, а также соответствующей государственной целевой программы для обеспечения должного уровня ее финансирования. Указанная стратегия должна, в частности, определить цель, приоритеты и задачи государственной политики в сфере противодействия терроризму, комплекс приоритетных мер и механизмов реализации определенных задач, а также объем и источники финансирования мер реализации стратегии с учетом современных реалий.
Актуальной задачей в сфере усовершенствования государственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации, по мнению ряда исследователей, может стать дополнение Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации, в частности:
1 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом Рос. Федерации 28 ноября 2014 г. № Пр-2753 // Коммерческий интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_194160/ (дата обращения: 01.08.2022).
— усовершенствование порядка взаимодействия государства с гражданами и обществом в ходе реализации основных задач государственной политики в соответствующей сфере (в т. ч. обеспечение информированности общества об опасности и масштабах терроризма, порядок действий в случае террористической атаки, более активное привлечение граждан к участию в противодействии терроризму и т. п.);
— усовершенствование порядка информационного и научного обеспечения деятельности государственных органов, вовлеченных в борьбу с терроризмом;
— активизация международного сотрудничества в соответствующей сфере.
Соглашаясь с вышеуказанным, следует отметить, что на современном этапе развития политики противодействия терроризму последняя должна формироваться в русле развития системы устойчивости общества к гибридным угрозам и угрозе терроризма в соответствии с приоритетами новой Стратегии национальной безопасности. Устойчивость, согласно положению Стратегии, определяется как способность общества и государства быстро адаптироваться к изменениям среды безопасности и поддерживать устойчивое функционирование, в частности путем минимизации внешних и внутренних уязвимостей.
В связи с этим привлекают внимание наработки Российского института стратегических исследований в области Концепции обеспечения национальной устойчивости, включающей общее видение системы устойчивости и комплексный подход к противодействию широкому спектру угроз.
В частности, проект Концепции должен определить основные направления развития:
— усовершенствование кризисного менеджмента, повышение устойчивости общин, экономической устойчивости, общественной устойчивости;
— создание национального координатора, структуры его вспомогательных органов;
— формирование общей схемы распределения ответственности и полномочий государственных органов по определенным направлениям обеспечения национальной устойчивости;
— выделение особенностей формирования национальной системы оценки угроз и ведения национального реестра/профиля угроз;
— формирование национальной сети уполномоченных государственных органов и научных учреждений по вопросам стратегического анализа;
— создание постоянно действующих механизмов взаимодействия органов государственной и местной власти, неправительственных организаций, частного бизнеса и международных партнеров по вопросам обеспечения национальной устойчивости (на национальном и местном уровнях);
— формирование и функционирование постоянно действующих двусторонних каналов коммуникаций государства с населением, а также распространение необходимых знаний;
— обязательность проведения периодических межведомственных учений и тренировок с участием населения и других мероприятий с целью повышения уровня осведомленности и готовности к реагированию на широкий спектр угроз.
Следовательно, с целью концептуального согласования положений будущего проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации с Концепцией национальной устойчивости целесообразно принять ряд важных политических решений, функционально направленных на повышение эффективности работы сразу нескольких механизмов государственной политики противодействия терроризму: правового, институционального и координационного. Также имеет смысл субъектам законодательной инициативы в исследуемой сфере (Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Совету Безопасности Российской Федерации) сосредоточить внимание на подготовке проекта Стратегии противодействия терроризму и экстремизму. В частности, новая Стратегия противодействия терроризму и экстремизму должна включать в себя определение и формирование мер по противодействию терроризму на принципиально новой концептуальной основе, включая как террористические действия, так и экстремизм. Следует также подчеркнуть, что в связи с озвученными выше задачами, новая Стратегия должна, во-первых, включать актуальную правовую базу в области экстремизма, во-вторых, предполагать внесение изменений в закон о борьбе с терроризмом, касающихся правовых мер противодействия террористическим проявлениям. Также для надлежащего финансового обеспечения реализации мер названной Стратегии целесообразно предложить принятие Национальной программы противодействия терроризму и экстремизму.
Таким образом, современная государственная политика противодействия терроризму требует существенных коррективов в соответствии с динамикой изменений в тактике современного терроризма, а предложенные уточнения приоритетных
направлений деятельности государства в исследуемой сфере должны повысить устойчивость к террористической угрозе. Необходим комплексный подход, включающий анализ международного опыта по противодействию терроризму и экстре-
мизму для достижения проявления позитивных процессов, формирования общественно полезной информации и обеспечения роста экономического и культурного прогресса как в Российской Федерации, так и в других странах.
Список литературы:
1. Авакьян С. А. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы: монография. Москва: Юстицинформ, 2015.
2. Асильдаров А. Ч. Правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. № 3.
3. Изиляева Л. О. Терроризм как социально-политическое явление: дис. ... канд. полит. наук. Уфа, 2004.
4. Морозов И. Л. Терроризм как вид вооруженного политического насилия в условиях глобальной урбанизации // Политическая наука. 2018. № 4.
5. Методы, виды террористической деятельности и тенденции развития современного терроризма. URL: https:// www.masu.edu.ru/antiterror/theory/ (дата обращения: 01.08.2022).